🗊Презентация Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №1Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №2Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №3Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №4Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №5Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №6Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №7Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №8Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №9Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №10Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №11Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №12Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №13Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №14Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №15Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №16Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №17Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №18Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №19Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №20Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №21Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №22Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №23Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №24Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №25Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №26Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №27Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №28Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №29Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №30Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №31Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №32Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №33Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №34Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №35Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №36Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №37Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №38Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Языковые средства выразительности. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку. Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Языковые средства выразительности
Задание 24 ЕГЭ по русскому языку
Описание слайда:
Языковые средства выразительности Задание 24 ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 3





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 4





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 5





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 6





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 7





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 8





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 9





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 10





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 11





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 12





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 13





Теоретические сведения
Описание слайда:
Теоретические сведения

Слайд 14





Теоретические сведения
В некоторых случаях довольно трудно отнести выразительное средство к той или иной группе. Это связано с его двойственной природой: например, выразительное средство основано и на переносном значении слова, и на структуре предложения.
К таким средствам относятся:
Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает (ослабляет)  значение предыдущего.
Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю.
2. Оксюморон – соединение логически несовместимых понятий.
Дешевые политики обходятся особенно дорого.
3. Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложений:
Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой.
Описание слайда:
Теоретические сведения В некоторых случаях довольно трудно отнести выразительное средство к той или иной группе. Это связано с его двойственной природой: например, выразительное средство основано и на переносном значении слова, и на структуре предложения. К таким средствам относятся: Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает (ослабляет) значение предыдущего. Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю. 2. Оксюморон – соединение логически несовместимых понятий. Дешевые политики обходятся особенно дорого. 3. Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложений: Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой.

Слайд 15





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 16





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 17





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 18





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 19





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 20





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 21





Тренировочная работа
Описание слайда:
Тренировочная работа

Слайд 22





Теоретические сведения
Прочтите рецензию, остановите своё внимание на первом указании на термин.
Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств, представленных в выборке ответа.
Отметьте те, которые относятся к данной категории средств (например, синтаксические средства), отметьте их.
Внимательно прочтите указанные номера предложений, соотнесите их с отмеченным, выберите нужное, выпишите на черновик.
Это средство можно вычеркнуть и аналогично работать дальше. 
В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычёркивания)  из списка тех терминов, которые  по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос…)
При выполнении задания следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т. д.
Описание слайда:
Теоретические сведения Прочтите рецензию, остановите своё внимание на первом указании на термин. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств, представленных в выборке ответа. Отметьте те, которые относятся к данной категории средств (например, синтаксические средства), отметьте их. Внимательно прочтите указанные номера предложений, соотнесите их с отмеченным, выберите нужное, выпишите на черновик. Это средство можно вычеркнуть и аналогично работать дальше. В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычёркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос…) При выполнении задания следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т. д.

Слайд 23





Самостоятельная работа
Описание слайда:
Самостоятельная работа

Слайд 24





Задание 1
Фрагменты текста:  (6)Говорят, из России уезжают самые одарённые: доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны – скоро даже академикам некому будет кофе подать. (7)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят, через пару поколений… (9) Впрочем, стоит ли повторяться? (10) Все слышали, что говорят. (13) Или повысим нашим интеллектуалам зарплаты? (14) Оно бы и неплохо, да где деньги… (26) Но вспыхнула ли среди российских ученых-эмигрантов хоть одна суперзвезда?
Рецензия: «Уже первые строки текста убеждают нас в том, что автор искренне взволнован поставленной проблемой.  Такой прием, как_____ (предложения 9 – 10, 13 – 14), и синтаксическое средство _____ (предложение 26) помогают автору вступить в диалог с читателем. Кроме этого, в тексте используются еще одно синтаксическое средство_____ (предложения 6, 7, 8) и лексическое - _____ («безмозглой», «умники»)».
Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) эмоционально-оценочная лексика
3) литота
4) цитирование
5) диалектизм
6) анафора
7) вопросно-ответная форма изложения
8) риторическое обращение
9) риторический вопрос
Описание слайда:
Задание 1 Фрагменты текста: (6)Говорят, из России уезжают самые одарённые: доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны – скоро даже академикам некому будет кофе подать. (7)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят, через пару поколений… (9) Впрочем, стоит ли повторяться? (10) Все слышали, что говорят. (13) Или повысим нашим интеллектуалам зарплаты? (14) Оно бы и неплохо, да где деньги… (26) Но вспыхнула ли среди российских ученых-эмигрантов хоть одна суперзвезда? Рецензия: «Уже первые строки текста убеждают нас в том, что автор искренне взволнован поставленной проблемой. Такой прием, как_____ (предложения 9 – 10, 13 – 14), и синтаксическое средство _____ (предложение 26) помогают автору вступить в диалог с читателем. Кроме этого, в тексте используются еще одно синтаксическое средство_____ (предложения 6, 7, 8) и лексическое - _____ («безмозглой», «умники»)». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) эмоционально-оценочная лексика 3) литота 4) цитирование 5) диалектизм 6) анафора 7) вопросно-ответная форма изложения 8) риторическое обращение 9) риторический вопрос

Слайд 25





Задание 2
Фрагменты текста: (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
Рецензия: «Чувства одного из героев отражены в его развёрнутом монологе с помощью таких синтаксических средств выразительности, как _____ (предложение 6), _____ (предложения 15, 16). Состояние другого героя передают многочисленные _____ в предложениях 21 – 23. Младший брат и старший брат словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивается с помощью такого лексического средства выразительности, как _____ в предложении 26».
Список терминов:

1) анафора
2) гипербола
3) вопросительное предложение
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) риторическое восклицание
8) ряды однородных членов
9) антонимы
Описание слайда:
Задание 2 Фрагменты текста: (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. Рецензия: «Чувства одного из героев отражены в его развёрнутом монологе с помощью таких синтаксических средств выразительности, как _____ (предложение 6), _____ (предложения 15, 16). Состояние другого героя передают многочисленные _____ в предложениях 21 – 23. Младший брат и старший брат словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивается с помощью такого лексического средства выразительности, как _____ в предложении 26». Список терминов: 1) анафора 2) гипербола 3) вопросительное предложение 4) олицетворение 5) парцелляция 6) диалектизм 7) риторическое восклицание 8) ряды однородных членов 9) антонимы

Слайд 26





Задание 3
Фрагменты текста: (2)Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?! (11)Самое настоящее! (12)Как в доброй сказке! (34)Надо мною висит небо, подо мною, озарённая огнями городов, спит земля, а я, словно луч тёплого, доброго солнца, лечу сквозь бесконечность.
Рецензия: «Речь автора очень эмоциональна и насыщена экспрессивными средствами. В самом начале используется такое синтаксическое средство, как _____ (предложение 2). Кульминационный момент рассказа выделен с помощью такого синтаксического приёма, как _____ (предложения 11 – 12). В финальной части текста, особенно лиричной, автор использует тропы: - _____ («спит земля» в предложении 34) и _____ («словно луч солнца»), которые отражают внутренние переживания героини».
Список терминов:

1) сравнение
2) олицетворение
3) литота
4) парцелляция
5) градация
6) риторический вопрос
7) диалектизм
8) фразеологизм
9) антитеза
Описание слайда:
Задание 3 Фрагменты текста: (2)Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?! (11)Самое настоящее! (12)Как в доброй сказке! (34)Надо мною висит небо, подо мною, озарённая огнями городов, спит земля, а я, словно луч тёплого, доброго солнца, лечу сквозь бесконечность. Рецензия: «Речь автора очень эмоциональна и насыщена экспрессивными средствами. В самом начале используется такое синтаксическое средство, как _____ (предложение 2). Кульминационный момент рассказа выделен с помощью такого синтаксического приёма, как _____ (предложения 11 – 12). В финальной части текста, особенно лиричной, автор использует тропы: - _____ («спит земля» в предложении 34) и _____ («словно луч солнца»), которые отражают внутренние переживания героини». Список терминов: 1) сравнение 2) олицетворение 3) литота 4) парцелляция 5) градация 6) риторический вопрос 7) диалектизм 8) фразеологизм 9) антитеза

Слайд 27





Задание 4
Фрагменты текста: (16)Не нужно скрывать радости! (17)Нужно учиться культуре радости! (20)Радость всегда одухотворённа, её свет озаряет лицо человека. (21)Удовольствие же несёт на себе налёт суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту. (22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность.  (29)Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе.
Рецензия: «В. Никляев передаёт свою убеждённость читателю с помощью таких приёмов, как _____ («радости… радости» в предложениях 16, 17), _____ (предложения 20 – 21). Такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 23, 29), придаёт тексту особую экспрессию. Сопоставляя жизнь и творчество писателя М. Пришвина, автор использует такой троп, как ______ («адских лет»)».
Список терминов:

1) риторическое обращение
2) парцелляция
3) лексический повтор
4) эпитет
5) ряды однородных членов
6) литота
7) ирония
8) вопросительные предложения
9) противопоставление
Описание слайда:
Задание 4 Фрагменты текста: (16)Не нужно скрывать радости! (17)Нужно учиться культуре радости! (20)Радость всегда одухотворённа, её свет озаряет лицо человека. (21)Удовольствие же несёт на себе налёт суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту. (22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность. (29)Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. Рецензия: «В. Никляев передаёт свою убеждённость читателю с помощью таких приёмов, как _____ («радости… радости» в предложениях 16, 17), _____ (предложения 20 – 21). Такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 23, 29), придаёт тексту особую экспрессию. Сопоставляя жизнь и творчество писателя М. Пришвина, автор использует такой троп, как ______ («адских лет»)». Список терминов: 1) риторическое обращение 2) парцелляция 3) лексический повтор 4) эпитет 5) ряды однородных членов 6) литота 7) ирония 8) вопросительные предложения 9) противопоставление

Слайд 28





Задание 5
Фрагменты текста: (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» – это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях жизни. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (25)Кто-то сказал, что каждый человек – это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
Рецензия: «Известный поэт В. Шефнер настраивает читателя на совместные раздумья. Этому способствует прежде всего такой прием, как _____ (предложения 15 – 19). С той же целью используется такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 19, 22, 23). В предложениях 26-28 поэт создаёт яркий художественный образ при помощи такого тропа, как _____, при этом важную роль играет лексическое средство _____ («камни» – «кирпичики»)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) индивидуально-авторские слова
3) ирония
4) ряды однородных членов предложения
5) контекстные антонимы
6) просторечные слова
7) вопросно-ответная форма изложения
8) развёрнутая метафора
9) синтаксический параллелизм
Описание слайда:
Задание 5 Фрагменты текста: (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» – это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях жизни. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (25)Кто-то сказал, что каждый человек – это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство. Рецензия: «Известный поэт В. Шефнер настраивает читателя на совместные раздумья. Этому способствует прежде всего такой прием, как _____ (предложения 15 – 19). С той же целью используется такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 19, 22, 23). В предложениях 26-28 поэт создаёт яркий художественный образ при помощи такого тропа, как _____, при этом важную роль играет лексическое средство _____ («камни» – «кирпичики»)». Список терминов: 1) парцелляция 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония 4) ряды однородных членов предложения 5) контекстные антонимы 6) просторечные слова 7) вопросно-ответная форма изложения 8) развёрнутая метафора 9) синтаксический параллелизм

Слайд 29





Задание 6
Фрагменты текста: (3)Радистка, прошедшая войну, тяжело раненная под Кёнигсбергом, потерявшая в войну близких, знающая цену одиночеству людскому и горю, немногословная, угловатая… (10)О чём они говорили в те далёкие вечера, казавшиеся нам тогда обычными, само собой разумеющимися и видящиеся сегодня как сон, который ни вспомнить, ни забыть? (11)Что они рассказывали? (12)Чему учили? (15)Никаких драк, приключений, выстрелов, погонь… (16)Простая жизнь, человеческие отношения, человеческие судьбы, но что-то западало навсегда, как зерно, брошенное в благодатную землю, и прорастало много позже, и обретало бескрайнюю, бесконечную уже теперь жизнь. 
Рецензия: «В. Амлинский с теплотой вспоминает о своём послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его душе. Такие синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 3, 15, 16), и лексическое средство, как_____ («о самых обыкновенных случаях из самой обыкновенной жизни», «человеческие отношения, человеческие судьбы»), придают воспоминаниям особую лиричность. _____ (предложения 10, 11, 12) настраивают читателя на размышления. Троп _____ в предложении 16 помогает читателю понять, какое значение в жизни автора текста имели встречи с замечательными русскими писателями».
Список терминов:

1) развёрнутая метафора
2) ирония
3) фразеологизм
4) метонимия
5) вопросительные предложения
6) риторическое обращение
7) ряды однородных членов
8) лексический повтор
9) синтаксический параллелизм
Описание слайда:
Задание 6 Фрагменты текста: (3)Радистка, прошедшая войну, тяжело раненная под Кёнигсбергом, потерявшая в войну близких, знающая цену одиночеству людскому и горю, немногословная, угловатая… (10)О чём они говорили в те далёкие вечера, казавшиеся нам тогда обычными, само собой разумеющимися и видящиеся сегодня как сон, который ни вспомнить, ни забыть? (11)Что они рассказывали? (12)Чему учили? (15)Никаких драк, приключений, выстрелов, погонь… (16)Простая жизнь, человеческие отношения, человеческие судьбы, но что-то западало навсегда, как зерно, брошенное в благодатную землю, и прорастало много позже, и обретало бескрайнюю, бесконечную уже теперь жизнь. Рецензия: «В. Амлинский с теплотой вспоминает о своём послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его душе. Такие синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 3, 15, 16), и лексическое средство, как_____ («о самых обыкновенных случаях из самой обыкновенной жизни», «человеческие отношения, человеческие судьбы»), придают воспоминаниям особую лиричность. _____ (предложения 10, 11, 12) настраивают читателя на размышления. Троп _____ в предложении 16 помогает читателю понять, какое значение в жизни автора текста имели встречи с замечательными русскими писателями». Список терминов: 1) развёрнутая метафора 2) ирония 3) фразеологизм 4) метонимия 5) вопросительные предложения 6) риторическое обращение 7) ряды однородных членов 8) лексический повтор 9) синтаксический параллелизм

Слайд 30





Задание 7
Фрагменты текста: (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная!  (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».  
Рецензия: «Проблема, которую столь остро воспринимает герой В. Тендрякова, относится к числу вечных проблем человечества. Ярким доказательством этого служит прием _____ (предложение 18). Переживания отца помогают передать такие лексические средства, как _____ («выводила… из себя») и _____ («горькая ухмылка»), и такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 5, 7)».
Список терминов:

1) олицетворение
2) противопоставление
3) ирония
4) диалектизм
5) эпитет
6) фразеологизм
7) лексический повтор
8) цитирование
9) восклицательные предложения
Описание слайда:
Задание 7 Фрагменты текста: (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Рецензия: «Проблема, которую столь остро воспринимает герой В. Тендрякова, относится к числу вечных проблем человечества. Ярким доказательством этого служит прием _____ (предложение 18). Переживания отца помогают передать такие лексические средства, как _____ («выводила… из себя») и _____ («горькая ухмылка»), и такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 5, 7)». Список терминов: 1) олицетворение 2) противопоставление 3) ирония 4) диалектизм 5) эпитет 6) фразеологизм 7) лексический повтор 8) цитирование 9) восклицательные предложения

Слайд 31





Задание 8
Фрагменты текста: (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.
Рецензия: «Автор, рассказывая о драматическом эпизоде из жизни Барклая-де-Толли, использует многочисленные тропы: _____ («гениальным прозрениям», «чудесном вмешательстве») и _____ («нόшу позорного отступления», «утешила надежда»), которые позволяют наполнить историю живым чувством. Такой приём, как _____ (предложение 17), передаёт непреклонность Барклая. _____ («надежда» в предложениях 30 и 31) позволяет выделить наиболее значимые слова, что придаёт тексту особую эмоциональность».
Список терминов:

1) лексический повтор
2) ирония
3) восклицательное предложение
4) эпитеты
5) синтаксический параллелизм
6) литота
7) противопоставление
8) слово разговорного стиля
9) метафоры
Описание слайда:
Задание 8 Фрагменты текста: (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы. Рецензия: «Автор, рассказывая о драматическом эпизоде из жизни Барклая-де-Толли, использует многочисленные тропы: _____ («гениальным прозрениям», «чудесном вмешательстве») и _____ («нόшу позорного отступления», «утешила надежда»), которые позволяют наполнить историю живым чувством. Такой приём, как _____ (предложение 17), передаёт непреклонность Барклая. _____ («надежда» в предложениях 30 и 31) позволяет выделить наиболее значимые слова, что придаёт тексту особую эмоциональность». Список терминов: 1) лексический повтор 2) ирония 3) восклицательное предложение 4) эпитеты 5) синтаксический параллелизм 6) литота 7) противопоставление 8) слово разговорного стиля 9) метафоры

Слайд 32





Задание 9
Фрагменты текста: (7)На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко», – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов… 
Рецензия: «Искреннюю взволнованность автора и его неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают как синтаксические, так и лексические средства: _____ (предложения 13 – 14, 21 – 22), _____ («светило», «красавец»). Экспрессивность текста усиливает синтаксическое средство - _____ (в предложениях 20, 31). Эмоциональное состояние автора передаёт такое изобразительное средство, как _____ («сердце закипало…» в предложении 7)».
Список терминов:

1) метафора
2) сравнительный оборот
3) ряды однородных членов
4) парцелляция
5) диалектизм
6) риторическое обращение
7) эмоционально-оценочные слова
8) литота
9) вводные конструкции
Описание слайда:
Задание 9 Фрагменты текста: (7)На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко», – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов… Рецензия: «Искреннюю взволнованность автора и его неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают как синтаксические, так и лексические средства: _____ (предложения 13 – 14, 21 – 22), _____ («светило», «красавец»). Экспрессивность текста усиливает синтаксическое средство - _____ (в предложениях 20, 31). Эмоциональное состояние автора передаёт такое изобразительное средство, как _____ («сердце закипало…» в предложении 7)». Список терминов: 1) метафора 2) сравнительный оборот 3) ряды однородных членов 4) парцелляция 5) диалектизм 6) риторическое обращение 7) эмоционально-оценочные слова 8) литота 9) вводные конструкции

Слайд 33





Задание 10
Фрагменты текста: (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один?
Рецензия:«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, тональность меняется: язык обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства: _____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и _____ (предложения 21, 22), а также такой троп, как _____ («деревья … тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…), передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играют _____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), которые помогают понять настроение Кольки».
Список терминов:

1) сравнительные обороты
2) олицетворение
3) однородные члены
4) эпитеты
5) диалектизм
6) риторическое обращение
7) литота
8) вопросительные предложения
9) парцелляция
Описание слайда:
Задание 10 Фрагменты текста: (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? Рецензия:«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, тональность меняется: язык обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства: _____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и _____ (предложения 21, 22), а также такой троп, как _____ («деревья … тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…), передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играют _____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), которые помогают понять настроение Кольки». Список терминов: 1) сравнительные обороты 2) олицетворение 3) однородные члены 4) эпитеты 5) диалектизм 6) риторическое обращение 7) литота 8) вопросительные предложения 9) парцелляция

Слайд 34





Контрольная работа
Описание слайда:
Контрольная работа

Слайд 35





Задание 1
Фрагмент текста.
(2)Собрать в ней благороднейшие поступки. (3)Примеры порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души.  (7)Куда пойти? (8)На что жить?  (15)Как щедро уступали они друг другу приоритет!  
Рецензия.
«Автор текста ищет в биографиях великих учёных примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Такой троп, как _____ («благороднейшие поступки» в предложении 2), задаёт всему рассказу Д. Гранина об учёных высокий тон, который сочетается с непринуждённой, доверительной интонацией, созданной с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 2 – 3). Подчёркивая благородство поступков своих героев, автор использует такие средства выразительности, как _____ (предложения 7, 8) и _____ (предложение 15)».
Список терминов:

1) парцелляция
2) инверсия
3) ирония
4) антонимы
5) гипербола
6) эпитет
7) вопросительные предложения
8) синонимы
9) риторическое восклицание
Описание слайда:
Задание 1 Фрагмент текста. (2)Собрать в ней благороднейшие поступки. (3)Примеры порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души. (7)Куда пойти? (8)На что жить? (15)Как щедро уступали они друг другу приоритет! Рецензия. «Автор текста ищет в биографиях великих учёных примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Такой троп, как _____ («благороднейшие поступки» в предложении 2), задаёт всему рассказу Д. Гранина об учёных высокий тон, который сочетается с непринуждённой, доверительной интонацией, созданной с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 2 – 3). Подчёркивая благородство поступков своих героев, автор использует такие средства выразительности, как _____ (предложения 7, 8) и _____ (предложение 15)». Список терминов: 1) парцелляция 2) инверсия 3) ирония 4) антонимы 5) гипербола 6) эпитет 7) вопросительные предложения 8) синонимы 9) риторическое восклицание

Слайд 36





Задание 2
Фрагмент текста.
(3)И какие всё милые, дорогие лица! (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. 
Рецензия.
«Авторским чувством наполнено каждое слово в тексте. _____ («детский» в предложении 11), _____ («дорогим людям», «святого труда»), _____ («Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром») придают тексту возвышенно-поэтическое звучание и яркую эмоциональность. Использование такого синтаксического средства, как _____ (в предложении 3) помогает понять отношение автора к книге».
Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) лексический повтор
3) эпитеты
4) диалектизм
5) риторическое восклицание
6) риторический вопрос
7) синтаксический параллелизм
8) метафора
9) парцелляция
Описание слайда:
Задание 2 Фрагмент текста. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. Рецензия. «Авторским чувством наполнено каждое слово в тексте. _____ («детский» в предложении 11), _____ («дорогим людям», «святого труда»), _____ («Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром») придают тексту возвышенно-поэтическое звучание и яркую эмоциональность. Использование такого синтаксического средства, как _____ (в предложении 3) помогает понять отношение автора к книге». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) лексический повтор 3) эпитеты 4) диалектизм 5) риторическое восклицание 6) риторический вопрос 7) синтаксический параллелизм 8) метафора 9) парцелляция

Слайд 37





Задание 3
Фрагмент текста.
(4)Дело не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. (14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт – на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда – раны. 
Рецензия.
«Чтобы создать образы любви и ревности, Н. Долинина использует такие синтаксические средства выразительности, как _____ («крепнет, встаёт на ноги, шагает» в предложении 15, «царапины, шрамы, раны» в предложении 16), _____ (предложение 14), такой троп, как _____ («грызущее душу подозрение» в предложении 7, «ревность отравляет… радость» в предложении 12). Природу такого чувства, как ревность, автор понимает по-своему. Её точку зрения помогает раскрыть такой приём, как _____ (предложение 4)».
Список терминов:

1) метафора
2) инверсия
3) парцелляция
4) диалектизм
5) сравнительный оборот
6) ряды однородных членов
7) разговорная лексика
8) цитирование
9) противопоставление
Описание слайда:
Задание 3 Фрагмент текста. (4)Дело не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. (14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт – на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда – раны. Рецензия. «Чтобы создать образы любви и ревности, Н. Долинина использует такие синтаксические средства выразительности, как _____ («крепнет, встаёт на ноги, шагает» в предложении 15, «царапины, шрамы, раны» в предложении 16), _____ (предложение 14), такой троп, как _____ («грызущее душу подозрение» в предложении 7, «ревность отравляет… радость» в предложении 12). Природу такого чувства, как ревность, автор понимает по-своему. Её точку зрения помогает раскрыть такой приём, как _____ (предложение 4)». Список терминов: 1) метафора 2) инверсия 3) парцелляция 4) диалектизм 5) сравнительный оборот 6) ряды однородных членов 7) разговорная лексика 8) цитирование 9) противопоставление

Слайд 38





Задание 4
Фрагмент текста.
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.  (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё
до сих пор кровоточит. 
Рецензия.
«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. _____ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 3 – 4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают _____ («спас» – «предал» в предложении 32), а _____ «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя».
Список терминов:

1) контекстные антонимы
2) метафора
3) риторический вопрос
4) парцелляция
5) эллипсис
6) градация
7) экспрессивно окрашенное слово
8) эпитет
9) лексический повтор
Описание слайда:
Задание 4 Фрагмент текста. (1)Он нёс меня на себе восемь километров. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. Рецензия. «Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. _____ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 3 – 4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают _____ («спас» – «предал» в предложении 32), а _____ «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя». Список терминов: 1) контекстные антонимы 2) метафора 3) риторический вопрос 4) парцелляция 5) эллипсис 6) градация 7) экспрессивно окрашенное слово 8) эпитет 9) лексический повтор

Слайд 39





Задание 5
Фрагмент текста.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.  времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе – во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр? (28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?.. 
Рецензия.
«_____ (предложения 2 – 4) служит для того, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса. Чтобы показать многогранность поднятой проблемы, которая может показаться мелкой, частной, В. Солоухин использует такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 11, 28). Такой троп, как _____ (предложения 23 – 27), и синтаксический приём _____ (предложения 29 – 30) помогают писателю подчеркнуть то, что он считает особенно важным».
Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) антонимы
5) синтаксический параллелизм
6) вопросно-ответная форма изложения
7) книжная лексика
8) развёрнутая метафора
9) ряды однородных членов

 
Описание слайда:
Задание 5 Фрагмент текста. (2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность. времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе – во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр? (28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?.. Рецензия. «_____ (предложения 2 – 4) служит для того, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса. Чтобы показать многогранность поднятой проблемы, которая может показаться мелкой, частной, В. Солоухин использует такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 11, 28). Такой троп, как _____ (предложения 23 – 27), и синтаксический приём _____ (предложения 29 – 30) помогают писателю подчеркнуть то, что он считает особенно важным». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) парцелляция 3) фразеологизм 4) антонимы 5) синтаксический параллелизм 6) вопросно-ответная форма изложения 7) книжная лексика 8) развёрнутая метафора 9) ряды однородных членов  



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию