Описание слайда:
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
3) Наглядный пример. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера)
На занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для
подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания. Воспитательная сила примера основывается
на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он
взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего
коллектива (высокие спортивные достижения его отдельных учеников в результате многолетнего и упорного труда на тренировках и
т.д.), примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных
соревнованиях и др. В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если преподаватель (тренер)
пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны
занимающихся.
4) Метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств
морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень
труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки. В
физической культуре и спорте к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий и перед строем,
награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и др.
5) Метод наказания (принуждения). Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов
воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно
исполнять свои обязанности. Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку.
Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или затем перед строем), вынесения выговора,
временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и др. Степень наказания должна
Соответствовать проступку. Поэтому прежде всего необходимо глубоко разобраться в существе проступка, выяснить его мотивы,
обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности, а также стаж занятий
физической культурой или спортом. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет
наибольшее воспитательное воздействие на занимающегося, совершившего проступок. Для определения меры наказания очень важно
знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Наказание за
проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его
влияния на окружающих.