🗊ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ.

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №1ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №2ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №3ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №4ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №5ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №6ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №7ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №8ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №9ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №10ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №11ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №12ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №13ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №14ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №15ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №16ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №17ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №18ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №19ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №20ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ., слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ.. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ.
Описание слайда:
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ.

Слайд 2





СЛЕДУЮЩИЙ ОБМЕН РЕПЛИКАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ КАЖЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД СТРАННЫМ, ПАРАДОКСАЛЬНЫМ.
– ВЫ СЕЙЧАС ВЫХОДИТЕ?
– НЕ ВЫХОЖУ, НО ВЫЙДУ.
КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТАКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА?
Не выхожу (несовершенный вид глагола) в приведен-
ном диалоге означает ‘мне вообще-то не надо выходить’, ‘я
не собираюсь выходить’. А выйду (совершенный вид) зна-
чит ‘выйду на краткое время и вернусь назад’, то есть ‘сде-
лаю так, чтобы вы смогли выйти’.
Описание слайда:
СЛЕДУЮЩИЙ ОБМЕН РЕПЛИКАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ КАЖЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД СТРАННЫМ, ПАРАДОКСАЛЬНЫМ. – ВЫ СЕЙЧАС ВЫХОДИТЕ? – НЕ ВЫХОЖУ, НО ВЫЙДУ. КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТАКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА? Не выхожу (несовершенный вид глагола) в приведен- ном диалоге означает ‘мне вообще-то не надо выходить’, ‘я не собираюсь выходить’. А выйду (совершенный вид) зна- чит ‘выйду на краткое время и вернусь назад’, то есть ‘сде- лаю так, чтобы вы смогли выйти’.

Слайд 3





ОТМЕТЬТЕ ВСЕ ПРИЧАСТИЯ ОТ ГЛАГОЛА ЗАВИСЕТЬ:
(А) ЗАВИСЯЩИЙ; (Б) ЗАВИСИМЫЙ; (В) ЗАВИСЯЩИЙ, ЗАВИСИМЫЙ; 
(Г) ЗАВИСЯЩИЙ, ЗАВИСЕВШИЙ; (Д) ЗАВИСЯЩИЙ, ЗАВИСИМЫЙ, ЗАВИСЕВШИЙ.
КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ.
Описание слайда:
ОТМЕТЬТЕ ВСЕ ПРИЧАСТИЯ ОТ ГЛАГОЛА ЗАВИСЕТЬ: (А) ЗАВИСЯЩИЙ; (Б) ЗАВИСИМЫЙ; (В) ЗАВИСЯЩИЙ, ЗАВИСИМЫЙ; (Г) ЗАВИСЯЩИЙ, ЗАВИСЕВШИЙ; (Д) ЗАВИСЯЩИЙ, ЗАВИСИМЫЙ, ЗАВИСЕВШИЙ. КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ.

Слайд 4





КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ НЕ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ В ТЕКСТЕ, НАПИСАННОМ БЕЗ ОШИБОК НА
РУССКОМ ЯЗЫКЕ?
(А) .) (Б) .( (В) ., (Г) .; (Д) .:
КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ.
Точка перед другим знаком препинания может
встретиться, если перед знаком препинания стоит
сокращение (ср.: стр., г., в.; до н.э.; Иванов А.А.,
Петров Я.Я. и т.д.). А между точкой и открываю-
щей скобкой (за которой начинается следующее
слово или даже следующее предложение) по пра-
вилам полагается ставить пробел. Ответ: (Б).
Описание слайда:
КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ НЕ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ В ТЕКСТЕ, НАПИСАННОМ БЕЗ ОШИБОК НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ? (А) .) (Б) .( (В) ., (Г) .; (Д) .: КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ. Точка перед другим знаком препинания может встретиться, если перед знаком препинания стоит сокращение (ср.: стр., г., в.; до н.э.; Иванов А.А., Петров Я.Я. и т.д.). А между точкой и открываю- щей скобкой (за которой начинается следующее слово или даже следующее предложение) по пра- вилам полагается ставить пробел. Ответ: (Б).

Слайд 5





ОДИН МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ЗАХОТЕЛ УЗНАТЬ, В КАКОМ ПОРЯДКЕ ИДУТ В АЛФАВИТЕ БУКВЫ Ъ, Ы И Ь.
МАМА ПОСОВЕТОВАЛА ЕМУ ОТКРЫТЬ СЛОВАРЬ. МАЛЬЧИК НАУГАД ОТКРЫЛ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (СТАТЕЙ Ъ, Ы, Ь В НЕМ НЕ БЫЛО), НО ЕМУ ПОВЕЗЛО –ОН СМОГ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС. НА КАКОЙ
БУКВЕ ОТКРЫЛСЯ СЛОВАРЬ?
(А) Т; (Б) Б; (В) В; (Г) Э; (Д) Щ.
Описание слайда:
ОДИН МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ЗАХОТЕЛ УЗНАТЬ, В КАКОМ ПОРЯДКЕ ИДУТ В АЛФАВИТЕ БУКВЫ Ъ, Ы И Ь. МАМА ПОСОВЕТОВАЛА ЕМУ ОТКРЫТЬ СЛОВАРЬ. МАЛЬЧИК НАУГАД ОТКРЫЛ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (СТАТЕЙ Ъ, Ы, Ь В НЕМ НЕ БЫЛО), НО ЕМУ ПОВЕЗЛО –ОН СМОГ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС. НА КАКОЙ БУКВЕ ОТКРЫЛСЯ СЛОВАРЬ? (А) Т; (Б) Б; (В) В; (Г) Э; (Д) Щ.

Слайд 6





В ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИНА КАТАЕВА «АЛМАЗНЫЙ МОЙ
ВЕНЕЦ» ИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ ВЫВЕДЕНЫ ПОД ВЫ-
МЫШЛЕННЫМИ ИМЕНАМИ. КТО ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ ПОЛУ-
ЧИЛ ИМЯ ВЬЮН?
(А) ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ; (Б) АЛЕКСЕЙ КРУЧЁ-
НЫХ; (В) ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ; (Г) ЮРИЙ ОЛЕ-
ША; (Д) САМ ВАЛЕНТИН КАТАЕВ.
КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ.
Придумывая вымышленное имя для русского
поэта-футуриста Алексея Кручёных, Валентин
Катаев воспользовался его «говорящей» фамили-
ей (действительно фамилией, не псевдонимом),
заменив глагол крутиться, от которого она об-
разована, на близкий по смыслу глагол виться.
Так и получилось имя Вьюн. Ответ: (Б).
Описание слайда:
В ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИНА КАТАЕВА «АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ» ИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ ВЫВЕДЕНЫ ПОД ВЫ- МЫШЛЕННЫМИ ИМЕНАМИ. КТО ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ ПОЛУ- ЧИЛ ИМЯ ВЬЮН? (А) ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ; (Б) АЛЕКСЕЙ КРУЧЁ- НЫХ; (В) ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ; (Г) ЮРИЙ ОЛЕ- ША; (Д) САМ ВАЛЕНТИН КАТАЕВ. КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ. Придумывая вымышленное имя для русского поэта-футуриста Алексея Кручёных, Валентин Катаев воспользовался его «говорящей» фамили- ей (действительно фамилией, не псевдонимом), заменив глагол крутиться, от которого она об- разована, на близкий по смыслу глагол виться. Так и получилось имя Вьюн. Ответ: (Б).

Слайд 7





КАКОЕ СЛОВО ОБРАЗОВАНО НЕ ТАК, КАК ОСТАЛЬ-
НЫЕ?
(А) ТЕМНИЦА; (Б) ТЕПЛИЦА; (В) СВЕТЛИЦА;
(Г) ГОРНИЦА; (Д) КУЗНИЦА.
КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ.

Все эти слова являются наименованиями по-
мещений. Первые четыре слова образованы от
прилагательных, обозначающих признак объек-
та: тёмный, тёплый, светлый, горний (располо-
женный высоко), – с помощью суффикса -иц(а).
Слово же кузница образовано от существитель-
ного с тем же значением кузня. Ответ: (Д).
Описание слайда:
КАКОЕ СЛОВО ОБРАЗОВАНО НЕ ТАК, КАК ОСТАЛЬ- НЫЕ? (А) ТЕМНИЦА; (Б) ТЕПЛИЦА; (В) СВЕТЛИЦА; (Г) ГОРНИЦА; (Д) КУЗНИЦА. КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ. Все эти слова являются наименованиями по- мещений. Первые четыре слова образованы от прилагательных, обозначающих признак объек- та: тёмный, тёплый, светлый, горний (располо- женный высоко), – с помощью суффикса -иц(а). Слово же кузница образовано от существитель- ного с тем же значением кузня. Ответ: (Д).

Слайд 8





В ОДНОМ РУССКОМ ДОКУМЕНТЕ XVII ВЕКА ФОРМА
ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА СЛО-
ВА ГОЛОВА ЗАПИСАНА КАК ГАЛАВОЮ И ГОЛОВАЮ. НА
КАКОЙ СЛОГ В ЭТОЙ ФОРМЕ ПАДАЛО УДАРЕНИЕ В ГОВО-
РЕ АВТОРОВ ЭТОГО ДОКУМЕНТА?
(А) НА ПЕРВЫЙ; (Б) НА ВТОРОЙ; (В) НА ТРЕТИЙ;
(Г) НА ЧЕТВЕРТЫЙ; (Д) НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ.
КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ.
Как легко видеть, в документе, о котором идёт
речь, отразилось аканье. А поскольку аканье –
это произношение безударного [о] в виде звука,
близкого к [а], ни первый, ни второй, ни третий
слог рассматриваемой формы ударным быть не
может. Тем самым, как это ни удивительно, уда-
рение в ней падало на последний, четвёртый,
слог: голово ю ´. Ответ: (Г).
Описание слайда:
В ОДНОМ РУССКОМ ДОКУМЕНТЕ XVII ВЕКА ФОРМА ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА СЛО- ВА ГОЛОВА ЗАПИСАНА КАК ГАЛАВОЮ И ГОЛОВАЮ. НА КАКОЙ СЛОГ В ЭТОЙ ФОРМЕ ПАДАЛО УДАРЕНИЕ В ГОВО- РЕ АВТОРОВ ЭТОГО ДОКУМЕНТА? (А) НА ПЕРВЫЙ; (Б) НА ВТОРОЙ; (В) НА ТРЕТИЙ; (Г) НА ЧЕТВЕРТЫЙ; (Д) НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ. КРАТКО ПОЯСНИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ. Как легко видеть, в документе, о котором идёт речь, отразилось аканье. А поскольку аканье – это произношение безударного [о] в виде звука, близкого к [а], ни первый, ни второй, ни третий слог рассматриваемой формы ударным быть не может. Тем самым, как это ни удивительно, уда- рение в ней падало на последний, четвёртый, слог: голово ю ´. Ответ: (Г).

Слайд 9





КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ: МЫ ЧИТАЛИ СКАЗКУ
ПРО КОЛОБОК ИЛИ МЫ ЧИТАЛИ СКАЗКУ ПРО КОЛОБКА?
Колобок – изделие из теста. Значит, это не-
одушевленное существительное? Тогда должно
быть: Мы читали сказку про колобок. Но коло-
бок в сказке путешествует, разговаривает – то
есть ведет себя как живое существо; он не просто
предмет, а главный персонаж. Поэтому лучше
употребить это существительное как одушевлен-
ное: Мы читали сказку про колобка.
Описание слайда:
КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ: МЫ ЧИТАЛИ СКАЗКУ ПРО КОЛОБОК ИЛИ МЫ ЧИТАЛИ СКАЗКУ ПРО КОЛОБКА? Колобок – изделие из теста. Значит, это не- одушевленное существительное? Тогда должно быть: Мы читали сказку про колобок. Но коло- бок в сказке путешествует, разговаривает – то есть ведет себя как живое существо; он не просто предмет, а главный персонаж. Поэтому лучше употребить это существительное как одушевлен- ное: Мы читали сказку про колобка.

Слайд 10





 ЧТО ТАКОЕ МОСКАТЕЛЬ? В XIX ВЕКЕ В РОССИИ
БЫЛИ МОСКАТЕЛЬНЫЕ ЛАВКИ, В КОТОРЫХ ПРОДАВА-
ЛИСЬ МОСКАТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ…
Москатeль – устаревшее совокупное на-
звание ряда химических товаров: красок, масла,
клея, соды и т.п.
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ МОСКАТЕЛЬ? В XIX ВЕКЕ В РОССИИ БЫЛИ МОСКАТЕЛЬНЫЕ ЛАВКИ, В КОТОРЫХ ПРОДАВА- ЛИСЬ МОСКАТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ… Москатeль – устаревшее совокупное на- звание ряда химических товаров: красок, масла, клея, соды и т.п.

Слайд 11





КАК МОЖНО ПОНЯТЬ ФРАЗУ МАША ХОЧЕТ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА СПОРТСМЕНА?
Маша хочет выйти замуж за спортсмена имеет по крайней мере два смысла: а) ‘Маша собирается выйти замуж за конкретного человека, который профессионально занимается спортом’ и б) ‘Тот,за кого Маша выйдет замуж, должен быть спортсменом’. Двусмысленность связана с тем, что су-
ществительное в русском языке может иметь как
конкретное, так и неконкретное употребление.
Описание слайда:
КАК МОЖНО ПОНЯТЬ ФРАЗУ МАША ХОЧЕТ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА СПОРТСМЕНА? Маша хочет выйти замуж за спортсмена имеет по крайней мере два смысла: а) ‘Маша собирается выйти замуж за конкретного человека, который профессионально занимается спортом’ и б) ‘Тот,за кого Маша выйдет замуж, должен быть спортсменом’. Двусмысленность связана с тем, что су- ществительное в русском языке может иметь как конкретное, так и неконкретное употребление.

Слайд 12





В СПИСКЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ КОМЕДИИ «ГОРЕ
ОТ УМА» ЗНАЧИТСЯ «СТАРУХА ХЛЕСТОВА, СВОЯЧЕНИЦА
ФАМУСОВА». НО САМ ФАМУСОВ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ХЛЕС-
ТОВУ ГОСТЯМ, ГОВОРИТ: «МОЯ НЕВЕСТУШКА» (Т.Е. НЕ-
ВЕСТКА). РАЗВЕ СВОЯЧЕНИЦА И НЕВЕСТКА – ЭТО ОДНО
И ТО ЖЕ?
Нет, или Грибоедов, или его герой ошибаются.
Свояченица – это сестра жены, а невестка – жена брата или сына (поэтому у невестки фамилия та же, что у брата или сына). У Хлестовой и Фамусова фамилии разные; она – его свояченица.
Описание слайда:
В СПИСКЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» ЗНАЧИТСЯ «СТАРУХА ХЛЕСТОВА, СВОЯЧЕНИЦА ФАМУСОВА». НО САМ ФАМУСОВ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ХЛЕС- ТОВУ ГОСТЯМ, ГОВОРИТ: «МОЯ НЕВЕСТУШКА» (Т.Е. НЕ- ВЕСТКА). РАЗВЕ СВОЯЧЕНИЦА И НЕВЕСТКА – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ? Нет, или Грибоедов, или его герой ошибаются. Свояченица – это сестра жены, а невестка – жена брата или сына (поэтому у невестки фамилия та же, что у брата или сына). У Хлестовой и Фамусова фамилии разные; она – его свояченица.

Слайд 13





СТОЛЯР И СЛЕСАРЬ – РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РАБО-
ЧИЕ ПРОФЕССИИ. А ЧЕМ ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ДЛЯ ЛИНГ-
ВИСТА?
У слова столяр есть мотивировка: это зна-
чит, нам понятно, как данное слово возникло
(первоначально столяр – ‘тот, кто делает сто-
лы’). А у слова слесарь мотивировка затемнена,
мы не знаем, как это слово появилось на свет.
Только специальные разыскания подскажут,
что слесарь – от нем. der Schlosser, т.е. буквально
‘тот, кто делает замки’.
Описание слайда:
СТОЛЯР И СЛЕСАРЬ – РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РАБО- ЧИЕ ПРОФЕССИИ. А ЧЕМ ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ДЛЯ ЛИНГ- ВИСТА? У слова столяр есть мотивировка: это зна- чит, нам понятно, как данное слово возникло (первоначально столяр – ‘тот, кто делает сто- лы’). А у слова слесарь мотивировка затемнена, мы не знаем, как это слово появилось на свет. Только специальные разыскания подскажут, что слесарь – от нем. der Schlosser, т.е. буквально ‘тот, кто делает замки’.

Слайд 14





КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕРЛЫ КРАСНОРЕЧИЯ (ИЛИ
ОСТРОУМИЯ) ИМЕЮТ К БИСЕРУ, КОТОРЫЙ НЕ СЛЕДУЕТ
МЕТАТЬ ПЕРЕД СВИНЬЯМИ?
В первом выражении говорится об искус-
ной, изящной речи, во втором – о бесполезности
объяснять что-то тому, кто не сможет этого по-
нять и оценить. Слово перл (чаще употребляет-
ся во множественном числе) – от французского
perle ‘жемчуг’. Слово бисер в церковнославян-
ском языке означало то же самое: жемчуг (Не
мечите бисера перед свиньями – выражение из
Библии). Так что перл и бисер – в принципе одно
и то же.
Описание слайда:
КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕРЛЫ КРАСНОРЕЧИЯ (ИЛИ ОСТРОУМИЯ) ИМЕЮТ К БИСЕРУ, КОТОРЫЙ НЕ СЛЕДУЕТ МЕТАТЬ ПЕРЕД СВИНЬЯМИ? В первом выражении говорится об искус- ной, изящной речи, во втором – о бесполезности объяснять что-то тому, кто не сможет этого по- нять и оценить. Слово перл (чаще употребляет- ся во множественном числе) – от французского perle ‘жемчуг’. Слово бисер в церковнославян- ском языке означало то же самое: жемчуг (Не мечите бисера перед свиньями – выражение из Библии). Так что перл и бисер – в принципе одно и то же.

Слайд 15





ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ БЕЗМОЗГЛЫЙ И ПРОМОЗГ-
ЛЫЙ – ОДНОГО КОРНЯ?
Слово безмозглый значит ‘глупый, забыв-
чивый’, букв. ‘без мозга’. А промозглый восходит
к старому русскому слову мзга со значением ‘не-
погода, гниль, мокрота, трухлявость’ (оно есть,
например, в словаре Даля). Получается, что и в
безмозглый, и в промозглый – корень мозг, толь-
ко это разные (омонимичные) корни.
Описание слайда:
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ БЕЗМОЗГЛЫЙ И ПРОМОЗГ- ЛЫЙ – ОДНОГО КОРНЯ? Слово безмозглый значит ‘глупый, забыв- чивый’, букв. ‘без мозга’. А промозглый восходит к старому русскому слову мзга со значением ‘не- погода, гниль, мокрота, трухлявость’ (оно есть, например, в словаре Даля). Получается, что и в безмозглый, и в промозглый – корень мозг, толь- ко это разные (омонимичные) корни.

Слайд 16






РЕШИТЕ АНАГРАММЫ, В КОТОРЫХ
ЗАШИФРОВАНЫ ПОНЯТИЯ ИЗ ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫ-
КА И ЛИТЕРАТУРЫ, И ЗАПИШИТЕ ИХ НА СВОБОДНЫХ
СТРОКАХ.
ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ – 3 МИНУТЫ.
1. САНЯБ ______________________________
2. ИНЕДУРАЕ ___________________________
3. ЕЧИАНРЕ ___________________________
4. РИЯОНИ _____________________________
5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________
ВЫПИШИТЕ ПЕРВЫЕ БУКВЫ ПОЛУЧЕННЫХ СЛОВ В
ТОМ ПОРЯДКЕ, В КОТОРОМ ОНИ РАСПОЛОЖЕНЫ, И ВЫ
ПОЛУЧИТЕ НОВОЕ СЛОВО, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ФАМИЛИЮ
РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ. __________________________
басня                                   Бунин
ударение
наречие
ирония
неологизм
Описание слайда:
РЕШИТЕ АНАГРАММЫ, В КОТОРЫХ ЗАШИФРОВАНЫ ПОНЯТИЯ ИЗ ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫ- КА И ЛИТЕРАТУРЫ, И ЗАПИШИТЕ ИХ НА СВОБОДНЫХ СТРОКАХ. ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ – 3 МИНУТЫ. 1. САНЯБ ______________________________ 2. ИНЕДУРАЕ ___________________________ 3. ЕЧИАНРЕ ___________________________ 4. РИЯОНИ _____________________________ 5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________ ВЫПИШИТЕ ПЕРВЫЕ БУКВЫ ПОЛУЧЕННЫХ СЛОВ В ТОМ ПОРЯДКЕ, В КОТОРОМ ОНИ РАСПОЛОЖЕНЫ, И ВЫ ПОЛУЧИТЕ НОВОЕ СЛОВО, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ФАМИЛИЮ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ. __________________________ басня Бунин ударение наречие ирония неологизм

Слайд 17





ПОДУМАЙТЕ, КАК СВЯЗАНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИЧЕСКОЙ СЕТКИ, И ЗАПОЛНИТЕ ПУСТЫЕ ЯЧЕЙКИ. СВЯЗИ МОГУТ ПРОСЛЕЖИВАТЬСЯ
ЛИБО ПО СТРОЧКАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ И СТРОЧКАМ. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ – 3 МИН.
Описание слайда:
ПОДУМАЙТЕ, КАК СВЯЗАНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИЧЕСКОЙ СЕТКИ, И ЗАПОЛНИТЕ ПУСТЫЕ ЯЧЕЙКИ. СВЯЗИ МОГУТ ПРОСЛЕЖИВАТЬСЯ ЛИБО ПО СТРОЧКАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ И СТРОЧКАМ. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ – 3 МИН.

Слайд 18





ПОДУМАЙТЕ, КАК СВЯЗАНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИЧЕСКОЙ СЕТКИ, И ЗАПОЛНИТЕ ПУСТЫЕ ЯЧЕЙКИ. СВЯЗИ МОГУТ ПРОСЛЕЖИВАТЬСЯ
ЛИБО ПО СТРОЧКАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ И СТРОЧКАМ. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ – 3 МИН.
Описание слайда:
ПОДУМАЙТЕ, КАК СВЯЗАНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИЧЕСКОЙ СЕТКИ, И ЗАПОЛНИТЕ ПУСТЫЕ ЯЧЕЙКИ. СВЯЗИ МОГУТ ПРОСЛЕЖИВАТЬСЯ ЛИБО ПО СТРОЧКАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ, ЛИБО ПО СТОЛБЦАМ И СТРОЧКАМ. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ – 3 МИН.

Слайд 19





НАЙДИТЕ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРИМЕРЕ ИЗ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ: У НЕГО ЭТОГО ДОБРА – ВЫШЕ КРЫШИ.
   Согласно определениям традиционной грам-
   матики, в предложении У него этого добра – выше крыши подлежащего нет (предложение односоставное), а сказуемое выражено фразеологическим (устойчивым) сочетанием выше крыши.
Описание слайда:
НАЙДИТЕ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРИМЕРЕ ИЗ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ: У НЕГО ЭТОГО ДОБРА – ВЫШЕ КРЫШИ. Согласно определениям традиционной грам- матики, в предложении У него этого добра – выше крыши подлежащего нет (предложение односоставное), а сказуемое выражено фразеологическим (устойчивым) сочетанием выше крыши.

Слайд 20





В РОМАНЕ И. ИЛЬФА И Е. ПЕТРОВА «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕ-
НОК» УПОМИНАЕТСЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА «АДЛЕР», КОТО-
РАЯ ПЕЧАТАЛА «С ТУРЕЦКИМ АКЦЕНТОМ». КАКОЙ БУКВЫ НА
КЛАВИАТУРЕ ДОЛЖНО БЫЛО НЕ ХВАТАТЬ, ЧТОБЫ У ПИСЬМЕН-
НОГО РУССКОГО ТЕКСТА ПОЯВИЛСЯ «ТУРЕЦКИЙ АКЦЕНТ»?
В клавиатуре пишущей машинки отсутство-
вала буква е, вместо нее приходилось печатать «э оборотное», и предшествующие этой букве согласные приобретали не свойственную им твердость, например: отпуститэ в крэдит, за счэт правлэния и т.п.
Описание слайда:
В РОМАНЕ И. ИЛЬФА И Е. ПЕТРОВА «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕ- НОК» УПОМИНАЕТСЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА «АДЛЕР», КОТО- РАЯ ПЕЧАТАЛА «С ТУРЕЦКИМ АКЦЕНТОМ». КАКОЙ БУКВЫ НА КЛАВИАТУРЕ ДОЛЖНО БЫЛО НЕ ХВАТАТЬ, ЧТОБЫ У ПИСЬМЕН- НОГО РУССКОГО ТЕКСТА ПОЯВИЛСЯ «ТУРЕЦКИЙ АКЦЕНТ»? В клавиатуре пишущей машинки отсутство- вала буква е, вместо нее приходилось печатать «э оборотное», и предшествующие этой букве согласные приобретали не свойственную им твердость, например: отпуститэ в крэдит, за счэт правлэния и т.п.

Слайд 21





СОГЛАСНО ДРЕВНЕМУ ПРЕДАНИЮ, ОДИН ПОЛКО-
ВОДЕЦ НАПРАВИЛ СОСЕДНЕМУ НАРОДУ ПОСЛАНИЕ, В
КОТОРОМ ПРЕДУПРЕЖДАЛ, ЧТО ЕСЛИ ОН ЗАВОЮЕТ ИХ
ГОСУДАРСТВО, ТО ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРЕБЬЕТ. ТЕ ОТВЕ-
ТИЛИ ОДНИМ СЛОВОМ. КАКИМ? (ПОДСКАЗКА СОДЕР-
ЖИТСЯ В ТЕКСТЕ ПОСЛАНИЯ ПОЛКОВОДЦА.)
Если. Так спартанцы ответили македонско-
му царю.
Описание слайда:
СОГЛАСНО ДРЕВНЕМУ ПРЕДАНИЮ, ОДИН ПОЛКО- ВОДЕЦ НАПРАВИЛ СОСЕДНЕМУ НАРОДУ ПОСЛАНИЕ, В КОТОРОМ ПРЕДУПРЕЖДАЛ, ЧТО ЕСЛИ ОН ЗАВОЮЕТ ИХ ГОСУДАРСТВО, ТО ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРЕБЬЕТ. ТЕ ОТВЕ- ТИЛИ ОДНИМ СЛОВОМ. КАКИМ? (ПОДСКАЗКА СОДЕР- ЖИТСЯ В ТЕКСТЕ ПОСЛАНИЯ ПОЛКОВОДЦА.) Если. Так спартанцы ответили македонско- му царю.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию