🗊Текстоведение § 9. Текст как произведение речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №1Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №2Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №3Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №4Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №5Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №6Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №7Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №8Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №9Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №10Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №11Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №12Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №13Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №14Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать Текстоведение § 9. Текст как произведение речи. Презентация содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Текстоведение

§ 9. Текст как произведение речи
Описание слайда:
Текстоведение § 9. Текст как произведение речи

Слайд 2





Цель урока:
1) повторить сведения о текстоведении как разделе лингвистики и о тексте как речевом произведении; 2) расширить и углубить представление об этапах работы по созданию текста.
Описание слайда:
Цель урока: 1) повторить сведения о текстоведении как разделе лингвистики и о тексте как речевом произведении; 2) расширить и углубить представление об этапах работы по созданию текста.

Слайд 3





Текстоведение как раздел лингвистики.
Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно- выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности.
                           Г.Я.Солганик. Солганик Григорий Яковлевич -  доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, автор ряда работ по стилистике массовой коммуникации.
Описание слайда:
Текстоведение как раздел лингвистики. Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно- выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности. Г.Я.Солганик. Солганик Григорий Яковлевич -  доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, автор ряда работ по стилистике массовой коммуникации.

Слайд 4





В разделе текстоведение изучаются тексты как связные речевые произведения: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений. 
Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу:
единство темы и наличие главной мысли
             и грамматически.
Описание слайда:
В разделе текстоведение изучаются тексты как связные речевые произведения: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений. Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу: единство темы и наличие главной мысли и грамматически.

Слайд 5





Занимались текстоведением лингвисты
ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1895-1969)
Описание слайда:
Занимались текстоведением лингвисты ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1895-1969)

Слайд 6





Текстоведческий анализ(№360).
Тема текста – «Дружба медведя с котом», 
идея – «Несмотря на то что медведи и семейство кошачьих являются врагами, между отдельными представителями этих хищников может завязаться настоящая дружба». 
В этом тексте использованы все типы речи, так как в нём рассказывается о том, что происходит в Берлинском зоопарке: о зарождении дружбы медведя и кота, её развитии; описывается поведение животных по отношению друг к другу; автор статьи размышляет о невозможности такой ситуации в дикой природе, о дальнейшей судьбе участников событий. 
Стиль текста художественно-публицистический: автор в рамках журнальной статьи стремится воздействовать на чувства читателя: убедить его в возможности дружбы между отдельными представителями хищников, вызвать удивление происходящим. В статье описан конкретный случай, ярко и образно обрисованы поведение животных и чувства посетителей зоопарка. 
Для характеристики персонажей автор использует лексические средства выразительности – контекстные синонимы: бурый медведь – огромный медведь – косолапый сосед – хозяин вольера; чёрный кот – товарищ – чёрный питомец». 
Чтобы привлечь внимание читателя именно к этой журнальной статье, необходим такой заголовок, который может вызвать интерес, например «Невероятная дружба», «Дружба вопреки вражде».
Описание слайда:
Текстоведческий анализ(№360). Тема текста – «Дружба медведя с котом», идея – «Несмотря на то что медведи и семейство кошачьих являются врагами, между отдельными представителями этих хищников может завязаться настоящая дружба». В этом тексте использованы все типы речи, так как в нём рассказывается о том, что происходит в Берлинском зоопарке: о зарождении дружбы медведя и кота, её развитии; описывается поведение животных по отношению друг к другу; автор статьи размышляет о невозможности такой ситуации в дикой природе, о дальнейшей судьбе участников событий. Стиль текста художественно-публицистический: автор в рамках журнальной статьи стремится воздействовать на чувства читателя: убедить его в возможности дружбы между отдельными представителями хищников, вызвать удивление происходящим. В статье описан конкретный случай, ярко и образно обрисованы поведение животных и чувства посетителей зоопарка. Для характеристики персонажей автор использует лексические средства выразительности – контекстные синонимы: бурый медведь – огромный медведь – косолапый сосед – хозяин вольера; чёрный кот – товарищ – чёрный питомец». Чтобы привлечь внимание читателя именно к этой журнальной статье, необходим такой заголовок, который может вызвать интерес, например «Невероятная дружба», «Дружба вопреки вражде».

Слайд 7





№360(2)
Безударные гласные в корне слова
Описание слайда:
№360(2) Безударные гласные в корне слова

Слайд 8





 Этапы создания текста. 
1. Речевой замысел(тема, основная мысль).
2.Обдумывание содержания(рабочие материалы).
3.Создание речевого произведения.
4.Редактирование(правка).
Правка текста нужна для того, чтобы:
1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;
2) добиться ясности и четкости формулировок;
3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;
       4) устранить шероховатости языка и стиля;
5) технически обработать рукопись.
Описание слайда:
Этапы создания текста. 1. Речевой замысел(тема, основная мысль). 2.Обдумывание содержания(рабочие материалы). 3.Создание речевого произведения. 4.Редактирование(правка). Правка текста нужна для того, чтобы: 1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки; 2) добиться ясности и четкости формулировок; 3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей; 4) устранить шероховатости языка и стиля; 5) технически обработать рукопись.

Слайд 9





№364
прежде всего нужно определить замысел текста.
		Предположим, нужно донести до читателя мысль о том, что щенок был давней мечтой автора создаваемого текста, который хотел сам вырастить и воспитать маленького щенка, чтобы тот стал настоящим другом. Тогда ключевые слова могут быть такими: мечтал, обещали, День рождения, радость, забавный, неуклюжий, смешной, беспомощный, воспитывать, обучать, заниматься, лучший друг, замечательный, счастливый день.
Описание слайда:
№364 прежде всего нужно определить замысел текста. Предположим, нужно донести до читателя мысль о том, что щенок был давней мечтой автора создаваемого текста, который хотел сам вырастить и воспитать маленького щенка, чтобы тот стал настоящим другом. Тогда ключевые слова могут быть такими: мечтал, обещали, День рождения, радость, забавный, неуклюжий, смешной, беспомощный, воспитывать, обучать, заниматься, лучший друг, замечательный, счастливый день.

Слайд 10


Текстоведение   § 9. Текст как произведение речи, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





№366
Выражению мысли о том, что в природе не бывает абсолютно вредного или абсолютно полезного животного, способствуют ключевые слова, с помощью которых автор создаёт представление о вреде и пользе, которую приносят одни и те же птицы и животные: «противная» -- очень полезное, красавица – опасный вредитель, говорили – видите, очень полезные – грабят, слышали – видите, большой вред – большую пользу, враг – друг, «противно» -- «красиво», абсолютно вредного – абсолютно полезного, вред – польза.
Описание слайда:
№366 Выражению мысли о том, что в природе не бывает абсолютно вредного или абсолютно полезного животного, способствуют ключевые слова, с помощью которых автор создаёт представление о вреде и пользе, которую приносят одни и те же птицы и животные: «противная» -- очень полезное, красавица – опасный вредитель, говорили – видите, очень полезные – грабят, слышали – видите, большой вред – большую пользу, враг – друг, «противно» -- «красиво», абсолютно вредного – абсолютно полезного, вред – польза.

Слайд 12





Тип речи- рассуждение.
тезис (первое предложение),
 аргументы (содержание второго, третьего, четвёртого абзацев), 
вывод (содержание повествовательных предложений в последнем абзаце текста).
Описание слайда:
Тип речи- рассуждение. тезис (первое предложение), аргументы (содержание второго, третьего, четвёртого абзацев), вывод (содержание повествовательных предложений в последнем абзаце текста).

Слайд 13






для усиления авторской мысли используется лексический повтор (очень полезное (животное) – очень полезные (птицы), большой вред – большую пользу, абсолютно вредного – абсолютно полезного). 
антонимы (вред – польза, враг – друг, вредный – полезный),  контекстные антонимы («противная» -- полезное, красавица – вредитель, «противно» -- красиво).
синонимы(животные, птицы, насекомые…)
Автор умело использовал  языковые средства.
Описание слайда:
для усиления авторской мысли используется лексический повтор (очень полезное (животное) – очень полезные (птицы), большой вред – большую пользу, абсолютно вредного – абсолютно полезного). антонимы (вред – польза, враг – друг, вредный – полезный), контекстные антонимы («противная» -- полезное, красавица – вредитель, «противно» -- красиво). синонимы(животные, птицы, насекомые…) Автор умело использовал языковые средства.

Слайд 14





№367
Описание слайда:
№367

Слайд 15






1.горизонтальное расположение полотна помогает подчеркнуть необъятность открывающегося пространства, идею непрекращающегося движения в этом безбрежном просторе гордых и свободных птиц. 
2. простор, свободный, вольный, необъятный, безбрежный, бесконечный, голубой, белоснежный, полёт, свет, гармония, красота.
Описание слайда:
1.горизонтальное расположение полотна помогает подчеркнуть необъятность открывающегося пространства, идею непрекращающегося движения в этом безбрежном просторе гордых и свободных птиц. 2. простор, свободный, вольный, необъятный, безбрежный, бесконечный, голубой, белоснежный, полёт, свет, гармония, красота.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию