🗊 Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №1  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №2  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №3  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №4  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №5  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №6  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №7  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №8  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №9  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №10  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №11  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №12  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №13  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №14  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №15  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №16  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №17  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №18  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №19  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №20  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №21  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №22  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №23  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №24  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №25  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №26  
  Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.  , слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста. . Презентация содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Урок-практикум в 7 классе.
Комплексный анализ текста.
Описание слайда:
Урок-практикум в 7 классе. Комплексный анализ текста.

Слайд 2





Кто наш герой?
Его фамилия имеет отношение к деревянной печной кочерге. 
Его предки, по семейному преданию, были выходцами с уральских заводов.
Его родина – посёлок Каменное Тверской области.
Он автор единственного однотомного Толкового словаря русского языка.
Его фамилия зашифрована в ребусе:
Описание слайда:
Кто наш герой? Его фамилия имеет отношение к деревянной печной кочерге. Его предки, по семейному преданию, были выходцами с уральских заводов. Его родина – посёлок Каменное Тверской области. Он автор единственного однотомного Толкового словаря русского языка. Его фамилия зашифрована в ребусе:

Слайд 3





Работа с текстом.

Имя известного учёного-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания, просвещения и культуры. Интересна и поучительна жизнь нашего славного земляка.
Описание слайда:
Работа с текстом. Имя известного учёного-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания, просвещения и культуры. Интересна и поучительна жизнь нашего славного земляка.

Слайд 4





Работа с текстом.

Родился он в посёлке Каменное Тверской области в 1900 году. Здесь будущий лексикограф с детства наблюдал быт, нравы, уклад жизни русского народа, вникал в историю родного языка.
Описание слайда:
Работа с текстом. Родился он в посёлке Каменное Тверской области в 1900 году. Здесь будущий лексикограф с детства наблюдал быт, нравы, уклад жизни русского народа, вникал в историю родного языка.

Слайд 5





Работа с текстом.

Студентом Сергей Иванович слушал в Петербургском университете лекции крупнейших русских филологов - Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова.
Описание слайда:
Работа с текстом. Студентом Сергей Иванович слушал в Петербургском университете лекции крупнейших русских филологов - Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова.

Слайд 6





Работа с текстом.

Академик В.В. Виноградов и профессор Д.Н.Ушаков привлекли молодого учёного к работе над «Толковым словарём русского языка».
Описание слайда:
Работа с текстом. Академик В.В. Виноградов и профессор Д.Н.Ушаков привлекли молодого учёного к работе над «Толковым словарём русского языка».

Слайд 7





Работа с текстом.

В школе замечательного лексикографа Дмитрия Николаевича Ушакова Ожегов приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого классического труда. Работа лексикографа требует энциклопедической образованности, высокой компетентности, досконального знания предметов, понятий, производственных процессов.
Описание слайда:
Работа с текстом. В школе замечательного лексикографа Дмитрия Николаевича Ушакова Ожегов приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого классического труда. Работа лексикографа требует энциклопедической образованности, высокой компетентности, досконального знания предметов, понятий, производственных процессов.

Слайд 8





Работа с текстом.

Сергей Иванович основательно знал экономику, политику, военное дело, сельское хозяйство, науку, технику, литературу и искусство, иностранные языки. Он, бесспорно, был прирождённым лексикографом, имевшим редкостный дар к этой трудоёмкой и кропотливой работе.
Описание слайда:
Работа с текстом. Сергей Иванович основательно знал экономику, политику, военное дело, сельское хозяйство, науку, технику, литературу и искусство, иностранные языки. Он, бесспорно, был прирождённым лексикографом, имевшим редкостный дар к этой трудоёмкой и кропотливой работе.

Слайд 9





Работа с текстом.

В истории отечественной лексикографии 1949 год ознаменован выходом в свет первого и пока единственного однотомного Толкового словаря русского языка, составленного С.И. Ожеговым. Огромной была радость Сергея Ивановича, когда он получил первую книгу тиража и узнал, что Словарь напечатан на бумаге Каменской фабрики, расположенной в его родном городе.
Описание слайда:
Работа с текстом. В истории отечественной лексикографии 1949 год ознаменован выходом в свет первого и пока единственного однотомного Толкового словаря русского языка, составленного С.И. Ожеговым. Огромной была радость Сергея Ивановича, когда он получил первую книгу тиража и узнал, что Словарь напечатан на бумаге Каменской фабрики, расположенной в его родном городе.

Слайд 10





Работа с текстом.

Словарь Ожегова – это авторитетное руководство к правильному употреблению слов, правильному образованию форм, правильному произношению, литературному ударению и написанию. Словарь С.И. Ожегова – это настольная книга для всех, кто бережно относится к сокровищам русского языка.
Описание слайда:
Работа с текстом. Словарь Ожегова – это авторитетное руководство к правильному употреблению слов, правильному образованию форм, правильному произношению, литературному ударению и написанию. Словарь С.И. Ожегова – это настольная книга для всех, кто бережно относится к сокровищам русского языка.

Слайд 11





Работа с текстом.

Тема или основная мысль заключена в названии текста?

Какова основная мысль текста? (предложения №10, 15)

Объясните смысл названия текста.

Предложите свои варианты названия.
Описание слайда:
Работа с текстом. Тема или основная мысль заключена в названии текста? Какова основная мысль текста? (предложения №10, 15) Объясните смысл названия текста. Предложите свои варианты названия.

Слайд 12





Словарная работа. Работа в парах.
 Значение какого слова определено неверно?
Лексикограф – специалист по лексикографии.

Лексикография – теория и практика составления словарей.

Лингвист – языковед.

Реалия – единичный предмет, вещь; то, что есть, существует.

Уклад – установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта).

Филолог – специалист по филологии.

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (славянская филология).

Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомлённость в различных областях.

Энциклопедический – проникнутый духом свободолюбия.
Описание слайда:
Словарная работа. Работа в парах. Значение какого слова определено неверно? Лексикограф – специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей. Лингвист – языковед. Реалия – единичный предмет, вещь; то, что есть, существует. Уклад – установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта). Филолог – специалист по филологии. Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (славянская филология). Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомлённость в различных областях. Энциклопедический – проникнутый духом свободолюбия.

Слайд 13





Словарная работа. Работа в парах.
Подберите к данным словам синонимы.

Доскональный – очень подробный, основательный.

Компетентный – знающий, осведомлённый в какой-нибудь области.

Целеустремлённый – имеющий ясную и определённую цель, стремящийся к её достижению.
Описание слайда:
Словарная работа. Работа в парах. Подберите к данным словам синонимы. Доскональный – очень подробный, основательный. Компетентный – знающий, осведомлённый в какой-нибудь области. Целеустремлённый – имеющий ясную и определённую цель, стремящийся к её достижению.

Слайд 14





Словарная работа.

В каком значении употреблено слово АВТОРИТЕТНЫЙ (предложение №15)?

1. Пользующийся авторитетом. 
2. Заслуживающий безусловного доверия.
3. Не допускающий возражений.

В каком значении употреблено слово КРОПОТЛИВЫЙ (предложение №10)?

1. Усердный, старательный до мелочей, но медлительный.
2. Требующий такого усердия (труд).
Описание слайда:
Словарная работа. В каком значении употреблено слово АВТОРИТЕТНЫЙ (предложение №15)? 1. Пользующийся авторитетом. 2. Заслуживающий безусловного доверия. 3. Не допускающий возражений. В каком значении употреблено слово КРОПОТЛИВЫЙ (предложение №10)? 1. Усердный, старательный до мелочей, но медлительный. 2. Требующий такого усердия (труд).

Слайд 15





Работа с текстом.
Какие средства связи используются между предложениями №1 - №7?
Имя известного учёного-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания, просвещения и культуры. Интересна и поучительна жизнь нашего славного земляка.
Родился он в посёлке Каменное Тверской области в 1900 году. Здесь будущий лексикограф с детства наблюдал быт, нравы, уклад жизни русского народа, вникал в историю родного языка, его структуру и словарное богатство. Студентом Сергей Иванович слушал в Петербургском университете лекции крупнейших русских филологов - Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова. Академик В.В. Виноградов и профессор Д.Н.Ушаков привлекли молодого учёного к работе над «Толковым словарём русского языка». В школе замечательного лексикографа Дмитрия Николаевича Ушакова Ожегов приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого классического труда.
Описание слайда:
Работа с текстом. Какие средства связи используются между предложениями №1 - №7? Имя известного учёного-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания, просвещения и культуры. Интересна и поучительна жизнь нашего славного земляка. Родился он в посёлке Каменное Тверской области в 1900 году. Здесь будущий лексикограф с детства наблюдал быт, нравы, уклад жизни русского народа, вникал в историю родного языка, его структуру и словарное богатство. Студентом Сергей Иванович слушал в Петербургском университете лекции крупнейших русских филологов - Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова. Академик В.В. Виноградов и профессор Д.Н.Ушаков привлекли молодого учёного к работе над «Толковым словарём русского языка». В школе замечательного лексикографа Дмитрия Николаевича Ушакова Ожегов приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого классического труда.

Слайд 16





Работа с текстом.
Какие средства связи используются между предложениями №1 - №7?
Описание слайда:
Работа с текстом. Какие средства связи используются между предложениями №1 - №7?

Слайд 17





Работа с текстом.

Докажите, что слово БУМАГА является многозначным. Составьте словосочетания.
Бумага
1. Материал для письма, а также для других целей, 
изготовляемый из древесной или тряпичной массы.
2. Официальное письменное сообщение, документ, рукопись.
Бумага для письма, ценные бумаги.

Как вы понимаете фразеологизм остаться на бумаге?
	(только в письменном виде, но не на деле; о решении, которое не выполняется).

Как вы понимаете фразеологизм марать бумагу?
	(писать что-либо бездарное).
Описание слайда:
Работа с текстом. Докажите, что слово БУМАГА является многозначным. Составьте словосочетания. Бумага 1. Материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы. 2. Официальное письменное сообщение, документ, рукопись. Бумага для письма, ценные бумаги. Как вы понимаете фразеологизм остаться на бумаге? (только в письменном виде, но не на деле; о решении, которое не выполняется). Как вы понимаете фразеологизм марать бумагу? (писать что-либо бездарное).

Слайд 18





Работа с текстом.


В предложении №13 найдите фразеологизм со значением «издавать, опубликовывать, печатать».

Докажите, что слова 

	ФИЛОЛОГ, 
	ЭКОНОМИКА, 
	ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ, 
	АВТОРИТЕТНЫЙ, 
	ПРОФЕССОР 

	являются заимствованными.
Описание слайда:
Работа с текстом. В предложении №13 найдите фразеологизм со значением «издавать, опубликовывать, печатать». Докажите, что слова ФИЛОЛОГ, ЭКОНОМИКА, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ, АВТОРИТЕТНЫЙ, ПРОФЕССОР являются заимствованными.

Слайд 19





Работа с текстом.

Укажите номера предложений, соответствующих схемам. Объясните знаки препинания.

1. 


2.


3.
Описание слайда:
Работа с текстом. Укажите номера предложений, соответствующих схемам. Объясните знаки препинания. 1. 2. 3.

Слайд 20





Работа с текстом.

Выполните синтаксический разбор предложения.

	Замечательный лингвист тонко чувствовал структуру слова, хорошо знал бытовые, областные, исторические реалии, стоящие за словами русского языка.


В каком предложении третьего абзаца употреблено вводное слово?  
Какова роль вводного слова в этом предложении?
Описание слайда:
Работа с текстом. Выполните синтаксический разбор предложения. Замечательный лингвист тонко чувствовал структуру слова, хорошо знал бытовые, областные, исторические реалии, стоящие за словами русского языка. В каком предложении третьего абзаца употреблено вводное слово? Какова роль вводного слова в этом предложении?

Слайд 21





Работа с текстом.

Из предложения №8 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Составьте транскрипцию слова трудоёмкий.

Какие звуки обозначает буква В в словах словарь, правильный, авторитетный (предложение №15)?

Какие звуки обозначает буква Г в словах учёного, Сергей, Ожегов, филолог?

Выполните морфемный разбор слов ценный, напечатан, составленного.
Описание слайда:
Работа с текстом. Из предложения №8 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. Составьте транскрипцию слова трудоёмкий. Какие звуки обозначает буква В в словах словарь, правильный, авторитетный (предложение №15)? Какие звуки обозначает буква Г в словах учёного, Сергей, Ожегов, филолог? Выполните морфемный разбор слов ценный, напечатан, составленного.

Слайд 22





Работа с текстом.

Выполните морфологический разбор слова расположенной (предложение №14).

Выполните морфологический разбор слова земляка (предложение №2).

Укажите предложения, в которых использованы порядковые числительные.

В предложении №2 найдите краткие прилагательные.
Описание слайда:
Работа с текстом. Выполните морфологический разбор слова расположенной (предложение №14). Выполните морфологический разбор слова земляка (предложение №2). Укажите предложения, в которых использованы порядковые числительные. В предложении №2 найдите краткие прилагательные.

Слайд 23





Работа с текстом.

	Найдите слова с указанными орфограммами:

непроизносимый согласный в корне слова проверяемый (№1, 12) 

непроизносимый согласный в корне слова непроверяемый (№12) 

непроверяемая безударная гласная в корне слова (№6, заимствованные слова)

буквы Ы – И после Ц (№5, №8)
Описание слайда:
Работа с текстом. Найдите слова с указанными орфограммами: непроизносимый согласный в корне слова проверяемый (№1, 12) непроизносимый согласный в корне слова непроверяемый (№12) непроверяемая безударная гласная в корне слова (№6, заимствованные слова) буквы Ы – И после Ц (№5, №8)

Слайд 24





Сообщение ученика. Тайна фамилии.
Фамилия Ожеговы происходит от слова О׳ЖЕГ – деревянная печная кочерга. По семейному преданию, предки Ожеговых были выходцами с уральских заводов, кто-то из них, мастеровой человек, носил прозвище Ожег, отсюда и пошла фамилия: «Чьи?» - «Ожеговы».

Какой фразеологизм употреблён в сообщении? 
Назовите синонимы к этому фразеологизму.

Ни богу свечка ни черту кочерга
Ни рыба ни мясо
Ни то ни сё
Средний, ничем не выделяющийся человек.
Описание слайда:
Сообщение ученика. Тайна фамилии. Фамилия Ожеговы происходит от слова О׳ЖЕГ – деревянная печная кочерга. По семейному преданию, предки Ожеговых были выходцами с уральских заводов, кто-то из них, мастеровой человек, носил прозвище Ожег, отсюда и пошла фамилия: «Чьи?» - «Ожеговы». Какой фразеологизм употреблён в сообщении? Назовите синонимы к этому фразеологизму. Ни богу свечка ни черту кочерга Ни рыба ни мясо Ни то ни сё Средний, ничем не выделяющийся человек.

Слайд 25





Работа в группах. 
Синквейн – пять строчек по правилам.
С.И.Ожегов.

	1 строка - существительное – лексикограф
	2 строка - 2 глагола - 
	3 строка - 3 прилагательных - 
	4 строка - высказывание из 4-х слов - 
	5 строка - синоним к слову -
Описание слайда:
Работа в группах. Синквейн – пять строчек по правилам. С.И.Ожегов. 1 строка - существительное – лексикограф 2 строка - 2 глагола - 3 строка - 3 прилагательных - 4 строка - высказывание из 4-х слов - 5 строка - синоним к слову -

Слайд 26





Вывод по уроку.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова востребован и в настоящее  время: мы пользуемся как бумажным вариантом Словаря, так и его электронной версией.
Описание слайда:
Вывод по уроку. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова востребован и в настоящее время: мы пользуемся как бумажным вариантом Словаря, так и его электронной версией.

Слайд 27





Вывод по уроку.
Что вы узнали нового на уроке?
Чему научились?
	
 

	Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «О чём расскажет слово СВЕТ…»
	( по Толковому словарю С.И. Ожегова).
Творческая работа «Моя встреча с С.И. Ожеговым» (посещение краеведческого музея).
Написать статью для словаря о слове … .
Составить «Словарь скудоумной и ломаной речи».
Описание слайда:
Вывод по уроку. Что вы узнали нового на уроке? Чему научились? Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «О чём расскажет слово СВЕТ…» ( по Толковому словарю С.И. Ожегова). Творческая работа «Моя встреча с С.И. Ожеговым» (посещение краеведческого музея). Написать статью для словаря о слове … . Составить «Словарь скудоумной и ломаной речи».



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию