🗊Презентация Элементы математического анализа

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Элементы математического анализа, слайд №1Элементы математического анализа, слайд №2Элементы математического анализа, слайд №3Элементы математического анализа, слайд №4Элементы математического анализа, слайд №5Элементы математического анализа, слайд №6Элементы математического анализа, слайд №7Элементы математического анализа, слайд №8Элементы математического анализа, слайд №9Элементы математического анализа, слайд №10Элементы математического анализа, слайд №11Элементы математического анализа, слайд №12Элементы математического анализа, слайд №13Элементы математического анализа, слайд №14Элементы математического анализа, слайд №15Элементы математического анализа, слайд №16Элементы математического анализа, слайд №17Элементы математического анализа, слайд №18Элементы математического анализа, слайд №19Элементы математического анализа, слайд №20Элементы математического анализа, слайд №21Элементы математического анализа, слайд №22Элементы математического анализа, слайд №23Элементы математического анализа, слайд №24Элементы математического анализа, слайд №25Элементы математического анализа, слайд №26Элементы математического анализа, слайд №27Элементы математического анализа, слайд №28Элементы математического анализа, слайд №29Элементы математического анализа, слайд №30Элементы математического анализа, слайд №31Элементы математического анализа, слайд №32Элементы математического анализа, слайд №33Элементы математического анализа, слайд №34Элементы математического анализа, слайд №35Элементы математического анализа, слайд №36Элементы математического анализа, слайд №37Элементы математического анализа, слайд №38Элементы математического анализа, слайд №39Элементы математического анализа, слайд №40Элементы математического анализа, слайд №41Элементы математического анализа, слайд №42Элементы математического анализа, слайд №43Элементы математического анализа, слайд №44Элементы математического анализа, слайд №45Элементы математического анализа, слайд №46Элементы математического анализа, слайд №47Элементы математического анализа, слайд №48Элементы математического анализа, слайд №49Элементы математического анализа, слайд №50Элементы математического анализа, слайд №51Элементы математического анализа, слайд №52Элементы математического анализа, слайд №53Элементы математического анализа, слайд №54Элементы математического анализа, слайд №55Элементы математического анализа, слайд №56Элементы математического анализа, слайд №57Элементы математического анализа, слайд №58Элементы математического анализа, слайд №59Элементы математического анализа, слайд №60Элементы математического анализа, слайд №61Элементы математического анализа, слайд №62Элементы математического анализа, слайд №63Элементы математического анализа, слайд №64Элементы математического анализа, слайд №65Элементы математического анализа, слайд №66Элементы математического анализа, слайд №67Элементы математического анализа, слайд №68Элементы математического анализа, слайд №69Элементы математического анализа, слайд №70Элементы математического анализа, слайд №71Элементы математического анализа, слайд №72Элементы математического анализа, слайд №73Элементы математического анализа, слайд №74Элементы математического анализа, слайд №75Элементы математического анализа, слайд №76Элементы математического анализа, слайд №77Элементы математического анализа, слайд №78Элементы математического анализа, слайд №79Элементы математического анализа, слайд №80Элементы математического анализа, слайд №81Элементы математического анализа, слайд №82Элементы математического анализа, слайд №83Элементы математического анализа, слайд №84Элементы математического анализа, слайд №85Элементы математического анализа, слайд №86Элементы математического анализа, слайд №87Элементы математического анализа, слайд №88Элементы математического анализа, слайд №89Элементы математического анализа, слайд №90Элементы математического анализа, слайд №91Элементы математического анализа, слайд №92

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Элементы математического анализа. Доклад-сообщение содержит 92 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Элементы математического
анализа
Функции
Описание слайда:
Элементы математического анализа Функции

Слайд 2





МПГУ
ИФТИС
Занятие заочникам 11.01.2017
Доцент кафедры ПМИиИТ
Шапкина Вера Валерьевна for_ver@list.ru
Описание слайда:
МПГУ ИФТИС Занятие заочникам 11.01.2017 Доцент кафедры ПМИиИТ Шапкина Вера Валерьевна for_ver@list.ru

Слайд 3






Пусть даны две переменные x и y с областями изменения X и Y. Предположим, что переменной x может быть приписано произвольное значение из области X без каких-либо ограничений. Тогда переменная y называется функцией от переменной x в области её изменения X, если по некоторому правилу или закону каждому значению x из X ставится в соответствие одно определенное значение y из Y.
Описание слайда:
Пусть даны две переменные x и y с областями изменения X и Y. Предположим, что переменной x может быть приписано произвольное значение из области X без каких-либо ограничений. Тогда переменная y называется функцией от переменной x в области её изменения X, если по некоторому правилу или закону каждому значению x из X ставится в соответствие одно определенное значение y из Y.

Слайд 4





Определение понятия функции
Можно в определении понятия функции стать на более общую точку зрения, допуская, чтобы каждому значению x из X отвечало не одно, а несколько значений y (и даже бесконечное множество их). В подобных случаях функцию называют многозначной, в отличие от однозначной функции.
 y есть функция от x
y=f (x), y=g (x), y=F (x) и т.п.
Буквы f, g, F, … характеризуют именно то правило, по которому получается значение x, отвечающее заданному y.
Описание слайда:
Определение понятия функции Можно в определении понятия функции стать на более общую точку зрения, допуская, чтобы каждому значению x из X отвечало не одно, а несколько значений y (и даже бесконечное множество их). В подобных случаях функцию называют многозначной, в отличие от однозначной функции. y есть функция от x y=f (x), y=g (x), y=F (x) и т.п. Буквы f, g, F, … характеризуют именно то правило, по которому получается значение x, отвечающее заданному y.

Слайд 5





Способы задания функции:

Чтобы задать функцию, нужно указать способ, с помощью которого для каждого значения аргумента можно найти соответствующее значение функции. Наиболее употребительным является способ задания функции с помощью формулы у=f(x), где f(x) - заданная функция с переменной х. В таком случае говорят, что функция задана формулой или что функция задана аналитически.
На практике часто используется табличный способ задания функции. При этом способе приводится таблица, указывающая значения функции для имеющихся в таблице значений аргумента.
Описание слайда:
Способы задания функции: Чтобы задать функцию, нужно указать способ, с помощью которого для каждого значения аргумента можно найти соответствующее значение функции. Наиболее употребительным является способ задания функции с помощью формулы у=f(x), где f(x) - заданная функция с переменной х. В таком случае говорят, что функция задана формулой или что функция задана аналитически. На практике часто используется табличный способ задания функции. При этом способе приводится таблица, указывающая значения функции для имеющихся в таблице значений аргумента.

Слайд 6





Основные ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФУНКЦИИ
линейная функция y=kx+b, график - прямая 
показательная         (0 <a≠1);  график ,
логарифмическая        x (0 < a≠1); график,
степенная y=xⁿ; график
тригонометрические sin x, cos x, tg x, ctg x; график
 обратные тригонометрические функции: arcsin x, arccos x, arctg x, arcctg x. график
Описание слайда:
Основные ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФУНКЦИИ линейная функция y=kx+b, график - прямая показательная (0 <a≠1); график , логарифмическая x (0 < a≠1); график, степенная y=xⁿ; график тригонометрические sin x, cos x, tg x, ctg x; график обратные тригонометрические функции: arcsin x, arccos x, arctg x, arcctg x. график

Слайд 7





Функции С (постоянная), y=kx+b, ах, lоgах, xⁿ, sin х, соs х, tg х, ctg x, аrcsin х, аrccos х, аrctg х, arcctg x называются простейшими элементарными функциями.
Функции С (постоянная), y=kx+b, ах, lоgах, xⁿ, sin х, соs х, tg х, ctg x, аrcsin х, аrccos х, аrctg х, arcctg x называются простейшими элементарными функциями.
Применяя к этим функциям арифметические действия или операции функции от функции, мы будем получать новые более сложные функции, которые называются элементарными функциями.
Например, у = sin (xⁿ) — элементарная функция.
Элементарные функции нам известны из школьной математики.
Описание слайда:
Функции С (постоянная), y=kx+b, ах, lоgах, xⁿ, sin х, соs х, tg х, ctg x, аrcsin х, аrccos х, аrctg х, arcctg x называются простейшими элементарными функциями. Функции С (постоянная), y=kx+b, ах, lоgах, xⁿ, sin х, соs х, tg х, ctg x, аrcsin х, аrccos х, аrctg х, arcctg x называются простейшими элементарными функциями. Применяя к этим функциям арифметические действия или операции функции от функции, мы будем получать новые более сложные функции, которые называются элементарными функциями. Например, у = sin (xⁿ) — элементарная функция. Элементарные функции нам известны из школьной математики.

Слайд 8





Функция и её свойства

Функция - зависимость переменной у от переменной x, если каждому значению х соответствует единственное значение у. 
Переменная х - независимая переменная или аргумент.
Переменная у - зависимая переменная.
Значение функции - значение у, соответствующее заданному значению х.
Область определения функции - все значения, которые принимает независимая переменная.
Область значений функции (множество значений) - все значения, которые принимает функция.
Описание слайда:
Функция и её свойства Функция - зависимость переменной у от переменной x, если каждому значению х соответствует единственное значение у. Переменная х - независимая переменная или аргумент. Переменная у - зависимая переменная. Значение функции - значение у, соответствующее заданному значению х. Область определения функции - все значения, которые принимает независимая переменная. Область значений функции (множество значений) - все значения, которые принимает функция.

Слайд 9






Функция является четной - если для любого х из области определения функции выполняется равенство f(x)=f(-x).
Функция является нечетной - если для любого х из области определения функции выполняется равенство f(-x)=-f(x).
Возрастающая функция - если для любых х1 и х2, таких, что х1< х2, выполняется неравенство f(х1)<f(х2).
Убывающая функция - если для любых х1 и х2, таких, что х1< х2, выполняется неравенство f(х1)>f(х2).
Описание слайда:
Функция является четной - если для любого х из области определения функции выполняется равенство f(x)=f(-x). Функция является нечетной - если для любого х из области определения функции выполняется равенство f(-x)=-f(x). Возрастающая функция - если для любых х1 и х2, таких, что х1< х2, выполняется неравенство f(х1)<f(х2). Убывающая функция - если для любых х1 и х2, таких, что х1< х2, выполняется неравенство f(х1)>f(х2).

Слайд 10


Элементы математического анализа, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





	Современная математика знает множество функций, 
	Современная математика знает множество функций, 
и у каждой свой неповторимый облик, как неповторим 
облик каждого из миллиардов людей, живущих на 
Земле. 
	Однако при всей непохожести одного человека на другого у каждого есть руки и голова, уши и рот. Точно так же облик каждой функции можно представить сложенным из набора характерных деталей. В них проявляются основные свойства функций. 
Функции — это математические портреты устойчивых 
закономерностей, познаваемых человеком. 
	Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций,  естественно обратиться к пословицам. Ведь пословицы — это тоже отражение устойчивых  закономерностей, выверенное многовековым опытом  народа.
Описание слайда:
Современная математика знает множество функций, Современная математика знает множество функций, и у каждой свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллиардов людей, живущих на Земле. Однако при всей непохожести одного человека на другого у каждого есть руки и голова, уши и рот. Точно так же облик каждой функции можно представить сложенным из набора характерных деталей. В них проявляются основные свойства функций. Функции — это математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком. Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, естественно обратиться к пословицам. Ведь пословицы — это тоже отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа.

Слайд 12





Линейная функция
Когда в Москве Кремлевские куранты отбивают 6 часов утра, 
в Якутске уже полдень. Расположенный по долготе восточнее столицы, город раньше встречает солнце. Приезжие москвичи в Якутске переставляют свои часы на 6 часов вперед.
Описание слайда:
Линейная функция Когда в Москве Кремлевские куранты отбивают 6 часов утра, в Якутске уже полдень. Расположенный по долготе восточнее столицы, город раньше встречает солнце. Приезжие москвичи в Якутске переставляют свои часы на 6 часов вперед.

Слайд 13





	Перенесемся теперь 
	Перенесемся теперь 
на три века вспять.  
Парусник в открытом море. 
Как определить долготу 
места, в котором он  
находится? Очень просто, 
если на корабле есть 
часы, поставленные в 
порту отправления. 
Нужно измерить местное 
время по солнцу и  
сравнить с показаниями 
часов. Расхождение  
пропорционально разнице 
по долготе между тем пунктом,
Описание слайда:
Перенесемся теперь Перенесемся теперь на три века вспять. Парусник в открытом море. Как определить долготу места, в котором он находится? Очень просто, если на корабле есть часы, поставленные в порту отправления. Нужно измерить местное время по солнцу и сравнить с показаниями часов. Расхождение пропорционально разнице по долготе между тем пунктом,

Слайд 14






Точный закон этой пропорциональности позволяет вывести 
простое соотношение: 360О  земной окружности соответствуют 
24 часа, за которые Земля совершает полный оборот вокруг своей 
оси. Поэтому если часы отстают по сравнению с местным временем
на 6 часов, корабль находится на 90О восточнее того места, где были поставлены часы. Спешат на 4 часа — на 60О западнее.
Описание слайда:
Точный закон этой пропорциональности позволяет вывести простое соотношение: 360О земной окружности соответствуют 24 часа, за которые Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Поэтому если часы отстают по сравнению с местным временем на 6 часов, корабль находится на 90О восточнее того места, где были поставлены часы. Спешат на 4 часа — на 60О западнее.

Слайд 15





Линейная функция
Описание слайда:
Линейная функция

Слайд 16





Линейная функция
Из непостоянных линейных функций простейшая та, значение которой всегда равно значению аргумента. График этой функции — биссектриса прямого угла, стороны которого — оси координат.
Описание слайда:
Линейная функция Из непостоянных линейных функций простейшая та, значение которой всегда равно значению аргумента. График этой функции — биссектриса прямого угла, стороны которого — оси координат.

Слайд 17





Линейная функция
	Эту величину называют еще константой пропорциональности, или угловым коэффициентом: он может служить мерой наклона соответствующей прямой на графике. Чем больше угловой коэффициент, тем круче нарастает функция по мере роста аргумента. А если угловой коэффициент меньше нуля—функция  спадает.
Описание слайда:
Линейная функция Эту величину называют еще константой пропорциональности, или угловым коэффициентом: он может служить мерой наклона соответствующей прямой на графике. Чем больше угловой коэффициент, тем круче нарастает функция по мере роста аргумента. А если угловой коэффициент меньше нуля—функция спадает.

Слайд 18





y=kx+b (k<0)            y=kx+b (k>0)
Описание слайда:
y=kx+b (k<0) y=kx+b (k>0)

Слайд 19





Почему не бывает животных какой угодно величины? 

Почему, например, нет слонов в 3 раза большего 
роста, чем существуют, но тех же пропорций? 
Не правда ли, любопытными вопросами задавались 
персонажи знаменитого трактата Галилео Галилея  
«Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки». 
Ответ, к которому пришли собеседники, таков: стань 
слон в 3 раза больше, объем и вес его тогда  
увеличились бы в 27 раз, как куб размера, а площадь сечения костей и, следовательно, их прочность—только в 9 раз, как квадрат размера.
Описание слайда:
Почему не бывает животных какой угодно величины? Почему, например, нет слонов в 3 раза большего роста, чем существуют, но тех же пропорций? Не правда ли, любопытными вопросами задавались персонажи знаменитого трактата Галилео Галилея «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки». Ответ, к которому пришли собеседники, таков: стань слон в 3 раза больше, объем и вес его тогда увеличились бы в 27 раз, как куб размера, а площадь сечения костей и, следовательно, их прочность—только в 9 раз, как квадрат размера.

Слайд 20






	Прочности костей уже 
не хватило бы, чтобы вы 
держать непомерно  
увеличившийся вес. Такой слон был бы раздавлен  
собственной тяжестью. 
Рассуждение вполне 
четкое и ясное. Что же  
придало ему такую  
наглядность и убедительность? 
То, что в основу вывода  
положены две строгие  
математические зависимости.
Описание слайда:
Прочности костей уже не хватило бы, чтобы вы держать непомерно увеличившийся вес. Такой слон был бы раздавлен собственной тяжестью. Рассуждение вполне четкое и ясное. Что же придало ему такую наглядность и убедительность? То, что в основу вывода положены две строгие математические зависимости.

Слайд 21






Первая устанавливает  соответствие между  
размерами подобных тел и их объемами: объем  
изменяется, как куб размера  (скажем, если ребро куба удлинилось вдвое, то его объем — 
проверьте! — увеличился в восемь раз: 23 = 8). Вторая связывает размеры подобных фигур и их площади:  
	площадь изменяется, как квадрат размера (если вдвое увеличивается сторона квадрата, площадь его  возрастает вчетверо: 22 = 4).
Описание слайда:
Первая устанавливает соответствие между размерами подобных тел и их объемами: объем изменяется, как куб размера (скажем, если ребро куба удлинилось вдвое, то его объем — проверьте! — увеличился в восемь раз: 23 = 8). Вторая связывает размеры подобных фигур и их площади: площадь изменяется, как квадрат размера (если вдвое увеличивается сторона квадрата, площадь его возрастает вчетверо: 22 = 4).

Слайд 22





Степенная функция y=xn
		Поясним графиками те функциональные зависимости, которые в своих  рассуждениях о размерах животных использовал Галилей, — 
	квадратичную и кубичную.
Описание слайда:
Степенная функция y=xn Поясним графиками те функциональные зависимости, которые в своих рассуждениях о размерах животных использовал Галилей, — квадратичную и кубичную.

Слайд 23





Степенная функция с натуральным показателем y=xn, где n-натуральное число.
					 График функции:
a) Если n=2, то графиком функции y=x2 является квадратичная парабола;
b) Если n = 3, то функция задана формулой у = х3. Ее графиком является кубическая   парабола;
c) Если n— нечетное натуральное число, причем n ≠1, то функция обладает    свойствами теми же, что и у = х3.
Описание слайда:
Степенная функция с натуральным показателем y=xn, где n-натуральное число. График функции: a) Если n=2, то графиком функции y=x2 является квадратичная парабола; b) Если n = 3, то функция задана формулой у = х3. Ее графиком является кубическая   парабола; c) Если n— нечетное натуральное число, причем n ≠1, то функция обладает    свойствами теми же, что и у = х3.

Слайд 24





Степенная функция
а)
Описание слайда:
Степенная функция а)

Слайд 25





Функция f(x) называется четной, если область её определения X есть множество, симметричное относительно начала координат, и при любом x из X имеет место равенство f(-x)= f(x).
Функция f(x) называется четной, если область её определения X есть множество, симметричное относительно начала координат, и при любом x из X имеет место равенство f(-x)= f(x).
График четной функции симметричен относительно оси Oy.
Функция f(x) называется нечетной, если область её определения X есть множество, симметричное относительно начала координат, и если при любом x из X имеет место равенство f(-x)= - f(x).
График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
Описание слайда:
Функция f(x) называется четной, если область её определения X есть множество, симметричное относительно начала координат, и при любом x из X имеет место равенство f(-x)= f(x). Функция f(x) называется четной, если область её определения X есть множество, симметричное относительно начала координат, и при любом x из X имеет место равенство f(-x)= f(x). График четной функции симметричен относительно оси Oy. Функция f(x) называется нечетной, если область её определения X есть множество, симметричное относительно начала координат, и если при любом x из X имеет место равенство f(-x)= - f(x). График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

Слайд 26





Рассмотрим свойства степенной функции с  нечетным показателем n ≠1 :

1.  Область определения функции: D(f)= R;
2.  Область значений: E(f)= R;
3.  Функция является нечетной, т.е. f(-х)= - f(х);
4.  Нули функции: у = 0 при х = 0;
5.  Функция возрастает на всей области определения.
6.  График функции: [б]
Описание слайда:
Рассмотрим свойства степенной функции с нечетным показателем n ≠1 : 1.  Область определения функции: D(f)= R; 2.  Область значений: E(f)= R; 3.  Функция является нечетной, т.е. f(-х)= - f(х); 4.  Нули функции: у = 0 при х = 0; 5.  Функция возрастает на всей области определения. 6.  График функции: [б]

Слайд 27





Рассмотрим свойства степенной функции с четным показателем:
1.  Область определения функции: D(f)= R;
2.  Область значений [0,+∞];
3.  Функция является четной, т.е. f(-х)=f(х);
4.  Нули функции: у = 0 при х = 0;
5.  Функция убывает на промежутке (-∞;0), возрастает на промежутке (0;+∞).
6.  График функции: [а]
Описание слайда:
Рассмотрим свойства степенной функции с четным показателем: 1.  Область определения функции: D(f)= R; 2.  Область значений [0,+∞]; 3.  Функция является четной, т.е. f(-х)=f(х); 4.  Нули функции: у = 0 при х = 0; 5.  Функция убывает на промежутке (-∞;0), возрастает на промежутке (0;+∞). 6.  График функции: [а]

Слайд 28


Элементы математического анализа, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29


Элементы математического анализа, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30





Степенная у=х1/2  радикал
Описание слайда:
Степенная у=х1/2 радикал

Слайд 31





Монотонно возрастающая функция
Описание слайда:
Монотонно возрастающая функция

Слайд 32





Известны слова Ньютона «Я рассматриваю... математические количества не как состоящие из очень малых постоянных частей, а как производимые непрерывным движением».
Отвечая этому требованию, математика разработала 
систему вещественных чисел (под таким названием  
объединяются числа целые, дробные и иррациональные). 
Вещественные числа — совокупность непрерывная, и 
потому оказалось возможным изображать их точками 
прямой линии. С легкой руки Декарта функциональные 
зависимости стали изображать графиками на  
координатной плоскости. Так математика привыкла дополнять 
понятие функции неявным предположением о непрерывности аргумента. 
		А между тем математическое определение функции вовсе не требует этого. И потому оно общезначимо для всей математики.
Описание слайда:
Известны слова Ньютона «Я рассматриваю... математические количества не как состоящие из очень малых постоянных частей, а как производимые непрерывным движением». Отвечая этому требованию, математика разработала систему вещественных чисел (под таким названием объединяются числа целые, дробные и иррациональные). Вещественные числа — совокупность непрерывная, и потому оказалось возможным изображать их точками прямой линии. С легкой руки Декарта функциональные зависимости стали изображать графиками на координатной плоскости. Так математика привыкла дополнять понятие функции неявным предположением о непрерывности аргумента. А между тем математическое определение функции вовсе не требует этого. И потому оно общезначимо для всей математики.

Слайд 33





	Собственно говоря, в определении функциональной 
	Собственно говоря, в определении функциональной 
зависимости не требуется и того, что ею должны связываться только количества. Но традиция сильна и тут: 
если соответствие устанавливается не между числами, 
математик предпочитает слову «функция» слово «отображение». У этой традиции тоже есть свои корни. 
	Математика исстари обслуживает науки, которые выражают
результаты в числах: механику, физику, химию.  
«Измерить все измеримое и сделать измеримым все, что пока 
не поддается измерению», — эти слова Галилея сделало 
своим девизом все точное естествознание. 
Не удивительно, что учение о функциях развивалось 
по преимуществу как учение о функциях непрерывной 
числовой переменной. Именно на этом пути оно пришло 
к одному из наиболее значительных своих  достижений — дифференциальному и интегральному   исчислению.
Описание слайда:
Собственно говоря, в определении функциональной Собственно говоря, в определении функциональной зависимости не требуется и того, что ею должны связываться только количества. Но традиция сильна и тут: если соответствие устанавливается не между числами, математик предпочитает слову «функция» слово «отображение». У этой традиции тоже есть свои корни. Математика исстари обслуживает науки, которые выражают результаты в числах: механику, физику, химию. «Измерить все измеримое и сделать измеримым все, что пока не поддается измерению», — эти слова Галилея сделало своим девизом все точное естествознание. Не удивительно, что учение о функциях развивалось по преимуществу как учение о функциях непрерывной числовой переменной. Именно на этом пути оно пришло к одному из наиболее значительных своих достижений — дифференциальному и интегральному исчислению.

Слайд 34





График, построенный по данным «Энциклопедии  
График, построенный по данным «Энциклопедии  
домашнего хозяйства», побуждает нас обратиться к  
читателю еще с одним призывом к бдительности. В  
разговоре о проводах и протекающих по ним токам отчетливо 
ощущается то, что философы зовут  
причинно-следственной связью. Ток, величина которого  
рассматривалась нами как аргумент, есть причина нагрева проводов, степень которого рассматривалась как функция.  
	Подобное характерно для большинства расхожих примеров 
функциональной зависимости: функция является  
выражением некоторого следствия, причину которого  
выражает аргумент, И тем не менее не следовало бы  
возводить такое представление в абсолют. Такая трактовка 
сужает понятие функции. Функциональная  
зависимость — не обязательно зависимость  
причинно-следственная.
Описание слайда:
График, построенный по данным «Энциклопедии График, построенный по данным «Энциклопедии домашнего хозяйства», побуждает нас обратиться к читателю еще с одним призывом к бдительности. В разговоре о проводах и протекающих по ним токам отчетливо ощущается то, что философы зовут причинно-следственной связью. Ток, величина которого рассматривалась нами как аргумент, есть причина нагрева проводов, степень которого рассматривалась как функция. Подобное характерно для большинства расхожих примеров функциональной зависимости: функция является выражением некоторого следствия, причину которого выражает аргумент, И тем не менее не следовало бы возводить такое представление в абсолют. Такая трактовка сужает понятие функции. Функциональная зависимость — не обязательно зависимость причинно-следственная.

Слайд 35





Есть причинно-следственная связь?
. 
В большом многоквартирном доме номеру каждой 
квартиры можно поставить в соответствие число людей, 
в ней проживающих. И это будет функциональная  
зависимость, вполне отвечающая ее каноническому  
определению, хотя ни о каких причинах и следствиях здесь 
говорить не приходится. Номер квартиры никоим  
образом не определяет численность проживающей в ней 
семьи.
Описание слайда:
Есть причинно-следственная связь? . В большом многоквартирном доме номеру каждой квартиры можно поставить в соответствие число людей, в ней проживающих. И это будет функциональная зависимость, вполне отвечающая ее каноническому определению, хотя ни о каких причинах и следствиях здесь говорить не приходится. Номер квартиры никоим образом не определяет численность проживающей в ней семьи.

Слайд 36






Вся богатейшая семья механизмов» окружающих  
современного человека, начиналась когда-то с 7 
простых машин. 
	Древние знали 
рычаг, 
блок, 
клин, 
ворот, 
винт, 
наклонную плоскость, 
зубчатые колеса. 
	Эти нехитрые по теперешним представлениям устройства  
умножали силу человека.
Описание слайда:
Вся богатейшая семья механизмов» окружающих современного человека, начиналась когда-то с 7 простых машин. Древние знали рычаг, блок, клин, ворот, винт, наклонную плоскость, зубчатые колеса. Эти нехитрые по теперешним представлениям устройства умножали силу человека.

Слайд 37





		




	Но... во сколько раз выиграешь в силе — во столько 
же раз проиграешь в расстоянии. Так гласит золотое 
правило механики, заключающее в себе теорию семи 
простых машин. 

	График на этом слайде есть наглядное выражение знаменитого правила. По  горизонтальной оси отложена сила, с которой, например, нужно давить на плечо рычага, чтобы поднять заданный груз на заданную высоту, по вертикальной — расстояние, которое пройдет при этом точка приложения силы.
Описание слайда:
Но... во сколько раз выиграешь в силе — во столько же раз проиграешь в расстоянии. Так гласит золотое правило механики, заключающее в себе теорию семи простых машин. График на этом слайде есть наглядное выражение знаменитого правила. По горизонтальной оси отложена сила, с которой, например, нужно давить на плечо рычага, чтобы поднять заданный груз на заданную высоту, по вертикальной — расстояние, которое пройдет при этом точка приложения силы.

Слайд 38





		




	Хотите обойтись силой, например, вдвое меньшей, 
чем вес груза, — будьте готовы к тому, что эта точка 
опустится на вдвое большее расстояние, чем высота 
подъема груза. Троекратный выигрыш в силе влечет за 
собой троекратный проигрыш в расстоянии и так далее. 
Линия, выражающая такую функциональную  
зависимость, называется гиперболой. 
	Если отвлечься от механической сущности графика, 
то в чистом виде останется выражение обратной  
пропорциональности. Именно в соответствии с ней хозяйка 
делит пирог между гостями. Чем больше гостей — тем 
меньше порции.
Описание слайда:
Хотите обойтись силой, например, вдвое меньшей, чем вес груза, — будьте готовы к тому, что эта точка опустится на вдвое большее расстояние, чем высота подъема груза. Троекратный выигрыш в силе влечет за собой троекратный проигрыш в расстоянии и так далее. Линия, выражающая такую функциональную зависимость, называется гиперболой. Если отвлечься от механической сущности графика, то в чистом виде останется выражение обратной пропорциональности. Именно в соответствии с ней хозяйка делит пирог между гостями. Чем больше гостей — тем меньше порции.

Слайд 39


Элементы математического анализа, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40





Итак, наша гипербола получилась в результате деления  
Итак, наша гипербола получилась в результате деления  
простейшей линейной функции, константы, на чуть более  
сложную линейную функцию, выражающую прямую  
пропорциональную зависимость. 
Обе эти функции, как мы знаем, простираются и в 
область отрицательных значений аргумента. Учтя это, 
достроим график гиперболы до полного вида. На нуль, 
правда, делить нельзя, так что в нуле гипербола не 
определена, в ее область определения эта точка не входит.
Описание слайда:
Итак, наша гипербола получилась в результате деления Итак, наша гипербола получилась в результате деления простейшей линейной функции, константы, на чуть более сложную линейную функцию, выражающую прямую пропорциональную зависимость. Обе эти функции, как мы знаем, простираются и в область отрицательных значений аргумента. Учтя это, достроим график гиперболы до полного вида. На нуль, правда, делить нельзя, так что в нуле гипербола не определена, в ее область определения эта точка не входит.

Слайд 41





Степенная y=k/x=kx-1
Описание слайда:
Степенная y=k/x=kx-1

Слайд 42






	Факт обратной пропорциональной зависимости 
можно выразить и иначе, сказав, что связанные ею 
величины в произведении дают постоянную. 
Вспомним примеры из предыдущего раздела —  
скажем, пример с тортом. Когда число гостей росло, вес 
порции уменьшался; произведение же этих двух  
величин оставалось равным постоянному весу торта. А  
пример с радиоприемником? Произведение длины  
радиоволны на ее частоту всегда равно скорости света.
Описание слайда:
Факт обратной пропорциональной зависимости можно выразить и иначе, сказав, что связанные ею величины в произведении дают постоянную. Вспомним примеры из предыдущего раздела — скажем, пример с тортом. Когда число гостей росло, вес порции уменьшался; произведение же этих двух величин оставалось равным постоянному весу торта. А пример с радиоприемником? Произведение длины радиоволны на ее частоту всегда равно скорости света.

Слайд 43


Элементы математического анализа, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44





Показательная функция
	Сейчас много говорят об информационном буме. 
Поток информации захлестывает: утверждают, что ее 
количество удваивается каждые 10 лет. 
Изобразим этот процесс наглядно, в виде графика 
некоторой функции. 
Примем объем информации в некоторый год за  
единицу. Поскольку эта величина послужит нам началом 
дальнейших построений, отложим ее над началом  
координат, в которых будет строиться график, по  
вертикальной оси. Отрезок, вдвое больший, восставим над  
единичной отметкой горизонтальной оси, считая, что эта 
отметка соответствует первому десятку лет.
Описание слайда:
Показательная функция Сейчас много говорят об информационном буме. Поток информации захлестывает: утверждают, что ее количество удваивается каждые 10 лет. Изобразим этот процесс наглядно, в виде графика некоторой функции. Примем объем информации в некоторый год за единицу. Поскольку эта величина послужит нам началом дальнейших построений, отложим ее над началом координат, в которых будет строиться график, по вертикальной оси. Отрезок, вдвое больший, восставим над единичной отметкой горизонтальной оси, считая, что эта отметка соответствует первому десятку лет.

Слайд 45





	Еще вдвое больший отрезок восставим над точкой «2»,  
	Еще вдвое больший отрезок восставим над точкой «2»,  
соответствующей второму десятку, еще вдвое больший — над 
точкой «3»... Декада за декадой — избранные нами 
значения аргумента выстроятся по горизонтальной оси 
в порядке равномерного нарастания, по закону  
арифметической прогрессии: 1, 2, 3, 4... Значения 
функции отложатся над ними, возрастая каждый раз 
вдвое, — по закону геометрической прогрессии: 2, 4, 8, 16… (Нетрудно заметить, что эти числа представляют собой последовательные степени двойки — первую, вторую, третью, четвертую и так далее.- 21, 22, 23, 24…) 
А что если посмотреть, как нарастал поток  
информации до того года, который принят за начальный? Столь же равномерно, откладывая единицу за единицей,  
пройдемся по оси абсцисс влево от начала координат и над 
отложенными значениями аргумента будем наносить на 
график значения функции уже в порядке убывания — 
вдвое с каждым шагом.
Описание слайда:
Еще вдвое больший отрезок восставим над точкой «2», Еще вдвое больший отрезок восставим над точкой «2», соответствующей второму десятку, еще вдвое больший — над точкой «3»... Декада за декадой — избранные нами значения аргумента выстроятся по горизонтальной оси в порядке равномерного нарастания, по закону арифметической прогрессии: 1, 2, 3, 4... Значения функции отложатся над ними, возрастая каждый раз вдвое, — по закону геометрической прогрессии: 2, 4, 8, 16… (Нетрудно заметить, что эти числа представляют собой последовательные степени двойки — первую, вторую, третью, четвертую и так далее.- 21, 22, 23, 24…) А что если посмотреть, как нарастал поток информации до того года, который принят за начальный? Столь же равномерно, откладывая единицу за единицей, пройдемся по оси абсцисс влево от начала координат и над отложенными значениями аргумента будем наносить на график значения функции уже в порядке убывания — вдвое с каждым шагом.

Слайд 46






	Теперь соединим все нанесенные точки непрерывной 
гладкой линией — ведь количество информации  
нарастает от десятилетия к десятилетию плавно, а не  
скачками. Перед нами график так называемой показательной 
функции. Как же определяется эта функциональная зависимость? 
	По пути к строгой ее  формулировке мы предлагаем, поразмышлять над  вопросом: во сколько раз  нарастает объем информации за  пятнадцать лет, если за декаду он увеличивается вдвое?  
	Пятнадцать лет — это полторы декады. 
		Стало быть, ответ на поставленный вопрос дает высота  
	построенной нами кривой в точке с абсциссой «полтора»: примерно в 2,83 раза. А теперь обратите внимание: абсциссе «1» на графике  соответствует первая степень двойки, абсциссе «2» —вторая степень, абсциссе «т3» —третья,.. Логично  заключить отсюда, что число 2,83 есть двойка в степени полтора.
Описание слайда:
Теперь соединим все нанесенные точки непрерывной гладкой линией — ведь количество информации нарастает от десятилетия к десятилетию плавно, а не скачками. Перед нами график так называемой показательной функции. Как же определяется эта функциональная зависимость? По пути к строгой ее формулировке мы предлагаем, поразмышлять над вопросом: во сколько раз нарастает объем информации за пятнадцать лет, если за декаду он увеличивается вдвое? Пятнадцать лет — это полторы декады. Стало быть, ответ на поставленный вопрос дает высота построенной нами кривой в точке с абсциссой «полтора»: примерно в 2,83 раза. А теперь обратите внимание: абсциссе «1» на графике соответствует первая степень двойки, абсциссе «2» —вторая степень, абсциссе «т3» —третья,.. Логично заключить отсюда, что число 2,83 есть двойка в степени полтора.

Слайд 47





Показательная функция
Описание слайда:
Показательная функция

Слайд 48





Показательная функция
Точно таким же образом график укажет нам любую 
другую степень двойки — целую или дробную,  
положительную или отрицательную. Для этого стоит лишь  
отложить показатель степени на оси абсцисс и измерить 
в этой точке высоту кривой. 
Итак, каждое значение нашей функции есть двойка в 
степени, равной соответствующему значению  
аргумента. Так и определяется показательная функция. 
	Число, возводимое в степень (в нашем  примере им служила двойка), называется ее основанием. 
И еще один термин: график показательной функции 
именуется показательной кривой. Иногда эту линию 
называют экспонентой (от латинского  «ехропеге»—«выставлять напоказ»).  Многим этот термин знаком по  расхожему словосочетанию «экспоненциальный рост, выражающему наиболее броскую черту показательной 
	кривой, — ее безудержно крутой взлет.
Описание слайда:
Показательная функция Точно таким же образом график укажет нам любую другую степень двойки — целую или дробную, положительную или отрицательную. Для этого стоит лишь отложить показатель степени на оси абсцисс и измерить в этой точке высоту кривой. Итак, каждое значение нашей функции есть двойка в степени, равной соответствующему значению аргумента. Так и определяется показательная функция. Число, возводимое в степень (в нашем примере им служила двойка), называется ее основанием. И еще один термин: график показательной функции именуется показательной кривой. Иногда эту линию называют экспонентой (от латинского «ехропеге»—«выставлять напоказ»). Многим этот термин знаком по расхожему словосочетанию «экспоненциальный рост, выражающему наиболее броскую черту показательной кривой, — ее безудержно крутой взлет.

Слайд 49





	Примеры подобного роста подыскать нетрудно.  
	Примеры подобного роста подыскать нетрудно.  
Показательная функция непременно встречается при  
математическом описаний таких процессов, в которых  
скорость изменения некоторого количества в каждый  
момент пропорциональна самому количеству. 
По такому правилу размножается все живое: приплод 
пропорционален достигнутой численности. По закону 
все более крутого, экспоненциального роста  
увеличивается колония микробов в чашке Петри. По такому же 
закону плодились кролики, за короткий срок  
заполнившие Австралию. 
	Природа знает и примеры экспоненциального спада, 
когда скорость убывания некоторого количества в  
каждый момент пропорциональна остатку (а стало быть, 
уменьшается вместе с ним; в этом — характерная черта 
экспоненциального спада).
Описание слайда:
Примеры подобного роста подыскать нетрудно. Примеры подобного роста подыскать нетрудно. Показательная функция непременно встречается при математическом описаний таких процессов, в которых скорость изменения некоторого количества в каждый момент пропорциональна самому количеству. По такому правилу размножается все живое: приплод пропорционален достигнутой численности. По закону все более крутого, экспоненциального роста увеличивается колония микробов в чашке Петри. По такому же закону плодились кролики, за короткий срок заполнившие Австралию. Природа знает и примеры экспоненциального спада, когда скорость убывания некоторого количества в каждый момент пропорциональна остатку (а стало быть, уменьшается вместе с ним; в этом — характерная черта экспоненциального спада).

Слайд 50





Показательная функция
		Когда аргумент изменяется по 
	закону арифметической прогрессии, функция  изменяется по закону геометрической прогрессии (на сей раз 
	убывающей). А в этом — определяющая особенность показательной функции.
Описание слайда:
Показательная функция Когда аргумент изменяется по закону арифметической прогрессии, функция изменяется по закону геометрической прогрессии (на сей раз убывающей). А в этом — определяющая особенность показательной функции.

Слайд 51





Заметим некоторую  неполноту, узость нашего описания показательной функции. 
Заметим некоторую  неполноту, узость нашего описания показательной функции. 
Строя ее график за разговором об информационном 
буме или радиоактивном распаде, мы каждый раз  
разбивали горизонтальную ось координат на отрезки  
равной длины и над засечками расставляли точки так, чтобы 
каждая последующая располагалась вдвое выше или 
вдвое ниже предыдущей. 
	Ну а если бы количество информации возрастало с 
каждым десятилетием не в два, а, скажем, в два с 
половиной раза? И соответственно по такому же закону 
изменялась бы высота точек, наносимых на  
координатную плоскость. Что, в результате получился бы график уже не показательной функции? 
Показательной. Но только с другим основанием,
равным 2,5. Новый график, в общих чертах напоминая прежний, устремлялся бы ввысь уже с несколько большей скоростью.
Описание слайда:
Заметим некоторую неполноту, узость нашего описания показательной функции. Заметим некоторую неполноту, узость нашего описания показательной функции. Строя ее график за разговором об информационном буме или радиоактивном распаде, мы каждый раз разбивали горизонтальную ось координат на отрезки равной длины и над засечками расставляли точки так, чтобы каждая последующая располагалась вдвое выше или вдвое ниже предыдущей. Ну а если бы количество информации возрастало с каждым десятилетием не в два, а, скажем, в два с половиной раза? И соответственно по такому же закону изменялась бы высота точек, наносимых на координатную плоскость. Что, в результате получился бы график уже не показательной функции? Показательной. Но только с другим основанием, равным 2,5. Новый график, в общих чертах напоминая прежний, устремлялся бы ввысь уже с несколько большей скоростью.

Слайд 52


Элементы математического анализа, слайд №52
Описание слайда:

Слайд 53





Всмотритесь в него: высота кривой над делениями 
Всмотритесь в него: высота кривой над делениями 
горизонтальной оси равна последовательным степеням 
числа два с половиной: минус первая его степень равна 
четырем десятым, нулевая—-единице, первая — двум с 
половиной, вторая — шести с четвертью и т.д. 
Беря в качестве основания все новые положительные 
числа, мы получали бы все новые показательные  
функции. Не стоило бы только назначать на роль основания 
единицу — ведь она остается собой при возведении в 
любую степень, так что показательная кривая  
выродилась бы в горизонтальную прямую. Но есть среди всех 
чисел такое, которое чаще всех прочих служит  
основанием показательной функции. Это — число е, равное 2,71828.,. Выбор 
пал на него о силу важных его достоинств,  
распространяться о которых мы пока не имеем возможности. 
Так что если в разговоре о показательной функции ее 
основание не указывается, знайте, что им служит 
число е.
Описание слайда:
Всмотритесь в него: высота кривой над делениями Всмотритесь в него: высота кривой над делениями горизонтальной оси равна последовательным степеням числа два с половиной: минус первая его степень равна четырем десятым, нулевая—-единице, первая — двум с половиной, вторая — шести с четвертью и т.д. Беря в качестве основания все новые положительные числа, мы получали бы все новые показательные функции. Не стоило бы только назначать на роль основания единицу — ведь она остается собой при возведении в любую степень, так что показательная кривая выродилась бы в горизонтальную прямую. Но есть среди всех чисел такое, которое чаще всех прочих служит основанием показательной функции. Это — число е, равное 2,71828.,. Выбор пал на него о силу важных его достоинств, распространяться о которых мы пока не имеем возможности. Так что если в разговоре о показательной функции ее основание не указывается, знайте, что им служит число е.

Слайд 54





Показательная функция    y = a x
Область определения функции: -∞ < х < +∞
Множество значений функции: 0 < y < +∞
Функция ни четная, ни не чётная, так как f(-x) = =a-x 
Горизонтальная асимптота у = 0
Если 0 < a < 1, то функция убывает на промежутке -∞ < x < +∞ (на рис.1)
Если а > 1, то функция возрастает на промежутке -∞ < x < +∞ (на рис.2);
Точка (0; 1) – единственная точка пересечения с осями координат.
Описание слайда:
Показательная функция y = a x Область определения функции: -∞ < х < +∞ Множество значений функции: 0 < y < +∞ Функция ни четная, ни не чётная, так как f(-x) = =a-x Горизонтальная асимптота у = 0 Если 0 < a < 1, то функция убывает на промежутке -∞ < x < +∞ (на рис.1) Если а > 1, то функция возрастает на промежутке -∞ < x < +∞ (на рис.2); Точка (0; 1) – единственная точка пересечения с осями координат.

Слайд 55





Показательная функция
Описание слайда:
Показательная функция

Слайд 56





Показательная функция
Описание слайда:
Показательная функция

Слайд 57





Сколько звезд на небе?
	Одним из первых, кто попытался точно ответить, на 
этот вопрос, был древнегреческий астроном Гиппарх. 
При его жизни в созвездии Скорпиона вспыхнула новая 
звезда. Гиппарх был потрясен: звезды смертны, они, как 
люди, рождаются и умирают. И чтобы будущие  
исследователи могли следить за возникновением и угасанием 
звезд» Гиппарх составил свой звездный каталог. Он 
насчитал около тысячи звезд и разбил их по видимому 
блеску на шесть групп. Самые яркие Гиппарх назвал 
звездами первой величины, заметно менее 'яркие — 
второй, еще столь же менее яркие—третьей и так далее 
в порядке равномерного убывания видимого блеска — 
до звезд, едва видимых невооруженным глазом,  
которым была присвоена шестая величина. 
	Когда ученые получили в свое распоряжение  
чувствительные приборы для световых измерений, стало  
возможным точно определять блеск звезд. Стало  
возможным сравнить, насколько соответствует данным таких 
измерений традиционное распределение звезд по  
видимому блеску, произведенное на глаз.
Описание слайда:
Сколько звезд на небе? Одним из первых, кто попытался точно ответить, на этот вопрос, был древнегреческий астроном Гиппарх. При его жизни в созвездии Скорпиона вспыхнула новая звезда. Гиппарх был потрясен: звезды смертны, они, как люди, рождаются и умирают. И чтобы будущие исследователи могли следить за возникновением и угасанием звезд» Гиппарх составил свой звездный каталог. Он насчитал около тысячи звезд и разбил их по видимому блеску на шесть групп. Самые яркие Гиппарх назвал звездами первой величины, заметно менее 'яркие — второй, еще столь же менее яркие—третьей и так далее в порядке равномерного убывания видимого блеска — до звезд, едва видимых невооруженным глазом, которым была присвоена шестая величина. Когда ученые получили в свое распоряжение чувствительные приборы для световых измерений, стало возможным точно определять блеск звезд. Стало возможным сравнить, насколько соответствует данным таких измерений традиционное распределение звезд по видимому блеску, произведенное на глаз.

Слайд 58






		Оценки того и другого рода сведем на одном графике. 
		От каждой из 6 групп, на которые звезды  
	распределил Гиппарх, возьмем по одному типичному представителю. По вертикальной оси, будем откладывать блеск звезды в единицах Гиппарха, то есть ее звездную величину, по горизонтальной — показания приборов. За масштабную единицу горизонтальной оси примем блеск звезды «бета Тельца», стоящей посредине в ряду представителей звездного сонма.
Описание слайда:
Оценки того и другого рода сведем на одном графике. От каждой из 6 групп, на которые звезды распределил Гиппарх, возьмем по одному типичному представителю. По вертикальной оси, будем откладывать блеск звезды в единицах Гиппарха, то есть ее звездную величину, по горизонтальной — показания приборов. За масштабную единицу горизонтальной оси примем блеск звезды «бета Тельца», стоящей посредине в ряду представителей звездного сонма.

Слайд 59


Элементы математического анализа, слайд №59
Описание слайда:

Слайд 60





Сразу же бросается в глаза: отметки на  горизонтальной оси располагаются неравномерно. Объективные 
Сразу же бросается в глаза: отметки на  горизонтальной оси располагаются неравномерно. Объективные 
(прибор) и субъективные (глаз) характеристики блеска 
не пропорциональны друг другу. 
С каждым шагом по шкале звездных величин прибор 
регистрирует возрастание блеска не на одну и ту же 
величину, как могло бы показаться, а примерно в два с 
половиной раза. Образно говоря, глаз сравнивает  
источники света по блеску, задаваясь вопросом «во  
сколько раз?», а не вопросом «на сколько?». Мы отмечаем не 
абсолютный, а относительный прирост блеска. И когда 
нам кажется, что он возрастает или убывает  
равномерно, в действительности мы шагаем по его шкале все 
более размашистыми шагами, покрывая при этом  
поистине гигантский диапазон: в миллион миллионов раз 
различаются по блеску источники света, самый слабый 
и самый мощный, воспринимаемые человеческим  
глазом.
Описание слайда:
Сразу же бросается в глаза: отметки на горизонтальной оси располагаются неравномерно. Объективные Сразу же бросается в глаза: отметки на горизонтальной оси располагаются неравномерно. Объективные (прибор) и субъективные (глаз) характеристики блеска не пропорциональны друг другу. С каждым шагом по шкале звездных величин прибор регистрирует возрастание блеска не на одну и ту же величину, как могло бы показаться, а примерно в два с половиной раза. Образно говоря, глаз сравнивает источники света по блеску, задаваясь вопросом «во сколько раз?», а не вопросом «на сколько?». Мы отмечаем не абсолютный, а относительный прирост блеска. И когда нам кажется, что он возрастает или убывает равномерно, в действительности мы шагаем по его шкале все более размашистыми шагами, покрывая при этом поистине гигантский диапазон: в миллион миллионов раз различаются по блеску источники света, самый слабый и самый мощный, воспринимаемые человеческим глазом.

Слайд 61






	По тому же закону мудрая природа проградуировала 
и наш слуховой аппарат. И оттого диапазон звуков, 
внятных человеческому уху — от шелеста листвы до 
раскатов грома над головой, — почти столь же широк. 
	Кстати сказать, именно в силу описанной физиологической особенности звезды, ярко горящие на ночном 
небе, не видны днем, тонут в ослепительном блеске 
солнца, рассеянном по небосводу. И там и здесь сияние 
звезд дает одну и ту же добавку к свету фона. Однако в 
первом случае (ночью) эта добавка велика по сравнению 
с мерцанием неба, во втором же (днем) составляет 
весьма незначительную долю от солнечного блеска весьма незначительную долю от солнечного блеска 
(менее чем миллиардную даже для самых ярких звезд}.
Описание слайда:
По тому же закону мудрая природа проградуировала и наш слуховой аппарат. И оттого диапазон звуков, внятных человеческому уху — от шелеста листвы до раскатов грома над головой, — почти столь же широк. Кстати сказать, именно в силу описанной физиологической особенности звезды, ярко горящие на ночном небе, не видны днем, тонут в ослепительном блеске солнца, рассеянном по небосводу. И там и здесь сияние звезд дает одну и ту же добавку к свету фона. Однако в первом случае (ночью) эта добавка велика по сравнению с мерцанием неба, во втором же (днем) составляет весьма незначительную долю от солнечного блеска весьма незначительную долю от солнечного блеска (менее чем миллиардную даже для самых ярких звезд}.

Слайд 62






	Оттого и гаснут звезды в лунах утренней зари. 
	Оттого же и голос солиста, когда его пение подхватывает хор, тонет в многоголосом звучании. 
Суть функциональной зависимости, описанной нами 
на примере зрения и слуха, в том, что возрастанию 
аргумента в одно и то же число раз всегда соответствует 
одно и тоже приращение функции. Когда аргумент 
меняется по закону геометрической прогрессии,  
функция меняется по закону арифметической.
Описание слайда:
Оттого и гаснут звезды в лунах утренней зари. Оттого же и голос солиста, когда его пение подхватывает хор, тонет в многоголосом звучании. Суть функциональной зависимости, описанной нами на примере зрения и слуха, в том, что возрастанию аргумента в одно и то же число раз всегда соответствует одно и тоже приращение функции. Когда аргумент меняется по закону геометрической прогрессии, функция меняется по закону арифметической.

Слайд 63





Как же называется функция, с которой  познакомились по звездному графику?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, мы предложим несколько других. Вы без труда ответите на них, обратившись к первому из графиков,  
	приведенных на слайде 51. 
.
Описание слайда:
Как же называется функция, с которой познакомились по звездному графику? Прежде чем отвечать на этот вопрос, мы предложим несколько других. Вы без труда ответите на них, обратившись к первому из графиков, приведенных на слайде 51. .

Слайд 64






		В какую степень нужно возвысить два с половиной, чтобы получить шесть с четвертью? Во вторую, отвечает график. А в какую степень нужно возвысить два с половиной, чтобы получить четыре десятых? В минус первую. А чтобы получить два с половиной? В первую. А единицу? В нулевую. 
		Число, которое нужно употребить показателем  степени при указанном основании для того, чтобы получить заданное число, называется логарифмом заданного числа по указанному основанию.
Описание слайда:
В какую степень нужно возвысить два с половиной, чтобы получить шесть с четвертью? Во вторую, отвечает график. А в какую степень нужно возвысить два с половиной, чтобы получить четыре десятых? В минус первую. А чтобы получить два с половиной? В первую. А единицу? В нулевую. Число, которое нужно употребить показателем степени при указанном основании для того, чтобы получить заданное число, называется логарифмом заданного числа по указанному основанию.

Слайд 65






Минус один, нуль, один, два — это логарифмы по 
основанию 2,5 для чисел 0,4; 1; 2,5; 6,25. 
А теперь, не выпуская из памяти всю эту информацию, 
вернемся к нашему звездному графику. Вот точка с 
пометкой «v Дракона А»: абсцисса — около четырёх 
десятых, ордината — примерно минус один. Вот точка «бета Тельца»: абсцисса — один, ордината — нуль. Точка «гамма 
Персея»: абсцисса — два с половиной, ордината — 
один. Точка «Кастор»: абсцисса — шесть с четвертью, 
ордината — два.
Описание слайда:
Минус один, нуль, один, два — это логарифмы по основанию 2,5 для чисел 0,4; 1; 2,5; 6,25. А теперь, не выпуская из памяти всю эту информацию, вернемся к нашему звездному графику. Вот точка с пометкой «v Дракона А»: абсцисса — около четырёх десятых, ордината — примерно минус один. Вот точка «бета Тельца»: абсцисса — один, ордината — нуль. Точка «гамма Персея»: абсцисса — два с половиной, ордината — один. Точка «Кастор»: абсцисса — шесть с четвертью, ордината — два.

Слайд 66





	Итак, ординаты выделенных точек графика являются 
	Итак, ординаты выделенных точек графика являются 
логарифмами абсцисс, взятыми по основанию два с 
половиной. Выраженная графиком функциональная  
зависимость заключается в том, что положительным  
числам ставятся в соответствие их логарифмы. Такую  
функцию естественно назвать логарифмической. А ее график 
именуют логарифмикой. В роли основания логарифмов встречаются  различные положительные числа. На практике весьма  употребительны десятичные логарифмы, основание которых равно десяти. 
	В теоретических исследованиях  
популярнее так называемые натуральные логарифмы,  
основанием которых служит уже знакомое нам число е. 
Теперь становится понятным общепринятое и, быть 
может, уже слышанное вами название этого числа:  
«основание натуральных логарифмов». 
	Кривая натурального логарифма, так называемая натуральная логарифмика, приведена на слайде 53 рядом со звездным графиком.
Описание слайда:
Итак, ординаты выделенных точек графика являются Итак, ординаты выделенных точек графика являются логарифмами абсцисс, взятыми по основанию два с половиной. Выраженная графиком функциональная зависимость заключается в том, что положительным числам ставятся в соответствие их логарифмы. Такую функцию естественно назвать логарифмической. А ее график именуют логарифмикой. В роли основания логарифмов встречаются различные положительные числа. На практике весьма употребительны десятичные логарифмы, основание которых равно десяти. В теоретических исследованиях популярнее так называемые натуральные логарифмы, основанием которых служит уже знакомое нам число е. Теперь становится понятным общепринятое и, быть может, уже слышанное вами название этого числа: «основание натуральных логарифмов». Кривая натурального логарифма, так называемая натуральная логарифмика, приведена на слайде 53 рядом со звездным графиком.

Слайд 67





Логарифмическая функция
Область определения функции: 0 < x < ∞
Множество значений функции: -∞ < y < +∞
Функция ни четная, ни нечетная, так как f(-x) = =loga(-x)
Вертикальные асимптоты х = 0
Если a > 1, то функция возрастает на промежутке 0 < x < +∞ (на рис.2);
 если 0 < a < 1, то функция убывает на этом же промежутке (на рис.1);
Точка (1; 0) – единственная точка пересечения с осями  координат.
Описание слайда:
Логарифмическая функция Область определения функции: 0 < x < ∞ Множество значений функции: -∞ < y < +∞ Функция ни четная, ни нечетная, так как f(-x) = =loga(-x) Вертикальные асимптоты х = 0 Если a > 1, то функция возрастает на промежутке 0 < x < +∞ (на рис.2); если 0 < a < 1, то функция убывает на этом же промежутке (на рис.1); Точка (1; 0) – единственная точка пересечения с осями координат.

Слайд 68





Логарифмическая функция
Описание слайда:
Логарифмическая функция

Слайд 69





Обратные функции
Степенная функция и радикал
Показательная и логарифмическая
Описание слайда:
Обратные функции Степенная функция и радикал Показательная и логарифмическая

Слайд 70


Элементы математического анализа, слайд №70
Описание слайда:

Слайд 71





Штифты в замочной скважине поднимает ключ,  
Штифты в замочной скважине поднимает ключ,  
вдвигаемый в нее. При этом высота каждого штифта, будучи 
сложена с высотой профиля ключа в соответствующей 
точке, должна дать в сумме диаметр барабана. Только 
тогда он провернется. 
	Ну а причем здесь функции? С точки зрения математика, вся эта механика есть не что иное, как операция сложения двух функций. Одна из них — это профиль ключа. Другая —линия, очерчивающая верхние торцы штифтов, когда замок заперт.
 Операция  сложения функций состоит в том, что в каждой точке из общей области их определения к значению одной функции прибавляется значение другой. Тем самым  
	определяется, какое значение в данной точке имеет функция, называемая суммой двух исходных.
Описание слайда:
Штифты в замочной скважине поднимает ключ, Штифты в замочной скважине поднимает ключ, вдвигаемый в нее. При этом высота каждого штифта, будучи сложена с высотой профиля ключа в соответствующей точке, должна дать в сумме диаметр барабана. Только тогда он провернется. Ну а причем здесь функции? С точки зрения математика, вся эта механика есть не что иное, как операция сложения двух функций. Одна из них — это профиль ключа. Другая —линия, очерчивающая верхние торцы штифтов, когда замок заперт. Операция сложения функций состоит в том, что в каждой точке из общей области их определения к значению одной функции прибавляется значение другой. Тем самым определяется, какое значение в данной точке имеет функция, называемая суммой двух исходных.

Слайд 72





Секрет дверного замка в том, что в результате  
Секрет дверного замка в том, что в результате  
сложения двух функций, выраженных профилем ключа и  
строем штифтов, получается функция-константа, постоянное 
значение которой равно диаметру барабана. 
Функции можно не только складывать, но и вычитать. 
При этом в каждой точке области их определения из 
значения одной функции вычитается значение другой. 
Таким же образом происходит и перемножение  
функций: в каждой точке значение одной умножается на 
значение другой. 
	Заметим: если одна из перемножаемых функций представляет собой постоянную, то про другую в таком случае говорят, что ее умножили на постоянный коэффициент. Например, про функцию, выражающую прямую пропорциональность, можно сказать, что она получается в результате перемножения двух простейших линейных функций — той, которая равна своему аргументу, и постоянной, равной коэффициенту пропорциональности.
Описание слайда:
Секрет дверного замка в том, что в результате Секрет дверного замка в том, что в результате сложения двух функций, выраженных профилем ключа и строем штифтов, получается функция-константа, постоянное значение которой равно диаметру барабана. Функции можно не только складывать, но и вычитать. При этом в каждой точке области их определения из значения одной функции вычитается значение другой. Таким же образом происходит и перемножение функций: в каждой точке значение одной умножается на значение другой. Заметим: если одна из перемножаемых функций представляет собой постоянную, то про другую в таком случае говорят, что ее умножили на постоянный коэффициент. Например, про функцию, выражающую прямую пропорциональность, можно сказать, что она получается в результате перемножения двух простейших линейных функций — той, которая равна своему аргументу, и постоянной, равной коэффициенту пропорциональности.

Слайд 73


Элементы математического анализа, слайд №73
Описание слайда:

Слайд 74





Сложение функций
	Если линейную функцию самого общего вида  
умножить на постоянную, она сохранит свой линейный вид. 
Если сложить две произвольные линейные функции, 
получится опять-таки линейная функция. 
А если к произвольной линейной функции прибавить 
параболу второй степени, умноженную на некоторый 
произвольный коэффициент? В итоге возникнет опять- 
таки парабола второй степени; правда, ее вершина при 
этом сместится, если первое из слагаемых, линейная 
функция, не константа. Формулой для такой  
«смещенной » параболы служит квадратный трехчлен самого  
общего вида.
Описание слайда:
Сложение функций Если линейную функцию самого общего вида умножить на постоянную, она сохранит свой линейный вид. Если сложить две произвольные линейные функции, получится опять-таки линейная функция. А если к произвольной линейной функции прибавить параболу второй степени, умноженную на некоторый произвольный коэффициент? В итоге возникнет опять- таки парабола второй степени; правда, ее вершина при этом сместится, если первое из слагаемых, линейная функция, не константа. Формулой для такой «смещенной » параболы служит квадратный трехчлен самого общего вида.

Слайд 75





	Если складывать постоянную и линейную функции, 
	Если складывать постоянную и линейную функции, 
параболы второй и более высоких степеней, то будут 
получаться функции, называемые полиномами. 
В разговоре о конкретном полиноме принято  
указывать его степень. Она равна наивысшей из степеней 
парабол, которые были слагаемыми при образовании 
данного полинома. Поэтому, например, о квадратном 
трехчлене говорят как о полиноме второй степени, о 
линейной функции — как о полиноме первой, о  
постоянной — как о полиноме нулевой степени. 
Такая терминология не случайна. На предыдущих  
примерах мы могли убедиться, что график полинома своей 
формой обязан параболе наивысшей степени,  
участвовавшей в его образовании. Так наклон графика  
линейной функции, полинома первой степени сохраняется, 
если к ней прибавить постоянную, полином нулевой 
степени, А если к ней прибавить полином второй  
степени, график станет параболой.
Описание слайда:
Если складывать постоянную и линейную функции, Если складывать постоянную и линейную функции, параболы второй и более высоких степеней, то будут получаться функции, называемые полиномами. В разговоре о конкретном полиноме принято указывать его степень. Она равна наивысшей из степеней парабол, которые были слагаемыми при образовании данного полинома. Поэтому, например, о квадратном трехчлене говорят как о полиноме второй степени, о линейной функции — как о полиноме первой, о постоянной — как о полиноме нулевой степени. Такая терминология не случайна. На предыдущих примерах мы могли убедиться, что график полинома своей формой обязан параболе наивысшей степени, участвовавшей в его образовании. Так наклон графика линейной функции, полинома первой степени сохраняется, если к ней прибавить постоянную, полином нулевой степени, А если к ней прибавить полином второй степени, график станет параболой.

Слайд 76





Сложение функций
Описание слайда:
Сложение функций

Слайд 77





Функция f (x) называется периодической, если существует число Т ≠ 0 такое, что для любого значения x из области определения функции выполняется равенство f (x - T) = f (x) = f (x + T). Число T называется периодом функции. Если T – период функции, то её периодом является также число – T, так как f (x-T) = f [(x - T) +T] = f (x).
Функция f (x) называется периодической, если существует число Т ≠ 0 такое, что для любого значения x из области определения функции выполняется равенство f (x - T) = f (x) = f (x + T). Число T называется периодом функции. Если T – период функции, то её периодом является также число – T, так как f (x-T) = f [(x - T) +T] = f (x).
Если T – период функции, то её периодом будет также и число kT, где k – любое целое число (k=1, 2, 3; …). Действительно, f (x± 2T) = f [(x ± T) ± T] = 
 = f (x ± T) = f (x), f (x ± 3T) = f [(x ± 2T) ± T] =
= f (x ± 2T) = f (x ± 2T) = f (x);обычно под периодом функции понимают наименьший из положительных периодов, если такой период существует.
Описание слайда:
Функция f (x) называется периодической, если существует число Т ≠ 0 такое, что для любого значения x из области определения функции выполняется равенство f (x - T) = f (x) = f (x + T). Число T называется периодом функции. Если T – период функции, то её периодом является также число – T, так как f (x-T) = f [(x - T) +T] = f (x). Функция f (x) называется периодической, если существует число Т ≠ 0 такое, что для любого значения x из области определения функции выполняется равенство f (x - T) = f (x) = f (x + T). Число T называется периодом функции. Если T – период функции, то её периодом является также число – T, так как f (x-T) = f [(x - T) +T] = f (x). Если T – период функции, то её периодом будет также и число kT, где k – любое целое число (k=1, 2, 3; …). Действительно, f (x± 2T) = f [(x ± T) ± T] = = f (x ± T) = f (x), f (x ± 3T) = f [(x ± 2T) ± T] = = f (x ± 2T) = f (x ± 2T) = f (x);обычно под периодом функции понимают наименьший из положительных периодов, если такой период существует.

Слайд 78





Тригонометрические функции
Область определения функции: D(f)=R;
Область значений: E(f)=[-1;1];
Функция является нечетной, т.е. sin(-x) = - sin x;
Функция периодическая с положительным наименьшим периодом 2π;
Нули функции: sin x = 0 при x = πk, kZ;
Функция принимает положительные значения: sin x>0 при x ∈( 2πk π+2πk), kZ; 
Функция принимает отрицательные значения: sin x<0 при x∈ ( π+2πk 2π+2πk), kZ;
Описание слайда:
Тригонометрические функции Область определения функции: D(f)=R; Область значений: E(f)=[-1;1]; Функция является нечетной, т.е. sin(-x) = - sin x; Функция периодическая с положительным наименьшим периодом 2π; Нули функции: sin x = 0 при x = πk, kZ; Функция принимает положительные значения: sin x>0 при x ∈( 2πk π+2πk), kZ; Функция принимает отрицательные значения: sin x<0 при x∈ ( π+2πk 2π+2πk), kZ;

Слайд 79





 Графиком функции является синусоида.
Описание слайда:
Графиком функции является синусоида.

Слайд 80





Функция y=cos x
Описание слайда:
Функция y=cos x

Слайд 81


Элементы математического анализа, слайд №81
Описание слайда:

Слайд 82





Обратные тригонометрические функции
Описание слайда:
Обратные тригонометрические функции

Слайд 83





Функция y=arcsin x
Описание слайда:
Функция y=arcsin x

Слайд 84





График функции y = arccos x:
Описание слайда:
График функции y = arccos x:

Слайд 85





y=arctgx
Описание слайда:
y=arctgx

Слайд 86





Асимптоты
Описание слайда:
Асимптоты

Слайд 87





Исследование функции производится по схеме:
1) Область определения.
2) Область значений функции.
3) Нули функции.
4) Четность (нечетность).
5) Периодичность.
6) Вычисление первой производной  и с ее помощью нахождение промежутков возрастания (убывания) функции, точек экстремума.
7) Вычисление второй производной функции и с ее помощью выяснение выпуклости вверх (вогнутости вниз), нахождение точек перегиба.
8) Нахождении асимптот графика.
Описание слайда:
Исследование функции производится по схеме: 1) Область определения. 2) Область значений функции. 3) Нули функции. 4) Четность (нечетность). 5) Периодичность. 6) Вычисление первой производной и с ее помощью нахождение промежутков возрастания (убывания) функции, точек экстремума. 7) Вычисление второй производной функции и с ее помощью выяснение выпуклости вверх (вогнутости вниз), нахождение точек перегиба. 8) Нахождении асимптот графика.

Слайд 88





ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ 
Функция, имеющая производную в некоторой точке, называется дифференцируемой в этой точке. 
Операция нахождения производной данной функции  называется дифференцированием обозначается с помощью штриха. 
При нахождении производных применяются правила дифференцирования, например:
Описание слайда:
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ Функция, имеющая производную в некоторой точке, называется дифференцируемой в этой точке. Операция нахождения производной данной функции называется дифференцированием обозначается с помощью штриха. При нахождении производных применяются правила дифференцирования, например:

Слайд 89





ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ 
Функции одного переменного. При нахождении производных применяются правила дифференцирования:
Описание слайда:
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ Функции одного переменного. При нахождении производных применяются правила дифференцирования:

Слайд 90





Сложная функция 
Опред. Если у зависит от х через посредство промежуточного аргумента u, то у называется сложной функцией от х. 
Примеры. у=((1+5х)3  , u =1+5х,  y=u3
у=sin4x,  u =4x, y=sinu
Для сложной функции у=f (u), u=φ(x) 
	(f (φ(x)))′=f (φ(x))′∙φ′(x) 
у′=( (1+5х)3  )′=3*u2*(1+5х)′ =3*(1+5х)2 *5 =15*(1+х)3 у′=(sin4x)′ =(sinu)′= cosu*u′=cos4х * 4=4*cos4х
Описание слайда:
Сложная функция Опред. Если у зависит от х через посредство промежуточного аргумента u, то у называется сложной функцией от х. Примеры. у=((1+5х)3 , u =1+5х, y=u3 у=sin4x, u =4x, y=sinu Для сложной функции у=f (u), u=φ(x) (f (φ(x)))′=f (φ(x))′∙φ′(x) у′=( (1+5х)3 )′=3*u2*(1+5х)′ =3*(1+5х)2 *5 =15*(1+х)3 у′=(sin4x)′ =(sinu)′= cosu*u′=cos4х * 4=4*cos4х

Слайд 91





Таблица основных производных
Описание слайда:
Таблица основных производных

Слайд 92





ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ С ФУНКЦИЯМИ!
29.10.19 01:44
Описание слайда:
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ С ФУНКЦИЯМИ! 29.10.19 01:44



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию