Описание слайда:
3.
Труд – деятельность, благодаря которой человек производит нечто, имеющее ценность для других лиц.
Реальные рынки труда - разнообразные и очень сложные системы. Чтобы разобраться в них, необходимо иметь простую абстрактную модель рынка труда, которая воспроизводила лишь его существенные характеристики. Такая модель основывается на следующих ограничениях и упрощениях:
- деятельность каждого человека и каждого предприятия направлена на максимальное удовлетворение личных интересов. У цены обобщенным главным интересом является прибыль. Для работника (подчеркиваем - упрощенно и условно) главным интересом учитывается в этой модели, является размер оплаты труда;
- на рынке труда продаются и покупаются качественно однородные трудовые услуги, т.е. предполагается, что работники имеют рабочую силу одинакового качества и рабочие места не отличаются друг от друга;
- покупатели и продавцы трудовых услуг имеют исчерпывающую информацию о возможных альтернатив и четкую иерархию предпочтений, т.е. они способны выбрать оптимальный (выгодный для себя) вариант;
- производительность труда является постоянной величиной и не зависит от продолжительности рабочего времени и других факторов;
- затраты предприятия на рабочую силу не имеют других составляющих, кроме оплаты труда в соответствии с отработанным временем. Следовательно, для предприятия - имеет значение только общее количество труда, которое покупается;
- базовая модель рынка труда предусматривает совершенную конкуренцию на нем, основным условием которой является большое количество независимых друг от друга, конкурирующих между собой покупателей и продавцов. Отметим, что помимо базовой модели рынка труда с совершенной конкуренцией, которую мы сейчас рассмотрим, существуют модели монопсоничного (монополия одного покупателя), монополистического, обоюдно монополистического (монополия одного покупателя и одного продавца), ограничено монополистического (несколько покупателей и несколько продавцов), олигополистического (несколько покупателей и много продавцов или наоборот) и т.д.. Они анализируются в литературе, специально посвященной исследованию рынка труда.
Напомним, что в условиях совершенной конкуренции ни один отдельный продавец или покупатель не имеет возможности влиять на рыночную цену товара (на рынке труда - на ставки оплаты труда). В процессе конкуренции цена труда устанавливается на таком уровне, при котором спрос равен предложению. Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной ценой.
В базовой модели рынка труда зависимость спроса на труд от цены труда определяется действием эффекта масштаба.
Механизм действия эффекта масштаба таков:
Если по каким-то причинам растут ставки оплаты труда, это приводит к увеличению издержек производства и, соответственно, цены продукции, что вызывает сокращение масштабов производства и в результате – сокращение спроса на труд.
Наоборот, при уменьшении ставок заработной платы эффект масштаба приводит к росту спроса на трудовые ресурсы.
Как видим, оба эффекта действуют в одном направлении и вызывают обратную зависимость спроса на труд от ее цены (ставок оплаты труда).
Следует особо подчеркнуть, что эта упрощенная модель отражает зависимость величины спроса на труд только от одной переменной - цены труда. В реальной жизни на спрос влияет много других факторов, увеличивающих или уменьшающих его при любом уровне оплаты труда. Например, во время экономического кризиса вследствие свертывания деловой активности спрос на труд очень уменьшается, а во время экономического подъема - резко возрастает. В таких случаях меняется не величина спроса, а весь спрос на труд.
Если труд создает ценность, необходимую обществу, а именно товар или услугу, то работа дает человеку ценность, нужную лично ему.