🗊Презентация Нормы русского литературного языка. (Лекция 2)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №1Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №2Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №3Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №4Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №5Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №6Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №7Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №8Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №9Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №10Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №11Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №12Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №13Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №14Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №15Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №16Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №17Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №18Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №19Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №20Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №21Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №22

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Нормы русского литературного языка. (Лекция 2). Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





1. Орфоэпические нормы
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова
«Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составители Ф.А.Агеенко, М.В.Завра, под ред. Д.Э.Розенталя)
Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000
 сайт www.gramota.ru
Описание слайда:
1. Орфоэпические нормы Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составители Ф.А.Агеенко, М.В.Завра, под ред. Д.Э.Розенталя) Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000 сайт www.gramota.ru

Слайд 6


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Нормы русского литературного языка. (Лекция 2), слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





3. Стилистические нормы
3) Употребление слов-паразитов (Моя жизнь как бы наладилась, вошла в привычное русло).
4) Немотивированное употребление нелитературной лексики (просторечия, диалектизмов) (Брехня все это! Надо своевременно доглядеть животное).
5) Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций (Татьяна была дворянкой. Она была молодой девушкой).
6) Отсутствие необходимых образных средств (В походе нам было очень хорошо. Там было весело и интересно. Нам никогда не было скучно. Утром мы вставали, одевались, застилали постели, умывались и бежали на зарядку. Потом завтракали. Потом ходили на речку или в горы).
)
Описание слайда:
3. Стилистические нормы 3) Употребление слов-паразитов (Моя жизнь как бы наладилась, вошла в привычное русло). 4) Немотивированное употребление нелитературной лексики (просторечия, диалектизмов) (Брехня все это! Надо своевременно доглядеть животное). 5) Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций (Татьяна была дворянкой. Она была молодой девушкой). 6) Отсутствие необходимых образных средств (В походе нам было очень хорошо. Там было весело и интересно. Нам никогда не было скучно. Утром мы вставали, одевались, застилали постели, умывались и бежали на зарядку. Потом завтракали. Потом ходили на речку или в горы). )

Слайд 12





3. Стилистические нормы
II. Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье:
Погоня за красивостью (стилистически немотивированное употребление экспрессивных средств): 
а) неправильное использование определений-прилагательных (Молодая поросль советских фигуристов вышла на лед); 
б) создание надуманных метафор, неудачных сравнений (В гости к жителям района придут народные мстители).
2) Смешение лексики разных стилей (Ведутся изыскания возможности создания турбин большей мощности).
3) Неблагозвучие: а) скопление гласных; б) скопление шипящих; в) употребление рядом или повторение одинаковых в звуковом отношении частей слова.
.
Описание слайда:
3. Стилистические нормы II. Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье: Погоня за красивостью (стилистически немотивированное употребление экспрессивных средств): а) неправильное использование определений-прилагательных (Молодая поросль советских фигуристов вышла на лед); б) создание надуманных метафор, неудачных сравнений (В гости к жителям района придут народные мстители). 2) Смешение лексики разных стилей (Ведутся изыскания возможности создания турбин большей мощности). 3) Неблагозвучие: а) скопление гласных; б) скопление шипящих; в) употребление рядом или повторение одинаковых в звуковом отношении частей слова. .

Слайд 13





3. Стилистические нормы
III. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
Злоупотребление канцеляризмами (В отчетный период была налажена работа по следующим направлениям…).
Злоупотребление специальными терминами в тексте ненаучного характера (В лучах утреннего солнца сверкали в траве вчерашние атмосферные осадки).
IV. Нарушение стилистических требований, связанных с широким контекстом: «Ведь осенний лед очень обманчив, его манящая привлекательность таит в себе большую опасность… Уже есть факты, когда опрометчивое удовольствие оканчивалось трагедией… Он очень коварен своей заманчивой притягательностью и слабой прочностью»)».
Описание слайда:
3. Стилистические нормы III. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей: Злоупотребление канцеляризмами (В отчетный период была налажена работа по следующим направлениям…). Злоупотребление специальными терминами в тексте ненаучного характера (В лучах утреннего солнца сверкали в траве вчерашние атмосферные осадки). IV. Нарушение стилистических требований, связанных с широким контекстом: «Ведь осенний лед очень обманчив, его манящая привлекательность таит в себе большую опасность… Уже есть факты, когда опрометчивое удовольствие оканчивалось трагедией… Он очень коварен своей заманчивой притягательностью и слабой прочностью»)».

Слайд 14





4. Грамматические нормы
правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Морфологические нормы
Формы рода имен существительных
а) склоняемые (по окончанию)
б) несклоняемые (правила)
2. Формы падежных окончаний имен существительных
а) неодуш. сущ. муж.р. П.п. ед.ч. (-е/-у) (в отпуске - в отпуску)
б) сущ. Им.п. мн.ч. (-и(-ы)/-а(-я)) (тракторы-трактора)
в) неодуш. сущ. муж.р. Р.п .ед.ч.(-а(-я)/-у(-ю)) (чая - чаю)
г) сущ. Р.п. мн.ч. (гектар – гектаров, доль - долей)
Описание слайда:
4. Грамматические нормы правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Морфологические нормы Формы рода имен существительных а) склоняемые (по окончанию) б) несклоняемые (правила) 2. Формы падежных окончаний имен существительных а) неодуш. сущ. муж.р. П.п. ед.ч. (-е/-у) (в отпуске - в отпуску) б) сущ. Им.п. мн.ч. (-и(-ы)/-а(-я)) (тракторы-трактора) в) неодуш. сущ. муж.р. Р.п .ед.ч.(-а(-я)/-у(-ю)) (чая - чаю) г) сущ. Р.п. мн.ч. (гектар – гектаров, доль - долей)

Слайд 15





Окончания Род.п. множ.ч. имен существительных
Описание слайда:
Окончания Род.п. множ.ч. имен существительных

Слайд 16





3. Формы степеней сравнения имен прилагательных
Описание слайда:
3. Формы степеней сравнения имен прилагательных

Слайд 17





4. Склонение имен числительных
300 шагами дальше? с 1508 рублями?
При склонении количественных числительных – все слова
При склонении порядковых числительных – только последнее слово
Оба- обе?
Ж.р. – обе
Муж.р. - оба
Описание слайда:
4. Склонение имен числительных 300 шагами дальше? с 1508 рублями? При склонении количественных числительных – все слова При склонении порядковых числительных – только последнее слово Оба- обе? Ж.р. – обе Муж.р. - оба

Слайд 18





5. Спряжение глаголов
Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт — просторечные: жгёт, текёт, пекёт.
Контрастирующие по стилистической окраске варианты образуют глаголы и в повелительном наклонении. В парах слов:  ляг — ляжь (ляжьте), беги — бежи (бежите), не тронь — не трожъ, погоди — погодь, выйди — выдь, выложи — выложь — первые литературные, вторые - просторечные.
Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др.
Описание слайда:
5. Спряжение глаголов Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт — просторечные: жгёт, текёт, пекёт. Контрастирующие по стилистической окраске варианты образуют глаголы и в повелительном наклонении. В парах слов: ляг — ляжь (ляжьте), беги — бежи (бежите), не тронь — не трожъ, погоди — погодь, выйди — выдь, выложи — выложь — первые литературные, вторые - просторечные. Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др.

Слайд 19





Синтаксические нормы
1. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого
Описание слайда:
Синтаксические нормы 1. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Слайд 20





2. Подлежащее – количественно-именное сочетание
ед.ч – мн.ч.?
Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, - в ед.ч. Глаголы, называющие активное действие, – во мн.ч.. 
(Ср.: На столе было три телефона. — Три телефона зазвонили одновременно.)
2. Числительные в составе подлежащего:
1- ед.ч. (Двадцать один человек подтвердил это)
2,3,4 – мн.ч. (Три дома на вечер зовут)
Больше числ. – ед.ч. (Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали).
Мера веса, пространства, времени – ед.ч. (Прошло сто лет)
Сложное сущ.(типа кресло-кровать) - сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие (В магазине продавалось кресло-кровать. Роман-газета распространялась через киоски).
.
Описание слайда:
2. Подлежащее – количественно-именное сочетание ед.ч – мн.ч.? Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, - в ед.ч. Глаголы, называющие активное действие, – во мн.ч.. (Ср.: На столе было три телефона. — Три телефона зазвонили одновременно.) 2. Числительные в составе подлежащего: 1- ед.ч. (Двадцать один человек подтвердил это) 2,3,4 – мн.ч. (Три дома на вечер зовут) Больше числ. – ед.ч. (Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали). Мера веса, пространства, времени – ед.ч. (Прошло сто лет) Сложное сущ.(типа кресло-кровать) - сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие (В магазине продавалось кресло-кровать. Роман-газета распространялась через киоски). .

Слайд 21





3. Варианты управления
Описание слайда:
3. Варианты управления

Слайд 22





4. Правильное построение предложений
а) неправильное употребление причастного оборота (Принятая программа на конференции успешно выполнена).
б) неправильное употребление деепричастного оборота (У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?)
в) грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения (Премьер говорил об инфляции и что задержки зарплаты больше не будет)
г) В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые понятия (Наш сквер — любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей)
д) несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены (Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса)
Описание слайда:
4. Правильное построение предложений а) неправильное употребление причастного оборота (Принятая программа на конференции успешно выполнена). б) неправильное употребление деепричастного оборота (У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?) в) грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения (Премьер говорил об инфляции и что задержки зарплаты больше не будет) г) В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые понятия (Наш сквер — любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей) д) несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены (Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию