🗊Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №1Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №2Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №3Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №4Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №5Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №6Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №7Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №8Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №9Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №10Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №11Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №12Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №13Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования    Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи, слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКи. Презентация содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования

Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКиППРО)
Описание слайда:
Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКиППРО)

Слайд 2





Что такое педагогическая мастерская?
Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Описание слайда:
Что такое педагогическая мастерская? Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Слайд 3





Проблемное поле педагогической мастерской
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы
Описание слайда:
Проблемное поле педагогической мастерской Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской: проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания; проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы

Слайд 4





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС 


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС




Педагогическая мастерская как процесс






В процессе построения знаний педагогическая мастерская может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — оснание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т.д.
Описание слайда:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС Педагогическая мастерская как процесс В процессе построения знаний педагогическая мастерская может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — оснание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т.д.

Слайд 5





Педагогическая мастерская как творческий процесс
Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, выбора и осознания ценностных ориентации и др.
Этапами творческой деятельности являются перестройка и реконструирование пространства значения выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала — в зависимости от темы и типа мастерской. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое.

На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия).
Описание слайда:
Педагогическая мастерская как творческий процесс Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, выбора и осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются перестройка и реконструирование пространства значения выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала — в зависимости от темы и типа мастерской. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия).

Слайд 6





Педагогическая мастерская - форма самосознания (рефлексия)
Рефлексия. В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает данный  процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия.
Рефлексия, как известно, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека.
Описание слайда:
Педагогическая мастерская - форма самосознания (рефлексия) Рефлексия. В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей). В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской. В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Рефлексия, как известно, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека.

Слайд 7





Педагогическая мастерская как озарение
Озарение— психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения.
Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому.
«Озарение» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению -  или «мыслительному восхождению».
Описание слайда:
Педагогическая мастерская как озарение Озарение— психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому. «Озарение» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению - или «мыслительному восхождению».

Слайд 8





Принципы ведения мастерской. Принцип свободы и равенства
Ценностно-смысловое равенство
    всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
Безоценочная деятельность -
    отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы
    в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Описание слайда:
Принципы ведения мастерской. Принцип свободы и равенства Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской. Безоценочная деятельность - отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Слайд 9





Принцип неопределенности
Значительный элемент неопределенности, неясности,
        даже  загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с
одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.        
Право каждого на ошибку -
       самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
Описание слайда:
Принцип неопределенности Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы. Право каждого на ошибку - самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

Слайд 10





Принцип диалога.                           
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. «Там, где есть место диалогу, присутствует «большое время» (М.Бахтин). Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий его участников  в совместный поиск универсального смысла знаний, делая его доступным для каждого.
 Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Описание слайда:
Принцип диалога. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. «Там, где есть место диалогу, присутствует «большое время» (М.Бахтин). Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий его участников в совместный поиск универсального смысла знаний, делая его доступным для каждого. Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

Слайд 11





Принцип организации пространства
Организация и перестройка реального пространства,
        в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи
каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.

Решительное ограничение участия
        практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Описание слайда:
Принцип организации пространства Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы. Решительное ограничение участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Слайд 12





Типы мастерских
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
состава участников;
целей и способов деятельности;
темы и содержательной наполненности встречи.
Описание слайда:
Типы мастерских Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: состава участников; целей и способов деятельности; темы и содержательной наполненности встречи.

Слайд 13





БЛАГОДАРИМ ЗА
ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 14





Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
Кафедра педагогики и психологии

Московский городской педагогический университет
Кафедра социально-гуманитарных наук            Тел.: (095) 452-70-27
181-52-35 (+135)
Наш адрес в Internet: www.apkro.redline.ru
Описание слайда:
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Кафедра педагогики и психологии Московский городской педагогический университет Кафедра социально-гуманитарных наук Тел.: (095) 452-70-27 181-52-35 (+135) Наш адрес в Internet: www.apkro.redline.ru



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию