🗊Презентация Национальности России. Мордва

Нажмите для полного просмотра!
Национальности России. Мордва, слайд №1Национальности России. Мордва, слайд №2Национальности России. Мордва, слайд №3Национальности России. Мордва, слайд №4Национальности России. Мордва, слайд №5Национальности России. Мордва, слайд №6Национальности России. Мордва, слайд №7Национальности России. Мордва, слайд №8Национальности России. Мордва, слайд №9Национальности России. Мордва, слайд №10Национальности России. Мордва, слайд №11Национальности России. Мордва, слайд №12Национальности России. Мордва, слайд №13Национальности России. Мордва, слайд №14Национальности России. Мордва, слайд №15Национальности России. Мордва, слайд №16Национальности России. Мордва, слайд №17Национальности России. Мордва, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Национальности России. Мордва. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Национальности России. Мордва, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


Национальности России. Мордва, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии –  делится на две основные группы: 
МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии –  делится на две основные группы: 
мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши,
 и эрзю, занимавшую левобережье Суры. 
Современные мокша и эрзя составляют единую нацию. 
Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы, 
входящей в уральскую языковую семью. 
Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое. 
Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык, 
свои традиции и обычаи, 
национальные костюмы, 
особенности духовной Культуры. 
Численность в России 1072,9 тыс. человек.
Описание слайда:
МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши, и эрзю, занимавшую левобережье Суры. Современные мокша и эрзя составляют единую нацию. Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы, входящей в уральскую языковую семью. Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое. Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык, свои традиции и обычаи, национальные костюмы, особенности духовной Культуры. Численность в России 1072,9 тыс. человек.

Слайд 4





Этнонимы эрзя и мокша —
Этнонимы эрзя и мокша —
 не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : 
эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), 
а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'
Описание слайда:
Этнонимы эрзя и мокша — Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'

Слайд 5





 В литературе  также существует ещё псевдоэтноним шокша. 
 В литературе  также существует ещё псевдоэтноним шокша. 
Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться  сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша).
 В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов 
(Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево,  
Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) 
и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе 
(Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште),
 насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.
Описание слайда:
В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша. В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться  сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево,  Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.

Слайд 6





На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : 
На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : 
Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, 
Каратаи при озере Менситов (починок Менситов), 
Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. 
Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские,
 а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары. 
Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.
Описание слайда:
На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Каратаи при озере Менситов (починок Менситов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи. В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары. Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.

Слайд 7





 
 
 В эрзянском языке выделяются диалекты: 
центральный, 
западный (приинсарский), 
юго-восточный (присурский),
 северо-западный (приалатырский),
 теньгушевский; 
в мокшанском - диалекты:
 центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), 
северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея).
Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. 
Распространён также русский язык. 
Письменность на русской графической основе. 
Верующие - православные.
Описание слайда:
В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - православные.

Слайд 8





Национальный состав 
населения.
Описание слайда:
Национальный состав населения.

Слайд 9





Место мордвы среди крупнейших народов России.
Описание слайда:
Место мордвы среди крупнейших народов России.

Слайд 10


Национальности России. Мордва, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11






Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток.
 Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. 
Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин
Описание слайда:
Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин

Слайд 12





  
 Разнообразны женские головные уборы:   
 типа сороки,
полотенца, 
покрывала, 
на твёрдой основе. 
Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом.
Описание слайда:
 Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом.

Слайд 13






Старинная обувь - лапти 
(мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. 
Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами.
 Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: 
пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). 
Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. 
Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.
Описание слайда:
Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Слайд 14


Национальности России. Мордва, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





Традиционный свадебный обряд
  сопровождался причитаниями невесты, 
приговорами дружки и других участников. 
Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, 
а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. 
В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.
Описание слайда:
Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

Слайд 16






 Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. 
Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). 
В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, 
а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.
Описание слайда:
 Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

Слайд 17





 В фольклоре развита обрядовая поэзия: 
 В фольклоре развита обрядовая поэзия: 
календарная и семейная (причитания невесты,
 "корильные" и величальные песни на свадьбе); 
песни - семейно-бытовые, 
эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), 
исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. 
Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
Описание слайда:
 В фольклоре развита обрядовая поэзия:  В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

Слайд 18





Основное традиционное занятие Мордвы
  - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). 
Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. 
Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. 
Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.
Описание слайда:
Основное традиционное занятие Мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию