🗊Презентация Особенности русской культуры XVII века

Нажмите для полного просмотра!
Особенности русской культуры XVII века, слайд №1Особенности русской культуры XVII века, слайд №2Особенности русской культуры XVII века, слайд №3Особенности русской культуры XVII века, слайд №4Особенности русской культуры XVII века, слайд №5Особенности русской культуры XVII века, слайд №6Особенности русской культуры XVII века, слайд №7Особенности русской культуры XVII века, слайд №8Особенности русской культуры XVII века, слайд №9Особенности русской культуры XVII века, слайд №10Особенности русской культуры XVII века, слайд №11Особенности русской культуры XVII века, слайд №12Особенности русской культуры XVII века, слайд №13Особенности русской культуры XVII века, слайд №14Особенности русской культуры XVII века, слайд №15Особенности русской культуры XVII века, слайд №16Особенности русской культуры XVII века, слайд №17Особенности русской культуры XVII века, слайд №18Особенности русской культуры XVII века, слайд №19Особенности русской культуры XVII века, слайд №20Особенности русской культуры XVII века, слайд №21Особенности русской культуры XVII века, слайд №22Особенности русской культуры XVII века, слайд №23Особенности русской культуры XVII века, слайд №24Особенности русской культуры XVII века, слайд №25Особенности русской культуры XVII века, слайд №26Особенности русской культуры XVII века, слайд №27Особенности русской культуры XVII века, слайд №28Особенности русской культуры XVII века, слайд №29Особенности русской культуры XVII века, слайд №30Особенности русской культуры XVII века, слайд №31Особенности русской культуры XVII века, слайд №32Особенности русской культуры XVII века, слайд №33Особенности русской культуры XVII века, слайд №34Особенности русской культуры XVII века, слайд №35Особенности русской культуры XVII века, слайд №36Особенности русской культуры XVII века, слайд №37Особенности русской культуры XVII века, слайд №38Особенности русской культуры XVII века, слайд №39Особенности русской культуры XVII века, слайд №40Особенности русской культуры XVII века, слайд №41Особенности русской культуры XVII века, слайд №42Особенности русской культуры XVII века, слайд №43Особенности русской культуры XVII века, слайд №44Особенности русской культуры XVII века, слайд №45Особенности русской культуры XVII века, слайд №46Особенности русской культуры XVII века, слайд №47Особенности русской культуры XVII века, слайд №48

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности русской культуры XVII века. Доклад-сообщение содержит 48 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Особенности русской культуры  XVIIвв.
Описание слайда:
Особенности русской культуры XVIIвв.

Слайд 2






XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже наметились но­вые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия.
Описание слайда:
XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже наметились но­вые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия.

Слайд 3





1. ОСОБЕННОСТИ  КУЛЬТУРНОГО  РАЗВИТИЯ  РОССИИ НА  ПОРОГЕ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ

1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России. Это обусловило неравномерность развития культуры и ее неоднозначность.
.
2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое миро­воззрение постепенно начинало разрушаться.
3. Возрастало внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявлялось личностное начало, заметно возрастала доля авторских произведений литературы и искусства.
4. Значительно расширились культурные связи России с Запад­ной Европой, с родственными украинским и белорусским народами.
5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к ок­ружающему миру, активизация международных связей, бурные соци­альные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.
Описание слайда:
1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России. Это обусловило неравномерность развития культуры и ее неоднозначность. . 2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое миро­воззрение постепенно начинало разрушаться. 3. Возрастало внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявлялось личностное начало, заметно возрастала доля авторских произведений литературы и искусства. 4. Значительно расширились культурные связи России с Запад­ной Европой, с родственными украинским и белорусским народами. 5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к ок­ружающему миру, активизация международных связей, бурные соци­альные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

Слайд 4





2. ОБРАЗОВАНИЕ  И  КНИГОПЕЧАТАНИЕ

1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требова­ли увеличения числа образованных людей и улучшения качества обра­зования. Это обусловило быстрый рост системы образования.
• Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй поло­вине столетия было создано несколько государственных школ. Широ­кое распространение среди знати получило домашнее образование.
• Специальные школы готовили служащих для центральных уч­реждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-ла­тинская Академия, в которой наряду с классическими языками и бого­словием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.
• Образование по-прежнему носило церковный характер. Обяза­тельным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псал­тыри). В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближалось к прак­тическим нуждам, более широкое распространение получили свет­ские дисциплины.
Описание слайда:
2. ОБРАЗОВАНИЕ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ 1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требова­ли увеличения числа образованных людей и улучшения качества обра­зования. Это обусловило быстрый рост системы образования. • Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй поло­вине столетия было создано несколько государственных школ. Широ­кое распространение среди знати получило домашнее образование. • Специальные школы готовили служащих для центральных уч­реждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-ла­тинская Академия, в которой наряду с классическими языками и бого­словием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников. • Образование по-прежнему носило церковный характер. Обяза­тельным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псал­тыри). В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближалось к прак­тическим нуждам, более широкое распространение получили свет­ские дисциплины.

Слайд 5





2. Распространению грамотности способствовало развитие книго­печатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым ти­ражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.
2. Распространению грамотности способствовало развитие книго­печатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым ти­ражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.
3. Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравне­нию с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было по разным данным от 75% до 96%, а среди посадских людей — 23%—52%.
4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли «грекофилы», ориентировавшиеся на при­глашение в Москву образованных греков.
Описание слайда:
2. Распространению грамотности способствовало развитие книго­печатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым ти­ражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари. 2. Распространению грамотности способствовало развитие книго­печатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым ти­ражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари. 3. Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравне­нию с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было по разным данным от 75% до 96%, а среди посадских людей — 23%—52%. 4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли «грекофилы», ориентировавшиеся на при­глашение в Москву образованных греков.

Слайд 6





3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

1. В XVII в., как и ранее, шел процесс накопления знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач орга­низации производства, строительства и торговли: измерение площади, расстояния, массы сыпучих тел. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики.
2.XVII век — эпоха великих русских географических откры­тий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, под­робные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов — Камчатку и Курильские острова.
3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, исто­рии, риторике.
4. К XVII в. относятся первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физи­ке и химии. «Устав» формулирует понятия и взгляды, являющиеся пе­реходными к более сложным научным понятиям XVIII в.
5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.
Описание слайда:
3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ 1. В XVII в., как и ранее, шел процесс накопления знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач орга­низации производства, строительства и торговли: измерение площади, расстояния, массы сыпучих тел. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики. 2.XVII век — эпоха великих русских географических откры­тий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, под­робные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов — Камчатку и Курильские острова. 3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, исто­рии, риторике. 4. К XVII в. относятся первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физи­ке и химии. «Устав» формулирует понятия и взгляды, являющиеся пе­реходными к более сложным научным понятиям XVIII в. 5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

Слайд 7







 4. ЛИТЕРАТУРА  И  ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.
2. Изживала себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение — «Новый летописец», в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени» и доказываются права династии Романовых на царский престол.
3. На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Ав­вакума, им самим написанное».
4. Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описы­вались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения расска­зывали о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраамия Палицына, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др.
Описание слайда:
4. ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью. 2. Изживала себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение — «Новый летописец», в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени» и доказываются права династии Романовых на царский престол. 3. На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Ав­вакума, им самим написанное». 4. Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описы­вались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения расска­зывали о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраамия Палицына, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др.

Слайд 8





5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.
5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.
• Родоначальником русской драматургии и поэзии считают бело­русского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспевающих Российское государство и его правителей.
• В первой половине XVII в. широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, ис­пользование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок («Сказание о куре и лисице»).
• К демократической сатире близка бытовая повесть, отражав­шая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, из­менения, которые происходили в их быте, мировоззрении. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» описывают купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.
• В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого считают С. Медведева.
• Монах К. Истомин написал книгу энциклопедического содержания «Полис».
Описание слайда:
5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть. 5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть. • Родоначальником русской драматургии и поэзии считают бело­русского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспевающих Российское государство и его правителей. • В первой половине XVII в. широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, ис­пользование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок («Сказание о куре и лисице»). • К демократической сатире близка бытовая повесть, отражав­шая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, из­менения, которые происходили в их быте, мировоззрении. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» описывают купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей. • В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого считают С. Медведева. • Монах К. Истомин написал книгу энциклопедического содержания «Полис».

Слайд 9





6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая раз­витие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность вла­сти Михаила Романова.
6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая раз­витие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность вла­сти Михаила Романова.
	Под влиянием бурных социальных процессов «смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении «Думы политичны», на­писанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи «общего блага» и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении «равноправного суда» монарха над всеми подданными.
7. Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились так­же рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили «Повесть о Бове королевиче» (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде» (переведена с польского), «Повесть о Еруслане Лазаревиче» (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.
8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.
Описание слайда:
6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая раз­витие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность вла­сти Михаила Романова. 6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая раз­витие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность вла­сти Михаила Романова. Под влиянием бурных социальных процессов «смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении «Думы политичны», на­писанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи «общего блага» и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении «равноправного суда» монарха над всеми подданными. 7. Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились так­же рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили «Повесть о Бове королевиче» (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде» (переведена с польского), «Повесть о Еруслане Лазаревиче» (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие. 8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.

Слайд 10





5. АРХИТЕКТУРА

1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.
• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церков­ных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы.
• Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Камен­ные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: бы­ли построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д.
• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и про­стоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.
Описание слайда:
5. АРХИТЕКТУРА 1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. • Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церков­ных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы. • Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Камен­ные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: бы­ли построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д. • Архитектура характеризовалась переходом от строгости и про­стоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

Слайд 11


Особенности русской культуры XVII века, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.
2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.
• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является много шатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.
Описание слайда:
2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров. 2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров. • В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является много шатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.

Слайд 13


Особенности русской культуры XVII века, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14


Особенности русской культуры XVII века, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15


Особенности русской культуры XVII века, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Особенности русской культуры XVII века, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» (или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.
• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» (или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.
Описание слайда:
• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» (или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство. • Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» (или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.

Слайд 18


Особенности русской культуры XVII века, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


Особенности русской культуры XVII века, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Особенности русской культуры XVII века, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Особенности русской культуры XVII века, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия к рождению нового стиля, получившего название «московского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.
• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия к рождению нового стиля, получившего название «московского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.
Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» — это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.
Описание слайда:
• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия к рождению нового стиля, получившего название «московского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина. • В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия к рождению нового стиля, получившего название «московского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина. Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» — это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.

Слайд 23


Особенности русской культуры XVII века, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24






3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом дере­вянного зодчества стал, назван дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском ный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.
Описание слайда:
3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом дере­вянного зодчества стал, назван дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском ный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.

Слайд 25


Особенности русской культуры XVII века, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26





6. ЖИВОПИСЬ

1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.
2. В иконописи в первой половине века господствовали два худо­жественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведе­ний этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).
• Годуновский стиль характеризуется ориентацией на традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону.
• Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, тонкий виртуозный рисунок, изы­сканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, исполь­зование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин.
• В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усилились черты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626—1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и нова­торские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наи­более известная работа Ушакова — икона «Троица» (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатъев, К. Уланов.
Описание слайда:
6. ЖИВОПИСЬ 1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов. 2. В иконописи в первой половине века господствовали два худо­жественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведе­ний этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых). • Годуновский стиль характеризуется ориентацией на традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону. • Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, тонкий виртуозный рисунок, изы­сканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, исполь­зование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин. • В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усилились черты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626—1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и нова­торские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наи­более известная работа Ушакова — икона «Троица» (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатъев, К. Уланов.

Слайд 27


Особенности русской культуры XVII века, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28


Особенности русской культуры XVII века, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).
3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).
4. Уже в последней четверти XVI в. в России зародился жанр порт­ретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona — личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной — писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л. К. Нарышкина, Г. П. Годунова и другие).
Описание слайда:
3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове). 3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове). 4. Уже в последней четверти XVI в. в России зародился жанр порт­ретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona — личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной — писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л. К. Нарышкина, Г. П. Годунова и другие).

Слайд 30


Особенности русской культуры XVII века, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31


Особенности русской культуры XVII века, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32


Особенности русской культуры XVII века, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Особенности русской культуры XVII века, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34





7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии рас­цвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мас­терские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т. д.
Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъ­емлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярос­лавские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.
Описание слайда:
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии рас­цвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мас­терские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т. д. Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъ­емлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярос­лавские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

Слайд 35





8. ТЕАТР

1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исто­рические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.
2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сю­жеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления давали по праздникам.
3. Широкое распространение получил бродячий театр, продол­жавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы Масленицы и др.), выступления скоморохов.
 
Описание слайда:
8. ТЕАТР 1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исто­рические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества. 2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сю­жеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления давали по праздникам. 3. Широкое распространение получил бродячий театр, продол­жавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы Масленицы и др.), выступления скоморохов.  

Слайд 36





9. ВЫВОДЫ

1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени, подготовившем коренные преобра­зования XVIII в.
2. Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.
3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании ин­тереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.
4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие па­мятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.
5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры.
Описание слайда:
9. ВЫВОДЫ 1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени, подготовившем коренные преобра­зования XVIII в. 2. Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения. 3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании ин­тереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира. 4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие па­мятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры. 5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры.

Слайд 37


Особенности русской культуры XVII века, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38


Особенности русской культуры XVII века, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39


Особенности русской культуры XVII века, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40


Особенности русской культуры XVII века, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41


Особенности русской культуры XVII века, слайд №41
Описание слайда:

Слайд 42


Особенности русской культуры XVII века, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43


Особенности русской культуры XVII века, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44


Особенности русской культуры XVII века, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45


Особенности русской культуры XVII века, слайд №45
Описание слайда:

Слайд 46


Особенности русской культуры XVII века, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47


Особенности русской культуры XVII века, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48


Особенности русской культуры XVII века, слайд №48
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию