🗊Презентация Роль синонимов в русском языке

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Роль синонимов в русском языке, слайд №1Роль синонимов в русском языке, слайд №2Роль синонимов в русском языке, слайд №3Роль синонимов в русском языке, слайд №4Роль синонимов в русском языке, слайд №5Роль синонимов в русском языке, слайд №6Роль синонимов в русском языке, слайд №7Роль синонимов в русском языке, слайд №8Роль синонимов в русском языке, слайд №9Роль синонимов в русском языке, слайд №10Роль синонимов в русском языке, слайд №11Роль синонимов в русском языке, слайд №12Роль синонимов в русском языке, слайд №13Роль синонимов в русском языке, слайд №14Роль синонимов в русском языке, слайд №15Роль синонимов в русском языке, слайд №16Роль синонимов в русском языке, слайд №17Роль синонимов в русском языке, слайд №18Роль синонимов в русском языке, слайд №19Роль синонимов в русском языке, слайд №20Роль синонимов в русском языке, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Роль синонимов в русском языке. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Роль синонимов в русском языке, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


Роль синонимов в русском языке, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Актуальность исследования :
знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека.
Описание слайда:
Актуальность исследования : знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека.

Слайд 4





Цель проекта:
исследование роли синонимов в русском языке.
Описание слайда:
Цель проекта: исследование роли синонимов в русском языке.

Слайд 5





Задачи проекта:
1.Показать, что выбор нужного синонима и правильное его      употребление - необходимое условие яркой, выразительной и точной речи;
2.Раскрыть сущность синонимов и причины их возникновения;
3. Определить отличительные особенности синонимов друг от друга;
4. Приобрести навыки самостоятельной работы с различной литературой и словарями по выбранной тематике.
Описание слайда:
Задачи проекта: 1.Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление - необходимое условие яркой, выразительной и точной речи; 2.Раскрыть сущность синонимов и причины их возникновения; 3. Определить отличительные особенности синонимов друг от друга; 4. Приобрести навыки самостоятельной работы с различной литературой и словарями по выбранной тематике.

Слайд 6





Гипотеза:
предполагаю, что если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, эмоциональной.
Описание слайда:
Гипотеза: предполагаю, что если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, эмоциональной.

Слайд 7





         Серьезная научная разработка проблем красноречия в России началась благодаря М.В. Ломоносову, написавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор было создано немало учебных пособий по этой дисциплине, занимавшей почетное место среди «изящных искусств».
         Проблемам красноречия посвящали свои сочинения философы, общественные деятели, ученые, адвокаты, но более всех об этом заботились писатели, которые в своем творчестве оттачивали русский язык и давали блестящие образцы художественной речи.
Описание слайда:
Серьезная научная разработка проблем красноречия в России началась благодаря М.В. Ломоносову, написавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор было создано немало учебных пособий по этой дисциплине, занимавшей почетное место среди «изящных искусств». Проблемам красноречия посвящали свои сочинения философы, общественные деятели, ученые, адвокаты, но более всех об этом заботились писатели, которые в своем творчестве оттачивали русский язык и давали блестящие образцы художественной речи.

Слайд 8





 В основе красноречия лежит высокая культура речи. О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка. 
           Синонимами (от греч. synōnymos - одноименный) называются слова, имеющие одинаковое значение и часто различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской.  Как правило, синонимы принадлежат к одной части речи.
           Основные признаки синонимов:
 
Описание слайда:
В основе красноречия лежит высокая культура речи. О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка.  Синонимами (от греч. synōnymos - одноименный) называются слова, имеющие одинаковое значение и часто различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Как правило, синонимы принадлежат к одной части речи. Основные признаки синонимов:  

Слайд 9





         Синонимы могут употребляться в речи для:
- замещения одних слов другими; 
- для уточнения мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению или передачи различных качественных оттенков действия, признака; 
- для выражения разнообразных оценок;
Описание слайда:
Синонимы могут употребляться в речи для: - замещения одних слов другими; - для уточнения мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению или передачи различных качественных оттенков действия, признака; - для выражения разнообразных оценок;

Слайд 10





Классификация синонимов
Описание слайда:
Классификация синонимов

Слайд 11





                          Синонимические ряды 
Синонимы одного слова образуют синонимические пары или ряды.
               	Каждое слово синонимичного ряда должно быть синонимично не только основному, но и всем другим словам данной группы.
 Глаза - глазищи, гляделки, глазенки, очи, глазоньки, взгляд, зеркало души и др. ( из словаря синонимов) – это существительные, обозначающие орган зрения.
Описание слайда:
Синонимические ряды Синонимы одного слова образуют синонимические пары или ряды. Каждое слово синонимичного ряда должно быть синонимично не только основному, но и всем другим словам данной группы. Глаза - глазищи, гляделки, глазенки, очи, глазоньки, взгляд, зеркало души и др. ( из словаря синонимов) – это существительные, обозначающие орган зрения.

Слайд 12





                 Анализ семантических синонимов:
              Глаза – глазоньки - глазенки  - глазищи 
 Между этими словами есть смысловые различия: глазоньки  - подчеркивается нежное отношение к объекту , глазенки – маленькие, бойкие, быстрые глаза,  глазищи – придают увеличительный оттенок  слову «глаза».
Описание слайда:
Анализ семантических синонимов: Глаза – глазоньки - глазенки - глазищи Между этими словами есть смысловые различия: глазоньки - подчеркивается нежное отношение к объекту , глазенки – маленькие, бойкие, быстрые глаза, глазищи – придают увеличительный оттенок слову «глаза».

Слайд 13





Анализ стилистических синонимов:
 Глаза – гляделки
          Гляделки -  слово просторечное, употребляется в разговорной речи, глаза  - слово нейтральное по месту употребления.
Описание слайда:
Анализ стилистических синонимов: Глаза – гляделки Гляделки - слово просторечное, употребляется в разговорной речи, глаза - слово нейтральное по месту употребления.

Слайд 14





Анализ семантико-стилистических синонимов:
Глаза – очи
        Очи- слово поэтическое, глаза – нейтральное по своему употреблению.
       Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза.
Описание слайда:
Анализ семантико-стилистических синонимов: Глаза – очи Очи- слово поэтическое, глаза – нейтральное по своему употреблению. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза.

Слайд 15





Употребление синонимов в художественных произведениях
Описание слайда:
Употребление синонимов в художественных произведениях

Слайд 16





. 
Что случилось в пятом классе?
Что за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка, 
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверно,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
Описание слайда:
. Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, Прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, Прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, Мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, И летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, Учит правило, наверно, Ученик – отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо!

Слайд 17





К.Паустовский «Заячьи лапы».
Встретился-попался,
Бежал - удрал, выбежал, побежал,
заволновался-затревожился, забеспокоился,
пахнет-сильно тянуло гарью,
 догнать-нагнать,
 тащить-волочить,
чувствовать-чуять,почуять
быстро-живо,проворно,скоро,
брать-подобрать.
Писатель употребил эти синонимы, чтобы  более точно описать пожар и все происходящее вокруг
Описание слайда:
К.Паустовский «Заячьи лапы». Встретился-попался, Бежал - удрал, выбежал, побежал, заволновался-затревожился, забеспокоился, пахнет-сильно тянуло гарью, догнать-нагнать, тащить-волочить, чувствовать-чуять,почуять быстро-живо,проворно,скоро, брать-подобрать. Писатель употребил эти синонимы, чтобы более точно описать пожар и все происходящее вокруг

Слайд 18





Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.
- Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
- Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.
- У нас для тебя много хороших новостей, - сказали ребята.
- Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - сказал Толя.
- К нам в класс пришёл новый ученик, - сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
- А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - сказала Надя.
- Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя.
- Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - сказали ребята.
 
Описание слайда:
Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол. - Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу. - Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя. - У нас для тебя много хороших новостей, - сказали ребята. - Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - сказал Толя. - К нам в класс пришёл новый ученик, - сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой. - А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - сказала Надя. - Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя. - Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - сказали ребята.  

Слайд 19





Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.
- Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
- Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – воскликнул Толя.
- У нас для тебя много хороших новостей, - сообщили ребята.
- Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - проговорилТоля.
- К нам в класс пришёл новый ученик, - выпалил Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
- А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - произнесла Надя.
- Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя.
- Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - ответили ребята.
 
Описание слайда:
Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол. - Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу. - Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – воскликнул Толя. - У нас для тебя много хороших новостей, - сообщили ребята. - Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - проговорилТоля. - К нам в класс пришёл новый ученик, - выпалил Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой. - А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - произнесла Надя. - Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя. - Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - ответили ребята.  

Слайд 20





Заключение.
Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.
Речь, обогащенная синонимами, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в общении с людьми.
 Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной.  
Синонимы помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова.
Точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества.
Описание слайда:
Заключение. Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе. Речь, обогащенная синонимами, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в общении с людьми. Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной. Синонимы помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова. Точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества.

Слайд 21





Спасибо 
за
внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию