🗊Презентация Теория и практика литературного редактирования

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Теория и практика литературного редактирования, слайд №1Теория и практика литературного редактирования, слайд №2Теория и практика литературного редактирования, слайд №3Теория и практика литературного редактирования, слайд №4Теория и практика литературного редактирования, слайд №5Теория и практика литературного редактирования, слайд №6Теория и практика литературного редактирования, слайд №7Теория и практика литературного редактирования, слайд №8Теория и практика литературного редактирования, слайд №9Теория и практика литературного редактирования, слайд №10Теория и практика литературного редактирования, слайд №11Теория и практика литературного редактирования, слайд №12Теория и практика литературного редактирования, слайд №13Теория и практика литературного редактирования, слайд №14Теория и практика литературного редактирования, слайд №15Теория и практика литературного редактирования, слайд №16Теория и практика литературного редактирования, слайд №17Теория и практика литературного редактирования, слайд №18Теория и практика литературного редактирования, слайд №19Теория и практика литературного редактирования, слайд №20Теория и практика литературного редактирования, слайд №21Теория и практика литературного редактирования, слайд №22Теория и практика литературного редактирования, слайд №23Теория и практика литературного редактирования, слайд №24Теория и практика литературного редактирования, слайд №25Теория и практика литературного редактирования, слайд №26Теория и практика литературного редактирования, слайд №27Теория и практика литературного редактирования, слайд №28Теория и практика литературного редактирования, слайд №29Теория и практика литературного редактирования, слайд №30Теория и практика литературного редактирования, слайд №31Теория и практика литературного редактирования, слайд №32Теория и практика литературного редактирования, слайд №33Теория и практика литературного редактирования, слайд №34Теория и практика литературного редактирования, слайд №35Теория и практика литературного редактирования, слайд №36Теория и практика литературного редактирования, слайд №37Теория и практика литературного редактирования, слайд №38Теория и практика литературного редактирования, слайд №39Теория и практика литературного редактирования, слайд №40Теория и практика литературного редактирования, слайд №41Теория и практика литературного редактирования, слайд №42Теория и практика литературного редактирования, слайд №43Теория и практика литературного редактирования, слайд №44Теория и практика литературного редактирования, слайд №45

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Теория и практика литературного редактирования. Доклад-сообщение содержит 45 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Магистратура
Семестр 2

Тема 4 Анализ структуры текста СМИ
Описание слайда:
Магистратура Семестр 2 Тема 4 Анализ структуры текста СМИ

Слайд 2







Структурный срез текста, его место в аналитическом алгоритме. 
	Составляющие структурного среза текста.

Методика анализа структурных составляющих текста (логика, композиция материала, структурный стандарт)

Логическая структура текста (логика):
основные единицы логической структуры текста – имя, высказывание, средства логической связи 
языковые (объективные, субъективные), 
графические, 
композиционные,
логическая цепочка текста, 
законы формальной логики
Описание слайда:
Структурный срез текста, его место в аналитическом алгоритме. Составляющие структурного среза текста. Методика анализа структурных составляющих текста (логика, композиция материала, структурный стандарт) Логическая структура текста (логика): основные единицы логической структуры текста – имя, высказывание, средства логической связи языковые (объективные, субъективные), графические, композиционные, логическая цепочка текста, законы формальной логики

Слайд 3





Литература

1. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М. .: Издательство ИКАР , 2004. – Логические основы редактирования текста (Логика изложения; Приемы анализа текста с логической стороны; Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста). – С. 55-74.
2. Стилистика и литературное редактирование / под ред. проф. В.И. Максимова. - Ч. III, Гл. 4. Работа редактора с логической основой текста. – С. 481-497.
3. Шишлянникова А. М. Литературное редактирование медиатекстов: теория и практика : учебное пособие / А. М. Шишлянникова, И. В. Хорошунова. – Воронеж : факультет журналистики ВГУ, 2017. – С. 18-33 (37 + смысловые ошибки).
4. Приходько А.И. Специфические черты аргументации в медиа // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18 (215). Вып. 27. С. 25-30.
5. Булатова С. Н. Логика и теория аргументации : учебное пособие  студентов вузов. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2016.
 
6. Тертычный А.А. Логическая культура журналиста : учеб. пособ. для вузов. М., 2005. 394 с.
Описание слайда:
Литература 1. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М. .: Издательство ИКАР , 2004. – Логические основы редактирования текста (Логика изложения; Приемы анализа текста с логической стороны; Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста). – С. 55-74. 2. Стилистика и литературное редактирование / под ред. проф. В.И. Максимова. - Ч. III, Гл. 4. Работа редактора с логической основой текста. – С. 481-497. 3. Шишлянникова А. М. Литературное редактирование медиатекстов: теория и практика : учебное пособие / А. М. Шишлянникова, И. В. Хорошунова. – Воронеж : факультет журналистики ВГУ, 2017. – С. 18-33 (37 + смысловые ошибки). 4. Приходько А.И. Специфические черты аргументации в медиа // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18 (215). Вып. 27. С. 25-30. 5. Булатова С. Н. Логика и теория аргументации : учебное пособие студентов вузов. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2016. 6. Тертычный А.А. Логическая культура журналиста : учеб. пособ. для вузов. М., 2005. 394 с.

Слайд 4


Теория и практика литературного редактирования, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Теория и практика литературного редактирования, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Теория и практика литературного редактирования, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7













Ошибки, связанные с неумением устанавливать отношения между 
именами и понятиями
1. Отождествление смежных, но не тождественных понятий: 
Пьеса «На дне» потрясла людей своей нищетой 
(надо: изображаемой нищетой. Здесь отождествляются понятия нищета и изображение нищеты в пьесе. Находясь объективно в отношениях исключения (внеположенности), в данном контексте они выступают как смежные, взаимосвязанные, но не тождественные); 
Планы лесонасаждений нужно обеспечить необходимой земельной площадью 
(надо: лесонасаждения нужно обеспечить… – отождествляются смежные, взаимосвязанные понятия лесонасаждения и планы лесонасаждений).
2. Представление тождественных понятий как различных: 
В романе подчеркивается связь преемственности семейных традиций 
(связь и преемственность – одно и то же).
3. Объединение в один ряд перекрещивающихся понятий: 
В больнице меня навещали соседские ребята, одноклассники 
(понятия соседские ребята и одноклассники являются перекрещивающимися: соседские ребята могут быть одновременно одноклассниками, а некоторые одноклассники соседями).
4. Объединение в один ряд (при перечислении, сопоставлении и противопоставлении) подчиняющего и подчиненного понятий: 
В августе на рынке много плодов, ягод, фруктов, овощей 
(плоды является подчиняющим, родовым по отношению к видовым ягоды, фрукты, овощи); 
Павел Корчагин хотел быть человеком, а не инвалидом 
(понятие инвалид входит в понятие человек).
5. В качестве родового (подчиняющего) и видовых (подчиненных) понятий выступают понятия, которые таковыми не являются: 
Анальгетики, йод, вата, бинт и другие медикаменты должны постоянно быть в аптечке 
(понятия анальгетики и йод входят в понятие медикаменты, а понятия бинт и вата не входят, это перевязочные средства).
Описание слайда:
Ошибки, связанные с неумением устанавливать отношения между именами и понятиями 1. Отождествление смежных, но не тождественных понятий: Пьеса «На дне» потрясла людей своей нищетой (надо: изображаемой нищетой. Здесь отождествляются понятия нищета и изображение нищеты в пьесе. Находясь объективно в отношениях исключения (внеположенности), в данном контексте они выступают как смежные, взаимосвязанные, но не тождественные); Планы лесонасаждений нужно обеспечить необходимой земельной площадью (надо: лесонасаждения нужно обеспечить… – отождествляются смежные, взаимосвязанные понятия лесонасаждения и планы лесонасаждений). 2. Представление тождественных понятий как различных: В романе подчеркивается связь преемственности семейных традиций (связь и преемственность – одно и то же). 3. Объединение в один ряд перекрещивающихся понятий: В больнице меня навещали соседские ребята, одноклассники (понятия соседские ребята и одноклассники являются перекрещивающимися: соседские ребята могут быть одновременно одноклассниками, а некоторые одноклассники соседями). 4. Объединение в один ряд (при перечислении, сопоставлении и противопоставлении) подчиняющего и подчиненного понятий: В августе на рынке много плодов, ягод, фруктов, овощей (плоды является подчиняющим, родовым по отношению к видовым ягоды, фрукты, овощи); Павел Корчагин хотел быть человеком, а не инвалидом (понятие инвалид входит в понятие человек). 5. В качестве родового (подчиняющего) и видовых (подчиненных) понятий выступают понятия, которые таковыми не являются: Анальгетики, йод, вата, бинт и другие медикаменты должны постоянно быть в аптечке (понятия анальгетики и йод входят в понятие медикаменты, а понятия бинт и вата не входят, это перевязочные средства).

Слайд 8













Операции с понятиями
С понятиями (общими именами, имеющими устойчивое содержание) в тексте совершаются операции деления, которые должны быть выполнены по строгим правилам.
 
Логическое деление понятий 
проводится на одном логическом основании,
осуществляется последовательно,
предполагает соразмерные и взаимоисключаемые члены деления.
Описание слайда:
Операции с понятиями С понятиями (общими именами, имеющими устойчивое содержание) в тексте совершаются операции деления, которые должны быть выполнены по строгим правилам. Логическое деление понятий проводится на одном логическом основании, осуществляется последовательно, предполагает соразмерные и взаимоисключаемые члены деления.

Слайд 9













Основные правила логического деления понятий
1. Деление должно быть соразмерным. Сумма объемов членов деления (составных частей делимого понятия) должна в точности совпадать с объемом делимого понятия. Возможны две основных разновидности этой ошибки: неполное деление и деление с излишними членами. 
Выделяются следующие виды редакторской правки текста: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка 
(неполное деление, т. к. не указан еще один вид правки – правка-переделка); 
Редакторы бывают научные, технические, художественные и редакторы с ученой степенью 
(лишний член деления – редакторы с ученой степенью).
2. На протяжении всего процесса деления должно строго выдерживаться одно логическое основание (критерий, принцип, признак деления). 
Дома бывают каменные, деревянные и многоэтажные 
(используются два логических основания – 1) материал; 2) количество этажей). 
3. Члены деления должны исключать друг друга. 
Редакторы бывают научные, технические, художественные и редакторы с ученой степенью 
(каждый из трех первых членов деления находится с четвертым в отношении перекрещивания: и научные, и технические, и художественные редакторы могут иметь ученую степень). 
	Эти правила взаимосвязаны, нарушение одного из них влечет за собой нарушение другого.
Описание слайда:
Основные правила логического деления понятий 1. Деление должно быть соразмерным. Сумма объемов членов деления (составных частей делимого понятия) должна в точности совпадать с объемом делимого понятия. Возможны две основных разновидности этой ошибки: неполное деление и деление с излишними членами. Выделяются следующие виды редакторской правки текста: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка (неполное деление, т. к. не указан еще один вид правки – правка-переделка); Редакторы бывают научные, технические, художественные и редакторы с ученой степенью (лишний член деления – редакторы с ученой степенью). 2. На протяжении всего процесса деления должно строго выдерживаться одно логическое основание (критерий, принцип, признак деления). Дома бывают каменные, деревянные и многоэтажные (используются два логических основания – 1) материал; 2) количество этажей). 3. Члены деления должны исключать друг друга. Редакторы бывают научные, технические, художественные и редакторы с ученой степенью (каждый из трех первых членов деления находится с четвертым в отношении перекрещивания: и научные, и технические, и художественные редакторы могут иметь ученую степень). Эти правила взаимосвязаны, нарушение одного из них влечет за собой нарушение другого.

Слайд 10













Ошибки, связанные с нарушением правил логического деления
1. Объединение в один ряд логически неоднородных понятий: 
В хозяйстве он держит 50 гусей, много кур, поросенка, корову, жену неработающую 
(при перечислении автор не соблюдает такие правила «единое логическое основание деления» и «соразмерность деления». При делении понятия хозяйство используются два логических основания: одно из них – домашний скот, другое – члены семьи. В результате нарушается и правило соразмерности деления: получается деление с излишним членом – жена, так как он выделен по другому логическому основанию).
2. Сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий: 
Мама у меня русская, а папа юрист (из выступления В. В. Жириновского). 
При перечислении автор не соблюдает правила логического деления «единое логическое основание деления» и правило исключения. При делении понятия родители используются два логических основания: национальность, профессия. В результате нарушается и правило взаимоисключения членов деления: то, что папа говорящего юрист, не исключает того, что папа тоже русский, как и мама).
	Следует отметить, что установление правильных отношений между понятиями и правила логического деления понятий тесно связаны друг с другом. Одно нарушение может вести к другому.
Описание слайда:
Ошибки, связанные с нарушением правил логического деления 1. Объединение в один ряд логически неоднородных понятий: В хозяйстве он держит 50 гусей, много кур, поросенка, корову, жену неработающую (при перечислении автор не соблюдает такие правила «единое логическое основание деления» и «соразмерность деления». При делении понятия хозяйство используются два логических основания: одно из них – домашний скот, другое – члены семьи. В результате нарушается и правило соразмерности деления: получается деление с излишним членом – жена, так как он выделен по другому логическому основанию). 2. Сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий: Мама у меня русская, а папа юрист (из выступления В. В. Жириновского). При перечислении автор не соблюдает правила логического деления «единое логическое основание деления» и правило исключения. При делении понятия родители используются два логических основания: национальность, профессия. В результате нарушается и правило взаимоисключения членов деления: то, что папа говорящего юрист, не исключает того, что папа тоже русский, как и мама). Следует отметить, что установление правильных отношений между понятиями и правила логического деления понятий тесно связаны друг с другом. Одно нарушение может вести к другому.

Слайд 11


Теория и практика литературного редактирования, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Законы ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ и смысловой анализ текста
При проверке истинности высказывания учитывается его отношение к ситуации (=проверка верифицируемости): определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность (4 закона формальной логики). 
Отношение к ситуации определяется с помощью законов, отражающих свойства человеческого мышления:
Определенность (закон тождества),
Непротиворечивость (закон противоречия),
Последовательность (закон исключения третьего),
Обоснованность (закон достаточного основания).).
Описание слайда:
Законы ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ и смысловой анализ текста При проверке истинности высказывания учитывается его отношение к ситуации (=проверка верифицируемости): определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность (4 закона формальной логики). Отношение к ситуации определяется с помощью законов, отражающих свойства человеческого мышления: Определенность (закон тождества), Непротиворечивость (закон противоречия), Последовательность (закон исключения третьего), Обоснованность (закон достаточного основания).).

Слайд 13





Законы ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ и смысловой анализ текста
Закон тождества:
Каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание.
Предмет рассуждения не должен меняться произвольно, понятия подменяться и смешиваться. 
При несоблюдении закона текст становится неточным, расплывчатым, неконкретным.
Ненамеренное нарушение закона тождества: случайное соскальзывании с темы, неорганизованное, сбивчивое изложение, неудачный подбор слов, неумелое использование синонимов, омонимов, многозначных слов, антонимов, фразеологизмов. 
Намеренное нарушение закона тождества: вырвав  из текста одну фразу, навязать дискуссию и уйти в сторону от проблемы, от основной мысли, разрушить целостность текста. 
Строгое следование закону логического тождества необходимо на всех стадиях работы с текстом: от выбора жанра, заголовка, типа изложения и композиции до подбора стилистических приемов, выразительных средств.
Описание слайда:
Законы ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ и смысловой анализ текста Закон тождества: Каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Предмет рассуждения не должен меняться произвольно, понятия подменяться и смешиваться. При несоблюдении закона текст становится неточным, расплывчатым, неконкретным. Ненамеренное нарушение закона тождества: случайное соскальзывании с темы, неорганизованное, сбивчивое изложение, неудачный подбор слов, неумелое использование синонимов, омонимов, многозначных слов, антонимов, фразеологизмов. Намеренное нарушение закона тождества: вырвав из текста одну фразу, навязать дискуссию и уйти в сторону от проблемы, от основной мысли, разрушить целостность текста. Строгое следование закону логического тождества необходимо на всех стадиях работы с текстом: от выбора жанра, заголовка, типа изложения и композиции до подбора стилистических приемов, выразительных средств.

Слайд 14





Законы логического мышления и смысловой анализ текста
Второй закон логики – закон противоречия (непротиворечивости мышления): 
Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.
Аристотель: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными.
Причины: сбивчивость мышления, недостаточная осведомленность, субъективные издержки.
Было исполнено 26 вокальных номеров, в том числе три танцевальных номера.
Жизнь А. Скафтымова прошла в одном городе. Уроженец села Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии. С детских лет питавший чувство уважения к знаниям, труду, людям труда,; воспитанник Варшавского университета, куда он поступил, круто порвав с домашними планами, он больше тридцати лет стоял за кафедрой Саратовского университета и педагогического института. Получив в 1913 году диплом Варшавского университета, двадцатитрехлетний учитель словесности астраханской и Саратовской гимназий, он не растерял среди монотонных педагогических будней влечение к научному творчеству.
Противоречия контактные в пределах одной фразы или в соседних фразах, противоречия дистантные - отделенные друг от друга значительными по объему участками текста.
Описание слайда:
Законы логического мышления и смысловой анализ текста Второй закон логики – закон противоречия (непротиворечивости мышления): Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Аристотель: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными. Причины: сбивчивость мышления, недостаточная осведомленность, субъективные издержки. Было исполнено 26 вокальных номеров, в том числе три танцевальных номера. Жизнь А. Скафтымова прошла в одном городе. Уроженец села Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии. С детских лет питавший чувство уважения к знаниям, труду, людям труда,; воспитанник Варшавского университета, куда он поступил, круто порвав с домашними планами, он больше тридцати лет стоял за кафедрой Саратовского университета и педагогического института. Получив в 1913 году диплом Варшавского университета, двадцатитрехлетний учитель словесности астраханской и Саратовской гимназий, он не растерял среди монотонных педагогических будней влечение к научному творчеству. Противоречия контактные в пределах одной фразы или в соседних фразах, противоречия дистантные - отделенные друг от друга значительными по объему участками текста.

Слайд 15





Законы логического мышления и смысловой анализ текста
Третий закон логики – закон исключенного (исключения) третьего:
Из двух противоречащих (взаимоисключающих друг друга) высказываний об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении, одно непременно истинно.
Закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.
Редактируя текст, отвергая один из вариантов и принимая другой, редактор сам руководствуется третьим законом логики.
Журналист в результате своего «расследования» явлений жизни выступает либо в поддержку всего нового, передового, прогрессивного…либо непримиримым борцом со всем отжившим, со всеми социальными болячками…
Описание слайда:
Законы логического мышления и смысловой анализ текста Третий закон логики – закон исключенного (исключения) третьего: Из двух противоречащих (взаимоисключающих друг друга) высказываний об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении, одно непременно истинно. Закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения. Редактируя текст, отвергая один из вариантов и принимая другой, редактор сам руководствуется третьим законом логики. Журналист в результате своего «расследования» явлений жизни выступает либо в поддержку всего нового, передового, прогрессивного…либо непримиримым борцом со всем отжившим, со всеми социальными болячками…

Слайд 16





Законы логического мышления и смысловой анализ текста
Четвертый закон логики – закон достаточного основания:
Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.
Закон обеспечивает обоснованность мышления, связность суждений, внутреннее единство текста, надежную доказательность.
Достаточное основание связано с проверкой, оценкой, совершенствованием текстовой аргументации, поэтому в трудных случаях редактор может обратиться за помощью к специалистам.
Всем понятно, какую радость зимой приносит веточка расцветшего гиацинта. Кажется, что в доме поселился волшебник, который устраивает праздник. Такой волшебницей может стать любая женщина, если запасется вазоном до 12 см высотой.
Козьма Прутков «Выдержки из записок моего деда»:
	Дед мой родился в 1720 году. Кончил записки в 1780 году. Значит, они начаты в 1764 году. В записках его видна сила чувств, свежесть впечатлений. Значит, при деревенском воздухе он мог прожить до 70 лет, - стало быть, умер в 1790 году.
Описание слайда:
Законы логического мышления и смысловой анализ текста Четвертый закон логики – закон достаточного основания: Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Закон обеспечивает обоснованность мышления, связность суждений, внутреннее единство текста, надежную доказательность. Достаточное основание связано с проверкой, оценкой, совершенствованием текстовой аргументации, поэтому в трудных случаях редактор может обратиться за помощью к специалистам. Всем понятно, какую радость зимой приносит веточка расцветшего гиацинта. Кажется, что в доме поселился волшебник, который устраивает праздник. Такой волшебницей может стать любая женщина, если запасется вазоном до 12 см высотой. Козьма Прутков «Выдержки из записок моего деда»: Дед мой родился в 1720 году. Кончил записки в 1780 году. Значит, они начаты в 1764 году. В записках его видна сила чувств, свежесть впечатлений. Значит, при деревенском воздухе он мог прожить до 70 лет, - стало быть, умер в 1790 году.

Слайд 17





Законы логического мышления Обобщение Закон тождества
Ошибки, связанные с нарушением закона тождества
1. Неопределенность, возможность двоякого понимания текста. Возникновению подобных ошибок способствует существование в языке омонимов, многозначных слов. 
Проверяя глубину посевов, агроном обошел пятый участок 
(как понимать слово обошел – не зашел на пятый участок или, наоборот, обошел его весь, везде проверил глубину посевов?).
2. Смещение плана изложения (или смещение логического плана). Эта ошибка возникает в том случае, если автор отходит от первоначально высказанной мысли и начинает развивать другую. 
Солнце, воздух и вода – для тела. А хочется чего-то и для души. И очень многого. Особенно для детворы. В поселке же иногда качелей не увидишь, об аттракционах и речи нет.
3. Нагромождение различных по содержанию мыслей в одном абзаце, параграфе или иной единице текста, рассматриваемой как нечто целое по смыслу. 
Руководители хозяйства не обошли вниманием молодых чабанов: на стоянке построены два добротных общежития, вдоволь припасено и кормов 
(постоянное смещение логического плана приводит к тому, что в одном фрагменте текста оказываются различные по содержанию мысли, суждения. Подобные нарушения, в свою очередь, могут приводить к логическим противоречиям и к смысловым ошибкам);
Описание слайда:
Законы логического мышления Обобщение Закон тождества Ошибки, связанные с нарушением закона тождества 1. Неопределенность, возможность двоякого понимания текста. Возникновению подобных ошибок способствует существование в языке омонимов, многозначных слов. Проверяя глубину посевов, агроном обошел пятый участок (как понимать слово обошел – не зашел на пятый участок или, наоборот, обошел его весь, везде проверил глубину посевов?). 2. Смещение плана изложения (или смещение логического плана). Эта ошибка возникает в том случае, если автор отходит от первоначально высказанной мысли и начинает развивать другую. Солнце, воздух и вода – для тела. А хочется чего-то и для души. И очень многого. Особенно для детворы. В поселке же иногда качелей не увидишь, об аттракционах и речи нет. 3. Нагромождение различных по содержанию мыслей в одном абзаце, параграфе или иной единице текста, рассматриваемой как нечто целое по смыслу. Руководители хозяйства не обошли вниманием молодых чабанов: на стоянке построены два добротных общежития, вдоволь припасено и кормов (постоянное смещение логического плана приводит к тому, что в одном фрагменте текста оказываются различные по содержанию мысли, суждения. Подобные нарушения, в свою очередь, могут приводить к логическим противоречиям и к смысловым ошибкам);

Слайд 18





Законы логического мышления Обобщение

4. Отождествление суждений, которые на самом деле тождественными не являются. 
Мед не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали. От этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды, сахара. Между тем такой мед поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчелам. 
Смешиваются нормативные требования хранения меда с правилами пчеловодства, производства меда.
5. Представление тождественных понятий или суждений как различных: 
Эта работа показалась Вере не только интересной, но и увлекательной 
(интересная и увлекательная работа – это одно и то же); 
О рачительных и бережливых читайте на 2-й странице нашей газеты 
(рачительные и бережливые – понятия тождественные).
6. Подмена тезиса в рассуждении: 
– Послушай, скажи честно: сам-то ты веришь?
– Конечно. Бог – он везде, во мне, в тебе… Отрицать это – значит, отрицать все. Ведь как нас учат? Свобода – это осознанная необходимость. А по-моему, людям необходима вера. В ней наша свобода. Без нее страшно жить…
Говорящий вначале берется доказывать тезис о том, «что Бог везде». Однако, не приведя достаточных аргументов, переходит к другой мысли, требующей доказательства: «людям нужна вера». Но и для доказательства этого тезиса автор не находит достаточных аргументов.
Описание слайда:
Законы логического мышления Обобщение 4. Отождествление суждений, которые на самом деле тождественными не являются. Мед не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали. От этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды, сахара. Между тем такой мед поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчелам. Смешиваются нормативные требования хранения меда с правилами пчеловодства, производства меда. 5. Представление тождественных понятий или суждений как различных: Эта работа показалась Вере не только интересной, но и увлекательной (интересная и увлекательная работа – это одно и то же); О рачительных и бережливых читайте на 2-й странице нашей газеты (рачительные и бережливые – понятия тождественные). 6. Подмена тезиса в рассуждении: – Послушай, скажи честно: сам-то ты веришь? – Конечно. Бог – он везде, во мне, в тебе… Отрицать это – значит, отрицать все. Ведь как нас учат? Свобода – это осознанная необходимость. А по-моему, людям необходима вера. В ней наша свобода. Без нее страшно жить… Говорящий вначале берется доказывать тезис о том, «что Бог везде». Однако, не приведя достаточных аргументов, переходит к другой мысли, требующей доказательства: «людям нужна вера». Но и для доказательства этого тезиса автор не находит достаточных аргументов.

Слайд 19





Законы логического мышления Обобщение
7. Подмена предмета разговора: 
Говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает рассказывать о чем-то другом:  
Расскажу вам о первых субботниках на заводе. Завод у нас большой, но после гражданской войны в страшном был запустении. Повсюду мусор, кирпич битый, железки. Нигде травинки не сыщешь. В обед выйдешь на заводской двор – присесть негде…
Вот как-то на собрании и выступил мастер Сергей Антонович. Человек уважаемый. Слушали его. И предложил он очистить территорию, деревья, кусты посадить… Его поддержали. С тех пор и пошло.
Ветеран говорит не о том, как проходили первые субботники, а о том, как возникла идея проведения субботника.
Описание слайда:
Законы логического мышления Обобщение 7. Подмена предмета разговора: Говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает рассказывать о чем-то другом: Расскажу вам о первых субботниках на заводе. Завод у нас большой, но после гражданской войны в страшном был запустении. Повсюду мусор, кирпич битый, железки. Нигде травинки не сыщешь. В обед выйдешь на заводской двор – присесть негде… Вот как-то на собрании и выступил мастер Сергей Антонович. Человек уважаемый. Слушали его. И предложил он очистить территорию, деревья, кусты посадить… Его поддержали. С тех пор и пошло. Ветеран говорит не о том, как проходили первые субботники, а о том, как возникла идея проведения субботника.

Слайд 20





Законы логического мышления Обобщение Закон противоречия и исключения третьего
Ошибки, связанные с нарушением закона противоречия 
и закона исключенного третьего
1. Утверждение взаимоисключающих понятий или суждений (логическое противоречие): 
Партизан лежал невредим с пробитой головой 
(невозможно быть одновременно невредимым и с пробитой головой).
2. Противопоставление понятий или суждений, которые на самом деле не являются противоположными, противоречащими друг другу: 
Несмотря на то, что наша героиня выросла в деревне, деликатности ей не занимать 
(деревенское детство героини и ее деликатность не исключают друг друга: деревенский житель, как и городской, может обладать деликатностью, т. к. деликатность понятие не территориальное). 
3. Уход от конкретного ответа на заданный вопрос (либо «да», либо «нет»): 
– Как вы считаете, должна ли политика правительства в этом вопросе быть жесткой? 
– Она должна быть эффективной 
(человек не дает ответа на поставленный вопрос: да или нет? Он ищет третье решение).
Описание слайда:
Законы логического мышления Обобщение Закон противоречия и исключения третьего Ошибки, связанные с нарушением закона противоречия и закона исключенного третьего 1. Утверждение взаимоисключающих понятий или суждений (логическое противоречие): Партизан лежал невредим с пробитой головой (невозможно быть одновременно невредимым и с пробитой головой). 2. Противопоставление понятий или суждений, которые на самом деле не являются противоположными, противоречащими друг другу: Несмотря на то, что наша героиня выросла в деревне, деликатности ей не занимать (деревенское детство героини и ее деликатность не исключают друг друга: деревенский житель, как и городской, может обладать деликатностью, т. к. деликатность понятие не территориальное). 3. Уход от конкретного ответа на заданный вопрос (либо «да», либо «нет»): – Как вы считаете, должна ли политика правительства в этом вопросе быть жесткой? – Она должна быть эффективной (человек не дает ответа на поставленный вопрос: да или нет? Он ищет третье решение).

Слайд 21





Законы логического мышления Обобщение Закон достаточного основания
Ошибки, связанные с нарушением закона достаточного основания
1. Неверное установление причинно-следственных связей: 
Снизил результативность Сафонов. Он левша, и когда мяч попадает ему под правую руку, то спортсмен не может как следует распорядиться им 
(причины снижения результативности указаны неверно: 1) Сафонов и раньше был левшой, но это не мешало ему играть результативно; 2) и правша, и левша во время игры находятся в одинаковых условиях: правше мяч может попасть под левую руку).
2. Недостаточная аргументация, бездоказательность утверждений: 
Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что говорит о преклонном возрасте автора 
(нет прямой причинно-следственной связи между возрастом автора и событиями, описываемыми в книге: об отдаленных временах может писать и молодой автор).
3. Использование аргументов, не относящихся к данному тезису: 
Работники обувной фабрики должны уделять главное внимание качеству изделий. За минувший квартал фабрика выпустила в 1,5 раза больше пар обуви, чем в предыдущем 
(увеличение количества выпускаемой продукции не говорит о том, что главное внимание уделяется качеству).
Описание слайда:
Законы логического мышления Обобщение Закон достаточного основания Ошибки, связанные с нарушением закона достаточного основания 1. Неверное установление причинно-следственных связей: Снизил результативность Сафонов. Он левша, и когда мяч попадает ему под правую руку, то спортсмен не может как следует распорядиться им (причины снижения результативности указаны неверно: 1) Сафонов и раньше был левшой, но это не мешало ему играть результативно; 2) и правша, и левша во время игры находятся в одинаковых условиях: правше мяч может попасть под левую руку). 2. Недостаточная аргументация, бездоказательность утверждений: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что говорит о преклонном возрасте автора (нет прямой причинно-следственной связи между возрастом автора и событиями, описываемыми в книге: об отдаленных временах может писать и молодой автор). 3. Использование аргументов, не относящихся к данному тезису: Работники обувной фабрики должны уделять главное внимание качеству изделий. За минувший квартал фабрика выпустила в 1,5 раза больше пар обуви, чем в предыдущем (увеличение количества выпускаемой продукции не говорит о том, что главное внимание уделяется качеству).

Слайд 22





Приемы выявления и проверки логико-смысловых отношений
Редактор выстраивает точное и обоснованное суждение о тексте, используя четыре логических приема проверки смысловых отношений:
мысленно делит текст на части (микротемы),
исследует связь между этими частями (свертывает суждение автора до «простых», оценивает средства связи между простыми суждениями),
ищет связи между смысловыми единицами текста (микротемами) и затекстовой действительностью (реальностью), т.е. проверяет фактографию текста,
оценивает языковые, графические сцепки между смысловыми единицами текста.
Описание слайда:
Приемы выявления и проверки логико-смысловых отношений Редактор выстраивает точное и обоснованное суждение о тексте, используя четыре логических приема проверки смысловых отношений: мысленно делит текст на части (микротемы), исследует связь между этими частями (свертывает суждение автора до «простых», оценивает средства связи между простыми суждениями), ищет связи между смысловыми единицами текста (микротемами) и затекстовой действительностью (реальностью), т.е. проверяет фактографию текста, оценивает языковые, графические сцепки между смысловыми единицами текста.

Слайд 23





Основные логические ошибки и способы их устранения

Особо тщательной проверки требуют:
сложные предложения с разнообразными синтаксическими союзными и бессоюзными связями,
однородные члены предложения и обобщающие слова,
логически акцентирующие слова (указательные, усилительные, определительные частицы именно, как раз, только , даже, исключительно, двойные союзы не только …но и, как…так).
Основные ошибки в журналистских текстах:
Нарушение синтаксических отношений (причинно-следственных, условно-временных и т.д.):
Информационная работа должна ориентировать читателя не только в литературе по специальности, но и дать ему возможность получать сведения о выходящих изданиях.
В службе погрузки-выгрузки за последние годы немало сделано для механизации трудоемких процессов, однако железнодорожники работают в тяжелых условиях, так как вопросы механизации решаются слабо;
Описание слайда:
Основные логические ошибки и способы их устранения Особо тщательной проверки требуют: сложные предложения с разнообразными синтаксическими союзными и бессоюзными связями, однородные члены предложения и обобщающие слова, логически акцентирующие слова (указательные, усилительные, определительные частицы именно, как раз, только , даже, исключительно, двойные союзы не только …но и, как…так). Основные ошибки в журналистских текстах: Нарушение синтаксических отношений (причинно-следственных, условно-временных и т.д.): Информационная работа должна ориентировать читателя не только в литературе по специальности, но и дать ему возможность получать сведения о выходящих изданиях. В службе погрузки-выгрузки за последние годы немало сделано для механизации трудоемких процессов, однако железнодорожники работают в тяжелых условиях, так как вопросы механизации решаются слабо;

Слайд 24





Основные логические ошибки и способы их устранения

Сопоставление несопоставимых понятий:
Если в конце 80-х годов преобладающая часть добываемого угля потреблялась на месте добычи, то двенадцать лет спустя объемы  его морских перевозок возросли почти втрое.
Два и более суждения в одном предложении:
Режиссер был уверен, что большая часть зрителей, для которой в течение трех лет после смерти Эдит Пиаф продолжала оставаться любимой певицей, хорош пример Мирей Матье, которая была старшей в семье из тринадцати детей, работала на фабрике по изготовлению конвертов и прикрепляла над своей кроватью фотографии Иоанна XXIII Павла VI.
Нарушение субъектно-объектных отношений:
Надеяться на то, что мы накормим страну одними фермерами, нереально.
Излишняя лаконичность текста:
Чудо 1966 года, маленькая восемнадцатилетняя авиньонка Мирей Матье появилась с тремя своими песнями в черном платье великой Пиаф.
Описание слайда:
Основные логические ошибки и способы их устранения Сопоставление несопоставимых понятий: Если в конце 80-х годов преобладающая часть добываемого угля потреблялась на месте добычи, то двенадцать лет спустя объемы его морских перевозок возросли почти втрое. Два и более суждения в одном предложении: Режиссер был уверен, что большая часть зрителей, для которой в течение трех лет после смерти Эдит Пиаф продолжала оставаться любимой певицей, хорош пример Мирей Матье, которая была старшей в семье из тринадцати детей, работала на фабрике по изготовлению конвертов и прикрепляла над своей кроватью фотографии Иоанна XXIII Павла VI. Нарушение субъектно-объектных отношений: Надеяться на то, что мы накормим страну одними фермерами, нереально. Излишняя лаконичность текста: Чудо 1966 года, маленькая восемнадцатилетняя авиньонка Мирей Матье появилась с тремя своими песнями в черном платье великой Пиаф.

Слайд 25













Ясность (логичность) текста возникает, когда верно простроены отношения объема между именами (тождества, включения, перекрещивания, исключения), соблюдены единые правила логического деления понятий (единое основание деления, последовательность, соразмерность), выстроены верные отношения между высказываниями (истинность и определенность, непротиворечивость и последовательность, обоснованность – 4 закона логики). 
Из-за нарушения связей между частями текста в нем возникают участки с неясным содержанием (смысловые «скважины» или «колодцы»), что влияет на восприятие текста, снижает эффективность воздействия, нарушает цельность материала. 
Известно, что средства логической связи между частями текста могут быть как эксплицитными, так и имплицитными. В публицистическом тексте они передают дополнительную информацию и организуют воздействие.
Описание слайда:
Ясность (логичность) текста возникает, когда верно простроены отношения объема между именами (тождества, включения, перекрещивания, исключения), соблюдены единые правила логического деления понятий (единое основание деления, последовательность, соразмерность), выстроены верные отношения между высказываниями (истинность и определенность, непротиворечивость и последовательность, обоснованность – 4 закона логики). Из-за нарушения связей между частями текста в нем возникают участки с неясным содержанием (смысловые «скважины» или «колодцы»), что влияет на восприятие текста, снижает эффективность воздействия, нарушает цельность материала. Известно, что средства логической связи между частями текста могут быть как эксплицитными, так и имплицитными. В публицистическом тексте они передают дополнительную информацию и организуют воздействие.

Слайд 26













Логические связки могут быть обеспечены языковыми средствами, тогда связки можно разделить на 
объективно-логические, указывающие на информацию:
- основную;
- типичную (вводятся словами «обычно, чаще, в большинстве случаев», т.п.);
- дополнительную («еще следует упомянуть, в том числе», т.п.);
- детализирующую («особенно подчеркнем, в частности»);
- однородную («наряду с …»);
- выделяемую из общего ряда («кроме …»);
- сопоставляемую с известной («вспомним знакомые нам…»);
- полученную из определенных источников («по данным, по сведениям, по мнению, … указывает, … отмечает», пр.);
иллюстративную («например, так…»); 
субъективно-логические:
- связки оценочного содержания с указанием на достоверность, вероятность, степень трудности восприятия факта («трудно поверить, сомнительно, легко заметить, конечно, хорошо, что…»);
- связки эмоциональной оценки («к сожалению, к счастью, удивляет тот факт, что… рад, что…»);
- связки с указанием на авторскую позицию («по-моему, на наш взгляд, я думаю, автор полагает…»);
Описание слайда:
Логические связки могут быть обеспечены языковыми средствами, тогда связки можно разделить на объективно-логические, указывающие на информацию: - основную; - типичную (вводятся словами «обычно, чаще, в большинстве случаев», т.п.); - дополнительную («еще следует упомянуть, в том числе», т.п.); - детализирующую («особенно подчеркнем, в частности»); - однородную («наряду с …»); - выделяемую из общего ряда («кроме …»); - сопоставляемую с известной («вспомним знакомые нам…»); - полученную из определенных источников («по данным, по сведениям, по мнению, … указывает, … отмечает», пр.); иллюстративную («например, так…»); субъективно-логические: - связки оценочного содержания с указанием на достоверность, вероятность, степень трудности восприятия факта («трудно поверить, сомнительно, легко заметить, конечно, хорошо, что…»); - связки эмоциональной оценки («к сожалению, к счастью, удивляет тот факт, что… рад, что…»); - связки с указанием на авторскую позицию («по-моему, на наш взгляд, я думаю, автор полагает…»);

Слайд 27













композиционно-логические, которые указывают на:
расположение в тексте фрагмента по отношению к другим фрагментам, т.е. начало, конец, середину развития темы («начнем с…, перейдем к …, прежде всего, итак, в результате, в итоге, в заключение»);
связь с предыдущей или последующей темой («выше отмечалось, уже говорили, короче»);
открытый финал («И вот результат…»), финал с обобщающим словом («все, всё»), финал со смысловым или лексико-синтаксическим повтором начальной или ключевой фразы (кольцевая или рамочная форма композиции), финал с резкой сменой темы, типа изложения текста или его тональности.
Описание слайда:
композиционно-логические, которые указывают на: расположение в тексте фрагмента по отношению к другим фрагментам, т.е. начало, конец, середину развития темы («начнем с…, перейдем к …, прежде всего, итак, в результате, в итоге, в заключение»); связь с предыдущей или последующей темой («выше отмечалось, уже говорили, короче»); открытый финал («И вот результат…»), финал с обобщающим словом («все, всё»), финал со смысловым или лексико-синтаксическим повтором начальной или ключевой фразы (кольцевая или рамочная форма композиции), финал с резкой сменой темы, типа изложения текста или его тональности.

Слайд 28





Резюме
Резюме
Основные единицы логической структуры текста: 
имя (понятие), высказывание (суждение), связки

Имена (отношения тождества, включения, перекрещивания, исключения) и понятия (правила логического деления понятия:  деление на одном основании (признаке), осуществляется последовательно (без пропусков и скачков), предполагает соразмерные единицы деления (равенство объемов), учитывает взаимоисключаемость единиц деления (отсутствие повторов и перекрещиваний)) внутри высказывания вступают в связи между собой. 
Высказывания в совокупности (посредством языковых и графических связок и смысловых связей) организуют цельный (концептуально оформленный) текст, обладающий внутренней стройностью (4 закона формальной логики) – определенностью, непротиворечивостью, последовательностью, обоснованностью.
Описание слайда:
Резюме Резюме Основные единицы логической структуры текста: имя (понятие), высказывание (суждение), связки Имена (отношения тождества, включения, перекрещивания, исключения) и понятия (правила логического деления понятия: деление на одном основании (признаке), осуществляется последовательно (без пропусков и скачков), предполагает соразмерные единицы деления (равенство объемов), учитывает взаимоисключаемость единиц деления (отсутствие повторов и перекрещиваний)) внутри высказывания вступают в связи между собой. Высказывания в совокупности (посредством языковых и графических связок и смысловых связей) организуют цельный (концептуально оформленный) текст, обладающий внутренней стройностью (4 закона формальной логики) – определенностью, непротиворечивостью, последовательностью, обоснованностью.

Слайд 29





Работа редактора над композицией рукописи
Работа редактора над композицией рукописи
1. Правило соразмерности
Все части должны складываться в целое без пропусков и лишних частей.
При нарушении правила произведение бывает уже или шире темы. При узком тексте тема раскрывается не полностью, при широком тексте грани темы размываются, в материал попадает много дополнительной информации.
Выход за пределы темы встречается чаще. Причины: 
Обилие собранного автором материала («соскальзывание с темы»),
Нехватка материала и неразработанность темы..
Описание слайда:
Работа редактора над композицией рукописи Работа редактора над композицией рукописи 1. Правило соразмерности Все части должны складываться в целое без пропусков и лишних частей. При нарушении правила произведение бывает уже или шире темы. При узком тексте тема раскрывается не полностью, при широком тексте грани темы размываются, в материал попадает много дополнительной информации. Выход за пределы темы встречается чаще. Причины: Обилие собранного автором материала («соскальзывание с темы»), Нехватка материала и неразработанность темы..

Слайд 30





2. Правило взаимоисключения
2. Правило взаимоисключения
Части материала должны исключать друг друга по содержанию.
При нарушении правила неизбежны повторы, перекрещивания, композиционная нечеткость.

Глава 2. Научно-познавательные иллюстрации
2.1. Чертежи
2.2. Рисунки
2.3. Фотографии
2.4. Документальные иллюстрации
2.5. Схемы
Обрабатывая текст, нужно:
Найти основание деления текста на части,
Убедиться в том, что это основание охватывает весь рассмотренный текст,
Убедиться, что это основание единственное.ое.
Описание слайда:
2. Правило взаимоисключения 2. Правило взаимоисключения Части материала должны исключать друг друга по содержанию. При нарушении правила неизбежны повторы, перекрещивания, композиционная нечеткость. Глава 2. Научно-познавательные иллюстрации 2.1. Чертежи 2.2. Рисунки 2.3. Фотографии 2.4. Документальные иллюстрации 2.5. Схемы Обрабатывая текст, нужно: Найти основание деления текста на части, Убедиться в том, что это основание охватывает весь рассмотренный текст, Убедиться, что это основание единственное.ое.

Слайд 31





3. Правило непрерывности деления понятия
3. Правило непрерывности деления понятия
Целое делится на более мелкие части постепенно, чем достигается стройность материала в целом. 
Не следует делить текст на более мелкие и крупные составляющие без системы.
При нарушении правила материал очень трудно усвоить. Увеличивается риск пропусков, непоследовательности.
Описание слайда:
3. Правило непрерывности деления понятия 3. Правило непрерывности деления понятия Целое делится на более мелкие части постепенно, чем достигается стройность материала в целом. Не следует делить текст на более мелкие и крупные составляющие без системы. При нарушении правила материал очень трудно усвоить. Увеличивается риск пропусков, непоследовательности.

Слайд 32





ор должен 
ор должен 
Итак, редактор должен
верно систематизировать материал (делить содержание на составляющие части, группировать и структурировать содержание (род-вид, ключевая-уточняющая информация), логично строить переход от одной микротемы к другой), 
использовать логические правила деления понятий (соразмерности, взаимоисключения, постепенного деления понятия, единого основания для деления), 
продумывать тип изложения текста (повествование, описание, рассуждение).
Описание слайда:
ор должен ор должен Итак, редактор должен верно систематизировать материал (делить содержание на составляющие части, группировать и структурировать содержание (род-вид, ключевая-уточняющая информация), логично строить переход от одной микротемы к другой), использовать логические правила деления понятий (соразмерности, взаимоисключения, постепенного деления понятия, единого основания для деления), продумывать тип изложения текста (повествование, описание, рассуждение).

Слайд 33





Работа редактора над композицией рукописи
В композиции текста принято различать части:
вступление
основную часть
заключение.
Однако по роли и коммуникативным требованиям принято выделять и противопоставлять (рамочные элементы должны быть особенно выразительными и информативными): 
рамочные элементы текста (заголовки, подзаголовки-хэдлайны, вступления-лиды, врезы – актуальные абзацы, зачин и финал), полосы (рубрики, названия полос), издания («шапка»), 
основную часть композиции (развитие событийного или интеллектуального действия, 	кульминация, развязка).
Основная часть строится либо по сюжетному (хронологическая последовательность фактов), либо по логическому принципу (род-вид, определяемое-определяющее, предмет-свойства, причина-следствие). Оба принципа организуют нулевой уровень композиции.
Отступления от нулевого уровня композиции связаны с использованием композиционных приемов.
Описание слайда:
Работа редактора над композицией рукописи В композиции текста принято различать части: вступление основную часть заключение. Однако по роли и коммуникативным требованиям принято выделять и противопоставлять (рамочные элементы должны быть особенно выразительными и информативными): рамочные элементы текста (заголовки, подзаголовки-хэдлайны, вступления-лиды, врезы – актуальные абзацы, зачин и финал), полосы (рубрики, названия полос), издания («шапка»), основную часть композиции (развитие событийного или интеллектуального действия, кульминация, развязка). Основная часть строится либо по сюжетному (хронологическая последовательность фактов), либо по логическому принципу (род-вид, определяемое-определяющее, предмет-свойства, причина-следствие). Оба принципа организуют нулевой уровень композиции. Отступления от нулевого уровня композиции связаны с использованием композиционных приемов.

Слайд 34





Существуют популярные композиционные приемы, которые касаются 1) порядка и темпоритма следования мысли, 2) иллюстрационно-графической организации материала: 
Существуют популярные композиционные приемы, которые касаются 1) порядка и темпоритма следования мысли, 2) иллюстрационно-графической организации материала: 
 
Ретроспекция,
Проспекция, 
Ускорение (активизация),
Замедление (ретардация),
Риторический повтор (подкрепление опорной мысли),
Скрепа (во-первых, второе, т.д.);

Использование рамочных элементов: анонсирование материалов и рубрик, выделение частей с помощью заголовочного комплекса (заголовок, подзаголовок, хэдлайн (заглавная строка, яркая формула), лид (сжатое изложение новости), связанные или несвязанные подзаголовки), рубрикация (постоянные, сменные рубрики полос), 
Выделение врезкой содержания (вставного, иностилевого, иножанрового);
Использование иллюстративного материала, 
Привлечение атрибутов шрифта и интерлиньяжа в композиционных целях.
С композиционными приемами связаны стилистические (эффект обманутого ожидания, эффект усиленного ожидания, эффект оправданного ожидания). Их уместность определяется жанром произведения и авторским замыслом.
Описание слайда:
Существуют популярные композиционные приемы, которые касаются 1) порядка и темпоритма следования мысли, 2) иллюстрационно-графической организации материала: Существуют популярные композиционные приемы, которые касаются 1) порядка и темпоритма следования мысли, 2) иллюстрационно-графической организации материала: Ретроспекция, Проспекция, Ускорение (активизация), Замедление (ретардация), Риторический повтор (подкрепление опорной мысли), Скрепа (во-первых, второе, т.д.); Использование рамочных элементов: анонсирование материалов и рубрик, выделение частей с помощью заголовочного комплекса (заголовок, подзаголовок, хэдлайн (заглавная строка, яркая формула), лид (сжатое изложение новости), связанные или несвязанные подзаголовки), рубрикация (постоянные, сменные рубрики полос), Выделение врезкой содержания (вставного, иностилевого, иножанрового); Использование иллюстративного материала, Привлечение атрибутов шрифта и интерлиньяжа в композиционных целях. С композиционными приемами связаны стилистические (эффект обманутого ожидания, эффект усиленного ожидания, эффект оправданного ожидания). Их уместность определяется жанром произведения и авторским замыслом.

Слайд 35





Редактор должен установить соотношение объемов различных частей рукописи.
Редактор должен установить соотношение объемов различных частей рукописи.
Правильное соотношение пропорций между введением-зачином, основной частью (главами и параграфами), заключением-концовкой имеет важное значение для понимания текста.
Наряду с правильным членением материала важно верно выполнить деление текста на абзацы. Неудачная разбивка на абзацы – одна из самых распространенных композиционных ошибок.
Абзац – сигнал начала новой мысли в тексте. Он может быть 
равен микротеме (объективное деление текста), 
не равен ей (субъективное членение). 
Абзац при субъективном членении бывает простым и сложным, поэтому любые исправления делают только с согласия автора.
Точное расположение абзацев друг относительно друга повышает информативность материала, эмоциональное воздействие. 
Если части можно свободно передвигать, сокращать или добавлять к ним новые, структура неточна и непрочна.
Описание слайда:
Редактор должен установить соотношение объемов различных частей рукописи. Редактор должен установить соотношение объемов различных частей рукописи. Правильное соотношение пропорций между введением-зачином, основной частью (главами и параграфами), заключением-концовкой имеет важное значение для понимания текста. Наряду с правильным членением материала важно верно выполнить деление текста на абзацы. Неудачная разбивка на абзацы – одна из самых распространенных композиционных ошибок. Абзац – сигнал начала новой мысли в тексте. Он может быть равен микротеме (объективное деление текста), не равен ей (субъективное членение). Абзац при субъективном членении бывает простым и сложным, поэтому любые исправления делают только с согласия автора. Точное расположение абзацев друг относительно друга повышает информативность материала, эмоциональное воздействие. Если части можно свободно передвигать, сокращать или добавлять к ним новые, структура неточна и непрочна.

Слайд 36





К типичным недостаткам композиции журналистского материала относятся:
К типичным недостаткам композиции журналистского материала относятся:
отход от темы (соскальзывание, узость или широта),
неудачно выбранный принцип расположения частей (например, завязки и развязки),
неоправданное нарушение последовательности изложения (например, хронология в заметке),
несоразмерность частей,
мозаичность и непоследовательность изложения без стилистической задачи,
неудачные композиционные приемы (обращения к читателю, экскурсы в биографию героя или автора, в историю, введение монологов, переключения во времени),
непрочность связей между частями (логические и ассоциативные прыжки, искусственные связки),
несоблюдение единого принципа изложения, неоправданный переход от одного типа изложения к другому,
нечеткость композиционных рамок (неудачный заголовок (шире или уже предмета), смещенное начало (уведено от проблемы), неоправданно открытая концовка (без оценок и выводов), повторы),
излишняя рекламность (сенсационность, эпатажность) заголовка.
Описание слайда:
К типичным недостаткам композиции журналистского материала относятся: К типичным недостаткам композиции журналистского материала относятся: отход от темы (соскальзывание, узость или широта), неудачно выбранный принцип расположения частей (например, завязки и развязки), неоправданное нарушение последовательности изложения (например, хронология в заметке), несоразмерность частей, мозаичность и непоследовательность изложения без стилистической задачи, неудачные композиционные приемы (обращения к читателю, экскурсы в биографию героя или автора, в историю, введение монологов, переключения во времени), непрочность связей между частями (логические и ассоциативные прыжки, искусственные связки), несоблюдение единого принципа изложения, неоправданный переход от одного типа изложения к другому, нечеткость композиционных рамок (неудачный заголовок (шире или уже предмета), смещенное начало (уведено от проблемы), неоправданно открытая концовка (без оценок и выводов), повторы), излишняя рекламность (сенсационность, эпатажность) заголовка.

Слайд 37





Основные структурные единицы текста
Важна и ответственна работа редактора над заголовком – выдвинутым рамочным элементом текста. С одной стороны, он самостоятелен, с другой – это элемент структуры произведения или более широкой системы – подборки, полосы. Поэтому важно соотнести его с заголовками номера.
Между заголовком и основным текстом всегда существуют логические отношения.  Заголовок должен давать представление о содержании.
Контактная функции заголовка настраивает читателя на диалог с автором. Следовательно, нужен заголовок яркий, наводящий, апеллирующий к памяти, доверительный по тону.
Рекламная задача заголовка -  служить для привлечения внимания. 
Конструктивная функция заголовка  указывает на конструкцию материала, его жанр, облегчая его восприятие (Лазарева «Три письма»; «Дневник»).
Интегративная функция заголовка выражается в том, что он связан по смыслу с началом или концовкой, подкреплен текстовым повтором. В заголовок может быть вынесена фраза, которая является опорной для смысла (М. Кольцов: заголовок «Летом в Америке хорошо»,  начало статьи «И более того. Правительство заботится об отдыхе граждан»).
Описание слайда:
Основные структурные единицы текста Важна и ответственна работа редактора над заголовком – выдвинутым рамочным элементом текста. С одной стороны, он самостоятелен, с другой – это элемент структуры произведения или более широкой системы – подборки, полосы. Поэтому важно соотнести его с заголовками номера. Между заголовком и основным текстом всегда существуют логические отношения. Заголовок должен давать представление о содержании. Контактная функции заголовка настраивает читателя на диалог с автором. Следовательно, нужен заголовок яркий, наводящий, апеллирующий к памяти, доверительный по тону. Рекламная задача заголовка - служить для привлечения внимания. Конструктивная функция заголовка указывает на конструкцию материала, его жанр, облегчая его восприятие (Лазарева «Три письма»; «Дневник»). Интегративная функция заголовка выражается в том, что он связан по смыслу с началом или концовкой, подкреплен текстовым повтором. В заголовок может быть вынесена фраза, которая является опорной для смысла (М. Кольцов: заголовок «Летом в Америке хорошо», начало статьи «И более того. Правительство заботится об отдыхе граждан»).

Слайд 38





Основные структурные единицы текста
Популярные приемы создания заголовков: 
присоединительные конструкции в двухчастных заголовках (парцелляция):  Дефицит типографской краски ликвидирован. Но только на три месяца, 
расшифровка после двоеточия (пояснение, цитация): Контрабандные картины: Эрмитажу чужого не надо, 
ориентация на лингвистическую эрудицию читателя (например, омонимичные): Компания хиппи: мы начинаем кампанию, 
трансформация широко известных литературных цитат (расширение, сужение, замена в прецедентных формулах): Кричали бабушки «ура» и в воздух челюсти бросали, 
сталкивание противоположных смыслов (оксюморон): Знакомые незнакомцы, Древняя новизна, Необходимая случайность,
«игра» словами (ритмом, рифмой): Чтобы шли к вам почтальоны дружными колоннами, вы на почту поспешите с нашими талонами (КП), Голая зарплата - это эротика или порнография? (АИФ), 
использование просторечий, ненормативной лексики: Замочит ли Гремин Онегина?
Работая с заголовками, редактор должен обратить особое внимание на случайные переклички между названиями рубрик или шапками полосы.
Необходимо избегать и стандарта языковой формы, похожести заголовков.
Наиболее современной формой структурирования заголовочного комплекса в новостном тексте является деление на заголовок, хэдлайн, лид.
Описание слайда:
Основные структурные единицы текста Популярные приемы создания заголовков: присоединительные конструкции в двухчастных заголовках (парцелляция): Дефицит типографской краски ликвидирован. Но только на три месяца, расшифровка после двоеточия (пояснение, цитация): Контрабандные картины: Эрмитажу чужого не надо, ориентация на лингвистическую эрудицию читателя (например, омонимичные): Компания хиппи: мы начинаем кампанию, трансформация широко известных литературных цитат (расширение, сужение, замена в прецедентных формулах): Кричали бабушки «ура» и в воздух челюсти бросали, сталкивание противоположных смыслов (оксюморон): Знакомые незнакомцы, Древняя новизна, Необходимая случайность, «игра» словами (ритмом, рифмой): Чтобы шли к вам почтальоны дружными колоннами, вы на почту поспешите с нашими талонами (КП), Голая зарплата - это эротика или порнография? (АИФ), использование просторечий, ненормативной лексики: Замочит ли Гремин Онегина? Работая с заголовками, редактор должен обратить особое внимание на случайные переклички между названиями рубрик или шапками полосы. Необходимо избегать и стандарта языковой формы, похожести заголовков. Наиболее современной формой структурирования заголовочного комплекса в новостном тексте является деление на заголовок, хэдлайн, лид.

Слайд 39





Структурирование и форма подачи новости
Структурирование и форма подачи новости
Активный жанровый арсенал новости:
заметка-новость (= лид: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как?), 
расширенная заметка (лид, подробности (детализация), бэкграунд (справочная информация, контекст события), цитаты от лиц, связанных с новостью), 
заметка-анализ события (структурно повторяет расширенную заметку, однако включает некоторые элементы анализа), 
отчет, 
репортаж, 
предметное интервью и т.д. 
Жанры имеют структуру, соответствующую 
«жёсткому» (в начало выносится самое важное, кульминационный момент события, факта, далее информация излагается по принципу убывания интереса) или 
«мягкому» (используется сюжетно-хронологическое построение новостного текста, важен процесс, подробности, детали события, а не его суть) 
типу расположения информации.
Описание слайда:
Структурирование и форма подачи новости Структурирование и форма подачи новости Активный жанровый арсенал новости: заметка-новость (= лид: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как?), расширенная заметка (лид, подробности (детализация), бэкграунд (справочная информация, контекст события), цитаты от лиц, связанных с новостью), заметка-анализ события (структурно повторяет расширенную заметку, однако включает некоторые элементы анализа), отчет, репортаж, предметное интервью и т.д. Жанры имеют структуру, соответствующую «жёсткому» (в начало выносится самое важное, кульминационный момент события, факта, далее информация излагается по принципу убывания интереса) или «мягкому» (используется сюжетно-хронологическое построение новостного текста, важен процесс, подробности, детали события, а не его суть) типу расположения информации.

Слайд 40





Лид и хэдлайн размещаются на главной странице сайта СМИ, это анонс новостной заметки (выделен шрифтом или цветом): позволяет читателям ориентироваться в потоке информации. 
Лид и хэдлайн размещаются на главной странице сайта СМИ, это анонс новостной заметки (выделен шрифтом или цветом): позволяет читателям ориентироваться в потоке информации. 
Хэдлайн — это заголовок, представляющий собой с точки зрения синтаксиса простое предложение (с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами), в котором отражён фокус новости. В интернет-СМИ хэдлайн практически заменил традиционный заголовок. 
Традиционные СМИ используют форму заголовочного комплекса, который представляет собой совмещение двух или трёх элементов: названия рубрики, номинативного заголовка и хэдлайна. 
«Русский репортёр»
Рубрика: «Спорт», 
номинативный заголовок: «Бег с глубоким смыслом» 
хэдлайн: «Невзирая на протесты, марафон в Иерусалиме состоялся в третий раз»; 
Рубрика: «Финансы», 
номинативный игровой заголовок: «Девушка с рублём»
хэдлайн: «Что должна изменить Эльвира Набиуллина в политике Центробанка».
Описание слайда:
Лид и хэдлайн размещаются на главной странице сайта СМИ, это анонс новостной заметки (выделен шрифтом или цветом): позволяет читателям ориентироваться в потоке информации. Лид и хэдлайн размещаются на главной странице сайта СМИ, это анонс новостной заметки (выделен шрифтом или цветом): позволяет читателям ориентироваться в потоке информации. Хэдлайн — это заголовок, представляющий собой с точки зрения синтаксиса простое предложение (с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами), в котором отражён фокус новости. В интернет-СМИ хэдлайн практически заменил традиционный заголовок. Традиционные СМИ используют форму заголовочного комплекса, который представляет собой совмещение двух или трёх элементов: названия рубрики, номинативного заголовка и хэдлайна. «Русский репортёр» Рубрика: «Спорт», номинативный заголовок: «Бег с глубоким смыслом» хэдлайн: «Невзирая на протесты, марафон в Иерусалиме состоялся в третий раз»; Рубрика: «Финансы», номинативный игровой заголовок: «Девушка с рублём» хэдлайн: «Что должна изменить Эльвира Набиуллина в политике Центробанка».

Слайд 41





«Лид» и «хэдлайн» связаны с принципом «перевёрнутой пирамиды».
«Лид» и «хэдлайн» связаны с принципом «перевёрнутой пирамиды».
В лиде содержится вся важная информация, он представляет собой композиционно не фиксированные ответы на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как? + Откуда стало известно?  Ну и что? (ценность информации для целевой аудитории). 
Часть вопросов из лида может «забирать» хэдлайн.
«Новая газета»: 
хэдлайн, выполняющий роль заголовка: 
«Автокатастрофа в Индонезии унесла жизни 15 человек»
 
Лид: «15 человек погибли и еще восемь получили травмы в результате автокатастрофы в центральной части индонезийского острова Ява, сообщает «Интерфакс» со ссылкой агентство ЭФЭ. Водитель грузовика не справился с управлением и врезался в несколько автомобилей. Кроме того, в ДТП пострадали водители нескольких мопедов. По данным полицейских, трагедия произошла из-за того, что в грузовике отказали тормоза».
Описание слайда:
«Лид» и «хэдлайн» связаны с принципом «перевёрнутой пирамиды». «Лид» и «хэдлайн» связаны с принципом «перевёрнутой пирамиды». В лиде содержится вся важная информация, он представляет собой композиционно не фиксированные ответы на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как? + Откуда стало известно? Ну и что? (ценность информации для целевой аудитории). Часть вопросов из лида может «забирать» хэдлайн. «Новая газета»: хэдлайн, выполняющий роль заголовка: «Автокатастрофа в Индонезии унесла жизни 15 человек» Лид: «15 человек погибли и еще восемь получили травмы в результате автокатастрофы в центральной части индонезийского острова Ява, сообщает «Интерфакс» со ссылкой агентство ЭФЭ. Водитель грузовика не справился с управлением и врезался в несколько автомобилей. Кроме того, в ДТП пострадали водители нескольких мопедов. По данным полицейских, трагедия произошла из-за того, что в грузовике отказали тормоза».

Слайд 42





Количество слов в хэдлайне варьируется от 5 до 16–17 (включая предлоги, союзы, частицы), оптимальное количество 5–10: 
Количество слов в хэдлайне варьируется от 5 до 16–17 (включая предлоги, союзы, частицы), оптимальное количество 5–10: 
«Участник ДТП открыл стрельбу по сотрудникам ДПС в Махачкале», 
«Начальнику колонии досталось за Алёхину», 
«Столичные такси пустят на выделенные полосы», 
«В камчатской колонии произошла массовая драка заключённых». 
В хэдлайнах избегают причастных и деепричастных оборотов, вводных слов, придаточных предложений и других осложняющих элементов. 
Хэдлайн и лид имеют важное значение для традиционных СМИ и интнернет-СМИ. Главное, сконцентрированное в хэдлайне и лиде, всегда помещается на главной странице сайта, образуя информационную ленту новостей.
Описание слайда:
Количество слов в хэдлайне варьируется от 5 до 16–17 (включая предлоги, союзы, частицы), оптимальное количество 5–10: Количество слов в хэдлайне варьируется от 5 до 16–17 (включая предлоги, союзы, частицы), оптимальное количество 5–10: «Участник ДТП открыл стрельбу по сотрудникам ДПС в Махачкале», «Начальнику колонии досталось за Алёхину», «Столичные такси пустят на выделенные полосы», «В камчатской колонии произошла массовая драка заключённых». В хэдлайнах избегают причастных и деепричастных оборотов, вводных слов, придаточных предложений и других осложняющих элементов. Хэдлайн и лид имеют важное значение для традиционных СМИ и интнернет-СМИ. Главное, сконцентрированное в хэдлайне и лиде, всегда помещается на главной странице сайта, образуя информационную ленту новостей.

Слайд 43





Итак, при анализе композиции перед редактором стоят две основные методические задачи:
Итак, при анализе композиции перед редактором стоят две основные методические задачи:
убедиться, что выбранная композиция соответствует задачам и целям издания, жанровым возможностям и содержанию текста, потребностям читателя;
проверить, логично ли построен текст:
последовательно ли применяется принцип систематизации материала (деление на темы и микротемы, на крупные и более мелкие смысловые части, на абзацы), 
не нарушены ли логические правила деления понятий (соразмерности, взаимоисключения, постепенного деления) и отношения между именами (тождества, исключения, включения, перекрещивания),
верно ли выбран основной тип изложения содержания (повествование, описание, рассуждение).
Для этого редактор должен иметь навыки:
Перехода от одной смысловой части к другой (формулируя тему части и выделяя опорный смысловой пункт),
Соотнесения содержания с заголовком (подмечая отступления от темы, подмену темы),
Проверки структурирования заголовочного комплекса (например, в «жесткой» и «мягкой» модели подачи новости),
Выявления системы в делении текста на части,
Составления плана текста,
Оценки последовательности частей целого в данном типе изложения.
Описание слайда:
Итак, при анализе композиции перед редактором стоят две основные методические задачи: Итак, при анализе композиции перед редактором стоят две основные методические задачи: убедиться, что выбранная композиция соответствует задачам и целям издания, жанровым возможностям и содержанию текста, потребностям читателя; проверить, логично ли построен текст: последовательно ли применяется принцип систематизации материала (деление на темы и микротемы, на крупные и более мелкие смысловые части, на абзацы), не нарушены ли логические правила деления понятий (соразмерности, взаимоисключения, постепенного деления) и отношения между именами (тождества, исключения, включения, перекрещивания), верно ли выбран основной тип изложения содержания (повествование, описание, рассуждение). Для этого редактор должен иметь навыки: Перехода от одной смысловой части к другой (формулируя тему части и выделяя опорный смысловой пункт), Соотнесения содержания с заголовком (подмечая отступления от темы, подмену темы), Проверки структурирования заголовочного комплекса (например, в «жесткой» и «мягкой» модели подачи новости), Выявления системы в делении текста на части, Составления плана текста, Оценки последовательности частей целого в данном типе изложения.

Слайд 44















Обработка устного текста для публикации

«… в изложении журналиста удаляются стилистические недочёты, исключаются повторы, слова-паразиты, являющиеся маркерами устной ситуации общения, речь участников медиасобытия приобретает чётко выстроенную композицию, а вербальное выражение приближается к кодифицированному литературному языку. При этом сохраняется тематическая доминанта интервью и его и функциональное назначение. 
… журналист… переставляет микротемы в соответствии с коммуникативной целью интервью, причём, как правило, количество микротем в печатном и звучащем вариантах совпадает, но каждая печатная микротема является концентрацией звучащей микротемы, рассредоточенной в устном варианте, что, видимо, объясняется явлением самоперебивов и моментом вспоминания в спонтанной речи собеседников. Печатная версия, как правило, составляет около 1/3 объёма устного интервью…
… в публикации порядок слов становится закреплённым, вопрос журналиста развёрнутым, а в ответах интервьюируемого в большем количестве появляются признаки книжной речи – причастные обороты и одиночные деепричастия»

Иванова И.В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности. Диссертация … канд. филол. наук. Астрахань, 2009.
Описание слайда:
Обработка устного текста для публикации «… в изложении журналиста удаляются стилистические недочёты, исключаются повторы, слова-паразиты, являющиеся маркерами устной ситуации общения, речь участников медиасобытия приобретает чётко выстроенную композицию, а вербальное выражение приближается к кодифицированному литературному языку. При этом сохраняется тематическая доминанта интервью и его и функциональное назначение. … журналист… переставляет микротемы в соответствии с коммуникативной целью интервью, причём, как правило, количество микротем в печатном и звучащем вариантах совпадает, но каждая печатная микротема является концентрацией звучащей микротемы, рассредоточенной в устном варианте, что, видимо, объясняется явлением самоперебивов и моментом вспоминания в спонтанной речи собеседников. Печатная версия, как правило, составляет около 1/3 объёма устного интервью… … в публикации порядок слов становится закреплённым, вопрос журналиста развёрнутым, а в ответах интервьюируемого в большем количестве появляются признаки книжной речи – причастные обороты и одиночные деепричастия» Иванова И.В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности. Диссертация … канд. филол. наук. Астрахань, 2009.

Слайд 45


Теория и практика литературного редактирования, слайд №45
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию