🗊Презентация Синтаксические нормы. Тема 5

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №1Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №2Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №3Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №4Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №5Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №6Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №7Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №8Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №9Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №10Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №11Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №12Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №13Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №14Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №15Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №16Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №17Синтаксические нормы. Тема 5, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Синтаксические нормы. Тема 5. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Синтаксические нормы. 
Выразительные возможности русского синтаксиса
Описание слайда:
Синтаксические нормы. Выразительные возможности русского синтаксиса

Слайд 2





План занятия:
Понятие синтаксической нормы. 
Порядок слов в предложении. 
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. 
Согласование определений с определяемым словом. 
Особенности употребления однородных членов. 
Особенности употребления причастного и деепричастного оборотов. 
Синтаксические средства выразительности.
Описание слайда:
План занятия: Понятие синтаксической нормы. Порядок слов в предложении. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Согласование определений с определяемым словом. Особенности употребления однородных членов. Особенности употребления причастного и деепричастного оборотов. Синтаксические средства выразительности.

Слайд 3





Синтаксические нормы - 
это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. 
Синтаксические нормы регулируют как построение  отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).
Описание слайда:
Синтаксические нормы - это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Синтаксические нормы регулируют как построение отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Слайд 4





Порядок слов в предложении


В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым  и обратным — в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении.

Вечерняя заря в пучине догорала,
Над мрачной Эльбою носилась тишина... 
(А. С. Пушкин).

В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе — с обратным.

Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места: заря вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически.
Описание слайда:
Порядок слов в предложении В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым  и обратным — в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина... (А. С. Пушкин). В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе — с обратным. Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места: заря вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически.

Слайд 5





	Это же относится и' к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:
	Это же относится и' к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:

Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала.

Получается, что дети из природного материала.

Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.

А здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом наклоняется.
	А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж.

Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие еще поставить перед предлогом по, так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся — а не о характеристике лестницы.
Описание слайда:
Это же относится и' к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: Это же относится и' к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. Получается, что дети из природного материала. Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх. А здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом наклоняется. А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие еще поставить перед предлогом по, так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся — а не о характеристике лестницы.

Слайд 6





Согласование сказуемого с подлежащим
1. Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:

Детвора благодарны шефам за подарок.

Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети — благодарны.

2.При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если:

— существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
— не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим 1. Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети — благодарны. 2.При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе. Единственное число употребляется в том случае, если: — существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...); — не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало). Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

Слайд 7





3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных 
                                   (А. С. Пушкин)

Форма единственного числа сказуемого употребляется:
3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных 
                                   (А. С. Пушкин)

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

— при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
— если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:

Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
                                  (А. С.Пушкин);

— при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря— выходят, а тридцать один богатырь— выходит).
Описание слайда:
3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа. Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных                                    (А. С. Пушкин) Форма единственного числа сказуемого употребляется: 3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа. Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных                                    (А. С. Пушкин) Форма единственного числа сказуемого употребляется: — при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне; — если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей?                                   (А. С.Пушкин); — при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря— выходят, а тридцать один богатырь— выходит).

Слайд 8





4. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова мало, немного, только, лишь.

4. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова мало, немного, только, лишь.

Уже немного учеников посетило эту выставку.

Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят 
                                  (А.С.Пушкин).

5.Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо — главное.

	Жил старик со своею старухой 
                                  (А. С. Пушкин).
Описание слайда:
4. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова мало, немного, только, лишь. 4. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова мало, немного, только, лишь. Уже немного учеников посетило эту выставку. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят                                   (А.С.Пушкин). 5.Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо — главное. Жил старик со своею старухой                                   (А. С. Пушкин).

Слайд 9





6. При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

6. При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

	На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым.

Но: "Жигули"пришли первыми, (здесь "Жигули"— уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.
7. Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
Сравните:


Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты 
                      (А. С. Пушкин).

Погиб и кормщик и пловец 
                      (А. С. Пушкин).
Описание слайда:
6. При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом. 6. При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом. На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули"пришли первыми, (здесь "Жигули"— уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание. 7. Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими. При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Сравните: Ее судьба, ее конец Непроницаемою тьмою От нас закрыты                       (А. С. Пушкин). Погиб и кормщик и пловец                       (А. С. Пушкин).

Слайд 10





Согласование определений с определяемым словом

	1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.

Маша — большая сластена.
Миша — большой сластена.

2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?

Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.

Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
Описание слайда:
Согласование определений с определяемым словом 1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным. Маша — большая сластена. Миша — большой сластена. 2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома? Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа. Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.

Слайд 11





	Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.

Три углубленные в земле 
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле
                                    (А. С. Пушкин).

Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа.

На них он выменял борзые три собаки 
	Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.

Три углубленные в земле 
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле
                                    (А. С. Пушкин).

Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа.

На них он выменял борзые три собаки 
                                   (А. С. Грибоедов).

Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный:

Целых два дня, полных три недели...

Притяжательные прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа.
Описание слайда:
Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени Гласят о шведском короле                                     (А. С. Пушкин). Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа. На них он выменял борзые три собаки Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени Гласят о шведском короле                                     (А. С. Пушкин). Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа. На них он выменял борзые три собаки                                    (А. С. Грибоедов). Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный: Целых два дня, полных три недели... Притяжательные прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа.

Слайд 12





Особенности употребления однородных членов. 
	Ошибки появляются при смешении предложного и беспредложного управления.

Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.

Уделять внимание можно чему-то, а не на что-то.

Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку.

Управляемое слово стоит не в том падеже, которого требует управляющее слово:

заведующая (чем?) — кафедрой,
согласно (чему?) — приказу.

	Автор сочувствует и даже славит Игоря.


При двух однородных членах предложения, требующих разных падежей управляемого слова, стоит всего одно дополнение.
	Необходимо исправить предложение: Автор сочувствует Игорю и даже славит его. 
Описание слайда:
Особенности употребления однородных членов. Ошибки появляются при смешении предложного и беспредложного управления. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. Уделять внимание можно чему-то, а не на что-то. Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку. Управляемое слово стоит не в том падеже, которого требует управляющее слово: заведующая (чем?) — кафедрой, согласно (чему?) — приказу. Автор сочувствует и даже славит Игоря. При двух однородных членах предложения, требующих разных падежей управляемого слова, стоит всего одно дополнение. Необходимо исправить предложение: Автор сочувствует Игорю и даже славит его. 

Слайд 13





	Но самые большие трудности связаны с выбором падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием.
	Но самые большие трудности связаны с выбором падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием.

Дополнение может ставиться в форме родительного падежа, если непосредственно относится к глаголу.

Не забуду твоей доброты.


Но может дополнение ставиться и в форме винительного падежа

- при постановке дополнения перед глаголом: Весну Пушкин не любил;

- при двойном отрицании: Не могу не похвалить картину;

- при повелительной форме глагола: Не рви книгу!

- при наличии наречий со значением ограничения: Я еще не прочел книгу.
Описание слайда:
Но самые большие трудности связаны с выбором падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Но самые большие трудности связаны с выбором падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Дополнение может ставиться в форме родительного падежа, если непосредственно относится к глаголу. Не забуду твоей доброты. Но может дополнение ставиться и в форме винительного падежа - при постановке дополнения перед глаголом: Весну Пушкин не любил; - при двойном отрицании: Не могу не похвалить картину; - при повелительной форме глагола: Не рви книгу! - при наличии наречий со значением ограничения: Я еще не прочел книгу.

Слайд 14





	При глаголе с отрицанием может быть инфинитив, тогда он управляет дополнением и ставит его в форму винительного падежа.

	При глаголе с отрицанием может быть инфинитив, тогда он управляет дополнением и ставит его в форму винительного падежа.

	Я не буду рассказывать эту повесть.

	Иногда (при отвлеченных понятиях) дополнение ставится в родительном падеже.

Он не смог перенести радости.

Глаголы со значением "желать" требуют родительного падежа.

Желаю счастья; жажду славы; добиваюсь успеха...

Дополнение при этих глаголах, поставленное в винительный падеж, приобретает добавочное значение конкретности, определенности. 
Сравните:
Ждать трамвая (любого) — ждать трамвай (определенный).
Описание слайда:
При глаголе с отрицанием может быть инфинитив, тогда он управляет дополнением и ставит его в форму винительного падежа. При глаголе с отрицанием может быть инфинитив, тогда он управляет дополнением и ставит его в форму винительного падежа. Я не буду рассказывать эту повесть. Иногда (при отвлеченных понятиях) дополнение ставится в родительном падеже. Он не смог перенести радости. Глаголы со значением "желать" требуют родительного падежа. Желаю счастья; жажду славы; добиваюсь успеха... Дополнение при этих глаголах, поставленное в винительный падеж, приобретает добавочное значение конкретности, определенности. Сравните: Ждать трамвая (любого) — ждать трамвай (определенный).

Слайд 15





Особенности употребления причастного и деепричастного оборотов
	Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении в речи деепричастных оборотов. Иногда такие ошибки называют "независимым деепричастным оборотом".

Придя домой, уже стемнело.

Включать в состав безличного предложения деепричастный оборот нельзя, так как главный член безличного предложения не указывает на действующее лицо. 
Описание слайда:
Особенности употребления причастного и деепричастного оборотов Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении в речи деепричастных оборотов. Иногда такие ошибки называют "независимым деепричастным оборотом". Придя домой, уже стемнело. Включать в состав безличного предложения деепричастный оборот нельзя, так как главный член безличного предложения не указывает на действующее лицо. 

Слайд 16





Другие особенности
 "НАНИЗЫВАНИЕ" ПАДЕЖЕЙ
Неуместное повторение одной и той же падежной формы — довольно частая ошибка и в устной, и в письменной речи. К. Чуковский "высмеял" один пример из учебника по русской литературе: "Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы".

"НАНИЗЫВАНИЕ" ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДИНАКОВЫМИ СОЮЗАМИ

Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ
Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения.
Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино. 
Надо: 
Сосед по парте спросил, кто пойдет с ним в кино.
Описание слайда:
Другие особенности "НАНИЗЫВАНИЕ" ПАДЕЖЕЙ Неуместное повторение одной и той же падежной формы — довольно частая ошибка и в устной, и в письменной речи. К. Чуковский "высмеял" один пример из учебника по русской литературе: "Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы". "НАНИЗЫВАНИЕ" ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДИНАКОВЫМИ СОЮЗАМИ Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения. Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино. Надо: Сосед по парте спросил, кто пойдет с ним в кино.

Слайд 17





Синтаксические средства выразительности
Работа с дидактическим материалом
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности Работа с дидактическим материалом

Слайд 18





Благодарю за внимание!
Д/з.:
Описание слайда:
Благодарю за внимание! Д/з.:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию