🗊Презентация Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Нажмите для полного просмотра!
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №1Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №2Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №3Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №4Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №5Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №6Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №7Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №8Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №9Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №10Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №11Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №12Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №13Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №14Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №15Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №16Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №17Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №18Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №19Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №20Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №21Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №22Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №23Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №24Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №25Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №26Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №27Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №28Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №29Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №30Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №31Эрих Фромм: гуманистическая теория личности, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ТЕМА № 8. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
.
Описание слайда:
ТЕМА № 8. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности .

Слайд 2





План лекции.

1. Краткая биография.
2. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы:
2.1. Механизмы бегства от свободы
2.2. Позитивная свобода
2.3. Экзистенциальные потребности человека
2.4. Социальные типы характера
3. Выводы.
Описание слайда:
План лекции. 1. Краткая биография. 2. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы: 2.1. Механизмы бегства от свободы 2.2. Позитивная свобода 2.3. Экзистенциальные потребности человека 2.4. Социальные типы характера 3. Выводы.

Слайд 3





Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – 608 с.
Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. - М.: Республика, 1994. -447 с.
Фромм Э. Искусство любить.
Описание слайда:
Литература: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – 608 с. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. - М.: Республика, 1994. -447 с. Фромм Э. Искусство любить.

Слайд 4





Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. 
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. 
Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. 
С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. 
Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Описание слайда:
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Слайд 5





1. Краткая биография.

Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900-1980) родился во Франкфурте, Германия, в семье ортодоксальных иудеев. 
Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. 
Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. 
Фромм вырос, зная два разных мира — ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. 
Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка». Он был единственным ребенком в семье.
Описание слайда:
1. Краткая биография. Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900-1980) родился во Франкфурте, Германия, в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Фромм вырос, зная два разных мира — ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка». Он был единственным ребенком в семье.

Слайд 6





Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями.
Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями.
Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962). 
В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. 
Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. 
Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.
Описание слайда:
Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962). В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

Слайд 7





В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. 
В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. 
Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. 
Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. 
В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. 
Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. 
Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. 
В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума.
Описание слайда:
В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума.

Слайд 8





Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации.
Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации.
В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии. 
В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. 
Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.
Описание слайда:
Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации. В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.

Слайд 9





2. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. 
Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. 
По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.
Описание слайда:
2. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.

Слайд 10





В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы. 
В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы. 
Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.
Описание слайда:
В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.

Слайд 11





С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. 
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. 
Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.
 Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. 
Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. 
Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Описание слайда:
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.

Слайд 12





2.1. Механизмы бегства от свободы

Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? 
Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. 
Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». 
Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“»
Описание слайда:
2.1. Механизмы бегства от свободы Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“»

Слайд 13





Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. 
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. 
При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. 
Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. 
Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции.
Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.
Описание слайда:
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.

Слайд 14





Второй способ бегства — деструктивность. 
Второй способ бегства — деструктивность. 
Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. 
По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение.
 Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.
Описание слайда:
Второй способ бегства — деструктивность. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.

Слайд 15





Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. 
Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. 
Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. 
Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Описание слайда:
Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре. Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Слайд 16





2.2. Позитивная свобода

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. 
Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. 
Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. 
Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. 
В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.
Описание слайда:
2.2. Позитивная свобода Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.

Слайд 17





2.3. Экзистенциальные потребности человека

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. 
Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности.
 Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. 
Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). 
Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.
Описание слайда:
2.3. Экзистенциальные потребности человека До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Слайд 18





Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность в установлении связей. 
Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. 
Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. 
Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
Описание слайда:
Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека. 1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Слайд 19





2. Потребность в преодолении. 
2. Потребность в преодолении. 
Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни.
 Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. 
Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. 
Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
Описание слайда:
2. Потребность в преодолении. 2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

Слайд 20





3. Потребность в корнях. 
3. Потребность в корнях. 
Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. 
Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. 
К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. 
В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. 
Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. 
Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.
Описание слайда:
3. Потребность в корнях. 3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

Слайд 21





4. Потребность в идентичности. 
4. Потребность в идентичности. 
Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. 
Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». 
Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. 
Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.
Описание слайда:
4. Потребность в идентичности. 4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

Слайд 22





5. Потребность в системе взглядов и преданности. 
5. Потребность в системе взглядов и преданности. 
Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. 
Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, которые позволяют людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. 
Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). 
Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
Описание слайда:
5. Потребность в системе взглядов и преданности. 5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, которые позволяют людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Слайд 23





Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни.
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. 
В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». 
Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Описание слайда:
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни. Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Слайд 24





2.4. Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. 
Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.
 Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. 
К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. 
Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. 
Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.
Описание слайда:
2.4. Социальные типы характера Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

Слайд 25





5 социальных типов характера по Эриху Фромму:
Описание слайда:
5 социальных типов характера по Эриху Фромму:

Слайд 26





1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. 
1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. 
Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить.
 Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. 
Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.
Описание слайда:
1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. 1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Слайд 27





2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. 
2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. 
Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. 
Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. 
К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Описание слайда:
2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. 2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Слайд 28





3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. 
3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. 
В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.
 Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. 
Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
Описание слайда:
3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. 3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Слайд 29





4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. 
4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. 
Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. 
Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть».
Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. 
Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.
Описание слайда:
4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. 4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть». Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.

Слайд 30





   5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. 
   5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. 
Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. 
Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. 
В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. 
Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. 
Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). 
Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание.
Описание слайда:
5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. 5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание.

Слайд 31





Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. 
Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. 
Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. 
Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. 
В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. 
Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. 
Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.
Описание слайда:
Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера. По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Слайд 32





Выводы:
С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. 
Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.
Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы»: авторитаризм, деструктивность и конформизм. В противовес им существует опыт позитивной свободы.
Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека: Потребность в установлении связей, Потребность в преодолении, Потребность в корнях, Потребность в идентичности, Потребность в системе взглядов и преданности.
Описание слайда:
Выводы: С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы»: авторитаризм, деструктивность и конформизм. В противовес им существует опыт позитивной свободы. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека: Потребность в установлении связей, Потребность в преодолении, Потребность в корнях, Потребность в идентичности, Потребность в системе взглядов и преданности.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию