🗊Презентация Структурные и коммуникативные свойства языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №1Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №2Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №3Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №4Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №5Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №6Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №7Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №8Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №9Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №10Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №11Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №12Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №13Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №14Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №15Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №16Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №17Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №18Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №19Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №20Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №21Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №22Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №23Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №24Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №25Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №26Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №27Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №28Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №29Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №30Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №31Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №32Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №33Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №34Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №35Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №36Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №37Структурные и коммуникативные свойства языка, слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Структурные и коммуникативные свойства языка. Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекции по курсу «Русский язык и культура речи»

Тема 1. Структурные и коммуникативные свойства языка
Описание слайда:
Лекции по курсу «Русский язык и культура речи» Тема 1. Структурные и коммуникативные свойства языка

Слайд 2





План
1.1.  Предмет курса «РЯиКР»
1.2.  Понятие языка. Язык - знаковая система
1.3.  Функции языка
1.4.  Язык и речь: соотношение понятий
1.5.  Основные единицы языка и речи. Синтагматические и парадигматические отношения в языке
1.6. РНЯ. Формы существования русского национального языка
Описание слайда:
План 1.1. Предмет курса «РЯиКР» 1.2. Понятие языка. Язык - знаковая система 1.3. Функции языка 1.4. Язык и речь: соотношение понятий 1.5. Основные единицы языка и речи. Синтагматические и парадигматические отношения в языке 1.6. РНЯ. Формы существования русского национального языка

Слайд 3





1.1.  Предмет курса «РЯиКР»

По данным переписи населения России 2002 г., на русском языке в той или иной мере говорят 98% жителей нашей страны. Более половины из них не имеют высшего образования. Данные социологических исследований свидетельствуют о падении уровня речевой культуры практически у всех слоев российского общества. Реальные тексты свидетельствуют о невысоком качестве письменный речи.
Описание слайда:
1.1. Предмет курса «РЯиКР» По данным переписи населения России 2002 г., на русском языке в той или иной мере говорят 98% жителей нашей страны. Более половины из них не имеют высшего образования. Данные социологических исследований свидетельствуют о падении уровня речевой культуры практически у всех слоев российского общества. Реальные тексты свидетельствуют о невысоком качестве письменный речи.

Слайд 4






Проведенный в 2004 г. социологический опрос показал еще одну особенность: около 25% россиян часто встречаются со словами, значения которых не понимают, но только менее 20% из них пытаются узнать значение незнакомых слов. Отметим, что словарный запас не формируется сам по себе, он является результатом общения с разными людьми, чтения, практической работы. Сказанное показывает, что сегодня имеется общественная потребность в повышении речевой культуры.
Описание слайда:
Проведенный в 2004 г. социологический опрос показал еще одну особенность: около 25% россиян часто встречаются со словами, значения которых не понимают, но только менее 20% из них пытаются узнать значение незнакомых слов. Отметим, что словарный запас не формируется сам по себе, он является результатом общения с разными людьми, чтения, практической работы. Сказанное показывает, что сегодня имеется общественная потребность в повышении речевой культуры.

Слайд 5





Чем же отличается вузовский курс от школьного? Что составляет его предмет?
В общеобразовательной школе основное внимание уделяется изучению языка как системы, в вузе же акцент переносится на качество использования этой системы в различных сферах общественной жизни. Владение языком - это важный элемент профессиональной компетенции любого специалиста, но особенно журналиста (учителя, юриста, дипломата и т. д.).
Описание слайда:
Чем же отличается вузовский курс от школьного? Что составляет его предмет? В общеобразовательной школе основное внимание уделяется изучению языка как системы, в вузе же акцент переносится на качество использования этой системы в различных сферах общественной жизни. Владение языком - это важный элемент профессиональной компетенции любого специалиста, но особенно журналиста (учителя, юриста, дипломата и т. д.).

Слайд 6






Предметом курса «РЯиКР» являются нормы русского литературного языка и правила публичного речевого общения, общения с помощью языка в его устной и письменной формах. 
Под публичным общением в широком смысле мы понимаем любое общение вне дома, семьи, компании друзей независимо от числа участников, степени их знакомства и др.
Описание слайда:
Предметом курса «РЯиКР» являются нормы русского литературного языка и правила публичного речевого общения, общения с помощью языка в его устной и письменной формах. Под публичным общением в широком смысле мы понимаем любое общение вне дома, семьи, компании друзей независимо от числа участников, степени их знакомства и др.

Слайд 7





1.2. Понятие языка. Единицы и уровни языка
Язык - знаковая система Следует признать, что ни испортить, ни сохранить язык отдельный человек не в состоянии, и вот почему.
Язык - это определенный код, система знаков и правил их употребления. Эта система (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, фонемы, интонация), морфемного (морфемы - части слова: корень, суффикс, приставки и др.), лексического (слова - лексемы и их значения), морфологического (формы и классы слов), синтаксического (предложения).
Описание слайда:
1.2. Понятие языка. Единицы и уровни языка Язык - знаковая система Следует признать, что ни испортить, ни сохранить язык отдельный человек не в состоянии, и вот почему. Язык - это определенный код, система знаков и правил их употребления. Эта система (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, фонемы, интонация), морфемного (морфемы - части слова: корень, суффикс, приставки и др.), лексического (слова - лексемы и их значения), морфологического (формы и классы слов), синтаксического (предложения).

Слайд 8





Таблица
Описание слайда:
Таблица

Слайд 9






Язык - знаковая система, но языковые знаки - особые и самые сложные знаки. Знаки могут быть искусственными (знаки-информанты) и естественными (знаки-признаки). Например, на дереве появились желтые листья - это признак осени, т. е. это естественный знак. Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки - условны, специально созданы для формирования, хранения и передачи информации. Они служат средством общения людей, поэтому их называют коммуникативными или информативными. Языковые знаки - искусственные, они указывают на какой-либо предмет, явление. Так, слово, предложение - языковые знаки.
Описание слайда:
Язык - знаковая система, но языковые знаки - особые и самые сложные знаки. Знаки могут быть искусственными (знаки-информанты) и естественными (знаки-признаки). Например, на дереве появились желтые листья - это признак осени, т. е. это естественный знак. Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки - условны, специально созданы для формирования, хранения и передачи информации. Они служат средством общения людей, поэтому их называют коммуникативными или информативными. Языковые знаки - искусственные, они указывают на какой-либо предмет, явление. Так, слово, предложение - языковые знаки.

Слайд 10





1.3.  Функции языка

Язык по своей природе полифункционален, т. е. обладает различными функциями. Важнейшая функция языка - коммуникативная. Это значит, что язык служит средством общения, для передачи и получения информации, но не любой, а доступной для понимания и важной для поведения того, кому эта информация адресована. Так, мы пройдем мимо информации, не понятной нам: «Деструкция гипоталамуса в верхней части гипофиза в результате неопластической или гранулематозной инфильтрации может обусловить развитие клинической картины НД». Мы не считаем информативной всем известную информацию: «Волга впадает в Каспийское море».
Описание слайда:
1.3. Функции языка Язык по своей природе полифункционален, т. е. обладает различными функциями. Важнейшая функция языка - коммуникативная. Это значит, что язык служит средством общения, для передачи и получения информации, но не любой, а доступной для понимания и важной для поведения того, кому эта информация адресована. Так, мы пройдем мимо информации, не понятной нам: «Деструкция гипоталамуса в верхней части гипофиза в результате неопластической или гранулематозной инфильтрации может обусловить развитие клинической картины НД». Мы не считаем информативной всем известную информацию: «Волга впадает в Каспийское море».

Слайд 11






Вторая функция, теснейшим образом связанная с первой, - мыслительная, или когнитивная (от лат.cognitio). Коммуникативная и когнитивная функции - обусловливают друг друга. Говорить - значит выражать свои мысли.
Описание слайда:
Вторая функция, теснейшим образом связанная с первой, - мыслительная, или когнитивная (от лат.cognitio). Коммуникативная и когнитивная функции - обусловливают друг друга. Говорить - значит выражать свои мысли.

Слайд 12






Третья функция языка - познавательная - аккумулятивная, то есть накопительная. Большая часть того, что знает человек, пришла к нему при помощи языка. Мы не были в Африке, но мы знаем, что там есть пустыни, гориллы, злые крокодилы, река Нил, Конго, озеро Чад...
Описание слайда:
Третья функция языка - познавательная - аккумулятивная, то есть накопительная. Большая часть того, что знает человек, пришла к нему при помощи языка. Мы не были в Африке, но мы знаем, что там есть пустыни, гориллы, злые крокодилы, река Нил, Конго, озеро Чад...

Слайд 13





Другие функции языка
номинативная, или назывная, когда человек, познавая мир, называет предметы и явления: Александр Македонский, Солнце, Черная речка, абонемент;
регулятивная, когда говорящий непосредственно воздействует на адресата: Который час? Позвоните мне! Не надо лишних слов;
эстетическая, которая реализуется в сфере творчества;
эмоционально-экспрессивная, которая позволяет человеку выражать свои мысли, чувства, ощущения, переживания;
фатическая, или контактоустанавливающая, когда человеку нужно вступить в разговор (окликнуть, поприветствовать, напомнить о себе), выйти из него (попрощаться, поблагодарить). Эту функцию некоторые ученые не выделяют и относят ее к регулятивной;
метаязыковая (функция исследования и описания языка) и др.
Описание слайда:
Другие функции языка номинативная, или назывная, когда человек, познавая мир, называет предметы и явления: Александр Македонский, Солнце, Черная речка, абонемент; регулятивная, когда говорящий непосредственно воздействует на адресата: Который час? Позвоните мне! Не надо лишних слов; эстетическая, которая реализуется в сфере творчества; эмоционально-экспрессивная, которая позволяет человеку выражать свои мысли, чувства, ощущения, переживания; фатическая, или контактоустанавливающая, когда человеку нужно вступить в разговор (окликнуть, поприветствовать, напомнить о себе), выйти из него (попрощаться, поблагодарить). Эту функцию некоторые ученые не выделяют и относят ее к регулятивной; метаязыковая (функция исследования и описания языка) и др.

Слайд 14





1.4.  Язык и речь: соотношение понятий

Язык – это система знаков, а речь – это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности.	Именно речь представляет собой способ реализации всех функций языка и прежде всего  - коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ  на те или иные события действительности ( в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка, преднамеренна и ориентируется на определенную цель.
Описание слайда:
1.4. Язык и речь: соотношение понятий Язык – это система знаков, а речь – это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности. Именно речь представляет собой способ реализации всех функций языка и прежде всего - коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности ( в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка, преднамеренна и ориентируется на определенную цель.

Слайд 15





Признаки речи
Речь, прежде всего,  материальна – в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (иногда отличных от данного языка, например, в другой графической системе (латинице, иероглифическом письме) или с помощью значков, формул рисунков и пр.)
Описание слайда:
Признаки речи Речь, прежде всего, материальна – в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (иногда отличных от данного языка, например, в другой графической системе (латинице, иероглифическом письме) или с помощью значков, формул рисунков и пр.)

Слайд 16






 Речь зависит от конкретной ситуации, развертывается во времени и реализуется в пространстве.
Описание слайда:
Речь зависит от конкретной ситуации, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

Слайд 17






Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно она всегда конкретна и неповторима.
Описание слайда:
Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно она всегда конкретна и неповторима.

Слайд 18






Речь развертывается линейно, то есть мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности. Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном  (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п.
Описание слайда:
Речь развертывается линейно, то есть мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности. Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п.

Слайд 19






Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т. д.  То есть материальность речи можно иллюстрировать разными примерами. Язык же, в отличие от речи, идеален, то есть он существует вне речи как целое только в сознании говорящих на этом языке или изучающих этот язык, а также как части этого целого – в различных словарях и справочниках.
Описание слайда:
Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т. д. То есть материальность речи можно иллюстрировать разными примерами. Язык же, в отличие от речи, идеален, то есть он существует вне речи как целое только в сознании говорящих на этом языке или изучающих этот язык, а также как части этого целого – в различных словарях и справочниках.

Слайд 20






Речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи. И речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств, выбирая наиболее подходящие сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями.
Описание слайда:
Речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи. И речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств, выбирая наиболее подходящие сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями.

Слайд 21






Без речи невозможен язык, и наоборот, речь – необходимое условие существования языка.
Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым  (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т. д.
Описание слайда:
Без речи невозможен язык, и наоборот, речь – необходимое условие существования языка. Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т. д.

Слайд 22





1.5  Синтагматические и парадигматические отношения в языке

Язык - это система. Язык имеет иерархическую организацию, иными словами, в нем выделяются различные уровни (от низшего к высшему), каждому из которых соответствует определенная языковая единица.
Основным знаком, используемым для кодирования информации о мире, является слово. Его нельзя заменить никакой вещью.
Описание слайда:
1.5 Синтагматические и парадигматические отношения в языке Язык - это система. Язык имеет иерархическую организацию, иными словами, в нем выделяются различные уровни (от низшего к высшему), каждому из которых соответствует определенная языковая единица. Основным знаком, используемым для кодирования информации о мире, является слово. Его нельзя заменить никакой вещью.

Слайд 23






Между единицами языковой системы устанавливаются определенные отношения. «Механизм» языка основан на том, что каждая языковая единица входит в два перекрещивающихся ряда. Один ряд, линейный, горизонтальный, мы непосредственно наблюдаем в тексте: это синтагматический ряд, где сочетаются единицы одного уровня (от греч. syntagma – нечто соединенное). При этом единицы более низкого уровня служат строительным материалом для единиц более высокого уровня. Примером синтагматических отношений могут служить сочетаемость звуков: [гóрът мΛсквá]; грамматическая сочетаемость слов и морфем: играть в футбол, играть на скрипке; синий шар, синяя тетрадь, под+окон+ник; лексическая сочетаемость: письменный стол, работать за столом и др.
Описание слайда:
Между единицами языковой системы устанавливаются определенные отношения. «Механизм» языка основан на том, что каждая языковая единица входит в два перекрещивающихся ряда. Один ряд, линейный, горизонтальный, мы непосредственно наблюдаем в тексте: это синтагматический ряд, где сочетаются единицы одного уровня (от греч. syntagma – нечто соединенное). При этом единицы более низкого уровня служат строительным материалом для единиц более высокого уровня. Примером синтагматических отношений могут служить сочетаемость звуков: [гóрът мΛсквá]; грамматическая сочетаемость слов и морфем: играть в футбол, играть на скрипке; синий шар, синяя тетрадь, под+окон+ник; лексическая сочетаемость: письменный стол, работать за столом и др.

Слайд 24






Второй ряд – нелинейный, вертикальный, не данный в непосредственном наблюдении. Это парадигматический ряд, т. е. данная единица и другие единицы того же уровня, связанные с ней той или иной ассоциацией – формальным, содержательным сходством, противоположностью и другими отношениями (от греч. paradeigma – пример, образец). Пример:  парадигма (образец) склонения или спряжения слова: дом, ~а, ~у …; иду, ~ешь, ~ет … Парадигмы образуют взаимосвязанные значения одного и того же многозначного слова (стол – 1. предмет мебели; 2. еда, питание; 3. отделение в учреждении); синонимические ряды (хладнокровный, сдержанный, невозмутимый, уравновешенный, спокойный); антонимические пары (широкий – узкий, открыть – закрыть) и др.
Описание слайда:
Второй ряд – нелинейный, вертикальный, не данный в непосредственном наблюдении. Это парадигматический ряд, т. е. данная единица и другие единицы того же уровня, связанные с ней той или иной ассоциацией – формальным, содержательным сходством, противоположностью и другими отношениями (от греч. paradeigma – пример, образец). Пример: парадигма (образец) склонения или спряжения слова: дом, ~а, ~у …; иду, ~ешь, ~ет … Парадигмы образуют взаимосвязанные значения одного и того же многозначного слова (стол – 1. предмет мебели; 2. еда, питание; 3. отделение в учреждении); синонимические ряды (хладнокровный, сдержанный, невозмутимый, уравновешенный, спокойный); антонимические пары (широкий – узкий, открыть – закрыть) и др.

Слайд 25






Языковые единицы, таким образом, хранятся в нашем языковом сознании не изолированно, а как взаимосвязанные элементы своеобразных «блоков» – парадигм. 
Итак, системность языка проявляется в его уровневой организации, существовании различных языковых единиц, находящихся между собой в определенных отношениях.
Описание слайда:
Языковые единицы, таким образом, хранятся в нашем языковом сознании не изолированно, а как взаимосвязанные элементы своеобразных «блоков» – парадигм. Итак, системность языка проявляется в его уровневой организации, существовании различных языковых единиц, находящихся между собой в определенных отношениях.

Слайд 26





1.6 Русский национальный язык. Формы существования РНЯ

Согласно Конституции 1993 года, русский язык – это государственный язык РФ, т. е. это средство межнационального общения многих народов нашей страны. Основная масса людей, говорящих на русском языке, проживает в России – 143,7 млн. Около 90 млн. владеют русским языком на территории стран СНГ. Это значит, что сейчас порядка 250 млн. человек в той или иной степени владеют русским языком, причем многие из них считают его родным (163 млн.).
Описание слайда:
1.6 Русский национальный язык. Формы существования РНЯ Согласно Конституции 1993 года, русский язык – это государственный язык РФ, т. е. это средство межнационального общения многих народов нашей страны. Основная масса людей, говорящих на русском языке, проживает в России – 143,7 млн. Около 90 млн. владеют русским языком на территории стран СНГ. Это значит, что сейчас порядка 250 млн. человек в той или иной степени владеют русским языком, причем многие из них считают его родным (163 млн.).

Слайд 27






Русский язык является международным. Он принят в число шести языков в качестве официальных языков ООН. Известно, что все документы ООН готовятся на английском, арабском, испанском, китайском, французском и русском языках. Действительно, по распространенности русский язык занимает пятое место в мире (первое – китайский (1,5 млрд. чел.), второе – английский (более 400 млн. чел.), третье – хинди (320 млн.чел.) и урду, четвертое – испанский (300 млн. чел).
Описание слайда:
Русский язык является международным. Он принят в число шести языков в качестве официальных языков ООН. Известно, что все документы ООН готовятся на английском, арабском, испанском, китайском, французском и русском языках. Действительно, по распространенности русский язык занимает пятое место в мире (первое – китайский (1,5 млрд. чел.), второе – английский (более 400 млн. чел.), третье – хинди (320 млн.чел.) и урду, четвертое – испанский (300 млн. чел).

Слайд 28






Русский язык – язык русской нации. Нация (лат. племя, народ) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на общности территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера. Историческая справка такова: по происхождению русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы (ветви) индоевропейской семьи языков. Самыми близкими родственниками являются белорусский и украинский языки.
Описание слайда:
Русский язык – язык русской нации. Нация (лат. племя, народ) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на общности территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера. Историческая справка такова: по происхождению русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы (ветви) индоевропейской семьи языков. Самыми близкими родственниками являются белорусский и украинский языки.

Слайд 29





Формы существования РНЯ
Литературный язык
Просторечие
Диалекты
Жаргоны
Описание слайда:
Формы существования РНЯ Литературный язык Просторечие Диалекты Жаргоны

Слайд 30





Русский литературный язык
Литературный язык - высшая форма национального языка, основная, письменно закрепленная форма национального языка. Она используется в науке, в образовании, в печати, на радио, телевидении, в государственных учреждениях, обслуживает такие области человеческой жизни и деятельности, как бытовое и межнациональное общение, политику, науку, культуру, законодательство и делопроизводство. Так как это язык всей нации, он стоит над всеми другими разновидностями языка.
Описание слайда:
Русский литературный язык Литературный язык - высшая форма национального языка, основная, письменно закрепленная форма национального языка. Она используется в науке, в образовании, в печати, на радио, телевидении, в государственных учреждениях, обслуживает такие области человеческой жизни и деятельности, как бытовое и межнациональное общение, политику, науку, культуру, законодательство и делопроизводство. Так как это язык всей нации, он стоит над всеми другими разновидностями языка.

Слайд 31





Основные свойства литературного языка
Обработанность
Устойчивость
Обязательность
Наличие нормы, кодификация
Многофункциональность - наличие функциональных стилей
Описание слайда:
Основные свойства литературного языка Обработанность Устойчивость Обязательность Наличие нормы, кодификация Многофункциональность - наличие функциональных стилей

Слайд 32





Определение термина кодификация
Кодификация – это фиксация или закрепление в  словарях, справочниках и грамматиках норм и правил, которые должны соблюдаться в устной и письменной речи (например, правильное ударение: маркетинг, договор, каталог, красивее, обеспечение, намерение).
Описание слайда:
Определение термина кодификация Кодификация – это фиксация или закрепление в словарях, справочниках и грамматиках норм и правил, которые должны соблюдаться в устной и письменной речи (например, правильное ударение: маркетинг, договор, каталог, красивее, обеспечение, намерение).

Слайд 33






Литературный язык воспринимается нами как образцовый. Это язык художественных произведений и произведений печати, рекламы, школы, вуза, это язык официального телевещания, это язык государственного и делового общения.
Описание слайда:
Литературный язык воспринимается нами как образцовый. Это язык художественных произведений и произведений печати, рекламы, школы, вуза, это язык официального телевещания, это язык государственного и делового общения.

Слайд 34






Все перечисленное выше отличает литературный язык от нелитературного: просторечия, диалектов, жаргонов, которые являются разновидностями национального языка (формами его существования), используемыми преимущественно в устной форме.
Описание слайда:
Все перечисленное выше отличает литературный язык от нелитературного: просторечия, диалектов, жаргонов, которые являются разновидностями национального языка (формами его существования), используемыми преимущественно в устной форме.

Слайд 35





Просторечие
Просторечие - это форма существования национального языка, которая занимает промежуточное положение между разговорной формой литературного языка и территориальными диалектами. В своей основной функции просторечие обслуживает коммуникацию недостаточно грамотных и недостаточно культурных слоев городского населения. Просторечие отличает нарушение разговорно-литературных  норм и привнесение в речь диалектных черт. Но просторечию свойственна и вторичная функция: элементы просторечия отличаются яркой экспрессией, выразительностью. Они используются носителями ЛЯ с целью сообщения речи экспрессии (выразительности).
Описание слайда:
Просторечие Просторечие - это форма существования национального языка, которая занимает промежуточное положение между разговорной формой литературного языка и территориальными диалектами. В своей основной функции просторечие обслуживает коммуникацию недостаточно грамотных и недостаточно культурных слоев городского населения. Просторечие отличает нарушение разговорно-литературных норм и привнесение в речь диалектных черт. Но просторечию свойственна и вторичная функция: элементы просторечия отличаются яркой экспрессией, выразительностью. Они используются носителями ЛЯ с целью сообщения речи экспрессии (выразительности).

Слайд 36





Диалект
Диалект представляет собой разновидность национального языка, которая характерна для определенной территории. Диалекты существуют только в устной форме и сохраняет свои фонетические, грамматические и лексические особенности.
Описание слайда:
Диалект Диалект представляет собой разновидность национального языка, которая характерна для определенной территории. Диалекты существуют только в устной форме и сохраняет свои фонетические, грамматические и лексические особенности.

Слайд 37





Жаргон
Жаргон – разновидность речи, свойственная определенным социальным и профессиональным группам людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения. Иногда как синоним используют слово арго. Но арго - это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров, картежников, мошенников.
Описание слайда:
Жаргон Жаргон – разновидность речи, свойственная определенным социальным и профессиональным группам людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения. Иногда как синоним используют слово арго. Но арго - это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров, картежников, мошенников.

Слайд 38






В отличие от нелитературного языка литературный – это общенародная форма существования языка, не имеющая территориальных или социальных ограничений, используемая как в устной, так и письменной речи.
Литературный язык – это живой организм и его постоянное обновление, развитие, обогащение происходит не только в результате изменения социальных условий, но и благодаря влиянию народных говоров. Например, некогда диалектное слово зря теперь входит на правах литературного в синонимичный ряд слов: бесцельно, напрасно, без надобности. А сколько бывших диалектных слов пополняет эмоционально-оценочную лексику литературной разговорной речи: бубнить, лебезить, нудный и др.!
Описание слайда:
В отличие от нелитературного языка литературный – это общенародная форма существования языка, не имеющая территориальных или социальных ограничений, используемая как в устной, так и письменной речи. Литературный язык – это живой организм и его постоянное обновление, развитие, обогащение происходит не только в результате изменения социальных условий, но и благодаря влиянию народных говоров. Например, некогда диалектное слово зря теперь входит на правах литературного в синонимичный ряд слов: бесцельно, напрасно, без надобности. А сколько бывших диалектных слов пополняет эмоционально-оценочную лексику литературной разговорной речи: бубнить, лебезить, нудный и др.!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию