🗊Презентация Двухфакторный дисперсионный анализ

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №1Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №2Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №3Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №4Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №5Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №6Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №7Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №8Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №9Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №10Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №11Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №12Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №13Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №14Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №15Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №16Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №17Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №18Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №19Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №20Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №21Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №22Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №23Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №24Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №25Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №26Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №27Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №28Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №29Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №30Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №31Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №32Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №33Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №34Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №35Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №36Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №37Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №38Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №39Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №40Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №41Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №42Двухфакторный дисперсионный анализ, слайд №43

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Двухфакторный дисперсионный анализ. Доклад-сообщение содержит 43 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 11. 
Двухфакторный дисперсионный анализ
11-1. Описание метода и пример
11-2. Анализ взаимодействия
11-3. Решение в SPSS
Описание слайда:
Лекция 11. Двухфакторный дисперсионный анализ 11-1. Описание метода и пример 11-2. Анализ взаимодействия 11-3. Решение в SPSS

Слайд 2





Пример
Компания хочет проверить эффективность своей рекламы. Выбран продукт, и созданы два типа рекламных роликов: серьезный и смешной. Реклама размещена в рабочие и выходные дни. Выбраны 16 потенциальных клиентов и наугад распределены на 4 группы. После того, как каждый покупатель просмотрел ролик, его просят оценить эффективность рекламы по двадцатибалльной шкале. Различные баллы даются за привлекательность, ясность, краткость ролика и т.д.
Описание слайда:
Пример Компания хочет проверить эффективность своей рекламы. Выбран продукт, и созданы два типа рекламных роликов: серьезный и смешной. Реклама размещена в рабочие и выходные дни. Выбраны 16 потенциальных клиентов и наугад распределены на 4 группы. После того, как каждый покупатель просмотрел ролик, его просят оценить эффективность рекламы по двадцатибалльной шкале. Различные баллы даются за привлекательность, ясность, краткость ролика и т.д.

Слайд 3





Пример
При α = 0,01 проанализируйте данные, используя двусторонний дисперсионный анализ.
Описание слайда:
Пример При α = 0,01 проанализируйте данные, используя двусторонний дисперсионный анализ.

Слайд 4





Дисперсионный анализ (Analysis of Variance)
F-критерий, который мы использовали при сравнении дисперсий, может  применяться для сравнения трех и более средних. 
Этот метод называется дисперсионным анализом или в англоязычной аббревиатуре ANOVA (Analysis of Variance). 

F-критерий можно использовать при сравнении двух средних. Но в этом случае он становится идентичным t-критерию.
Описание слайда:
Дисперсионный анализ (Analysis of Variance) F-критерий, который мы использовали при сравнении дисперсий, может применяться для сравнения трех и более средних. Этот метод называется дисперсионным анализом или в англоязычной аббревиатуре ANOVA (Analysis of Variance). F-критерий можно использовать при сравнении двух средних. Но в этом случае он становится идентичным t-критерию.

Слайд 5





Однофакторный и двухфакторный анализ
Дисперсионный анализ, который рассматривает только одну переменную называется однофакторным дисперсионным анализом (One-Way ANOVA). Дисперсионный анализ может также применяться в случае двух переменных - это двухфакторный дисперсионный анализ (Two-Way ANOVA).
Описание слайда:
Однофакторный и двухфакторный анализ Дисперсионный анализ, который рассматривает только одну переменную называется однофакторным дисперсионным анализом (One-Way ANOVA). Дисперсионный анализ может также применяться в случае двух переменных - это двухфакторный дисперсионный анализ (Two-Way ANOVA).

Слайд 6





11-1. 
Двухфакторный дисперсионный анализ
 Описание метода и пример
Описание слайда:
11-1. Двухфакторный дисперсионный анализ Описание метода и пример

Слайд 7





Постановка проблемы
При применении двухфакторного дисперсионного анализа исследователь проверяет влияние двух независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. Может быть изучен также эффект взаимодействия двух переменных.
Описание слайда:
Постановка проблемы При применении двухфакторного дисперсионного анализа исследователь проверяет влияние двух независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. Может быть изучен также эффект взаимодействия двух переменных.

Слайд 8





Эффект обработки и эффект взаимодействия
Исследуемые группы называют эффектами обработки (treatment groups):
	Группа 1: Смешной ролик, рабочий день
	Группа 2: Смешной ролик, выходной день	
	Группа 3: Серьезный ролик, рабочий день
	Группа 4: Серьезный ролик, выходной день
Зрители распределяются по группам случайным образом. Эта схема 2×2, так как каждая переменная состоит из двух уровней, или двух разных вариантов обработки.
Описание слайда:
Эффект обработки и эффект взаимодействия Исследуемые группы называют эффектами обработки (treatment groups): Группа 1: Смешной ролик, рабочий день Группа 2: Смешной ролик, выходной день Группа 3: Серьезный ролик, рабочий день Группа 4: Серьезный ролик, выходной день Зрители распределяются по группам случайным образом. Эта схема 2×2, так как каждая переменная состоит из двух уровней, или двух разных вариантов обработки.

Слайд 9





Эффект обработки и эффект взаимодействия
Двухфакторный дисперсионный анализ позволяет исследователю проверить эффекты влияния типа ролика и типа дня одновременно, а не по отдельности. 
Кроме этого, исследователь может проверить также дополнительную гипотезу об эффекте взаимодействия между двумя переменными. Наличие значимого эффекта будет означать, что тип ролика по-разному влияет на эффективность рекламы, в зависимости от типа дня.
Описание слайда:
Эффект обработки и эффект взаимодействия Двухфакторный дисперсионный анализ позволяет исследователю проверить эффекты влияния типа ролика и типа дня одновременно, а не по отдельности. Кроме этого, исследователь может проверить также дополнительную гипотезу об эффекте взаимодействия между двумя переменными. Наличие значимого эффекта будет означать, что тип ролика по-разному влияет на эффективность рекламы, в зависимости от типа дня.

Слайд 10





Другие схемы
Двухфакторный дисперсионный анализ типа 3 х 2 и 3 х 3.
Описание слайда:
Другие схемы Двухфакторный дисперсионный анализ типа 3 х 2 и 3 х 3.

Слайд 11





Гипотезы
Схема двухфакторного дисперсионного анализа имеет несколько нулевых гипотез: одна для каждой независимой переменной и одна для взаимодействия. 

Н0: Тип ролика и день не имеют эффекта взаимодействия на эффективность рекламы.
Н1: Тип ролика и день имеют эффект взаимодействия на эффективность рекламы.

Н0: Эффективность рекламы не зависит от типа ролика.
Н1: Эффективность рекламы зависит от типа ролика.

Н0: Эффективность рекламы не зависит от типа дня. 
Н1: Эффективность рекламы зависит от типа дня.
Описание слайда:
Гипотезы Схема двухфакторного дисперсионного анализа имеет несколько нулевых гипотез: одна для каждой независимой переменной и одна для взаимодействия. Н0: Тип ролика и день не имеют эффекта взаимодействия на эффективность рекламы. Н1: Тип ролика и день имеют эффект взаимодействия на эффективность рекламы. Н0: Эффективность рекламы не зависит от типа ролика. Н1: Эффективность рекламы зависит от типа ролика. Н0: Эффективность рекламы не зависит от типа дня. Н1: Эффективность рекламы зависит от типа дня.

Слайд 12





Таблица результатов
Результаты вычислений представляют в виде следующей таблицы:
Описание слайда:
Таблица результатов Результаты вычислений представляют в виде следующей таблицы:

Слайд 13





Обозначения
SSA – сумма квадратов для фактора А
SSB – сумма квадратов для фактора В
SSAxB – сумма квадратов для взаимодействия факторов
SSerror – сумма квадратов для ошибки
а – количество уровней фактора А
b – количество уровней фактора В
n – количество объектов в каждой группе
Описание слайда:
Обозначения SSA – сумма квадратов для фактора А SSB – сумма квадратов для фактора В SSAxB – сумма квадратов для взаимодействия факторов SSerror – сумма квадратов для ошибки а – количество уровней фактора А b – количество уровней фактора В n – количество объектов в каждой группе

Слайд 14





Изменчивость в двухфакторном анализе
Описание слайда:
Изменчивость в двухфакторном анализе

Слайд 15





Формулы для вычислений
Описание слайда:
Формулы для вычислений

Слайд 16





Условия применения
Генеральные совокупности, из которых извлечены выборки, должны быть нормально распределены.
Выборки должны быть независимыми.
Дисперсии генеральных совокупностей, из которых извлекались выборки, должны быть равными.
Группы должны иметь одинаковый объем выборки.
Описание слайда:
Условия применения Генеральные совокупности, из которых извлечены выборки, должны быть нормально распределены. Выборки должны быть независимыми. Дисперсии генеральных совокупностей, из которых извлекались выборки, должны быть равными. Группы должны иметь одинаковый объем выборки.

Слайд 17





Пример
Исследователь хочет выяснить, оказывают ли тип потребляемого бензина и тип автомобиля влияние на расход топлива. Для этого будут использованы два типа бензина – обычный и высокооктановый, и для каждой группы будут использованы два типа автомобилей – с двумя ведущими колесами и с четырьмя. Для каждой группы будут использованы по два автомобиля, всего восемь.
Описание слайда:
Пример Исследователь хочет выяснить, оказывают ли тип потребляемого бензина и тип автомобиля влияние на расход топлива. Для этого будут использованы два типа бензина – обычный и высокооктановый, и для каждой группы будут использованы два типа автомобилей – с двумя ведущими колесами и с четырьмя. Для каждой группы будут использованы по два автомобиля, всего восемь.

Слайд 18





Последовательность действий
ШАГ 1. Сформулировать гипотезы.

ШАГ 2. Найти критическое значение для каждого значения F-критерия при заданном α, например, α = 0,05.

ШАГ 3. Заполнить итоговую таблицу, чтобы получить значение критерия.

ШАГ 4. Принять решение.

ШАГ 5. Подвести итоги.
Описание слайда:
Последовательность действий ШАГ 1. Сформулировать гипотезы. ШАГ 2. Найти критическое значение для каждого значения F-критерия при заданном α, например, α = 0,05. ШАГ 3. Заполнить итоговую таблицу, чтобы получить значение критерия. ШАГ 4. Принять решение. ШАГ 5. Подвести итоги.

Слайд 19





Шаг 1. Сформулировать гипотезы
Гипотезы для взаимодействия:
Н0: Тип топлива и тип автомобиля не оказывают эффекта взаимодействия на потребление бензина.
Н1: Тип топлива и тип автомобиля оказывают эффекта взаимодействия на потребление бензина.
Гипотезы для типов топлива:
Н0: Для двух типов топлива нет разницы между средним потреблением бензина.
Н1: Для двух типов топлива существует разница между средним потреблением бензина.
Гипотезы для типов автомобилей:
Н0: Для автомобилей с двумя и четырьмя ведущими колесами нет разницы в среднем потреблении бензина.
Н1: Для автомобилей с двумя и четырьмя ведущими колесами существует разница в среднем потреблении бензина.
Описание слайда:
Шаг 1. Сформулировать гипотезы Гипотезы для взаимодействия: Н0: Тип топлива и тип автомобиля не оказывают эффекта взаимодействия на потребление бензина. Н1: Тип топлива и тип автомобиля оказывают эффекта взаимодействия на потребление бензина. Гипотезы для типов топлива: Н0: Для двух типов топлива нет разницы между средним потреблением бензина. Н1: Для двух типов топлива существует разница между средним потреблением бензина. Гипотезы для типов автомобилей: Н0: Для автомобилей с двумя и четырьмя ведущими колесами нет разницы в среднем потреблении бензина. Н1: Для автомобилей с двумя и четырьмя ведущими колесами существует разница в среднем потреблении бензина.

Слайд 20





Шаг 2. Критические значения для F-критерия
Каждая независимая переменная, или фактор, имеет два уровня (принимает два значения). 
Фактор А - тип топлива: обычное и высокооктановое, а = 2. 
Фактор В - тип автомобиля:  также имеет два значения, b = 2. 
Степени свободы для каждого фактора:
Фактор А: 			df.N = a – 1 = 2 – 1 = 1
Фактор В: 			df.N = b – 1 = 2 – 1 = 1
Взаимодействие (A×B): 	df.N = (a – 1)(b – 1) = (2 – 1)(2 – 1) = 1
Ошибка внутри группы: 	df.D = ab(n – 1) = 2×2(2 – 1) = 4

n – число объектов в каждой группе. В данном случае n = 2.
Описание слайда:
Шаг 2. Критические значения для F-критерия Каждая независимая переменная, или фактор, имеет два уровня (принимает два значения). Фактор А - тип топлива: обычное и высокооктановое, а = 2. Фактор В - тип автомобиля: также имеет два значения, b = 2. Степени свободы для каждого фактора: Фактор А: df.N = a – 1 = 2 – 1 = 1 Фактор В: df.N = b – 1 = 2 – 1 = 1 Взаимодействие (A×B): df.N = (a – 1)(b – 1) = (2 – 1)(2 – 1) = 1 Ошибка внутри группы: df.D = ab(n – 1) = 2×2(2 – 1) = 4 n – число объектов в каждой группе. В данном случае n = 2.

Слайд 21





Шаг 2. Критические значения для F-критерия
Критические значения:
	FA 		α = 0,05  df.N = 1  df.D = 4	 FA = 7,71 
	FВ 		α = 0,05  df.N = 1  df.D = 4  FВ = 7,71 
	FАхВ 		α = 0,05  df.N = 1  df.D = 4	 FАхВ =7,71
Описание слайда:
Шаг 2. Критические значения для F-критерия Критические значения: FA α = 0,05 df.N = 1 df.D = 4 FA = 7,71 FВ α = 0,05 df.N = 1 df.D = 4 FВ = 7,71 FАхВ α = 0,05 df.N = 1 df.D = 4 FАхВ =7,71

Слайд 22





Замечание
Если факторы принимают различное число значений, критические значения не всегда будут одинаковыми. 
Например, если фактор А имеет три значения, а фактор В – четыре, и при этом в каждой группе по два объекта, то степени свободы будут следующие:
df.N. = a – 1 = 3 – 1 = 2                                  для фактора А
df.N. = b – 1 = 4 – 1 = 3                                  для фактора В
df.N. = (a – 1)(b – 1) = (3 – 1)(4 – 1) = 6	       для фактора A×B
df.D. = ab(n – 1) = 3×4(2 – 1) = 12                 ошибка внутри группы
Описание слайда:
Замечание Если факторы принимают различное число значений, критические значения не всегда будут одинаковыми. Например, если фактор А имеет три значения, а фактор В – четыре, и при этом в каждой группе по два объекта, то степени свободы будут следующие: df.N. = a – 1 = 3 – 1 = 2 для фактора А df.N. = b – 1 = 4 – 1 = 3 для фактора В df.N. = (a – 1)(b – 1) = (3 – 1)(4 – 1) = 6 для фактора A×B df.D. = ab(n – 1) = 3×4(2 – 1) = 12 ошибка внутри группы

Слайд 23





Шаг 3. Заполняем таблицу
Таблица результатов вычислений
Описание слайда:
Шаг 3. Заполняем таблицу Таблица результатов вычислений

Слайд 24





Шаг 3. Заполняем таблицу
Описание слайда:
Шаг 3. Заполняем таблицу

Слайд 25





Шаг 3. Заполняем таблицу
Описание слайда:
Шаг 3. Заполняем таблицу

Слайд 26





Шаг 3. Заполняем таблицу
Описание слайда:
Шаг 3. Заполняем таблицу

Слайд 27





Шаг 3. Можем использовать SPSS
Описание слайда:
Шаг 3. Можем использовать SPSS

Слайд 28





Шаг 4-5. Принять решение и подвести итог
Поскольку FB = 11,733 и FА×В = 65,522, что превышает критический уровень 7,71, нулевые гипотезы об эффекте взаимодействия и о типе автомобиля отвергаются.

Итог. Поскольку нулевая гипотеза об эффекте взаимодействия была отвергнута, можно сделать вывод о том, что сочетание типа топлива и типа автомобиля оказывает существенное влияние на потребление топлива.
Описание слайда:
Шаг 4-5. Принять решение и подвести итог Поскольку FB = 11,733 и FА×В = 65,522, что превышает критический уровень 7,71, нулевые гипотезы об эффекте взаимодействия и о типе автомобиля отвергаются. Итог. Поскольку нулевая гипотеза об эффекте взаимодействия была отвергнута, можно сделать вывод о том, что сочетание типа топлива и типа автомобиля оказывает существенное влияние на потребление топлива.

Слайд 29





Итоги
Подводя итоги, можно сказать, что двумерный дисперсионный анализ является продолжением одномерного. Двумерный анализ может использоваться для проверки воздействия двух независимых переменных и возможного эффекта взаимодействия на зависимую переменную.
Описание слайда:
Итоги Подводя итоги, можно сказать, что двумерный дисперсионный анализ является продолжением одномерного. Двумерный анализ может использоваться для проверки воздействия двух независимых переменных и возможного эффекта взаимодействия на зависимую переменную.

Слайд 30





11-2. 
Анализ взаимодействия
Метод
Пример
Описание слайда:
11-2. Анализ взаимодействия Метод Пример

Слайд 31





Интерпретация результатов анализа
В предыдущем примере влияние типа бензина и типа автомобиля называются основными или главными эффектами. Если нет значимого эффекта взаимодействия, основные эффекты можно интерпретировать независимо друг от друга. 
Однако, если существует значимый эффект взаимодействия, надо более внимательно интерпретировать основные эффекты. Чтобы интерпретировать результаты двумерного дисперсионного анализа, исследователи предлагают нарисовать график, на который наносятся средние значения каждой группы. Затем проанализировать график и интерпретировать результаты.
Описание слайда:
Интерпретация результатов анализа В предыдущем примере влияние типа бензина и типа автомобиля называются основными или главными эффектами. Если нет значимого эффекта взаимодействия, основные эффекты можно интерпретировать независимо друг от друга. Однако, если существует значимый эффект взаимодействия, надо более внимательно интерпретировать основные эффекты. Чтобы интерпретировать результаты двумерного дисперсионного анализа, исследователи предлагают нарисовать график, на который наносятся средние значения каждой группы. Затем проанализировать график и интерпретировать результаты.

Слайд 32





Вычислим средние по группам
Описание слайда:
Вычислим средние по группам

Слайд 33





Беспорядочное взаимодействие
Описание слайда:
Беспорядочное взаимодействие

Слайд 34





Порядковое взаимодействие
Описание слайда:
Порядковое взаимодействие

Слайд 35





Отсутствие взаимодействия
Описание слайда:
Отсутствие взаимодействия

Слайд 36





Пример
Описание слайда:
Пример

Слайд 37





Отсутствие взаимодействия
Описание слайда:
Отсутствие взаимодействия

Слайд 38





Порядковое взаимодействие
Описание слайда:
Порядковое взаимодействие

Слайд 39





Беспорядочное взаимодействие
Описание слайда:
Беспорядочное взаимодействие

Слайд 40





11-2. 
Решение задачи в SPSS
Ввод данных
Анализ
Отчет
Описание слайда:
11-2. Решение задачи в SPSS Ввод данных Анализ Отчет

Слайд 41





Ввод данных
Описание слайда:
Ввод данных

Слайд 42





Выбираем переменные
Grade является зависимой
Trailer и Day независимые
Описание слайда:
Выбираем переменные Grade является зависимой Trailer и Day независимые

Слайд 43





Отчет
Описание слайда:
Отчет



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию