🗊Вопрос А3 Грамматические (морфологические) нормы

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №1Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №2Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №3Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №4Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №5Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №6Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №7Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №8Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №9Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №10Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №11Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №12Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №13Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №14Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №15Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №16Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №17Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №18Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №19Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №20Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №21Вопрос А3  Грамматические (морфологические) нормы, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Вопрос А3 Грамматические (морфологические) нормы. Презентация содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Вопрос А3
Грамматические (морфологические) нормы
Описание слайда:
Вопрос А3 Грамматические (морфологические) нормы

Слайд 2





Задание А3 проверяет знание выпускниками норм формообразования различных частей речи.
Задание А3 проверяет знание выпускниками норм формообразования различных частей речи.
При выполнении задания следует обратить особое внимание на образование и склонение форм числительных, образование степеней сравнения прилагательных, существительных И.п. и Р.п. множественного числа
Описание слайда:
Задание А3 проверяет знание выпускниками норм формообразования различных частей речи. Задание А3 проверяет знание выпускниками норм формообразования различных частей речи. При выполнении задания следует обратить особое внимание на образование и склонение форм числительных, образование степеней сравнения прилагательных, существительных И.п. и Р.п. множественного числа

Слайд 3





Степени сравнения прилагательных
Сравнительная степень
ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЕ-  
(светл + ее = светлее)
СОСТАВНАЯ = более (менее) + начальная форма ( более (менее) светлый)
Описание слайда:
Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЕ- (светл + ее = светлее) СОСТАВНАЯ = более (менее) + начальная форма ( более (менее) светлый)

Слайд 4





Превосходная степень
Превосходная степень
ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЙШ- (светл + ейш = светлейший)
СОСТАВНАЯ = самый. наиболее,  + начальная форма (самый светлый, наиболее светлый);
Сравнительная простая степень + всех (светлее всех)

НЕЛЬЗЯ: БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
ПРАВИЛЬНО: КРАСИВЕЕ или БОЛЕЕ 
КРАСИВЫЙ
Описание слайда:
Превосходная степень Превосходная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЙШ- (светл + ейш = светлейший) СОСТАВНАЯ = самый. наиболее, + начальная форма (самый светлый, наиболее светлый); Сравнительная простая степень + всех (светлее всех) НЕЛЬЗЯ: БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ ПРАВИЛЬНО: КРАСИВЕЕ или БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ

Слайд 5





Образование числительных
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (двадцать шестой, две тысячи восьмой)
При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется КАЖДАЯ составляющая часть (с тысяЧЬЮ пяТЬЮстАМИ шесТЬЮдесяТЬЮ треМЯ)
3. Числительные полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две падежные формы:
И.п. и В.п. – полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто
Остальные падежи – полутора, полутораста, сорока, девяноста, ста
Описание слайда:
Образование числительных При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (двадцать шестой, две тысячи восьмой) При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется КАЖДАЯ составляющая часть (с тысяЧЬЮ пяТЬЮстАМИ шесТЬЮдесяТЬЮ треМЯ) 3. Числительные полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто Остальные падежи – полутора, полутораста, сорока, девяноста, ста

Слайд 6





Если числительное сто входит в состав сложного числительного, то оно изменяется особым образом (по аналогии со словом ОКНА):
Если числительное сто входит в состав сложного числительного, то оно изменяется особым образом (по аналогии со словом ОКНА):
И.п. (В.п) пятьсот окон
Р.п. около пятисот окон – нулевое окончание
Д.п. к пятистАМ  окнАМ
Т.п, пятьюстАМИ окнАМИ
П.п. о пятистАХ  окнАХ
Описание слайда:
Если числительное сто входит в состав сложного числительного, то оно изменяется особым образом (по аналогии со словом ОКНА): Если числительное сто входит в состав сложного числительного, то оно изменяется особым образом (по аналогии со словом ОКНА): И.п. (В.п) пятьсот окон Р.п. около пятисот окон – нулевое окончание Д.п. к пятистАМ окнАМ Т.п, пятьюстАМИ окнАМИ П.п. о пятистАХ окнАХ

Слайд 7





Числительное оба употребляется с существительными мужского рода и среднего рода ( оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон)
Числительное оба употребляется с существительными мужского рода и среднего рода ( оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон)
Числительное обе употребляется с существительными женского рода (обе студентки, обеих студенток)

!!! Числительные оба и обе НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с существительными, имеющими только форму множественного числа (ворота, брюки, сани…), т.е. нельзя говорить у обоих ворот, обоих саней (здесь нужно использовать оборот у тех и других: у тех и других ворот)
Описание слайда:
Числительное оба употребляется с существительными мужского рода и среднего рода ( оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон) Числительное оба употребляется с существительными мужского рода и среднего рода ( оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон) Числительное обе употребляется с существительными женского рода (обе студентки, обеих студенток) !!! Числительные оба и обе НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с существительными, имеющими только форму множественного числа (ворота, брюки, сани…), т.е. нельзя говорить у обоих ворот, обоих саней (здесь нужно использовать оборот у тех и других: у тех и других ворот)

Слайд 8





Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных.
Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных.
Правильно: двое друзей, трое суток, нас пятеро. Четверо лосят, шестеро ребят, семеро людей
НО: три женщины, четыре медведя, две кошки
Описание слайда:
Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных. Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных. Правильно: двое друзей, трое суток, нас пятеро. Четверо лосят, шестеро ребят, семеро людей НО: три женщины, четыре медведя, две кошки

Слайд 9





Склонение местоимений
1. К личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов (в, без, до…) или после наречных предлогов. Управляющих Р.п. (вокруг, впереди, возле, мимо…)
Например: без него. вокруг них

2. После наречных предлогов, управляющих Д.п. (вопреки. Согласно, наперекор, навстречу…) начальное Н  к личным местоимениям 3 лица не прибавляется
Например: вопреки ему

3. После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без Н : старше его, больше её
Описание слайда:
Склонение местоимений 1. К личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов (в, без, до…) или после наречных предлогов. Управляющих Р.п. (вокруг, впереди, возле, мимо…) Например: без него. вокруг них 2. После наречных предлогов, управляющих Д.п. (вопреки. Согласно, наперекор, навстречу…) начальное Н к личным местоимениям 3 лица не прибавляется Например: вопреки ему 3. После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без Н : старше его, больше её

Слайд 10





Притяжательное местоимение ИХ
Притяжательное местоимение ИХ
ИХ КНИГИ
НЕЛЬЗЯ: ИХНИЕ (грубая ошибка)
Описание слайда:
Притяжательное местоимение ИХ Притяжательное местоимение ИХ ИХ КНИГИ НЕЛЬЗЯ: ИХНИЕ (грубая ошибка)

Слайд 11





При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО  сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п.
При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО  сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п.

В дательном падеже обычно употребляются существительные: скучать по (чему?) по дому

В предложном падеже употребляются личные местоимения ТОЛЬКО 1 и 2 лица множественного числа: тоскуют (о ком?) о нас, скучают (по ком?) по вас

При других глаголах с предлогом ПО употребляется форма Д.п. этих местоимений: из-за пригорка стреляли по (кому?0 по нам
Описание слайда:
При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п. При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п. В дательном падеже обычно употребляются существительные: скучать по (чему?) по дому В предложном падеже употребляются личные местоимения ТОЛЬКО 1 и 2 лица множественного числа: тоскуют (о ком?) о нас, скучают (по ком?) по вас При других глаголах с предлогом ПО употребляется форма Д.п. этих местоимений: из-за пригорка стреляли по (кому?0 по нам

Слайд 12





Образование имён существительных
Формы множественного числа И.п. и В.п. имён существительных
Окончание –ы(-и): бухгалтеры, возы, выборы, выпуски, договоры, инженеры, конструкторы, контейнеры, лекторы, порты, приговоры, ректоры, слоги, снайперы, торты, шофёры
Окончание –а(-я): адреса, борта, веера, века (кроие: во веки веков. В кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, егеря, жемчуга, катера, клевера, корма, купола, округа, ордера, паспорта, перепела, сторожа, стога, терема, тетерева, хлева, хутора, якоря
Описание слайда:
Образование имён существительных Формы множественного числа И.п. и В.п. имён существительных Окончание –ы(-и): бухгалтеры, возы, выборы, выпуски, договоры, инженеры, конструкторы, контейнеры, лекторы, порты, приговоры, ректоры, слоги, снайперы, торты, шофёры Окончание –а(-я): адреса, борта, веера, века (кроие: во веки веков. В кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, егеря, жемчуга, катера, клевера, корма, купола, округа, ордера, паспорта, перепела, сторожа, стога, терема, тетерева, хлева, хутора, якоря

Слайд 13





Различайте слова - омонимы
Боровы (кабаны)
Колени (часть ноги)
Корпусы (туловища)
Лагери (политические)
Образы (художественно-литературные)
Ордены (рыцарские)
Поводы (причины)
Поясы (географические)
Описание слайда:
Различайте слова - омонимы Боровы (кабаны) Колени (часть ноги) Корпусы (туловища) Лагери (политические) Образы (художественно-литературные) Ордены (рыцарские) Поводы (причины) Поясы (географические)

Слайд 14





Окончания существительных Р.п. мн.числа
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ:
Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков
Названия многих единиц измерения (ватт, вольт)
Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин
Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров
Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.числе: барж, кочерёг, свадеб, басен
Большинство существительных ср.рода: зимовий, кушаний, селений
Описание слайда:
Окончания существительных Р.п. мн.числа НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков Названия многих единиц измерения (ватт, вольт) Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.числе: барж, кочерёг, свадеб, басен Большинство существительных ср.рода: зимовий, кушаний, селений

Слайд 15





ОКОНЧАНИЕ –ОВ:
ОКОНЧАНИЕ –ОВ:
Некоторые названия единиц измерения: акров, гектаров, граммов, килограммов
Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков
Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков
Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок
Описание слайда:
ОКОНЧАНИЕ –ОВ: ОКОНЧАНИЕ –ОВ: Некоторые названия единиц измерения: акров, гектаров, граммов, килограммов Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок

Слайд 16





Окончание –ЕЙ:
Окончание –ЕЙ:
Некоторые существительные женского рода: антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей…
- Некоторые существительные, не имеющие формы ед.ч.: яслей, будней
Описание слайда:
Окончание –ЕЙ: Окончание –ЕЙ: Некоторые существительные женского рода: антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей… - Некоторые существительные, не имеющие формы ед.ч.: яслей, будней

Слайд 17





1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на 
1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на 
-ий: шалунья – шалуний
2. Сущ. ж.р, оканчивающиеся на –ья (ударное положение). В Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: полынья – полыней
3. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (безударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний
4. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (ударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: ружьё - ружей, НО: платье – платьев, устье- устий
ЗАПОМНИТЕ: копьё - копий
Описание слайда:
1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на 1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на -ий: шалунья – шалуний 2. Сущ. ж.р, оканчивающиеся на –ья (ударное положение). В Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: полынья – полыней 3. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (безударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний 4. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (ударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: ружьё - ружей, НО: платье – платьев, устье- устий ЗАПОМНИТЕ: копьё - копий

Слайд 18





Существительные среднего рода, имеющие уменьшительно-ласкательное значение и оканчивающиеся в И.п. ед.ч. На –це. Как правило, в Р.п. мн.ч. Оканчиваются на –ец: зеркальце – зеркалец, копытце – копытец, НО: болотце – болотцев, деревце – деревцев, оконце – оконцев, кружевце - кружевцев
Существительные среднего рода, имеющие уменьшительно-ласкательное значение и оканчивающиеся в И.п. ед.ч. На –це. Как правило, в Р.п. мн.ч. Оканчиваются на –ец: зеркальце – зеркалец, копытце – копытец, НО: болотце – болотцев, деревце – деревцев, оконце – оконцев, кружевце - кружевцев
Описание слайда:
Существительные среднего рода, имеющие уменьшительно-ласкательное значение и оканчивающиеся в И.п. ед.ч. На –це. Как правило, в Р.п. мн.ч. Оканчиваются на –ец: зеркальце – зеркалец, копытце – копытец, НО: болотце – болотцев, деревце – деревцев, оконце – оконцев, кружевце - кружевцев Существительные среднего рода, имеющие уменьшительно-ласкательное значение и оканчивающиеся в И.п. ед.ч. На –це. Как правило, в Р.п. мн.ч. Оканчиваются на –ец: зеркальце – зеркалец, копытце – копытец, НО: болотце – болотцев, деревце – деревцев, оконце – оконцев, кружевце - кружевцев

Слайд 19





Несклоняемые имена существительные
Мужской род: 
- существительные, обозначающие лиц мужского пола (атташе, маэстро, кутюрье)
существительные, обозначающие названия животных (кенгуру, шимпанзе). Исключение: цеце (муха), киви (птица) – ж.р.
Существительное КОФЕ, ВИСКИ
Женский род: существительные, обозначающие лиц женского пола, - преимущественно обращения к женщинам в разных странах (мадам, мисс, фрау)
Средний род: сущ., обозначающие неодушевлённые предметы (портмоне, кашпо, ситро)

В именах собственных и некоторых нарицательных род определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли видового понятия: Тбилиси (город) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р, Арагви (река) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р.
Описание слайда:
Несклоняемые имена существительные Мужской род: - существительные, обозначающие лиц мужского пола (атташе, маэстро, кутюрье) существительные, обозначающие названия животных (кенгуру, шимпанзе). Исключение: цеце (муха), киви (птица) – ж.р. Существительное КОФЕ, ВИСКИ Женский род: существительные, обозначающие лиц женского пола, - преимущественно обращения к женщинам в разных странах (мадам, мисс, фрау) Средний род: сущ., обозначающие неодушевлённые предметы (портмоне, кашпо, ситро) В именах собственных и некоторых нарицательных род определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли видового понятия: Тбилиси (город) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р, Арагви (река) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р.

Слайд 20





Употребление форм глагола
Распространённые ошибки:
Употребление диалектно-просторечных глагольных форм: мы игрались (правильно: играли) в лесу очень долго. Мама в этот день меня дожидала (правильно дожидалась) долго-долго и не дождала (дождалась)
Ошибочное образование формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от ряда глаголов: едь, бежи, ляжь, ложи (правильно: поезжай, беги, ляг, положи)
Ошибочное образование причастных форм на –щий от глаголов совершенного вида: вздумающий (так нельзя)
Образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья
Неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий, например. Образование причастий с постфиксом –ся от невозвратных глаголов: играющиеся дети (правильно: играющие дети)
Описание слайда:
Употребление форм глагола Распространённые ошибки: Употребление диалектно-просторечных глагольных форм: мы игрались (правильно: играли) в лесу очень долго. Мама в этот день меня дожидала (правильно дожидалась) долго-долго и не дождала (дождалась) Ошибочное образование формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от ряда глаголов: едь, бежи, ляжь, ложи (правильно: поезжай, беги, ляг, положи) Ошибочное образование причастных форм на –щий от глаголов совершенного вида: вздумающий (так нельзя) Образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья Неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий, например. Образование причастий с постфиксом –ся от невозвратных глаголов: играющиеся дети (правильно: играющие дети)

Слайд 21





Зависимое слово ставится при причастии и деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого они образованы: заведовать (чем?) лабораторией – заведующий, заведуя (чем?) лабораторией
Зависимое слово ставится при причастии и деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого они образованы: заведовать (чем?) лабораторией – заведующий, заведуя (чем?) лабораторией
Описание слайда:
Зависимое слово ставится при причастии и деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого они образованы: заведовать (чем?) лабораторией – заведующий, заведуя (чем?) лабораторией Зависимое слово ставится при причастии и деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого они образованы: заведовать (чем?) лабораторией – заведующий, заведуя (чем?) лабораторией

Слайд 22





Успехов
Успехов
 на 
ЕГЭ!
Описание слайда:
Успехов Успехов на ЕГЭ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию