🗊Презентация Развитие татарской культуры в начале XX века

Нажмите для полного просмотра!
Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №1Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №2Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №3Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №4Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №5Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №6Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №7Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №8Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №9Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №10Развитие татарской культуры в начале XX века, слайд №11

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Развитие татарской культуры в начале XX века. Доклад-сообщение содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Развитие татарской культуры в начале XX века
                             Автор: Хайтова Лаура
                Класс: 11 «М»
Описание слайда:
Развитие татарской культуры в начале XX века Автор: Хайтова Лаура Класс: 11 «М»

Слайд 2





Образование
       Основу татарской системы образования по-прежнему составляли мектебы и медресе. В начале же XX в. их количествозначительно возросло. Так, в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мек-тебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся.
  Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русский и европейской культуры.
   Другим важным изменением стало развитие ново-методных (джадидистских) школ. К концу первого десятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения.
Описание слайда:
Образование Основу татарской системы образования по-прежнему составляли мектебы и медресе. В начале же XX в. их количествозначительно возросло. Так, в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мек-тебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся.   Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русский и европейской культуры.    Другим важным изменением стало развитие ново-методных (джадидистских) школ. К концу первого десятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения.

Слайд 3





 Татарская школа развивалась в трудных условиях. Новым явлениям в ней препятствовали не только кадимисты. Становлению светского образования у татар всемерно противодействовали власти, чиновники на местах. Примечательно название книги, которую издал в 1908 г. инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, - 'Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе'. Как 'в высшей степени нежелательное явление' была охарактеризована светская школа татар в материалах 'Особого совещания' по мусульманским делам, которое состоялось в 1914 г. в Петербурге.
   Однако ничто не могло погасить стремления татар к знаниям. 'Среди народностей, населяющих восточную часть России, - отмечал тот же Я.Д. Коблов, - татары магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски'. В начале XX в. около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке.
Описание слайда:
 Татарская школа развивалась в трудных условиях. Новым явлениям в ней препятствовали не только кадимисты. Становлению светского образования у татар всемерно противодействовали власти, чиновники на местах. Примечательно название книги, которую издал в 1908 г. инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, - 'Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе'. Как 'в высшей степени нежелательное явление' была охарактеризована светская школа татар в материалах 'Особого совещания' по мусульманским делам, которое состоялось в 1914 г. в Петербурге.    Однако ничто не могло погасить стремления татар к знаниям. 'Среди народностей, населяющих восточную часть России, - отмечал тот же Я.Д. Коблов, - татары магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски'. В начале XX в. около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке.

Слайд 4





Татарские медресе
Описание слайда:
Татарские медресе

Слайд 5





Литература
      В истории татарской литературы начало XX в. стало переломным этапом. Это был период ее невиданного расцвета, возникновения и формирования новых направлений и художественных методов.Видоизменялись традиционные жанры, возникали новые, расширился круг тем. Неотъемлемой частью литературно-художественного процесса стала татарская литературная критика. Татарские писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур.
   На первое десятилетие века приходится и пик творчества mediumитературную арену молодых писателей. Многие из них впоследствии стали классиками татарской литературы.
Описание слайда:
Литература В истории татарской литературы начало XX в. стало переломным этапом. Это был период ее невиданного расцвета, возникновения и формирования новых направлений и художественных методов.Видоизменялись традиционные жанры, возникали новые, расширился круг тем. Неотъемлемой частью литературно-художественного процесса стала татарская литературная критика. Татарские писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур.    На первое десятилетие века приходится и пик творчества mediumитературную арену молодых писателей. Многие из них впоследствии стали классиками татарской литературы.

Слайд 6





      Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913).Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики.
   Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин, мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма - все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как 'Писателю', 'Пара коней', 'Шурале', 'Свободу женщине', 'Не уйдем', 'Сенной базар, или Новый Кисекбаш'. Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов.
      Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913).Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики.
   Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин, мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма - все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как 'Писателю', 'Пара коней', 'Шурале', 'Свободу женщине', 'Не уйдем', 'Сенной базар, или Новый Кисекбаш'. Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов.
Описание слайда:
Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913).Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики.    Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин, мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма - все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как 'Писателю', 'Пара коней', 'Шурале', 'Свободу женщине', 'Не уйдем', 'Сенной базар, или Новый Кисекбаш'. Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов. Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913).Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики.    Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин, мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма - все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как 'Писателю', 'Пара коней', 'Шурале', 'Свободу женщине', 'Не уйдем', 'Сенной базар, или Новый Кисекбаш'. Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов.

Слайд 7





       Самым популярным татарским драматургом (его называли татарским Островским) начала века был Галиаскар Камал (1879-1933). Он стал одним из основоположников татарской драматургии и театра. В пьесах 'Несчастный юноша', 'Первое представление', 'Ради подарка', 'Тайны нашего города', 'Банкрот', написанных сочным и образным народным языком, Г. Камал дал великолепные картины быта татарского народа, бичевал зарвавшихся богачей, сатирически показывал пороки некоторых духовных лиц. Его пьесы уже почти сто лет не сходят со сцены театра, вызывая аплодисменты уже внуков и правнуков первых зрителей.
       Самым популярным татарским драматургом (его называли татарским Островским) начала века был Галиаскар Камал (1879-1933). Он стал одним из основоположников татарской драматургии и театра. В пьесах 'Несчастный юноша', 'Первое представление', 'Ради подарка', 'Тайны нашего города', 'Банкрот', написанных сочным и образным народным языком, Г. Камал дал великолепные картины быта татарского народа, бичевал зарвавшихся богачей, сатирически показывал пороки некоторых духовных лиц. Его пьесы уже почти сто лет не сходят со сцены театра, вызывая аплодисменты уже внуков и правнуков первых зрителей.
Описание слайда:
Самым популярным татарским драматургом (его называли татарским Островским) начала века был Галиаскар Камал (1879-1933). Он стал одним из основоположников татарской драматургии и театра. В пьесах 'Несчастный юноша', 'Первое представление', 'Ради подарка', 'Тайны нашего города', 'Банкрот', написанных сочным и образным народным языком, Г. Камал дал великолепные картины быта татарского народа, бичевал зарвавшихся богачей, сатирически показывал пороки некоторых духовных лиц. Его пьесы уже почти сто лет не сходят со сцены театра, вызывая аплодисменты уже внуков и правнуков первых зрителей. Самым популярным татарским драматургом (его называли татарским Островским) начала века был Галиаскар Камал (1879-1933). Он стал одним из основоположников татарской драматургии и театра. В пьесах 'Несчастный юноша', 'Первое представление', 'Ради подарка', 'Тайны нашего города', 'Банкрот', написанных сочным и образным народным языком, Г. Камал дал великолепные картины быта татарского народа, бичевал зарвавшихся богачей, сатирически показывал пороки некоторых духовных лиц. Его пьесы уже почти сто лет не сходят со сцены театра, вызывая аплодисменты уже внуков и правнуков первых зрителей.

Слайд 8





       Первое периодическое издание на татарском языке в Казани появилось в ноябре 1905 года. Это была общественно-политическая и литературная газета татарских либералов 'Казан мухбирео" ('Казанский вестник'). Она выходила в течение шести лет, одним из ее редакторов был Ю. Акчура. В 1906 г. начали издаваться общественно-политическая газета 'Юлдуз' ('Звезда') и общественно-политическая и литературная газета 'Баянелъхак' ('Разъяснение истины'). Тогда же вышел в свет журнал 'ад-Дин Ва аль-Адаб' ('Религия и воспитание').
  Наряду с Казанью газеты и журналы на татарском языке выходили в Астрахани, Москве, Петербурге, Мен-зелинске, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Троицке, Уфе и других российских городах. Так, братья Рамиевы издавали в Оренбурге общественно-политическую газету 'Вакыт' ('Время') и общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал 'Шура' ('Совет'). В журнале сотрудничали Ю. Акчура, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и другие. В Уральске выходила общедемократическая газета 'Фикер' ('Мысль').
       Первое периодическое издание на татарском языке в Казани появилось в ноябре 1905 года. Это была общественно-политическая и литературная газета татарских либералов 'Казан мухбирео" ('Казанский вестник'). Она выходила в течение шести лет, одним из ее редакторов был Ю. Акчура. В 1906 г. начали издаваться общественно-политическая газета 'Юлдуз' ('Звезда') и общественно-политическая и литературная газета 'Баянелъхак' ('Разъяснение истины'). Тогда же вышел в свет журнал 'ад-Дин Ва аль-Адаб' ('Религия и воспитание').
  Наряду с Казанью газеты и журналы на татарском языке выходили в Астрахани, Москве, Петербурге, Мен-зелинске, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Троицке, Уфе и других российских городах. Так, братья Рамиевы издавали в Оренбурге общественно-политическую газету 'Вакыт' ('Время') и общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал 'Шура' ('Совет'). В журнале сотрудничали Ю. Акчура, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и другие. В Уральске выходила общедемократическая газета 'Фикер' ('Мысль').
Описание слайда:
 Первое периодическое издание на татарском языке в Казани появилось в ноябре 1905 года. Это была общественно-политическая и литературная газета татарских либералов 'Казан мухбирео" ('Казанский вестник'). Она выходила в течение шести лет, одним из ее редакторов был Ю. Акчура. В 1906 г. начали издаваться общественно-политическая газета 'Юлдуз' ('Звезда') и общественно-политическая и литературная газета 'Баянелъхак' ('Разъяснение истины'). Тогда же вышел в свет журнал 'ад-Дин Ва аль-Адаб' ('Религия и воспитание').   Наряду с Казанью газеты и журналы на татарском языке выходили в Астрахани, Москве, Петербурге, Мен-зелинске, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Троицке, Уфе и других российских городах. Так, братья Рамиевы издавали в Оренбурге общественно-политическую газету 'Вакыт' ('Время') и общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал 'Шура' ('Совет'). В журнале сотрудничали Ю. Акчура, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и другие. В Уральске выходила общедемократическая газета 'Фикер' ('Мысль').  Первое периодическое издание на татарском языке в Казани появилось в ноябре 1905 года. Это была общественно-политическая и литературная газета татарских либералов 'Казан мухбирео" ('Казанский вестник'). Она выходила в течение шести лет, одним из ее редакторов был Ю. Акчура. В 1906 г. начали издаваться общественно-политическая газета 'Юлдуз' ('Звезда') и общественно-политическая и литературная газета 'Баянелъхак' ('Разъяснение истины'). Тогда же вышел в свет журнал 'ад-Дин Ва аль-Адаб' ('Религия и воспитание').   Наряду с Казанью газеты и журналы на татарском языке выходили в Астрахани, Москве, Петербурге, Мен-зелинске, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Троицке, Уфе и других российских городах. Так, братья Рамиевы издавали в Оренбурге общественно-политическую газету 'Вакыт' ('Время') и общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал 'Шура' ('Совет'). В журнале сотрудничали Ю. Акчура, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и другие. В Уральске выходила общедемократическая газета 'Фикер' ('Мысль').

Слайд 9





         Бурно развивалось татарское книгоиздательское дело. Увеличилось число типографий, возникли целые фирмы, специализирующиеся на издании и торговле книгами. Это - книготорговая фирма Каримовых, 'Сабах' ('Рассвет'), 'Миллят' ('Нация'), 'Магариф' ('Просвещение') и другие. Заметный вклад в татарское книгоиздательское дело вносили типографии русских издателей. Только в 1910-1913 гг. было издано около двух тысяч татарских книг.
   Центром татарского книгопечатания являлась Казань. Первое место по количеству выпускаемых книг занимала типография братьев Каримовых. До 1917 г. в ней было напечатано 1,7 тысячи изданий общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В этой типографии были изданы художественные произведения М. Гафури, Ф. Карими, М. Файзи, Н. Думави, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Д. Дефо, Г. Х. Андерсена, других поэтов и писателей.
         Бурно развивалось татарское книгоиздательское дело. Увеличилось число типографий, возникли целые фирмы, специализирующиеся на издании и торговле книгами. Это - книготорговая фирма Каримовых, 'Сабах' ('Рассвет'), 'Миллят' ('Нация'), 'Магариф' ('Просвещение') и другие. Заметный вклад в татарское книгоиздательское дело вносили типографии русских издателей. Только в 1910-1913 гг. было издано около двух тысяч татарских книг.
   Центром татарского книгопечатания являлась Казань. Первое место по количеству выпускаемых книг занимала типография братьев Каримовых. До 1917 г. в ней было напечатано 1,7 тысячи изданий общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В этой типографии были изданы художественные произведения М. Гафури, Ф. Карими, М. Файзи, Н. Думави, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Д. Дефо, Г. Х. Андерсена, других поэтов и писателей.
Описание слайда:
   Бурно развивалось татарское книгоиздательское дело. Увеличилось число типографий, возникли целые фирмы, специализирующиеся на издании и торговле книгами. Это - книготорговая фирма Каримовых, 'Сабах' ('Рассвет'), 'Миллят' ('Нация'), 'Магариф' ('Просвещение') и другие. Заметный вклад в татарское книгоиздательское дело вносили типографии русских издателей. Только в 1910-1913 гг. было издано около двух тысяч татарских книг.    Центром татарского книгопечатания являлась Казань. Первое место по количеству выпускаемых книг занимала типография братьев Каримовых. До 1917 г. в ней было напечатано 1,7 тысячи изданий общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В этой типографии были изданы художественные произведения М. Гафури, Ф. Карими, М. Файзи, Н. Думави, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Д. Дефо, Г. Х. Андерсена, других поэтов и писателей.    Бурно развивалось татарское книгоиздательское дело. Увеличилось число типографий, возникли целые фирмы, специализирующиеся на издании и торговле книгами. Это - книготорговая фирма Каримовых, 'Сабах' ('Рассвет'), 'Миллят' ('Нация'), 'Магариф' ('Просвещение') и другие. Заметный вклад в татарское книгоиздательское дело вносили типографии русских издателей. Только в 1910-1913 гг. было издано около двух тысяч татарских книг.    Центром татарского книгопечатания являлась Казань. Первое место по количеству выпускаемых книг занимала типография братьев Каримовых. До 1917 г. в ней было напечатано 1,7 тысячи изданий общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В этой типографии были изданы художественные произведения М. Гафури, Ф. Карими, М. Файзи, Н. Думави, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Д. Дефо, Г. Х. Андерсена, других поэтов и писателей.

Слайд 10





Театр, музыка.
      Татарский самодеятельный театр, как мы помним, развивался со второй половины XIX в. Теперь, в начале следующего столетия, он становится профессиональным. Начало ему положили публичные спектакли любителей из среды татарской интеллигенции, которые были организованы в 1906 г. в Казани.
   С 1903 года в Казани существовал кружок любителей литературы, театра и музыкального искусства, участниками которого были также Ф. Амирхан, Г. Кулахметов, X. Ямашев. 
       Возникновение и развитие национального сценического искусства связано с деятельностью первых татарских театральных трупп 'Сайяр', 'Hyp', 'Шир-кат', 'Яшлек'. Они гастролировали по городам Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Кавказа, Крыма. В них сформировалось поколение талантливых актеров и режиссеров: Ш. Кудашев-Иманский, С. Гизатуллина-Волжская, И. Кудашев-Ашказар ский, М. Мутин, 3. Султанов, Г. Болгарская, Г. Болгарский, Г. Кариев, Камал I, Ф. Ильская и другие. Особую роль сыграла труппа 'Сайяр' и ее руководитель Габдулла Кариев (1886-1920). Эта труппа заложила основы татарского профессионального театрального искусства, под ее влиянием татарские театры зародились в Казани, Оренбурге, Уфе, Симферополе.
Описание слайда:
Театр, музыка.   Татарский самодеятельный театр, как мы помним, развивался со второй половины XIX в. Теперь, в начале следующего столетия, он становится профессиональным. Начало ему положили публичные спектакли любителей из среды татарской интеллигенции, которые были организованы в 1906 г. в Казани.    С 1903 года в Казани существовал кружок любителей литературы, театра и музыкального искусства, участниками которого были также Ф. Амирхан, Г. Кулахметов, X. Ямашев.   Возникновение и развитие национального сценического искусства связано с деятельностью первых татарских театральных трупп 'Сайяр', 'Hyp', 'Шир-кат', 'Яшлек'. Они гастролировали по городам Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Кавказа, Крыма. В них сформировалось поколение талантливых актеров и режиссеров: Ш. Кудашев-Иманский, С. Гизатуллина-Волжская, И. Кудашев-Ашказар ский, М. Мутин, 3. Султанов, Г. Болгарская, Г. Болгарский, Г. Кариев, Камал I, Ф. Ильская и другие. Особую роль сыграла труппа 'Сайяр' и ее руководитель Габдулла Кариев (1886-1920). Эта труппа заложила основы татарского профессионального театрального искусства, под ее влиянием татарские театры зародились в Казани, Оренбурге, Уфе, Симферополе.

Слайд 11





Заключение.
     Таким образом, в период 1900-1916 гг. татарская культура сделал заметный шаг вперед. Большую светскую направленность приобрела система национального образования, увеличилось число татарских школ, стало доступней высшее образование. На новую ступень поднялась татарская литература. Возникли национальная периодическая печать и национальный профессиональный театр.
Описание слайда:
Заключение.   Таким образом, в период 1900-1916 гг. татарская культура сделал заметный шаг вперед. Большую светскую направленность приобрела система национального образования, увеличилось число татарских школ, стало доступней высшее образование. На новую ступень поднялась татарская литература. Возникли национальная периодическая печать и национальный профессиональный театр.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию