🗊Презентация Языковые средства выразительности. Электронный справочник

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №1Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №2Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №3Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №4Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №5Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №6Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №7Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №8Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №9Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №10Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №11Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №12Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №13Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №14Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №15Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №16Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №17Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №18Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №19Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №20Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №21Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №22Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №23Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №24Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №25Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №26Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №27Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №28Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №29Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №30Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №31Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №32Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №33Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №34Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №35Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №36Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №37Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №38Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №39Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №40Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №41Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №42Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №43Языковые средства выразительности. Электронный справочник, слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Языковые средства выразительности. Электронный справочник. Доклад-сообщение содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Языковые средства выразительности
Электронный справочник
Описание слайда:
Языковые средства выразительности Электронный справочник

Слайд 2





Лексические средства (тропы)
Лексические средства (тропы)

Синтаксические средства

Фонетические средства
Описание слайда:
Лексические средства (тропы) Лексические средства (тропы) Синтаксические средства Фонетические средства

Слайд 3





Лексические средства (тропы)
Лексические средства (тропы)
Аллегория
Гипербола
Ирония
Каламбур
Крылатые выражения
Литота
Метонимия
Метафора
Неологизмы
Олицетворение
Оксюморон
Паронимы
Парадокс
Пословицы
Просторечная и диалектная лексика
Перифраза
Синонимы
Синекдоха
Сравнение
Устаревшие слова
Фразеологизмы
Эпитет
Описание слайда:
Лексические средства (тропы) Лексические средства (тропы) Аллегория Гипербола Ирония Каламбур Крылатые выражения Литота Метонимия Метафора Неологизмы Олицетворение Оксюморон Паронимы Парадокс Пословицы Просторечная и диалектная лексика Перифраза Синонимы Синекдоха Сравнение Устаревшие слова Фразеологизмы Эпитет

Слайд 4








Синтаксические средства
Анафора
Антитеза
Вопросительное предложение
Градация
Инверсия
Период
Параллелизм
Парцелляция
Риторическое восклицание
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Умолчание
Эллипсис
Эпифора
Описание слайда:
Синтаксические средства Анафора Антитеза Вопросительное предложение Градация Инверсия Период Параллелизм Парцелляция Риторическое восклицание Риторический вопрос Риторическое обращение Умолчание Эллипсис Эпифора

Слайд 5





Фонетические средства
Фонетические средства
Аллитерация
Ассонанс
Звукоподражание
Описание слайда:
Фонетические средства Фонетические средства Аллитерация Ассонанс Звукоподражание

Слайд 6





Аллегория - иносказание
- Хитрость- в образе лисы,
- Мужество и сила – в образе Ильи Муромца.
- Красота – в образе Аполлона.
Описание слайда:
Аллегория - иносказание - Хитрость- в образе лисы, - Мужество и сила – в образе Ильи Муромца. - Красота – в образе Аполлона.

Слайд 7





Гипербола – преувеличение свойств, качеств
- Я сто раз говорила.
Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.                                        ( А. К. Толстой.)
В сто сорок солнц закат пылал.                      (В. Маяковский)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский)
-   Глаза громадные, как прожекторы.                           (В.Маяковский)
Описание слайда:
Гипербола – преувеличение свойств, качеств - Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. ( А. К. Толстой.) В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский) - Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)

Слайд 8





Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель – тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии – сарказм 
Смотри, каков Самсон! ( о слабом, хилом человеке).
Отколе, умная, бредёшь ты голова? (при обращении к ослу)(И.А.Крылов)
Описание слайда:
Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель – тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии – сарказм Смотри, каков Самсон! ( о слабом, хилом человеке). Отколе, умная, бредёшь ты голова? (при обращении к ослу)(И.А.Крылов)

Слайд 9





Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимов.
-   Взять жену без состояния -  я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок – я не в состоянии (П.)
Мой дорогой, очень дорогой портной (Чехов.)
Чуть просыпается народ, 
     Сейчас дают ему уставы,
     Кричат: «Закройте-ка уста вы!»
     И вмиг кладут печать на рот.   (К.Фофанов)
Наш медик в рот больным без счёту капли льёт,
     Однако от того ни капли пользы нет.    (М.Херасков)
Описание слайда:
Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимов. - Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок – я не в состоянии (П.) Мой дорогой, очень дорогой портной (Чехов.) Чуть просыпается народ, Сейчас дают ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот. (К.Фофанов) Наш медик в рот больным без счёту капли льёт, Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков)

Слайд 10





Крылатые выражения-афоризмы, имеющие авторство
- Как белка в колесе.  (Крылов)
- Привычка свыше нам дана, замена счастью она. (Пушкин.)
Описание слайда:
Крылатые выражения-афоризмы, имеющие авторство - Как белка в колесе. (Крылов) - Привычка свыше нам дана, замена счастью она. (Пушкин.)

Слайд 11





Литота – преуменьшение свойств, качеств изображаемого   предмета или явления
-   В двух шагах отсюда.
-   Ваш шпиц не более наперстка (А.С.Грибоедов.)
Капля в море. 
Кот наплакал.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов)
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)
Не дорого ценю я громкие слова,
     От коих не одна кружится голова.     (А.С.Пушкин)
-    Мальчик-с-пальчик.
Описание слайда:
Литота – преуменьшение свойств, качеств изображаемого предмета или явления - В двух шагах отсюда. - Ваш шпиц не более наперстка (А.С.Грибоедов.) Капля в море. Кот наплакал. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов) Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь) Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова. (А.С.Пушкин) - Мальчик-с-пальчик.

Слайд 12





Метонимия- слово, которое употребляется в переносном 
значении на основе внешней или внутренней связи между пред-
метами, явлениями.
Все флаги будут в гости к нам.                   (А.С.Пушкин)
Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!»             (В.Маяковский)
Фарфор и бронза на столе.                  (А.С.Пушкин)
Я три тарелки съел.                           (И.А. Крылов)
Молчалины блаженствуют на свете.         (А.С.Грибоедов)
Не то на серебре – на золоте едал.            (А.Грибоедов)
Его перо любовью дышит.                      (А.Пушкин)
-   Город шумел.                                      (Ю. Олеша)
Описание слайда:
Метонимия- слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между пред- метами, явлениями. Все флаги будут в гости к нам. (А.С.Пушкин) Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В.Маяковский) Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Молчалины блаженствуют на свете. (А.С.Грибоедов) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) Его перо любовью дышит. (А.Пушкин) - Город шумел. (Ю. Олеша)

Слайд 13





Метафора – развёрнутое высказывание, в котором  
содержится  скрытое сравнение на основе сходства. 
Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М.Горький)
-   Ситец неба голубой.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.(С.Есенин)
Поля шляпы.
-   Нос корабля; ножка стула; заря жизни; говор волн; утро года
Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.          (С.Есенин)
Описание слайда:
Метафора – развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М.Горький) - Ситец неба голубой. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.(С.Есенин) Поля шляпы. - Нос корабля; ножка стула; заря жизни; говор волн; утро года Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась мне ты навсегда. (С.Есенин)

Слайд 14





Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий 
Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.   (Н.Языков)
Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован.    (А.С.Пушкин)
-    Пусть сосны бурей омамаены.                                 (В.Хлебников)
Описание слайда:
Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней. (Н.Языков) Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован. (А.С.Пушкин) - Пусть сосны бурей омамаены. (В.Хлебников)

Слайд 15





Олицетворение – присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ.
 
И цветущие кисти черёмух 
     Мыли листьями рамы фрамуг.     (Б.Пастернак)
Звезда с звездою говорит.
Спит черёмуха в белой накидке.
Время бежит.
К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина.     (А.Блок) 
О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?
                                                                                                    (Ф.Тютчев)
Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.   (М.Лермонтов)
Утешится безмолвная печаль…    (А.Пушкин)
Описание слайда:
Олицетворение – присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ. И цветущие кисти черёмух Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Пастернак) Звезда с звездою говорит. Спит черёмуха в белой накидке. Время бежит. К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина. (А.Блок) О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М.Лермонтов) Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин)

Слайд 16





Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий.
Но красоты их безобразной
     Я скоро таинство постиг.   (М.Ю.Лермонтов)
Есть тоска весёлая в алостях зари.   (С.Есенин)
«Горячий снег».
Звонкая тишина.
Убогая роскошь наряда.
Грустная радость.(С.Есенин)
«Живой труп» (Л.Толстой)
Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин)
-   «Мёртвые души».
Описание слайда:
Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов) Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин) «Горячий снег». Звонкая тишина. Убогая роскошь наряда. Грустная радость.(С.Есенин) «Живой труп» (Л.Толстой) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин) - «Мёртвые души».

Слайд 17





Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению

- Геройский – героический.
- Двойной - двойственный.
- Действенный - действительный.
- Потоки патоки.
- Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Грибоедов)
Лебеди летят над Лебедянью,
    А в Медыни золотится мёд.    (А. Межиров)
Парономасы- разнокорневые созвучные слова, совершенно
разные по значению.
Не глух, а глуп.
-   Дело спорится, что сошьёшь, то и распорется.   (Пословица)
Описание слайда:
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению - Геройский – героический. - Двойной - двойственный. - Действенный - действительный. - Потоки патоки. - Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Грибоедов) Лебеди летят над Лебедянью, А в Медыни золотится мёд. (А. Межиров) Парономасы- разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению. Не глух, а глуп. - Дело спорится, что сошьёшь, то и распорется. (Пословица)

Слайд 18





Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением 
- Тише едешь – дальше будешь.
Описание слайда:
Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением - Тише едешь – дальше будешь.

Слайд 19





Пословицы, поговорки:
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Нет худа без добра.
Описание слайда:
Пословицы, поговорки: - Что написано пером, не вырубишь топором. - Нет худа без добра.

Слайд 20





Просторечная и диалектная лексика-
 придает тексту выразительность, употребляется в речи персонажей.  
- А вчерась мне была выволочка.    (А.П.Чехов.)
Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дежке квас. (С. Есенин)
Драники, шанежки, буряки.
-   Болван, вертихвостка, вихлять.
Описание слайда:
Просторечная и диалектная лексика- придает тексту выразительность, употребляется в речи персонажей. - А вчерась мне была выволочка. (А.П.Чехов.) Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дежке квас. (С. Есенин) Драники, шанежки, буряки. - Болван, вертихвостка, вихлять.

Слайд 21





Перифраза – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны сущест-
венные признаки подразумеваемого лица или предмета.

- Автор «Героя нашего времени» ( вместо  М. Лермонтов )
- Белокаменная столица. ( Москва )
- Царь зверей. ( вместо лев) 
- Страна восходящего солнца. (вместо Япония)
- Наши меньшие братья. (животные)
Невольник чести (о Пушкине)                    (М.Лермонтов)
Северная Пальмира, Северная Венеция (о Петербурге)
Мать городов русских (Киев)
Весна жизни (юность)
Закат дней (старость)
Белое золото  (хлопок)
Чёрное золото (нефть)
Корень жизни  (женьшень)
-  Царь природы, венец творения (человек)
Описание слайда:
Перифраза – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны сущест- венные признаки подразумеваемого лица или предмета. - Автор «Героя нашего времени» ( вместо М. Лермонтов ) - Белокаменная столица. ( Москва ) - Царь зверей. ( вместо лев) - Страна восходящего солнца. (вместо Япония) - Наши меньшие братья. (животные) Невольник чести (о Пушкине) (М.Лермонтов) Северная Пальмира, Северная Венеция (о Петербурге) Мать городов русских (Киев) Весна жизни (юность) Закат дней (старость) Белое золото (хлопок) Чёрное золото (нефть) Корень жизни (женьшень) - Царь природы, венец творения (человек)

Слайд 22





Синонимы – слова, близкие по значению.
-   Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы) 
Прошел месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.
Хотеть - желать, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать,
    алкать.
Описание слайда:
Синонимы – слова, близкие по значению. - Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы) Прошел месяц. Пробежал второй. Пролетел третий. Хотеть - желать, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать.

Слайд 23





Синекдоха – замена множественного числа единственным,
употребление целого вместо части (и наоборот).
-   Все флаги будут в гости к нам.                      (А.С.Пушкин)
-   Швед, русский колет, рубит, режет.
Всё спит - и человек, и зверь, и птица.                (Н.В.Гоголь)
-   И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны.            (А.С.Пушкин)
Ну что ж, садись, светило. (т.е.солнце)         (В.Маяковский)
Пуще всего береги копейку (т.е. деньги)         (Н.В.Гоголь)
Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.В.Гоголь)
…и гордый внук славян.     (А.С Пушкин)
Описание слайда:
Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот). - Все флаги будут в гости к нам. (А.С.Пушкин) - Швед, русский колет, рубит, режет. Всё спит - и человек, и зверь, и птица. (Н.В.Гоголь) - И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С.Пушкин) Ну что ж, садись, светило. (т.е.солнце) (В.Маяковский) Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В.Гоголь) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.В.Гоголь) …и гордый внук славян. (А.С Пушкин)

Слайд 24





Сравнение- сопоставление одного предмета с другим с целью
создания художественного описания первого 
-Небо как колокол,  месяц – язык…   (С.Есенин)
-На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)
-Ягнёночком кудрявый месяц гуляет в голубой траве. (С.Есенин)
-И берёзы стоят, как большие свечки.                       (С.Есенин)
-Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.
-Храбрый как лев.
-Дредноут боролся, будто живое существо…  (А.Толстой)
-Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар 
 лежит.                                                                     (Н.Некрасов)
-И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берёзы. (И.Бунин)
Описание слайда:
Сравнение- сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого -Небо как колокол, месяц – язык… (С.Есенин) -На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова) -Ягнёночком кудрявый месяц гуляет в голубой траве. (С.Есенин) -И берёзы стоят, как большие свечки. (С.Есенин) -Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста. -Храбрый как лев. -Дредноут боролся, будто живое существо… (А.Толстой) -Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов) -И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берёзы. (И.Бунин)

Слайд 25





Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания  торжественности стиля.

-Изрядный – отличный.
-Рачительный – заботливый.
-Чужестранец – иностранец.
-Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава.     (А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля. -Изрядный – отличный. -Рачительный – заботливый. -Чужестранец – иностранец. -Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава. (А.С.Пушкин)

Слайд 26





        Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.
Первый дачный блин вышел, кажется, комом.       (А.П.Чехов)
Кривить душой (лицемерить).
Бить баклуши  (бездельничать).
-   На скорую руку  (быстро).
Описание слайда:
Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов. Первый дачный блин вышел, кажется, комом. (А.П.Чехов) Кривить душой (лицемерить). Бить баклуши (бездельничать). - На скорую руку (быстро).

Слайд 27





Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет  и подчёркивающее его свойство.
- Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
- А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький)
- Лазурь небесная смеётся.
- Поэт - эхо мира.
- Заливались весёлые птахи.
- Вечером синим, вечером лунным
  Был я когда-то красивым и юным.   (С.Есенин)
- Железная воля, золотой характер, горячая кровь. 
- Седое море; пламенная речь.
- Золото, золото сердце народное.  (Н.Некрасов)
Описание слайда:
Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство. - Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин) - А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) - Лазурь небесная смеётся. - Поэт - эхо мира. - Заливались весёлые птахи. - Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. (С.Есенин) - Железная воля, золотой характер, горячая кровь. - Седое море; пламенная речь. - Золото, золото сердце народное. (Н.Некрасов)

Слайд 28





Анафора – повтор, повторение начальных слов: 
- Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем. ( Лермонтов)
- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. 
                                                                                (М. Лермонтов) 
Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.                (С.Есенин)
…Черноглазую девицу,
Черноглазого коня.      (М.Лермонтов)
 Люблю тебя, Петра творенье,
     Люблю твой строгий, стройный вид…  (А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Анафора – повтор, повторение начальных слов: - Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем. ( Лермонтов) - Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (М. Лермонтов) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) …Черноглазую девицу, Черноглазого коня. (М.Лермонтов) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.С.Пушкин)

Слайд 29





Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:
- Глупый осудит, а умный рассудит.
Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.
А новое так отрицает старое!...       (А.Володин)
Где стол был яств, там гроб стоит.    (Г.Державин)
Они сошлись. Волна и камень,
     Стихи и проза, лёд и пламень
     Не столь различны меж собой.        (А.Пушкин)
Описание слайда:
Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий: - Глупый осудит, а умный рассудит. Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим. А новое так отрицает старое!... (А.Володин) Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин)

Слайд 30





Вопросительные предложения – синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создает манеру беседы.
-   Что же такое эта сигнализация?
Как выйти из кризиса?


Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа.

Что ищет он в стране далёкой?
     Что кинул он в краю родном?   (М. Лермонтов) 
Куда ты скачешь, гордый конь,
     И где опустишь ты копыта?       (А.Пушкин)
-    Знаете ли вы украинскую ночь?  (Н.В.Гоголь)
Описание слайда:
Вопросительные предложения – синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создает манеру беседы. - Что же такое эта сигнализация? Как выйти из кризиса? Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин) - Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь)

Слайд 31





Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием  (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:
- Не жалею, не зову, не плачу. (С.А.Есенин)
- Звериный, чужой, неприглядный мир.
-  Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои
   тёмные, душные, скучные комнаты.      (А Чехов)
То не конский топ, не людская молвь,
     Не труба трубача с поля слышится,
     А погодушка свищет, гудит,
     Свищет, гудит, заливается.         (А.Пушкин)
Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пы-
     тался сбить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, со-
     рвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло.   (А.Пушкин)
Описание слайда:
Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления: - Не жалею, не зову, не плачу. (С.А.Есенин) - Звериный, чужой, неприглядный мир. - Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А Чехов) То не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин) Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пы- тался сбить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, со- рвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин)

Слайд 32





Инверсия – изменение порядка слов в целях
усиления выразительности.

-    Зимы ждала природа.
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.                                (А.С.Пушкин.)
С ужасом думал я, к чему всё это приведёт. (А.С.Пушкин.)
Описание слайда:
Инверсия – изменение порядка слов в целях усиления выразительности. - Зимы ждала природа. Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин.) С ужасом думал я, к чему всё это приведёт. (А.С.Пушкин.)

Слайд 33





Период – синтаксическая структура, в которой 1 – ая часть  - эпическое повествование, 2 – ая – вывод:
  - Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы?                 (Казаков)
Описание слайда:
Период – синтаксическая структура, в которой 1 – ая часть - эпическое повествование, 2 – ая – вывод: - Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Казаков)

Слайд 34





Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение 
соседних предложений или отрезков речи.  

 
Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел. 

Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий.
Он над тучами смеётся, он от радости рыдает. (М.Горький)
Молодым везде у нас дорога,
    Старикам везде у нас почёт.   (В.Лебедев-Кумач)
Описание слайда:
Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел. Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий. Он над тучами смеётся, он от радости рыдает. (М.Горький) Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт. (В.Лебедев-Кумач)

Слайд 35





Парцелляция – разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:
- Он пришел домой поздно вечером. Один. Когда перестали все его ждать.
- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.
- На дворе осень. Поздняя.                          (В.П.Астафьев).
Описание слайда:
Парцелляция – разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов: - Он пришел домой поздно вечером. Один. Когда перестали все его ждать. - Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. - На дворе осень. Поздняя. (В.П.Астафьев).

Слайд 36





Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации чувств, в форме восклицания содер-
жится утверждение.
- О времена, о нравы!      (Цицерон).
Да здравствует Солнце, да скорее тьма!
Какое лето! Что за лето!
    Да это просто колдовство.       (Ф.Тютчев)
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться!   (И.А.Крылов)  
Риторическое обращение – состоит в подчёркну-
том обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразитель-
ности речи.
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин)
- О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет.   (Н.Некрасов)
Описание слайда:
Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации чувств, в форме восклицания содер- жится утверждение. - О времена, о нравы! (Цицерон). Да здравствует Солнце, да скорее тьма! Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.Тютчев) Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться! (И.А.Крылов) Риторическое обращение – состоит в подчёркну- том обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразитель- ности речи. Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин) - О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов)

Слайд 37





Риторический вопрос –  вопрос, в котором содержит- ся утверждение. Он не требует ответа.

-   Кто же не радовался солнечному лучу?
-    Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? 
-   Что ищет он в стране далёкой?
     Что кинул он в краю родном?   (М. Лермонтов) 
Куда ты скачешь, гордый конь,
     И где опустишь ты копыта?       (А.Пушкин)
-    Знаете ли вы украинскую ночь?  (Н.В.Гоголь)
Описание слайда:
Риторический вопрос – вопрос, в котором содержит- ся утверждение. Он не требует ответа. - Кто же не радовался солнечному лучу? - Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? - Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин) - Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь)

Слайд 38





Риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

-    Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога.                                    (С.Есенин)
 Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин)
-     О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет.                   
                                                                                                                   (Н.Некрасов)
Описание слайда:
Риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. - Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога. (С.Есенин) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин) - О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов)

Слайд 39





Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой, взволнованной речи.
Я страдал…Я хотел ответа…Не дождался…Уехал... (С.А.Есенин)
Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
     Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А. Пушкин) 
Поедешь скоро ты домой:
    Смотри ж… Да что?            (М.Лермонтов)
-   Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.                          (А. Пушкин)
Описание слайда:
Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой, взволнованной речи. Я страдал…Я хотел ответа…Не дождался…Уехал... (С.А.Есенин) Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А. Пушкин) Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? (М.Лермонтов) - Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (А. Пушкин)

Слайд 40





Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения, чаще
сказуемого, в стилистических целях:
 
Тёркин мой – к огню поближе.        (А.Т.Твардовский)
Я за свечку, свечка – в печку.          (К.Чуковский)
Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.   
                                                                              (А.К.Толстой)
Мы сёла – в пепел, грады – в прах, 
     В мечи – серпы и плуги.                               (В.Жуковский)
Описание слайда:
Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях: Тёркин мой – к огню поближе. (А.Т.Твардовский) Я за свечку, свечка – в печку. (К.Чуковский) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.К.Толстой) Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)

Слайд 41





Эпифора – повтор, повторение конечных слов.


Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
Милый друг, и в этом тихом доме
     Лихорадка бьёт меня.
     Не найти мне места в тихом доме
     Возле мирного огня.                   (А.Блок)
Описание слайда:
Эпифора – повтор, повторение конечных слов. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)

Слайд 42





Аллитерация- повторение согласных; усиливает
образность, выразительность речи, её смысловую сторону:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой…
                                                                           (А.С.Пушкин)
  Город грабил, грёб, грабастал.               ( В.Маяковский)
-      Свищет ветер, серебряный ветер
       В шёлковом шелесте снежного шума.   (С.Есенин)
-    Били копыта/ Пели будто:/-Гриб./Грабь./Гроб./Груб. (Маяковский)
Описание слайда:
Аллитерация- повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой… (А.С.Пушкин) Город грабил, грёб, грабастал. ( В.Маяковский) - Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) - Били копыта/ Пели будто:/-Гриб./Грабь./Гроб./Груб. (Маяковский)

Слайд 43





Ассонанс - повторение гласных; усиливает 
образность, её смысловую сторону.

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А.С.Пушкин)
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н.Некрасов)
И веют  древними поверьями её упругие шелка.  (А.Блок)
Описание слайда:
Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, её смысловую сторону. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А.С.Пушкин) Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н.Некрасов) И веют древними поверьями её упругие шелка. (А.Блок)

Слайд 44





Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер. 

Когда гремел мазурки гром…                       (А.С.Пушкин)
-   Вот дождик вкрадчиво прокрапал.            ( А.Т.Твардовский)
Описание слайда:
Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер. Когда гремел мазурки гром… (А.С.Пушкин) - Вот дождик вкрадчиво прокрапал. ( А.Т.Твардовский)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию