Описание слайда:
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, что обусловлено сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом (Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Спаниярд Х., Казакова Е.И., Лихтарников А.Л., Летунова В.Е., Нагавкина Л.С., Овчарова Р.В. и др.). Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных, негативных факторов развития, которые могут сработать или нет. Становится очевидным, что этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход, направленный на нивелирование неблагоприятных факторов социализации и создания условий для полноценного, гармоничного развития.
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, что обусловлено сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом (Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Спаниярд Х., Казакова Е.И., Лихтарников А.Л., Летунова В.Е., Нагавкина Л.С., Овчарова Р.В. и др.). Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных, негативных факторов развития, которые могут сработать или нет. Становится очевидным, что этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход, направленный на нивелирование неблагоприятных факторов социализации и создания условий для полноценного, гармоничного развития.
Как показывают исследования Коробейникова И.А., Овчаровой Р.В. и др. социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.
В настоящее время в психологии прочное место заняло положение о том, что интеллектуальное развитие (или отдельные подструктуры интеллекта) опосредуется, прежде всего, социокультурными факторами (Кеттелл Р., Векслер Д., Амтхауэр, Матешек, Стернберг Р., Хорн Д., Гальперин П.Я., Теплов Б.М., Выготский Л.С. и др.). Следовательно, развитие интеллекта подчиняется одним и тем же законам у всех людей, однако существуют некоторые характерные особенности его развития, обусловленные конкретными социокультурными условиями среды. Дружинин В.Н. отмечает, что по мере взросления детей обнаруживается увеличение коэффициента корреляции показателей интеллектуальности детей и родителей. Причем эта закономерность усиливается с повышением экономического статуса семьи. Анализ литературы по данному вопросу подтверждает необходимость глубоко изучений семейных факторов социализации, их влияния на психическое развитие детей, в том числе – интеллектуальное, разработки и реализации индивидуальных программ поддержки семей, имеющих социально-педагогически запущенных детей.
Актуальность разработки и реализации программ социально-педагогической поддержки обусловливается, во-первых, тем, что трудновоспитуемость и труднообучаемость в дошкольном возрасте является причиной социально-психологической дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте, а во-вторых – возможностью благоприятного развития социально-педагогически запущенных детей в случае изменения, оптимизации факторов семейной социализации. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция проявлений социально-педагогической запущенности обусловлены их упреждающим значением для развития личности, онтогенетическим значением периода детства и более высокой эффективностью воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном возрасте.
Таким образом, актуальность исследования состоит в необходимости изучения особенностей интеллектуального развития социально-педагогически запущенных детей, условий семейной социализации и разработки программ социально-педагогической поддержки семей.