🗊Презентация Структурализм как парадигмальное научное направление

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №1Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №2Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №3Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №4Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №5Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №6Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №7Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №8Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №9Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №10Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №11Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №12Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №13Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №14Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №15Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №16Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №17Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №18Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №19Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №20Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №21Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №22Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №23Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №24Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №25Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №26Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №27Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №28Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №29Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №30Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №31Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №32Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №33Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №34Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №35Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №36Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №37Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №38Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №39Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №40Структурализм как парадигмальное научное направление, слайд №41

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Структурализм как парадигмальное научное направление. Доклад-сообщение содержит 41 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Структурализм как парадигмальное научное направление
Описание слайда:
Структурализм как парадигмальное научное направление

Слайд 2





Внешние и внутренние факторы  развития структурализма:
Гносеологический контекст:
Неклассическая наука – наука кризиса  классической рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.). 
 общие черты: 
вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента;
 предмет  науки:  не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом.
Описание слайда:
Внешние и внутренние факторы развития структурализма: Гносеологический контекст: Неклассическая наука – наука кризиса классической рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.). общие черты: вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента; предмет науки: не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом.

Слайд 3





Внешние и внутренние факторы  развития структурализма:
Новые теории. 
Теория эволюции – идеи  скачкообразного развития: прерывистость эволюции.  
В биологии: противопоставление генотипа и фенотипа.
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях и являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды. 
Генотип — это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой.
Задача науки – выделить  на стреле времени – элементы постоянства.
Описание слайда:
Внешние и внутренние факторы развития структурализма: Новые теории. Теория эволюции – идеи скачкообразного развития: прерывистость эволюции. В биологии: противопоставление генотипа и фенотипа. Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях и являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды. Генотип — это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой. Задача науки – выделить на стреле времени – элементы постоянства.

Слайд 4





Гносеологический контекст:
Феноменология
 Эдмунд  Гуссерль  (1859- -1938)
1) предмет философии – феномены сознания, единственно и непосредственно данные явления,2) эти сущности универсальны, постоянны, неизменны
Задача философии – за миром преходящих явлений вскрыть универсальные сущности
Неопозитивизм 
 Рудольф Карнап (1891-1970), 
Бертран Рассел (1872-1970),
 Людвиг Витгенштейн (1889- 1951)
 Философия должна представлять  собой основанный на математической логике  «логический анализ языка»
Описание слайда:
Гносеологический контекст: Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859- -1938) 1) предмет философии – феномены сознания, единственно и непосредственно данные явления,2) эти сущности универсальны, постоянны, неизменны Задача философии – за миром преходящих явлений вскрыть универсальные сущности Неопозитивизм Рудольф Карнап (1891-1970), Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889- 1951) Философия должна представлять собой основанный на математической логике «логический анализ языка»

Слайд 5





У истоков структурализма:
Ф. де Соссюр (1857 -1913)
Описание слайда:
У истоков структурализма: Ф. де Соссюр (1857 -1913)

Слайд 6





Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра (1857 -1913) 
Основные идеи «Курса»
1. Аспектация объекта исследования – языка; 
разграничение материала  и предмета лингвистики, определение предмета лингвистики.
Методологическое разграничение материала и объекта лингвистики. 
Материал лингвистики: 
все факты речевой деятельности человека - и первобытных народов, и у культурных наций, литературно обработанные и нелитературные формы выражения. 
Языкознание должно найти свой объект – Язык,   вычленив  его из прочих проявлений речевой деятельности.
Описание слайда:
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра (1857 -1913) Основные идеи «Курса» 1. Аспектация объекта исследования – языка; разграничение материала и предмета лингвистики, определение предмета лингвистики. Методологическое разграничение материала и объекта лингвистики. Материал лингвистики: все факты речевой деятельности человека - и первобытных народов, и у культурных наций, литературно обработанные и нелитературные формы выражения. Языкознание должно найти свой объект – Язык, вычленив его из прочих проявлений речевой деятельности.

Слайд 7





Круговорот речевой деятельности – объект гуманитарных наук
1) психический элемент
соединение понятие и акустического образа в сознании говорящего (и слушающего) 
2) физиологический элемент
передача мозгом импульса, соответствующего акустическому образу,  органам речи
3) физический элемент 
передача  звуковых волн, образованных работой органов речи от говорящего к слушающему 
.
Описание слайда:
Круговорот речевой деятельности – объект гуманитарных наук 1) психический элемент соединение понятие и акустического образа в сознании говорящего (и слушающего) 2) физиологический элемент передача мозгом импульса, соответствующего акустическому образу, органам речи 3) физический элемент передача звуковых волн, образованных работой органов речи от говорящего к слушающему .

Слайд 8





Объект языкознания  
Предметы разных отраслей языкознания 

Язык как объект лингвистики локализуется в определенном участке круговорота языковой деятельности, там, где акустический образ ассоциируется с понятием. 
Язык - это система знаков, где единственно существенным является соединение смысла и акустического образа 
Дихотомии языка – «перекрестки языкознания»
язык                             внутр. отношения
                   речь                                                             внешние связи
                            синхрония                        
                                                                диахрония
Описание слайда:
Объект языкознания Предметы разных отраслей языкознания Язык как объект лингвистики локализуется в определенном участке круговорота языковой деятельности, там, где акустический образ ассоциируется с понятием. Язык - это система знаков, где единственно существенным является соединение смысла и акустического образа Дихотомии языка – «перекрестки языкознания» язык внутр. отношения речь внешние связи синхрония диахрония

Слайд 9





Лингвистика языка            Лингвистика речи
Объект – язык:
Описание слайда:
Лингвистика языка Лингвистика речи Объект – язык:

Слайд 10





 Внутренняя лингвистика                                                внешняя лингвистика
Предмет 
внутреннее строение и свойства самого объекта. 
Элементы и  структура системы
(метафора шахмат)
Синхронная лингвистика
Предмет
ось одновременности, отношения сосуществующих вещей, 
на данной оси исключено всякое влияние времени.
Описание слайда:
Внутренняя лингвистика внешняя лингвистика Предмет внутреннее строение и свойства самого объекта. Элементы и структура системы (метафора шахмат) Синхронная лингвистика Предмет ось одновременности, отношения сосуществующих вещей, на данной оси исключено всякое влияние времени.

Слайд 11





Знаковая теория языка  
Естественный язык – важнейшая  знаковая система, 
языкознание – основной раздел семиотики 
 (завершает дискуссию 19 в. о месте лингвистики в парадигме наук)
Важнейшие свойства знака:
Двусторонний характер
словесный знак связывает не вещь и имя, но понятие и акустический образ. 
Понятие – это отражение предмета в сознании, 
Акустический образ – психический отпечаток звука, представление о звуке, чувственный образ. 
Понятие  и акустический образ  неотделимы друг от друга и  в то же время    автономны 
(их разное проявление в языке и речи)
Описание слайда:
Знаковая теория языка Естественный язык – важнейшая знаковая система, языкознание – основной раздел семиотики (завершает дискуссию 19 в. о месте лингвистики в парадигме наук) Важнейшие свойства знака: Двусторонний характер словесный знак связывает не вещь и имя, но понятие и акустический образ. Понятие – это отражение предмета в сознании, Акустический образ – психический отпечаток звука, представление о звуке, чувственный образ. Понятие и акустический образ неотделимы друг от друга и в то же время автономны (их разное проявление в языке и речи)

Слайд 12





Важнейшие принципы языкового знака:  
 изменчивость/ устойчивость языкового знака

Устойчивость знака рождается
А) из  свойства произвольности – «нет почвы для обсуждения, какая форма лучше для выражения смысла – сестра, sister,  schwester»;
Б) огромное количество знаков системы (ср. письмо);
В) сложные, многомерные связи системы, неосознанность владения системой;  
Г) сопротивление коллективной косности любым языковым инновациям.
Описание слайда:
Важнейшие принципы языкового знака: изменчивость/ устойчивость языкового знака Устойчивость знака рождается А) из свойства произвольности – «нет почвы для обсуждения, какая форма лучше для выражения смысла – сестра, sister, schwester»; Б) огромное количество знаков системы (ср. письмо); В) сложные, многомерные связи системы, неосознанность владения системой; Г) сопротивление коллективной косности любым языковым инновациям.

Слайд 13







Проблема   тождественности знака – теоретическое основание структурализма 

Материальное тождество  (сданный в химчистку пиджак)
Функциональное тождество (поезд Женева – Париж 8 – 45) 
Метафора : язык – это шахматная игра 
Шахматные фигуры - сущность шахматной фигуры не в ее материальности, но в наборе ее функций в системе игры.
Тождество языковых единиц базируется на относительном сходстве материального воплощения и тождестве функциональным, которое определяется их местом в системе. 
Переход от текстовых вариантов к языковым инвариантам, от речи к языку 
Понятие функционального тождества  связывается с понятием значимости языковой единицы
Описание слайда:
Проблема тождественности знака – теоретическое основание структурализма Материальное тождество (сданный в химчистку пиджак) Функциональное тождество (поезд Женева – Париж 8 – 45) Метафора : язык – это шахматная игра Шахматные фигуры - сущность шахматной фигуры не в ее материальности, но в наборе ее функций в системе игры. Тождество языковых единиц базируется на относительном сходстве материального воплощения и тождестве функциональным, которое определяется их местом в системе. Переход от текстовых вариантов к языковым инвариантам, от речи к языку Понятие функционального тождества связывается с понятием значимости языковой единицы

Слайд 14





Концептуальная метафора «Язык – шахматная игра»
Партия в шахматы есть как бы искусственная реализация того, что в «естественной форме представлено в языке»  
…каждый ход сказывается на всей системе; игрок не может в точности предвидеть последствия каждого хода» 
–« Лишь в одном пункте наше сравнение неудачно: у шахматиста имеется намерение сделать определенный ход и воздействовать на систему отношений на доске, язык же ничего не замышляет – его «фигуры» передвигаются, или, вернее, изменяются, стихийно, случайно…
Ф. де Соссюр 
Ключевые понятия  – значимость, ход фигуры, соотношение фигуры с другими элементами, положение в игре
Описание слайда:
Концептуальная метафора «Язык – шахматная игра» Партия в шахматы есть как бы искусственная реализация того, что в «естественной форме представлено в языке» …каждый ход сказывается на всей системе; игрок не может в точности предвидеть последствия каждого хода» –« Лишь в одном пункте наше сравнение неудачно: у шахматиста имеется намерение сделать определенный ход и воздействовать на систему отношений на доске, язык же ничего не замышляет – его «фигуры» передвигаются, или, вернее, изменяются, стихийно, случайно… Ф. де Соссюр Ключевые понятия – значимость, ход фигуры, соотношение фигуры с другими элементами, положение в игре

Слайд 15





Концептуальная метафора «Язык – шахматная игра»
«Игра в шахматы не сводится к нескольким правилам, которым может легко научиться десятилетний школьник. Смысл шахматной игре придают трудноуловимые и постоянно изменяющиеся ситуации, которые надо осмыслять, чтобы успешно закончить партию. Зависимость от социальной реализации здесь также очевидна, как и в экономической жизни»
Существенными являются понятия ситуации, социальной реализации. 
 Скаличка В. Копенгагенский структурализм и «Пражская школа»
Описание слайда:
Концептуальная метафора «Язык – шахматная игра» «Игра в шахматы не сводится к нескольким правилам, которым может легко научиться десятилетний школьник. Смысл шахматной игре придают трудноуловимые и постоянно изменяющиеся ситуации, которые надо осмыслять, чтобы успешно закончить партию. Зависимость от социальной реализации здесь также очевидна, как и в экономической жизни» Существенными являются понятия ситуации, социальной реализации. Скаличка В. Копенгагенский структурализм и «Пражская школа»

Слайд 16





Концептуальная метафора «Язык – шахматная игра»
«Так и шахматный ход состоит не только в том или ином передвижении пешки по доске и не только в мыслях или чувствах шахматиста, делающего ход; а в обстоятельствах, которые мы называем: «играть шахматную партию», «решать шахматную задачу» и т.п.» 
Витгенштейн Л. Философские исследования.
«В этом процессе [шахматной игры] сведения о том, «как ходит конь», не просто занимают очень незначительное место – они вообще не занимают какого-либо отдельного места»; «Наш шахматист  … видит не абстрактно дозволенные ходы и их возможные сцепления, но позицию как целостный образ». сущность шахматной игры создается обстоятельствами, в которые включаются не только игрок, но «характер партнера (каким он представляется играющему), история предыдущих взаимоотношений с ним, положения в турнире, реакции публики, физических условий, в которых протекает игра, наконец, если угодно, даже материала, из которого сделана доска и фигуры, их формы и размера, поскольку они вносят свой вклад в эмоциональную и жанровую окраску ситуации (игра на пляже, в вагоне поезда, в парке, на сцене и т. д.)»
 Б. Гаспаров
Описание слайда:
Концептуальная метафора «Язык – шахматная игра» «Так и шахматный ход состоит не только в том или ином передвижении пешки по доске и не только в мыслях или чувствах шахматиста, делающего ход; а в обстоятельствах, которые мы называем: «играть шахматную партию», «решать шахматную задачу» и т.п.» Витгенштейн Л. Философские исследования. «В этом процессе [шахматной игры] сведения о том, «как ходит конь», не просто занимают очень незначительное место – они вообще не занимают какого-либо отдельного места»; «Наш шахматист … видит не абстрактно дозволенные ходы и их возможные сцепления, но позицию как целостный образ». сущность шахматной игры создается обстоятельствами, в которые включаются не только игрок, но «характер партнера (каким он представляется играющему), история предыдущих взаимоотношений с ним, положения в турнире, реакции публики, физических условий, в которых протекает игра, наконец, если угодно, даже материала, из которого сделана доска и фигуры, их формы и размера, поскольку они вносят свой вклад в эмоциональную и жанровую окраску ситуации (игра на пляже, в вагоне поезда, в парке, на сцене и т. д.)» Б. Гаспаров

Слайд 17





Проблема   тождественности знака
Разведение понятий значение и значимость языковой единицы 
Значение и значимость определяются различными типами знаковых отношений. 
Значение знака  – это отношение означающего к означаемому. 
Значимость –  это отношение знака  к другим знакам системы  
Значимость – свойство отрицательное, оно определяется совокупностью отношений с другими знаками системы, формирующих   отличительные признаки.
Описание слайда:
Проблема тождественности знака Разведение понятий значение и значимость языковой единицы Значение и значимость определяются различными типами знаковых отношений. Значение знака – это отношение означающего к означаемому. Значимость – это отношение знака к другим знакам системы Значимость – свойство отрицательное, оно определяется совокупностью отношений с другими знаками системы, формирующих отличительные признаки.

Слайд 18





 единств. ч. 		множ. ч.
единств. ч. 		двойств. ч. 	множ. ч.
Описание слайда:
единств. ч. множ. ч. единств. ч. двойств. ч. множ. ч.

Слайд 19





Язык как структура
Знак может не иметь материального выражения, сохраняя свойства знака (нулевое окончание в совокупности его дифференцирующих функций).
“В языке нет ни идей, ни звуков, предшествующих системе, а есть только концептуальные и звуковые различия, проистекающие из языковой системы” 
Означающее – есть величина отрицательная, 
означаемое также величина отрицательная, 
взятые вместе, рождают положительное – языковой знак. 
Язык есть форма, а не субстанция. 
Фонема – не звук, но совокупность противоположностей.
Описание слайда:
Язык как структура Знак может не иметь материального выражения, сохраняя свойства знака (нулевое окончание в совокупности его дифференцирующих функций). “В языке нет ни идей, ни звуков, предшествующих системе, а есть только концептуальные и звуковые различия, проистекающие из языковой системы” Означающее – есть величина отрицательная, означаемое также величина отрицательная, взятые вместе, рождают положительное – языковой знак. Язык есть форма, а не субстанция. Фонема – не звук, но совокупность противоположностей.

Слайд 20





Типы отношений в системе 
Синтагматические отношения    
 образуются линейной последовательностью относительно времени, 
образуют актуальный ряд, 
реализуются в речи.   
Находясь в синтагме, элемент получает значимость лишь в  противопоставлении 
  тому, что ему предшествует,  
что за ним следует,  либо тому и другому вместе.
Идет  время - Идет дождь
Хозяйка жарит хворост на плите 
Солнце    жарит      нестерпимо 
п’·ел’ -  п’êл’и
Описание слайда:
Типы отношений в системе Синтагматические отношения образуются линейной последовательностью относительно времени, образуют актуальный ряд, реализуются в речи. Находясь в синтагме, элемент получает значимость лишь в противопоставлении тому, что ему предшествует, что за ним следует, либо тому и другому вместе. Идет время - Идет дождь Хозяйка жарит хворост на плите Солнце жарит нестерпимо п’·ел’ - п’êл’и

Слайд 21





Структурализм как парадигмальное научное направление
«Структурная лингвистика» – это такая лингвистика, которая рассматривает язык как структуру и это понятие кладет в основу своих построений»; 
«научным признается описание языка как структуры»;
 «структура языка представляет собой цепь зависимостей, или говоря более четким, специальным и точным языком, сеть функций» 
(Ельмслев Л. Понятие управления //История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть II. М, 1960).
Описание слайда:
Структурализм как парадигмальное научное направление «Структурная лингвистика» – это такая лингвистика, которая рассматривает язык как структуру и это понятие кладет в основу своих построений»; «научным признается описание языка как структуры»; «структура языка представляет собой цепь зависимостей, или говоря более четким, специальным и точным языком, сеть функций» (Ельмслев Л. Понятие управления //История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть II. М, 1960).

Слайд 22






Базовые теоретические положения структурализма

 Строгое ограничение объекта исследования, 
 языковая деятельность   
 речь 				язык				
                     диахрония                                        синхрония  
  
внешние функции 			внутреннняя 
                                                                    структура 
Предмет -  язык  как синхронно  существующая 
структура социальных инвариантов
Описание слайда:
Базовые теоретические положения структурализма  Строгое ограничение объекта исследования, языковая деятельность   речь язык      диахрония синхрония   внешние функции внутреннняя структура Предмет -  язык как синхронно существующая структура социальных инвариантов

Слайд 23













Базовые теоретические положения структурализма
Признание целостности языка,
 характеристика каждого его элемента  через указание на его отношения с другими элементами той же языковой системы, 
а не через перечисление его физических или иных субстанциональных свойств.
Признание языка сложно организованной многоуровневой системой, 
преимущественное внимание к описанию «нижних» уровней языковой системы – 
фонологического и морфемного.
 
Описание слайда:
Базовые теоретические положения структурализма Признание целостности языка, характеристика каждого его элемента через указание на его отношения с другими элементами той же языковой системы, а не через перечисление его физических или иных субстанциональных свойств. Признание языка сложно организованной многоуровневой системой, преимущественное внимание к описанию «нижних» уровней языковой системы – фонологического и морфемного.  

Слайд 24





Базовые теоретические положения структурализма
  Выделение двух базовых типов отношений, формирующих системный статус  языковых единиц: 
1) парадигматических,  
2) синтагматических. 
Признание семиотической природы языка. 
Различение плана содержания и плана выражения языка в целом и составляющих его единиц. 
Преимущественное внимание к  исследованию единиц плана выражения.
Описание слайда:
Базовые теоретические положения структурализма   Выделение двух базовых типов отношений, формирующих системный статус  языковых единиц: 1) парадигматических,  2) синтагматических. Признание семиотической природы языка. Различение плана содержания и плана выражения языка в целом и составляющих его единиц. Преимущественное внимание к  исследованию единиц плана выражения.

Слайд 25





Структурализм как парадигмальное научное направление
Использование строгих методов лингвистического исследования, исключающих обращение к внеязыковым факторам, к интуиции учёного
Методы структурного анализа 
дистрибутивный анализ, 
метод компонентного анализа, 
метод непосредственно составляющих, 
трансформационный метод.
Описание слайда:
Структурализм как парадигмальное научное направление Использование строгих методов лингвистического исследования, исключающих обращение к внеязыковым факторам, к интуиции учёного Методы структурного анализа дистрибутивный анализ, метод компонентного анализа, метод непосредственно составляющих, трансформационный метод.

Слайд 26





Дистрибутивный анализ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ
Различные текстовые единицы являются вариантами одной языковой единицы, если они находятся отношениях дополнительного  распределения (дополнительной дистрибуции), то  есть никогда не встречаются в одном окружении: (например, слабые  варианты фонемы /а/- [ь], [ъ]- [п’ьтч’ок], [ръзшолс’]
Описание слайда:
Дистрибутивный анализ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ Различные текстовые единицы являются вариантами одной языковой единицы, если они находятся отношениях дополнительного  распределения (дополнительной дистрибуции), то  есть никогда не встречаются в одном окружении: (например, слабые  варианты фонемы /а/- [ь], [ъ]- [п’ьтч’ок], [ръзшолс’]

Слайд 27





ДИСТРИБУТИВНЫЙ АНЛИЗ: эквивалентная дистрибуция 
Различные текстовые единицы являются вариантами одной языковой единицы, если они находятся отношениях   в отношениях свободного чередования, то есть  встречаются в одном окружении, не различая значения (морф –ой и морф –ою - варианты морфемы окончания прилагательного род. пад., шн – чн:  булочная - булошная).
Эквивалентная дистрибуция
Описание слайда:
ДИСТРИБУТИВНЫЙ АНЛИЗ: эквивалентная дистрибуция Различные текстовые единицы являются вариантами одной языковой единицы, если они находятся отношениях в отношениях свободного чередования, то есть  встречаются в одном окружении, не различая значения (морф –ой и морф –ою - варианты морфемы окончания прилагательного род. пад., шн – чн: булочная - булошная). Эквивалентная дистрибуция

Слайд 28





Включение дистрибуций, дистрибуция частичной эквивалентности
Произношение  г-взрывного и  - фрикативного в русском литературном языке, 
 - фрикативное является  свободным вариантом г- взрывного, лишь ограниченного количества слов
Описание слайда:
Включение дистрибуций, дистрибуция частичной эквивалентности Произношение г-взрывного и  - фрикативного в русском литературном языке,  - фрикативное является свободным вариантом г- взрывного, лишь ограниченного количества слов

Слайд 29





Дистрибутивный анализ: КОНТРАСТНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ 
Две текстовые единицы принадлежат к разным языковым единицам, если  они находятся в контрастном распределении, то есть встречаются в частично  тех же окружениях, но с различием в значении, 
например, звуки [м] и [м’] в словах мат’ и м’aт’. 
В КД находятся алломорфы разных фонем
 Контрастная дистрибуция: Соня – Саня, том – там – совпадающие части дистрибуций; он, вон  Аня, Ванна  – несовпадающие части дистрибуций
Описание слайда:
Дистрибутивный анализ: КОНТРАСТНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ Две текстовые единицы принадлежат к разным языковым единицам, если  они находятся в контрастном распределении, то есть встречаются в частично тех же окружениях, но с различием в значении, например, звуки [м] и [м’] в словах мат’ и м’aт’.  В КД находятся алломорфы разных фонем Контрастная дистрибуция: Соня – Саня, том – там – совпадающие части дистрибуций; он, вон  Аня, Ванна – несовпадающие части дистрибуций

Слайд 30





Дистрибутивные классы: диагностические контексты 
 «Диагностическим» контекстом для прилагательных рус. яз. является положение перед словами типа «дом»: 
ср. «большой (красный, кирпичный, пятый) дом». 
Возможность замещения прилагательного в контексте слов типа «очень» дает подкласс качеств, прилагательных, ср. «очень большой (красный)», 
а возможность замещения в контексте слов типа «двадцать» — подкласс порядковых прилагательных, ср. «двадцать первый (пятый)».
Описание слайда:
Дистрибутивные классы: диагностические контексты «Диагностическим» контекстом для прилагательных рус. яз. является положение перед словами типа «дом»: ср. «большой (красный, кирпичный, пятый) дом». Возможность замещения прилагательного в контексте слов типа «очень» дает подкласс качеств, прилагательных, ср. «очень большой (красный)», а возможность замещения в контексте слов типа «двадцать» — подкласс порядковых прилагательных, ср. «двадцать первый (пятый)».

Слайд 31





Оппозиции и оппозитивный метод: Пражский лингвистический кружок , Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон
Центральное понятие- понятие фонологической, или смыслоразличительной оппозиции – звуковое противоположение, способное дифференцировать значение двух слов данного языка.
Понятие фонемы производно от понятия фонологической оппозиции: 
фонема – совокупность дифференциальных признаков, выявляемых в оппозициях
Описание слайда:
Оппозиции и оппозитивный метод: Пражский лингвистический кружок , Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон Центральное понятие- понятие фонологической, или смыслоразличительной оппозиции – звуковое противоположение, способное дифференцировать значение двух слов данного языка. Понятие фонемы производно от понятия фонологической оппозиции: фонема – совокупность дифференциальных признаков, выявляемых в оппозициях

Слайд 32





Компонентный анализ 
Т. П. Ломтев
Отец "мужской кровный прямой родитель в первом поколении".
Отец- мать
           отчим
           дядя
           учитель
           дедушка
Описание слайда:
Компонентный анализ Т. П. Ломтев Отец "мужской кровный прямой родитель в первом поколении". Отец- мать отчим дядя учитель дедушка

Слайд 33





Метод непосредственно составляющих
На предыдущих этапах анализ ДА давал описание статических структур,   МНС позволяет восстановить скрытый от непосредственного наблюдения процесс порождения речи
Метод описания структуры высказывания как иерархической последовательности преобразования простых конструкций в более сложные
Понятие НС обобщает свойства любого сегмента выступать в роли компонента более сложного сегмента
Метод НС   основан на допущении, что всякая сложная единица языка или текста складывается из 2-х  более простых и линейно непересекающихся единиц – ее НС. 
Последние, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие НС вплоть до элементарных.
Изподнизу
 
Изпод     низу
 
Из   под    низ   у
Описание слайда:
Метод непосредственно составляющих На предыдущих этапах анализ ДА давал описание статических структур, МНС позволяет восстановить скрытый от непосредственного наблюдения процесс порождения речи Метод описания структуры высказывания как иерархической последовательности преобразования простых конструкций в более сложные Понятие НС обобщает свойства любого сегмента выступать в роли компонента более сложного сегмента Метод НС основан на допущении, что всякая сложная единица языка или текста складывается из 2-х более простых и линейно непересекающихся единиц – ее НС. Последние, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие НС вплоть до элементарных. Изподнизу   Изпод низу   Из под низ у

Слайд 34





Метод непосредственно составляющих
Казнить
Нельзя
Помиловать
Статую
золотую
пику
держащую
Описание слайда:
Метод непосредственно составляющих Казнить Нельзя Помиловать Статую золотую пику держащую

Слайд 35





Структурализм как парадигмальное научное направление
Трансформационный метод - метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования. 
Результат: выявление глубинных структур, элементарных предложений и набора регулярных трансформаций, модели порождения бесконечного количества правильных предложений
Рабочие строят дом – дом строится рабочими -  строительство дома рабочими
Описание слайда:
Структурализм как парадигмальное научное направление Трансформационный метод - метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования. Результат: выявление глубинных структур, элементарных предложений и набора регулярных трансформаций, модели порождения бесконечного количества правильных предложений Рабочие строят дом – дом строится рабочими - строительство дома рабочими

Слайд 36





Структурализм как парадигмальное научное направление
Структурное языкознание  проявило себя прежде всего в области изучения звуковой стороны языка. 
  методы структурного анализа звуковой стороны языка были перенесены на  исследование и описание принципов структурной организации  других языковых уровней, 
 морфологии,
лексики и 
синтаксиса. 
Универсальность предложенной формальной методологии, 
адаптивность к решению задач описания принципов организации всех уровней языковой системы  
возможность моделирования при помощи данной методологии любого факта культуры, разворачиваемого как текст.
Описание слайда:
Структурализм как парадигмальное научное направление Структурное языкознание проявило себя прежде всего в области изучения звуковой стороны языка. методы структурного анализа звуковой стороны языка были перенесены на исследование и описание принципов структурной организации других языковых уровней, морфологии, лексики и синтаксиса. Универсальность предложенной формальной методологии, адаптивность к решению задач описания принципов организации всех уровней языковой системы  возможность моделирования при помощи данной методологии любого факта культуры, разворачиваемого как текст.

Слайд 37





Структурализм как парадигмальное научное направление
Структурный метод рассматривается как метод проникновения в глубинные структуры, регулирующие разворачивание актуальных фактов языка – текстов, речевых произведений, а также любых  других текстов культуры. 

Глубинные регулирующие структуры носят бессознательный характер, не осознаются субъектами речевых действий, субъектами социальных актов, но тем не менее объективно присутствуют в любом актуальном событии
Описание слайда:
Структурализм как парадигмальное научное направление Структурный метод рассматривается как метод проникновения в глубинные структуры, регулирующие разворачивание актуальных фактов языка – текстов, речевых произведений, а также любых других текстов культуры. Глубинные регулирующие структуры носят бессознательный характер, не осознаются субъектами речевых действий, субъектами социальных актов, но тем не менее объективно присутствуют в любом актуальном событии

Слайд 38





Этапы развития структурализма 
1-й этап – 30-е – 50-е годы  ХХ в. 
2-й этап –  50-е – 60-е гг. 
3-й этап – с начала 70-х годов.
Описание слайда:
Этапы развития структурализма 1-й этап – 30-е – 50-е годы  ХХ в. 2-й этап –  50-е – 60-е гг. 3-й этап – с начала 70-х годов.

Слайд 39





 структурализм выводит за пределы своей компетенции
     причинное объяснение литературы 
     произведение как динамическое событие;
      семантическое измерение произведения, которое оно обретает за счет своего текстового употребления;
  целевые установки автора и интенциональные значения, которые он вкладывает в свое сообщение;
  акты выбора и инновации, осуществляемые в процессе создания произведения; 
коммуникативную ситуацию, 
адресованность текста, требующую учитывать не только его отправителя, но и получателя, 
а также контекст. 
(Г.К. Косиков“Структура” и/или “текст (стратегии современной семиотики)  //http://www.libfl.ru/mimesis/txt/structure.html)
Описание слайда:
структурализм выводит за пределы своей компетенции     причинное объяснение литературы     произведение как динамическое событие;      семантическое измерение произведения, которое оно обретает за счет своего текстового употребления; целевые установки автора и интенциональные значения, которые он вкладывает в свое сообщение; акты выбора и инновации, осуществляемые в процессе создания произведения; коммуникативную ситуацию, адресованность текста, требующую учитывать не только его отправителя, но и получателя, а также контекст. (Г.К. Косиков“Структура” и/или “текст (стратегии современной семиотики)  //http://www.libfl.ru/mimesis/txt/structure.html)

Слайд 40





Постструктрализм: «старые имена», новые предметы анализа
Описание слайда:
Постструктрализм: «старые имена», новые предметы анализа

Слайд 41





Постструктрализм: «старые имена», новые предметы анализа  
Харрис Зеллиг (1909  —1992) — американский лингвист, профессор, один из наиболее известных и влиятельных представителей второго поколения структуралистов. 
Ввел в лингвистику термин «дискурс-анализ»
Труды по семитским языкам, общей теории языка, методологии лингвистических исследований, математической лингвистике и теории информации.
Описание слайда:
Постструктрализм: «старые имена», новые предметы анализа Харрис Зеллиг (1909 —1992) — американский лингвист, профессор, один из наиболее известных и влиятельных представителей второго поколения структуралистов. Ввел в лингвистику термин «дискурс-анализ» Труды по семитским языкам, общей теории языка, методологии лингвистических исследований, математической лингвистике и теории информации.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию