Описание слайда:
Образец задания 15 – 16 ЕГЭ по литературе.
15. Раскройте своеобразие патриотической позиции лирического героя И. А. Бродского в стихотворении «Стансы».
Размышляя над заявленной проблемой, отметьте, что стансы – это лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Стансы характеризуются запрещением смысловых переносов из одной строфы в другую и обязательностью самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Этот жанр довольно часто встречается в творчестве И. А. Бродского. Так, известны его «Новые стансы к Августе», «Стансы городу».
Подчеркните, что на воображаемой карте города поэт обозначает конкретные пункты встреч (Галерная, Тихорецкий, Благодатный переулок, Таврическая, Большая Московская, Среднегаванский проспект), дома товарищей, словно намечая штрихи автобиорафии. На Васильевском острове Бродского поддерживали университетские друзья и подруги. Е. В. и А.Д. – студентки филологического факультета ЛГУ, которым поэт посвятил своё стихотворение. Е. В., студентке, жившей на Среднегаванском проспекте, ранее было адресовано четверостишие:
Прощай, Васильевский, опрятный.
огни полночные туши,
гони троллейбусы обратно
и новых юношей страши.
Укажите, что в «Стансах» Петербург изображается как гармоничное место понимания, согласия, общения, которое «реальнее всех мест в мире, где говорят по-русски». Автор стихотворения по праву считал город на Балтийском взморье самым красивым местом на свете, сравнивал Петербург с островом, окружённым пространством. Раскройте значение переносов – несовпадения членения на стихи с естественным синтаксическим членением речи – для выражения основного пафоса «Стансов»:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
В выводах поясните, что ностальгические настроения изгнанника, лишённого любимой родины, найдут своё развитие в поэзии нобелевского лауреата. В эссе, написанном для журнала «Костёр», И. А. Бродский признавался: «Россия – это мой дом, я прожил в нём всю свою жизнь, и всем, что я имею за душой, я обязан ей и её народу. И – главное – языку…». Эта патриотическая позиция стала отправной точкой творчества поэта.