🗊Презентация Мир византийской культуры

Нажмите для полного просмотра!
Мир византийской культуры, слайд №1Мир византийской культуры, слайд №2Мир византийской культуры, слайд №3Мир византийской культуры, слайд №4Мир византийской культуры, слайд №5Мир византийской культуры, слайд №6Мир византийской культуры, слайд №7Мир византийской культуры, слайд №8Мир византийской культуры, слайд №9Мир византийской культуры, слайд №10Мир византийской культуры, слайд №11Мир византийской культуры, слайд №12Мир византийской культуры, слайд №13Мир византийской культуры, слайд №14Мир византийской культуры, слайд №15Мир византийской культуры, слайд №16Мир византийской культуры, слайд №17Мир византийской культуры, слайд №18Мир византийской культуры, слайд №19Мир византийской культуры, слайд №20Мир византийской культуры, слайд №21Мир византийской культуры, слайд №22Мир византийской культуры, слайд №23Мир византийской культуры, слайд №24Мир византийской культуры, слайд №25Мир византийской культуры, слайд №26Мир византийской культуры, слайд №27Мир византийской культуры, слайд №28Мир византийской культуры, слайд №29Мир византийской культуры, слайд №30Мир византийской культуры, слайд №31Мир византийской культуры, слайд №32Мир византийской культуры, слайд №33Мир византийской культуры, слайд №34Мир византийской культуры, слайд №35Мир византийской культуры, слайд №36Мир византийской культуры, слайд №37Мир византийской культуры, слайд №38Мир византийской культуры, слайд №39Мир византийской культуры, слайд №40Мир византийской культуры, слайд №41Мир византийской культуры, слайд №42Мир византийской культуры, слайд №43Мир византийской культуры, слайд №44Мир византийской культуры, слайд №45Мир византийской культуры, слайд №46Мир византийской культуры, слайд №47Мир византийской культуры, слайд №48

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Мир византийской культуры. Доклад-сообщение содержит 48 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Описание слайда:
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 2





Византийской империи
Эта  цивилизация просуществовала свыше тысячи лет
Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную
Столицей восточной части империи сделался Константинополь (ныне Стамбул)– такое имя получил в 330 г. старый город Византий
Бизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя
Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей
Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы
Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира
По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия  многие столетия стояла впереди  всех стран средневековой Европы 
Сами византийцы называли свою  империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым  Римом
Византия просуществует  целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками
Описание слайда:
Византийской империи Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную Столицей восточной части империи сделался Константинополь (ныне Стамбул)– такое имя получил в 330 г. старый город Византий Бизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым Римом Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками

Слайд 3





Факторы формирования византийской  культуры 
Благоприятными  факторами формирования своеобразной византийской  культуры ученые –   называют следующие:
в Византии была языковая общность (основным языком был  греческий)
Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия)
при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое  ядро, состоящее из греков
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры
Описание слайда:
Факторы формирования византийской культуры Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – называют следующие: в Византии была языковая общность (основным языком был греческий) Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия) при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры

Слайд 4





Основа византийской культуры - феодализм
Император Константин  
претворял в жизнь идею придания христианству статуса государственной религии
 объявил  свободу разным религиозным учениям
старался придать Византии значение мирового центра
имел неограниченную власть
Описание слайда:
Основа византийской культуры - феодализм Император Константин претворял в жизнь идею придания христианству статуса государственной религии объявил свободу разным религиозным учениям старался придать Византии значение мирового центра имел неограниченную власть

Слайд 5





Основа византийской культуры - феодализм
Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного 
Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически
Обряд вступления на престол с X  века  - венчание на царство как Божьего избранника
Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)
Императоры называли себя верными сынами церкви, но  в действительности  самовластно распоряжались  церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению
Описание слайда:
Основа византийской культуры - феодализм Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем) Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению

Слайд 6





Основа византийской культуры - феодализм
Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской) 
Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель», повелитель вселенной)
С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира
Описание слайда:
Основа византийской культуры - феодализм Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской) Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель», повелитель вселенной) С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира

Слайд 7





Схизма 
Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых веков н.э. развивалась в рамках христологических  споров
Между  Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное  первенство
Противоречия между  Западной
 (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)
Описание слайда:
Схизма Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых веков н.э. развивалась в рамках христологических споров Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство Противоречия между Западной (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)

Слайд 8





Две тенденции  в развитии Византийской культуры
Описание слайда:
Две тенденции в развитии Византийской культуры

Слайд 9





Духовные доминанты культуры Византии
Описание слайда:
Духовные доминанты культуры Византии

Слайд 10





Периоды истории византийского искусства 
раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры,  I- III вв.н.э.) 
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI- VII вв.) 
иконоборческий период (VII-начало IX века);  получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития  Западной Европы 
период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т.к.  XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации
период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185) 
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453)
Описание слайда:
Периоды истории византийского искусства раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III вв.н.э.) ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI- VII вв.) иконоборческий период (VII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т.к. XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185) период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453)

Слайд 11





Три периода «расцвета» византийской культуры
эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской культуры  -  557 – 565 гг.
период власти македонской династии  и время царствования Комнинов  считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг.
третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.
Описание слайда:
Три периода «расцвета» византийской культуры эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской культуры - 557 – 565 гг. период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг. третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.

Слайд 12





«Око Вселенной»
В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком Вселенной»
В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом
В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г. 
Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства
Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты Античности,   тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным
Описание слайда:
«Око Вселенной» В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком Вселенной» В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г. Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты Античности, тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным

Слайд 13





Парадоксы византийского искусства
Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных художественных стилей, течений и индивидуальных манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе
Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным
Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы 
На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии
В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы
Описание слайда:
Парадоксы византийского искусства Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных художественных стилей, течений и индивидуальных манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы

Слайд 14





Парадоксы византийского искусства
Идея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями христианского смирения
Это сказалось на отношении к личности художника
На произведениях византийского искусства во множестве встречаются надписи, рассказывающие о заказчиках и об их благонравных намерениях, но никогда ничего не говорится о художниках
Описание слайда:
Парадоксы византийского искусства Идея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями христианского смирения Это сказалось на отношении к личности художника На произведениях византийского искусства во множестве встречаются надписи, рассказывающие о заказчиках и об их благонравных намерениях, но никогда ничего не говорится о художниках

Слайд 15





Архитектура Византии
Описание слайда:
Архитектура Византии

Слайд 16





Архитектура Византии 
Храм св. Софии
Описание слайда:
Архитектура Византии Храм св. Софии

Слайд 17





Храм св. Софии
Непревзойденным шедевром византийского творчества стал   храм св. Софии
 Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя
 Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников
Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря
Описание слайда:
Храм св. Софии Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря

Слайд 18





Храм св. Софии
Со всей страны в Константинополь были привезены мастера
Сюда доставили лучшие породы мрамора и гранита
Для украшения храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов
Например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца
В результате грандиозной работы, длившейся пять лет, архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих
Описание слайда:
Храм св. Софии Со всей страны в Константинополь были привезены мастера Сюда доставили лучшие породы мрамора и гранита Для украшения храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов Например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца В результате грандиозной работы, длившейся пять лет, архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих

Слайд 19





Храм св. Софии
Над центральной частью здания возведен купол 
Купол опирается на мощные циркульные арки и на паруса (парус — часть купольного свода в виде вогнутого треугольника). 
С них тяжесть передается на мощные устои, расположенные по четырем сторонам центрального зала
С восточной и западной сторон она дополнительно перераспределялась с помощью конх на устои, расположенные между апсидами (конха — свод в виде полукупола)
С внешней стороны здание было укреплено по четырем сторонам мощными вертикальными выступами — контрфорсами. 
Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады, галереи и поместить множество окон
В основании купола находятся сорок окон
Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти не видны
Купол словно парит над храмом, не касаясь стен
Описание слайда:
Храм св. Софии Над центральной частью здания возведен купол Купол опирается на мощные циркульные арки и на паруса (парус — часть купольного свода в виде вогнутого треугольника). С них тяжесть передается на мощные устои, расположенные по четырем сторонам центрального зала С восточной и западной сторон она дополнительно перераспределялась с помощью конх на устои, расположенные между апсидами (конха — свод в виде полукупола) С внешней стороны здание было укреплено по четырем сторонам мощными вертикальными выступами — контрфорсами. Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады, галереи и поместить множество окон В основании купола находятся сорок окон Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти не видны Купол словно парит над храмом, не касаясь стен

Слайд 20





Храм св. Софии
Пространство собора буквально пронизано светом
Этот эффект усиливается отражением лучей от мозаичных картин
Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали под прямыми лучами солнца
Обилие света в храме не было случайным
Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа
Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа
Описание слайда:
Храм св. Софии Пространство собора буквально пронизано светом Этот эффект усиливается отражением лучей от мозаичных картин Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали под прямыми лучами солнца Обилие света в храме не было случайным Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа

Слайд 21





Архитектура Византии
Описание слайда:
Архитектура Византии

Слайд 22





Архитектура Византии
Описание слайда:
Архитектура Византии

Слайд 23





Церковь св. Виталия в Равенне
Не без основания этот храм считают шедевром византийской архитектуры  
Она  поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм
Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики  не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты
Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик  отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью
Описание слайда:
Церковь св. Виталия в Равенне Не без основания этот храм считают шедевром византийской архитектуры Она поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью

Слайд 24





Архитектура Византии 
Церковь св. Виталия в Равенне
Описание слайда:
Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне

Слайд 25





Церковь св. Виталия в Равенне
Пологий купол покоится на восьми мощных устоях
Эти устои соединены арочными перекрытиями со стенами
Узкой стороной они обращены в центр зала, от чего у зрителя создается впечатление легкости купольной конструкции
Между устоями поставлены колонны с позолоченными капителями, украшенными тонкой и разнообразной резьбой
Широкие проемы окон позволяют проникать свету внутрь здания
Описание слайда:
Церковь св. Виталия в Равенне Пологий купол покоится на восьми мощных устоях Эти устои соединены арочными перекрытиями со стенами Узкой стороной они обращены в центр зала, от чего у зрителя создается впечатление легкости купольной конструкции Между устоями поставлены колонны с позолоченными капителями, украшенными тонкой и разнообразной резьбой Широкие проемы окон позволяют проникать свету внутрь здания

Слайд 26





Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой
Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой
Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных стеклянных сплавов
Смальта, отражая лучи, создает магический эффект рождения света внутри храма
Описание слайда:
Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных стеклянных сплавов Смальта, отражая лучи, создает магический эффект рождения света внутри храма

Слайд 27





Византийский архитектурный тип
С IX  в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца
Именно в это время стал вырабатываться новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до сегодняшнего дня
В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане
Такая структура здания получила название крестово-купольной системы
Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства
Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу 
В это время появляются и новые декоративные детали
Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами
В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным
Описание слайда:
Византийский архитектурный тип С IX  в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца Именно в это время стал вырабатываться новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до сегодняшнего дня В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане Такая структура здания получила название крестово-купольной системы Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу В это время появляются и новые декоративные детали Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным

Слайд 28





Византийский архитектурный тип
Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкцию
Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными, что между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн
Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его пространство 
Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в интерьере
На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную роль конструкций и деталей
Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести купола
Он представляется нам вздымающимся вверх
В то же время циркульные арки создают ощущение стекания архитектурных масс сверху вниз
Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, подняться к Богу
Описание слайда:
Византийский архитектурный тип Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкцию Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными, что между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его пространство Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в интерьере На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную роль конструкций и деталей Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести купола Он представляется нам вздымающимся вверх В то же время циркульные арки создают ощущение стекания архитектурных масс сверху вниз Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, подняться к Богу

Слайд 29





Византийский архитектурный тип
Постепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн Геометр, Х  в.), становится самой распространенной в византийской архитектуре
Создание ощущения разнонаправленного движения архитектурных масс в интерьере храма становится важнейшей особенностью православных церквей
Она отличала их от западнохристианских соборов, в которых движение архитектурных масс, как правило, было однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; вперед и вверх — в готическом)
Повышенность объемов, множество украшений и четкость форм придают храму большую торжественность
Описание слайда:
Византийский архитектурный тип Постепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн Геометр, Х  в.), становится самой распространенной в византийской архитектуре Создание ощущения разнонаправленного движения архитектурных масс в интерьере храма становится важнейшей особенностью православных церквей Она отличала их от западнохристианских соборов, в которых движение архитектурных масс, как правило, было однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; вперед и вверх — в готическом) Повышенность объемов, множество украшений и четкость форм придают храму большую торжественность

Слайд 30





Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры
Описание слайда:
Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры

Слайд 31





Византийские мозаики
Описание слайда:
Византийские мозаики

Слайд 32





Византийские мозаики
Описание слайда:
Византийские мозаики

Слайд 33





Византийские мозаики
Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах
Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников
Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира
Описание слайда:
Византийские мозаики Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира

Слайд 34





Мозаики Святой Софии Константинополь
 11 век
Описание слайда:
Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век

Слайд 35





Мозаики Святой Софии 
Константинополь 11 век
Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
Описание слайда:
Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Слайд 36





Византийские мозаики
Описание слайда:
Византийские мозаики

Слайд 37





Византийские мозаики
Описание слайда:
Византийские мозаики

Слайд 38





Византийские мозаики
Описание слайда:
Византийские мозаики

Слайд 39





Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне
Описание слайда:
Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне

Слайд 40





Иконы
С VI  в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы
 Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере
Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте
Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ)
При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире
Описание слайда:
Иконы С VI  в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ) При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире

Слайд 41





Иконы
Для христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» 
   (Псевдо-Дионисий)
Описание слайда:
Иконы Для христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» (Псевдо-Дионисий)

Слайд 42





Иконы
Икона понималась не только как образ, который может возвести к духовным сущностям, но и как священный предмет
 В ней самой заключена Божественная благодать
Описание слайда:
Иконы Икона понималась не только как образ, который может возвести к духовным сущностям, но и как священный предмет В ней самой заключена Божественная благодать

Слайд 43





Иконы
Описание слайда:
Иконы

Слайд 44





Иконы
В иконе "Св. Марина" красный цвет имеет особенную тональность благодаря непривычному темному оттенку, близкому к малиновому, очень активному, даже пронзительному
Фигура св. Марины погружена в красный плащ, будто в некую особую сферу, подобную пламени
Красный цвет является здесь не только преобладающим, но почти единственным; лишь темно-синие вырез платья и рукава, да золотые ворот и нарукавники, создающие архитектонику цветовой композиции, служат дополнениями к огромному сплошному полю красного
Именно он определяет главную тему образа: духовное горение, погружающее святую в огнеподобную мистическую сферу, в которой она пребывает в великолепной красоте и величественном спокойствии
Эта икона, воплощающая представления о непременном торжестве идущего по духовному пути, отвечает настроениям, связанным с триумфальной победой идей исихазма
Описание слайда:
Иконы В иконе "Св. Марина" красный цвет имеет особенную тональность благодаря непривычному темному оттенку, близкому к малиновому, очень активному, даже пронзительному Фигура св. Марины погружена в красный плащ, будто в некую особую сферу, подобную пламени Красный цвет является здесь не только преобладающим, но почти единственным; лишь темно-синие вырез платья и рукава, да золотые ворот и нарукавники, создающие архитектонику цветовой композиции, служат дополнениями к огромному сплошному полю красного Именно он определяет главную тему образа: духовное горение, погружающее святую в огнеподобную мистическую сферу, в которой она пребывает в великолепной красоте и величественном спокойствии Эта икона, воплощающая представления о непременном торжестве идущего по духовному пути, отвечает настроениям, связанным с триумфальной победой идей исихазма

Слайд 45





Особенности Византийской культуры
Города как центры ремесла, торговли, искусства
Культ императора как сакральной фигуры
Церковь как господствующий орган, подотчетный светской власти, не претендующий на политические функции
Отсутствие сословной замкнутости  господствующего класса
Унификация научного и художественного творчества в силу бюрократически  централизованного государственного  устройства
Использование свойств  искусства для формирования религиозного  сознания Византии
Внешняя помпезность, парадность
Приверженность к строгой обрядности
Сознание превосходства над культурой народов остального мира
Описание слайда:
Особенности Византийской культуры Города как центры ремесла, торговли, искусства Культ императора как сакральной фигуры Церковь как господствующий орган, подотчетный светской власти, не претендующий на политические функции Отсутствие сословной замкнутости господствующего класса Унификация научного и художественного творчества в силу бюрократически централизованного государственного устройства Использование свойств искусства для формирования религиозного сознания Византии Внешняя помпезность, парадность Приверженность к строгой обрядности Сознание превосходства над культурой народов остального мира

Слайд 46





Мировое значение византийской культуры
Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры
Ее основные принципы и направления  культуры перешли к соседним государствам
Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации
Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в  развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи
Описание слайда:
Мировое значение византийской культуры Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи

Слайд 47





Мировое значение византийской культуры
Византия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности многих народов периода Средневековья
Византийцы открыли духовную природу человека
Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и мистических идей, связанных с образами древнееврейской культуры
На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций
Описание слайда:
Мировое значение византийской культуры Византия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности многих народов периода Средневековья Византийцы открыли духовную природу человека Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и мистических идей, связанных с образами древнееврейской культуры На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций

Слайд 48





Мировое значение византийской культуры
Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Херсонес, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь)
Описание слайда:
Мировое значение византийской культуры Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Херсонес, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию