🗊Презентация Синтаксис текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Синтаксис текста, слайд №1Синтаксис текста, слайд №2Синтаксис текста, слайд №3Синтаксис текста, слайд №4Синтаксис текста, слайд №5Синтаксис текста, слайд №6Синтаксис текста, слайд №7Синтаксис текста, слайд №8Синтаксис текста, слайд №9Синтаксис текста, слайд №10Синтаксис текста, слайд №11Синтаксис текста, слайд №12Синтаксис текста, слайд №13Синтаксис текста, слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Синтаксис текста. Доклад-сообщение содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






СИНТАКСИС   ТЕКСТА
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения.
2. Текст как законченное информационное и структурное целое.
3. Целостность и связность как  конструктивные признаки текста.
Описание слайда:
СИНТАКСИС ТЕКСТА 1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. 2. Текст как законченное информационное и структурное целое. 3. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.

Слайд 2





1. Понятие «текст»: 
основные аспекты изучения.
Текст как объект лингвистической науки допускает множество интерпретаций. Это обусловлено различными подходами к изучению,  сложностью, многоаспектностью самого феномена 
	(около 250 определений понятия текст).

«Лингвистический энциклопедический словарь»: 
	 «Текст – от лат. textus – ткань, сплетение, соединение – объединенная смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которых является связность и цельность».

Н.С. Валгина: 
	«Текст - это динамическая единица высшего порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности – в информативном, структурном и коммуникативном плане».
Описание слайда:
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. Текст как объект лингвистической науки допускает множество интерпретаций. Это обусловлено различными подходами к изучению, сложностью, многоаспектностью самого феномена (около 250 определений понятия текст). «Лингвистический энциклопедический словарь»: «Текст – от лат. textus – ткань, сплетение, соединение – объединенная смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которых является связность и цельность». Н.С. Валгина: «Текст - это динамическая единица высшего порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности – в информативном, структурном и коммуникативном плане».

Слайд 3





1. Понятие «текст»: 
основные аспекты изучения.
	Аспекты изучения текста:
с точки зрения заключенной в нем информации
	(текст - это информационное единство);
с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью 
	(текст – это продукт речемыслительной деятельности субъекта);
с прагматических позиций
	(текст - это материал для восприятия и интерпретации);
со стороны его структуры, речевой организации, стилистики (непосредственно лингвистика текста).
	Понимание текста как «языка в действии» приводит к выдвижению на первый план его функционального аспекта, а ориентация текста на коммуникативный процесс, акцентирует внимание на прагматике текста.
Описание слайда:
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. Аспекты изучения текста: с точки зрения заключенной в нем информации (текст - это информационное единство); с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью (текст – это продукт речемыслительной деятельности субъекта); с прагматических позиций (текст - это материал для восприятия и интерпретации); со стороны его структуры, речевой организации, стилистики (непосредственно лингвистика текста). Понимание текста как «языка в действии» приводит к выдвижению на первый план его функционального аспекта, а ориентация текста на коммуникативный процесс, акцентирует внимание на прагматике текста.

Слайд 4





1. Понятие «текст»: 
основные аспекты изучения.
	Функциональный анализ предполагает, что авторский выбор тех или иных средств выражения смысловой структуры текста обусловлен видовой и жанровой целеустановкой, т.е. диктуется условиями реальной коммуникации. 
	Отдельные компоненты рассматриваются с точки зрения их роли в организации целого текста. Учитывается авторское отношение к сообщаемому, авторское интенция.
	Функциональный анализ позволяет:
выйти за пределы собственно языковых характеристик текста и перейти к анализу понятийных категорий;
вскрыть соотношение значения языковых единиц и их смысла в тексте. 
	(значение – объективно отражает систему связей и отношений в слове; смысл – индивидуальное понимание значение слова); 
реконструировать тексты, установить их авторство;
связать тексты разных эпох, разноязычные  тексты;
вскрыть сущность явления «текст в тексте», объяснить смысл ассоциаций и комбинаций.
Описание слайда:
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. Функциональный анализ предполагает, что авторский выбор тех или иных средств выражения смысловой структуры текста обусловлен видовой и жанровой целеустановкой, т.е. диктуется условиями реальной коммуникации. Отдельные компоненты рассматриваются с точки зрения их роли в организации целого текста. Учитывается авторское отношение к сообщаемому, авторское интенция. Функциональный анализ позволяет: выйти за пределы собственно языковых характеристик текста и перейти к анализу понятийных категорий; вскрыть соотношение значения языковых единиц и их смысла в тексте. (значение – объективно отражает систему связей и отношений в слове; смысл – индивидуальное понимание значение слова); реконструировать тексты, установить их авторство; связать тексты разных эпох, разноязычные тексты; вскрыть сущность явления «текст в тексте», объяснить смысл ассоциаций и комбинаций.

Слайд 5





1. Понятие «текст»: 
основные аспекты изучения.
	Прагматический анализ вытекает из функционального и логически продолжает его. 
	Прагматика – от греч. pragmatos действие, дело – область науки, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. 
	В лингвистическую прагматику включаются вопросы, связанные с субъектом (автором текста), адресатом (читателем),  и их взаимодействием в акте коммуникации.
	Субъект речи определяет:
цели и задачи сообщения;
тип речевого поведения;
отношение к сообщаемому;
акценты при конструировании текста сообщения;
	Адресат речи:
интерпретирует текст, в том числе и скрытые смыслы;
испытывает воздействие – интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое.
	
	Прагматический анализ вскрывает взаимодействие автора и читателя, устанавливает меру полезной информации в тексте.
Описание слайда:
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. Прагматический анализ вытекает из функционального и логически продолжает его. Прагматика – от греч. pragmatos действие, дело – область науки, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. В лингвистическую прагматику включаются вопросы, связанные с субъектом (автором текста), адресатом (читателем), и их взаимодействием в акте коммуникации. Субъект речи определяет: цели и задачи сообщения; тип речевого поведения; отношение к сообщаемому; акценты при конструировании текста сообщения; Адресат речи: интерпретирует текст, в том числе и скрытые смыслы; испытывает воздействие – интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое. Прагматический анализ вскрывает взаимодействие автора и читателя, устанавливает меру полезной информации в тексте.

Слайд 6





1. Понятие «текст»: 
основные аспекты изучения.
Прагматический анализ лежит в основе теории дискурса.
Дискурс (франц. – discourse – речь) – связный текст в совокупности с
экстралингвистическими факторами – психологическими,
социокультурными; это текст, взятый в событийном аспекте.

Разграничение понятий «текст» и «дискурс»  базируется на
противопоставлении процесса речевой деятельности и ее результата. 
		
Текст может быть рассмотрен как единица высшего уровня языковой системы (грамматика текста). 
В тексте системообразующим фактором является замысел автора, его интенция,  которая и  определяет общую организацию, выбор стиля и жанра, отбор и характер языковых единиц. 
Текст имеет двойную системность – языковую и речевую. В основе  ориентация не только на узус, но и на отражение картины мира автора.
Описание слайда:
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. Прагматический анализ лежит в основе теории дискурса. Дискурс (франц. – discourse – речь) – связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами – психологическими, социокультурными; это текст, взятый в событийном аспекте. Разграничение понятий «текст» и «дискурс» базируется на противопоставлении процесса речевой деятельности и ее результата. Текст может быть рассмотрен как единица высшего уровня языковой системы (грамматика текста). В тексте системообразующим фактором является замысел автора, его интенция, которая и определяет общую организацию, выбор стиля и жанра, отбор и характер языковых единиц. Текст имеет двойную системность – языковую и речевую. В основе ориентация не только на узус, но и на отражение картины мира автора.

Слайд 7





1. Понятие «текст»: 
основные аспекты изучения.
	Коммуникативный анализ формируется на основании теории речевой деятельности, т.е. психолингвистического подхода. Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации. 
	Текстовая деятельность:
передача информации; 
выражение чувств;
взаимодействие; 
описание реалий окружающего мира, сознания и языка.
	Текст – это всегда продукт первичной коммуникативной деятельности автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя). 
	Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст необходимо знание языка (кода) и действительности, а также наличие канала связи.
	
	Текст - речевое произведение, концептуально обусловленное 
	и коммуникативно-ориентированное в рамках определенной сферы общения, 
	имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность (Н.С. Болотнова)
Описание слайда:
1. Понятие «текст»: основные аспекты изучения. Коммуникативный анализ формируется на основании теории речевой деятельности, т.е. психолингвистического подхода. Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации. Текстовая деятельность: передача информации; выражение чувств; взаимодействие; описание реалий окружающего мира, сознания и языка. Текст – это всегда продукт первичной коммуникативной деятельности автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя). Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст необходимо знание языка (кода) и действительности, а также наличие канала связи. Текст - речевое произведение, концептуально обусловленное и коммуникативно-ориентированное в рамках определенной сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность (Н.С. Болотнова)

Слайд 8





Модель коммуникации
				     Контекст

                  	   Код                                       Код
  Адресант     -------------→ Сообщение ---------------→ Адресат
    (автор)                               (текст)                            (читатель) 

             ←--------------------------------------------------------------
                                       Обратная связь
Описание слайда:
Модель коммуникации Контекст Код Код Адресант -------------→ Сообщение ---------------→ Адресат (автор) (текст) (читатель) ←-------------------------------------------------------------- Обратная связь

Слайд 9





2. Текст как законченное информационное и структурное целое.
	В лингвистике термин «структура» используется для характеристик» всех сложных смысловых единиц. 
	Текст – это целостная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, организованных в систему для осуществления коммуникативного намерения автора текста соответственно речевой ситуации.

	Структура текста – это:
взаимосвязь и взаимная обусловленность различных элементов многоуровневой структуры текста;
форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и цельность; 
особая организация, взаимоотношение элементов текста, при котором изменение одного из них влечет изменение остальных.
Описание слайда:
2. Текст как законченное информационное и структурное целое. В лингвистике термин «структура» используется для характеристик» всех сложных смысловых единиц. Текст – это целостная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, организованных в систему для осуществления коммуникативного намерения автора текста соответственно речевой ситуации. Структура текста – это: взаимосвязь и взаимная обусловленность различных элементов многоуровневой структуры текста; форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и цельность; особая организация, взаимоотношение элементов текста, при котором изменение одного из них влечет изменение остальных.

Слайд 10





2. Текст как законченное информационное и структурное целое.
	Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации, структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках цельного сообщения.
	
	Единицами текста на семантико-структурном уровне являются:
высказывание (реализованное предложение);
межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент).
	На композиционном уровне выделяют единицы иного плана: 
	абзацы, параграфы, главы, разделы и др.
	Текст как  семантико-функционально-структурное единство обладает определенными правилами построения, выявляет закономерности смыслового и формального соединения составляющих его единиц.
Описание слайда:
2. Текст как законченное информационное и структурное целое. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации, структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках цельного сообщения. Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: высказывание (реализованное предложение); межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). На композиционном уровне выделяют единицы иного плана: абзацы, параграфы, главы, разделы и др. Текст как семантико-функционально-структурное единство обладает определенными правилами построения, выявляет закономерности смыслового и формального соединения составляющих его единиц.

Слайд 11





2. Текст как законченное информационное и структурное целое.
	Высказывание – это реализованное предложение (не схема, а лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку, единица речи). 
	Любое высказывание – это предложение, но не любое предложение есть высказывание; одно предложение может заключать в себе несколько высказываний-сообщений:
	Студенты поехали на экскурсию  (а не кто-то другой).
	Студенты поехали на экскурсию (а не пошли пешком).
	Студенты поехали на экскурсию (а не в театр).

	В зависимости от коммуникативных качеств высказывания бывают двух видов:
 информативные (содержательная информация);
 верификативные (оформление реакции на мнение собеседника).
	
	Информативные высказывания лежат  в основе повествования, описания, рассуждения, передают фактологическую и концептуальную информацию.
	Верификативные – не служат организующим компонентом особых типов текста, вклиниваются в текст и создают эффект диалогизации (особый журналистский прием), передают оценочную информацию. 
	Слава богу, дождь закончился. Дождь закончился. Слава богу!
Описание слайда:
2. Текст как законченное информационное и структурное целое. Высказывание – это реализованное предложение (не схема, а лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку, единица речи). Любое высказывание – это предложение, но не любое предложение есть высказывание; одно предложение может заключать в себе несколько высказываний-сообщений: Студенты поехали на экскурсию (а не кто-то другой). Студенты поехали на экскурсию (а не пошли пешком). Студенты поехали на экскурсию (а не в театр). В зависимости от коммуникативных качеств высказывания бывают двух видов: информативные (содержательная информация); верификативные (оформление реакции на мнение собеседника). Информативные высказывания лежат в основе повествования, описания, рассуждения, передают фактологическую и концептуальную информацию. Верификативные – не служат организующим компонентом особых типов текста, вклиниваются в текст и создают эффект диалогизации (особый журналистский прием), передают оценочную информацию. Слава богу, дождь закончился. Дождь закончился. Слава богу!

Слайд 12





2. Текст как законченное информационное и структурное целое.
	Межфразовое единство – это семантико-синтаксическая единица текста, объединяющая два и более высказывания структурно и семантически. 

	Тема-рематическая последовательность проявляет коммуникативную связность текста, т.к. через нее происходит накопление информации 
	(линейная,  константная, производная тематическая прогрессия). 
	Приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации  в результате включения в ту или иную речевую ситуацию  есть его актуальное членение. 

	Высказывания объединяются в межфразовом единстве на основе тематического единства и структурных показателей связности. Они образуют тема-рематические последовательности однородного, неоднородного и смешанного состава. 
	
	В свою очередь межфразовые единства объединяются в более крупные тематические блоки, образуя фрагменты текста.
Описание слайда:
2. Текст как законченное информационное и структурное целое. Межфразовое единство – это семантико-синтаксическая единица текста, объединяющая два и более высказывания структурно и семантически. Тема-рематическая последовательность проявляет коммуникативную связность текста, т.к. через нее происходит накопление информации (линейная, константная, производная тематическая прогрессия). Приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации в результате включения в ту или иную речевую ситуацию есть его актуальное членение. Высказывания объединяются в межфразовом единстве на основе тематического единства и структурных показателей связности. Они образуют тема-рематические последовательности однородного, неоднородного и смешанного состава. В свою очередь межфразовые единства объединяются в более крупные тематические блоки, образуя фрагменты текста.

Слайд 13





3. Целостность и связность как  конструктивные признаки текста
	Локальная связность – это линейная связность высказываний и межфразовых единств, которая определяется синтаксическими связями (местоимениями, временными формами глаголов, лексическими повторами, союзами).
	Глобальная связность – это то, что обеспечивает содержательную целостность; проявляется через ключевые слова, которые объединяют текст в целом или его фрагменты.
	Связность проявляется через внешние структурные компоненты, через их формальную зависимость. Она может быть эксплицитная и имплицитная. 
	Стало душно. (И поэтому) мы вышли на улицу.

	Связность может быть правосторонней и левосторонней, в зависимости от места расположения сигналов связи в компонентах текста.
	Левосторонняя вязь – указание в тексте на раннее сказанное (анафора), правосторонняя связь -  указание на последующую информацию (катафора).
	Структурная связь может быть выражена посредством синтаксического параллелизма, когда цепочки высказываний повторяют одну и ту же модель.
Описание слайда:
3. Целостность и связность как конструктивные признаки текста Локальная связность – это линейная связность высказываний и межфразовых единств, которая определяется синтаксическими связями (местоимениями, временными формами глаголов, лексическими повторами, союзами). Глобальная связность – это то, что обеспечивает содержательную целостность; проявляется через ключевые слова, которые объединяют текст в целом или его фрагменты. Связность проявляется через внешние структурные компоненты, через их формальную зависимость. Она может быть эксплицитная и имплицитная. Стало душно. (И поэтому) мы вышли на улицу. Связность может быть правосторонней и левосторонней, в зависимости от места расположения сигналов связи в компонентах текста. Левосторонняя вязь – указание в тексте на раннее сказанное (анафора), правосторонняя связь - указание на последующую информацию (катафора). Структурная связь может быть выражена посредством синтаксического параллелизма, когда цепочки высказываний повторяют одну и ту же модель.

Слайд 14





3. Целостность и связность как  конструктивные признаки текста
	Цельность – это тематическое, концептуальное, модальное единство.
	Смысловая цельность заключается в единстве темы, которое проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов и их синонимизации.Ключевые слова создают семантические текстовые поля. 
	Связующими элементом текста на уровне содержания являются:
авторская оценка;
осмысление отображаемых предметов; 
связь авторского замысла и композиции; 
авторская позиция. 
	Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающего авторскую позицию, и определяет цельность текста.
	Текст состоится, если он обладает двумя признаками – структурной связностью и семантической цельностью, которые неразрывно накладываются друг на друга.
Описание слайда:
3. Целостность и связность как конструктивные признаки текста Цельность – это тематическое, концептуальное, модальное единство. Смысловая цельность заключается в единстве темы, которое проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов и их синонимизации.Ключевые слова создают семантические текстовые поля. Связующими элементом текста на уровне содержания являются: авторская оценка; осмысление отображаемых предметов; связь авторского замысла и композиции; авторская позиция. Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающего авторскую позицию, и определяет цельность текста. Текст состоится, если он обладает двумя признаками – структурной связностью и семантической цельностью, которые неразрывно накладываются друг на друга.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию