🗊Возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения Аспирант кафед

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №1Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №2Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №3Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №4Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №5Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №6Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №7Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №8Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №9Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №10Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №11Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №12Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №13Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №14Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №15Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №16Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №17Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №18Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №19Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №20Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №21Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №22Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №23Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №24Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №25Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №26Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №27Возможности и ограничения  применения общенаучных методов познания  в методических системах предметного обучения  Аспирант кафед, слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения Аспирант кафед. Презентация содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Возможности и ограничения 
применения общенаучных методов познания 
в методических системах предметного обучения
Аспирант кафедры ИиВТ Никитин Сергей Григорьевич
Описание слайда:
Возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения Аспирант кафедры ИиВТ Никитин Сергей Григорьевич

Слайд 2





МЕТОД м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил.
МЕТОД м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил.
(Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, 1863-1866, т.т. 1-4)
МЕ́ТОД (от греч. μέθοδοζ — путь иссл., познания) — филос. категория, служащая для обозначения системы регулятивных принципов теоретич., практич. и духовного освоения действительности, логическая конструкция императивного характера, задающая опред. план действий.
(Российский гуманитарный энциклопедический словарь, 2002)
Описание слайда:
МЕТОД м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. МЕТОД м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, 1863-1866, т.т. 1-4) МЕ́ТОД (от греч. μέθοδοζ — путь иссл., познания) — филос. категория, служащая для обозначения системы регулятивных принципов теоретич., практич. и духовного освоения действительности, логическая конструкция императивного характера, задающая опред. план действий. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь, 2002)

Слайд 3





Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
(БСЭ, 1969-1978, в 30 томах.)
Описание слайда:
Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. (БСЭ, 1969-1978, в 30 томах.)

Слайд 4





«Основная функция метода — регулирование познавательной  и иных форм деятельности» 
«Основная функция метода — регулирование познавательной  и иных форм деятельности» 
(«Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д 2000 стр.488 )
Описание слайда:
«Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности» «Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности» («Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д 2000 стр.488 )

Слайд 5





Ф.  Бэкон  сравнивал  метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. 
Ф.  Бэкон  сравнивал  метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. 
Р. Декарт: «Под методом я  разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых...  без  лишней  траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания,  способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»
Описание слайда:
Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Р. Декарт: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»

Слайд 6





Методология (дословно «учение о методах»).   Изучая закономерности  человеческой   познавательной   деятельности,   методология вырабатывает на этой основе  методы  ее  осуществления.  
Методология (дословно «учение о методах»).   Изучая закономерности  человеческой   познавательной   деятельности,   методология вырабатывает на этой основе  методы  ее  осуществления.  
Важнейшей  задачей методологии является  изучение  происхождения,  сущности,  эффективности  и других характеристик методов познания.
Описание слайда:
Методология (дословно «учение о методах»). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Методология (дословно «учение о методах»). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Слайд 7





МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Описание слайда:
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 8





1) ВСЕОБЩИЕ МЕТОДЫ научного познания подразделяются по степени их  общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования на:
диалектический
метафизический
Описание слайда:
1) ВСЕОБЩИЕ МЕТОДЫ научного познания подразделяются по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования на: диалектический метафизический

Слайд 9





2) ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ (используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма  широкий,междисциплинарный спектр применения )
Классификация методов общенаучного познания тесно связана с уровнями научного познания:
эмпирическим
теоретическим
Описание слайда:
2) ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ (используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий,междисциплинарный спектр применения ) Классификация методов общенаучного познания тесно связана с уровнями научного познания: эмпирическим теоретическим

Слайд 10





3) ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ (используемые только в рамках исследований  какой-то  конкретной  науки  или какого-то  конкретного  явления )
как  правило,  содержат  в  различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания (наблюдения,  измерения,  индуктивные  или  дедуктивные умозаключения и т. д.).
Также частнонаучные методы связаны со ВСЕОБЩИМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ.
Описание слайда:
3) ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ (используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления ) как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания (наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д.). Также частнонаучные методы связаны со ВСЕОБЩИМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ.

Слайд 11





4) ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ (представляют   собой   системы   приемов, применяемых в той или иной  дисциплине,  входящей  в  какую-нибудь  отрасль науки  или  возникшей  на  стыке   наук. )
каждая   фундаментальная   наука представляет собой комплекс дисциплин,  которые  имеют  свой  специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
Описание слайда:
4) ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ (представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. ) каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Слайд 12





5) МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (являются  совокупностью  ряда  синтетических,  интегративных способов)
возникли как  результат  сочетания  элементов  различных  уровней методологии,
 
нацелены, главным образом, на стыки научных дисциплин.
Описание слайда:
5) МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (являются совокупностью ряда синтетических, интегративных способов) возникли как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацелены, главным образом, на стыки научных дисциплин.

Слайд 13





Общенаучные методы познания
Описание слайда:
Общенаучные методы познания

Слайд 14





Эмпирический     уровень     научного     познания     характеризуется непосредственным    исследованием    реально    существующих,    чувственно воспринимаемых объектов. 
Эмпирический     уровень     научного     познания     характеризуется непосредственным    исследованием    реально    существующих,    чувственно воспринимаемых объектов. 
Только на  этом  уровне  исследования  мы  имеем  дело  с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.
Описание слайда:
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.

Слайд 15





Теоретический уровень научного познания характеризуется  преобладанием рационального  момента  -  понятий,  теорий,  законов  и  других   форм «мыслительных   операций». 
Теоретический уровень научного познания характеризуется  преобладанием рационального  момента  -  понятий,  теорий,  законов  и  других   форм «мыслительных   операций». 
Объект  на данном уровне научного познания может  изучаться  только  опосредованно,  в мысленном эксперименте, но не в реальном.
На данном уровне происходит раскрытие наиболее  глубоких  существенных сторон, связей,  закономерностей,  присущих  изучаемым  объектам,  явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью  систем  абстракций  «высшего  порядка»  —   таких   как   понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Описание слайда:
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». Объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Слайд 16





Общенаучные методы делятся на:
Общенаучные методы эмпирического познания;
Общенаучные методы теоретического познания;
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
Описание слайда:
Общенаучные методы делятся на: Общенаучные методы эмпирического познания; Общенаучные методы теоретического познания; Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.

Слайд 17





Общенаучные методы эмпирического познания
1) Научное наблюдение и описание.

характеризуется рядом особенностей:
целенаправленностью  (решение поставленной  задачи  исследования,  а  внимание  наблюдателя  фиксируется только на явлениях, связанных с этой задачей);
планомерностью;
активностью (активный поиск и выделение нужных моментов в наблюдаемом явлении).
Описание слайда:
Общенаучные методы эмпирического познания 1) Научное наблюдение и описание. характеризуется рядом особенностей: целенаправленностью (решение поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксируется только на явлениях, связанных с этой задачей); планомерностью; активностью (активный поиск и выделение нужных моментов в наблюдаемом явлении).

Слайд 18





Общенаучные методы эмпирического познания
2) Эксперимент.

Предполагает  активное,   целенаправленное   и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект  для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.  
При  этом  экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект,  создавать  искусственные  условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.
Описание слайда:
Общенаучные методы эмпирического познания 2) Эксперимент. Предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Слайд 19





Общенаучные методы эмпирического познания
3) Измерение и сравнение.

Измерение - это  процесс,  заключающийся в  определении  количественных  значений  тех  или  иных   свойств,   сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Для осуществления сравнения необходимо  иметь  определенные  единицы  измерения,  наличие  которых  дает возможность  выразить  изучаемые  свойства  со  стороны  их   количественных характеристик.
Описание слайда:
Общенаучные методы эмпирического познания 3) Измерение и сравнение. Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Для осуществления сравнения необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.

Слайд 20





Общенаучные методы теоретического познания
1) Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 
отход   (восхождение)   от чувственно воспринимаемых  конкретных  объектов  (со  всеми  их  свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении  абстрактным  представлениям о них.
Описание слайда:
Общенаучные методы теоретического познания 1) Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них.

Слайд 21





Общенаучные методы теоретического познания
2) Идеализация. Мысленный эксперимент.

мысленное внесение определенных  изменений  в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.
Описание слайда:
Общенаучные методы теоретического познания 2) Идеализация. Мысленный эксперимент. мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

Слайд 22





Общенаучные методы теоретического познания
3) Формализация. 

заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных  объектов,  от  содержания  описывающих  их  теоретических положений  и  оперировать  вместо  этого   некоторым   множеством   символов (знаков).
Описание слайда:
Общенаучные методы теоретического познания 3) Формализация. заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Слайд 23





Общенаучные методы теоретического познания
4) Аксиоматический метод.

сначала  задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по  крайней  мере,  в рамках данной системы  знания). Затем  из  них  по  определенным  правилам  строится   система выводных предложений.  
Совокупность  исходных  аксиом  и  выведенных  на  их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.
Описание слайда:
Общенаучные методы теоретического познания 4) Аксиоматический метод. сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания). Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Слайд 24





Общенаучные методы теоретического познания
5) Метод гипотезы.

Форма существования знания, характеризующаяся       проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве.
Описание слайда:
Общенаучные методы теоретического познания 5) Метод гипотезы. Форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве.

Слайд 25





Структура метода гипотезы:
Структура метода гипотезы:
Ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению.
При отсутствии объяснений с помощью существующих в науке законов и теорий Выдвижение догадки или предположения  о причинах  и  закономерностях  данных  явлений.
Cтадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной (Проверка на логическую непротиворечивость, на совместимость  с  фундаментальными  и теоретическими  принципами   данной науки ).
Разворачивание    выдвинутого предположения  и  дедуктивное  выведение  из  него  эмпирически  проверяемых следствий (переработка гипотезы, уточнение деталей).
Экспериментальная  проверка  выведенных  из гипотезы следствий.
Описание слайда:
Структура метода гипотезы: Структура метода гипотезы: Ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. При отсутствии объяснений с помощью существующих в науке законов и теорий Выдвижение догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. Cтадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной (Проверка на логическую непротиворечивость, на совместимость с фундаментальными и теоретическими принципами данной науки ). Разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий (переработка гипотезы, уточнение деталей). Экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Слайд 26





Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания
1) Анализ и синтез.

Анализ - разделение объекта  (мысленно  или  реально)  на составные части с целью их отдельного  изучения;
Синтез – изучение объекта как единого целого, а не как его отдельных составных частей.
Описание слайда:
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания 1) Анализ и синтез. Анализ - разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения; Синтез – изучение объекта как единого целого, а не как его отдельных составных частей.

Слайд 27





Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания
2) Индукция и дедукция.
Индукция - умозаключение,  которое  приводит  к  получению  общего вывода на основании частных посылок.
Дедукция - есть получение частных выводов на основе знания  каких-то  общих  положений.
Описание слайда:
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания 2) Индукция и дедукция. Индукция - умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Дедукция - есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений.

Слайд 28





Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания
3) Аналогия и моделирование.

Аналогия - подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных  в  целом  объектов.
Моделирование - изучение  моделируемого   объекта(оригинала), базирующееся на взаимооднозначном   соответствии  определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта  (модели)и включающее в себя построение модели,  изучение  ее  и  перенос  полученных сведений на моделируемый объект — оригинал
Описание слайда:
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания 3) Аналогия и моделирование. Аналогия - подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование - изучение моделируемого объекта(оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели)и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию