🗊 Лекция 10. Гигиена как наука. История становления и развития гигиены. Агафонов Владимир Николаевич

Категория: История
Нажмите для полного просмотра!
  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №1  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №2  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №3  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №4  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №5  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №6  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №7  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №8  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №9  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №10  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №11  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №12  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №13  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №14  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №15  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №16  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №17  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №18  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №19  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №20  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №21  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №22  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №23  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №24  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №25  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №26  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №27  
  Лекция 10.       Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.    Агафонов Владимир Николаевич  , слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Лекция 10. Гигиена как наука. История становления и развития гигиены. Агафонов Владимир Николаевич . Презентация содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 10.
 

Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.

Агафонов Владимир Николаевич
Описание слайда:
Лекция 10. Гигиена как наука. История становления и развития гигиены. Агафонов Владимир Николаевич

Слайд 2








       
       Гигиена – медицинская наука, изучающая   закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.
Описание слайда:
Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Слайд 3







     Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).
Описание слайда:
Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

Слайд 4







     

     Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Описание слайда:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Слайд 5





Основные задачи гигиены :

Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; 
Обоснование гигиенических нормативов; 
Разработка санитарного законодательства;
Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов
Описание слайда:
Основные задачи гигиены : Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов

Слайд 6







     

     Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.
Описание слайда:
Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.

Слайд 7





Основные законы гигиены
«Отрицательные» законы:
Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.
Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.
Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.
«Положительные» законы:
Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.
Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека
«Технологический» закон:
Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: 
а) источника вредности;
б) факторов и механизмов передачи этих вредностей 
в) восприимчивого организма
Описание слайда:
Основные законы гигиены «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма

Слайд 8





       
       
Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин).

Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.
Описание слайда:
Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Слайд 9








   В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.
Описание слайда:
В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.

Слайд 10





ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Описание слайда:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Слайд 11





Методы и методики
1. Методы санитарного обследования среды:
Метод санитарного описания объектов
Методы углубленного обследования факторов среды: 
          а) физические;  б) химические;  в) физико-химические;  
         г) биологические и микробиологические.
2. Методы изучения реакций живого организма:
Экспериментальные (на животных); 
Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям;
Метод клинического наблюдения.
3.Методы обработки результатов исследований:
Статистические методы;
Методы математического моделирования и прогнозирования.
4.Специфические методы гигиены:
Эпидемиологический метод;
Оценка социальной и экономической эффективности;
Методы санитарной экспертизы.
Описание слайда:
Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы.

Слайд 12





Задачи и содержание гигиены:
Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения.
Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций.
Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций	 и правил.
Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей.
Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия.
Проверка эффективности проведенных мероприятий.
Описание слайда:
Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий.

Слайд 13





Греческий философ и врач Гиппократ
В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ
Описание слайда:
Греческий философ и врач Гиппократ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ

Слайд 14





Аристотель  (IV в. до н.э.).
ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи 
рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности
Описание слайда:
Аристотель (IV в. до н.э.). ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности

Слайд 15





Клавдий Гален (II в. н.э.)
развил учения Гиппократа и Аристотеля и наметил пути дальнейшего развития научного подхода к питанию человека
Описание слайда:
Клавдий Гален (II в. н.э.) развил учения Гиппократа и Аристотеля и наметил пути дальнейшего развития научного подхода к питанию человека

Слайд 16





Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э.
В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания
Описание слайда:
Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания

Слайд 17





В России указания по организации питания мы можем встретить:
В Домострое (документ об укладе быта времен Ивана Грозного) – 
о мытье столовой посуды, 
хранении продуктов
Описание слайда:
В России указания по организации питания мы можем встретить: В Домострое (документ об укладе быта времен Ивана Грозного) – о мытье столовой посуды, хранении продуктов

Слайд 18





М.В. Ломоносов  «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.)
Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России,
       ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.
Описание слайда:
М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.

Слайд 19





А.П.Доброславин (1842—1889) является создателем первой русской гигиенической школы
первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга
 второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов
Описание слайда:
А.П.Доброславин (1842—1889) является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов

Слайд 20





Ф.Ф.Эрисман (1842—1915) основоположник гигиенической школы в Москве
в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно-практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно-исследовательский институт.
Описание слайда:
Ф.Ф.Эрисман (1842—1915) основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно-практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно-исследовательский институт.

Слайд 21





Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности
Описание слайда:
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности

Слайд 22





Полномочия должностных лиц
Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:
1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора;
2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты;
3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;
5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.
Описание слайда:
Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.

Слайд 23





Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды
Описание слайда:
Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды

Слайд 24





Виды естественного прироста
Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации:

- регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0;
- стационарный – когда сколько рождается , столько и умирает, прироста и убыли нет;
- прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.
Описание слайда:
Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации: - регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0; - стационарный – когда сколько рождается , столько и умирает, прироста и убыли нет; - прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.

Слайд 25





Особенности социально-демографических показателей в РФ:
1. Дальнейшее снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости и увеличения смертности.
2. Прогрессирующая структура смерти населения: преобладает в ней патология неэпидемическая - сердечно-сосудистой системы, онкология. Распространенность ее в РФ 70-80%. Отмечена тенденция к омоложению этих заболеваний.
3. Активизировалась смертность и заболеваемость от инфекционных и паразитарных заболеваний.
4. Высокая детская смертность.
5. Депопулирующий тип воспроизводства: естественный прирост сменился естественной убылью населения.
Описание слайда:
Особенности социально-демографических показателей в РФ: 1. Дальнейшее снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости и увеличения смертности. 2. Прогрессирующая структура смерти населения: преобладает в ней патология неэпидемическая - сердечно-сосудистой системы, онкология. Распространенность ее в РФ 70-80%. Отмечена тенденция к омоложению этих заболеваний. 3. Активизировалась смертность и заболеваемость от инфекционных и паразитарных заболеваний. 4. Высокая детская смертность. 5. Депопулирующий тип воспроизводства: естественный прирост сменился естественной убылью населения.

Слайд 26





Экология человека
Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. 
(Сидоренко Г.И. и др., 1998).
Описание слайда:
Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).

Слайд 27





Приоритетные направления:
Экология и рациональное природопользование 
Технологии живых систем 
Приоритетные технологии
Системы жизнеобеспечения и защиты человека 
Мониторинг окружающей среды 
Генодиагностика и генотерапия 
Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов 
Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф
Описание слайда:
Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф

Слайд 28





 
 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию