🗊Презентация Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии

Нажмите для полного просмотра!
Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №1Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №2Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №3Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №4Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №5Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №6Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №7Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №8Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №9Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №10Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №11Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №12

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии. Доклад-сообщение содержит 12 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Краеведческая Интернет-конференция
«165 лет Самарской губернии»


Самарская область прошлое и настоящее

"Народы Самарской губернии" 











Автор работы: ученица 11 «А» класса Леванова Кристина, МБОУ СОШ№92, г. Самара

Научный руководитель: Прокопенюк Олеся Николаевна
Описание слайда:
Краеведческая Интернет-конференция «165 лет Самарской губернии» Самарская область прошлое и настоящее "Народы Самарской губернии" Автор работы: ученица 11 «А» класса Леванова Кристина, МБОУ СОШ№92, г. Самара Научный руководитель: Прокопенюк Олеся Николаевна

Слайд 2






- Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представлявшие различные языковые группы- славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий- православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.
Описание слайда:
- Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представлявшие различные языковые группы- славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий- православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

Слайд 3






  Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального  Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для  них системами хозяйственно- бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета. О многонациональном составе населения региона свидетельствуют данные переписи населения: из общей численности жителей Самарского региона     - 83,2 % составляют русские; 3.6  % -мордва;; 3,6 %- татары; 3,7 %- чуваши; 2,5 %- украинцы; 1,2 %- немцы;2,2 % - казахи.
Описание слайда:
Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно- бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета. О многонациональном составе населения региона свидетельствуют данные переписи населения: из общей численности жителей Самарского региона - 83,2 % составляют русские; 3.6 % -мордва;; 3,6 %- татары; 3,7 %- чуваши; 2,5 %- украинцы; 1,2 %- немцы;2,2 % - казахи.

Слайд 4


Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6






В  1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако  попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя и соседних с ним селений, а также крещения калмыков- носителей буддийской (ламаистской) религии, была обречена на провал. Уже в 70-е годы 18 века значительная калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 г. Калмыки получили право служить в оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.
Описание слайда:
В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя и соседних с ним селений, а также крещения калмыков- носителей буддийской (ламаистской) религии, была обречена на провал. Уже в 70-е годы 18 века значительная калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 г. Калмыки получили право служить в оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.

Слайд 7






     
  В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы- изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 г. На  р.Кинель украинцами была основана Кинель- Черкасская слобода. В 1747 г., вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Эльтон. Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.
Описание слайда:
В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы- изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 г. На р.Кинель украинцами была основана Кинель- Черкасская слобода. В 1747 г., вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Эльтон. Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.

Слайд 8






  Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов.
  В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни.
  Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных.
  Жилищем населению Самарского края в 18 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка.
   Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная  постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени( к ним у татар пристраивалось украшенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть.
   Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чувашей был в основных элементах  одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско - мокшанское жилище отличали нары.
Описание слайда:
Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов. В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни. Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных. Жилищем населению Самарского края в 18 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка. Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени( к ним у татар пристраивалось украшенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть. Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чувашей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско - мокшанское жилище отличали нары.

Слайд 9






   Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы и украшения. Общность в традиционном национальном костюмном комплексе населения Самарского края демонстрируется покроем одежды и материалом для ее изготовления.
    Основу женского костюма славянских, финно- и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.
Описание слайда:
Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы и украшения. Общность в традиционном национальном костюмном комплексе населения Самарского края демонстрируется покроем одежды и материалом для ее изготовления. Основу женского костюма славянских, финно- и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.

Слайд 10






Большое сходство в одежде народов Самарского края  проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал- металл, раковины, бисер, бусы.
Модернизированный  традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоваться только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников.
Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические  группы  Самарского края.
Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.
Описание слайда:
Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал- металл, раковины, бисер, бусы. Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоваться только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников. Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края. Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.

Слайд 11


Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12






     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
  Многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в  хозяйственном освоении Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и наличие двух и многонациональных сел, неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. 
      Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культур различных народов на сравнительно небольшой территории сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении. Многие этнографические особенности народов Самарского края еще ждут своего изучения.
Описание слайда:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в хозяйственном освоении Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и наличие двух и многонациональных сел, неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культур различных народов на сравнительно небольшой территории сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении. Многие этнографические особенности народов Самарского края еще ждут своего изучения.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию