Описание слайда:
Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее метафизика).
Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее метафизика).
К практическим наукам — этика и политика (наука о государстве).
Учение «первой философии» - учение о четырёх причинах, или первоначалах:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух, вода, земля, огонь и эфир(небесная)
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Идея единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.