🗊Презентация Народное искусство как часть культуры: теория и практика

Нажмите для полного просмотра!
Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №1Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №2Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №3Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №4Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №5Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №6Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №7Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №8Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №9Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №10Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №11Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №12Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №13Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №14Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №15Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №16Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №17Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №18Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №19Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №20Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №21Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №22Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №23Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Народное искусство как часть культуры: теория и практика. Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Народное искусство 
как часть культуры:
теория и практика
Описание слайда:
Народное искусство как часть культуры: теория и практика

Слайд 2


Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Что такое народное искусство?
Народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа. 
Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ. 
Народное искусство служит для профессионально-художественного творчества источником не только вдохновения, но и источником художественных идей, уроком непреходящей красоты и мудрости. 
Мир народного искусства – мир целостного человека. 
Народное искусство в наши дни – живое творчество, связанное корнями непосредственно с культурными пластами истории народа, с деревней, с природой.
Описание слайда:
Что такое народное искусство? Народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа. Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ. Народное искусство служит для профессионально-художественного творчества источником не только вдохновения, но и источником художественных идей, уроком непреходящей красоты и мудрости. Мир народного искусства – мир целостного человека. Народное искусство в наши дни – живое творчество, связанное корнями непосредственно с культурными пластами истории народа, с деревней, с природой.

Слайд 4





Основные категории народного искусства
Коллективное (общее) и индивидуальное 
Школа
Канон
Традиция и оригинальность
Универсальность
Описание слайда:
Основные категории народного искусства Коллективное (общее) и индивидуальное Школа Канон Традиция и оригинальность Универсальность

Слайд 5





Работа в творческих группах

Деление на творческие группы.
Выбор руководителя группы из числа участников.
Получение информационного материала.
Работа в группах. 
Задание – раскрыть предложенный термин с опорой на текстовые фрагменты работ М.А. Некрасовой.
Формулировка определения предложенного термина и представление его аудитории.
Описание слайда:
Работа в творческих группах Деление на творческие группы. Выбор руководителя группы из числа участников. Получение информационного материала. Работа в группах. Задание – раскрыть предложенный термин с опорой на текстовые фрагменты работ М.А. Некрасовой. Формулировка определения предложенного термина и представление его аудитории.

Слайд 6





Коллективное/индивидуальное
Коллективное - структурное качество народного искусства, выраженное в его коллективном развитии, в процессе которого каждый художественный образ оттачивается во времени, отливается в образ-тип. Коллективно-исторический опыт, закрепленный традицией, аккумулируется в системе школ народного искусства.
Индивидуальное начало в народном искусстве определяется личностью мастера, своеобразием школы, особыми национальными чертами, что выражается в художественных системах создаваемых произведений. 
В диалектике (единстве и борьбе противоположностей) коллективного и индивидуального заключается источник развития традиционного прикладного искусства, формирование его художественного языка и творческих методов.
Описание слайда:
Коллективное/индивидуальное Коллективное - структурное качество народного искусства, выраженное в его коллективном развитии, в процессе которого каждый художественный образ оттачивается во времени, отливается в образ-тип. Коллективно-исторический опыт, закрепленный традицией, аккумулируется в системе школ народного искусства. Индивидуальное начало в народном искусстве определяется личностью мастера, своеобразием школы, особыми национальными чертами, что выражается в художественных системах создаваемых произведений. В диалектике (единстве и борьбе противоположностей) коллективного и индивидуального заключается источник развития традиционного прикладного искусства, формирование его художественного языка и творческих методов.

Слайд 7





Школа
Школа – одно из главных звеньев системы народного искусства; творческая общность, деятельность которой основана на преемственности традиций.
Исторически сложившаяся художественная система, формирующая основу конкретного вида традиционного прикладного искусства, отражающая мышление народа, связывающая прошлое и настоящее. 
Школы закрепляют общность принципов, являющихся источником формирования стилистических особенностей того или иного направления народного искусства.
Описание слайда:
Школа Школа – одно из главных звеньев системы народного искусства; творческая общность, деятельность которой основана на преемственности традиций. Исторически сложившаяся художественная система, формирующая основу конкретного вида традиционного прикладного искусства, отражающая мышление народа, связывающая прошлое и настоящее. Школы закрепляют общность принципов, являющихся источником формирования стилистических особенностей того или иного направления народного искусства.

Слайд 8


Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Канон
Каноничность, другими словами, нормативность – одна из главных особенностей народного искусства.
Система в народном искусстве, которая закрепляет профессионализм, мастерство, видение мира и общее переживание чувства жизни, вдохновляющие на рождение новых образов. 
Канон, охватывая сюжет, мотив, проявляясь в композиции, пропорциях, в самом процессе создания вещи и даже в образной трактовке, утверждается не в отдельных элементах, а в системе школ народного творчества, многообразие которых служит залогом культурного богатства народного искусства.
Описание слайда:
Канон Каноничность, другими словами, нормативность – одна из главных особенностей народного искусства. Система в народном искусстве, которая закрепляет профессионализм, мастерство, видение мира и общее переживание чувства жизни, вдохновляющие на рождение новых образов. Канон, охватывая сюжет, мотив, проявляясь в композиции, пропорциях, в самом процессе создания вещи и даже в образной трактовке, утверждается не в отдельных элементах, а в системе школ народного творчества, многообразие которых служит залогом культурного богатства народного искусства.

Слайд 10


Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Народное искусство как часть культуры: теория и практика, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Традиция/оригинальность
Традиция как преемственность утверждает известные нормы на почве разных культурных и национальных традиций. Традиция требует глубинного понимания сущности, чувства внутренней правды к самим средствам и идеалу народного искусства, несущего живое человеческое содержание. Традиции нельзя свести к отдельным мотивам, приемам, техникам
Оригинальность – в большей степени относится к профессиональному искусству; в произведениях ТПИ оригинальность может быть воспринята только через традицию.
Описание слайда:
Традиция/оригинальность Традиция как преемственность утверждает известные нормы на почве разных культурных и национальных традиций. Традиция требует глубинного понимания сущности, чувства внутренней правды к самим средствам и идеалу народного искусства, несущего живое человеческое содержание. Традиции нельзя свести к отдельным мотивам, приемам, техникам Оригинальность – в большей степени относится к профессиональному искусству; в произведениях ТПИ оригинальность может быть воспринята только через традицию.

Слайд 13





Универсальность
Универсальность в народном искусстве связана с универсальностью, всеобщностью, целостностью его художественных образов.
В народном искусстве всегда присутствует высокая точка отсчета, дающая образу дальний масштаб и одновременно связь между вещами, ансамблевое единство
Человек чувствовал себя частью космоса, дом свой – маленькой вселенной, где все подчинено общему с природой порядку, все, как и в ней, гармонично, отчего человек ощущал себя защищенным и сильным
Описание слайда:
Универсальность Универсальность в народном искусстве связана с универсальностью, всеобщностью, целостностью его художественных образов. В народном искусстве всегда присутствует высокая точка отсчета, дающая образу дальний масштаб и одновременно связь между вещами, ансамблевое единство Человек чувствовал себя частью космоса, дом свой – маленькой вселенной, где все подчинено общему с природой порядку, все, как и в ней, гармонично, отчего человек ощущал себя защищенным и сильным

Слайд 14





В чем  заключается «особенное» 
народного искусства?

Искать «особенное» надо в самом развитии народного искусства, в отношениях его с действительностью. 
Это: природность, мотивы и темы, историчность художественного сознания.
М.А. Некрасова выделяет семь основных особенностей народного искусства, которые позволяют анализировать его как тип художественной культуры, наравне с профессиональным искусством индивидуальных художников.
Описание слайда:
В чем заключается «особенное» народного искусства? Искать «особенное» надо в самом развитии народного искусства, в отношениях его с действительностью. Это: природность, мотивы и темы, историчность художественного сознания. М.А. Некрасова выделяет семь основных особенностей народного искусства, которые позволяют анализировать его как тип художественной культуры, наравне с профессиональным искусством индивидуальных художников.

Слайд 15





Первая особенность
В народном искусстве индивид растворяет свое субъективное восприятие в общем. 
В профессиональном искусстве индивид, отчуждаясь от общего, ищет выражение своего собственного чувства мира и только через него находит общее.
Описание слайда:
Первая особенность В народном искусстве индивид растворяет свое субъективное восприятие в общем. В профессиональном искусстве индивид, отчуждаясь от общего, ищет выражение своего собственного чувства мира и только через него находит общее.

Слайд 16





Вторая особенность
Субъективное индивидуальное в народном искусстве выражается через школы, к которым причастно творчество индивида. 
В искусстве профессиональном индивид стремится противопоставить себя школе, стремится к индивидуальному художественному выражению. Его отношение к целому очень опосредованно.
Описание слайда:
Вторая особенность Субъективное индивидуальное в народном искусстве выражается через школы, к которым причастно творчество индивида. В искусстве профессиональном индивид стремится противопоставить себя школе, стремится к индивидуальному художественному выражению. Его отношение к целому очень опосредованно.

Слайд 17





Третья особенность
Для народного искусства характерна приверженность к канону. 
Напротив, преодоление канонов – в творчестве индивидуальных художников.
Описание слайда:
Третья особенность Для народного искусства характерна приверженность к канону. Напротив, преодоление канонов – в творчестве индивидуальных художников.

Слайд 18





Четвертая особенность
Народное искусство ориентируется в своем развитии на традицию. Закон традиции – главная сила, движущая творчеством. Народное искусство наследует образы, разрабатывает их коллективно; несет единый образ мира, бесконечно варьируемый на протяжении истории. 
Искусство художника стремится к оригинальности. Здесь новация – всегда определяющая сила; как бы тщательно и скрупулезно ни следовал художник традиции, ему без личного вклада в творчество не войти в искусство. Личностно переживание, личностно чувство мира, личностно восприятие культуры. Без всего этого творчество художника не поднимется на уровень целостного.
Описание слайда:
Четвертая особенность Народное искусство ориентируется в своем развитии на традицию. Закон традиции – главная сила, движущая творчеством. Народное искусство наследует образы, разрабатывает их коллективно; несет единый образ мира, бесконечно варьируемый на протяжении истории. Искусство художника стремится к оригинальности. Здесь новация – всегда определяющая сила; как бы тщательно и скрупулезно ни следовал художник традиции, ему без личного вклада в творчество не войти в искусство. Личностно переживание, личностно чувство мира, личностно восприятие культуры. Без всего этого творчество художника не поднимется на уровень целостного.

Слайд 19





Пятая особенность
Народное искусство несет сгущенное выражение национального характера. В силу закона традиций народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры народа. 
Оно всегда – основа национального, и в то же время народное искусство во все эпохи остается надличным, надиндивидуальным, в этой же связи наднациональным, то есть не замкнутым национальными признаками.
В творчестве художника это качество может быть рассеянным, не выраженным.
Описание слайда:
Пятая особенность Народное искусство несет сгущенное выражение национального характера. В силу закона традиций народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры народа. Оно всегда – основа национального, и в то же время народное искусство во все эпохи остается надличным, надиндивидуальным, в этой же связи наднациональным, то есть не замкнутым национальными признаками. В творчестве художника это качество может быть рассеянным, не выраженным.

Слайд 20





Шестая особенность
В силу своей всечеловечности, восходящей к глубинным корням, народное искусство понятно не только всем эпохам, но и всем народам. В этом смысле язык его образов универсален. Вечное в них противопоставлялось конечному, временному.
Описание слайда:
Шестая особенность В силу своей всечеловечности, восходящей к глубинным корням, народное искусство понятно не только всем эпохам, но и всем народам. В этом смысле язык его образов универсален. Вечное в них противопоставлялось конечному, временному.

Слайд 21





Седьмая особенность
В народном искусстве преемственность связана с особым качеством устойчивости. 
Устойчивость характеризует структуру творчества, оказывается принципом народного искусства как художественного типа.
Школы его мастерства – закрепленный традицией коллективно-исторический опыт, связанный с комплексом локальных черт культуры.
Описание слайда:
Седьмая особенность В народном искусстве преемственность связана с особым качеством устойчивости. Устойчивость характеризует структуру творчества, оказывается принципом народного искусства как художественного типа. Школы его мастерства – закрепленный традицией коллективно-исторический опыт, связанный с комплексом локальных черт культуры.

Слайд 22





Значение народного искусства
На современном этапе истории народное искусство приобретает особенно важное и широкое значение. 
Народное искусство отражает народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выковываемые всей историей народа, шире – человечества. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти. 
Исследования М.А. Некрасовой позволяют сделать вывод о том, что народное искусство  связано с проблемами социальными,  экономическими, общекультурными, духовно-нравственными, эстетическими.
Это позволяет  рассматривать народное искусство в системе человек – природа – культура.
Описание слайда:
Значение народного искусства На современном этапе истории народное искусство приобретает особенно важное и широкое значение. Народное искусство отражает народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выковываемые всей историей народа, шире – человечества. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти. Исследования М.А. Некрасовой позволяют сделать вывод о том, что народное искусство связано с проблемами социальными, экономическими, общекультурными, духовно-нравственными, эстетическими. Это позволяет рассматривать народное искусство в системе человек – природа – культура.

Слайд 23





«Народное искусство – прошлое в настоящем. 
«Народное искусство – прошлое в настоящем. 
Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох».

М.А. Некрасова.
Описание слайда:
«Народное искусство – прошлое в настоящем. «Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох». М.А. Некрасова.

Слайд 24





Библиография
Некрасова М.А. Искусство Палеха.(М.: Советский художник, 1966 г.) 
Некрасова М.А. Палехская миниатюра. (Л.: Художник РСФСР, 1978 г.) 
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. (М.: Изобразительное искусство, 1983г.)
Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.(М.: Россия, 1983г.) 
Некрасова М.А. (автор-составитель, научный редактор, автор статей) Народные мастера, традиции и школы. ( М.: Изобразительное искусство, I вып. 1985г., II вып. 2006г.)
Некрасова М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия // Некрасова М.А. – автор-составитель. Народное искусство России в современной культуре XX–XXI вв. (М., 2003г.)
Некрасова М.А. Символы – образы – идеи. О духовной сущности содержания народного искусства // Некрасова М.А. – автор-составитель. Народное искусство. Русская традиционная культура и Православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность. (М.: Союз Дизайн, 2013г.)
О ней: http://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=17431
Описание слайда:
Библиография Некрасова М.А. Искусство Палеха.(М.: Советский художник, 1966 г.) Некрасова М.А. Палехская миниатюра. (Л.: Художник РСФСР, 1978 г.) Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. (М.: Изобразительное искусство, 1983г.) Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.(М.: Россия, 1983г.) Некрасова М.А. (автор-составитель, научный редактор, автор статей) Народные мастера, традиции и школы. ( М.: Изобразительное искусство, I вып. 1985г., II вып. 2006г.) Некрасова М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия // Некрасова М.А. – автор-составитель. Народное искусство России в современной культуре XX–XXI вв. (М., 2003г.) Некрасова М.А. Символы – образы – идеи. О духовной сущности содержания народного искусства // Некрасова М.А. – автор-составитель. Народное искусство. Русская традиционная культура и Православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность. (М.: Союз Дизайн, 2013г.) О ней: http://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=17431



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию