Описание слайда:
В основе его вероучения лежит представление о «Мудром господе» – Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда – «маздаяснийцы»), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растения. Цель жизни благочестивого зороастрийца – помогать «Мудрому господу», защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей.
Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т.п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.
Суть зороастризма в самом общем виде сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Маинью – силы зла. Такой отчетливый дуализм светлого и темного начал, составляющий основную идею Авесты, является довольно необычным для древних религий.
В зороастризме сохранилось понятие «Высшей правды» (существовавшее еще у индоарийских племен) – Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, «правильный образ действий».
Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название – «огнепоклонники».
Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле «горы справедливости» есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну. Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постеленный переход населения в ислам.
К 12–13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название «парсы» (т.е. «выходцы из Фарса» – центральной иранской провинции).
Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224–650), при которых зороастризм был государственной религией Ирана.