🗊Презентация Пунктуационные нормы

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Пунктуационные нормы, слайд №1Пунктуационные нормы, слайд №2Пунктуационные нормы, слайд №3Пунктуационные нормы, слайд №4Пунктуационные нормы, слайд №5Пунктуационные нормы, слайд №6Пунктуационные нормы, слайд №7Пунктуационные нормы, слайд №8Пунктуационные нормы, слайд №9Пунктуационные нормы, слайд №10Пунктуационные нормы, слайд №11Пунктуационные нормы, слайд №12Пунктуационные нормы, слайд №13Пунктуационные нормы, слайд №14Пунктуационные нормы, слайд №15Пунктуационные нормы, слайд №16Пунктуационные нормы, слайд №17Пунктуационные нормы, слайд №18Пунктуационные нормы, слайд №19Пунктуационные нормы, слайд №20Пунктуационные нормы, слайд №21Пунктуационные нормы, слайд №22Пунктуационные нормы, слайд №23Пунктуационные нормы, слайд №24Пунктуационные нормы, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Пунктуационные нормы. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





1.   Когда я смотрю на это, у меня текут слёзы.
1.   Когда я смотрю на это, у меня текут слёзы.
  Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
  Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Одним из интеллигентнейших людей, обладавших уважением к культуре прошлого, был Д.С. Лихачев.
 Благодаря этому влиянию он считает себя учеником С.Н.Федорова. 
Кижи прекрасны не только летом, но и зимой.
 На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и возможность/(вопросы) возможности досрочной сдачи зачетов.
11.  Эти экскурсии вызывают интерес к прошлому города.
Описание слайда:
1. Когда я смотрю на это, у меня текут слёзы. 1. Когда я смотрю на это, у меня текут слёзы. Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами. Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки. Одним из интеллигентнейших людей, обладавших уважением к культуре прошлого, был Д.С. Лихачев. Благодаря этому влиянию он считает себя учеником С.Н.Федорова. Кижи прекрасны не только летом, но и зимой. На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и возможность/(вопросы) возможности досрочной сдачи зачетов. 11. Эти экскурсии вызывают интерес к прошлому города.

Слайд 2





Пунктуационные нормы –
это правила постановки знаков препинания.
Описание слайда:
Пунктуационные нормы – это правила постановки знаков препинания.

Слайд 3





Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Описание слайда:
Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 4





Тире не ставится
Описание слайда:
Тире не ставится

Слайд 5





Знаки препинания при однородных членах
1. Знаки препинания при повторяющемся союзе И
Они росли и в поле, и в лесу, и в саду. – Они росли в поле, и в лесу, и в саду. 
2. Ставится запятая перед второй частью двойных союзов: 
как – так и
не так – как
не только – но и
хотя и – но
если не – то
чем – тем
настолько – насколько
не столько – сколько
Давно знаю как его, так и ее. Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое.
Она хотя и умна, но зла. Тут чем дальше, тем хуже.
Описание слайда:
Знаки препинания при однородных членах 1. Знаки препинания при повторяющемся союзе И Они росли и в поле, и в лесу, и в саду. – Они росли в поле, и в лесу, и в саду. 2. Ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как – так и не так – как не только – но и хотя и – но если не – то чем – тем настолько – насколько не столько – сколько Давно знаю как его, так и ее. Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое. Она хотя и умна, но зла. Тут чем дальше, тем хуже.

Слайд 6





3. Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то.
3. Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то.
Не знаю ни его, ни ее, ни прочих. Он не то глуп, не то необразован.
НО: Нет запятой во фразеологизмах:
И смех и горе, и стар и млад, и так и сяк,  ни то ни се,  ни рыба ни мясо, ни с того ни с сего, ни свет ни заря,   ни дать ни взять,   ни сном ни духом,   ни туда ни сюда,   ни себе ни людям
Новый специалист был ни рыба ни мясо
НО: Ни рыба, ни мясо не подорожали.
Описание слайда:
3. Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то. 3. Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то. Не знаю ни его, ни ее, ни прочих. Он не то глуп, не то необразован. НО: Нет запятой во фразеологизмах: И смех и горе, и стар и млад, и так и сяк, ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни с того ни с сего, ни свет ни заря, ни дать ни взять, ни сном ни духом, ни туда ни сюда, ни себе ни людям Новый специалист был ни рыба ни мясо НО: Ни рыба, ни мясо не подорожали.

Слайд 7





Обобщающие слова при однородных членах
1. После обобщающего слова перед однородными членами – двоеточие.  После однородных членов перед обобщающим словом – тире:
Я слышу звуки: рев, шипенье, крики. – Рев, шипенье, крики – разные звуки я слышал в те минуты. 
2. Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире:
Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах – было уже сухо.
Тире может опускаться, если в этом же месте требуется ставить запятую: 
Многое он испытал: нужду, голод, страх, но не сломался.
3. Отделяются запятой от обобщающего вводные слова и слова то есть, а именно, как-то, например: 
Я побывал в разных городах, а именно: в Москве, Казани, Омске.
Описание слайда:
Обобщающие слова при однородных членах 1. После обобщающего слова перед однородными членами – двоеточие. После однородных членов перед обобщающим словом – тире: Я слышу звуки: рев, шипенье, крики. – Рев, шипенье, крики – разные звуки я слышал в те минуты. 2. Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире: Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах – было уже сухо. Тире может опускаться, если в этом же месте требуется ставить запятую: Многое он испытал: нужду, голод, страх, но не сломался. 3. Отделяются запятой от обобщающего вводные слова и слова то есть, а именно, как-то, например: Я побывал в разных городах, а именно: в Москве, Казани, Омске.

Слайд 8





Обособление определений
Если относятся к личным местоимениям:
 А он, мятежный, просит бури…
2. Причастие или прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова: 
Он видел небо, покрытое тучами. На небе стыли облака, еще розовые от заката.
3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова: 
Над рекой повис густой туман, желтый, жуткий.
4. Определение с дополнительным обстоятельственным значением (причины, уступки, условия): 
Утомленные долгой дорогой, путники решили отдохнуть.
Описание слайда:
Обособление определений Если относятся к личным местоимениям: А он, мятежный, просит бури… 2. Причастие или прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова: Он видел небо, покрытое тучами. На небе стыли облака, еще розовые от заката. 3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова: Над рекой повис густой туман, желтый, жуткий. 4. Определение с дополнительным обстоятельственным значением (причины, уступки, условия): Утомленные долгой дорогой, путники решили отдохнуть.

Слайд 9





Не выделяются запятыми
«Так называемый»: 
Проходила так называемая презентация.
2. Определения, относящиеся к неопределенным, определительным местоимениям, к слову «многие» (в роли подлежащего или дополнения): 
Тут есть нечто заслуживающее внимания. 
Все пришедшие на митинг были настроены решительно. 
Многие побывавшие там разочарованы.
Описание слайда:
Не выделяются запятыми «Так называемый»: Проходила так называемая презентация. 2. Определения, относящиеся к неопределенным, определительным местоимениям, к слову «многие» (в роли подлежащего или дополнения): Тут есть нечто заслуживающее внимания. Все пришедшие на митинг были настроены решительно. Многие побывавшие там разочарованы.

Слайд 10





Обособление обстоятельств
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты: 
Мальчик, испугавшись, вскрикнул. Выйдя на мороз, он поежился.
2. Предложения с несколькими деепричастными оборотами: 
Гуляя по лесу и собирая ягоды, мы вышли к опушке.
Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее.
3. Союз А: 
Необходимо принять срочное решение, а приняв его, неукоснительно проводить в жизнь. 
Не стойте на месте, а, преодолевая одну трудность за другой, всегда стремитесь вперёд.
Описание слайда:
Обособление обстоятельств Одиночные деепричастия и деепричастные обороты: Мальчик, испугавшись, вскрикнул. Выйдя на мороз, он поежился. 2. Предложения с несколькими деепричастными оборотами: Гуляя по лесу и собирая ягоды, мы вышли к опушке. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. 3. Союз А: Необходимо принять срочное решение, а приняв его, неукоснительно проводить в жизнь. Не стойте на месте, а, преодолевая одну трудность за другой, всегда стремитесь вперёд.

Слайд 11





Всегда сочетания с предлогами: несмотря на, невзирая на. 
Всегда сочетания с предлогами: несмотря на, невзирая на. 
Несмотря на дождь, я поехал на дачу. 
С предлогами вопреки, благодаря, согласно, вследствие, ввиду,  по причине,  по случаю,   в силу,   за неимением, ради,  во избежание, при условии,  в случае,  с согласия, при наличии,  отсутствии, в соответствии с
 
Благодаря отличной работе педагога ученики хорошо сдали экзамен. – Ученики, благодаря отличной работе педагога, хорошо сдали экзамен.
(когда находятся между подлежащим и сказуемым)


5. Уточняющие обстоятельства времени, места, образа действия: 
За стеной, у соседа, допоздна, до самой ночи, звучала музыка.
Описание слайда:
Всегда сочетания с предлогами: несмотря на, невзирая на. Всегда сочетания с предлогами: несмотря на, невзирая на. Несмотря на дождь, я поехал на дачу. С предлогами вопреки, благодаря, согласно, вследствие, ввиду, по причине, по случаю, в силу, за неимением, ради, во избежание, при условии, в случае, с согласия, при наличии, отсутствии, в соответствии с Благодаря отличной работе педагога ученики хорошо сдали экзамен. – Ученики, благодаря отличной работе педагога, хорошо сдали экзамен. (когда находятся между подлежащим и сказуемым) 5. Уточняющие обстоятельства времени, места, образа действия: За стеной, у соседа, допоздна, до самой ночи, звучала музыка.

Слайд 12





Не выделяются запятыми
Деепричастные обороты = фразеологизмы:
 Он работал засучив рукава.
2. Деепричастия, тесно связанные с глаголом (без них сказуемое неполно выражает смысл: важно не что делается, а как): 
Он сидел сгорбившись, говорил не улыбаясь.
3. Деепричастия, перешедшие в наречия: стоя, сидя, лежа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись.
Он читал лежа. НО: Он читал, лежа на диване.
Описание слайда:
Не выделяются запятыми Деепричастные обороты = фразеологизмы: Он работал засучив рукава. 2. Деепричастия, тесно связанные с глаголом (без них сказуемое неполно выражает смысл: важно не что делается, а как): Он сидел сгорбившись, говорил не улыбаясь. 3. Деепричастия, перешедшие в наречия: стоя, сидя, лежа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись. Он читал лежа. НО: Он читал, лежа на диване.

Слайд 13





Обособление дополнений
С предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличие от (со значением исключения, добавления, замещения, различения).
Ср.: Он не видел ничего, кроме ее смеющихся глаз. - Кроме зарплаты он получил премию.
Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. - Я работал вместо него.
Описание слайда:
Обособление дополнений С предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличие от (со значением исключения, добавления, замещения, различения). Ср.: Он не видел ничего, кроме ее смеющихся глаз. - Кроме зарплаты он получил премию. Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. - Я работал вместо него.

Слайд 14





Обособление поясняющих конструкций
Обособляются выражения со словами например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, то есть, 
а именно (именно). 
Эти выражения поясняют предшествующую информацию: 
Ср.: Со двора по лестнице поднимались один за другим его читатели, главным образом молодежь, вузовцы, школьники… - Во мне любили главным образом превосходного врача.
Описание слайда:
Обособление поясняющих конструкций Обособляются выражения со словами например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, то есть, а именно (именно). Эти выражения поясняют предшествующую информацию: Ср.: Со двора по лестнице поднимались один за другим его читатели, главным образом молодежь, вузовцы, школьники… - Во мне любили главным образом превосходного врача.

Слайд 15





Обороты с союзом КАК не обособляются, если:
КАК = в качестве, в роли: Мы знаем Островского как драматурга.
2. КАК в составе фразеологизма: Дождь лил как из ведра. 
3. КАК в составе сказуемого: Город был как сад. 
4. перед КАК есть НЕ: Он делал всё не как она. 
5. КАК со словами: надо, можно, хочешь, знаешь, угодно, попало, следует, положено, вздумается… (это правило распространяется и на слово ЧЕМ): 
Ты всегда все делаешь как вздумается и чем попало. Да делай чем хочешь, но сделай как можно лучше!
Описание слайда:
Обороты с союзом КАК не обособляются, если: КАК = в качестве, в роли: Мы знаем Островского как драматурга. 2. КАК в составе фразеологизма: Дождь лил как из ведра. 3. КАК в составе сказуемого: Город был как сад. 4. перед КАК есть НЕ: Он делал всё не как она. 5. КАК со словами: надо, можно, хочешь, знаешь, угодно, попало, следует, положено, вздумается… (это правило распространяется и на слово ЧЕМ): Ты всегда все делаешь как вздумается и чем попало. Да делай чем хочешь, но сделай как можно лучше!

Слайд 16





Обособление вводных слов
1. Не являются вводными: АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.
2. Необходимо отличать вводные слова от омонимичных форм 
1. Однако
Проститься я, однако (=впрочем), не мог. - Я пытался, однако (=но) не мог.
2. В общем
В общем, ничего не вышло (= итог). - Я об этом знаю лишь в общем (=в общих чертах). – 
Твоя работа в общем (= в целом) хороша. 
3. Значит
Значит, так ничего и не было? (=итог, вывод) - Для меня это значит много. 
3. Если рядом с вводным словом союз (И, А, НО): 
Стоят морозы, а значит, долго не погуляешь. - Этот юноша неглуп и, похоже, честен.
Описание слайда:
Обособление вводных слов 1. Не являются вводными: АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ. 2. Необходимо отличать вводные слова от омонимичных форм 1. Однако Проститься я, однако (=впрочем), не мог. - Я пытался, однако (=но) не мог. 2. В общем В общем, ничего не вышло (= итог). - Я об этом знаю лишь в общем (=в общих чертах). – Твоя работа в общем (= в целом) хороша. 3. Значит Значит, так ничего и не было? (=итог, вывод) - Для меня это значит много. 3. Если рядом с вводным словом союз (И, А, НО): Стоят морозы, а значит, долго не погуляешь. - Этот юноша неглуп и, похоже, честен.

Слайд 17





Знаки препинания в сложных предложениях
Запятая
1. Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми:
На улице дождь, и я осталась дома. Солнце, когда пришел я, садилось.

НО: 
два вопросительных предложения: Который сейчас час и сколько еще осталось до отхода поезда?
общее для обеих частей слово, выражение: На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые. (если союз повторяется один раз)

Ср.: На севере в начале мая и снег еще идёт, и деревья стоят голые.
общее вводное слово: Может быть, он устал или у него болит спина.
Описание слайда:
Знаки препинания в сложных предложениях Запятая 1. Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми: На улице дождь, и я осталась дома. Солнце, когда пришел я, садилось. НО: два вопросительных предложения: Который сейчас час и сколько еще осталось до отхода поезда? общее для обеих частей слово, выражение: На севере в начале мая ещё идёт снег и деревья стоят голые. (если союз повторяется один раз) Ср.: На севере в начале мая и снег еще идёт, и деревья стоят голые. общее вводное слово: Может быть, он устал или у него болит спина.

Слайд 18





общая зависимая часть: 
общая зависимая часть: 
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда они вернулись. 
Зависимая часть (неполное или неразвернутое) состоит из одного союзного слова: 
Он обиделся, но не сказал почему (=почему он обиделся). 
Не знаю как и для чего, но я это сделал. 
есть фразеологизм: 
Он кричал что было мочи. Они запели кто во что горазд.
Описание слайда:
общая зависимая часть: общая зависимая часть: Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда они вернулись. Зависимая часть (неполное или неразвернутое) состоит из одного союзного слова: Он обиделся, но не сказал почему (=почему он обиделся). Не знаю как и для чего, но я это сделал. есть фразеологизм: Он кричал что было мочи. Они запели кто во что горазд.

Слайд 19





2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения: 
2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения: 
Он знал, зачем ему уезжать и зачем возвращаться.
Он злится и когда о нем забывают, и когда слишком хорошо его помнят.
3. Если в предложении составной союз: 
- запятая ставится в зависимости от смысла и интонации
Ср.: Он не явился на занятия, потому что заболел (важен сам факт неявки). - Он не явился на занятия потому, что заболел (важна причина ее).
- не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, так как.
Описание слайда:
2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения: 2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения: Он знал, зачем ему уезжать и зачем возвращаться. Он злится и когда о нем забывают, и когда слишком хорошо его помнят. 3. Если в предложении составной союз: - запятая ставится в зависимости от смысла и интонации Ср.: Он не явился на занятия, потому что заболел (важен сам факт неявки). - Он не явился на занятия потому, что заболел (важна причина ее). - не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, так как.

Слайд 20





4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения, то между ними ставится запятая: 
4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения, то между ними ставится запятая: 
Ученику сказали, что, если он еще раз прогуляет, вызовут родителей.
Но если дальше идет вторая часть двойного союза (то, так, так и, тем, но, однако), то запятая между союзами не ставится: 
Ему сказали, что если он еще раз прогуляет, то вызовут родителей.  
Заметьте, что чем больше об этом думаешь, тем меньше это нравится.
Описание слайда:
4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения, то между ними ставится запятая: 4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения, то между ними ставится запятая: Ученику сказали, что, если он еще раз прогуляет, вызовут родителей. Но если дальше идет вторая часть двойного союза (то, так, так и, тем, но, однако), то запятая между союзами не ставится: Ему сказали, что если он еще раз прогуляет, то вызовут родителей. Заметьте, что чем больше об этом думаешь, тем меньше это нравится.

Слайд 21





Двоеточие
Двоеточие
Описание слайда:
Двоеточие Двоеточие

Слайд 22





Тире
Тире
Описание слайда:
Тире Тире

Слайд 23





Точка с запятой
Точка с запятой
Этот знак рекомендуется ставить между частями сложного, большого по объему предложения (особенно в тех случаях, когда каждая часть предложения чем-то осложнена):
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Описание слайда:
Точка с запятой Точка с запятой Этот знак рекомендуется ставить между частями сложного, большого по объему предложения (особенно в тех случаях, когда каждая часть предложения чем-то осложнена): Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Слайд 24





Предложения с прямой речью
А: «П». 
Она напомнила: «Завтра же праздник».
«П», - а. 
«Завтра же праздник», - напомнила она.
Описание слайда:
Предложения с прямой речью А: «П». Она напомнила: «Завтра же праздник». «П», - а. «Завтра же праздник», - напомнила она.

Слайд 25





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию