🗊Презентация Стилистическое использование лексических единиц

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Стилистическое использование лексических единиц, слайд №1Стилистическое использование лексических единиц, слайд №2Стилистическое использование лексических единиц, слайд №3Стилистическое использование лексических единиц, слайд №4Стилистическое использование лексических единиц, слайд №5Стилистическое использование лексических единиц, слайд №6Стилистическое использование лексических единиц, слайд №7Стилистическое использование лексических единиц, слайд №8Стилистическое использование лексических единиц, слайд №9Стилистическое использование лексических единиц, слайд №10Стилистическое использование лексических единиц, слайд №11Стилистическое использование лексических единиц, слайд №12Стилистическое использование лексических единиц, слайд №13Стилистическое использование лексических единиц, слайд №14Стилистическое использование лексических единиц, слайд №15Стилистическое использование лексических единиц, слайд №16Стилистическое использование лексических единиц, слайд №17Стилистическое использование лексических единиц, слайд №18Стилистическое использование лексических единиц, слайд №19Стилистическое использование лексических единиц, слайд №20Стилистическое использование лексических единиц, слайд №21Стилистическое использование лексических единиц, слайд №22Стилистическое использование лексических единиц, слайд №23Стилистическое использование лексических единиц, слайд №24Стилистическое использование лексических единиц, слайд №25Стилистическое использование лексических единиц, слайд №26Стилистическое использование лексических единиц, слайд №27Стилистическое использование лексических единиц, слайд №28Стилистическое использование лексических единиц, слайд №29Стилистическое использование лексических единиц, слайд №30Стилистическое использование лексических единиц, слайд №31Стилистическое использование лексических единиц, слайд №32Стилистическое использование лексических единиц, слайд №33Стилистическое использование лексических единиц, слайд №34

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Стилистическое использование лексических единиц. Доклад-сообщение содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Стилистическое использование лексических единиц
Значение слова
Парадигматические связи в лексике
Описание слайда:
Стилистическое использование лексических единиц Значение слова Парадигматические связи в лексике

Слайд 2





Вопросы
Что такое лексика?
Что понимают под лексическим значением слова?
Что такое многозначность слова?
Каких слов в языке больше: многозначных или однозначных?
Что такое метафора и метонимия?
Чем омонимия отличается от многозначности?
Какие виды омонимов вы знаете?
Что такое паронимы?
Описание слайда:
Вопросы Что такое лексика? Что понимают под лексическим значением слова? Что такое многозначность слова? Каких слов в языке больше: многозначных или однозначных? Что такое метафора и метонимия? Чем омонимия отличается от многозначности? Какие виды омонимов вы знаете? Что такое паронимы?

Слайд 3





Использование однозначности/многозначности в стилистических целях
1. Привлечение внимания к однозначному слову, не знакомому широкой аудитории.
А то был тут недавно стрекулист* один. Не знаешь, кстати, что это за слово такое? Наш учитель в 5 классе любил приговаривать: ишь, стрекулист! И есть у меня одно соображение насчет этих самых стрекулистов.
*Стрекулист - мелкий чиновник, канцелярский служащий, бойкий писака.
Описание слайда:
Использование однозначности/многозначности в стилистических целях 1. Привлечение внимания к однозначному слову, не знакомому широкой аудитории. А то был тут недавно стрекулист* один. Не знаешь, кстати, что это за слово такое? Наш учитель в 5 классе любил приговаривать: ишь, стрекулист! И есть у меня одно соображение насчет этих самых стрекулистов. *Стрекулист - мелкий чиновник, канцелярский служащий, бойкий писака.

Слайд 4






2. Каламбур.
Сереге сломали руку, я чуть не сломал голову... Живем в переломное время...
Это не просто связь – это любовь.
Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь.
3. Создание поэтической метафоры (метонимии): 
Вдруг, как обугленные груши, /с деревьев тысячи грачей/ сорвутся в небо и обрушат/ сухую грусть на дно очей.
Описание слайда:
2. Каламбур. Сереге сломали руку, я чуть не сломал голову... Живем в переломное время... Это не просто связь – это любовь. Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь. 3. Создание поэтической метафоры (метонимии): Вдруг, как обугленные груши, /с деревьев тысячи грачей/ сорвутся в небо и обрушат/ сухую грусть на дно очей.

Слайд 5





Используйте в контексте слова в метонимическом значении:
Блюдо, стакан, ложка; 
медь, серебро; 
деревня, город; 
грамматика, фонетика; 
книга, брошюра; 
груша, слива; 
Толстой, Страдивари.
Описание слайда:
Используйте в контексте слова в метонимическом значении: Блюдо, стакан, ложка; медь, серебро; деревня, город; грамматика, фонетика; книга, брошюра; груша, слива; Толстой, Страдивари.

Слайд 6





Виды метафоры
1. Метафора в родительном падеже
Прожектор заката вел нас на своем острие (В. Крупин).
2. Метафора в творительном падеже (метаморфоза).
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Душегубкою-змеею развилась ее коса (С. Есенин) 
Как забыть тебя в стужах зим? Помню губы, двойною раковиной Приоткрывшиеся моим (М. Цветаева).
3. Номинативная метафора.
На середине реки внезапно налетел ветер, и хлынул проливной дождь. Все закрылось сетью мечущихся нитей (Б. Лавренев).
4. Олицетворение: заговорили орудия.
Описание слайда:
Виды метафоры 1. Метафора в родительном падеже Прожектор заката вел нас на своем острие (В. Крупин). 2. Метафора в творительном падеже (метаморфоза). Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Душегубкою-змеею развилась ее коса (С. Есенин) Как забыть тебя в стужах зим? Помню губы, двойною раковиной Приоткрывшиеся моим (М. Цветаева). 3. Номинативная метафора. На середине реки внезапно налетел ветер, и хлынул проливной дождь. Все закрылось сетью мечущихся нитей (Б. Лавренев). 4. Олицетворение: заговорили орудия.

Слайд 7





Найдите метафору, определите вид.
1. Солнце протянуло к нам красную дорогу, и на конце этой дороги волны нянчили наш баркас. 
2. Долгие годы вбивала в головы студентов железные гвозди французской грамматики (Д. Донцова). 
3. Ночью, смакуя отрадное одиночество, я слушаю, как по древним бокам сосновой хоромины бьют полотнища влажного мартовского солнца (В. Белов). 
4. Туман лежал на пойме синеватой водой (К. Паустовский).  
5. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки (М. Пришвин).
Описание слайда:
Найдите метафору, определите вид. 1. Солнце протянуло к нам красную дорогу, и на конце этой дороги волны нянчили наш баркас. 2. Долгие годы вбивала в головы студентов железные гвозди французской грамматики (Д. Донцова). 3. Ночью, смакуя отрадное одиночество, я слушаю, как по древним бокам сосновой хоромины бьют полотнища влажного мартовского солнца (В. Белов). 4. Туман лежал на пойме синеватой водой (К. Паустовский). 5. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки (М. Пришвин).

Слайд 8





Метафора – свернутое сравнение
Воробей похож на съежившегося карлика.
  Воробей съежившимся карликом сидел на карнизе и укоризненно смотрел на меня.
Жизнь похожа на битву.
  Битва жизни свершалась сейчас там, в небесах.
Звезды похожи на рассыпанную соль.
  Соляные крупинки, рассыпавшиеся по небу, холодно указывали нам путь.
Описание слайда:
Метафора – свернутое сравнение Воробей похож на съежившегося карлика.  Воробей съежившимся карликом сидел на карнизе и укоризненно смотрел на меня. Жизнь похожа на битву.  Битва жизни свершалась сейчас там, в небесах. Звезды похожи на рассыпанную соль.  Соляные крупинки, рассыпавшиеся по небу, холодно указывали нам путь.

Слайд 9





Образуйте номинативные метафоры, создав нужный контекст
Запрячь, косолапый, заезженный, табун, комариный, медвежий, конура, грива, баран, брюхо, клюв, пасть, пищать, реветь, заарканить, жужжать, хамелеон, обезьяна, ворковать, берлога, нора, западня, клешни, ловушка.
Описание слайда:
Образуйте номинативные метафоры, создав нужный контекст Запрячь, косолапый, заезженный, табун, комариный, медвежий, конура, грива, баран, брюхо, клюв, пасть, пищать, реветь, заарканить, жужжать, хамелеон, обезьяна, ворковать, берлога, нора, западня, клешни, ловушка.

Слайд 10





Сочиняем метафоры
Постарайтесь сочинить три метафоры разного вида на основе сравнений.
Описание слайда:
Сочиняем метафоры Постарайтесь сочинить три метафоры разного вида на основе сравнений.

Слайд 11





Стилистическое использование омонимии
Рифма: луг-лук, стекло – стекло (+???).
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос...
Я рядом пыл, сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос...
2. Каламбур: Наполеон начинал как командир батареи. 
Два одиноких фотографа срочно снимут ванную комнату.
На половине покойника сидеть не разрешается (Булг.).
Описание слайда:
Стилистическое использование омонимии Рифма: луг-лук, стекло – стекло (+???). Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос... Я рядом пыл, сошлись кормила; Закатный луч был странно кос... 2. Каламбур: Наполеон начинал как командир батареи. Два одиноких фотографа срочно снимут ванную комнату. На половине покойника сидеть не разрешается (Булг.).

Слайд 12





Проанализируйте омонимические рифмы, разграничивая омонимию (полную и неполную), омографию, омофонию и омоформию
1. Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня не главное (Куб). 
2. Не оттого ли стал он заноситься, от спеси нос задрав на метр, что в списки метров начал заноситься, хоть видно за версту, что он не метр (Козл.). 
3. Над горами звездный рой, звезд на небе - пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть (Козл.). 
4. Гляди, решивший землю исходить, вначале на людей, а после на строения и научись в сужденьях исходить из справедливости, а не из настроения (Козл.).
Описание слайда:
Проанализируйте омонимические рифмы, разграничивая омонимию (полную и неполную), омографию, омофонию и омоформию 1. Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня не главное (Куб). 2. Не оттого ли стал он заноситься, от спеси нос задрав на метр, что в списки метров начал заноситься, хоть видно за версту, что он не метр (Козл.). 3. Над горами звездный рой, звезд на небе - пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть (Козл.). 4. Гляди, решивший землю исходить, вначале на людей, а после на строения и научись в сужденьях исходить из справедливости, а не из настроения (Козл.).

Слайд 13






5. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 
6. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл). 
7. - Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз вести! - А бездари? - Те мнят, что делают погоду. - А критики? - Темнят. Или молчат по году (Козл.).
Описание слайда:
5. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 6. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл). 7. - Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз вести! - А бездари? - Те мнят, что делают погоду. - А критики? - Темнят. Или молчат по году (Козл.).

Слайд 14





Ошибки:
Освобожден за принципиальность.
Виноват брак.
Снимите череп и запишитесь к хирургу.
Выбейте мне мозги.
Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница.
ОЛЯ (Отделение литературы и языка АН СССР)
ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь)
АИСТ (информационная атвоматическая станция)
В этом году наш коллектив наладил творческий контакт с НИМИ (НИИ молочной торговли и индустрии).
Я прослушал ваши замечания.
Проверяя глубину посева, агроном обошел четвертый участок.
Описание слайда:
Ошибки: Освобожден за принципиальность. Виноват брак. Снимите череп и запишитесь к хирургу. Выбейте мне мозги. Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница. ОЛЯ (Отделение литературы и языка АН СССР) ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) АИСТ (информационная атвоматическая станция) В этом году наш коллектив наладил творческий контакт с НИМИ (НИИ молочной торговли и индустрии). Я прослушал ваши замечания. Проверяя глубину посева, агроном обошел четвертый участок.

Слайд 15





Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов
1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 
2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 
3. Сейчас судьи вынесут очки. 
4. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет. 
5. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 
6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 
7. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 
8. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.
Описание слайда:
Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов 1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет. 5. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 7. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 8. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.

Слайд 16





Внимание, омографы!!!
Мыможем спросить у поэта, откуда его модель антимира – из Хеймана или Пикассо. И поэт признается: «из Пикассо».
Большая часть студентов осталась в деревне.
Все это знали.
Как же они туда попадали?
Из-под ножа агрегата выходят еще теплые, парящие полосы фанеры.
Описание слайда:
Внимание, омографы!!! Мыможем спросить у поэта, откуда его модель антимира – из Хеймана или Пикассо. И поэт признается: «из Пикассо». Большая часть студентов осталась в деревне. Все это знали. Как же они туда попадали? Из-под ножа агрегата выходят еще теплые, парящие полосы фанеры.

Слайд 17





Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях постановка ударения необходима?
1. Личность поэта вырастает в лирике, он становится, по слову Блока, больше себя, чувствует, как говорил Маяковский, - «я» для меня мало (Пап.). 
2. Они [конкистадоры] убивали перуанцев и сжигали их дома (Верз.). 
3. Ты не почитай себя стоящим только здесь вот, в сущем, в настоящем (Март.). 
4. Западные державы... вопреки здравому смыслу заявляют, что не признают заключения мирного договора (из газ.). 
5. В отличие от служебной записки, докладная записка имеет больший объем и большую значимость.
Описание слайда:
Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях постановка ударения необходима? 1. Личность поэта вырастает в лирике, он становится, по слову Блока, больше себя, чувствует, как говорил Маяковский, - «я» для меня мало (Пап.). 2. Они [конкистадоры] убивали перуанцев и сжигали их дома (Верз.). 3. Ты не почитай себя стоящим только здесь вот, в сущем, в настоящем (Март.). 4. Западные державы... вопреки здравому смыслу заявляют, что не признают заключения мирного договора (из газ.). 5. В отличие от служебной записки, докладная записка имеет больший объем и большую значимость.

Слайд 18






6. Временную протяженность можно воссоздать в памяти, измеряя ее вехами событий. 
7. Мальчишка срезал прутья. 
8. Мы опускаемся на большую глубину. 
9. Как чудно он себя ведет! 
10. «Вы не учите мальчика», - с раздражением заметил отец.
Описание слайда:
6. Временную протяженность можно воссоздать в памяти, измеряя ее вехами событий. 7. Мальчишка срезал прутья. 8. Мы опускаемся на большую глубину. 9. Как чудно он себя ведет! 10. «Вы не учите мальчика», - с раздражением заметил отец.

Слайд 19





Внимание, омофоны!
А) ЭКСПОРТИРУЕТ ЛЬВОВ.
Б) Потомство белого амура, завезенного с Амура.
Недавно в театре поставили «Голубой ларец».
В) В схожести двух растений выражается равноценность их свойств.
Можно ли быть равнодушным ко злу?
И шаг твой землю тяготил. (Брюсов)
С огнём Прометея... (название статьи)
Описание слайда:
Внимание, омофоны! А) ЭКСПОРТИРУЕТ ЛЬВОВ. Б) Потомство белого амура, завезенного с Амура. Недавно в театре поставили «Голубой ларец». В) В схожести двух растений выражается равноценность их свойств. Можно ли быть равнодушным ко злу? И шаг твой землю тяготил. (Брюсов) С огнём Прометея... (название статьи)

Слайд 20





Паронимия и парономазия
Надеть-одеть / инъекция-инфекция
Стилистическое использование:
1. Скрытое использование паронимов (правильный выбор, в соответствии с целью, персонажем):
В доме колхозника быстрый, по-городскому одетый человек посмотрел на ее удостоверение и сказал миловидной девушке: «Настя, проводите командировочную».
2. Столкновение паронимов для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность.
+ звуковой повтор: 
Очищали, причащали, покорив и покарав, Тех, что стены защищали, в те же стены вмуровав.(Ф. Искандер)
3. Уточнение мысли: Сменив, не заменили вас?
Описание слайда:
Паронимия и парономазия Надеть-одеть / инъекция-инфекция Стилистическое использование: 1. Скрытое использование паронимов (правильный выбор, в соответствии с целью, персонажем): В доме колхозника быстрый, по-городскому одетый человек посмотрел на ее удостоверение и сказал миловидной девушке: «Настя, проводите командировочную». 2. Столкновение паронимов для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность. + звуковой повтор: Очищали, причащали, покорив и покарав, Тех, что стены защищали, в те же стены вмуровав.(Ф. Искандер) 3. Уточнение мысли: Сменив, не заменили вас?

Слайд 21






4. Сопоставление и противопоставление паронимов: 
В ней больше красивости, чем красоты. 
Теперь он увлекся не спортом, а спиртом.
Заголовки: Гармония гормонов. Дуэль и дуэт.
5. Каламбур: 
К столу скликает «Вдова Клико». 
Памятник первоопечатнику (И. и П.). 
6. Созвучие – в поэзии:
Пощадят ли площади меня? (Паст.)
Ахматова была моделью Модильяни (Возн.).
Описание слайда:
4. Сопоставление и противопоставление паронимов: В ней больше красивости, чем красоты. Теперь он увлекся не спортом, а спиртом. Заголовки: Гармония гормонов. Дуэль и дуэт. 5. Каламбур: К столу скликает «Вдова Клико». Памятник первоопечатнику (И. и П.). 6. Созвучие – в поэзии: Пощадят ли площади меня? (Паст.) Ахматова была моделью Модильяни (Возн.).

Слайд 22





Ошибки:
Смешение паронимов: Заглавную роль в фильме сыграл… Напрягая последние усилия… Преклонить голову…
Ложные ассоциации между созвучными словами: 
Апробировать – опробировать.
Освежевание головы – не роскошь, а гигиена.
Будем бороться и сражаться до последнего издыхания.
Описание слайда:
Ошибки: Смешение паронимов: Заглавную роль в фильме сыграл… Напрягая последние усилия… Преклонить голову… Ложные ассоциации между созвучными словами: Апробировать – опробировать. Освежевание головы – не роскошь, а гигиена. Будем бороться и сражаться до последнего издыхания.

Слайд 23





Парадигматические связи в лексике
Что такое антонимы?
Что такое синонимы?
Какие виды синонимов вы знаете?
Описание слайда:
Парадигматические связи в лексике Что такое антонимы? Что такое синонимы? Какие виды синонимов вы знаете?

Слайд 24





Стилистический потенциал антонимов
1. Участвуют в создании антитезы: Ты богат, я  очень беден, ты прозаик – я поэт.
Я убежден только в одном, - сказал доктор Вернер, - что в один прекрасное утро я умру. 
Я богаче вас, сказал Печорин: у меня есть еще убеждение, что в один прегадкий вечер я имел несчастие родиться.
а. Способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и всесильная, матушка Русь» (Н.).
б. Усиливают эмоциональность речи: Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Ес.) Мне грустно потому, что весело тебе (Л.).
(Используется в заголовках: Богатые и бедные, Химия добрая и злая. Макси-страсти по минифутболу.)
Описание слайда:
Стилистический потенциал антонимов 1. Участвуют в создании антитезы: Ты богат, я очень беден, ты прозаик – я поэт. Я убежден только в одном, - сказал доктор Вернер, - что в один прекрасное утро я умру. Я богаче вас, сказал Печорин: у меня есть еще убеждение, что в один прегадкий вечер я имел несчастие родиться. а. Способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и всесильная, матушка Русь» (Н.). б. Усиливают эмоциональность речи: Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Ес.) Мне грустно потому, что весело тебе (Л.). (Используется в заголовках: Богатые и бедные, Химия добрая и злая. Макси-страсти по минифутболу.)

Слайд 25






2. Отрицание контрастных признаков у объекта описания:
Не слишком толст, не слишком тонок.
Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так...
3. Использование одного из слов антонимической пары с отрицанием подчеркивает значение слова без отрицания: 
Я не враг тебе, а друг. 
Мир не постарел – помолодел. 
4. Оксюморон: О, как мучительно тобою счастлив я! (П.) Мама, ваш сын прекрасно болен (М.)
Заголовки: Неудобные удобства. Плохой хороший человек.
5.Полнота охвата явлений: И в горе, и в радости, день и ночь...
Описание слайда:
2. Отрицание контрастных признаков у объекта описания: Не слишком толст, не слишком тонок. Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так... 3. Использование одного из слов антонимической пары с отрицанием подчеркивает значение слова без отрицания: Я не враг тебе, а друг. Мир не постарел – помолодел. 4. Оксюморон: О, как мучительно тобою счастлив я! (П.) Мама, ваш сын прекрасно болен (М.) Заголовки: Неудобные удобства. Плохой хороший человек. 5.Полнота охвата явлений: И в горе, и в радости, день и ночь...

Слайд 26






6. Чередование действий: 
Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. 
Блеснула зарница: вспыхнула и погасла.
7. Каламбуры: 
Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К.П.)
Было так поздно, что стало уже рано.
8. Антифразис: использование слова вместо парного для него слова-антонима для создания комического эффекта: 
Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Кр.) 
Процесс пошел с необыкновенной быстротою, которыми обыкновенно славятся судилища.
Бюро злостных услуг.
Долг платежом черен.
Антонимы реализуют связь со своим парным словом-антонимом даже без его непосредственного присутствия в тексте!
Описание слайда:
6. Чередование действий: Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Блеснула зарница: вспыхнула и погасла. 7. Каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К.П.) Было так поздно, что стало уже рано. 8. Антифразис: использование слова вместо парного для него слова-антонима для создания комического эффекта: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Кр.) Процесс пошел с необыкновенной быстротою, которыми обыкновенно славятся судилища. Бюро злостных услуг. Долг платежом черен. Антонимы реализуют связь со своим парным словом-антонимом даже без его непосредственного присутствия в тексте!

Слайд 27





Ошибки:
А) Построение антитезы: 
Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе.
Б) Неудачный оксюморон: Теплая метель.
В) Случайное противопоставление: 
Старый портфель отца был еще новый.
Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.
Описание слайда:
Ошибки: А) Построение антитезы: Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе. Б) Неудачный оксюморон: Теплая метель. В) Случайное противопоставление: Старый портфель отца был еще новый. Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.

Слайд 28





Найдите ошибки, дайте им характеристику
1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо. 
2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 
3.  Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 
4.  На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 
5. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче. 
6. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных. 
7. С опозданиями у нас в группе все благополучно. 
8. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»). 
9. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.
Описание слайда:
Найдите ошибки, дайте им характеристику 1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче. 6. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных. 7. С опозданиями у нас в группе все благополучно. 8. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»). 9. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.

Слайд 29





Стилистический потенциал синонимов
А) Выбор из синонимов наиболее точного слова (скрытое использование синонимов).
Заметил злобную улыбку врага  Заметил ядовитую улыбку своего неприятеля (П).
В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора.
Б) Уточнение: Этот необщительный, даже нелюдимый человек, оказался знаменитым писателем.
В) Разъяснение: Началась анархия, то есть безначалие (С-Щ).
Г) Сопоставление: Врача пригласить, а фельдшера позвать.
Описание слайда:
Стилистический потенциал синонимов А) Выбор из синонимов наиболее точного слова (скрытое использование синонимов). Заметил злобную улыбку врага  Заметил ядовитую улыбку своего неприятеля (П). В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора. Б) Уточнение: Этот необщительный, даже нелюдимый человек, оказался знаменитым писателем. В) Разъяснение: Началась анархия, то есть безначалие (С-Щ). Г) Сопоставление: Врача пригласить, а фельдшера позвать.

Слайд 30






Д) Противопоставление: Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли.
Е) Замещение (освобождают от повторений): Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах.
Ж) Градация: Он был готов его растерзать, уничтожить, раздавить.
Описание слайда:
Д) Противопоставление: Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. Е) Замещение (освобождают от повторений): Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. Ж) Градация: Он был готов его растерзать, уничтожить, раздавить.

Слайд 31





Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).
Аромат, бедный, глупый, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.
Описание слайда:
Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов). Аромат, бедный, глупый, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Слайд 32





Определите ограничения по сочетаемости следующих синонимов
1. Быстрый, проворный, скорый. 2. Внезапный, неожиданный, скоропостижный. 3. Завершить, кончить. 4. Надеяться, уповать, чаять. 5. Найти, обрести. 6. Возводить, строить. 7. Отвлекать, отрывать. 8. Печальный, плачевный, прискорбный, траурный. 9. Бессменный, постоянный, хронический. 10. Доблестный, мужественный, смелый, храбрый. 11. Спокойный, уравновешенный, флегматичный, эпический.
Описание слайда:
Определите ограничения по сочетаемости следующих синонимов 1. Быстрый, проворный, скорый. 2. Внезапный, неожиданный, скоропостижный. 3. Завершить, кончить. 4. Надеяться, уповать, чаять. 5. Найти, обрести. 6. Возводить, строить. 7. Отвлекать, отрывать. 8. Печальный, плачевный, прискорбный, траурный. 9. Бессменный, постоянный, хронический. 10. Доблестный, мужественный, смелый, храбрый. 11. Спокойный, уравновешенный, флегматичный, эпический.

Слайд 33





РЕРАЙТ ПЕСНИ
Описание слайда:
РЕРАЙТ ПЕСНИ

Слайд 34





Отредактируйте текст

В старом селе новые порядки
Село Лапино - одно из самых далеких сел Ступинского района. В старину Лапино было глухим, темным, ничем не заметным уголком. В нем трудно было найти человека, умеющего подписать свое имя. Крестьянство жило бедно, нищенствовало, голодало. Такова была извечная участь и у других деревенских поселений. После революции лицо села в корне преобразовалось: возник колхоз «Новый путь». Хозяйство его год за годом росло и крепло. В центре села расположился клуб, библиотека, почта, больница, магазин. Большое количество газет и журналов поступало по почте в избу-читальню.
Теперь село снова обезлюдело, средства массовой информации селом не интересуются, престарелые сельские жители, оставшиеся здесь доживать свою старость, не выписывают газет. В этом году колхозные поля остались не засеянными, на них культивируются сорняки. Так долго длиться не может.
Рассказывают, что в Лапине землю продают «новым русским». Если они захотят стать фермерами, крестьянами-единоличниками, арендаторами, село может заново возродиться. Пусть здесь, на старой русской земле, восстановятся новые порядки и жизнь снова забьет другим ключом!
Описание слайда:
Отредактируйте текст В старом селе новые порядки Село Лапино - одно из самых далеких сел Ступинского района. В старину Лапино было глухим, темным, ничем не заметным уголком. В нем трудно было найти человека, умеющего подписать свое имя. Крестьянство жило бедно, нищенствовало, голодало. Такова была извечная участь и у других деревенских поселений. После революции лицо села в корне преобразовалось: возник колхоз «Новый путь». Хозяйство его год за годом росло и крепло. В центре села расположился клуб, библиотека, почта, больница, магазин. Большое количество газет и журналов поступало по почте в избу-читальню. Теперь село снова обезлюдело, средства массовой информации селом не интересуются, престарелые сельские жители, оставшиеся здесь доживать свою старость, не выписывают газет. В этом году колхозные поля остались не засеянными, на них культивируются сорняки. Так долго длиться не может. Рассказывают, что в Лапине землю продают «новым русским». Если они захотят стать фермерами, крестьянами-единоличниками, арендаторами, село может заново возродиться. Пусть здесь, на старой русской земле, восстановятся новые порядки и жизнь снова забьет другим ключом!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию