🗊Презентация Словообразовательная морфемика

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Словообразовательная морфемика, слайд №1Словообразовательная морфемика, слайд №2Словообразовательная морфемика, слайд №3Словообразовательная морфемика, слайд №4Словообразовательная морфемика, слайд №5Словообразовательная морфемика, слайд №6Словообразовательная морфемика, слайд №7Словообразовательная морфемика, слайд №8Словообразовательная морфемика, слайд №9Словообразовательная морфемика, слайд №10Словообразовательная морфемика, слайд №11Словообразовательная морфемика, слайд №12Словообразовательная морфемика, слайд №13Словообразовательная морфемика, слайд №14Словообразовательная морфемика, слайд №15Словообразовательная морфемика, слайд №16Словообразовательная морфемика, слайд №17Словообразовательная морфемика, слайд №18Словообразовательная морфемика, слайд №19Словообразовательная морфемика, слайд №20Словообразовательная морфемика, слайд №21Словообразовательная морфемика, слайд №22Словообразовательная морфемика, слайд №23Словообразовательная морфемика, слайд №24Словообразовательная морфемика, слайд №25Словообразовательная морфемика, слайд №26Словообразовательная морфемика, слайд №27Словообразовательная морфемика, слайд №28Словообразовательная морфемика, слайд №29Словообразовательная морфемика, слайд №30Словообразовательная морфемика, слайд №31Словообразовательная морфемика, слайд №32Словообразовательная морфемика, слайд №33Словообразовательная морфемика, слайд №34Словообразовательная морфемика, слайд №35Словообразовательная морфемика, слайд №36Словообразовательная морфемика, слайд №37Словообразовательная морфемика, слайд №38Словообразовательная морфемика, слайд №39Словообразовательная морфемика, слайд №40Словообразовательная морфемика, слайд №41Словообразовательная морфемика, слайд №42Словообразовательная морфемика, слайд №43Словообразовательная морфемика, слайд №44Словообразовательная морфемика, слайд №45Словообразовательная морфемика, слайд №46Словообразовательная морфемика, слайд №47Словообразовательная морфемика, слайд №48Словообразовательная морфемика, слайд №49Словообразовательная морфемика, слайд №50Словообразовательная морфемика, слайд №51Словообразовательная морфемика, слайд №52Словообразовательная морфемика, слайд №53Словообразовательная морфемика, слайд №54Словообразовательная морфемика, слайд №55Словообразовательная морфемика, слайд №56Словообразовательная морфемика, слайд №57Словообразовательная морфемика, слайд №58Словообразовательная морфемика, слайд №59Словообразовательная морфемика, слайд №60

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Словообразовательная морфемика. Доклад-сообщение содержит 60 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Словообразовательная морфемика
(в контексте выполнения заданий по ГИА и ЕГЭ)
Описание слайда:
Словообразовательная морфемика (в контексте выполнения заданий по ГИА и ЕГЭ)

Слайд 2





Содержание
1. Морфемный анализ: техника проведения
2. Принципы и приемы словообразовательного анализа.
3. Нулевые морфемы: техника выделения.
4. Примерные задания из тестов.
Описание слайда:
Содержание 1. Морфемный анализ: техника проведения 2. Принципы и приемы словообразовательного анализа. 3. Нулевые морфемы: техника выделения. 4. Примерные задания из тестов.

Слайд 3





1. Морфемный анализ (МА)
МА – это членение слова на морфемы. 
МА состоит из двух операций:
1. Операция выделения морфем;
2. Операция отождествления морфем (по ср. с другими словами).
Описание слайда:
1. Морфемный анализ (МА) МА – это членение слова на морфемы. МА состоит из двух операций: 1. Операция выделения морфем; 2. Операция отождествления морфем (по ср. с другими словами).

Слайд 4





Техника проведения морфемного анализа 
	Объект морфемного анализа – непроизводное/ производное слово.
Цель анализа – установление морфемной структуры слова.
Описание слайда:
Техника проведения морфемного анализа Объект морфемного анализа – непроизводное/ производное слово. Цель анализа – установление морфемной структуры слова.

Слайд 5





Этапы морфемного анализа: 
1. Определение части речи.
2. Определение границ флексии на фоне грамматических форм слова.
3. Последовательное вычленение служебных словообразовательных морфем  на фоне одноструктурных слов. 
4. Выделение корневой морфемы путем подбора однокорневых слов.
Описание слайда:
Этапы морфемного анализа: 1. Определение части речи. 2. Определение границ флексии на фоне грамматических форм слова. 3. Последовательное вычленение служебных словообразовательных морфем на фоне одноструктурных слов. 4. Выделение корневой морфемы путем подбора однокорневых слов.

Слайд 6





Образец морфемного анализа 
1. Водянистость – имя существительное.
2. Чтобы правильно определить в слове окончание, нужно изменить (просклонять или проспрягать) его. Слово изменяется, поэтому выделяем нулевое окончание, показывающее, что слово стоит в И.п., ед. чл., ж.р.
3. а) После вычленения окончания в слове выделяется суффикс качества –ость, который встречается в словах жилистость, землистость, сухость, сытость, замысловатость.
Описание слайда:
Образец морфемного анализа 1. Водянистость – имя существительное. 2. Чтобы правильно определить в слове окончание, нужно изменить (просклонять или проспрягать) его. Слово изменяется, поэтому выделяем нулевое окончание, показывающее, что слово стоит в И.п., ед. чл., ж.р. 3. а) После вычленения окончания в слове выделяется суффикс качества –ость, который встречается в словах жилистость, землистость, сухость, сытость, замысловатость.

Слайд 7





Продолжение анализа слова
б)  Вычленяем суффикс – ист– со значением «содержащий то, что названо в производящей основе» (ср. мясистый, болотистый, пятнистый, илистый и др.).
в) выделение суффикса – ян– «относящийся к тому, что названо производящей основой» осуществляется на фоне одноструктурных слов ледяной, масляный, кровяной, нефтяной и др.
4. После отделения суффиксов в слове остается часть – вод–. Ее содержат такие однокоренные слова, как вода, водица, водичка, приводниться. Компонент –вод– является носителем общего для всех слов значения – корнем.
Описание слайда:
Продолжение анализа слова б) Вычленяем суффикс – ист– со значением «содержащий то, что названо в производящей основе» (ср. мясистый, болотистый, пятнистый, илистый и др.). в) выделение суффикса – ян– «относящийся к тому, что названо производящей основой» осуществляется на фоне одноструктурных слов ледяной, масляный, кровяной, нефтяной и др. 4. После отделения суффиксов в слове остается часть – вод–. Ее содержат такие однокоренные слова, как вода, водица, водичка, приводниться. Компонент –вод– является носителем общего для всех слов значения – корнем.

Слайд 8





2. Словообразовательный анализ (СА)
СА – это определение словообразовательной структуры (производящей и производной основ).
Описание слайда:
2. Словообразовательный анализ (СА) СА – это определение словообразовательной структуры (производящей и производной основ).

Слайд 9





Техника проведения словообразовательного анализа
Объект словообразовательного анализа – производное слово.
Цель анализа – установление словообразовательной структуры и словообразовательного  значения  производного слова.
Описание слайда:
Техника проведения словообразовательного анализа Объект словообразовательного анализа – производное слово. Цель анализа – установление словообразовательной структуры и словообразовательного значения производного слова.

Слайд 10



















Этапы словообразовательного анализа:

1. Определение части речи.
2. Нахождение производящей основы путем поиска однокоренных слов.
3. Установление словообразовательного(ых) форманта(ов) путем подбора одноструктурных слов, входящих в один словообразовательный тип.
4. Определение способа словообразования.
Описание слайда:
Этапы словообразовательного анализа: 1. Определение части речи. 2. Нахождение производящей основы путем поиска однокоренных слов. 3. Установление словообразовательного(ых) форманта(ов) путем подбора одноструктурных слов, входящих в один словообразовательный тип. 4. Определение способа словообразования.

Слайд 11





Примечание
Производящее слово должно иметь минимальные формальные и семантические отличия от производного слова, т.е. находиться в отношениях последовательной мотивации в словообразовательной цепи:
{Вод}а –> {вод}ный –> при{водн}ить –> {приводн}ениj[э].
Описание слайда:
Примечание Производящее слово должно иметь минимальные формальные и семантические отличия от производного слова, т.е. находиться в отношениях последовательной мотивации в словообразовательной цепи: {Вод}а –> {вод}ный –> при{водн}ить –> {приводн}ениj[э].

Слайд 12





Образец словообразовательного анализа
1. Перехвалить – глагол.
2. Производящим является глагол хвалить, из которого слово выводится по форме (в глаголе материально представлена основа хвалить) и по содержанию (значение глагола: «действие хвалить, осуществляемое свыше нормы»).
3. Подбираем одноструктурные слова: перекормить, переплатить, переусердствовать, пересолить и др. Все глаголы относятся к одному СТ «основа глагола + формант –пере–» со значением «совершить действие, названное мотивирующим глаголом, с нежелательно большой длительностью и интенсивностью».
4. Способ образования слова– аффиксальный, префиксация.
Описание слайда:
Образец словообразовательного анализа 1. Перехвалить – глагол. 2. Производящим является глагол хвалить, из которого слово выводится по форме (в глаголе материально представлена основа хвалить) и по содержанию (значение глагола: «действие хвалить, осуществляемое свыше нормы»). 3. Подбираем одноструктурные слова: перекормить, переплатить, переусердствовать, пересолить и др. Все глаголы относятся к одному СТ «основа глагола + формант –пере–» со значением «совершить действие, названное мотивирующим глаголом, с нежелательно большой длительностью и интенсивностью». 4. Способ образования слова– аффиксальный, префиксация.

Слайд 13





Примечание
Словообразовательный анализ должен предшествовать морфемному, а МА должен опираться на результаты СА.
Описание слайда:
Примечание Словообразовательный анализ должен предшествовать морфемному, а МА должен опираться на результаты СА.

Слайд 14





Способ словообразования
– способ изменения производящего слова или словосочетания (его морфемного строения, звукового состава, лексического значения), в результате которого образуется (возникает) новая лексическая единица.
Описание слайда:
Способ словообразования – способ изменения производящего слова или словосочетания (его морфемного строения, звукового состава, лексического значения), в результате которого образуется (возникает) новая лексическая единица.

Слайд 15





Определение способа образования
В качестве мотивирующей базы – слово, словосочетание, словоформа
Словообразовательный формант – конкретное средство образования нового слова, выразитель его СЗ. 
По типу СФ квалифицируется способ образования ПС (для МСС).
Описание слайда:
Определение способа образования В качестве мотивирующей базы – слово, словосочетание, словоформа Словообразовательный формант – конкретное средство образования нового слова, выразитель его СЗ. По типу СФ квалифицируется способ образования ПС (для МСС).

Слайд 16





Основание классификаций способов словообразования
 В зависимости от принадлежности словообразовательных средств языка к морфемным (морфологическим) или неморфемным выделяют 2 группы способов словообразования:
 Морфемные (морфологические)
 Неморфемные (неморфологические)
Описание слайда:
Основание классификаций способов словообразования В зависимости от принадлежности словообразовательных средств языка к морфемным (морфологическим) или неморфемным выделяют 2 группы способов словообразования: Морфемные (морфологические) Неморфемные (неморфологические)

Слайд 17





Неморфологические способы словообразования
– способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы:
Лексико-семантический
Лексико-синтаксический
Морфолого-синтаксический
Описание слайда:
Неморфологические способы словообразования – способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы: Лексико-семантический Лексико-синтаксический Морфолого-синтаксический

Слайд 18





1. Лексико-семантический способ словообразования
– способ образования производных слов в результате распада многозначности. 
Показатель производности слова – новое лексическое значение.
Дикарь – «дикий человек»; «отдыхающий без путевки»
Дворники – «люди, убирающие двор»; «щетки-очистители на лобовом стекле автомобиля»
Описание слайда:
1. Лексико-семантический способ словообразования – способ образования производных слов в результате распада многозначности. Показатель производности слова – новое лексическое значение. Дикарь – «дикий человек»; «отдыхающий без путевки» Дворники – «люди, убирающие двор»; «щетки-очистители на лобовом стекле автомобиля»

Слайд 19





2. Лексико-синтаксический способ словообразования (сращение)
– способ образования производных слов на базе словосочетаний. 
Показатели производности: 
а) закрепленный порядок следования в ПС компонентов бывшего словосочетания; 
б) единое ударение; 
в) сохранение бывшим опорным компонентом словосочетания своей словоизменительной парадигмы.
Упомянутый выше –>  вышеупомянутый; растворимый быстро –> быстрорастворимый; изложенный выше –> вышеизложенный
Описание слайда:
2. Лексико-синтаксический способ словообразования (сращение) – способ образования производных слов на базе словосочетаний. Показатели производности: а) закрепленный порядок следования в ПС компонентов бывшего словосочетания; б) единое ударение; в) сохранение бывшим опорным компонентом словосочетания своей словоизменительной парадигмы. Упомянутый выше –> вышеупомянутый; растворимый быстро –> быстрорастворимый; изложенный выше –> вышеизложенный

Слайд 20





3. Морфолого-синтаксический способ словообразования
– способ образования ПС путем перехода слов и словоформ  из одной части речи в другую. 
Показатели производности – изменение в ПС:
А) грамматического значения;
Б) морфологических свойств;
В) синтаксической функции.
Описание слайда:
3. Морфолого-синтаксический способ словообразования – способ образования ПС путем перехода слов и словоформ из одной части речи в другую. Показатели производности – изменение в ПС: А) грамматического значения; Б) морфологических свойств; В) синтаксической функции.

Слайд 21





Разновидности МСС
А) субстантивация (вкусное заливное)
Б) адъективация (следующий шаг)
В) адвербиализация (доверху)
Г) прономинализация (один человек)
Описание слайда:
Разновидности МСС А) субстантивация (вкусное заливное) Б) адъективация (следующий шаг) В) адвербиализация (доверху) Г) прономинализация (один человек)

Слайд 22





Морфологические способы словообразования 
способы образования производных слов, сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы.
В МСС в качестве средств деривации используют словообразовательные морфемы (форманты).
Описание слайда:
Морфологические способы словообразования способы образования производных слов, сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы. В МСС в качестве средств деривации используют словообразовательные морфемы (форманты).

Слайд 23





1. Аффиксация
А) суффиксальный (ушастый)
Б) нулевая суффиксация (бегØ )
В) постфиксальный (учиться, кто-нибудь)
Г) префиксальный (перелистать)
Д) конфиксальный (подосиновик)
Описание слайда:
1. Аффиксация А) суффиксальный (ушастый) Б) нулевая суффиксация (бегØ ) В) постфиксальный (учиться, кто-нибудь) Г) префиксальный (перелистать) Д) конфиксальный (подосиновик)

Слайд 24





2. Сложение
А) чистое сложение (хлебозавод)
Б) осново- и словосложение (водогрязелечебница)
В) комбинированные способы образования сложных слов
Описание слайда:
2. Сложение А) чистое сложение (хлебозавод) Б) осново- и словосложение (водогрязелечебница) В) комбинированные способы образования сложных слов

Слайд 25

























                                          

Комбинированные способы образования сложных слов
А) сложение и суффиксация (головоломка)
Б) сложение и нулевая суффиксация
 (снегопадØ )
В) сложение и префиксация (умиротворить)
Г) сложение и конфиксация (вполоборота)
Описание слайда:
Комбинированные способы образования сложных слов А) сложение и суффиксация (головоломка) Б) сложение и нулевая суффиксация (снегопадØ ) В) сложение и префиксация (умиротворить) Г) сложение и конфиксация (вполоборота)

Слайд 26





3. Аббревиация 
- образование сложносокращенных слов. 
В отличие от сложения при аббревиации усечение частей слов является произвольным.
Описание слайда:
3. Аббревиация - образование сложносокращенных слов. В отличие от сложения при аббревиации усечение частей слов является произвольным.

Слайд 27





Семантические и формальные особенности аббревиатур
А) значение АР всегда равно производящему словосочетанию
Б) АР имеет фиксированное ударение
В) возможна утрата АР внутренней формы (мотивированности) (лавсан)
Г) склоняемые АР проявляют грамматическую независимость от производящей основы (вуз)
Описание слайда:
Семантические и формальные особенности аббревиатур А) значение АР всегда равно производящему словосочетанию Б) АР имеет фиксированное ударение В) возможна утрата АР внутренней формы (мотивированности) (лавсан) Г) склоняемые АР проявляют грамматическую независимость от производящей основы (вуз)

Слайд 28





Модели аббревиации
А) инициальная
Б) слоговая
В) инициально-слоговая
Г) слог + слово
Описание слайда:
Модели аббревиации А) инициальная Б) слоговая В) инициально-слоговая Г) слог + слово

Слайд 29





Инициальная аббревиатура
Звуковая (запись актов гражданского состояния –> загс);
Буквенная (Российская Федерация –> РФ);
Буквенно-звуковая (центральный спортивный клуб армии –> ЦСКА).
Описание слайда:
Инициальная аббревиатура Звуковая (запись актов гражданского состояния –> загс); Буквенная (Российская Федерация –> РФ); Буквенно-звуковая (центральный спортивный клуб армии –> ЦСКА).

Слайд 30





Слоговая аббревиатура
Биология + электроника –> бионика 
Профсоюзный комитет –> профком
Описание слайда:
Слоговая аббревиатура Биология + электроника –> бионика Профсоюзный комитет –> профком

Слайд 31





Инициально-слоговая
 аббревиатура
Кемеровский государственный университет –> КемГУ
Уральский государственный педагогический университет –> УрГПУ
Описание слайда:
Инициально-слоговая аббревиатура Кемеровский государственный университет –> КемГУ Уральский государственный педагогический университет –> УрГПУ

Слайд 32





Cлог + слово
 стенная газета –> стенгазета
заведующий кафедрой –> завкафедрой
Описание слайда:
Cлог + слово стенная газета –> стенгазета заведующий кафедрой –> завкафедрой

Слайд 33





4. Усечение
- сокращение основы производящего слова без учета морфемных границ.
Специалист –> спец
Заместитель –> зам  
В отличие от аббревиации, где производящая база – словосочетание, при усечении  в качестве производящей базы выступает одно слово.
Описание слайда:
4. Усечение - сокращение основы производящего слова без учета морфемных границ. Специалист –> спец Заместитель –> зам В отличие от аббревиации, где производящая база – словосочетание, при усечении в качестве производящей базы выступает одно слово.

Слайд 34





5. Семантическое включение
 - СО слова на базе словосочетания,
при котором в составе ПС формально представлен только один из компонентов производящей базы, а второй имплицитно включается в содержание деривата
 Зачетка, остановка, сгущенка, тушенка
Описание слайда:
5. Семантическое включение - СО слова на базе словосочетания, при котором в составе ПС формально представлен только один из компонентов производящей базы, а второй имплицитно включается в содержание деривата Зачетка, остановка, сгущенка, тушенка

Слайд 35





Определить способ образования
Быстропроходящий
Вольнослушатель
Отбивная
Подвал («статья в газете на нижней полосе»)
Вверх
Сумасшедший
Птицеферма
Вполнакала
Госдума
Описание слайда:
Определить способ образования Быстропроходящий Вольнослушатель Отбивная Подвал («статья в газете на нижней полосе») Вверх Сумасшедший Птицеферма Вполнакала Госдума

Слайд 36





3. Нулевые морфемы
Грамматический нуль – это значимое отсутствие к.-б. единицы, т.е. обычно выраженный в языке при помощи деривационных аффиксов.
Описание слайда:
3. Нулевые морфемы Грамматический нуль – это значимое отсутствие к.-б. единицы, т.е. обычно выраженный в языке при помощи деривационных аффиксов.

Слайд 37













Техника выделения нулевых морфем

Деривационные нулевые аффиксы выделяются при наличии двух обязательных условий:
1) выражение в системе языка деривационного значения, приписываемого нулевому аффиксу, с помощью материально-выраженных словообразовательных средств;
2) существование однокоренного слова, более простого по смыслу, которое могло быть производящим для анализируемого слова, если бы его деривационное значение выражалось ненулевым аффиксом.
Описание слайда:
Техника выделения нулевых морфем Деривационные нулевые аффиксы выделяются при наличии двух обязательных условий: 1) выражение в системе языка деривационного значения, приписываемого нулевому аффиксу, с помощью материально-выраженных словообразовательных средств; 2) существование однокоренного слова, более простого по смыслу, которое могло быть производящим для анализируемого слова, если бы его деривационное значение выражалось ненулевым аффиксом.

Слайд 38





Образец анализа слова
В слове супруга выделяем нулевой аффикс, т.к.:
1) анализируемое слово входит в ряд дериватов со значением ‘жена лица, названного мотивирующим словом’, выражаемым при помощи аффиксов (генерал→генеральша, дьякон→дьячиха, купец→купчиха);
2) у слова есть производящее, обозначающее лицо мужского пола {супруг}. 
 Слово супруга является производным и выделяет в своей структуре нулевой показатель словообразовательного значения: супругØа.
Описание слайда:
Образец анализа слова В слове супруга выделяем нулевой аффикс, т.к.: 1) анализируемое слово входит в ряд дериватов со значением ‘жена лица, названного мотивирующим словом’, выражаемым при помощи аффиксов (генерал→генеральша, дьякон→дьячиха, купец→купчиха); 2) у слова есть производящее, обозначающее лицо мужского пола {супруг}. Слово супруга является производным и выделяет в своей структуре нулевой показатель словообразовательного значения: супругØа.

Слайд 39





Нулевые морфемы и частеречная принадлежность слова
1. В словообразовании имен существительных:
А) значение отвлеченного действия (бегØ , перелетØ , вывозØ , приходØ )
Б) лицо по действию (заикØ [а], подлизØ [а], лесорубØ , скалолазØ );
В) отвлеченный признак (мут’Ø , син’Ø , глад’Ø ). 
2. В образовании сложных прилагательных:
    В первой части сложения выступает прил., числ., нареч.: синеглазØый, одноухØий, многоголосØый. 
3. В формообразовании глаголов:
А) в форме пр. вр., ед. чл., м.р.: везØ, несØ (ср. думал, катил);
Б) в форме повелит. накл., ед. чл.: кин’Ø, вын’ (ср. лети, высуши)
Описание слайда:
Нулевые морфемы и частеречная принадлежность слова 1. В словообразовании имен существительных: А) значение отвлеченного действия (бегØ , перелетØ , вывозØ , приходØ ) Б) лицо по действию (заикØ [а], подлизØ [а], лесорубØ , скалолазØ ); В) отвлеченный признак (мут’Ø , син’Ø , глад’Ø ). 2. В образовании сложных прилагательных: В первой части сложения выступает прил., числ., нареч.: синеглазØый, одноухØий, многоголосØый. 3. В формообразовании глаголов: А) в форме пр. вр., ед. чл., м.р.: везØ, несØ (ср. думал, катил); Б) в форме повелит. накл., ед. чл.: кин’Ø, вын’ (ср. лети, высуши)

Слайд 40





Определите, являются слова производными/ непроизводными. Выделите нулевые морфемы.
Гам,  промыв, разрыв, строитель, задира, жена, рябь, нес, сушь, обгон, плата, зелень, скрип, замерз.
Описание слайда:
Определите, являются слова производными/ непроизводными. Выделите нулевые морфемы. Гам, промыв, разрыв, строитель, задира, жена, рябь, нес, сушь, обгон, плата, зелень, скрип, замерз.

Слайд 41





4. Задания из тестов ЕГЭ
1. В каком слове нет суффикса  -К-? 
1) шубка 
2) юбка 
3) вырубка 
4) улыбка
Описание слайда:
4. Задания из тестов ЕГЭ 1. В каком слове нет суффикса  -К-?  1) шубка  2) юбка  3) вырубка  4) улыбка

Слайд 42







2. Из предложения 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). 
(5) К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта.
Описание слайда:
2. Из предложения 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (5) К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта.

Слайд 43





3. Назовите способ образования слова НЕИЗМЕННО из предложения 1.  
(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами.
Описание слайда:
3. Назовите способ образования слова НЕИЗМЕННО из предложения 1.  (1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами.

Слайд 44





4. Из предложения 21 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). 
(21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.                                                        
Описание слайда:
4. Из предложения 21 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.                                                        

Слайд 45





5. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). 
(3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. 
(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.
Описание слайда:
5. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

Слайд 46





6. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом. 
(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
Описание слайда:
6. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом. (5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

Слайд 47





7. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 
(23) Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…
Описание слайда:
7. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (23) Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…

Слайд 48





Примечание
Приставочно-суффиксальный способ состоит в одновременном  присоединении префикса и суффикса к производящей основе.
Описание слайда:
Примечание Приставочно-суффиксальный способ состоит в одновременном присоединении префикса и суффикса к производящей основе.

Слайд 49





8. Из предложений 6 – 7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. 
(6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.
Описание слайда:
8. Из предложений 6 – 7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.

Слайд 50





9. Назовите способ образования слова ПРИПОДНЯТОСТЬ. 
(7) Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости.
Описание слайда:
9. Назовите способ образования слова ПРИПОДНЯТОСТЬ. (7) Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости.

Слайд 51





10. Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. 
(7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
Описание слайда:
10. Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

Слайд 52





11. Из предложений 4 – 5 выпишите слово, образованное приставочным способом. 
(4) Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют – культуру или антикультуру?
Описание слайда:
11. Из предложений 4 – 5 выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют – культуру или антикультуру?

Слайд 53





12. Из предложений 18 – 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 
(18) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20) Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
Описание слайда:
12. Из предложений 18 – 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (18) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20) Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Слайд 54





13. Назовите способ образования слова ВЫНУЖДАЮТ (предложение 17). 
(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается… (17) В общем, вынуждают их.
Описание слайда:
13. Назовите способ образования слова ВЫНУЖДАЮТ (предложение 17). (15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается… (17) В общем, вынуждают их.

Слайд 55





14. Из предложений 16 – 19 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. 
(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18)«Бандит!..» – раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взглядом, все мои мысли были о Наденьке.
Описание слайда:
14. Из предложений 16 – 19 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18)«Бандит!..» – раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взглядом, все мои мысли были о Наденьке.

Слайд 56





15. Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.   
(26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.
Описание слайда:
15. Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.   (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.

Слайд 57





16. Из предложений 22 – 24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 
(22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал.
Описание слайда:
16. Из предложений 22 – 24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал.

Слайд 58





17. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 
(1)В современном обществе целый океан проблем. (2)Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.
Описание слайда:
17. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1)В современном обществе целый океан проблем. (2)Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.

Слайд 59





18. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ (предложение 1). 
(1)«Отправь голову в отпуск!» – такой призыв сплошь и рядом украшает сегодня столичное метро и пригородные электрички, страницы самых популярных газет и журналов и улицы крупнейших городов страны, звучит по радио и на ТВ…
Описание слайда:
18. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ (предложение 1). (1)«Отправь голову в отпуск!» – такой призыв сплошь и рядом украшает сегодня столичное метро и пригородные электрички, страницы самых популярных газет и журналов и улицы крупнейших городов страны, звучит по радио и на ТВ…

Слайд 60





Учебники
Русский язык: Учебник для 6-го класса сред. школы / Л.Н. Булатова, Н.Е. Ильина, Е.В. Красильникова, С.М. Кузьмина и др. М., 1997. (раздел «Словообразование»)
Русский язык: Учебник для 8-го класса сред. школы / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко и др. М., 1989. (раздел «Состав слова и словообразование», Приложение)
Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общ. учрежд. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М., 1998. (раздел «Морфемика»).
Русский язык: Учебник для 5-го класса общ. учрежд. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2003. (разделы «Строение слова», «Лексика. Словообразование. Правописание»).
Русский язык: Учебник для 9-го класса общ. учрежд. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2003. (раздел «Лексика. Морфемика. Словообразование»; повторение изученного).
Описание слайда:
Учебники Русский язык: Учебник для 6-го класса сред. школы / Л.Н. Булатова, Н.Е. Ильина, Е.В. Красильникова, С.М. Кузьмина и др. М., 1997. (раздел «Словообразование») Русский язык: Учебник для 8-го класса сред. школы / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко и др. М., 1989. (раздел «Состав слова и словообразование», Приложение) Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общ. учрежд. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М., 1998. (раздел «Морфемика»). Русский язык: Учебник для 5-го класса общ. учрежд. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2003. (разделы «Строение слова», «Лексика. Словообразование. Правописание»). Русский язык: Учебник для 9-го класса общ. учрежд. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2003. (раздел «Лексика. Морфемика. Словообразование»; повторение изученного).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию