🗊Морфология. Морфологические нормы

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфология. Морфологические нормы, слайд №1Морфология. Морфологические нормы, слайд №2Морфология. Морфологические нормы, слайд №3Морфология. Морфологические нормы, слайд №4Морфология. Морфологические нормы, слайд №5Морфология. Морфологические нормы, слайд №6Морфология. Морфологические нормы, слайд №7Морфология. Морфологические нормы, слайд №8Морфология. Морфологические нормы, слайд №9Морфология. Морфологические нормы, слайд №10Морфология. Морфологические нормы, слайд №11Морфология. Морфологические нормы, слайд №12Морфология. Морфологические нормы, слайд №13Морфология. Морфологические нормы, слайд №14Морфология. Морфологические нормы, слайд №15Морфология. Морфологические нормы, слайд №16Морфология. Морфологические нормы, слайд №17Морфология. Морфологические нормы, слайд №18Морфология. Морфологические нормы, слайд №19Морфология. Морфологические нормы, слайд №20Морфология. Морфологические нормы, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Морфология. Морфологические нормы. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфология.
Морфологические нормы
Описание слайда:
Морфология. Морфологические нормы

Слайд 2





Что такое грамматика
Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи.
Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).
Описание слайда:
Что такое грамматика Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Слайд 3





Ответьте на вопросы:
Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи?
Перечислите все части речи.
На какие группы подразделяются все части речи?
Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым?
Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время?
Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить?
Что такое грамматическое значение слова?
Описание слайда:
Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Слайд 4





Морфологические нормы - 
это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.
Описание слайда:
Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.

Слайд 5





Имя существительное.

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного
Описание слайда:
Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Слайд 6





Род имен существительных
Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.:
шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль,  табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень.
Как правильно?
Георгин или георгина
Плацкарт или плацкарта
Рельс или рельса
Туфля или туфель
Расценка или расценок
Туш или тушь; карьер или карьера
Описание слайда:
Род имен существительных Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Слайд 7





Существительные общего рода
Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных?
«Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.
Описание слайда:
Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Слайд 8





Существительные общего рода
Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др.
Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.
Описание слайда:
Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Слайд 9





Род сущ., обозначающих профессии
Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву.
Высококвалифицированный(м.р.)
архитектор Петров подготовил (м.р.)
эскизный проект здания.
Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.
Описание слайда:
Род сущ., обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Слайд 10






Являются нарушением нормы слова:
Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др.
Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта:
Дворник – дворничиха
Санитар – санитарка
Учитель – учительница
Проводник – проводница
Жираф - жирафа
Лебедь (белый)  - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)
Описание слайда:
Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Слайд 11





Род несклоняемых существительных
М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго).
Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау)
Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)
Описание слайда:
Род несклоняемых существительных М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Слайд 12





Род несклоняемых существительных
Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.:
шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню
Определите род несклоняемых собственных имен сущ.:
Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД
Описание слайда:
Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

Слайд 13





Число имен существительных
Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.:
аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга.
Зуб (человека, механизма)
Корень (растения, сушеная приправа)
Лист (бумаги, растения)
Соболь (мех, животное)
Орден (награда, рыцарский)
Хлеб (злак на корню, печеное изделие)
Пропуск (документ, отсутствие)
Дно (бочки, океана)
Описание слайда:
Число имен существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Слайд 14





Запомните!!!
Окончание -и (-ы) имеют слова:
бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы
Описание слайда:
Запомните!!! Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы

Слайд 15





Употребление формы Р.п. мн.ч.
Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.:
томат, яблоко, мандарин, вишня,
 армянин, молдаванин, якут, чукча,
 ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, 
пустыня, монахиня, басня, песня,
 селенье, раздумье, кочевье, платье, 
сапер, стажер, партизан, солдат,
килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце
Описание слайда:
Употребление формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Слайд 16





Как назвать жителей?
Благовещенска
Архангельска
Владивостока
Братска
Костромы
Курска
Орла
Перми
Ростова
Санкт-Петербурга
Смоленска
Тулы
Харькова
Описание слайда:
Как назвать жителей? Благовещенска Архангельска Владивостока Братска Костромы Курска Орла Перми Ростова Санкт-Петербурга Смоленска Тулы Харькова

Слайд 17






  Морфологические нормы, связанные с употреблением имени прилагательного
Описание слайда:
Морфологические нормы, связанные с употреблением имени прилагательного

Слайд 18





Степени сравнения имен прилагательных
Вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных.
Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степеней сравнения: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой
Описание слайда:
Степени сравнения имен прилагательных Вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных. Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степеней сравнения: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой

Слайд 19





Запомните:
соединение в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д.

      Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.
Описание слайда:
Запомните: соединение в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д.       Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Слайд 20





Употребление краткой и полной формы имени прилагательного.
Зависимые слова могут быть только при краткой форме имен прилагательных: В течение месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом».
Полная и краткая форма не употребляются одновременно в качестве однородных членов предложения. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма умен.
Исправьте ошибку.
Описание слайда:
Употребление краткой и полной формы имени прилагательного. Зависимые слова могут быть только при краткой форме имен прилагательных: В течение месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом». Полная и краткая форма не употребляются одновременно в качестве однородных членов предложения. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма умен. Исправьте ошибку.

Слайд 21





Краткая форма на –ен 
(а не –енен)!!!
Бессмысленный – бессмыслен
Бездейственный – бездействен
Бесчисленный – бесчислен
Величественный – величествен
Двусмысленный – двусмыслен
Злокачественный – злокачествен
Искусственный – искусствен
Мужественный – мужествен
Невежественный – невежествен 
                                                  и др.
Описание слайда:
Краткая форма на –ен (а не –енен)!!! Бессмысленный – бессмыслен Бездейственный – бездействен Бесчисленный – бесчислен Величественный – величествен Двусмысленный – двусмыслен Злокачественный – злокачествен Искусственный – искусствен Мужественный – мужествен Невежественный – невежествен и др.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию