🗊Презентация Элементы теории множеств

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Элементы теории множеств, слайд №1Элементы теории множеств, слайд №2Элементы теории множеств, слайд №3Элементы теории множеств, слайд №4Элементы теории множеств, слайд №5Элементы теории множеств, слайд №6Элементы теории множеств, слайд №7Элементы теории множеств, слайд №8Элементы теории множеств, слайд №9Элементы теории множеств, слайд №10Элементы теории множеств, слайд №11Элементы теории множеств, слайд №12Элементы теории множеств, слайд №13Элементы теории множеств, слайд №14Элементы теории множеств, слайд №15Элементы теории множеств, слайд №16Элементы теории множеств, слайд №17Элементы теории множеств, слайд №18Элементы теории множеств, слайд №19Элементы теории множеств, слайд №20Элементы теории множеств, слайд №21Элементы теории множеств, слайд №22Элементы теории множеств, слайд №23Элементы теории множеств, слайд №24Элементы теории множеств, слайд №25Элементы теории множеств, слайд №26Элементы теории множеств, слайд №27Элементы теории множеств, слайд №28Элементы теории множеств, слайд №29Элементы теории множеств, слайд №30Элементы теории множеств, слайд №31Элементы теории множеств, слайд №32Элементы теории множеств, слайд №33Элементы теории множеств, слайд №34Элементы теории множеств, слайд №35Элементы теории множеств, слайд №36Элементы теории множеств, слайд №37Элементы теории множеств, слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Элементы теории множеств. Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





2. Элементы теории множеств
Понятие множества
Описание слайда:
2. Элементы теории множеств Понятие множества

Слайд 2





Основу теории математики составляют понятия и отношения между этими понятиями, которые устанавливаются при помощи соответствующих аксиом и определений. 
Основу теории математики составляют понятия и отношения между этими понятиями, которые устанавливаются при помощи соответствующих аксиом и определений. 
Дальнейшее построение математической теории осуществляется последовательной системой теорем и новых определений, устанавливающей свойства изучаемых математических объектов.
Описание слайда:
Основу теории математики составляют понятия и отношения между этими понятиями, которые устанавливаются при помощи соответствующих аксиом и определений. Основу теории математики составляют понятия и отношения между этими понятиями, которые устанавливаются при помощи соответствующих аксиом и определений. Дальнейшее построение математической теории осуществляется последовательной системой теорем и новых определений, устанавливающей свойства изучаемых математических объектов.

Слайд 3





Определение
Одним из фундаментальных, неопределяемых математических понятий является понятие множества. 
Множество можно представить себе как соединение, совокупность, собрание некоторых предметов, объединенных по какому-либо признаку:
множество учащихся класса, 
множество букв алфавита,
множество натуральных чисел,
 множество точек на прямой,
 множество книг на полке и т.д..
Описание слайда:
Определение Одним из фундаментальных, неопределяемых математических понятий является понятие множества. Множество можно представить себе как соединение, совокупность, собрание некоторых предметов, объединенных по какому-либо признаку: множество учащихся класса, множество букв алфавита, множество натуральных чисел, множество точек на прямой, множество книг на полке и т.д..

Слайд 4





Определение
Предметы, из которых состоит множество, называются его элементами
например, буква К – элемент множества букв русского алфавита.
Для названия множества иногда используют какое-либо одно слово, выступающее в роли синонима слова «множество» (зрители, стая, семья, фрукты).
Описание слайда:
Определение Предметы, из которых состоит множество, называются его элементами например, буква К – элемент множества букв русского алфавита. Для названия множества иногда используют какое-либо одно слово, выступающее в роли синонима слова «множество» (зрители, стая, семья, фрукты).

Слайд 5





Обозначают множества заглавными буквами латинского алфавита или символически с помощью фигурных скобок, в которых указываются его элементы. 
Обозначают множества заглавными буквами латинского алфавита или символически с помощью фигурных скобок, в которых указываются его элементы. 
Сами элементы некоторого множества будем обозначать малыми латинскими буквами, если они не имеют специальных обозначений:
А; {а, b, c}; {∗,s,h,g}; N={1,2,3,4,5,6,7,8, …}.
Описание слайда:
Обозначают множества заглавными буквами латинского алфавита или символически с помощью фигурных скобок, в которых указываются его элементы. Обозначают множества заглавными буквами латинского алфавита или символически с помощью фигурных скобок, в которых указываются его элементы. Сами элементы некоторого множества будем обозначать малыми латинскими буквами, если они не имеют специальных обозначений: А; {а, b, c}; {∗,s,h,g}; N={1,2,3,4,5,6,7,8, …}.

Слайд 6





Принадлежность предмета некоторому множеству обозначают с помощью символа  (в противном случае используется символ ∉).
Принадлежность предмета некоторому множеству обозначают с помощью символа  (в противном случае используется символ ∉).
Запись а А означает, что а есть элемент множества А. 
Аналогично имеем: Δ{Δ,ο}.
Запись 4∉{1,2,3} означает, что 4 не принадлежит множеству {1,2,3}.
Описание слайда:
Принадлежность предмета некоторому множеству обозначают с помощью символа  (в противном случае используется символ ∉). Принадлежность предмета некоторому множеству обозначают с помощью символа  (в противном случае используется символ ∉). Запись а А означает, что а есть элемент множества А. Аналогично имеем: Δ{Δ,ο}. Запись 4∉{1,2,3} означает, что 4 не принадлежит множеству {1,2,3}.

Слайд 7





Основными способами задания множества являются:
Основными способами задания множества являются:
1) перечисление всех его элементов: А={а1, а2, …, аn};
2) описание (указание характеристического свойства его элементов). 
Этот способ требует указания такого признака, который имеется у всех элементов данного множества и не свойственен элементам, не входящим в данное множество.
Описание слайда:
Основными способами задания множества являются: Основными способами задания множества являются: 1) перечисление всех его элементов: А={а1, а2, …, аn}; 2) описание (указание характеристического свойства его элементов). Этот способ требует указания такого признака, который имеется у всех элементов данного множества и не свойственен элементам, не входящим в данное множество.

Слайд 8





Например, характеристическим свойством натуральных чисел является возможность их использования при счете каких-либо предметов. 
Например, характеристическим свойством натуральных чисел является возможность их использования при счете каких-либо предметов. 
Говоря о множестве четных чисел, мы указываем характеристическое свойство его элементов:
М={х∈ N | х׃2}, т.е. каждое число, принадлежащее этому множеству, делится на два.
Описание слайда:
Например, характеристическим свойством натуральных чисел является возможность их использования при счете каких-либо предметов. Например, характеристическим свойством натуральных чисел является возможность их использования при счете каких-либо предметов. Говоря о множестве четных чисел, мы указываем характеристическое свойство его элементов: М={х∈ N | х׃2}, т.е. каждое число, принадлежащее этому множеству, делится на два.

Слайд 9





Определение 3 
Определение 3 
Множества, состоящие из одних и тех же элементов (одинаковыми). Пишут А=В.
Определение 4 
Множество, которое не содержит ни одного элемента, называется пустым и обозначается символом ∅.
Описание слайда:
Определение 3 Определение 3 Множества, состоящие из одних и тех же элементов (одинаковыми). Пишут А=В. Определение 4 Множество, которое не содержит ни одного элемента, называется пустым и обозначается символом ∅.

Слайд 10





Слово «много» и математический термин «множество» имеют различный смысл. 
Слово «много» и математический термин «множество» имеют различный смысл. 
Множество может состоять из небольшого количества элементов. 
Будем обозначать количество элементов в некотором множестве А через m(А). 
Например, если А={а, b, c}, то m(А)=3. Если N – множество всех натуральных чисел, то m(N) = ∞.
Описание слайда:
Слово «много» и математический термин «множество» имеют различный смысл. Слово «много» и математический термин «множество» имеют различный смысл. Множество может состоять из небольшого количества элементов. Будем обозначать количество элементов в некотором множестве А через m(А). Например, если А={а, b, c}, то m(А)=3. Если N – множество всех натуральных чисел, то m(N) = ∞.

Слайд 11





Подмножество. Основные числовые множества
Определение 1.
 Множество В, состоящее из некоторых элементов данного множества А (и только из них), называется подмножеством (частью) этого множества. 
Иначе, если любой элемент множества В принадлежит также множеству А, то множество В называется подмножеством множества А. 
Это записывается так: В⊂ А или А⊃В. Говорят, что «В – подмножество А» или «В содержится в А» или «А содержит В».
 Заметим, что m(В) ≤m(А).
Описание слайда:
Подмножество. Основные числовые множества Определение 1. Множество В, состоящее из некоторых элементов данного множества А (и только из них), называется подмножеством (частью) этого множества. Иначе, если любой элемент множества В принадлежит также множеству А, то множество В называется подмножеством множества А. Это записывается так: В⊂ А или А⊃В. Говорят, что «В – подмножество А» или «В содержится в А» или «А содержит В». Заметим, что m(В) ≤m(А).

Слайд 12





Если в множестве В найдется хотя бы один элемент, не принадлежащий множеству А, то В не является подмножеством множества А: В⊄А. 
Если в множестве В найдется хотя бы один элемент, не принадлежащий множеству А, то В не является подмножеством множества А: В⊄А. 
Например, отрезок [а, b] не является подмножеством полуинтервала (а, b], т.к. а[а, b], но а∉(а, b].
Описание слайда:
Если в множестве В найдется хотя бы один элемент, не принадлежащий множеству А, то В не является подмножеством множества А: В⊄А. Если в множестве В найдется хотя бы один элемент, не принадлежащий множеству А, то В не является подмножеством множества А: В⊄А. Например, отрезок [а, b] не является подмножеством полуинтервала (а, b], т.к. а[а, b], но а∉(а, b].

Слайд 13





Из опр. 1 следует, что любое множество является подмножеством самого себя, т.е. справедливо утверждение АА.
Из опр. 1 следует, что любое множество является подмножеством самого себя, т.е. справедливо утверждение АА.
 Полагают также, что пустое множество является подмножеством любого множества. 
Пустое множество не содержит ни одного элемента, а значит в нем нет элемента, не принадлежащего любому другому множеству.
Описание слайда:
Из опр. 1 следует, что любое множество является подмножеством самого себя, т.е. справедливо утверждение АА. Из опр. 1 следует, что любое множество является подмножеством самого себя, т.е. справедливо утверждение АА. Полагают также, что пустое множество является подмножеством любого множества. Пустое множество не содержит ни одного элемента, а значит в нем нет элемента, не принадлежащего любому другому множеству.

Слайд 14





Знак  называется знаком включения. 
Знак  называется знаком включения. 
Отметим основные свойства отношения включения между множествами:
1) ∅⊂А для любого множества А;
2) АА для любого множества А (рефлексивность);
3) из того, что ВА не следует АВ (не симметричность);
4) если АВ и ВА, то А=В (антисимметричность);
5) если А⊂В и В⊂С, то А⊂С (транзитивность).
Описание слайда:
Знак  называется знаком включения. Знак  называется знаком включения. Отметим основные свойства отношения включения между множествами: 1) ∅⊂А для любого множества А; 2) АА для любого множества А (рефлексивность); 3) из того, что ВА не следует АВ (не симметричность); 4) если АВ и ВА, то А=В (антисимметричность); 5) если А⊂В и В⊂С, то А⊂С (транзитивность).

Слайд 15





Основные числовые множества:
N={1,2,3,4,…} – множество натуральных чисел;
Z={…,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,…} – множество целых чисел (содержит все натуральные числа и числа, им противоположные), N⊂Z;
Q={x ׀х = p/q , где p∈Z, q∈N} – множество рациональных чисел (состоит из чисел, допускающих представление в виде дроби), N⊂Z⊂Q;
R=(-∞;+∞) – множество действительных чисел, Q⊂R (кроме всех рациональных чисел, содержит иррациональные числа.
Описание слайда:
Основные числовые множества: N={1,2,3,4,…} – множество натуральных чисел; Z={…,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,…} – множество целых чисел (содержит все натуральные числа и числа, им противоположные), N⊂Z; Q={x ׀х = p/q , где p∈Z, q∈N} – множество рациональных чисел (состоит из чисел, допускающих представление в виде дроби), N⊂Z⊂Q; R=(-∞;+∞) – множество действительных чисел, Q⊂R (кроме всех рациональных чисел, содержит иррациональные числа.

Слайд 16





Действительные числа изображаются точками координатной прямой (числовой оси). 
Действительные числа изображаются точками координатной прямой (числовой оси). 
Координатная прямая – это всякая прямая (обычно горизонтальная), на которой указаны положительное направление, начало отсчета и единичный отрезок.
Описание слайда:
Действительные числа изображаются точками координатной прямой (числовой оси). Действительные числа изображаются точками координатной прямой (числовой оси). Координатная прямая – это всякая прямая (обычно горизонтальная), на которой указаны положительное направление, начало отсчета и единичный отрезок.

Слайд 17


Элементы теории множеств, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Операции над множествами
Два множества могут иметь одинаковые элементы,
 из всех элементов двух множеств можно составить одно новое множество, 
также можно рассмотреть отдельно элементы одного множества, которых во втором множестве нет.
Описание слайда:
Операции над множествами Два множества могут иметь одинаковые элементы, из всех элементов двух множеств можно составить одно новое множество, также можно рассмотреть отдельно элементы одного множества, которых во втором множестве нет.

Слайд 19





Например, А – множество наклеек (марок), которые есть у Пети, В – множество наклеек, которые собрал Вася.
Например, А – множество наклеек (марок), которые есть у Пети, В – множество наклеек, которые собрал Вася.
 Можно выделить множество наклеек, которые есть у обоих ребят;
 коллекцию различных наклеек, собранных ими вместе;
 множество наклеек Пети, которых нет у Васи.
Таким образом, мы проделали операции пересечения, объединения и разности двух множеств.
Описание слайда:
Например, А – множество наклеек (марок), которые есть у Пети, В – множество наклеек, которые собрал Вася. Например, А – множество наклеек (марок), которые есть у Пети, В – множество наклеек, которые собрал Вася. Можно выделить множество наклеек, которые есть у обоих ребят; коллекцию различных наклеек, собранных ими вместе; множество наклеек Пети, которых нет у Васи. Таким образом, мы проделали операции пересечения, объединения и разности двух множеств.

Слайд 20





Определение
Пересечением множеств А и В называется множество С, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат каждому из данных множеств: С={х ׀ хА и хВ}. Обозначается А∩В.
Описание слайда:
Определение Пересечением множеств А и В называется множество С, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат каждому из данных множеств: С={х ׀ хА и хВ}. Обозначается А∩В.

Слайд 21





Определение
Объединением множеств А и В называется множество С, которое состоит из всех элементов данных множеств А и В и только из них: С={х׀ хА или хВ}. 
Обозначается, АВ.
Описание слайда:
Определение Объединением множеств А и В называется множество С, которое состоит из всех элементов данных множеств А и В и только из них: С={х׀ хА или хВ}. Обозначается, АВ.

Слайд 22





Если множества А и В не содержат одинаковых элементов, т.е. не пересекаются (А∩В=∅), то m(АВ) = m(A) + m(B) (1).
Если множества А и В не содержат одинаковых элементов, т.е. не пересекаются (А∩В=∅), то m(АВ) = m(A) + m(B) (1).
В противном случае, когда множества имеют m(А∩В) одинаковых элементов, следует пользоваться более общей формулой:
m(АВ) = m(A) + m(B) - m(А∩В) (2).
Описание слайда:
Если множества А и В не содержат одинаковых элементов, т.е. не пересекаются (А∩В=∅), то m(АВ) = m(A) + m(B) (1). Если множества А и В не содержат одинаковых элементов, т.е. не пересекаются (А∩В=∅), то m(АВ) = m(A) + m(B) (1). В противном случае, когда множества имеют m(А∩В) одинаковых элементов, следует пользоваться более общей формулой: m(АВ) = m(A) + m(B) - m(А∩В) (2).

Слайд 23





Определение
Разностью множеств А и В называется множество С, состоящее из всех элементов множества А, не принадлежащих множеству В: С={х ׀ хА и х∉В}. 
Обозначается, А\В.
В случае, когда В является подмножеством А, т.е. В⊂А, разность А\В называется дополнением множества В до множества А (или относительно множества А).
Описание слайда:
Определение Разностью множеств А и В называется множество С, состоящее из всех элементов множества А, не принадлежащих множеству В: С={х ׀ хА и х∉В}. Обозначается, А\В. В случае, когда В является подмножеством А, т.е. В⊂А, разность А\В называется дополнением множества В до множества А (или относительно множества А).

Слайд 24





Определение
Универсальным множеством называется множество, подмножества которого (и только они) в данный момент рассматриваются. 
Обозначают U.
При работе с числовыми множествами в качестве основного (универсального) множества будем считать множество R действительных чисел.
Описание слайда:
Определение Универсальным множеством называется множество, подмножества которого (и только они) в данный момент рассматриваются. Обозначают U. При работе с числовыми множествами в качестве основного (универсального) множества будем считать множество R действительных чисел.

Слайд 25





Определение
Дополнением множества А называется разность U\А..
Обозначается, А’ или А и читается «не А» . 
Иначе, дополнением множества А называется множество А’, состоящее из всех элементов, не принадлежащих множеству А.
Описание слайда:
Определение Дополнением множества А называется разность U\А.. Обозначается, А’ или А и читается «не А» . Иначе, дополнением множества А называется множество А’, состоящее из всех элементов, не принадлежащих множеству А.

Слайд 26


Элементы теории множеств, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Диаграммы Эйлера-Венна
Для наглядного представления множеств и результатов операций над ними удобно пользоваться диаграммами Эйлера-Венна (кругами Эйлера).
При этом множества изображаются на плоскости в виде замкнутых кругов, а универсальное множество в виде прямоугольника. 
Элементы множества – точки внутри соответствующего круга.
Описание слайда:
Диаграммы Эйлера-Венна Для наглядного представления множеств и результатов операций над ними удобно пользоваться диаграммами Эйлера-Венна (кругами Эйлера). При этом множества изображаются на плоскости в виде замкнутых кругов, а универсальное множество в виде прямоугольника. Элементы множества – точки внутри соответствующего круга.

Слайд 28


Элементы теории множеств, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29


Элементы теории множеств, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30


Элементы теории множеств, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31





Формула для подсчета числа элементов в объединении трех множеств:
Формула для подсчета числа элементов в объединении трех множеств:
m (АВС) = m (А) + m (В) + m (С) - m (А∩В) – m (А∩С) – m (В∩С) + m (А∩В∩С)
Описание слайда:
Формула для подсчета числа элементов в объединении трех множеств: Формула для подсчета числа элементов в объединении трех множеств: m (АВС) = m (А) + m (В) + m (С) - m (А∩В) – m (А∩С) – m (В∩С) + m (А∩В∩С)

Слайд 32





Примеры
Пример 1. Записать множество всех натуральных делителей числа 15 и найти число его элементов.
Решение: А={1, 3, 5}, m (А)=3.
Описание слайда:
Примеры Пример 1. Записать множество всех натуральных делителей числа 15 и найти число его элементов. Решение: А={1, 3, 5}, m (А)=3.

Слайд 33





Пример 2
Даны множества А={2, 3, 5, 8, 13, 15}, В={1, 3, 4, 8,16}, С={12, 13, 15, 16}, D={0, 1, 20}. 
Найти А∪В, С∪D, В∩С, А∩D,А\С, D\В, А∪В∪С, А∩В∩С, В∪D∩С, А∩С\D.
Решение: 
Учтем, что сначала должна выполняться операция пересечения множеств, а затем объединение или разность. 
Получим
АВ={1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 15, 16},
 С∪D={0, 1, 12, 13, 15, 16, 20},
В∩С={16}, А∩D=∅, А\С={2, 3, 5, 8}, D\В={0, 20}, 
А∪В∪С={1, 2, 3,4, 5, 8, 12, 13, 15, 16}, 
А∩В∩С=∅,    В∪D∩С={1, 3, 4, 8, 16},      А∩С\D={13, 15}
Описание слайда:
Пример 2 Даны множества А={2, 3, 5, 8, 13, 15}, В={1, 3, 4, 8,16}, С={12, 13, 15, 16}, D={0, 1, 20}. Найти А∪В, С∪D, В∩С, А∩D,А\С, D\В, А∪В∪С, А∩В∩С, В∪D∩С, А∩С\D. Решение: Учтем, что сначала должна выполняться операция пересечения множеств, а затем объединение или разность. Получим АВ={1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 15, 16}, С∪D={0, 1, 12, 13, 15, 16, 20}, В∩С={16}, А∩D=∅, А\С={2, 3, 5, 8}, D\В={0, 20}, А∪В∪С={1, 2, 3,4, 5, 8, 12, 13, 15, 16}, А∩В∩С=∅, В∪D∩С={1, 3, 4, 8, 16}, А∩С\D={13, 15}

Слайд 34





Пример 3.
Экзамен по математике сдавали 250 абитуриентов, оценку ниже пяти получили 180 человек, а выдержали этот экзамен 210 абитуриентов. Сколько человек получили оценки 3 и 4?
Решение: Пусть А – множество абитуриентов, выдержавших экзамен, В – множество абитуриентов, получивших оценку ниже 5, по условию m (A)=210, m (В)=180, m (A∪B)=250. Абитуриенты, получившие оценки 3 и 4, образуют множество А∩В.
 Из формулы (2) находим m (A∩B) = m (A) + m (В) - m (A∪B) = 210 + 180 – 250 = 140.
Описание слайда:
Пример 3. Экзамен по математике сдавали 250 абитуриентов, оценку ниже пяти получили 180 человек, а выдержали этот экзамен 210 абитуриентов. Сколько человек получили оценки 3 и 4? Решение: Пусть А – множество абитуриентов, выдержавших экзамен, В – множество абитуриентов, получивших оценку ниже 5, по условию m (A)=210, m (В)=180, m (A∪B)=250. Абитуриенты, получившие оценки 3 и 4, образуют множество А∩В. Из формулы (2) находим m (A∩B) = m (A) + m (В) - m (A∪B) = 210 + 180 – 250 = 140.

Слайд 35





Пример 4.
В школе 1400 учеников.
 Из них 1250 умеют кататься на лыжах, 952 – на коньках.
Не умеют кататься 60 учащихся.
 Сколько учащихся умеют кататься и на коньках и на лыжах?
Решение: Множество учеников школы будем считать основным множеством U, А и В – соответственно множества учеников, умеющих кататься на лыжах и на коньках .
Описание слайда:
Пример 4. В школе 1400 учеников. Из них 1250 умеют кататься на лыжах, 952 – на коньках. Не умеют кататься 60 учащихся. Сколько учащихся умеют кататься и на коньках и на лыжах? Решение: Множество учеников школы будем считать основным множеством U, А и В – соответственно множества учеников, умеющих кататься на лыжах и на коньках .

Слайд 36


Элементы теории множеств, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’∩В’= (А∪B)’
Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’∩В’= (А∪B)’
 m (А∪B) = m(U) - m (А∪B)’=1340. 
m (А∩B) = m (А) + m (В) - m (А∪B) = 862
Описание слайда:
Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’∩В’= (А∪B)’ Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’∩В’= (А∪B)’ m (А∪B) = m(U) - m (А∪B)’=1340. m (А∩B) = m (А) + m (В) - m (А∪B) = 862

Слайд 38


Элементы теории множеств, слайд №38
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию