🗊Презентация Стилистические возможности языковых средств. Терминология

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №1Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №2Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №3Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №4Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №5Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №6Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №7Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №8Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №9Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №10Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №11Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №12Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №13Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №14Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №15Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №16Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №17Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №18Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №19Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №20Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №21Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №22

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Стилистические возможности языковых средств. Терминология. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Стилистические возможности 
языковых средств
Русская словесность
10 класс
Описание слайда:
Стилистические возможности языковых средств Русская словесность 10 класс

Слайд 2





Терминология
Языковые средства. При употреблении языка составляющие его элементы – языковые единицы – выступают как с р е д с т в а выражения определенного содержания и потому могут называться  я з ы к о в ы м и   с р е д с т в а м и.
Стилистические возможности языковых средств. В силу многообразия значений и эмоционально-экспрессивной окраски в языковых средствах заключены возможности их целенаправленного употребления, рассчитанного на определенное воздействие на читателя или слушателя. Эти возможности называют обычно                                                    с т и л и с т и ч е с к и м и    в о з м о ж н о с т я м и         я з ы к о в ы х   с р е д с т в.
Описание слайда:
Терминология Языковые средства. При употреблении языка составляющие его элементы – языковые единицы – выступают как с р е д с т в а выражения определенного содержания и потому могут называться я з ы к о в ы м и с р е д с т в а м и. Стилистические возможности языковых средств. В силу многообразия значений и эмоционально-экспрессивной окраски в языковых средствах заключены возможности их целенаправленного употребления, рассчитанного на определенное воздействие на читателя или слушателя. Эти возможности называют обычно с т и л и с т и ч е с к и м и в о з м о ж н о с т я м и я з ы к о в ы х с р е д с т в.

Слайд 3





Стилистические возможности омонимов (омофонов, омографов, омоформ)
Описание слайда:
Стилистические возможности омонимов (омофонов, омографов, омоформ)

Слайд 4





Стилистические возможности синонимов
Идеографические (семантические)  синонимы – различающиеся только по смыслу (храбрый – смелый – мужественный – отважный – стойкий – безбоязненный).
Стилистические синонимы – различающиеся только по стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске (вкушать – кушать – есть – лопать, трескать, жрать).
Описание слайда:
Стилистические возможности синонимов Идеографические (семантические) синонимы – различающиеся только по смыслу (храбрый – смелый – мужественный – отважный – стойкий – безбоязненный). Стилистические синонимы – различающиеся только по стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске (вкушать – кушать – есть – лопать, трескать, жрать).

Слайд 5





Идеографические (семантические) синонимы
Буря, ураган, шторм («сильный, разрушительный ветер»)
Глядеть, смотреть
Описание слайда:
Идеографические (семантические) синонимы Буря, ураган, шторм («сильный, разрушительный ветер») Глядеть, смотреть

Слайд 6





Стилистические синонимы
Ждала Татьяна с нетерпеньем, Чтоб трепет сердца в ней затих, Чтобы прошло ланит пыланье. (А.С.Пушкин)
Моя слеза твоих ланит не обожгла ль? (М.Ю.Лермотов)
У неё были не глаза, а очи. (А.Фадеев)
Описание слайда:
Стилистические синонимы Ждала Татьяна с нетерпеньем, Чтоб трепет сердца в ней затих, Чтобы прошло ланит пыланье. (А.С.Пушкин) Моя слеза твоих ланит не обожгла ль? (М.Ю.Лермотов) У неё были не глаза, а очи. (А.Фадеев)

Слайд 7





Работа писателя над выбором одного слова из ряда возможных от читателя скрыта
А.Пушкин. Станционный смотритель.
Описание слайда:
Работа писателя над выбором одного слова из ряда возможных от читателя скрыта А.Пушкин. Станционный смотритель.

Слайд 8


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Попробуйте объяснить синонимические замены 
Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осенённой розовыми перьями. (М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери»)
Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив: я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером? (там же)
… Его запачканные (грязные) перчатки казались нарочито сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. (М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени», рассказ «Максим Максимыч»)
Вывод: работа писателя с синонимами делает речь более точной, отражает его отношение к изображаемому
Описание слайда:
Попробуйте объяснить синонимические замены Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осенённой розовыми перьями. (М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери») Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив: я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером? (там же) … Его запачканные (грязные) перчатки казались нарочито сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. (М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени», рассказ «Максим Максимыч») Вывод: работа писателя с синонимами делает речь более точной, отражает его отношение к изображаемому

Слайд 14


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio «постепенное повышение» от gradus «ступень, степень») – расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.
Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. (С.Сергев-Ценский)
Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А.П.Чехов)
Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. (А.Толстой)
И я пойду, пойду опять,                                                                          Пойду бродить в густых лесах,                                                          Степной дорогою блуждать. (Я.Полонский)
Описание слайда:
ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio «постепенное повышение» от gradus «ступень, степень») – расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. (С.Сергев-Ценский) Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А.П.Чехов) Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. (А.Толстой) И я пойду, пойду опять, Пойду бродить в густых лесах, Степной дорогою блуждать. (Я.Полонский)

Слайд 17





Домашнее задание
Проанализируйте текст хорошо знакомой вам «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Какими синонимическими конструкциями описано состояние моря, как знак недовольства золотой рыбки просьбами старика («Море слегка разыгралось…»)? Какой языковой прием в этом описании использован автором?
Описание слайда:
Домашнее задание Проанализируйте текст хорошо знакомой вам «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Какими синонимическими конструкциями описано состояние моря, как знак недовольства золотой рыбки просьбами старика («Море слегка разыгралось…»)? Какой языковой прием в этом описании использован автором?

Слайд 18


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Стилистические возможности антонимов
Антонимы обычно обозначают противоположные проявления одной сущности, поэтому часто используются для характеристики человека или того или иного явления.
Антонимы нередко являются смысловым ядром пословиц: Вместе тесно, а врозь скучно; По одежке встречают, а по уму провожают; На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся и т.п.
Описание слайда:
Стилистические возможности антонимов Антонимы обычно обозначают противоположные проявления одной сущности, поэтому часто используются для характеристики человека или того или иного явления. Антонимы нередко являются смысловым ядром пословиц: Вместе тесно, а врозь скучно; По одежке встречают, а по уму провожают; На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся и т.п.

Слайд 20


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Стилистические возможности языковых средств. Терминология, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





Практикум
Описание слайда:
Практикум



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию