🗊Презентация Морфологические средства стилистики

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфологические средства стилистики, слайд №1Морфологические средства стилистики, слайд №2Морфологические средства стилистики, слайд №3Морфологические средства стилистики, слайд №4Морфологические средства стилистики, слайд №5Морфологические средства стилистики, слайд №6Морфологические средства стилистики, слайд №7Морфологические средства стилистики, слайд №8Морфологические средства стилистики, слайд №9Морфологические средства стилистики, слайд №10Морфологические средства стилистики, слайд №11Морфологические средства стилистики, слайд №12Морфологические средства стилистики, слайд №13Морфологические средства стилистики, слайд №14Морфологические средства стилистики, слайд №15Морфологические средства стилистики, слайд №16Морфологические средства стилистики, слайд №17Морфологические средства стилистики, слайд №18Морфологические средства стилистики, слайд №19Морфологические средства стилистики, слайд №20Морфологические средства стилистики, слайд №21Морфологические средства стилистики, слайд №22Морфологические средства стилистики, слайд №23Морфологические средства стилистики, слайд №24Морфологические средства стилистики, слайд №25Морфологические средства стилистики, слайд №26Морфологические средства стилистики, слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфологические средства стилистики. Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфологические средства стилистики
Описание слайда:
Морфологические средства стилистики

Слайд 2





Вопросы
Что такое морфология?
Какие части речи различает морфология?
Что такое форма слова?
Назовите ГЗ слова «в озере».
Описание слайда:
Вопросы Что такое морфология? Какие части речи различает морфология? Что такое форма слова? Назовите ГЗ слова «в озере».

Слайд 3






ОБЩИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Грамматическая форма слова соотносит его с той или иной частью речи и обусловливает сочетаемость слова с другими компонентами предложения. 
В сознании носителя языка существует представление о правильности/неправильности функционирования той или иной части речи.
Если ГЗ слова получают неверное с точки зрения этой системы выражение, возникает ощущение неправильности речи:
Красивый село
Эта книга еще книжнее, чем та.
2. Использование словоформы может быть закреплено за тем или иным стилем литературного языка: из леса – из лесу; считалась сиротою; знание, знанье.
3. Использование словоформы может вызывать определенные ассоциации, нужные автору: Иду я вчера, смотрю –яма. 
4. У каждой части речи есть свои стилистические возможности.
Описание слайда:
ОБЩИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1. Грамматическая форма слова соотносит его с той или иной частью речи и обусловливает сочетаемость слова с другими компонентами предложения. В сознании носителя языка существует представление о правильности/неправильности функционирования той или иной части речи. Если ГЗ слова получают неверное с точки зрения этой системы выражение, возникает ощущение неправильности речи: Красивый село Эта книга еще книжнее, чем та. 2. Использование словоформы может быть закреплено за тем или иным стилем литературного языка: из леса – из лесу; считалась сиротою; знание, знанье. 3. Использование словоформы может вызывать определенные ассоциации, нужные автору: Иду я вчера, смотрю –яма. 4. У каждой части речи есть свои стилистические возможности.

Слайд 4





Имя существительное
Описание слайда:
Имя существительное

Слайд 5





I. Нарицательные и собственные
А) Переход из собственного в нарицательные: Никакие гитлеры не страшны.
Б) Переход из нарицательного в собственное: Не правда, а Правда.
В) Создание «говорящих фамилий»: Скалозуб, Манилов...
Г) Фамилия, соответствующая времени, национальным традициям: Индустрия Павловна; Белое перо, Иван Иванов, Джон Смит.
Д) Языковая игра: Фоменко в ритме фламенко. Буш бушует.
Е) Неологизм: Виношоукур.
Описание слайда:
I. Нарицательные и собственные А) Переход из собственного в нарицательные: Никакие гитлеры не страшны. Б) Переход из нарицательного в собственное: Не правда, а Правда. В) Создание «говорящих фамилий»: Скалозуб, Манилов... Г) Фамилия, соответствующая времени, национальным традициям: Индустрия Павловна; Белое перо, Иван Иванов, Джон Смит. Д) Языковая игра: Фоменко в ритме фламенко. Буш бушует. Е) Неологизм: Виношоукур.

Слайд 6





III. Число
Ряд слов может выступать только в ед ч.: 
собственные: Иван, Лондон;
отвлеченные: грациозность, пение;, 
вещественные: соль, бетон;
собирательные : старичьё, молодёжь;
+ названия месяцев, болезней и т.д.
Ряд слов – только во множ. числе: сутки, брюки, очки.
Необходимо соблюдать норму. 
Несоблюдение норм ЛЯ может быть стилистически оправдано.
Описание слайда:
III. Число Ряд слов может выступать только в ед ч.: собственные: Иван, Лондон; отвлеченные: грациозность, пение;, вещественные: соль, бетон; собирательные : старичьё, молодёжь; + названия месяцев, болезней и т.д. Ряд слов – только во множ. числе: сутки, брюки, очки. Необходимо соблюдать норму. Несоблюдение норм ЛЯ может быть стилистически оправдано.

Слайд 7






1. — Эх вы, стеньки разины липовые... Свою душу, как персидскую княжну, в водке топите... Даже воровать как следует не умеете, — вздохнул Циолковский. 
2. Старший шурфовщик Иван Иванович по фамилии Заграничный, который никогда ни в каких заграницах не бывал <...> начал беседу о котах. 
3. Эти писатели ближе мне, и уже их стремление вмешаться  в жизнь заставляет меня с любовью думать о них как о прекрасных донкихотах. 
4. Все национализмы бесчеловечны. Верить в свою страну отдельно от человечества нельзя (Е. Евтушенко). 
5. Еще он что-то говорил про сберкассу и про свои рабочие руки. Но на него зашикали марины сергеевны и лени голубковы. 
6. Появление имени первого космонавта на карте страны даже путем переименования вполне соответствует мировой культурной традиции. И не нужно нам низводить Гагарина и Чкалова в разряд Ждановых. 
7. Реорганизаторам невыгодно брать в расчет, что многие действительно сложные проблемы в повседневной деятельности компании возникают в силу объективных экономических причин — от последствий введения валютного коридора до общего состояния многострадальных «северов», да и всей России (из газет).
Описание слайда:
1. — Эх вы, стеньки разины липовые... Свою душу, как персидскую княжну, в водке топите... Даже воровать как следует не умеете, — вздохнул Циолковский. 2. Старший шурфовщик Иван Иванович по фамилии Заграничный, который никогда ни в каких заграницах не бывал <...> начал беседу о котах. 3. Эти писатели ближе мне, и уже их стремление вмешаться в жизнь заставляет меня с любовью думать о них как о прекрасных донкихотах. 4. Все национализмы бесчеловечны. Верить в свою страну отдельно от человечества нельзя (Е. Евтушенко). 5. Еще он что-то говорил про сберкассу и про свои рабочие руки. Но на него зашикали марины сергеевны и лени голубковы. 6. Появление имени первого космонавта на карте страны даже путем переименования вполне соответствует мировой культурной традиции. И не нужно нам низводить Гагарина и Чкалова в разряд Ждановых. 7. Реорганизаторам невыгодно брать в расчет, что многие действительно сложные проблемы в повседневной деятельности компании возникают в силу объективных экономических причин — от последствий введения валютного коридора до общего состояния многострадальных «северов», да и всей России (из газет).

Слайд 8





II. Род существительных
А) Речевая характеристика персонажа.
Как твоё фамилие?
Тайга там бедный.
Описание слайда:
II. Род существительных А) Речевая характеристика персонажа. Как твоё фамилие? Тайга там бедный.

Слайд 9





Стилистическое использование
А) Формы мн.ч. у сущ. Собственных – обобщение: 
Провожали своих Юриков, Славиков, Димочек.
В Парижах бываю и в Боннах.
Б) Мн.ч. веществ. сущ. – в научн. стиле - разные сорта: стали, соли, масла.
В) Форма ед. ч. конкретных сущ. – для обобщения в определениях и публ. стиле: 
Птица летает, а рыба плавает. 
Повелено брить им бороду.
+ другие возможности
Описание слайда:
Стилистическое использование А) Формы мн.ч. у сущ. Собственных – обобщение: Провожали своих Юриков, Славиков, Димочек. В Парижах бываю и в Боннах. Б) Мн.ч. веществ. сущ. – в научн. стиле - разные сорта: стали, соли, масла. В) Форма ед. ч. конкретных сущ. – для обобщения в определениях и публ. стиле: Птица летает, а рыба плавает. Повелено брить им бороду. + другие возможности

Слайд 10





IV. Падеж
А) Именительный темы: Совесть... Что это?
Б) Использование вариативных, стилистически маркированных форм:
Народа - народу
Чая – чаю
Синицей – синицею
Знанье – знание
В) Отступление от норм – речевая характеристика персонажа.
Картохи сварила, помидор собрала.
Кофем доволен.
Описание слайда:
IV. Падеж А) Именительный темы: Совесть... Что это? Б) Использование вариативных, стилистически маркированных форм: Народа - народу Чая – чаю Синицей – синицею Знанье – знание В) Отступление от норм – речевая характеристика персонажа. Картохи сварила, помидор собрала. Кофем доволен.

Слайд 11






1. — И армяны так борются, и азербайджаны. Татары тоже (Ю. Трифонов). 
2. Артамонов [секретарь обкома] засмеялся: «Ну, садись, еще по рюмке выпьем да кофею попросим» (А Кочетов). 
3.— Ничего ему такого не сказали, никаких замечаньев али неудовольствия не выражали (Т. Толстая). 
4. — Помолчи, помолчи, я тебя слушал и репликов тебе не кидал (С. Бабаевский). 
5. — Начальство, какое тут изладилось, заготовители эти и сам председатель сельпа Василий Трифонович глядят, затихли, значит. 
6. — Вон Иван Африканович в сроки женился, наляпал ребятишек, пальцей не хватает считать. 
7. Сегодня сорок дён, как жёнка.., ну в земле то есть (А Белов). 
8. Дядя блеснул глазом-алмазом и хлопнул мальчика по плечу тяжелой, но ласковой рукой. «А ты, однако, летчиком будешь, сына...». Откуда он мог знать, что его «сына» станет не только летчиком, но и космонавтом (Е. Евтушенко). 
9. Вся, говорят, в матерь. 
10. Сам целый день на вылежке, дочи дома не оследится, а мати хоть убейся. Одной мне надо... (Ф. Абрамов). 
11. И останется в голове одна только серая Масса, и стану я походить на тех замороженных человеков, у которых эта серая масса через глаза просвечивает (С. Антонов).
Описание слайда:
1. — И армяны так борются, и азербайджаны. Татары тоже (Ю. Трифонов). 2. Артамонов [секретарь обкома] засмеялся: «Ну, садись, еще по рюмке выпьем да кофею попросим» (А Кочетов). 3.— Ничего ему такого не сказали, никаких замечаньев али неудовольствия не выражали (Т. Толстая). 4. — Помолчи, помолчи, я тебя слушал и репликов тебе не кидал (С. Бабаевский). 5. — Начальство, какое тут изладилось, заготовители эти и сам председатель сельпа Василий Трифонович глядят, затихли, значит. 6. — Вон Иван Африканович в сроки женился, наляпал ребятишек, пальцей не хватает считать. 7. Сегодня сорок дён, как жёнка.., ну в земле то есть (А Белов). 8. Дядя блеснул глазом-алмазом и хлопнул мальчика по плечу тяжелой, но ласковой рукой. «А ты, однако, летчиком будешь, сына...». Откуда он мог знать, что его «сына» станет не только летчиком, но и космонавтом (Е. Евтушенко). 9. Вся, говорят, в матерь. 10. Сам целый день на вылежке, дочи дома не оследится, а мати хоть убейся. Одной мне надо... (Ф. Абрамов). 11. И останется в голове одна только серая Масса, и стану я походить на тех замороженных человеков, у которых эта серая масса через глаза просвечивает (С. Антонов).

Слайд 12





ИМЯ прилагательное
Описание слайда:
ИМЯ прилагательное

Слайд 13





Стилистическое использование
А) Краткая и полная форма:
Проект убыточен по расчетам экономистов.
Проект убычный.
Б) Повтор слова усиливает свойство: грустный, грустный день
В) Эпитеты: ослепительная красота, огненно-рыжий.
Г) Степень сравнения относительных прилагательных – языковая игра: 
Его комната была самой картинной из всех.
Описание слайда:
Стилистическое использование А) Краткая и полная форма: Проект убыточен по расчетам экономистов. Проект убычный. Б) Повтор слова усиливает свойство: грустный, грустный день В) Эпитеты: ослепительная красота, огненно-рыжий. Г) Степень сравнения относительных прилагательных – языковая игра: Его комната была самой картинной из всех.

Слайд 14





Какие приемы использует И. Бунин для усиления выразительности прилагательных?
1. ...Синело далекое, далекое море. 
2. А ночь светлая, видная. 
3. На другой [картине] — пальма кокосовая, тонкая и очень высокая, косой скат длинного пятнистого жира фа, тянувшегося своей женственной косоглазой головкой, своим тонким жалоподобным языком к ее перистой верхушке. 
4. Уж вы дуньте, ветры буйные, — вы раздуйте гробовую парчу, распахните мово батюшку. 
5. Все круче, отвеснее становилась горная дорога, каменистая, узкая, живописная. 
6. ...Сливается река с маслянистой, жгуче-горькой и тускло-зеленой водой асфальтической. 
7. А вот и первые холода: скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени. 
8. Там, где оно [небо] сливалось с темнотою земли, перекрещивались  и мигали зеленые, синие и красные огоньки. 
9. И с такой же улыбкой, с грустным и приятным осознанием своей слабости, вышел он в первый раз после болезни в зал. 
10. ...Приблизилось время принести этот горький и сладкий оброк Богу. 
11. — Да-а, — говорил этот приятель, покачивая головой с насмешливой и загадочной улыбкой, — хорош мальчик! 
12. А рига была пленительно-страшна своей серой соломенной громадой, зловещей пустотой, обширностью, сумраком внутри.
Описание слайда:
Какие приемы использует И. Бунин для усиления выразительности прилагательных? 1. ...Синело далекое, далекое море. 2. А ночь светлая, видная. 3. На другой [картине] — пальма кокосовая, тонкая и очень высокая, косой скат длинного пятнистого жира фа, тянувшегося своей женственной косоглазой головкой, своим тонким жалоподобным языком к ее перистой верхушке. 4. Уж вы дуньте, ветры буйные, — вы раздуйте гробовую парчу, распахните мово батюшку. 5. Все круче, отвеснее становилась горная дорога, каменистая, узкая, живописная. 6. ...Сливается река с маслянистой, жгуче-горькой и тускло-зеленой водой асфальтической. 7. А вот и первые холода: скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени. 8. Там, где оно [небо] сливалось с темнотою земли, перекрещивались и мигали зеленые, синие и красные огоньки. 9. И с такой же улыбкой, с грустным и приятным осознанием своей слабости, вышел он в первый раз после болезни в зал. 10. ...Приблизилось время принести этот горький и сладкий оброк Богу. 11. — Да-а, — говорил этот приятель, покачивая головой с насмешливой и загадочной улыбкой, — хорош мальчик! 12. А рига была пленительно-страшна своей серой соломенной громадой, зловещей пустотой, обширностью, сумраком внутри.

Слайд 15





Какую функциональную нагрузку несут выделенные прилагательные в форме сравнительной степени?
1. Не исключено, что на конференции футбольным людям предложат такой вариант. Бог с вами, кто говорит о том, что лига не нужна. Необходима! Внесем лишь коррективы в систему ее управления. Мягше надо, мягше, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, не так, как нынешнее руководство ПФЛ. Кому же не хочется «мягше»? Но момент истины в том, что «мягше» — это значит в обход закона, по Пути компромиссов, без хирургии (из газеты). 
2. И зародилась в те стародавние времена одна ведьма. Трудно сказать, какой она зародилась, писаной красоткой или хитроумной прихохоткой, только она была ведьмее всех ведьм (Е. Пермяк). 
3. Орел самодержица /черней, чем раньше, /злей,/ орлинее (В. Маяковский). 
4. — Ни шута не понял. Глупый-то не я, а ты, Егорий,  хоть и прожил на свете поболе мово (А. Алексеев).
Описание слайда:
Какую функциональную нагрузку несут выделенные прилагательные в форме сравнительной степени? 1. Не исключено, что на конференции футбольным людям предложат такой вариант. Бог с вами, кто говорит о том, что лига не нужна. Необходима! Внесем лишь коррективы в систему ее управления. Мягше надо, мягше, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, не так, как нынешнее руководство ПФЛ. Кому же не хочется «мягше»? Но момент истины в том, что «мягше» — это значит в обход закона, по Пути компромиссов, без хирургии (из газеты). 2. И зародилась в те стародавние времена одна ведьма. Трудно сказать, какой она зародилась, писаной красоткой или хитроумной прихохоткой, только она была ведьмее всех ведьм (Е. Пермяк). 3. Орел самодержица /черней, чем раньше, /злей,/ орлинее (В. Маяковский). 4. — Ни шута не понял. Глупый-то не я, а ты, Егорий, хоть и прожил на свете поболе мово (А. Алексеев).

Слайд 16





ГЛАГОЛ
Описание слайда:
ГЛАГОЛ

Слайд 17





Стилистическое использование
I. ЛИЦО
А) Форма 2 лица=1 лица – обобщение:
Ходишь, ищешь чего-то...
Б) О себе в третьем лице: Тебя начальник просит.
II. ЧИСЛО
Мы, Николай Второй. Тебя начальник просют.
III. ВРЕМЯ
А) Наст. время вм. прош. - > выразительное описание.
Б) Наст. вр. вместо буд.(обычно): Уедешь – а тебя домой манит.
В) Пов. накл. вместо буд. врем (условно-предполагаемое действие): Она будет петь, а ты переживай.
Использование стилистически маркировнных форм: хошь, гли ты!, выпимши, пекёт, стригёть...
Описание слайда:
Стилистическое использование I. ЛИЦО А) Форма 2 лица=1 лица – обобщение: Ходишь, ищешь чего-то... Б) О себе в третьем лице: Тебя начальник просит. II. ЧИСЛО Мы, Николай Второй. Тебя начальник просют. III. ВРЕМЯ А) Наст. время вм. прош. - > выразительное описание. Б) Наст. вр. вместо буд.(обычно): Уедешь – а тебя домой манит. В) Пов. накл. вместо буд. врем (условно-предполагаемое действие): Она будет петь, а ты переживай. Использование стилистически маркировнных форм: хошь, гли ты!, выпимши, пекёт, стригёть...

Слайд 18





Объясните особенности употребления выделенных глаголов.

1 .У нас в доме культуры была уборщица. Однажды после моего выступления она подошла и сказала: «Роман, вы очень хороший артист. Но вы слишком пересаливаете лицом». Вы поняли это? Так могут сказать только в Одессе (Р. Карцев). 
2. Не убий, сказано-всем и каждому в Библии. Не убий, сказано мною самому себе после Афгана. 
3. — Ой, а куда мы с тобой поедем? А кем я буду работать там? А как же этот?.. — Собир-р-райся!!! — Она собралась. — Не «поедем», а «поедешь». Не со мной, а сама по себе. Чем дальше, тем лучше (В. Борковский). 
4. Один раз за ней Митька увязался. Вскочить вскочил [на поезд], а спрыгнуть струсил (С. Антонов). 
5. — Барышня, вас военный дожидаются, — выпалила Лушка. — Черный, с усами и при букете (Б. Акунин). 
6. — «Не допустили», «хозяева». Скоро у нас будет, как в «Крокодиле» напечатано: «Барин на ячейку ушли» (Л. Сейфуллина).
Описание слайда:
Объясните особенности употребления выделенных глаголов. 1 .У нас в доме культуры была уборщица. Однажды после моего выступления она подошла и сказала: «Роман, вы очень хороший артист. Но вы слишком пересаливаете лицом». Вы поняли это? Так могут сказать только в Одессе (Р. Карцев). 2. Не убий, сказано-всем и каждому в Библии. Не убий, сказано мною самому себе после Афгана. 3. — Ой, а куда мы с тобой поедем? А кем я буду работать там? А как же этот?.. — Собир-р-райся!!! — Она собралась. — Не «поедем», а «поедешь». Не со мной, а сама по себе. Чем дальше, тем лучше (В. Борковский). 4. Один раз за ней Митька увязался. Вскочить вскочил [на поезд], а спрыгнуть струсил (С. Антонов). 5. — Барышня, вас военный дожидаются, — выпалила Лушка. — Черный, с усами и при букете (Б. Акунин). 6. — «Не допустили», «хозяева». Скоро у нас будет, как в «Крокодиле» напечатано: «Барин на ячейку ушли» (Л. Сейфуллина).

Слайд 19





Выделите нелитературные формы глагола. С какой целью они использованы авторами?
1. Двигатель построим, по дорогам ездить будем! 
2. «Ездиют тут!.. ездиют и ездиют, а чего ездиют, и сами не знают!», а это тоже просто так, к слову: уж мурза-то наверно знает, куда ему ехать. 
3. А жаль, Евдоксинья-то помре (Т. Толстая). 
4. [Царь:] Али рот себе зашей, Али выгоню взашей! Ты и так мне распужала Всех заморских аташей! (Л. Филатов). 
5. В «Олимпийском» радио «Максимум» фестивалилось в восьмой раз. Впервые в зале было две сцены: основная и клубная, выступления на которых чередовались (из журнала). 
6. Предложи прогрессивному Уралову кто-нибудь прямой контакт с вором в законе — за тридевять земель убег бы и пощады запросил бы (В. Борковский). 
7, Так и перебегают; только бы уснуть, — гляди, опять крайние в середку лезут, а новые крайние уже засыпать начали, вставай да в середку бежи (В. Белов). 
8. — Сама видела в окошко, как он упал, когда слазил с лошади. 
9, Настасья Ивановна бросила ей под ноги тяжелые, как гири, сапоги. — Я лучше в чулках. Можно? — Давай в чулках, ежли брезговаешь... 
10. — Тугая у нас молодежь. Ладно, поедем. Не таких сгинали (С. Антонов). 
11. Филин, сова, сыч видют и ночью, Гришанька (А. Алексеев).
Описание слайда:
Выделите нелитературные формы глагола. С какой целью они использованы авторами? 1. Двигатель построим, по дорогам ездить будем! 2. «Ездиют тут!.. ездиют и ездиют, а чего ездиют, и сами не знают!», а это тоже просто так, к слову: уж мурза-то наверно знает, куда ему ехать. 3. А жаль, Евдоксинья-то помре (Т. Толстая). 4. [Царь:] Али рот себе зашей, Али выгоню взашей! Ты и так мне распужала Всех заморских аташей! (Л. Филатов). 5. В «Олимпийском» радио «Максимум» фестивалилось в восьмой раз. Впервые в зале было две сцены: основная и клубная, выступления на которых чередовались (из журнала). 6. Предложи прогрессивному Уралову кто-нибудь прямой контакт с вором в законе — за тридевять земель убег бы и пощады запросил бы (В. Борковский). 7, Так и перебегают; только бы уснуть, — гляди, опять крайние в середку лезут, а новые крайние уже засыпать начали, вставай да в середку бежи (В. Белов). 8. — Сама видела в окошко, как он упал, когда слазил с лошади. 9, Настасья Ивановна бросила ей под ноги тяжелые, как гири, сапоги. — Я лучше в чулках. Можно? — Давай в чулках, ежли брезговаешь... 10. — Тугая у нас молодежь. Ладно, поедем. Не таких сгинали (С. Антонов). 11. Филин, сова, сыч видют и ночью, Гришанька (А. Алексеев).

Слайд 20





Отметьте случаи ошибочного управления при глагольных формах. Какому стилю, речи свойственно такое употребление?
1. И тут, зная и веря в неоспоримую полезность того, что показал ему сам доктор Арьев на фронте, он не собирался отступать... 
2. Было сказано докторам, что они добры «за государственный счет» и что в дальнейшем он будет принужден наказывать тех медработников, которые потакают, швыряются и не блюдут... 
3. Самым унизительным казалось ему подлизываться перед народом (Ю. Герман). 
4. Госпредприятие питает частника, который служит и даже руководит этим предприятием (из журнала). 
5. Над всеми измывались цензоры, любимые творения коверкали, сжигали, за писателями следили, ловили, позорили (М. Рощин). 
6. Учрежденное при нем [отделе] особое совещание должно было координировать и наблюдать за целесообразностью мер по обеспечению нужд беженцев (из газет). 
7. Природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские Поступки, но лишь Искусство было и есть моим истинным призванием (А. Нестеров). 
8. Только сегодня я доказывал об угрозе людям со стороны именно этой волшебной аэронавтики... (В. Пикуль).
Описание слайда:
Отметьте случаи ошибочного управления при глагольных формах. Какому стилю, речи свойственно такое употребление? 1. И тут, зная и веря в неоспоримую полезность того, что показал ему сам доктор Арьев на фронте, он не собирался отступать... 2. Было сказано докторам, что они добры «за государственный счет» и что в дальнейшем он будет принужден наказывать тех медработников, которые потакают, швыряются и не блюдут... 3. Самым унизительным казалось ему подлизываться перед народом (Ю. Герман). 4. Госпредприятие питает частника, который служит и даже руководит этим предприятием (из журнала). 5. Над всеми измывались цензоры, любимые творения коверкали, сжигали, за писателями следили, ловили, позорили (М. Рощин). 6. Учрежденное при нем [отделе] особое совещание должно было координировать и наблюдать за целесообразностью мер по обеспечению нужд беженцев (из газет). 7. Природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские Поступки, но лишь Искусство было и есть моим истинным призванием (А. Нестеров). 8. Только сегодня я доказывал об угрозе людям со стороны именно этой волшебной аэронавтики... (В. Пикуль).

Слайд 21





Объясните особенности инфинитивной поэзии
Устроиться на автобазу
И петь про черный пистолет.
К старухе матери ни разу
Не заглянуть за десять лет.
Проездом из Газлей на Юге
С канистры кислого вина
Одной подруге из Калуги
Заделать сдуру пацана.
Описание слайда:
Объясните особенности инфинитивной поэзии Устроиться на автобазу И петь про черный пистолет. К старухе матери ни разу Не заглянуть за десять лет. Проездом из Газлей на Юге С канистры кислого вина Одной подруге из Калуги Заделать сдуру пацана.

Слайд 22





ДРУГИЕ 
ЧАСТИ РЕЧИ
Описание слайда:
ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 23





НАРЕЧИЕ
1. — Бабы, вы только поглядите, чего мы привезли! не здря съездили. 
2. ...Велел всем мужикам к завтрему готовыми быть, чтобы лошади были накормлены. 
3. — Косить-то куда нонь, бабицы, за реку? 
4. — Ты ведь вроде до Берлина дошел, шампанское с ними глушил, чего они тепериче-то на нас прут? (А Белов). 
5. — Она там гдей-то будет петь, а ты сиди, переживай! 
6. Чем быстрее гонишь, тем борозда хужей. То глубокая, то мелкая. 7. — С тобой, брат, не заскучаешь! Запустил ракету. Покрепше скоростной механизации (С. Антонов). 
8. Рубаха на нем белая, враспояску. Порты широкие, книзу-то пошире. На ногах—лапти домашние (Т. Толстая)? 
9. Я за линию твою В Соловках табе Сгною! Я с тобою не шуткую, Я сурьезно говорю! (Л. Филатов).
Описание слайда:
НАРЕЧИЕ 1. — Бабы, вы только поглядите, чего мы привезли! не здря съездили. 2. ...Велел всем мужикам к завтрему готовыми быть, чтобы лошади были накормлены. 3. — Косить-то куда нонь, бабицы, за реку? 4. — Ты ведь вроде до Берлина дошел, шампанское с ними глушил, чего они тепериче-то на нас прут? (А Белов). 5. — Она там гдей-то будет петь, а ты сиди, переживай! 6. Чем быстрее гонишь, тем борозда хужей. То глубокая, то мелкая. 7. — С тобой, брат, не заскучаешь! Запустил ракету. Покрепше скоростной механизации (С. Антонов). 8. Рубаха на нем белая, враспояску. Порты широкие, книзу-то пошире. На ногах—лапти домашние (Т. Толстая)? 9. Я за линию твою В Соловках табе Сгною! Я с тобою не шуткую, Я сурьезно говорю! (Л. Филатов).

Слайд 24





МЕСТОИМЕНИЕ
А) ТЫ-ВЫ
Б) Прикажи – Ты прикажи (мягче).
В) МЫ=Я – объединение с читателями (худ., научн., публ.)
Г) МЫ=ВЫ - врач – сочувствие: Как мы себя чувствуем?
Д) Художественное обобщение: мы, свои, оно, эти (прост.)
Е) Речевая характеристика персонажа, если ошибочное употребление: ихние, про чего.
Описание слайда:
МЕСТОИМЕНИЕ А) ТЫ-ВЫ Б) Прикажи – Ты прикажи (мягче). В) МЫ=Я – объединение с читателями (худ., научн., публ.) Г) МЫ=ВЫ - врач – сочувствие: Как мы себя чувствуем? Д) Художественное обобщение: мы, свои, оно, эти (прост.) Е) Речевая характеристика персонажа, если ошибочное употребление: ихние, про чего.

Слайд 25





Определите стилистическую роль выделенных местоимений
1.- И чего господин Половцев думают, чего они дожидаются, ума не приложу! Самое время бы сейчас качнуть Советскую власть, а они прохлаждаются (Л/. Шолохов). 
2. Зашуршало, двери отворилися — и выходит Сам. Папенька Оленькин (Т. Толстая). 
3 — Она с моей бабой недавно на слете была, дак оне там по отрезу по самолучшему отхватили. 
4. — Летом кажин кустик ночевать пустит. 
5. — Да вон и окурки евонные накиданы (В. Белов). 
6. — Ох, да при ейной-то жизни не то дивья, что спотыкаться стала, а то, как она доселе жива. 
7. — Горло, наверно, сухое. — У ей самая трезвость сичас (Ф. Абрамов). 
8. Надо было убедить их [крестьян] (моя хата с краю, я ничего не знаю), что «мы» - это лучше, чем «я», и что радостно приобщиться к великой силе коллектива (В. Солоухин).
Описание слайда:
Определите стилистическую роль выделенных местоимений 1.- И чего господин Половцев думают, чего они дожидаются, ума не приложу! Самое время бы сейчас качнуть Советскую власть, а они прохлаждаются (Л/. Шолохов). 2. Зашуршало, двери отворилися — и выходит Сам. Папенька Оленькин (Т. Толстая). 3 — Она с моей бабой недавно на слете была, дак оне там по отрезу по самолучшему отхватили. 4. — Летом кажин кустик ночевать пустит. 5. — Да вон и окурки евонные накиданы (В. Белов). 6. — Ох, да при ейной-то жизни не то дивья, что спотыкаться стала, а то, как она доселе жива. 7. — Горло, наверно, сухое. — У ей самая трезвость сичас (Ф. Абрамов). 8. Надо было убедить их [крестьян] (моя хата с краю, я ничего не знаю), что «мы» - это лучше, чем «я», и что радостно приобщиться к великой силе коллектива (В. Солоухин).

Слайд 26





ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ
А) Использование стилистически маркированных предлогов и частиц:
Предо (выс.), округ, окрест (уст.), документ о 12 листах (выс.), про любовь (разг), с Москвы (прост).
Ишь ты! Вишь ты! Аж, то бишь, -ка, ведь, – разг. (же-ж, бы-б, да нет - та не)
Б) По возвращению из командировки.
В) Повтор предлогов, союзов – эмоциональный настрой всего текста.
Описание слайда:
ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ А) Использование стилистически маркированных предлогов и частиц: Предо (выс.), округ, окрест (уст.), документ о 12 листах (выс.), про любовь (разг), с Москвы (прост). Ишь ты! Вишь ты! Аж, то бишь, -ка, ведь, – разг. (же-ж, бы-б, да нет - та не) Б) По возвращению из командировки. В) Повтор предлогов, союзов – эмоциональный настрой всего текста.

Слайд 27





Укажите на нелитературное использование частиц
1. — Может, самовары-то взять да починить? — спросила Степановна! — Ей-богу, возьми самовары-то! Саша Пятак в кузнице кранты-ти припаяет. 
2.—Читал, Петров, сегодня газету-то?—спрашивает Куров Мишку. — Опеть, чуешь, буржуазники-те шалят с бонбой. 
3.—Я к примеру, в ТОЗ-от вступил без твоего нагана. А вы с Табаковым ТОЗ-от распустили, а сделали из него артель (В. Белов). 
4. [Нянька:] Как же, помню! Энтот гранд Был пожрать большой талант: С головою влез в тарелку, Аж заляпал жиром бант (Л. Филатов).
Описание слайда:
Укажите на нелитературное использование частиц 1. — Может, самовары-то взять да починить? — спросила Степановна! — Ей-богу, возьми самовары-то! Саша Пятак в кузнице кранты-ти припаяет. 2.—Читал, Петров, сегодня газету-то?—спрашивает Куров Мишку. — Опеть, чуешь, буржуазники-те шалят с бонбой. 3.—Я к примеру, в ТОЗ-от вступил без твоего нагана. А вы с Табаковым ТОЗ-от распустили, а сделали из него артель (В. Белов). 4. [Нянька:] Как же, помню! Энтот гранд Был пожрать большой талант: С головою влез в тарелку, Аж заляпал жиром бант (Л. Филатов).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию