🗊Презентация ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №1ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №2ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №3ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №4ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №5ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №6ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №7ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №8ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №9ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №10ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №11ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №12ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №13ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №14ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №15ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №16ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №17ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №18ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №19ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №20ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №21ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №22ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №23ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №24ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №25ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №26ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №27ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №28ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №29ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №30ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №31ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №32ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №33ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №34ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №35ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №36ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №37ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №38ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста. Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2






Обучение сочинению с элементами толкования позволит формировать следующие специальные коммуникативные умения: 
- определять особенности смысловой структуры текстов (выделяя в ней предмет речи и отношение к нему автора) разных стилей и функционально-смысловых типов речи в целях их толкования; 
- формулировать тезис сочинения-рассуждения, отражая в нем смысловую структуру толкуемого текста; 
- подбирать фактический материал для аргументации тезиса, извлекая его из исходного текста; 
- формулировать аргументы на основе материала исходного текста, используя различные средства передачи чужой речи; 
создавать текст с элементами толкования, включающий собственно толкование и демонстрацию понимания смысла первичного текста. 
     Именно данные умения составляют деятельностную основу интерпретации речевого произведения как освоения его содержания в текстовой форме.
Описание слайда:
Обучение сочинению с элементами толкования позволит формировать следующие специальные коммуникативные умения: - определять особенности смысловой структуры текстов (выделяя в ней предмет речи и отношение к нему автора) разных стилей и функционально-смысловых типов речи в целях их толкования; - формулировать тезис сочинения-рассуждения, отражая в нем смысловую структуру толкуемого текста; - подбирать фактический материал для аргументации тезиса, извлекая его из исходного текста; - формулировать аргументы на основе материала исходного текста, используя различные средства передачи чужой речи; создавать текст с элементами толкования, включающий собственно толкование и демонстрацию понимания смысла первичного текста. Именно данные умения составляют деятельностную основу интерпретации речевого произведения как освоения его содержания в текстовой форме.

Слайд 3





В процессе работы над темой у школьников следует сформировать знания о следующих явлениях: 
В процессе работы над темой у школьников следует сформировать знания о следующих явлениях: 
1. Толкование текста предполагает его разъяснение. 
2. Для толкования следует прочитать текст, определить компоненты его смысловой структуры, ключевые компоненты его содержания, кратко сформулировать смысл текста, создать полный текст толкования. 
3. В толковании текста так же, как и в отзыве о нем, выделяются фактологический компонент (указание на то, о каких фактах, явлениях, событиях идет речь) и оценочный компонент. При этом, в отличие от отзыва, фактологический компонент является ведущим, так как задача толкования – сообщение «сути, подробностей, смысла чего-либо».
Описание слайда:
В процессе работы над темой у школьников следует сформировать знания о следующих явлениях: В процессе работы над темой у школьников следует сформировать знания о следующих явлениях: 1. Толкование текста предполагает его разъяснение. 2. Для толкования следует прочитать текст, определить компоненты его смысловой структуры, ключевые компоненты его содержания, кратко сформулировать смысл текста, создать полный текст толкования. 3. В толковании текста так же, как и в отзыве о нем, выделяются фактологический компонент (указание на то, о каких фактах, явлениях, событиях идет речь) и оценочный компонент. При этом, в отличие от отзыва, фактологический компонент является ведущим, так как задача толкования – сообщение «сути, подробностей, смысла чего-либо».

Слайд 4





Повторяем пройденное
Сочинение с элементами толкования представляет собой текст, в основе которого лежит модель рассуждения.
 Тезисом в таком тексте является положение, отражающее смысловую структуру толкуемого текста или его фрагмента. 
Аргументы включают те фрагменты текста или их пересказ, которые подтверждают правильность толкования.
Описание слайда:
Повторяем пройденное Сочинение с элементами толкования представляет собой текст, в основе которого лежит модель рассуждения. Тезисом в таком тексте является положение, отражающее смысловую структуру толкуемого текста или его фрагмента. Аргументы включают те фрагменты текста или их пересказ, которые подтверждают правильность толкования.

Слайд 5





Структура толкования как особого типа текста
1)    поясняемый фрагмент текста, 
2)    собственно толкование, передача смысла поясняемого фрагмента своими словами,
3)  аргументы, включающие цитаты из толкуемого текста и подтверждающие правильность толкования.
Описание слайда:
Структура толкования как особого типа текста 1) поясняемый фрагмент текста, 2) собственно толкование, передача смысла поясняемого фрагмента своими словами, 3) аргументы, включающие цитаты из толкуемого текста и подтверждающие правильность толкования.

Слайд 6





Формируем понятия
Анализ текста того или иного стиля в процессе формирования понятий осуществляется по следующему плану: 

1. Определение стиля текста. 
2. Определение темы и микротем текста (составление плана текста). 
3. Нахождение микротем, которые называют компоненты темы, оцениваемые автором (прямо или косвенно). 
4. Нахождение средств оценки предмета речи (средств, выражающих отношение автора к предмету речи). 
5. Запись краткого толкования текста. 
       Данный порядок работы позволяет формировать понятия в единстве с формированием умений.
Описание слайда:
Формируем понятия Анализ текста того или иного стиля в процессе формирования понятий осуществляется по следующему плану: 1. Определение стиля текста. 2. Определение темы и микротем текста (составление плана текста). 3. Нахождение микротем, которые называют компоненты темы, оцениваемые автором (прямо или косвенно). 4. Нахождение средств оценки предмета речи (средств, выражающих отношение автора к предмету речи). 5. Запись краткого толкования текста. Данный порядок работы позволяет формировать понятия в единстве с формированием умений.

Слайд 7





Повторяем теорию
Тема текста («то главное, о чем говорится в тексте»);
основная мысль связана с замыслом автора («то главное, что хотел сказать автор текста»); 
ключевые слова как основные «выразители» смысловой структуры текста («слова, с помощью которых достигается смысл текста», «в которых выражается тема» и т.п.).
Описание слайда:
Повторяем теорию Тема текста («то главное, о чем говорится в тексте»); основная мысль связана с замыслом автора («то главное, что хотел сказать автор текста»); ключевые слова как основные «выразители» смысловой структуры текста («слова, с помощью которых достигается смысл текста», «в которых выражается тема» и т.п.).

Слайд 8


ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





         (1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. 
         (1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. 
         (7)...Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкерсы» и начинался бой. (9)От выстрелов большие тяжелые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. (10)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль. 
         (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы настороженно присматривались к лесу. (13)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за нами была Москва. 
            (17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)Однажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». (22)Они били через наши головы по немцам... 
           (23)Я ходил по школьному двору и все пытался отыскать место, где стояло мое орудие. (24) Я стал медленно подниматься по ступеням, а навстречу мне бежали ребята. (25)Они спешили поскорее очутиться на улице и не обращали на меня никакого внимания. (26)Они бежали на улицу. (27)Они не знали, что бегут по брустверу орудийного окопа.
Описание слайда:
(1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. (1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. (7)...Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкерсы» и начинался бой. (9)От выстрелов большие тяжелые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. (10)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль. (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы настороженно присматривались к лесу. (13)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за нами была Москва. (17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)Однажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». (22)Они били через наши головы по немцам... (23)Я ходил по школьному двору и все пытался отыскать место, где стояло мое орудие. (24) Я стал медленно подниматься по ступеням, а навстречу мне бежали ребята. (25)Они спешили поскорее очутиться на улице и не обращали на меня никакого внимания. (26)Они бежали на улицу. (27)Они не знали, что бегут по брустверу орудийного окопа.

Слайд 10





(28)...Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (29)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его: 
(28)...Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (29)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его: 
(30)– Ты знаешь, что здесь было раньше? 
(31)Он удивленно выкатил на меня глаза и сказал: 
(32)– Школа. 
(33)– Да нет! – почти крикнул я. (34)– Здесь была шестая батарея. (35)Сто второго... 
(36)Он не понял меня и спросил: 
(37)– Шестая "А" или шестая "Б"? 
(38)Я растерянно посмотрел на мальчика, и он, видимо желая помочь мне, сказал: 
(39)– Может быть, вы ищите сто вторую школу? 
(40)Я сильнее сжал руку мальчика и сказал: 
(41)– Здесь стояла моя батарея. (42)Мы били по фашистским самолетам, которые летели к Москве. 
(43)– Здесь? – мальчик удивленно посмотрел на крыльцо и потрогал рукой перила. 
(44)– Да, да, здесь. 
(45) Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи... 
(48)...И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа. (По Ю. Яковлеву)
Описание слайда:
(28)...Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (29)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его: (28)...Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (29)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его: (30)– Ты знаешь, что здесь было раньше? (31)Он удивленно выкатил на меня глаза и сказал: (32)– Школа. (33)– Да нет! – почти крикнул я. (34)– Здесь была шестая батарея. (35)Сто второго... (36)Он не понял меня и спросил: (37)– Шестая "А" или шестая "Б"? (38)Я растерянно посмотрел на мальчика, и он, видимо желая помочь мне, сказал: (39)– Может быть, вы ищите сто вторую школу? (40)Я сильнее сжал руку мальчика и сказал: (41)– Здесь стояла моя батарея. (42)Мы били по фашистским самолетам, которые летели к Москве. (43)– Здесь? – мальчик удивленно посмотрел на крыльцо и потрогал рукой перила. (44)– Да, да, здесь. (45) Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи... (48)...И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа. (По Ю. Яковлеву)

Слайд 11





Задание 15.2
     Напишите сочинение-рассуждение.
     Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа».
           Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
              Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
          Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
        Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
         Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Описание слайда:
Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 12





Алгоритм разъяснения текста 
прочитать текст;
 выделить ключевые слова текста;
 определить основную мысль текста; 
прочитать фрагмент текста;
 выделить ключевое слово фрагмента текста и соотнести его с ключевыми словами текста; 
найти в тексте те предложения, из которых ясно понимание значения ключевого слова фрагмента текста автором; 
сформулировать значение толкуемого фрагмента с учетом основной мысли целого текста.
Описание слайда:
Алгоритм разъяснения текста прочитать текст; выделить ключевые слова текста; определить основную мысль текста; прочитать фрагмент текста; выделить ключевое слово фрагмента текста и соотнести его с ключевыми словами текста; найти в тексте те предложения, из которых ясно понимание значения ключевого слова фрагмента текста автором; сформулировать значение толкуемого фрагмента с учетом основной мысли целого текста.

Слайд 13





Обратите внимание!
      «В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.)» [Валгина, 2003], 
       Раскрыть смысл текста –значит сформулировать его обобщённое содержание.
Описание слайда:
Обратите внимание! «В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.)» [Валгина, 2003], Раскрыть смысл текста –значит сформулировать его обобщённое содержание.

Слайд 14





Работаем с заданием

ЗДЕСЬ в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа.
Описание слайда:
Работаем с заданием ЗДЕСЬ в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа.

Слайд 15





Работаем с текстом
Описание слайда:
Работаем с текстом

Слайд 16





Это важно!
          Глубоко понять текст можно только в том случае, если увидеть его смысловую структуру – содержание речи во взаимосвязи всех его компонентов и оценку этого содержания автором. Для этого необходимо выделить все микротемы текста (наиболее важные из них выражены ключевыми словами) и средства выражения оценки, которые употреблены автором.
Описание слайда:
Это важно! Глубоко понять текст можно только в том случае, если увидеть его смысловую структуру – содержание речи во взаимосвязи всех его компонентов и оценку этого содержания автором. Для этого необходимо выделить все микротемы текста (наиболее важные из них выражены ключевыми словами) и средства выражения оценки, которые употреблены автором.

Слайд 17





         Работа над осознанием микротем предполагает установление связи между ними по определенным функционально-смысловым моделям: 
         Работа над осознанием микротем предполагает установление связи между ними по определенным функционально-смысловым моделям: 
1) предмет – его признак; 
2) предмет – оценка предмета;
 3) события – их причины;
 4) события – их следствия;
 5) персонаж – его действия;
 6) персонаж – его интересы / увлечения; 
7) персонаж – его взаимоотношения с окружающими;
 8) персонаж – события его жизни;
 9) явление – его эпоха;
 10) явление – его оценка.
Описание слайда:
Работа над осознанием микротем предполагает установление связи между ними по определенным функционально-смысловым моделям: Работа над осознанием микротем предполагает установление связи между ними по определенным функционально-смысловым моделям: 1) предмет – его признак; 2) предмет – оценка предмета; 3) события – их причины; 4) события – их следствия; 5) персонаж – его действия; 6) персонаж – его интересы / увлечения; 7) персонаж – его взаимоотношения с окружающими; 8) персонаж – события его жизни; 9) явление – его эпоха; 10) явление – его оценка.

Слайд 18





События – их следствия 
События – их следствия 
        (7)...Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкерсы» и начинался бой. (9)От выстрелов большие тяжелые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. (10)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль. 
         (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. 
      Первичная интерпретация: «Приближающийся фронт и жесточайшие бои с противником привели к тому, что между шестой батареей и наступающими фашистами «не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца». 
        Задание: установите аналогичную связь в следующих микротемах, дайте первичную интерпретацию:
А)       (1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея.
Б)   (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы настороженно присматривались к лесу. (13)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за нами была Москва.
Описание слайда:
События – их следствия События – их следствия (7)...Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкерсы» и начинался бой. (9)От выстрелов большие тяжелые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. (10)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль. (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. Первичная интерпретация: «Приближающийся фронт и жесточайшие бои с противником привели к тому, что между шестой батареей и наступающими фашистами «не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца». Задание: установите аналогичную связь в следующих микротемах, дайте первичную интерпретацию: А) (1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. Б) (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы настороженно присматривались к лесу. (13)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за нами была Москва.

Слайд 19





      Предмет – его признак – следствие 
      Предмет – его признак – следствие 
         (17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)Однажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». 
      Первичная интерпретация: «Защитники Москвы были очень молоды и ещё не отвыкли от мысли, что о них заботятся старшие, помогают им в самых сложных ситуациях. И зенитчики «не ошиблись в своей юношеской вере»: по фашистам «ударили «катюши».
Описание слайда:
Предмет – его признак – следствие Предмет – его признак – следствие (17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)Однажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». Первичная интерпретация: «Защитники Москвы были очень молоды и ещё не отвыкли от мысли, что о них заботятся старшие, помогают им в самых сложных ситуациях. И зенитчики «не ошиблись в своей юношеской вере»: по фашистам «ударили «катюши».

Слайд 20





События – оценка событий. 
События – оценка событий. 
       (45) Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи... 
       (48)...И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа. 
       Первичная интерпретация: «Сегодняшним школьникам Великая Отечественная война кажется чем-то очень далёким, мало связанным с современной жизнью, и рассказчику важно объяснить мальчику: его школа стоит на этом месте только потому, что здесь в годы войны ценой своей жизни не пустили немцев в Москву её защитники».
Описание слайда:
События – оценка событий. События – оценка событий. (45) Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи... (48)...И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа. Первичная интерпретация: «Сегодняшним школьникам Великая Отечественная война кажется чем-то очень далёким, мало связанным с современной жизнью, и рассказчику важно объяснить мальчику: его школа стоит на этом месте только потому, что здесь в годы войны ценой своей жизни не пустили немцев в Москву её защитники».

Слайд 21





Подходы к формулировке тезиса 

тезис представляет собой истолкование ключевой фразы текста:

           Сегодняшней мирной жизнью мы обязаны тем, кто во время Великой Отечественной войны сражался, не щадя жизни, ради нашего будущего.
 2) тезис представляет собой суждение, главным членом которого является понятие, обозначенное ключевыми словами толкуемого фрагмента текста: 

           Прошло более 70 лет со дня битвы под Москвой. Но нельзя забывать тех, кто не пропустил врага в Москву, потому что без мужества и героизма каждого из них не было бы сегодняшней мирной жизни.
Описание слайда:
Подходы к формулировке тезиса тезис представляет собой истолкование ключевой фразы текста: Сегодняшней мирной жизнью мы обязаны тем, кто во время Великой Отечественной войны сражался, не щадя жизни, ради нашего будущего. 2) тезис представляет собой суждение, главным членом которого является понятие, обозначенное ключевыми словами толкуемого фрагмента текста: Прошло более 70 лет со дня битвы под Москвой. Но нельзя забывать тех, кто не пропустил врага в Москву, потому что без мужества и героизма каждого из них не было бы сегодняшней мирной жизни.

Слайд 22





Способы разъяснения ключевой фразы текста
«…Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа».

 а) на уровне обобщения:
        «Наша мирная жизнь стала возможной благодаря героизму и мужеству солдат, победивших  в Великой Отечественной войне»;
 б) на уровне конкретизации: 
        «Рассказчик гордится тем, что на месте его шестой батареи, защищавшей Москву от фашистов во время войны, теперь стоит школа, символ мирной жизни».
Описание слайда:
Способы разъяснения ключевой фразы текста «…Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа». а) на уровне обобщения: «Наша мирная жизнь стала возможной благодаря героизму и мужеству солдат, победивших в Великой Отечественной войне»; б) на уровне конкретизации: «Рассказчик гордится тем, что на месте его шестой батареи, защищавшей Москву от фашистов во время войны, теперь стоит школа, символ мирной жизни».

Слайд 23


ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





            Финал текста можно разъяснить так: школа была построена только потому, что когда-то вся страна, а вместе с ней и шестая батарея, о которой вспоминает рассказчик, не щадя жизни, сражалась с фашистами.
            Финал текста можно разъяснить так: школа была построена только потому, что когда-то вся страна, а вместе с ней и шестая батарея, о которой вспоминает рассказчик, не щадя жизни, сражалась с фашистами.
           Что в данном тексте подтверждает эту мысль? 
            Во-первых, «каждый вечер» зенитчики под градом пуль и бомб отражали налёты «юнкерсов», стремящихся прорваться к Москве, и о том, как много солдат погибло во время этих боёв, мы узнаём из предложения 11.
           Во-вторых, осознавая, что за спиной Москва, зенитчики готовы были отражать ещё и танковые атаки (предл.14-16), но вовремя подоспевшее подкрепление и «огненные снаряды» «катюш»  остановили наступление врагов.   
          Тысячи таких батарей отвоевали тогда мирное будущее для новых поколений, чтобы они могли спокойно жить и учиться. И нам нужно всегда помнить об этом.
Описание слайда:
Финал текста можно разъяснить так: школа была построена только потому, что когда-то вся страна, а вместе с ней и шестая батарея, о которой вспоминает рассказчик, не щадя жизни, сражалась с фашистами. Финал текста можно разъяснить так: школа была построена только потому, что когда-то вся страна, а вместе с ней и шестая батарея, о которой вспоминает рассказчик, не щадя жизни, сражалась с фашистами. Что в данном тексте подтверждает эту мысль? Во-первых, «каждый вечер» зенитчики под градом пуль и бомб отражали налёты «юнкерсов», стремящихся прорваться к Москве, и о том, как много солдат погибло во время этих боёв, мы узнаём из предложения 11. Во-вторых, осознавая, что за спиной Москва, зенитчики готовы были отражать ещё и танковые атаки (предл.14-16), но вовремя подоспевшее подкрепление и «огненные снаряды» «катюш» остановили наступление врагов. Тысячи таких батарей отвоевали тогда мирное будущее для новых поколений, чтобы они могли спокойно жить и учиться. И нам нужно всегда помнить об этом.

Слайд 25





          Смысл финала текста, по-моему, можно истолковать так: нашей мирной жизнью мы обязаны тем, кто сражался в годы войны за Родину и её будущее.
          Смысл финала текста, по-моему, можно истолковать так: нашей мирной жизнью мы обязаны тем, кто сражался в годы войны за Родину и её будущее.
          Да, благодаря им нам трудно сейчас представить, как с неба на землю устремляются не струи тёплого летнего дождя, а «раскалённые нити трассирующих пуль», как каждый вечер вместо игр и прогулок с друзьями нужно отчаянно сражаться, жертвуя своей жизнью, стараясь не пропустить фашистские самолёты в небо над Москвой, а когда окажешься на переднем крае обороны – ещё и быть готовым отражать «лавины танков»...
        И, если бы не мужество таких солдат, как зенитчики шестой батареи, вряд ли у старых тополей была бы потом построена школа с беззаботно бегающими учениками.
Описание слайда:
Смысл финала текста, по-моему, можно истолковать так: нашей мирной жизнью мы обязаны тем, кто сражался в годы войны за Родину и её будущее. Смысл финала текста, по-моему, можно истолковать так: нашей мирной жизнью мы обязаны тем, кто сражался в годы войны за Родину и её будущее. Да, благодаря им нам трудно сейчас представить, как с неба на землю устремляются не струи тёплого летнего дождя, а «раскалённые нити трассирующих пуль», как каждый вечер вместо игр и прогулок с друзьями нужно отчаянно сражаться, жертвуя своей жизнью, стараясь не пропустить фашистские самолёты в небо над Москвой, а когда окажешься на переднем крае обороны – ещё и быть готовым отражать «лавины танков»... И, если бы не мужество таких солдат, как зенитчики шестой батареи, вряд ли у старых тополей была бы потом построена школа с беззаботно бегающими учениками.

Слайд 26





         На мой взгляд, смысл финала текста можно истолковать так: мальчишки обязаны были знать об исторических событиях, которые когда-то разворачивались на месте их школы. Нельзя забывать о подвигах наших отцов и дедов, ведь только благодаря им над нашей головой мирное небо.
         На мой взгляд, смысл финала текста можно истолковать так: мальчишки обязаны были знать об исторических событиях, которые когда-то разворачивались на месте их школы. Нельзя забывать о подвигах наших отцов и дедов, ведь только благодаря им над нашей головой мирное небо.
         Вот и рассказчик совершенно справедливо говорит о том, что эта школа появилась лишь потому, что когда-то на её месте стояла шестая батарея и из последних сил (предл.11, 14) в течение многих вечеров отбивала атаки немцев (предл.8). Не будь её — дорога фашистам к Москве была бы открыта.
         Но рассказчику больно, что о подвиге батареи не знают (предл.46), и ему теперь важно ради памяти защитников Москвы «убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея».
         Это необходимо, чтобы ребята помнили о подвигах советских солдат, в числе которых был и сам рассказчик.
Описание слайда:
На мой взгляд, смысл финала текста можно истолковать так: мальчишки обязаны были знать об исторических событиях, которые когда-то разворачивались на месте их школы. Нельзя забывать о подвигах наших отцов и дедов, ведь только благодаря им над нашей головой мирное небо. На мой взгляд, смысл финала текста можно истолковать так: мальчишки обязаны были знать об исторических событиях, которые когда-то разворачивались на месте их школы. Нельзя забывать о подвигах наших отцов и дедов, ведь только благодаря им над нашей головой мирное небо. Вот и рассказчик совершенно справедливо говорит о том, что эта школа появилась лишь потому, что когда-то на её месте стояла шестая батарея и из последних сил (предл.11, 14) в течение многих вечеров отбивала атаки немцев (предл.8). Не будь её — дорога фашистам к Москве была бы открыта. Но рассказчику больно, что о подвиге батареи не знают (предл.46), и ему теперь важно ради памяти защитников Москвы «убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея». Это необходимо, чтобы ребята помнили о подвигах советских солдат, в числе которых был и сам рассказчик.

Слайд 27





        Я думаю, в финале прочитанного мной текста заключён такой смысл: новые поколения, появившиеся после войны, просто обязаны помнить её страшные дни, чтобы никогда не допустить их повторения. Когда-то сотни тысяч российских солдат погибли ради того, чтобы страна вернулась к мирной жизни и были построены новые школы.
        Я думаю, в финале прочитанного мной текста заключён такой смысл: новые поколения, появившиеся после войны, просто обязаны помнить её страшные дни, чтобы никогда не допустить их повторения. Когда-то сотни тысяч российских солдат погибли ради того, чтобы страна вернулась к мирной жизни и были построены новые школы.
           Да, это были тяжёлые времена, и рассказчику страшно даже вспоминать былое… Память о шестой батарее заставила «вздрогнуть». Почему? Во-первых, враг находился в шаге от них (предл.11). Шансы на победу в бою были очень малы (предл.14), а ответственность — невероятно высока (предл.16).
            Во-вторых, задумаемся на секунду, что было бы, если бы не подоспели «катюши»? Что стало бы с юными бойцами шестой батареи, смогли бы они отстоять Москву? Лишь несгибаемая вера в поддержку родной армии помогала им не потерять надежду (предл.18).
            Я считаю, что рассказчик совершенно справедливо захотел убедить школьников в том, что когда-то на месте их школы шли ожесточённые бои. Нельзя, чтобы пренебрегали памятью о героях, спасших страну от фашистов.
Описание слайда:
Я думаю, в финале прочитанного мной текста заключён такой смысл: новые поколения, появившиеся после войны, просто обязаны помнить её страшные дни, чтобы никогда не допустить их повторения. Когда-то сотни тысяч российских солдат погибли ради того, чтобы страна вернулась к мирной жизни и были построены новые школы. Я думаю, в финале прочитанного мной текста заключён такой смысл: новые поколения, появившиеся после войны, просто обязаны помнить её страшные дни, чтобы никогда не допустить их повторения. Когда-то сотни тысяч российских солдат погибли ради того, чтобы страна вернулась к мирной жизни и были построены новые школы. Да, это были тяжёлые времена, и рассказчику страшно даже вспоминать былое… Память о шестой батарее заставила «вздрогнуть». Почему? Во-первых, враг находился в шаге от них (предл.11). Шансы на победу в бою были очень малы (предл.14), а ответственность — невероятно высока (предл.16). Во-вторых, задумаемся на секунду, что было бы, если бы не подоспели «катюши»? Что стало бы с юными бойцами шестой батареи, смогли бы они отстоять Москву? Лишь несгибаемая вера в поддержку родной армии помогала им не потерять надежду (предл.18). Я считаю, что рассказчик совершенно справедливо захотел убедить школьников в том, что когда-то на месте их школы шли ожесточённые бои. Нельзя, чтобы пренебрегали памятью о героях, спасших страну от фашистов.

Слайд 28





Проверяем написанное
1. Верно ли разъясняется предложенный для анализа фрагмент? 
2. Оформлено ли истолкование как тезис сочинения-рассуждения?
3. Связаны ли по смыслу с тезисом / толкуемым фрагментом текста цитаты, используемые для подтверждения правильности толкования?
4. Соответствует ли цитирование при оформлении аргументов пунктуационным, грамматическим  нормам и нормам логичности речи?
Описание слайда:
Проверяем написанное 1. Верно ли разъясняется предложенный для анализа фрагмент? 2. Оформлено ли истолкование как тезис сочинения-рассуждения? 3. Связаны ли по смыслу с тезисом / толкуемым фрагментом текста цитаты, используемые для подтверждения правильности толкования? 4. Соответствует ли цитирование при оформлении аргументов пунктуационным, грамматическим нормам и нормам логичности речи?

Слайд 29






Упражнения конструктивного типа 

1) а) включить в текст сочинения в качестве цитат конкретные предложения исходного текста или их фрагменты, 
б) составить предложение-аргумент, включив в него фрагменты нескольких предложений исходного текста,
в) включить в данное учителем предложение-аргумент цитаты из текста. 
Пример задания конструктивного характера: 
 Прочитайте текст и написанное по данному тексту сочинение с элементами толкования. Сочинение требует доработки. В каждый аргумент включите цитаты из указанных предложений.

2) переформулировать отдельные предложения (переформулировка определений понятий, предложений с выраженной авторской позицией и т.п..) 
3) задания на редактирование сочинений.
Описание слайда:
Упражнения конструктивного типа 1) а) включить в текст сочинения в качестве цитат конкретные предложения исходного текста или их фрагменты, б) составить предложение-аргумент, включив в него фрагменты нескольких предложений исходного текста, в) включить в данное учителем предложение-аргумент цитаты из текста. Пример задания конструктивного характера: Прочитайте текст и написанное по данному тексту сочинение с элементами толкования. Сочинение требует доработки. В каждый аргумент включите цитаты из указанных предложений. 2) переформулировать отдельные предложения (переформулировка определений понятий, предложений с выраженной авторской позицией и т.п..) 3) задания на редактирование сочинений.

Слайд 30





Репродуктивные упражнения
                Суть репродуктивных упражнений состоит в выборе из готового дидактического материала такого компонента, с помощью которого восстанавливается структура сочинения-толкования. Это может быть фрагмент, интерпретирующий текст, аргумент-цитата, формулировка вывода. 
 Например: Выберите из предложенных ниже фрагментов подходящий для восстановления текста сочинения. 
«Смысл финала текста: «Здесь в годы войны стояла шестая батарея, и поэтому теперь стоит школа» можно разъяснить так: _____.  
1) После войны многие разрушенные жилые кварталы и города пришлось отстраивать заново.
2) Место, о котором говорит рассказчик, было очень удобным и для расположения батареи в годы войны, и для школы в мирное время.
3) Дети должны знать историю своей школы.
3)  Своей мирной жизнью мы обязаны тем, кто её отстоял в годы Великой Отечественной войны.
Описание слайда:
Репродуктивные упражнения Суть репродуктивных упражнений состоит в выборе из готового дидактического материала такого компонента, с помощью которого восстанавливается структура сочинения-толкования. Это может быть фрагмент, интерпретирующий текст, аргумент-цитата, формулировка вывода. Например: Выберите из предложенных ниже фрагментов подходящий для восстановления текста сочинения. «Смысл финала текста: «Здесь в годы войны стояла шестая батарея, и поэтому теперь стоит школа» можно разъяснить так: _____. 1) После войны многие разрушенные жилые кварталы и города пришлось отстраивать заново. 2) Место, о котором говорит рассказчик, было очень удобным и для расположения батареи в годы войны, и для школы в мирное время. 3) Дети должны знать историю своей школы. 3) Своей мирной жизнью мы обязаны тем, кто её отстоял в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 31





Продуктивные задания творческого характера
а) начинать текст сочинения цитированием толкуемого фрагменты;
 б) при разъяснении фрагмента обращаться к лексическому значению использованных во фрагменте слов и включать их толкование в текст сочинения; 
г) формулировать аргументы с использованием разных способов передачи содержания чужой речи и т.п.
Описание слайда:
Продуктивные задания творческого характера а) начинать текст сочинения цитированием толкуемого фрагменты; б) при разъяснении фрагмента обращаться к лексическому значению использованных во фрагменте слов и включать их толкование в текст сочинения; г) формулировать аргументы с использованием разных способов передачи содержания чужой речи и т.п.

Слайд 32







Типовые конструкции как универсальный способ передачи информации 

  “В системе современного литературного русского языка слова… функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише” (В. В. Виноградов). 
«Наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, он иногда шаблонизирует нашу мысль…». (Л.В.Щерба)
Положительные стороны клише:
 соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности; 
легкая воспроизводимость готовых речевых формул; 
автоматизация процесса воспроизведения; 
облегчение процесса коммуникации; 
экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).
(Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.)
Описание слайда:
Типовые конструкции как универсальный способ передачи информации “В системе современного литературного русского языка слова… функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише” (В. В. Виноградов). «Наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, он иногда шаблонизирует нашу мысль…». (Л.В.Щерба) Положительные стороны клише: соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности; легкая воспроизводимость готовых речевых формул; автоматизация процесса воспроизведения; облегчение процесса коммуникации; экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего). (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.)

Слайд 33





На всякий случай...
Клише толкования. 

Данное выражение можно разъяснить так: … 
Смысл предложения «…» заключается / заключен в том, что… 
Смысл финала текста, как мне кажется, можно истолковать так:.... 
Клише связи толкования и аргументации. 
Что в данном тексте подтверждает эту мысль? Почему я считаю, что толкование должно быть именно таким? Как можно подтвердить эту мысль? Подтвердим правильность толкования, обратившись к тексту. 
Клише введения аргументов. 
Во-первых, автор прямо указывает на то, что… / автор оценивает, как… / относится к… как к явлению… / в авторской оценке – это… 
Во-вторых, в тексте подчеркивается… / упоминается… / обращается внимание на…. 
Клише заключения. 
Именно поэтому… 
Вот поэтому … 
Следовательно, таким образом и т.п
Описание слайда:
На всякий случай... Клише толкования. Данное выражение можно разъяснить так: … Смысл предложения «…» заключается / заключен в том, что… Смысл финала текста, как мне кажется, можно истолковать так:.... Клише связи толкования и аргументации. Что в данном тексте подтверждает эту мысль? Почему я считаю, что толкование должно быть именно таким? Как можно подтвердить эту мысль? Подтвердим правильность толкования, обратившись к тексту. Клише введения аргументов. Во-первых, автор прямо указывает на то, что… / автор оценивает, как… / относится к… как к явлению… / в авторской оценке – это… Во-вторых, в тексте подчеркивается… / упоминается… / обращается внимание на…. Клише заключения. Именно поэтому… Вот поэтому … Следовательно, таким образом и т.п

Слайд 34





Формы передачи содержания чужой речи в письменном тексте.
Описание слайда:
Формы передачи содержания чужой речи в письменном тексте.

Слайд 35





ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ошибки в построении сочинения-рассуждения
Логическая несоотнесенность тезиса и вывода

2. Логическая несоотнесенность тезиса и аргументов

3. Неверное истолкование цитаты
Описание слайда:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ошибки в построении сочинения-рассуждения Логическая несоотнесенность тезиса и вывода 2. Логическая несоотнесенность тезиса и аргументов 3. Неверное истолкование цитаты

Слайд 36





Варианты заданий на осмысление связи предмета речи и отношения к нему автора. 
Познакомьтесь с текстом и перечнем ключевых слов к нему. Подберите из текста слова, с помощью которых автор выражает оценку каждого компонента содержания, обозначенного ключевым словом.
Выделите ключевые слова текста, выделите смысловые ряды (словосочетания, состоящие из ключевых слов и слов, которые их дополняют). 
Познакомьтесь с текстом. Обратите внимание на выделенные в предложениях словосочетания. С их помощью автор выражает оценку того, о чем он сообщает. Подберите слово или словосочетание, с помощью которого можно передать эту оценку обобщенно. 
Какое из приведенных ниже предложений наиболее точно передает отношение автора к тому, о чем он нам сообщает? 
 5.   Сопоставление смысла толкуемого фрагмента и его интерпретации (основная цель задания – показать детям, что толкования одного и того же фрагмента могут различаться степенью полноты и уровнем обобщения) и т.д.
Описание слайда:
Варианты заданий на осмысление связи предмета речи и отношения к нему автора. Познакомьтесь с текстом и перечнем ключевых слов к нему. Подберите из текста слова, с помощью которых автор выражает оценку каждого компонента содержания, обозначенного ключевым словом. Выделите ключевые слова текста, выделите смысловые ряды (словосочетания, состоящие из ключевых слов и слов, которые их дополняют). Познакомьтесь с текстом. Обратите внимание на выделенные в предложениях словосочетания. С их помощью автор выражает оценку того, о чем он сообщает. Подберите слово или словосочетание, с помощью которого можно передать эту оценку обобщенно. Какое из приведенных ниже предложений наиболее точно передает отношение автора к тому, о чем он нам сообщает? 5. Сопоставление смысла толкуемого фрагмента и его интерпретации (основная цель задания – показать детям, что толкования одного и того же фрагмента могут различаться степенью полноты и уровнем обобщения) и т.д.

Слайд 37





Закончите текст, разъяснив смысл цитаты, приведенной в последнем предложении. Используйте клише «Он имел в виду…», «На мой взгляд, это значит…», «Мне кажется, это следует понимать так:…» 

            «Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. 
          Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье.  
            Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. 
       Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели». (По А. Лиханову).
Описание слайда:
Закончите текст, разъяснив смысл цитаты, приведенной в последнем предложении. Используйте клише «Он имел в виду…», «На мой взгляд, это значит…», «Мне кажется, это следует понимать так:…» «Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели». (По А. Лиханову).

Слайд 38


ОГЭ Задание 15.2. Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39





Литература
Материалы демоверсии ОГЭ 2016 года и открытого банка заданий ФИПИ
«Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года»
Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков - Русский язык в школе, 1993, № 3 
Березина Л.Н. Обучение школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку – Саранск, 2014
 Валгина Н.С. Теория текста - М.: Логос, 2003
Выготский Л.С. Мышление и речь - М.: Лабиринт, 1999 
Горшков А.И. Русская стилистика - М.: АСТ: Астрель, 2001 
Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество - М.: Лабиринт, 1998 
Ладыженская Т.А. Обучение устной и письменной речи - М.: Просвещение, 1990 
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи  - М.: Педагогика, 1974 
Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)» - М.: Просвещение, 1990с. 
Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей - Москва: Просвещение, 1980 
Николина Н.А. Филологический анализ текста - М.: Академия, 2003. 
Щирова И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация  - М.: Книжный дом, 2007.
Описание слайда:
Литература Материалы демоверсии ОГЭ 2016 года и открытого банка заданий ФИПИ «Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года» Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков - Русский язык в школе, 1993, № 3 Березина Л.Н. Обучение школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку – Саранск, 2014 Валгина Н.С. Теория текста - М.: Логос, 2003 Выготский Л.С. Мышление и речь - М.: Лабиринт, 1999 Горшков А.И. Русская стилистика - М.: АСТ: Астрель, 2001 Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество - М.: Лабиринт, 1998 Ладыженская Т.А. Обучение устной и письменной речи - М.: Просвещение, 1990 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи - М.: Педагогика, 1974 Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)» - М.: Просвещение, 1990с. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей - Москва: Просвещение, 1980 Николина Н.А. Филологический анализ текста - М.: Академия, 2003. Щирова И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация - М.: Книжный дом, 2007.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию