🗊Презентация Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №1Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №2Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №3Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №4Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №5Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №6Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №7Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №8Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №9Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №10Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №11Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №12Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №13Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №14Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №15Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №16Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №17Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №18Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №19Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №20Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №21Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №22Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №23Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №24Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №25Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №26

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка. Доклад-сообщение содержит 26 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





				               д.ф.н., проф. Боженкова Н.А.
Описание слайда:
д.ф.н., проф. Боженкова Н.А.

Слайд 2





	В период 2014-2015г.г.
	В период 2014-2015г.г.
ЮЗГУ и ОрелГТУ был осуществлен
мониторинг русской речи 
по различным языковым аспектам, направленный на выявление
 особенностей речевой самооценки
 носителей современного русского языка
Описание слайда:
В период 2014-2015г.г. В период 2014-2015г.г. ЮЗГУ и ОрелГТУ был осуществлен мониторинг русской речи по различным языковым аспектам, направленный на выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка

Слайд 3





В анкетировании приняло участие 2304 человек, в том числе по категориям:
В анкетировании приняло участие 2304 человек, в том числе по категориям:
школьники – 1331 человек;
студенты – 148 человек;
учителя-словесники – 573 человек;
все желающие (помимо вышеуказанных категорий) – 252 человек.
Описание слайда:
В анкетировании приняло участие 2304 человек, в том числе по категориям: В анкетировании приняло участие 2304 человек, в том числе по категориям: школьники – 1331 человек; студенты – 148 человек; учителя-словесники – 573 человек; все желающие (помимо вышеуказанных категорий) – 252 человек.

Слайд 4





В мониторинге приняли участие представители 48 субъектов РФ, в том числе, наибольшую активность проявили следующие субъекты РФ:
В мониторинге приняли участие представители 48 субъектов РФ, в том числе, наибольшую активность проявили следующие субъекты РФ:
Краснодарский край - 212 человек
Республика Чувашия - 138 человек
Нижегородская область - 124 человека
Москва – 91человек
Новосибирская область – 75 человек
Описание слайда:
В мониторинге приняли участие представители 48 субъектов РФ, в том числе, наибольшую активность проявили следующие субъекты РФ: В мониторинге приняли участие представители 48 субъектов РФ, в том числе, наибольшую активность проявили следующие субъекты РФ: Краснодарский край - 212 человек Республика Чувашия - 138 человек Нижегородская область - 124 человека Москва – 91человек Новосибирская область – 75 человек

Слайд 5





	Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион (федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя и преподаватели вузов; другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет; старше 25 лет) 
	Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион (федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя и преподаватели вузов; другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет; старше 25 лет)
Описание слайда:
Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион (федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя и преподаватели вузов; другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет; старше 25 лет) Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион (федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя и преподаватели вузов; другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет; старше 25 лет)

Слайд 6





Оказывает ли Интернет отрицательное влияние на грамотность? 
При ответе на данный вопрос мнения респондентов разделились приблизительно поровну: 47% / 50% ; 3% затрудняются ответить.
Региональный аспект	. Здесь  выделяются данные   по УФО: 41% /79%, а также данные по СЗФО (61%/33%) и ДФО (50% /36%, при 14% затруднившихся ответить ). Согласно этим результатам, жители Урала менее склонны видеть в Интернете угрозу для грамотности, чем жители остальных регионов. Напротив, большинство опрошенных жителей Северо-Запада России и Дальнего Востока оценивают влияние Всемирной сети на уровень правописания как отрицательное.
Социальный аспект. Среди представителей учащейся молодежи преобладают те, кто не видит в Интернете угрозы грамотности (59% / 38%). Учителя и преподаватели вузов более склонны отрицательно оценивать влияние Интернета на правописание (52% / 45%). Это же относится и к категории «Другие группы населения» (54% / 47%). 
Возрастной аспект. Здесь выделяются данные по группе «До 16 лет»: среди данной категории респондентов только 35% склонны видеть в Интернете угрозу грамотности.
Описание слайда:
Оказывает ли Интернет отрицательное влияние на грамотность? При ответе на данный вопрос мнения респондентов разделились приблизительно поровну: 47% / 50% ; 3% затрудняются ответить. Региональный аспект . Здесь выделяются данные по УФО: 41% /79%, а также данные по СЗФО (61%/33%) и ДФО (50% /36%, при 14% затруднившихся ответить ). Согласно этим результатам, жители Урала менее склонны видеть в Интернете угрозу для грамотности, чем жители остальных регионов. Напротив, большинство опрошенных жителей Северо-Запада России и Дальнего Востока оценивают влияние Всемирной сети на уровень правописания как отрицательное. Социальный аспект. Среди представителей учащейся молодежи преобладают те, кто не видит в Интернете угрозы грамотности (59% / 38%). Учителя и преподаватели вузов более склонны отрицательно оценивать влияние Интернета на правописание (52% / 45%). Это же относится и к категории «Другие группы населения» (54% / 47%). Возрастной аспект. Здесь выделяются данные по группе «До 16 лет»: среди данной категории респондентов только 35% склонны видеть в Интернете угрозу грамотности.

Слайд 7





Представляют ли переселенцы из других стран опасность для русского языка?
На поставленный вопрос из числа опрошенных положительно ответили 37%, отрицательно – 58%; 5% затрудняется ответить. 
Региональный аспект. Менее всего склонны видеть в переселенцах опасность для русского языка представители ДФО (14% / 86%). Сравнительно невелико также количество респондентов, отрицательно относящихся к переселенцам в СФО (26% / 65%) и УФО (23% / 67%). Относительно более высокий процент респондентов, ответивших на данный вопрос положительно наблюдается в СЗФО (44% / 53%).
Социальный аспект. Количество респондентов, ответивших на данный вопрос положительно,  является наименьшим в группе «Учителя и преподаватели вузов»  (25% / 71%). 
Возрастной аспект. Выделяются данные по группе «От 17 до 25 лет» 50% / 46%). Представители группы «До 16 лет» относятся к переселенцам относительно более толерантно (40% / 55%). В группе «Старше 25 лет» наблюдается наименьшее количество респондентов, ответивших на вопрос положительно (29% / 67%).
Описание слайда:
Представляют ли переселенцы из других стран опасность для русского языка? На поставленный вопрос из числа опрошенных положительно ответили 37%, отрицательно – 58%; 5% затрудняется ответить. Региональный аспект. Менее всего склонны видеть в переселенцах опасность для русского языка представители ДФО (14% / 86%). Сравнительно невелико также количество респондентов, отрицательно относящихся к переселенцам в СФО (26% / 65%) и УФО (23% / 67%). Относительно более высокий процент респондентов, ответивших на данный вопрос положительно наблюдается в СЗФО (44% / 53%). Социальный аспект. Количество респондентов, ответивших на данный вопрос положительно, является наименьшим в группе «Учителя и преподаватели вузов» (25% / 71%). Возрастной аспект. Выделяются данные по группе «От 17 до 25 лет» 50% / 46%). Представители группы «До 16 лет» относятся к переселенцам относительно более толерантно (40% / 55%). В группе «Старше 25 лет» наблюдается наименьшее количество респондентов, ответивших на вопрос положительно (29% / 67%).

Слайд 8





К каким источникам Вы предпочитаете обращаться при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи?
Большинство респондентов предпочитают обращаться к опубликованным словарям, справочникам и грамматикам (67%). К Интернету в этом случае предпочитают обращаться 17% опрошенных, к мнению специалистов – 14%.
	Региональный аспект. Наибольшее доверие к поисковым системам Интернета проявляют жители СЗФО – 30%, Относительно большую приверженность к печатным источникам демонстрируют респонденты ДФО и ЮФО (соответственно, 27% и 71%). 	Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, обращается к поисковым системам Интернета более что, чем учителя и преподаватели вузов (соответственно, 22% и 6%). Также значительным доверием у студентов и школьников пользуются специалисты  (18%). Учителя и преподаватели вузов доверяют специалистам в гораздо меньшей степени (3%). Самый высокий уровень доверия к мнению специалистов демонстрируют другие группы населения (21%). 
	Возрастной аспект. Наиболее активно к поисковым системам Интернета обращаются респонденты группы «От 17 до 25 лет» (26%), значительно реже респонденты группы «Старше 25лет» - 11%. Представители группы «До 16 лет» склонны чаще обращаться к специалистам, чем представители других возрастных групп (соответственно,  20%, 11%, 9%).
Описание слайда:
К каким источникам Вы предпочитаете обращаться при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи? Большинство респондентов предпочитают обращаться к опубликованным словарям, справочникам и грамматикам (67%). К Интернету в этом случае предпочитают обращаться 17% опрошенных, к мнению специалистов – 14%. Региональный аспект. Наибольшее доверие к поисковым системам Интернета проявляют жители СЗФО – 30%, Относительно большую приверженность к печатным источникам демонстрируют респонденты ДФО и ЮФО (соответственно, 27% и 71%). Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, обращается к поисковым системам Интернета более что, чем учителя и преподаватели вузов (соответственно, 22% и 6%). Также значительным доверием у студентов и школьников пользуются специалисты (18%). Учителя и преподаватели вузов доверяют специалистам в гораздо меньшей степени (3%). Самый высокий уровень доверия к мнению специалистов демонстрируют другие группы населения (21%). Возрастной аспект. Наиболее активно к поисковым системам Интернета обращаются респонденты группы «От 17 до 25 лет» (26%), значительно реже респонденты группы «Старше 25лет» - 11%. Представители группы «До 16 лет» склонны чаще обращаться к специалистам, чем представители других возрастных групп (соответственно, 20%, 11%, 9%).

Слайд 9





Какой вопрос Вы считаете для себя самым сложным?
Наиболее сложным для представителей всех групп респондентов представляется вопрос «Какое ударение истинно верное» – 36%. На втором месте, по сложности, стоит вопрос «Где поставить знак препинания» (13%), на третьем – «Какое слово и ли выражение употребить» (11%), на четвертом – «Какую грамматическую форму выбрать» (9%), на пятом – «Как правильно написать слово» (7%). Меньше всего затруднений вызывает вопрос «Как правильно построить предложение». 
Региональный аспект. Значительные отклонения от средних статистических показателей наблюдается по ДФО: «Какое ударение верное» - 50% (средний показатель 36%). «Какое слово или выражение употребить» - 29% (средний показатель 11%), «Какую грамматическую форму выбрать – 14% (средний показатель 9%), «Где поставить знак препинания» – 7% (средний показатель 13%), «Как правильно написать слово» - 0%, «Как правильно построить предложение» – 0%. 
Социальный аспект. Для учащейся молодежи, а также для категории респондентов «Другие  группы населения» сравнительно большую трудность представляет вопрос «Где поставить знак препинания» - соответственно, 17% и 19% (средний показатель 13%; «Учителя» – 2%). Данные мониторинга свидетельствуют, что значительная часть учителей не считает вопросы культуры речи сложными для себя: 25% в данной категории выбрали вариант «затрудняюсь ответить». 
Возрастной аспект. Результаты опроса свидетельствуют, что у респондентов группы «до 16 лет» сравнительно большую трудность вызывает овладение орфографией. Респонденты группы «от 17 до 25 лет» в числе наиболее сложных вопросов отмечают выбор грамматической формы. Для респондентов группы «старше 25 лет» относительно более сложным оказывается вопрос «Какое ударение истинно верное».
Описание слайда:
Какой вопрос Вы считаете для себя самым сложным? Наиболее сложным для представителей всех групп респондентов представляется вопрос «Какое ударение истинно верное» – 36%. На втором месте, по сложности, стоит вопрос «Где поставить знак препинания» (13%), на третьем – «Какое слово и ли выражение употребить» (11%), на четвертом – «Какую грамматическую форму выбрать» (9%), на пятом – «Как правильно написать слово» (7%). Меньше всего затруднений вызывает вопрос «Как правильно построить предложение». Региональный аспект. Значительные отклонения от средних статистических показателей наблюдается по ДФО: «Какое ударение верное» - 50% (средний показатель 36%). «Какое слово или выражение употребить» - 29% (средний показатель 11%), «Какую грамматическую форму выбрать – 14% (средний показатель 9%), «Где поставить знак препинания» – 7% (средний показатель 13%), «Как правильно написать слово» - 0%, «Как правильно построить предложение» – 0%. Социальный аспект. Для учащейся молодежи, а также для категории респондентов «Другие группы населения» сравнительно большую трудность представляет вопрос «Где поставить знак препинания» - соответственно, 17% и 19% (средний показатель 13%; «Учителя» – 2%). Данные мониторинга свидетельствуют, что значительная часть учителей не считает вопросы культуры речи сложными для себя: 25% в данной категории выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Возрастной аспект. Результаты опроса свидетельствуют, что у респондентов группы «до 16 лет» сравнительно большую трудность вызывает овладение орфографией. Респонденты группы «от 17 до 25 лет» в числе наиболее сложных вопросов отмечают выбор грамматической формы. Для респондентов группы «старше 25 лет» относительно более сложным оказывается вопрос «Какое ударение истинно верное».

Слайд 10





К каким источникам Вы предпочитаете обращаться при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи?
Как свидетельствуют данные мониторинга, большинство респондентов при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи, предпочитают обращаться к опубликованным словарям, справочникам и грамматикам (67%). К Интернету в этом случае предпочитают обращаться 17% опрошенных, к мнению специалистов – 14%.
	Региональный аспект. Наибольшее доверие к поисковым системам Интернета проявляют жители СЗФО – 30%, несколько выше среднего показателя количество обращающихся к поисковым системам среди респондентов ЦФО – 22%. Относительно большую приверженность к печатным источникам демонстрируют респонденты ДФО и ЮФО (соответственно, 27% и 71%). Жители УФО склонны больше, чем жители других регионов, доверять мнению специалистов (23%) и в гораздо меньшей степени руководствуются данными поисковых систем (9%). 
	Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, обращается к поисковым системам Интернета более что, чем учителя (соответственно, 22% и 6%). Также значительным доверием у студентов и школьников пользуются специалисты  (18%). Учителя доверяют специалистам в гораздо меньшей степени (3%). Самый высокий уровень доверия к мнению специалистов демонстрируют другие группы населения (21%). 
	Возрастной аспект. Наиболее активно к поискомым системам Интернета обращаются респонденты группы «От 17 до 25 лет» (26%), значительно реже респонденты группы «Старше 25лет» - 11%. Представители группы «До 16 лет» склонны чаще обращаться к специалистам, чем представители других возрастных групп (соответственно,  20%, 11%, 9%).
Описание слайда:
К каким источникам Вы предпочитаете обращаться при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи? Как свидетельствуют данные мониторинга, большинство респондентов при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи, предпочитают обращаться к опубликованным словарям, справочникам и грамматикам (67%). К Интернету в этом случае предпочитают обращаться 17% опрошенных, к мнению специалистов – 14%. Региональный аспект. Наибольшее доверие к поисковым системам Интернета проявляют жители СЗФО – 30%, несколько выше среднего показателя количество обращающихся к поисковым системам среди респондентов ЦФО – 22%. Относительно большую приверженность к печатным источникам демонстрируют респонденты ДФО и ЮФО (соответственно, 27% и 71%). Жители УФО склонны больше, чем жители других регионов, доверять мнению специалистов (23%) и в гораздо меньшей степени руководствуются данными поисковых систем (9%). Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, обращается к поисковым системам Интернета более что, чем учителя (соответственно, 22% и 6%). Также значительным доверием у студентов и школьников пользуются специалисты (18%). Учителя доверяют специалистам в гораздо меньшей степени (3%). Самый высокий уровень доверия к мнению специалистов демонстрируют другие группы населения (21%). Возрастной аспект. Наиболее активно к поискомым системам Интернета обращаются респонденты группы «От 17 до 25 лет» (26%), значительно реже респонденты группы «Старше 25лет» - 11%. Представители группы «До 16 лет» склонны чаще обращаться к специалистам, чем представители других возрастных групп (соответственно, 20%, 11%, 9%).

Слайд 11





Какой гласный звук Вы произносите в слове ЖЕЛЧЬ? 
Результаты мониторинга по данному вопросу свидетельствуют о существовании тенденции к полному вытеснению традиционного варианта произношения слова «желчь» «орфографическим вариантом»: 90% респондентов отдали предпочтение звуку [Э].
	Региональный аспект. Вариант [O] используют в своей речи 24% респондентов ДФО, 19% ЮФО, 14% УФО. Это отчасти может свидетельствовать о большем распространении среди жителей данных регионов представлении об устойчивом, неизменяемом характере литературной нормы. 
	Социальный аспект. Процент употребительности варианта [O] оказывается самым высоким среди представители категории «Учителя» (16%), самым низким – среди респондентов категории «Другие группы населения».
	Возрастной аспект. Здесь наиболее показательным является сокращение процента употребительности варианта [O] по мере уменьшения возраста респондентов: «Старше 25 лет» - 13%, «От 17 до 25 лет» - 11%, «До 16 лет – 7%.
Описание слайда:
Какой гласный звук Вы произносите в слове ЖЕЛЧЬ? Результаты мониторинга по данному вопросу свидетельствуют о существовании тенденции к полному вытеснению традиционного варианта произношения слова «желчь» «орфографическим вариантом»: 90% респондентов отдали предпочтение звуку [Э]. Региональный аспект. Вариант [O] используют в своей речи 24% респондентов ДФО, 19% ЮФО, 14% УФО. Это отчасти может свидетельствовать о большем распространении среди жителей данных регионов представлении об устойчивом, неизменяемом характере литературной нормы. Социальный аспект. Процент употребительности варианта [O] оказывается самым высоким среди представители категории «Учителя» (16%), самым низким – среди респондентов категории «Другие группы населения». Возрастной аспект. Здесь наиболее показательным является сокращение процента употребительности варианта [O] по мере уменьшения возраста респондентов: «Старше 25 лет» - 13%, «От 17 до 25 лет» - 11%, «До 16 лет – 7%.

Слайд 12





Считаете ли вы допустимым употребление «Г фрикативного» [гх] в разговорной непринужденной речи?
Отрицательно относятся к употреблению  «Г фриктивного» 68% опрошенных.  
Региональный аспект.  Самый высокий процент респондентов, отрицательно относящихся к диалектному произношению, наблюдается в ДФО (79%). Наиболее терпимо к произношению «Г фриктивного» относятся в УФО: ответы «да» и «скорее да» выбрали, в совокупности, 32 % жителей Урала (суммарный средний показатель 18%). 
Социальный аспект. Среди учащейся молодежи относительно высок процент тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос (22%). Учителя демонстрируют гораздо более высокий уровень уверенности (отказ от ответа – 1%), при этом у данной группы респондентов более ярко   выражено отрицательное отношение к употреблению диалектного варианта, чем у остальных групп респондентов (33% - «нет» и 46% - «скорее нет»). 
Возрастной аспект. Относительно терпимое отношение к употреблению «Г фрикативного» демонстрируют респонденты группы «От 17 до 25 лет» (допустимым подобное произношение считают 26%) опрошенных молодых людей. Менее склонны мириться с данной произносительной особенностью представители группы «Старше 25 лет» (20%).
Описание слайда:
Считаете ли вы допустимым употребление «Г фрикативного» [гх] в разговорной непринужденной речи? Отрицательно относятся к употреблению «Г фриктивного» 68% опрошенных. Региональный аспект. Самый высокий процент респондентов, отрицательно относящихся к диалектному произношению, наблюдается в ДФО (79%). Наиболее терпимо к произношению «Г фриктивного» относятся в УФО: ответы «да» и «скорее да» выбрали, в совокупности, 32 % жителей Урала (суммарный средний показатель 18%). Социальный аспект. Среди учащейся молодежи относительно высок процент тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос (22%). Учителя демонстрируют гораздо более высокий уровень уверенности (отказ от ответа – 1%), при этом у данной группы респондентов более ярко выражено отрицательное отношение к употреблению диалектного варианта, чем у остальных групп респондентов (33% - «нет» и 46% - «скорее нет»). Возрастной аспект. Относительно терпимое отношение к употреблению «Г фрикативного» демонстрируют респонденты группы «От 17 до 25 лет» (допустимым подобное произношение считают 26%) опрошенных молодых людей. Менее склонны мириться с данной произносительной особенностью представители группы «Старше 25 лет» (20%).

Слайд 13





Как Вы произносите грамматическую форму ЗВОНИТ?
Подавляющее число респондентов (86%) отдало предпочтение  нормативному варианту (произношение грамматической формы «звонит» с ударением на втором слоге.
	Региональный аспект. Количество опрошенных, выбравших нормативный вариант, по ДФО превышает средний статистический показатель на 7% (93%), при этом в данной категории респондентов полностью отсутствуют лица, которые колеблются в выборе варианта. Среди участников опроса по СФО относительно высок процент лиц, выбравших ненормативный вариант   (16%, при среднем показателе 7%). Несколько превышает среднее значение соответствующие показатели по СЗФО (11%) и ЮФО (10%).
	Социальный аспект. Количество респондентов, выбравших нормативный  вариант значительно превышает средний статистический показатель по категории «Учителя и преподаватели вузов» (97%). Данные по другим социальным группам демонстрируют менее устойчивую тенденцию к соблюдению нормы.
	Возрастной аспект. Результаты опроса дают основания говорить о поступательном нарастании тенденции к вытеснению традиционного варианта произношения из речи юного поколения. Так, 12% респондентов категории «До 16 лет» произносят форму «звонит» с ударением на первом слоге, 10%  представителей этой группы склонны к колебаниям в выборе ударения.
Описание слайда:
Как Вы произносите грамматическую форму ЗВОНИТ? Подавляющее число респондентов (86%) отдало предпочтение нормативному варианту (произношение грамматической формы «звонит» с ударением на втором слоге. Региональный аспект. Количество опрошенных, выбравших нормативный вариант, по ДФО превышает средний статистический показатель на 7% (93%), при этом в данной категории респондентов полностью отсутствуют лица, которые колеблются в выборе варианта. Среди участников опроса по СФО относительно высок процент лиц, выбравших ненормативный вариант (16%, при среднем показателе 7%). Несколько превышает среднее значение соответствующие показатели по СЗФО (11%) и ЮФО (10%). Социальный аспект. Количество респондентов, выбравших нормативный вариант значительно превышает средний статистический показатель по категории «Учителя и преподаватели вузов» (97%). Данные по другим социальным группам демонстрируют менее устойчивую тенденцию к соблюдению нормы. Возрастной аспект. Результаты опроса дают основания говорить о поступательном нарастании тенденции к вытеснению традиционного варианта произношения из речи юного поколения. Так, 12% респондентов категории «До 16 лет» произносят форму «звонит» с ударением на первом слоге, 10% представителей этой группы склонны к колебаниям в выборе ударения.

Слайд 14





Как Вы произносите сочетание букв ЧН в слове ПОРЯДОЧНО?
Анализ приведенных результатов свидетельствует о сохранении параллельного использования «московского» варианта произношения [ШН] и «орфографического» варианта [ЧН] в речи всех опрошенных групп населения, при некотором преобладании первого из указанных вариантов (соответственно, 47% и 36%).
Региональный аспект. Наибольшую приверженность «московскому» варианту [ШН] демонстрируют  жители УФО (64%),  ДФО (57%), ЮФО (54%). Жители СЗФО отдают решительное предпочтение  варианту [ЧН] – 56%, что может быть объяснено влиянием традиции петербургского произношения, ориентирующегося на написание..
Социальный аспект. Здесь выделяются показатели по категории «Другие группы населения», отражающие преобладание варианта [ЧН] 
над  вариантом [ШН]  - соответственно, 42% и 36 %. Преподаватели и учащаяся молодежь отдают предпочтение московскому варианту произношения.
Возрастной аспект. Данные свидетельствуют о том, что респонденты категории  «Старше 25 лет» более склонны выбирать вариант [ШН]  по сравнению с двумя остальными возрастными категориями..
Описание слайда:
Как Вы произносите сочетание букв ЧН в слове ПОРЯДОЧНО? Анализ приведенных результатов свидетельствует о сохранении параллельного использования «московского» варианта произношения [ШН] и «орфографического» варианта [ЧН] в речи всех опрошенных групп населения, при некотором преобладании первого из указанных вариантов (соответственно, 47% и 36%). Региональный аспект. Наибольшую приверженность «московскому» варианту [ШН] демонстрируют жители УФО (64%), ДФО (57%), ЮФО (54%). Жители СЗФО отдают решительное предпочтение варианту [ЧН] – 56%, что может быть объяснено влиянием традиции петербургского произношения, ориентирующегося на написание.. Социальный аспект. Здесь выделяются показатели по категории «Другие группы населения», отражающие преобладание варианта [ЧН] над вариантом [ШН] - соответственно, 42% и 36 %. Преподаватели и учащаяся молодежь отдают предпочтение московскому варианту произношения. Возрастной аспект. Данные свидетельствуют о том, что респонденты категории «Старше 25 лет» более склонны выбирать вариант [ШН] по сравнению с двумя остальными возрастными категориями..

Слайд 15





Считаете ли Вы нормой грамматическую форму родительного падежа множественного числа существительного АПЕЛЬСИН с нулевым окончанием («килограмм апельсин»)?
Результаты опроса демонстрируют общую тенденцию к строгому соблюдению морфологической нормы. Произношение словоформы «апельсин» с нулевым окончанием признает ненормативным 72 % опрошенных. 
	Региональный аспект. Следует отметить относительно большее количество респондентов, давших отрицательный ответ на поставленный вопрос, в ДФО (86%), ПФО (76%) и ЮФО (76%). Менее склонны оценивать словоформу «апельсин» как ненормативную респонденты УФО (55%) при значительном количестве лиц, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (18%).
	Социальный аспект. Обращает на себя внимание разница  показателей по группам «Учащаяся молодежь» и «Учителя». По первой из указанных групп процент респондентов, которые дали положительный ответ на поставленный вопрос (т.е. признают словоформу «апельсин» нормативной) превышает соответствующее количество респондентов из второй группы более чем в 2 раза (соответственно, 12% и 25%).
	Возрастной аспект. Существенное различие наблюдается между данными по  категории «Старше 25 лет» и данными по остальным категориям. Так, процент респондентов, ответивших отрицательно на поставленный вопрос, по этой категории составляет  82%, по двум другим – 65% и 62%.
Описание слайда:
Считаете ли Вы нормой грамматическую форму родительного падежа множественного числа существительного АПЕЛЬСИН с нулевым окончанием («килограмм апельсин»)? Результаты опроса демонстрируют общую тенденцию к строгому соблюдению морфологической нормы. Произношение словоформы «апельсин» с нулевым окончанием признает ненормативным 72 % опрошенных. Региональный аспект. Следует отметить относительно большее количество респондентов, давших отрицательный ответ на поставленный вопрос, в ДФО (86%), ПФО (76%) и ЮФО (76%). Менее склонны оценивать словоформу «апельсин» как ненормативную респонденты УФО (55%) при значительном количестве лиц, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (18%). Социальный аспект. Обращает на себя внимание разница показателей по группам «Учащаяся молодежь» и «Учителя». По первой из указанных групп процент респондентов, которые дали положительный ответ на поставленный вопрос (т.е. признают словоформу «апельсин» нормативной) превышает соответствующее количество респондентов из второй группы более чем в 2 раза (соответственно, 12% и 25%). Возрастной аспект. Существенное различие наблюдается между данными по категории «Старше 25 лет» и данными по остальным категориям. Так, процент респондентов, ответивших отрицательно на поставленный вопрос, по этой категории составляет 82%, по двум другим – 65% и 62%.

Слайд 16





Считаете ли Вы правильным словосочетание ПАРА МИНУТ? 
Большая часть опрошенных (55%) склонны считать словосочетание «пара минут» правильным (соответствующим норме). 
Региональный аспект. Отрицательную оценку словосочетанию «пара минут» дает преобладающее число респондентов ДФО (59 %). Наиболее высокий процент респондентов, положительно оценивающих данное словосочетание, наблюдается в ЦФО и СЗФО (62%)
Социальный аспект. Отметим высокий процент респондентов, положительно ответивших на данный вопрос в категориях «Учащаяся молодежь» и « «Другие группы населения», при этом в последней группе  обращает на себя внимание большое количество лиц, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (16%). Учителя более склонны оценивать словосочетание «пара минут» как ненормативное (39% / 49%).
Возрастной аспект. Приведенные результаты демонстрируют положительное отношение юных и молодых участников опроса к употреблению словосочетания «пара минут». Наиболее высок процент респондентов, ответивших на представленный  вопрос «да» в группе «От 17 до 25 лет», что можно, в какой-то степени объяснить влиянием студенческого сленга.
Описание слайда:
Считаете ли Вы правильным словосочетание ПАРА МИНУТ? Большая часть опрошенных (55%) склонны считать словосочетание «пара минут» правильным (соответствующим норме). Региональный аспект. Отрицательную оценку словосочетанию «пара минут» дает преобладающее число респондентов ДФО (59 %). Наиболее высокий процент респондентов, положительно оценивающих данное словосочетание, наблюдается в ЦФО и СЗФО (62%) Социальный аспект. Отметим высокий процент респондентов, положительно ответивших на данный вопрос в категориях «Учащаяся молодежь» и « «Другие группы населения», при этом в последней группе обращает на себя внимание большое количество лиц, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (16%). Учителя более склонны оценивать словосочетание «пара минут» как ненормативное (39% / 49%). Возрастной аспект. Приведенные результаты демонстрируют положительное отношение юных и молодых участников опроса к употреблению словосочетания «пара минут». Наиболее высок процент респондентов, ответивших на представленный вопрос «да» в группе «От 17 до 25 лет», что можно, в какой-то степени объяснить влиянием студенческого сленга.

Слайд 17





Считаете ли Вы допустимым  употребление оборота СОГЛАСНО ПРИКАЗА?
Соотношение положительных и отрицательных ответов составляет  22% / 74%, при 4% затруднившихся ответить.
Региональный аспект. Наиболее отрицательно к употреблению оборота «Согласно приказа» относятся представители ДФО (14% / 86%), СЗФО (14% / 83%), ПФО (17% / 80%). Менее склонны отрицать допустимость употребления данного оборота представители УФО (32%/ 63%).
Социальный аспект. Здесь выделяются данные в строке «Другие группы населения»: респонденты данной категории склонны более терпимо относиться к употреблению оборота «Согласно приказа» (35%% / 62%).
Возрастной аспект. Юные участники опроса (группа «До 16 лет») склонны к меньшей категоричности в отрицании правомерности употребления оборота «Согласно приказа» (21%% /  63%). В качестве причины этого можно предположить отсутствие у школьников достаточного опыта знакомства с деловой речью и ее нормами.
Описание слайда:
Считаете ли Вы допустимым употребление оборота СОГЛАСНО ПРИКАЗА? Соотношение положительных и отрицательных ответов составляет 22% / 74%, при 4% затруднившихся ответить. Региональный аспект. Наиболее отрицательно к употреблению оборота «Согласно приказа» относятся представители ДФО (14% / 86%), СЗФО (14% / 83%), ПФО (17% / 80%). Менее склонны отрицать допустимость употребления данного оборота представители УФО (32%/ 63%). Социальный аспект. Здесь выделяются данные в строке «Другие группы населения»: респонденты данной категории склонны более терпимо относиться к употреблению оборота «Согласно приказа» (35%% / 62%). Возрастной аспект. Юные участники опроса (группа «До 16 лет») склонны к меньшей категоричности в отрицании правомерности употребления оборота «Согласно приказа» (21%% / 63%). В качестве причины этого можно предположить отсутствие у школьников достаточного опыта знакомства с деловой речью и ее нормами.

Слайд 18





Как Вы относитесь к употреблению междометия ВАУ (при выражении восторга)?
Положительное отношение к употреблению варваризма  продемонстрировало 33%  опрошенных, отрицательно оценивают этот факт 57%.
Региональный аспект. Наиболее активно неприятие иноязычного междометия демонстрируют жители ДФО (14% / 86%) и ЮФО (26% / 66%), более терпимы к речевому новшеству жители ЦФО (39% / 47%) И ПФО(38% / 51%). Обращает также на себя внимание относительно больший процент респондентов ЦФО и СЗФО, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (соответственно, 14% и 15% при среднем показателе 10%).
Социальный аспект. Данные опроса респондентов категорий «Учащаяся молодежь» и «Учителя и преподаватели вузов» имеют контрастный характер, соответственно:  49% / 41%  и  8% / 83%. Достаточно негативное отношение к модному варваризму демонстрируют представители категории «Другие группы населения» (20% / 79%).
Возрастной аспект. Здесь достаточно наглядно проявляется тенденция к увеличению количества респондентов, выразивших отрицательное отношение к иноязычному междометию,  от младшей возрастной группы к старшей, соответственно: 50% / 40% ; 42% / 44% ; 12% / 79% .
Описание слайда:
Как Вы относитесь к употреблению междометия ВАУ (при выражении восторга)? Положительное отношение к употреблению варваризма продемонстрировало 33% опрошенных, отрицательно оценивают этот факт 57%. Региональный аспект. Наиболее активно неприятие иноязычного междометия демонстрируют жители ДФО (14% / 86%) и ЮФО (26% / 66%), более терпимы к речевому новшеству жители ЦФО (39% / 47%) И ПФО(38% / 51%). Обращает также на себя внимание относительно больший процент респондентов ЦФО и СЗФО, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (соответственно, 14% и 15% при среднем показателе 10%). Социальный аспект. Данные опроса респондентов категорий «Учащаяся молодежь» и «Учителя и преподаватели вузов» имеют контрастный характер, соответственно: 49% / 41% и 8% / 83%. Достаточно негативное отношение к модному варваризму демонстрируют представители категории «Другие группы населения» (20% / 79%). Возрастной аспект. Здесь достаточно наглядно проявляется тенденция к увеличению количества респондентов, выразивших отрицательное отношение к иноязычному междометию, от младшей возрастной группы к старшей, соответственно: 50% / 40% ; 42% / 44% ; 12% / 79% .

Слайд 19





          Какую форму числа сказуемого Вы употребите в предложении:
ЕЩЕ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ СТРАН НЕ ИМЕЛИ (НЕ ИМЕЛО) ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ТАКОМ ФОРУМЕ?
          Какую форму числа сказуемого Вы употребите в предложении:
ЕЩЕ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ СТРАН НЕ ИМЕЛИ (НЕ ИМЕЛО) ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ТАКОМ ФОРУМЕ?
 
      
       Большинство респондентов (58%) отдают предпочтение грамматическому согласованию подлежащего, выраженного сочетанием собирательного существительного «большинство» с существительным в родительном падеже, имеющем при себе распространенное определение. Вместе с тем обращает на себя внимание значительный процент респондентов, выбравших согласование по смыслу (39%). Данные проведенного опроса подтверждают выводы о нарастании тенденции к семантическому согласованию в синтаксических конструкциях рассматриваемого типа.   Если итоги опроса учителей по этой позиции почти полностью совпадают с данными словаря 1976 г. «Грамматическая правильность русской речи» (68% / 31%), то опрос учащейся молодежи дает соотношение: 52% / 44%.
Описание слайда:
Какую форму числа сказуемого Вы употребите в предложении: ЕЩЕ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ СТРАН НЕ ИМЕЛИ (НЕ ИМЕЛО) ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ТАКОМ ФОРУМЕ? Какую форму числа сказуемого Вы употребите в предложении: ЕЩЕ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ СТРАН НЕ ИМЕЛИ (НЕ ИМЕЛО) ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ТАКОМ ФОРУМЕ? Большинство респондентов (58%) отдают предпочтение грамматическому согласованию подлежащего, выраженного сочетанием собирательного существительного «большинство» с существительным в родительном падеже, имеющем при себе распространенное определение. Вместе с тем обращает на себя внимание значительный процент респондентов, выбравших согласование по смыслу (39%). Данные проведенного опроса подтверждают выводы о нарастании тенденции к семантическому согласованию в синтаксических конструкциях рассматриваемого типа. Если итоги опроса учителей по этой позиции почти полностью совпадают с данными словаря 1976 г. «Грамматическая правильность русской речи» (68% / 31%), то опрос учащейся молодежи дает соотношение: 52% / 44%.

Слайд 20





Представляет ли опасность для русского языка активное заимствование иноязычной лексики?
Соотношение между теми, кто считает активное заимствование иноязычной лексики опасным для русского языка и теми, кто опасности в данном явлении не видит, составляет 66% / 31% (3% затрудняются ответить).
	Региональный аспект. Здесь выделяются данные по ДФО (86% / 14%) и СЗФО (60% / 37%;  3% затрудняются ответить).
	Социальный аспект. Составляют контраст данные опроса преподавателей и учащихся: соответственно, 75% / 25% и 63% / 33% (4% затрудняются ответить). 
	Возрастной аспект. Здесь обращает на себя внимание преобладание ответов «скорее да» (44%) по группе респондентов «Старше 25 лет». Представители старшей группы опрошенных склонны в большей степени рассматривать активное заимствование иноязычной лексики в качестве опасности для русского языка (71% / 27%; 2% затрудняются ответить).   По категории «до 16 лет»: 62% / 34%; 4% затрудняются ответить.
Описание слайда:
Представляет ли опасность для русского языка активное заимствование иноязычной лексики? Соотношение между теми, кто считает активное заимствование иноязычной лексики опасным для русского языка и теми, кто опасности в данном явлении не видит, составляет 66% / 31% (3% затрудняются ответить). Региональный аспект. Здесь выделяются данные по ДФО (86% / 14%) и СЗФО (60% / 37%; 3% затрудняются ответить). Социальный аспект. Составляют контраст данные опроса преподавателей и учащихся: соответственно, 75% / 25% и 63% / 33% (4% затрудняются ответить). Возрастной аспект. Здесь обращает на себя внимание преобладание ответов «скорее да» (44%) по группе респондентов «Старше 25 лет». Представители старшей группы опрошенных склонны в большей степени рассматривать активное заимствование иноязычной лексики в качестве опасности для русского языка (71% / 27%; 2% затрудняются ответить). По категории «до 16 лет»: 62% / 34%; 4% затрудняются ответить.

Слайд 21





Допустимо ли использование отдельных слов из молодежного сленга в речи учителей и преподавателей?
Большая часть опрошенных (69%) отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Допускают употребление элементов молодежного сленга в речи преподавателей 29% респондентов, 2% затрудняются ответить.
	Региональный аспект.  Заметно отличаются от среднестатистической величины показатели по ДФО (86% / 14%).
	Данные опроса по социальным и возрастным группам характеризуются относительной однородностью
Описание слайда:
Допустимо ли использование отдельных слов из молодежного сленга в речи учителей и преподавателей? Большая часть опрошенных (69%) отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Допускают употребление элементов молодежного сленга в речи преподавателей 29% респондентов, 2% затрудняются ответить. Региональный аспект. Заметно отличаются от среднестатистической величины показатели по ДФО (86% / 14%). Данные опроса по социальным и возрастным группам характеризуются относительной однородностью

Слайд 22





Возникают ли у Вас трудности при употреблении метафорических (образных) слов и выражений в речи?
Результаты опроса свидетельствуют о сравнительно невысоком уровне речевой рефлексии респондентов, не склонных испытывать «муки слова» при выборе образных выражений в речи. Положительно на поставленный вопрос ответили всего 19% опрошеных. 
Региональный аспект.  От средних статистических показателей несколько отличаются результаты по ДФО (28% положительных ответов) и СФО (9% положительных ответов).
Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, испытывает несколько большие трудности при выборе метафорических выражений, по сравнению с учителями и преподавателями. Положительный ответ на поставленный вопрос дали 23% из числа опрошенных учащихся и 12% из числа опрошенных учителей.  
Возрастной аспект. Наибольшие трудности при употреблении метафорических слов в речи испытывают, согласно данным опроса, представители группы «От 17 до 25 лет» (24%), что свидетельствует об относительно более высоком уровне речевой рефлексии и самокритичности у представителей молодого поколения
Описание слайда:
Возникают ли у Вас трудности при употреблении метафорических (образных) слов и выражений в речи? Результаты опроса свидетельствуют о сравнительно невысоком уровне речевой рефлексии респондентов, не склонных испытывать «муки слова» при выборе образных выражений в речи. Положительно на поставленный вопрос ответили всего 19% опрошеных. Региональный аспект. От средних статистических показателей несколько отличаются результаты по ДФО (28% положительных ответов) и СФО (9% положительных ответов). Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, испытывает несколько большие трудности при выборе метафорических выражений, по сравнению с учителями и преподавателями. Положительный ответ на поставленный вопрос дали 23% из числа опрошенных учащихся и 12% из числа опрошенных учителей. Возрастной аспект. Наибольшие трудности при употреблении метафорических слов в речи испытывают, согласно данным опроса, представители группы «От 17 до 25 лет» (24%), что свидетельствует об относительно более высоком уровне речевой рефлексии и самокритичности у представителей молодого поколения

Слайд 23





Считаете ли Вы употребление нецензурных выражений в качестве междометий и слов-паразитов самой большой угрозой для культуры речи?
Общее соотношение между положительными и отрицательными ответами на данный вопрос составляет 87% / 12%; 1% респондентов затрудняется ответить
Региональный аспект. Среди респондентов ДФО полностью отсутствуют лица, ответившие на поставленный вопрос отрицательно. Более терпимо к употреблению нецензурной лексики, согласно данным опроса, относятся жители СЗФО (26%) и ЦФО (18%). 
Социальный аспект. Некоторая разница наблюдается в ответах представителей групп «Учащаяся молодежь» и «Учителя и преподаватели вузов». В первом случае соотношение положительных и отрицательных ответов составляет 83% / 15%, во втором 92% / 8%.
Возрастной аспект. Здесь можно обратить внимание на несколько более терпимое отношение к употреблению нецензурной лексики со стороны представителей групп «До 16 лет» и «От 17 до 25 лет». В первой группе количество респондентов не склонных видеть в употреблении нецензурной лексики опасности для культуры речи составляет 14%, во второй 17%. Среди респондентов старшей возрастной группы терпимое отношение к употреблению нецензурной лексики проявляют только 9%.
Описание слайда:
Считаете ли Вы употребление нецензурных выражений в качестве междометий и слов-паразитов самой большой угрозой для культуры речи? Общее соотношение между положительными и отрицательными ответами на данный вопрос составляет 87% / 12%; 1% респондентов затрудняется ответить Региональный аспект. Среди респондентов ДФО полностью отсутствуют лица, ответившие на поставленный вопрос отрицательно. Более терпимо к употреблению нецензурной лексики, согласно данным опроса, относятся жители СЗФО (26%) и ЦФО (18%). Социальный аспект. Некоторая разница наблюдается в ответах представителей групп «Учащаяся молодежь» и «Учителя и преподаватели вузов». В первом случае соотношение положительных и отрицательных ответов составляет 83% / 15%, во втором 92% / 8%. Возрастной аспект. Здесь можно обратить внимание на несколько более терпимое отношение к употреблению нецензурной лексики со стороны представителей групп «До 16 лет» и «От 17 до 25 лет». В первой группе количество респондентов не склонных видеть в употреблении нецензурной лексики опасности для культуры речи составляет 14%, во второй 17%. Среди респондентов старшей возрастной группы терпимое отношение к употреблению нецензурной лексики проявляют только 9%.

Слайд 24





Есть ли, по Вашему мнению, подтекст в словосочетании: «Всякое бывает»?
Большая часть опрошенных отвечают на поставленный вопрос положительно (69%). Вместе с тем обращает на себя внимание значительное количество респондентов, которые затрудняются ответить (12%).  
Региональный аспект. Здесь можно отметить ответы респондентов СФО: количество положительных ответов 75%, по остальным федеральным округам наблюдается сравнительно однородная картина. 
Социальный аспект. Следует указать на отличие результатов опроса по социальным категориям «Учащаяся молодежь» (57% положительных ответов) и «Учителя и преподаватели вузов (80% положительных ответов), что говорит об относительно меньшей степени развития способности определять подтекст высказывания у студентов и школьников  
Возрастной аспект. Сопоставление данных опроса может дать основания для вывода о том, что способность определять подтекст высказывания развивается по мере взросления человека и приобретения им жизненного опыта. Так из респондентов группы «До 16 лет» положительный ответ на вопрос дали 55%, в группе «От 17 до 25 лет» – 69%, в группе «старше 25лет» 75%.
Описание слайда:
Есть ли, по Вашему мнению, подтекст в словосочетании: «Всякое бывает»? Большая часть опрошенных отвечают на поставленный вопрос положительно (69%). Вместе с тем обращает на себя внимание значительное количество респондентов, которые затрудняются ответить (12%). Региональный аспект. Здесь можно отметить ответы респондентов СФО: количество положительных ответов 75%, по остальным федеральным округам наблюдается сравнительно однородная картина. Социальный аспект. Следует указать на отличие результатов опроса по социальным категориям «Учащаяся молодежь» (57% положительных ответов) и «Учителя и преподаватели вузов (80% положительных ответов), что говорит об относительно меньшей степени развития способности определять подтекст высказывания у студентов и школьников Возрастной аспект. Сопоставление данных опроса может дать основания для вывода о том, что способность определять подтекст высказывания развивается по мере взросления человека и приобретения им жизненного опыта. Так из респондентов группы «До 16 лет» положительный ответ на вопрос дали 55%, в группе «От 17 до 25 лет» – 69%, в группе «старше 25лет» 75%.

Слайд 25





В региональном аспекте результаты осуществленного опроса свидетельствуют о более строгом отношении к литературной норме жителей окраинных регионов: ДФО и ЮФО. Более высокий уровень терпимости к нарушениям литературной нормы (употреблению варваризмов, сленга, нецензурной лексики, просторечных форм и пр.) демонстрируют жители ЦФО и СЗФО.
В региональном аспекте результаты осуществленного опроса свидетельствуют о более строгом отношении к литературной норме жителей окраинных регионов: ДФО и ЮФО. Более высокий уровень терпимости к нарушениям литературной нормы (употреблению варваризмов, сленга, нецензурной лексики, просторечных форм и пр.) демонстрируют жители ЦФО и СЗФО.
В социальном аспекте данные мониторинга демонстрируют более внимательное отношение к вопросам культуры речи со стороны учителей.  
В возрастном аспекте итоги опроса могут служить основанием для утверждений о существовании тенденций к увеличению вариативности ударения, приближению произношения к написанию, активизации употребления разговорных и просторечных форм и конструкций (чем меньше возраст опрошенных, тем данные тенденции проявляются активнее).
     Кроме того, можно заметить, что представители молодого поколения менее склонны видеть в Интернете угрозу русском языку, активнее пользуются поисковыми системами при возникновении вопросов  по русскому языку и культуре речи.
Описание слайда:
В региональном аспекте результаты осуществленного опроса свидетельствуют о более строгом отношении к литературной норме жителей окраинных регионов: ДФО и ЮФО. Более высокий уровень терпимости к нарушениям литературной нормы (употреблению варваризмов, сленга, нецензурной лексики, просторечных форм и пр.) демонстрируют жители ЦФО и СЗФО. В региональном аспекте результаты осуществленного опроса свидетельствуют о более строгом отношении к литературной норме жителей окраинных регионов: ДФО и ЮФО. Более высокий уровень терпимости к нарушениям литературной нормы (употреблению варваризмов, сленга, нецензурной лексики, просторечных форм и пр.) демонстрируют жители ЦФО и СЗФО. В социальном аспекте данные мониторинга демонстрируют более внимательное отношение к вопросам культуры речи со стороны учителей. В возрастном аспекте итоги опроса могут служить основанием для утверждений о существовании тенденций к увеличению вариативности ударения, приближению произношения к написанию, активизации употребления разговорных и просторечных форм и конструкций (чем меньше возраст опрошенных, тем данные тенденции проявляются активнее). Кроме того, можно заметить, что представители молодого поколения менее склонны видеть в Интернете угрозу русском языку, активнее пользуются поисковыми системами при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи.

Слайд 26


Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка, слайд №26
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию