🗊Презентация Общие проблемы философии науки

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Общие проблемы философии науки, слайд №1Общие проблемы философии науки, слайд №2Общие проблемы философии науки, слайд №3Общие проблемы философии науки, слайд №4Общие проблемы философии науки, слайд №5Общие проблемы философии науки, слайд №6Общие проблемы философии науки, слайд №7Общие проблемы философии науки, слайд №8Общие проблемы философии науки, слайд №9Общие проблемы философии науки, слайд №10Общие проблемы философии науки, слайд №11Общие проблемы философии науки, слайд №12Общие проблемы философии науки, слайд №13Общие проблемы философии науки, слайд №14Общие проблемы философии науки, слайд №15Общие проблемы философии науки, слайд №16Общие проблемы философии науки, слайд №17Общие проблемы философии науки, слайд №18Общие проблемы философии науки, слайд №19Общие проблемы философии науки, слайд №20Общие проблемы философии науки, слайд №21Общие проблемы философии науки, слайд №22Общие проблемы философии науки, слайд №23Общие проблемы философии науки, слайд №24Общие проблемы философии науки, слайд №25Общие проблемы философии науки, слайд №26Общие проблемы философии науки, слайд №27Общие проблемы философии науки, слайд №28Общие проблемы философии науки, слайд №29Общие проблемы философии науки, слайд №30Общие проблемы философии науки, слайд №31Общие проблемы философии науки, слайд №32Общие проблемы философии науки, слайд №33Общие проблемы философии науки, слайд №34Общие проблемы философии науки, слайд №35Общие проблемы философии науки, слайд №36Общие проблемы философии науки, слайд №37Общие проблемы философии науки, слайд №38Общие проблемы философии науки, слайд №39Общие проблемы философии науки, слайд №40Общие проблемы философии науки, слайд №41Общие проблемы философии науки, слайд №42Общие проблемы философии науки, слайд №43Общие проблемы философии науки, слайд №44Общие проблемы философии науки, слайд №45Общие проблемы философии науки, слайд №46Общие проблемы философии науки, слайд №47Общие проблемы философии науки, слайд №48Общие проблемы философии науки, слайд №49Общие проблемы философии науки, слайд №50Общие проблемы философии науки, слайд №51Общие проблемы философии науки, слайд №52Общие проблемы философии науки, слайд №53Общие проблемы философии науки, слайд №54Общие проблемы философии науки, слайд №55Общие проблемы философии науки, слайд №56Общие проблемы философии науки, слайд №57Общие проблемы философии науки, слайд №58Общие проблемы философии науки, слайд №59Общие проблемы философии науки, слайд №60Общие проблемы философии науки, слайд №61Общие проблемы философии науки, слайд №62Общие проблемы философии науки, слайд №63Общие проблемы философии науки, слайд №64Общие проблемы философии науки, слайд №65Общие проблемы философии науки, слайд №66Общие проблемы философии науки, слайд №67Общие проблемы философии науки, слайд №68Общие проблемы философии науки, слайд №69Общие проблемы философии науки, слайд №70Общие проблемы философии науки, слайд №71Общие проблемы философии науки, слайд №72Общие проблемы философии науки, слайд №73Общие проблемы философии науки, слайд №74Общие проблемы философии науки, слайд №75Общие проблемы философии науки, слайд №76Общие проблемы философии науки, слайд №77Общие проблемы философии науки, слайд №78Общие проблемы философии науки, слайд №79Общие проблемы философии науки, слайд №80Общие проблемы философии науки, слайд №81Общие проблемы философии науки, слайд №82Общие проблемы философии науки, слайд №83Общие проблемы философии науки, слайд №84Общие проблемы философии науки, слайд №85Общие проблемы философии науки, слайд №86

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Общие проблемы философии науки. Доклад-сообщение содержит 86 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





  Философия науки
Описание слайда:
Философия науки

Слайд 2





Раздел 1.
Раздел 1.
Общие проблемы философии науки
Описание слайда:
Раздел 1. Раздел 1. Общие проблемы философии науки

Слайд 3





                            1. ПОНЯТИЕ НАУКИ. 
                            1. ПОНЯТИЕ НАУКИ. 
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности. 
Цель науки – постижение истины и объективных законов существования и развития природы, общества и мышления.
Предмет науки – окружающий мир и его отражение в человеческом сознании.
Описание слайда:
1. ПОНЯТИЕ НАУКИ. 1. ПОНЯТИЕ НАУКИ. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности. Цель науки – постижение истины и объективных законов существования и развития природы, общества и мышления. Предмет науки – окружающий мир и его отражение в человеческом сознании.

Слайд 4





 Понятие науки. 
Наука сегодня: 
Система знаний 
Духовное производство знаний 
Практическая деятельность 
Социальный институт
Описание слайда:
Понятие науки. Наука сегодня: Система знаний Духовное производство знаний Практическая деятельность Социальный институт

Слайд 5





Сущность и задачи философии науки. 
   Философия науки— это область философии, которая изучает общие закономерности и тенденции  научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социальной среде.
Описание слайда:
Сущность и задачи философии науки. Философия науки— это область философии, которая изучает общие закономерности и тенденции научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социальной среде.

Слайд 6





Сущность и задачи философии науки
Предмет  философии науки – это общие закономерности и тенденции научного познания. 

Объект философии науки –  наука в целом.
Центральная проблема философии науки –  проблема возникновения и роста научного знания.
Описание слайда:
Сущность и задачи философии науки Предмет  философии науки – это общие закономерности и тенденции научного познания. Объект философии науки – наука в целом. Центральная проблема философии науки – проблема возникновения и роста научного знания.

Слайд 7





Становление философии науки обусловлено:
- изменениями в философии, появлении новых стратегий исследования
- потребностями науки в разработке ее философско-методологических оснований
(идей и принципов, обосновывающих нормы  и идеалы науки, а также  содержание научной картины мира)
Описание слайда:
Становление философии науки обусловлено: - изменениями в философии, появлении новых стратегий исследования - потребностями науки в разработке ее философско-методологических оснований (идей и принципов, обосновывающих нормы и идеалы науки, а также содержание научной картины мира)

Слайд 8





Функции философии науки
Основная цель философии науки – описание опыта возникновения, развития и функционирования науки, установление принципов взаимодействия ее элементов, раскрытие механизмов производства, распространения, передачи и использования знаний в практике.
Описание слайда:
Функции философии науки Основная цель философии науки – описание опыта возникновения, развития и функционирования науки, установление принципов взаимодействия ее элементов, раскрытие механизмов производства, распространения, передачи и использования знаний в практике.

Слайд 9





Функции философии науки
Функция выработки онтологических оснований науки.
Функция выработки гносеологических оснований науки.
Функция разработки методологических оснований науки.
Выработка аксиологических оснований науки.
Описание слайда:
Функции философии науки Функция выработки онтологических оснований науки. Функция выработки гносеологических оснований науки. Функция разработки методологических оснований науки. Выработка аксиологических оснований науки.

Слайд 10





Функции философии науки
Функция совершенствования языка науки.
Функция анализа проблемы стилей научного мышления. 
Функция классифицирования наук.
Функция освещения связи науки с обществом.
Описание слайда:
Функции философии науки Функция совершенствования языка науки. Функция анализа проблемы стилей научного мышления. Функция классифицирования наук. Функция освещения связи науки с обществом.

Слайд 11





Функции философии науки
Функция выяснения проблем эффективности науки.
Функция выяснения взаимосвязи науки и политики. 
Функция освещения взаимосвязи науки и религии.
Функция освещения проблем применения эстетических норм в науке.
Описание слайда:
Функции философии науки Функция выяснения проблем эффективности науки. Функция выяснения взаимосвязи науки и политики. Функция освещения взаимосвязи науки и религии. Функция освещения проблем применения эстетических норм в науке.

Слайд 12





Функции философии науки
Функция философского анализа истории возникновения и развития науки. 
Функция осмысления достижений синергетики.
Эвристическая функция.
Описание слайда:
Функции философии науки Функция философского анализа истории возникновения и развития науки. Функция осмысления достижений синергетики. Эвристическая функция.

Слайд 13





Функции философии в научном познании
Онтологический аспект. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. 
Гносеологический аспект. Философия дает исследователю знание общих закономерностей познавательного процесса, учение об истине, путях и формах ее достижения.
Описание слайда:
Функции философии в научном познании Онтологический аспект. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Гносеологический аспект. Философия дает исследователю знание общих закономерностей познавательного процесса, учение об истине, путях и формах ее достижения.

Слайд 14





Функции философии в научном познании
Методологический аспект. Философия дает науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий, являясь предельным, наиболее общим методом исследования.
Аксиологический аспект. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры.
Описание слайда:
Функции философии в научном познании Методологический аспект. Философия дает науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий, являясь предельным, наиболее общим методом исследования. Аксиологический аспект. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры.

Слайд 15





Функции философии в научном познании
Селективная функция. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). 
Умозрительно-прогнозирующая функция. В рамках философии вырабатываются идеи, значимость которых для науки выясняется лишь на будущих этапах познания.
Описание слайда:
Функции философии в научном познании Селективная функция. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Умозрительно-прогнозирующая функция. В рамках философии вырабатываются идеи, значимость которых для науки выясняется лишь на будущих этапах познания.

Слайд 16





Функции философии в научном познании
Функция вспомогательного критерия истины. 
Интегративная (синтетическая) функция – обобщение и синтез разнообразных форм познания. Это качественно новое, универсальное знание. 
Критическая функция. Объективная оценка явлений.
Описание слайда:
Функции философии в научном познании Функция вспомогательного критерия истины. Интегративная (синтетическая) функция – обобщение и синтез разнообразных форм познания. Это качественно новое, универсальное знание. Критическая функция. Объективная оценка явлений.

Слайд 17





Философские основания науки
Это философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Выполняют функции: 
обоснования уже добытых знаний
эвристическую 
методологическую.
Описание слайда:
Философские основания науки Это философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Выполняют функции: обоснования уже добытых знаний эвристическую методологическую.

Слайд 18





Взаимоотношение философии и науки
Основные подходы: 
Метафизический (Демокрит, Бэкон) 
Диалектический (Шеллинг, Гегель, Маркс)
Описание слайда:
Взаимоотношение философии и науки Основные подходы: Метафизический (Демокрит, Бэкон) Диалектический (Шеллинг, Гегель, Маркс)

Слайд 19





Основные проблемы философии науки
Первая группа проблем формируется при движении от философии к науке. То есть они исходят из специфики философского знания. Это приводит к постановке вопросов предельно общего характера, когда исследуются начальные принципы организации научного знания, глубинные механизмы и основания науки. Важную роль в такого рода вопросах играют мировоззренческие позиции, влияющие на выбор методологической основы исследования.
Описание слайда:
Основные проблемы философии науки Первая группа проблем формируется при движении от философии к науке. То есть они исходят из специфики философского знания. Это приводит к постановке вопросов предельно общего характера, когда исследуются начальные принципы организации научного знания, глубинные механизмы и основания науки. Важную роль в такого рода вопросах играют мировоззренческие позиции, влияющие на выбор методологической основы исследования.

Слайд 20





Основные проблемы философии науки.
Вторая группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности философского знания. К этой группе проблем относятся вопросы, связанные с познавательной деятельностью, общие принципы познания, разрабатываемые в русле философии и собственно философские средства, используемые для решения научных проблем.
Описание слайда:
Основные проблемы философии науки. Вторая группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности философского знания. К этой группе проблем относятся вопросы, связанные с познавательной деятельностью, общие принципы познания, разрабатываемые в русле философии и собственно философские средства, используемые для решения научных проблем.

Слайд 21





Основные проблемы философии науки.
К третьей группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях. Философское мировоззрение играет огромную роль в развитии научного знания. Это показывает вся история развития науки. Особенно сильное влияние философия на науку оказывает в эпоху научных революций, когда осуществляется коренная ломка всех научных представлений о мире и происходит смена научной парадигмы.
Описание слайда:
Основные проблемы философии науки. К третьей группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях. Философское мировоззрение играет огромную роль в развитии научного знания. Это показывает вся история развития науки. Особенно сильное влияние философия на науку оказывает в эпоху научных революций, когда осуществляется коренная ломка всех научных представлений о мире и происходит смена научной парадигмы.

Слайд 22





Функции науки
I – отражают эмпирическую сторону науки
Собирательная (подбор фактов)
Описательная (изложение фактов)
Систематизирующая (приведение в порядок материала)
Информационная (сообщение о материале)
Описание слайда:
Функции науки I – отражают эмпирическую сторону науки Собирательная (подбор фактов) Описательная (изложение фактов) Систематизирующая (приведение в порядок материала) Информационная (сообщение о материале)

Слайд 23





Функции науки
II – отражают абстрактно-теоретическую сторону науки
объяснительная 
Синтезирующая (знания)
прогностическая
Описание слайда:
Функции науки II – отражают абстрактно-теоретическую сторону науки объяснительная Синтезирующая (знания) прогностическая

Слайд 24





Функции науки
III – отражают связь науки с производством
Анализ производственной практики
Совершенствование производственной практики  и т.п.
Описание слайда:
Функции науки III – отражают связь науки с производством Анализ производственной практики Совершенствование производственной практики и т.п.

Слайд 25





Функции науки
IV – связаны с реализацией ее общегуманитарной направленности
Мировоззренческая
Идеологическая
Культурно-воспитательная
Описание слайда:
Функции науки IV – связаны с реализацией ее общегуманитарной направленности Мировоззренческая Идеологическая Культурно-воспитательная

Слайд 26





Функции науки
V – Социальная функция
Описание слайда:
Функции науки V – Социальная функция

Слайд 27





Науковедение 
Система знаний  об общих закономерностях функционирования и развития науки как социального явления
Изучает механизмы выработки, систематизации, хранения, передачи знаний, анализирует способы применения научных знаний на практике
Описание слайда:
Науковедение Система знаний об общих закономерностях функционирования и развития науки как социального явления Изучает механизмы выработки, систематизации, хранения, передачи знаний, анализирует способы применения научных знаний на практике

Слайд 28





Науковедение  как система
1) общее науковедение – механизмы функционирования и тенденции развития науки как социального явления, выработка на этой основе норм управления процессом развития науки
2)история науки
3) социология науки (наука как компонент  социальной системы, социальный институт; взаимодействие между обществом и наукой и др.)
Описание слайда:
Науковедение как система 1) общее науковедение – механизмы функционирования и тенденции развития науки как социального явления, выработка на этой основе норм управления процессом развития науки 2)история науки 3) социология науки (наука как компонент социальной системы, социальный институт; взаимодействие между обществом и наукой и др.)

Слайд 29






4) психология науки (психология ученых и научных коллективов)
5) экономика науки (инвестирование, стимулирование и пр.)
6) теория правового обеспечения науки 
7) организация науки (принципы и методы организации научно-исследовательских разработок)
8) наукометрия (математические и статистические методы)
9)философия науки (гносеология, методология, социальная философия, этика и эстетика науки)
Описание слайда:
4) психология науки (психология ученых и научных коллективов) 5) экономика науки (инвестирование, стимулирование и пр.) 6) теория правового обеспечения науки 7) организация науки (принципы и методы организации научно-исследовательских разработок) 8) наукометрия (математические и статистические методы) 9)философия науки (гносеология, методология, социальная философия, этика и эстетика науки)

Слайд 30





Генезис науки
Преднаука (как элемент, аспект философского знания) - до XVI в.
Описание слайда:
Генезис науки Преднаука (как элемент, аспект философского знания) - до XVI в.

Слайд 31





Технические науки
Возникают на базе экспериментальной науки вследствие практической необходимости обоснования создания искусственных объектов
Разработка технических теорий
Техническое проектирование
Описание слайда:
Технические науки Возникают на базе экспериментальной науки вследствие практической необходимости обоснования создания искусственных объектов Разработка технических теорий Техническое проектирование

Слайд 32





Социально-гуманитарные науки
Возникают в результате нового отношения к социальным феноменам и к человеку и его качествам как к объектам управления и преобразования
Социология и пр.
Описание слайда:
Социально-гуманитарные науки Возникают в результате нового отношения к социальным феноменам и к человеку и его качествам как к объектам управления и преобразования Социология и пр.

Слайд 33





Формы трансляции научного знания
XVII – книга (манускрипт, фолиант)
 Начиная с конца XVII века – переписка между учеными
С конца XVIII  -  начала XIX вв. – публикации в журналах как закрепление и трансляция научного результата
 с XX в. – научные журналы и конференции
С конца ХХ в – интернет-коммуникации
Описание слайда:
Формы трансляции научного знания XVII – книга (манускрипт, фолиант) Начиная с конца XVII века – переписка между учеными С конца XVIII - начала XIX вв. – публикации в журналах как закрепление и трансляция научного результата с XX в. – научные журналы и конференции С конца ХХ в – интернет-коммуникации

Слайд 34





Институализация науки
XVII в. – возникновение академических учреждений ( Лондонское королевское общество -1660, Парижская академия наук – 1666, Берлинская Академия наук – 1700)
Конец XVIII – XIX вв. – сообщества исследователей-специалистов (Французская консерватория технических искусств и ремесел – 1795, Собрание немецких естествоиспытателей – 1822, Британская ассоциация содействия прогрессу – 1831 и пр
Конец XVIII – XIX вв. – преподавание естественнонаучных и технических дисциплин в университетах, центры подготовки специалистов (Горная Академия – Фрейберг, 1765, Политехническая школа - Париж 1795 и пр.)
Описание слайда:
Институализация науки XVII в. – возникновение академических учреждений ( Лондонское королевское общество -1660, Парижская академия наук – 1666, Берлинская Академия наук – 1700) Конец XVIII – XIX вв. – сообщества исследователей-специалистов (Французская консерватория технических искусств и ремесел – 1795, Собрание немецких естествоиспытателей – 1822, Британская ассоциация содействия прогрессу – 1831 и пр Конец XVIII – XIX вв. – преподавание естественнонаучных и технических дисциплин в университетах, центры подготовки специалистов (Горная Академия – Фрейберг, 1765, Политехническая школа - Париж 1795 и пр.)

Слайд 35





Институализация науки (2)
ХХ в. – «Большая наука» – усиление специализации научной деятельности (национальные лаборатории, исследовательские центры, НИИ)
Сочетание официальных и неформальных ( «невидимые колледжи») научных коллективов
Описание слайда:
Институализация науки (2) ХХ в. – «Большая наука» – усиление специализации научной деятельности (национальные лаборатории, исследовательские центры, НИИ) Сочетание официальных и неформальных ( «невидимые колледжи») научных коллективов

Слайд 36





Научное познание. 
Научное познание – сложный процесс производства новых знаний, образующих целостную систему понятий, теорий, законов, гипотез и других идеальных систем, закрепленных в естественном или искусственном языке.
Описание слайда:
Научное познание. Научное познание – сложный процесс производства новых знаний, образующих целостную систему понятий, теорий, законов, гипотез и других идеальных систем, закрепленных в естественном или искусственном языке.

Слайд 37





Научное познание. 
Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами. 
Главная характеристика научного знания – истинность. 
Главная ценность науки - эмпиризм
Описание слайда:
Научное познание. Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами. Главная характеристика научного знания – истинность. Главная ценность науки - эмпиризм

Слайд 38





Научное познание. 
Критерии истинности научного знания: 
Объективность 
Системность 
Предвидение будущего 
Воспроизводимость 
Выводимость  
Проверяемость 
Критичность
Описание слайда:
Научное познание. Критерии истинности научного знания: Объективность Системность Предвидение будущего Воспроизводимость Выводимость Проверяемость Критичность

Слайд 39





 Структура научного познания.
Уровни научного познания: 
Эмпирический 
Теоретический
Описание слайда:
Структура научного познания. Уровни научного познания: Эмпирический Теоретический

Слайд 40





 Структура научного познания.
Формы эмпирического уровня познания: 
Единичные эмпирические высказывания
Факты 
Эмпирические законы 
Феноменологические теории
Описание слайда:
Структура научного познания. Формы эмпирического уровня познания: Единичные эмпирические высказывания Факты Эмпирические законы Феноменологические теории

Слайд 41





Структура научного познания. 
Формы рационалистического уровня познания: 
Проблема 
Гипотеза 
Теория 
Парадигма
Описание слайда:
Структура научного познания. Формы рационалистического уровня познания: Проблема Гипотеза Теория Парадигма

Слайд 42





Методы научного познания.
Всеобщие философские и логические методы: 
Общефилософские 
Логические
Описание слайда:
Методы научного познания. Всеобщие философские и логические методы: Общефилософские Логические

Слайд 43





Методы научного познания.
Общенаучные методы: 
Общенаучные методы эмпирического уровня познания 
Общенаучные методы теоретического уровня познания
Общенаучные методы эмпирическо-теоретического уровня познания
Описание слайда:
Методы научного познания. Общенаучные методы: Общенаучные методы эмпирического уровня познания Общенаучные методы теоретического уровня познания Общенаучные методы эмпирическо-теоретического уровня познания

Слайд 44





Динамика научного знания
Проблема изменчивости научного знания включает три основные концепции. 
Концепция верификации (Ф. Бэкон, позитивизм).
Концепция реформ (П. Дюгем). 
Концепция перманентной революции (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).
Описание слайда:
Динамика научного знания Проблема изменчивости научного знания включает три основные концепции. Концепция верификации (Ф. Бэкон, позитивизм). Концепция реформ (П. Дюгем). Концепция перманентной революции (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

Слайд 45





Динамика научного знания. 
К. Поппер «Логика и рост научного знания». 
И. Лакатос «Методология научно-исследовательских программ». 
Т. Кун «Структура научных революций»
Описание слайда:
Динамика научного знания. К. Поппер «Логика и рост научного знания». И. Лакатос «Методология научно-исследовательских программ». Т. Кун «Структура научных революций»

Слайд 46





Рост научного знания. Смена типов научной рациональности.
Свойства научной рациональности: 
Объективная предметность 
Однозначность 
Доказанность 
Проверяемость 
Способность к улучшению
Описание слайда:
Рост научного знания. Смена типов научной рациональности. Свойства научной рациональности: Объективная предметность Однозначность Доказанность Проверяемость Способность к улучшению

Слайд 47





Рост научного знания. Смена типов научной рациональности.
Типы научной рациональности: 
Классический тип научной рациональности (17 – конец 19 вв. – объектный стиль мышления) 
Неклассический тип научной рациональности (конец 19 – середина 20 вв. – связь между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта)
Постнеклассический тип научной рациональности (середина 20 – 21 вв. – включение субъективной деятельности, целей и ценности в знание)
Описание слайда:
Рост научного знания. Смена типов научной рациональности. Типы научной рациональности: Классический тип научной рациональности (17 – конец 19 вв. – объектный стиль мышления) Неклассический тип научной рациональности (конец 19 – середина 20 вв. – связь между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта) Постнеклассический тип научной рациональности (середина 20 – 21 вв. – включение субъективной деятельности, целей и ценности в знание)

Слайд 48





Научные школы. Подготовка научных кадров
Научная школа - неформальное научное сообщество, характеризуемое отношениями «учитель – ученики», обусловливающими преемственность субъективных (личностных) и объективных компонентов их научной деятельности
Описание слайда:
Научные школы. Подготовка научных кадров Научная школа - неформальное научное сообщество, характеризуемое отношениями «учитель – ученики», обусловливающими преемственность субъективных (личностных) и объективных компонентов их научной деятельности

Слайд 49





Функции научной школы
Исследовательская  функция
А) получение новых знаний
Б) исследовательский коллектив
Обеспечение преемственности  в развитии науки
А) механизм воспроизводства научного сообщества
Б) воспроизводство норм и традиций научно-исследовательской деятельности
Педагогическая функция
Описание слайда:
Функции научной школы Исследовательская функция А) получение новых знаний Б) исследовательский коллектив Обеспечение преемственности в развитии науки А) механизм воспроизводства научного сообщества Б) воспроизводство норм и традиций научно-исследовательской деятельности Педагогическая функция

Слайд 50





Признаки научной школы
Наличие программы, разработанной лидером
Непосредственное общение коллектива
Наличие методологического инструментария
Внутренние стандарты оценки деятельности
Внутренняя инициатива, творческий поиск
Описание слайда:
Признаки научной школы Наличие программы, разработанной лидером Непосредственное общение коллектива Наличие методологического инструментария Внутренние стандарты оценки деятельности Внутренняя инициатива, творческий поиск

Слайд 51





Виды научных школ
I.
Школа как центр образования
Школа как исследовательский коллектив
Школа как научное направление
II.
Классические научные школы
Современные научные школы
Описание слайда:
Виды научных школ I. Школа как центр образования Школа как исследовательский коллектив Школа как научное направление II. Классические научные школы Современные научные школы

Слайд 52





Раздел 2.
Раздел 2.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Описание слайда:
Раздел 2. Раздел 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Слайд 53





Задача социально-гуманитарного знания:
разработать критерии обоснованности и объективности ценностных  утверждений и, по возможности, исключать необоснованные оценки
Описание слайда:
Задача социально-гуманитарного знания: разработать критерии обоснованности и объективности ценностных утверждений и, по возможности, исключать необоснованные оценки

Слайд 54





«Ценностная нейтральность» в социальном исследовании
М.Вебер: принцип «аксиологической нейтральности» в социально-гуманитарном познании
Цели «понимающей социологии»: истолковывать социальные явления,
Формировать исторические понятия,
Интерпретировать социальные действия
Цели могут быть достигнуты:
При помощи объективного анализа и выявления исторических причин
При помощи соотнесения с ценностями и формулирования оценок
Описание слайда:
«Ценностная нейтральность» в социальном исследовании М.Вебер: принцип «аксиологической нейтральности» в социально-гуманитарном познании Цели «понимающей социологии»: истолковывать социальные явления, Формировать исторические понятия, Интерпретировать социальные действия Цели могут быть достигнуты: При помощи объективного анализа и выявления исторических причин При помощи соотнесения с ценностями и формулирования оценок

Слайд 55





«Ценностная нейтральность» в социальном исследовании
Социальное действие, по Веберу:
Соотнесение с поведением других субъектов, определяется этим соотнесением и может быть объяснено
Результат: отнесение к ценностям и оценка
 →Недостаток объективности в социальном познании
 Выбор предмета исследования путем «отнесения к ценности» свойственен познанию в целом
Описание слайда:
«Ценностная нейтральность» в социальном исследовании Социальное действие, по Веберу: Соотнесение с поведением других субъектов, определяется этим соотнесением и может быть объяснено Результат: отнесение к ценностям и оценка →Недостаток объективности в социальном познании Выбор предмета исследования путем «отнесения к ценности» свойственен познанию в целом

Слайд 56





Оценка в социально-гуманитарных науках
Описательные высказывания о фактах, функционирующие в системе определенных общих ценностей 
научные законы, являющиеся стандартами оценки других утверждений теории;
 высказывания о тенденциях социального развития, подводящие итог предшествующих стадий эволюции социальных явлений и структур и намечающие перспективу их дальнейшего развития;
 принципы морали как правила 
 правила логики и математики, являющиеся правилами всякой, или универсальной, практики и вместе с тем сохраняющие определенное описательное содержание и, значит, известное притязание на истинность.
Описание слайда:
Оценка в социально-гуманитарных науках Описательные высказывания о фактах, функционирующие в системе определенных общих ценностей научные законы, являющиеся стандартами оценки других утверждений теории; высказывания о тенденциях социального развития, подводящие итог предшествующих стадий эволюции социальных явлений и структур и намечающие перспективу их дальнейшего развития; принципы морали как правила правила логики и математики, являющиеся правилами всякой, или универсальной, практики и вместе с тем сохраняющие определенное описательное содержание и, значит, известное притязание на истинность.

Слайд 57







Гуннар Мюрдаль:
Постулат о допустимости в науках об обществе явных оценок: ученый вправе делать оценки, но он должен ясно отделять их от фактических утверждений 
Без оценки невозможны: Постановка проблем, определение понятий, выбор моделей, отбор фактов 
Описание слайда:
Гуннар Мюрдаль: Постулат о допустимости в науках об обществе явных оценок: ученый вправе делать оценки, но он должен ясно отделять их от фактических утверждений Без оценки невозможны: Постановка проблем, определение понятий, выбор моделей, отбор фактов 

Слайд 58





Оценка в социально-гуманитарных науках

Герберт Маркузе:
до начала размышления над проблемами общества каждый ученый принимает два основополагающих оценочных положения:
– человеческая жизнь стоит того, чтобы ее прожить;
– существующее общество, и, прежде всего, его экономику, можно усовершенствовать в интересах благополучия человека
(«Одномерный человек»)
Описание слайда:
Оценка в социально-гуманитарных науках Герберт Маркузе: до начала размышления над проблемами общества каждый ученый принимает два основополагающих оценочных положения: – человеческая жизнь стоит того, чтобы ее прожить; – существующее общество, и, прежде всего, его экономику, можно усовершенствовать в интересах благополучия человека («Одномерный человек»)

Слайд 59





Принципы «логики социальных наук»
Общее между естественными и социальными науками:
-Ценности научной истины,
-Объективность и рациональность
-Критический анализ и проверка предположений ученых
Специфика социальных наук: ценностный критерий как ведущий
Описание слайда:
Принципы «логики социальных наук» Общее между естественными и социальными науками: -Ценности научной истины, -Объективность и рациональность -Критический анализ и проверка предположений ученых Специфика социальных наук: ценностный критерий как ведущий

Слайд 60





Принципы логики социальных наук
Отказ от эссенциализма (претензии на постижение сущности общества и законов общественного развития)
Критика холизма (представления, согласно которому в каждой части общества отражаются свойства целого)
Критика историцизма как пророчества
Описание слайда:
Принципы логики социальных наук Отказ от эссенциализма (претензии на постижение сущности общества и законов общественного развития) Критика холизма (представления, согласно которому в каждой части общества отражаются свойства целого) Критика историцизма как пророчества

Слайд 61





Суть принципа «ценностной нейтральности» в социальных науках:
Оценка общественных процессов с точки зрения идеалов гуманизма
(Защита ценностей открытого общества, либерализма; критика «закрытого общества» как особого способа организации власти)
Описание слайда:
Суть принципа «ценностной нейтральности» в социальных науках: Оценка общественных процессов с точки зрения идеалов гуманизма (Защита ценностей открытого общества, либерализма; критика «закрытого общества» как особого способа организации власти)

Слайд 62





Рациональное в социально-гуманитарных науках
Рациональное как свойство знания
Рациональность - устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества 
Конкретно-исторический характер рациональности
Описание слайда:
Рациональное в социально-гуманитарных науках Рациональное как свойство знания Рациональность - устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества Конкретно-исторический характер рациональности

Слайд 63





Рациональное в социально-гуманитарных науках
Логичность
Индивидуальная инициатива, выбор стратегии исследования и интерпретации результатов
Критерий истинности при экспертизе социальных проектов
Участие в проектировании социальной реальности
Описание слайда:
Рациональное в социально-гуманитарных науках Логичность Индивидуальная инициатива, выбор стратегии исследования и интерпретации результатов Критерий истинности при экспертизе социальных проектов Участие в проектировании социальной реальности

Слайд 64





Объективное в социально-гуманитарных науках
Требование ценностной нейтральности (!невозможно на 100 %!)
Адекватность знания фрагменту социальной действительности, который является предметом научного анализа
Объективность как обусловленность познаваемым объектом
Описание слайда:
Объективное в социально-гуманитарных науках Требование ценностной нейтральности (!невозможно на 100 %!) Адекватность знания фрагменту социальной действительности, который является предметом научного анализа Объективность как обусловленность познаваемым объектом

Слайд 65





Истинное в социально-гуманитарных науках
Объективность и элиминация субъекта как условия истинности в классической концепции
Связь субъекта, объекта, средств деятельности и согласование мыслимого в суждениях с вещью в неклассической концепции (субъект как основание истины)
Постнеклассическая концепция – добавление понятий цели и ценности (социокультурный фактор познания)
Описание слайда:
Истинное в социально-гуманитарных науках Объективность и элиминация субъекта как условия истинности в классической концепции Связь субъекта, объекта, средств деятельности и согласование мыслимого в суждениях с вещью в неклассической концепции (субъект как основание истины) Постнеклассическая концепция – добавление понятий цели и ценности (социокультурный фактор познания)

Слайд 66





Истинное в социально-гуманитарных науках
Экспертиза социальных проектов и ответственность за принимаемые решения
Практика как объективный	 критерий истинности знаний + интерсубъективный опыт повседневности
Истина как «правда»
Описание слайда:
Истинное в социально-гуманитарных науках Экспертиза социальных проектов и ответственность за принимаемые решения Практика как объективный критерий истинности знаний + интерсубъективный опыт повседневности Истина как «правда»

Слайд 67





Релятивизм в социально-гуманитарных науках.
Релятивность как свойство научного знания в целом
истинность как относительное соответствие действительности
Социокультурный фактор и исторический контекст
Идеологический фактор
Описание слайда:
Релятивизм в социально-гуманитарных науках. Релятивность как свойство научного знания в целом истинность как относительное соответствие действительности Социокультурный фактор и исторический контекст Идеологический фактор

Слайд 68





Психологизм в социально-гуманитарных науках
Дильтей: «понимающая психология» в познании социально-исторических явлений
Психологические особенности личности как фактор социальной деятельности
Описание слайда:
Психологизм в социально-гуманитарных науках Дильтей: «понимающая психология» в познании социально-исторических явлений Психологические особенности личности как фактор социальной деятельности

Слайд 69





Научные конвенции
Конвенция – познавательная операция, предполагающая ведение норм, правил, знаков, символов и т.п. на основе соглашения субъектов познания
А.Пуанкаре: идеи о «свободном соглашении», об установлении терминов как средства вербализации открытия;
Конвенции как основы научных теорий, которые обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности
Объективность сводится к общезначимости→
требование интерсубъективности соглашений
Описание слайда:
Научные конвенции Конвенция – познавательная операция, предполагающая ведение норм, правил, знаков, символов и т.п. на основе соглашения субъектов познания А.Пуанкаре: идеи о «свободном соглашении», об установлении терминов как средства вербализации открытия; Конвенции как основы научных теорий, которые обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности Объективность сводится к общезначимости→ требование интерсубъективности соглашений

Слайд 70






К.Поппер – социальная природа конвенций; сочетание норм и объективных законов; конвенции как соглашения об истинности
Проблема конвенций возникает при выборе теории, поскольку
для одного и того же эмпирического базиса можно построить конкурирующие теории
Описание слайда:
К.Поппер – социальная природа конвенций; сочетание норм и объективных законов; конвенции как соглашения об истинности Проблема конвенций возникает при выборе теории, поскольку для одного и того же эмпирического базиса можно построить конкурирующие теории

Слайд 71





Конвенциональное общение в научно-познавательной деятельности
Оформление знания в виде текстов
Принятие сообществом  унифицированного научного языка, стандартов, формализаций для представления знания
Система предпосылочного знания
Передача неявного знания, парадигмы и т.п. в ходе совместной деятельности
Когнитивные стандарты в целом, единицы и приемы измерения и пр.
Описание слайда:
Конвенциональное общение в научно-познавательной деятельности Оформление знания в виде текстов Принятие сообществом унифицированного научного языка, стандартов, формализаций для представления знания Система предпосылочного знания Передача неявного знания, парадигмы и т.п. в ходе совместной деятельности Когнитивные стандарты в целом, единицы и приемы измерения и пр.

Слайд 72





Проблемы при установлении конвенций
Выяснение объективных и субъективных предпосылок их образования
Определение способов введения конвенций в научное знание
Процедура выведения конвенций из познавательного процесса
Проблема истинности знания
Проблема зависимости конвенций от ценностей и культурно-исторических предпосылок
Описание слайда:
Проблемы при установлении конвенций Выяснение объективных и субъективных предпосылок их образования Определение способов введения конвенций в научное знание Процедура выведения конвенций из познавательного процесса Проблема истинности знания Проблема зависимости конвенций от ценностей и культурно-исторических предпосылок

Слайд 73





Моральная ответственность за введение конвенций
т.к. на конвенциях в определенной мере основывается наука, а ее цель – постижение истины, следовательно, конвенции не должны основываться на ложных посылках, уводить исследователя в сторону, мешать развитию знания, служить основой неправильных данных 
Поскольку конвенции конструируются, их можно и изменять и оценивать→нести за них моральную ответственность
Описание слайда:
Моральная ответственность за введение конвенций т.к. на конвенциях в определенной мере основывается наука, а ее цель – постижение истины, следовательно, конвенции не должны основываться на ложных посылках, уводить исследователя в сторону, мешать развитию знания, служить основой неправильных данных Поскольку конвенции конструируются, их можно и изменять и оценивать→нести за них моральную ответственность

Слайд 74





Экологическая этика и наука
Экологическая этика – междисциплинарная комплексная область исследования на стыке экологии и классической этики
Предмет экологической этики: разработка и обоснование этических принципов и правил, регулирующих моральное отношение человека к природе и ее представителям
Описание слайда:
Экологическая этика и наука Экологическая этика – междисциплинарная комплексная область исследования на стыке экологии и классической этики Предмет экологической этики: разработка и обоснование этических принципов и правил, регулирующих моральное отношение человека к природе и ее представителям

Слайд 75





Экологическая этика и наука
Олдо Леопольд (1887 – 1948) – понятие «экологической совести»
Альберт Швейцер ( 1875- 1965) –понятие этической ответственности, «Культура и этика»
1979 – журнал «Экологическая этика»
1982 – Всемирная хартия природы генеральной Ассамблеи ООН
1990 - Интернациональное общество экологической этики (Холмс Ролстон)
1992 – журнал «Экологические ценности»
1992 – на конференции ООН в Рио-де-Жанейро принята Декларация по окружающей среде и развитию
Описание слайда:
Экологическая этика и наука Олдо Леопольд (1887 – 1948) – понятие «экологической совести» Альберт Швейцер ( 1875- 1965) –понятие этической ответственности, «Культура и этика» 1979 – журнал «Экологическая этика» 1982 – Всемирная хартия природы генеральной Ассамблеи ООН 1990 - Интернациональное общество экологической этики (Холмс Ролстон) 1992 – журнал «Экологические ценности» 1992 – на конференции ООН в Рио-де-Жанейро принята Декларация по окружающей среде и развитию

Слайд 76





Экологическая этика и наука
Антропоцентризм: оценивает поведение человека по отношению к природе на основе его влияния на человеческое благополучие (внутренняя ценность и моральный статус человека)
Биоцентризм: оценивает поведение человека по отношению к природе на основе его влияния на живые организмы или экосистемы (внутренняя ценность и моральный статус природы в целом)
Описание слайда:
Экологическая этика и наука Антропоцентризм: оценивает поведение человека по отношению к природе на основе его влияния на человеческое благополучие (внутренняя ценность и моральный статус человека) Биоцентризм: оценивает поведение человека по отношению к природе на основе его влияния на живые организмы или экосистемы (внутренняя ценность и моральный статус природы в целом)

Слайд 77





Экологическая этика и наука
Антропоцентрическая этика устойчивого развития:
Принцип возмещения экологических издержек
Принцип экологической ответственности
Принцип ограничения потребления материальных благ
Принцип приоритетного здоровья человека
Описание слайда:
Экологическая этика и наука Антропоцентрическая этика устойчивого развития: Принцип возмещения экологических издержек Принцип экологической ответственности Принцип ограничения потребления материальных благ Принцип приоритетного здоровья человека

Слайд 78





Экологическая этика и наука
Биоцентрическая  этика устойчивого развития
Ценность жизни
Ценность разнообразия
Ценность естественной эволюции
Ценность редкости (вида, индивида, объекта)
Ценность красоты и т.д.
Описание слайда:
Экологическая этика и наука Биоцентрическая этика устойчивого развития Ценность жизни Ценность разнообразия Ценность естественной эволюции Ценность редкости (вида, индивида, объекта) Ценность красоты и т.д.

Слайд 79





Наука и паранаука
  лат. para — «около»
Паранаука 
А- Историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления ее доказательной и верифицированной базы
Б- термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии.
Описание слайда:
Наука и паранаука лат. para — «около» Паранаука А- Историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления ее доказательной и верифицированной базы Б- термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии.

Слайд 80






А
Термин «паранаука» - 
Паранаучное знание опирается более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые и доказанные факты
Эзотерические ветви паранауки  (оккультизм)→ псевдонаука
Описание слайда:
А Термин «паранаука» - Паранаучное знание опирается более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые и доказанные факты Эзотерические ветви паранауки (оккультизм)→ псевдонаука

Слайд 81





Виды паранауки
Парафилософия (теософическое общество Е.Блаватской – всеобщее братство;сравнительное изучений религий, науки и философии; исследование неизвестных законов природы и внутренних сил человека)
Парафизика (астрология, алхимия)
Парабиология (хиромантия, физиогномика, метопоскопия)
Парапсихология (психокинез, телепатия, экстрасенсорное восприятие)
Паракультурология («Живая этика» Е.Рерих) и др.
Описание слайда:
Виды паранауки Парафилософия (теософическое общество Е.Блаватской – всеобщее братство;сравнительное изучений религий, науки и философии; исследование неизвестных законов природы и внутренних сил человека) Парафизика (астрология, алхимия) Парабиология (хиромантия, физиогномика, метопоскопия) Парапсихология (психокинез, телепатия, экстрасенсорное восприятие) Паракультурология («Живая этика» Е.Рерих) и др.

Слайд 82





Б
1. содержание науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме ( теоретические гипотезы +опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений)
(космонавтика Циолковского в нач. ХХ в, гелиобиология Чижевского)
Описание слайда:
Б 1. содержание науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме ( теоретические гипотезы +опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений) (космонавтика Циолковского в нач. ХХ в, гелиобиология Чижевского)

Слайд 83






2.идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (в частности, практического и практически-духовного освоения мира)
«народные науки» – народная медицина, народная педагогика, народная архитектура и др.
Описание слайда:
2.идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (в частности, практического и практически-духовного освоения мира) «народные науки» – народная медицина, народная педагогика, народная архитектура и др.

Слайд 84






Паранаукой не являются  разделы некоторых наук, в которых изучаются методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки (паралингвистика)
Описание слайда:
Паранаукой не являются разделы некоторых наук, в которых изучаются методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки (паралингвистика)

Слайд 85






3. концепции и учения, преувеличивающие роль определенных природных закономерностей или постулирующие существование особых, неизвестных науке или сверхъестественных сущностей, явлений и сил
Описание слайда:
3. концепции и учения, преувеличивающие роль определенных природных закономерностей или постулирующие существование особых, неизвестных науке или сверхъестественных сущностей, явлений и сил

Слайд 86






«Паранаука в ее современном виде — естественный спутник и вызов науке в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники»
Описание слайда:
«Паранаука в ее современном виде — естественный спутник и вызов науке в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники»



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию