🗊Презентация Роль знаков препинания в тексте

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Роль знаков препинания в тексте, слайд №1Роль знаков препинания в тексте, слайд №2Роль знаков препинания в тексте, слайд №3Роль знаков препинания в тексте, слайд №4Роль знаков препинания в тексте, слайд №5Роль знаков препинания в тексте, слайд №6Роль знаков препинания в тексте, слайд №7Роль знаков препинания в тексте, слайд №8Роль знаков препинания в тексте, слайд №9Роль знаков препинания в тексте, слайд №10Роль знаков препинания в тексте, слайд №11Роль знаков препинания в тексте, слайд №12Роль знаков препинания в тексте, слайд №13Роль знаков препинания в тексте, слайд №14Роль знаков препинания в тексте, слайд №15Роль знаков препинания в тексте, слайд №16Роль знаков препинания в тексте, слайд №17Роль знаков препинания в тексте, слайд №18Роль знаков препинания в тексте, слайд №19Роль знаков препинания в тексте, слайд №20Роль знаков препинания в тексте, слайд №21Роль знаков препинания в тексте, слайд №22Роль знаков препинания в тексте, слайд №23Роль знаков препинания в тексте, слайд №24Роль знаков препинания в тексте, слайд №25Роль знаков препинания в тексте, слайд №26Роль знаков препинания в тексте, слайд №27Роль знаков препинания в тексте, слайд №28Роль знаков препинания в тексте, слайд №29Роль знаков препинания в тексте, слайд №30Роль знаков препинания в тексте, слайд №31Роль знаков препинания в тексте, слайд №32Роль знаков препинания в тексте, слайд №33Роль знаков препинания в тексте, слайд №34Роль знаков препинания в тексте, слайд №35Роль знаков препинания в тексте, слайд №36Роль знаков препинания в тексте, слайд №37Роль знаков препинания в тексте, слайд №38Роль знаков препинания в тексте, слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Роль знаков препинания в тексте. Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Роль знаков препинания в тексте, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый  
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый  
   «характер»».
Описание слайда:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

Слайд 3





Принципы пунктуации
Описание слайда:
Принципы пунктуации

Слайд 4





Принципы пунктуации
Описание слайда:
Принципы пунктуации

Слайд 5





Принципы пунктуации
Описание слайда:
Принципы пунктуации

Слайд 6





Назначение пунктуации
   Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.
Описание слайда:
Назначение пунктуации Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.

Слайд 7





Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов)
помогают в восприятии текста;
помогают понять авторскую мысль;
могут не только подчеркнуть значение, выраженное словами, но и резко изменить его;
могут разорвать смысловые и грамматические связи слов.
Описание слайда:
Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов) помогают в восприятии текста; помогают понять авторскую мысль; могут не только подчеркнуть значение, выраженное словами, но и резко изменить его; могут разорвать смысловые и грамматические связи слов.

Слайд 8


Роль знаков препинания в тексте, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Примеры
То что есть есть того чего нет нет это не то это то. (С. Стивене. «Математика, измерение и психофизика») 

То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то.

Я занимался с братом, который был болен английским языком.

Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.

Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.

Ученик  положил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
Описание слайда:
Примеры То что есть есть того чего нет нет это не то это то. (С. Стивене. «Математика, измерение и психофизика») То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то. Я занимался с братом, который был болен английским языком. Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы. Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку. Ученик положил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

Слайд 10





Примеры
Поставлю статую золотую пику держащую.

Очень-очень странный вид: речка за окном горит,
     Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет,
      Мальчик чуть не слопал мышку, 
      Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
      Воробей схватил зерно,
      Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»

Хватит жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.

Бежать нельзя стоять на месте.

Старую не хочу новую. (Реклама автомобиля)

Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.



   
Описание слайда:
Примеры Поставлю статую золотую пику держащую. Очень-очень странный вид: речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!» Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. Бежать нельзя стоять на месте. Старую не хочу новую. (Реклама автомобиля) Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.    

Слайд 11





Примеры
Кот несся на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине (Пауст.). 
Уже около самого крыльца она лицом к лицу столкнулась с опрятным старичком, с аккуратно подстриженной бородкой и целой гривой седых волос.

Туристы вылетают утром встречайте вечером.

По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша.

И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.
    ( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув).

Шибанов молчал. Из пронзённой ноги 
        Кровь алым струилася током… (А.Толстой)

Коза, которую купила тётка, вернувшись из санатория, пропала.
Описание слайда:
Примеры Кот несся на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине (Пауст.). Уже около самого крыльца она лицом к лицу столкнулась с опрятным старичком, с аккуратно подстриженной бородкой и целой гривой седых волос. Туристы вылетают утром встречайте вечером. По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша. И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.     ( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув). Шибанов молчал. Из пронзённой ноги Кровь алым струилася током… (А.Толстой) Коза, которую купила тётка, вернувшись из санатория, пропала.

Слайд 12





А всего лишь одна запятая….)))
Уважаемые сотрудники!
В разосланном от имени 
Генерального директора 
новогоднем поздравлении 
допущена опечатка. 
Фразу "С Новым Годом, Свиньи!" 
следует читать без запятой.

Отдел кадров.
Описание слайда:
А всего лишь одна запятая….))) Уважаемые сотрудники! В разосланном от имени Генерального директора новогоднем поздравлении допущена опечатка. Фразу "С Новым Годом, Свиньи!" следует читать без запятой. Отдел кадров.

Слайд 13





О пользе знаков препинания
        Человек потерял запятую - стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
   Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
       Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
    Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
     К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
               Берегите знаки препинания!

                                                       А. Каневский.
Описание слайда:
О пользе знаков препинания Человек потерял запятую - стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! А. Каневский.

Слайд 14





Функции знаков препинания
Разделительная;
выделительная;
эмоционально-экспрессивная;
смыслоразли-чительная.
Описание слайда:
Функции знаков препинания Разделительная; выделительная; эмоционально-экспрессивная; смыслоразли-чительная.

Слайд 15





Разделительные знаки – одиночные, их роль
Обозначать границы между
 однородными членами предложения;
простыми предложениями в составе сложного;
отделить
слова автора от прямой речи;
одно независимое предложение от другого.
Описание слайда:
Разделительные знаки – одиночные, их роль Обозначать границы между однородными членами предложения; простыми предложениями в составе сложного; отделить слова автора от прямой речи; одно независимое предложение от другого.

Слайд 16









Выделительные знаки – двойные (парные), их роль
     Выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений:
причастные обороты;
деепричастные обороты;
сравнительные обороты;
прямая речь;
обращения;
вставные и вводные конструкции;
приложения.
Описание слайда:
Выделительные знаки – двойные (парные), их роль Выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений: причастные обороты; деепричастные обороты; сравнительные обороты; прямая речь; обращения; вставные и вводные конструкции; приложения.

Слайд 17







Эмоционально-экспресивная функция знаков
Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания;  
выражает вопрос или сомнение;  
подчеркнуть внезапность события; 
Подчернуть  интонационную паузу;
внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием;
подчернуть  двойное значение слов, ироническое значение, противоположное значение и т.п.
Описание слайда:
Эмоционально-экспресивная функция знаков Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания; выражает вопрос или сомнение; подчеркнуть внезапность события; Подчернуть интонационную паузу; внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием; подчернуть двойное значение слов, ироническое значение, противоположное значение и т.п.

Слайд 18







Смыслоразличительная функция знаков
Тире в БСП помогает передать различные смысловые оттенки (быструю смену событий, время, следствие, условие, противопоставление).
Многоточие обозначает пропуск в части цитируемого текста.
Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.
Описание слайда:
Смыслоразличительная функция знаков Тире в БСП помогает передать различные смысловые оттенки (быструю смену событий, время, следствие, условие, противопоставление). Многоточие обозначает пропуск в части цитируемого текста. Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.

Слайд 19





Функции знаков препинания
Описание слайда:
Функции знаков препинания

Слайд 20





Функции знаков препинания
Описание слайда:
Функции знаков препинания

Слайд 21





Функции знаков препинания
Описание слайда:
Функции знаков препинания

Слайд 22





СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 
Тезис.
Рассуждение о смысле высказывания.
Пример 1 (знак препинания), его роль.
Пример 2 (знак препинания), его роль
   Вывод.
Описание слайда:
СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ  Тезис. Рассуждение о смысле высказывания. Пример 1 (знак препинания), его роль. Пример 2 (знак препинания), его роль Вывод.

Слайд 23





Типичные ошибки 
в сочинении данного типа 
отсутствие теоретического  обоснования тезиса;
отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; 
 неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; 
неумение выстраивать доказательную часть сочинения;
неумение использовать текст как способ аргументации.
Описание слайда:
Типичные ошибки в сочинении данного типа отсутствие теоретического обоснования тезиса; отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; неумение выстраивать доказательную часть сочинения; неумение использовать текст как способ аргументации.

Слайд 24





Тезис
ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль.
Тезис формулируется как простое двусоставное предложение. 
Подлежащее – это тема текста.
 Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме.

Тезис – это
 ТЕМА  +   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  

 
Описание слайда:
Тезис ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль. Тезис формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее – это тема текста. Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме. Тезис – это ТЕМА  +   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ   

Слайд 25





Примеры тезисов
           
       
  Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания.
  Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. 
 Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. 
В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая  поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.
Описание слайда:
Примеры тезисов                    Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая  поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.

Слайд 26





СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 
1. Слова одной тематической группы 
2. Однокоренные слова
3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные)
4. Лексический повтор
5. Союзы
6. Местоимения
7. Вводные слова
8. Синтаксический параллелизм 
9. Вопросительные или неполные предложения и т.д.
Описание слайда:
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. Слова одной тематической группы 2. Однокоренные слова 3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные) 4. Лексический повтор 5. Союзы 6. Местоимения 7. Вводные слова 8. Синтаксический параллелизм 9. Вопросительные или неполные предложения и т.д.

Слайд 27





Практика
Докажите справедливость данного высказывания.

     «Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться им». (Гегель) 
Во-первых,________________________
Во-вторых,_____________________________
В-третьих,______________________________
Следовательно,_________________________
Описание слайда:
Практика Докажите справедливость данного высказывания. «Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться им». (Гегель) Во-первых,________________________ Во-вторых,_____________________________ В-третьих,______________________________ Следовательно,_________________________

Слайд 28





Вариант работы над заданием С2.
       (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А  все ж таки хотелось  мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий  поселок.  (3)Вышел  я  по  течению  ручья на берег  моря. (4)Ветер  вовсю разошелся.  (5)В  лесу-то  он  по  вершинам  гуляет, а на море сильную волну  развел.
         (6)Мне еще по пути  домой  нужно было бухту обогнуть. 
         (7)Только  я  из глубины бухты  обратно в сторону открытого моря повернул,  вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже  захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море...
        (9)Одна  дорога  остается:  вверх, на крутую скалу.  (10)И  вода  подгоняет: она уже  к  сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет.
        (11)Начал  я  вверх  карабкаться.  (12)А  с  тяжёлым рюкзаком да еще  с ружьем  по  скалам лазить не  больно-то удобно.  (13)Да  и смеркаться  стало  раньше  обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и  голову сломать недолго.
        (16)Еще немного  вверх  залез,  остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая.  (18)Да мне одному много ли надо? 
        (19)Зато  площадка  удобная:  скала  над  ней  козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие.
        (20)А  внизу  береговую  полосу  совсем  приливом   скрыло. (21)Ну, устроился я.  (22)Ружье  к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель  себе приготовил.... 
         (23) "Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, -  а завтра  по заре  и  двину дальше".
        (24)Вдруг  я слышу: кто-то  ко  мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале,  кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?
Описание слайда:
Вариант работы над заданием С2. (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел. (6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море... (9)Одна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет. (11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго. (16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо? (19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие. (20)А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил.... (23) "Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, - а завтра по заре и двину дальше". (24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?

Слайд 29





         (27)Cмотрю:  над площадкой медвежья голова поднимается!  (28)Уставились   мы  друг  на  друга,   и  на   какое-то  мгновение  оба  от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о  чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все...  (30)Сейчас он меня лапой  как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..."  (32)Похолодел весь и про ружье забыл...
         (27)Cмотрю:  над площадкой медвежья голова поднимается!  (28)Уставились   мы  друг  на  друга,   и  на   какое-то  мгновение  оба  от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о  чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все...  (30)Сейчас он меня лапой  как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..."  (32)Похолодел весь и про ружье забыл...
            (33)А  снизу  вдруг  волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная - аж скала дрогнула и брызги вверх  полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!
          (37)Вот  уж  и верно: у страха глаза  велики! (38)Никакой  это и  не медведь оказался, а маленький,  годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу - его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову  прячет и  только дрожит от страха - мелко-мелко, всей своей шкуркой...
     (41)Я  погладил  его  осторожно: вдруг  цапнет?  (42)Нет, вижу, ничего, терпит.
        (43)А волна опять как даст!  (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так  мы  с ним -  не поверите! - и задремали под вой ветра  и грохот прибоя.  (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался...
    (47) Вот,  думаю,  какая  удивительная  история.  (48)Это  же  не  в цирке,  где дрессированные  медведи  за кусочек  сахара всякие  штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла - и к человеку сунулся. (51)Доверяет..
           (52) Всегда бы так! (53)Мирно...
(По Л.Куклину)
С2. Объясните роль восклицательного знака в данном тексте.
Описание слайда:
(27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл... (27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл... (33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная - аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки! (37)Вот уж и верно: у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу - его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха - мелко-мелко, всей своей шкуркой... (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит. (43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним - не поверите! - и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался... (47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла - и к человеку сунулся. (51)Доверяет.. (52) Всегда бы так! (53)Мирно... (По Л.Куклину) С2. Объясните роль восклицательного знака в данном тексте.

Слайд 30





Функции восклицательного знака
   
Восклицательный знак – интонационный знак. Он используется в конце всех восклицательных предложений — повествовательных, вопросительных и побудительных и выполняет следующие функции: 

         1) указывает на эмоциональный характер сообщения (передает радость,    удивление, упрёк, испуг и т. п.).;
         2) подчёркивает категоричность побуждения; 
         3) оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п..   

 Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Такие вопросительные по форме предложения являются эмоционально окрашенными повествовательными (утвердительными или отрицательными) предложениями, например: И какой же русский не любит быстрой езды! (Н.В.Гоголь)
Описание слайда:
Функции восклицательного знака Восклицательный знак – интонационный знак. Он используется в конце всех восклицательных предложений — повествовательных, вопросительных и побудительных и выполняет следующие функции: 1) указывает на эмоциональный характер сообщения (передает радость, удивление, упрёк, испуг и т. п.).; 2) подчёркивает категоричность побуждения; 3) оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п.. Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Такие вопросительные по форме предложения являются эмоционально окрашенными повествовательными (утвердительными или отрицательными) предложениями, например: И какой же русский не любит быстрой езды! (Н.В.Гоголь)

Слайд 31





Работаем с текстом
Описание слайда:
Работаем с текстом

Слайд 32





Рассуждаем вместе
         «Удивительный знак» - вот как раньше в русском языке назывался восклицательный знак. Если автор ставит его в конце предложения, то он хочет рассказать читателю о тех чувствах и эмоциях, которые его переполняли. 
            Так, неподдельное изумление рассказчика от встречи с медведем и сложившейся ситуации передает этот знак в предложениях 27, 36, 49, а страх перед возникшей смертельной опасностью – в предложении 30.
             Однако медведь оказался годовалым медвежонком, до смерти перепуганным мощным штормом и нашедшим спасение рядом с человеком, который не без иронии оценивает свои первоначальные впечатления от увиденного (предложение 37).
           И всё-таки ощущение нереальности, невероятности произошедшего не покидает рассказчика, и он в предложении 43, удивляясь случившемуся, пытается уверить читателя в том, что всё, описанное им, было на самом деле. 
           К сожалению, такая вот доверчивость дикого зверя – явление редкое, потому что человек сам часто становится врагом природы. Но предложение 52 («Всегда бы так!») передает чувство удовлетворения рассказчика от случившегося, желание жить в постоянной гармонии с окружающим природным миром.
        Таким образом, восклицательный знак  («удивительный знак») возвращает читателя к своему древнему значению: удивлять, привлекать внимание.
Описание слайда:
Рассуждаем вместе «Удивительный знак» - вот как раньше в русском языке назывался восклицательный знак. Если автор ставит его в конце предложения, то он хочет рассказать читателю о тех чувствах и эмоциях, которые его переполняли. Так, неподдельное изумление рассказчика от встречи с медведем и сложившейся ситуации передает этот знак в предложениях 27, 36, 49, а страх перед возникшей смертельной опасностью – в предложении 30. Однако медведь оказался годовалым медвежонком, до смерти перепуганным мощным штормом и нашедшим спасение рядом с человеком, который не без иронии оценивает свои первоначальные впечатления от увиденного (предложение 37). И всё-таки ощущение нереальности, невероятности произошедшего не покидает рассказчика, и он в предложении 43, удивляясь случившемуся, пытается уверить читателя в том, что всё, описанное им, было на самом деле. К сожалению, такая вот доверчивость дикого зверя – явление редкое, потому что человек сам часто становится врагом природы. Но предложение 52 («Всегда бы так!») передает чувство удовлетворения рассказчика от случившегося, желание жить в постоянной гармонии с окружающим природным миром. Таким образом, восклицательный знак  («удивительный знак») возвращает читателя к своему древнему значению: удивлять, привлекать внимание.

Слайд 33





Продолжаем работать с текстом
Описание слайда:
Продолжаем работать с текстом

Слайд 34





Рассуждаем вместе
      В письменной речи часто встречается тире. Какую роль играет оно в тексте?
        Тире - это очень ёмкий по значению знак, выполняющий несколько важных функций. Так, в предложении 30 оно передаёт  эмоциональную сторону речи - динамичность, предполагаемую быструю смену событий. С его помощью автор смог рассказать о впечатлении рассказчика от встречи с медведем.
         Вторая функция тире - смысловая: оно ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом, как, например, в предложениях 34,  49, 50. Тире как бы компенсирует эти пропущенные союзы (в указанных предложениях это союз поэтому).
         Таким образом, мы видим, что тире - знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.
Описание слайда:
Рассуждаем вместе В письменной речи часто встречается тире. Какую роль играет оно в тексте? Тире - это очень ёмкий по значению знак, выполняющий несколько важных функций. Так, в предложении 30 оно передаёт эмоциональную сторону речи - динамичность, предполагаемую быструю смену событий. С его помощью автор смог рассказать о впечатлении рассказчика от встречи с медведем. Вторая функция тире - смысловая: оно ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом, как, например, в предложениях 34, 49, 50. Тире как бы компенсирует эти пропущенные союзы (в указанных предложениях это союз поэтому). Таким образом, мы видим, что тире - знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.

Слайд 35





Продолжаем работатьс текстом
Описание слайда:
Продолжаем работатьс текстом

Слайд 36





Рассуждаем вместе
              Многоточие - это знак интонационный, по образному выражению лингвиста А.М.Пешковского - «читаемый знак». Так, оно обладает рядом разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. 
          В предложениях 8, 22, 40 многоточие передаёт недосказанность мысли, вызванную различными причинами: стремлением побыстрее укрыться от шторма, предвкушением предстоящего отдыха и испугом медвежонка. 
          Кроме того, этот знак – знак эмоционального напряжения, и эту его функцию можно проследить в предложениях 29, 31, 32.  В  них многоточие передаёт недоговоренность, прерванность, затрудненность мысли, вызванные  большим эмоциональным напряжением, которое пережил рассказчик в смертельной, как ему показалось, опасности.
        В предложениях 51 и 53 многоточие передаёт многозначительность сказанного, указывает на подтекст, скрытый смысл: рассказчик явно испытывает удовольствие от такой доверчивости медвежонка, и ему хочется, чтобы человек всегда жил в мире с дикой природой.
       Таким образом, с помощью многоточия передается состояние персонажа, его чувства, переживания; кроме того, это приглашение автора поразмышлять, «додумать», пофантазировать...
Описание слайда:
Рассуждаем вместе Многоточие - это знак интонационный, по образному выражению лингвиста А.М.Пешковского - «читаемый знак». Так, оно обладает рядом разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. В предложениях 8, 22, 40 многоточие передаёт недосказанность мысли, вызванную различными причинами: стремлением побыстрее укрыться от шторма, предвкушением предстоящего отдыха и испугом медвежонка. Кроме того, этот знак – знак эмоционального напряжения, и эту его функцию можно проследить в предложениях 29, 31, 32. В них многоточие передаёт недоговоренность, прерванность, затрудненность мысли, вызванные большим эмоциональным напряжением, которое пережил рассказчик в смертельной, как ему показалось, опасности. В предложениях 51 и 53 многоточие передаёт многозначительность сказанного, указывает на подтекст, скрытый смысл: рассказчик явно испытывает удовольствие от такой доверчивости медвежонка, и ему хочется, чтобы человек всегда жил в мире с дикой природой. Таким образом, с помощью многоточия передается состояние персонажа, его чувства, переживания; кроме того, это приглашение автора поразмышлять, «додумать», пофантазировать...

Слайд 37





Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый  
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый  
   «характер»».
Описание слайда:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

Слайд 38


Роль знаков препинания в тексте, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39








Удачи!  

Егораева Г.Т.,
 ведущий методист
издательства «Экзамен»
Описание слайда:
Удачи! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен»



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию