🗊История буквы ять - презентация для начальной школы

Категория: Начальная школа
Нажмите для полного просмотра!
История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №1История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №2История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №3История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №4История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №5История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №6История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №7История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №8История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №9История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №10История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №11История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №12История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №13История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №14История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №15История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №16История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №17История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №18История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №19История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №20

Вы можете ознакомиться и скачать История буквы ять - презентация для начальной школы. Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Буква    ЯТЬ когда-то обозначала долгий звук, близкий к (ИЭ), однако уже в древнерусском языке этот звук перестали произносить. Получалось, что буквы ЯТЬ и ЕСТЬ обозначают один и тот же звук (Э). До 1918 года русские школьники списком заучивали слова, в которых надо писать букву ЯТЬ: л   с, хл   б, с   но. Придумывали даже специальные стишки:
Буква    ЯТЬ когда-то обозначала долгий звук, близкий к (ИЭ), однако уже в древнерусском языке этот звук перестали произносить. Получалось, что буквы ЯТЬ и ЕСТЬ обозначают один и тот же звук (Э). До 1918 года русские школьники списком заучивали слова, в которых надо писать букву ЯТЬ: л   с, хл   б, с   но. Придумывали даже специальные стишки:
Б   лый, бл   дный, б   лый б   с
Уб   жал б   дняга в л   с,
Л   шим по л   су он б   гал,
Р   дькой с хр   ном пооб   дал…
Описание слайда:
Буква ЯТЬ когда-то обозначала долгий звук, близкий к (ИЭ), однако уже в древнерусском языке этот звук перестали произносить. Получалось, что буквы ЯТЬ и ЕСТЬ обозначают один и тот же звук (Э). До 1918 года русские школьники списком заучивали слова, в которых надо писать букву ЯТЬ: л с, хл б, с но. Придумывали даже специальные стишки: Буква ЯТЬ когда-то обозначала долгий звук, близкий к (ИЭ), однако уже в древнерусском языке этот звук перестали произносить. Получалось, что буквы ЯТЬ и ЕСТЬ обозначают один и тот же звук (Э). До 1918 года русские школьники списком заучивали слова, в которых надо писать букву ЯТЬ: л с, хл б, с но. Придумывали даже специальные стишки: Б лый, бл дный, б лый б с Уб жал б дняга в л с, Л шим по л су он б гал, Р дькой с хр ном пооб дал…

Слайд 3





Буквы есть и ять были смыслоразличительные. Посмотрите, что может произойти, если не знать, какую из букв надо писать в слове
Смысл: до зв   зды не полагается    сть, а один гр   шный челов   къ съ   лъ гречневый хл   бецъ.
Правописание: «Один гр   шник не удержался и отведал грешника».
Кривописание: «Один грешник не удержался и отведал грешника».
Бессмыслица: хл   бец хл   бца отведал? Или гр   шник предался людоедству?
Описание слайда:
Буквы есть и ять были смыслоразличительные. Посмотрите, что может произойти, если не знать, какую из букв надо писать в слове Смысл: до зв зды не полагается сть, а один гр шный челов къ съ лъ гречневый хл бецъ. Правописание: «Один гр шник не удержался и отведал грешника». Кривописание: «Один грешник не удержался и отведал грешника». Бессмыслица: хл бец хл бца отведал? Или гр шник предался людоедству?

Слайд 4





Объясните смысл выражений:
Рыбка уже в уже
На горе других цветов не было
Ильин считает, что утрата ятя «подрывает ту драгоценную внутреннюю работу, который каждый из нас проделывает над осмыслением словесных корней. Прочтя слово «в   щий», мы ассоциируем его со словом «в   щунья», «в   д   ти», «в   д   ние», но прочтя слово «вещий», мы будем ассоциировать в бессмыслицу «вещь», «вещественны». Что значит «вещий Олег»? Ничего не значит!»
Описание слайда:
Объясните смысл выражений: Рыбка уже в уже На горе других цветов не было Ильин считает, что утрата ятя «подрывает ту драгоценную внутреннюю работу, который каждый из нас проделывает над осмыслением словесных корней. Прочтя слово «в щий», мы ассоциируем его со словом «в щунья», «в д ти», «в д ние», но прочтя слово «вещий», мы будем ассоциировать в бессмыслицу «вещь», «вещественны». Что значит «вещий Олег»? Ничего не значит!»

Слайд 5





Постановление совещания при Академии наук под председательством  акад. А. А. Шахматова по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917 года.
Исключить букву ЯТЬ с последовательной заменой её через Е
Некогда буква ЯТЬ и ЕСТЬ означали в церковнославянском письме два разных звука. Но звуки эти в русском языке с течением времени совпали с произношением. Это привело к их смешению. Буква ЯТЬ исключается из русского алфавита по следующим основаниям:
Е и ЯТЬ в настоящее время произносятся одинаково 
В весьма многих случаях ЯТЬ уже уступила место букве Е
Буква ЯТЬ во многих словах пишется несогласно с этимологией
Употребление на письме букв ЯТЬ и Е сделалось одной из труднейших опасностей нашего правописания.
Описание слайда:
Постановление совещания при Академии наук под председательством акад. А. А. Шахматова по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917 года. Исключить букву ЯТЬ с последовательной заменой её через Е Некогда буква ЯТЬ и ЕСТЬ означали в церковнославянском письме два разных звука. Но звуки эти в русском языке с течением времени совпали с произношением. Это привело к их смешению. Буква ЯТЬ исключается из русского алфавита по следующим основаниям: Е и ЯТЬ в настоящее время произносятся одинаково В весьма многих случаях ЯТЬ уже уступила место букве Е Буква ЯТЬ во многих словах пишется несогласно с этимологией Употребление на письме букв ЯТЬ и Е сделалось одной из труднейших опасностей нашего правописания.

Слайд 6





ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Описание слайда:
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Слайд 7





Орфограмма: и, а, у после шипящих.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя пишутся через ю. В написании этих слов отражено их французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.
Описание слайда:
Орфограмма: и, а, у после шипящих. Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя пишутся через ю. В написании этих слов отражено их французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

Слайд 8





ЭТИМОЛОГИЯ
Описание слайда:
ЭТИМОЛОГИЯ

Слайд 9





Топор и топать… Родственники или нет?
Топор и топать образованы от звукоподражания топ. Семантическая связь между ними станет более понятной, если вспомнить лексическое значение глагола: «стучать, бить по твердой поверхности ногами. Идти, тяжело топая. Топать на кого-нибудь, выражая гнев, раздражение». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка) Уместно добавить, что топор в старину был не только орудием для тесания и рубки дров и мяса, но и оружием, которым в бою били врага. Таким образом, с помощью этимологии мы нашли для существительного топор удобное проверочное слово: топор – топать (или топ, топот).
Описание слайда:
Топор и топать… Родственники или нет? Топор и топать образованы от звукоподражания топ. Семантическая связь между ними станет более понятной, если вспомнить лексическое значение глагола: «стучать, бить по твердой поверхности ногами. Идти, тяжело топая. Топать на кого-нибудь, выражая гнев, раздражение». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка) Уместно добавить, что топор в старину был не только орудием для тесания и рубки дров и мяса, но и оружием, которым в бою били врага. Таким образом, с помощью этимологии мы нашли для существительного топор удобное проверочное слово: топор – топать (или топ, топот).

Слайд 10





Задание областной олимпиады 9 класс
Опираясь на приведенные примеры из «Словаря русского языка XI–XVII вв.», укажите два значения, которые имел в древнерусском языке глагол изумити(ся), изумляти(ся). 
Ср.: 1) Крестьянинъ Андрей боленъ былъ: изумлялся на всякъ день и трясся. Жена его Марфа Исаева была изумлена, дралась и билась. 2) Девицы изумhлись, смотря на самоцветное камение и на Саломанову [Соломонову] красоту и мудрость. 
Какое из значений, на ваш взгляд, является прямым, исконным значением слова, а какое – переносным? Поясните свой ответ. Обозначьте современный и этимологический (исторический) состав морфем в словоформе изумлена.
Описание слайда:
Задание областной олимпиады 9 класс Опираясь на приведенные примеры из «Словаря русского языка XI–XVII вв.», укажите два значения, которые имел в древнерусском языке глагол изумити(ся), изумляти(ся). Ср.: 1) Крестьянинъ Андрей боленъ былъ: изумлялся на всякъ день и трясся. Жена его Марфа Исаева была изумлена, дралась и билась. 2) Девицы изумhлись, смотря на самоцветное камение и на Саломанову [Соломонову] красоту и мудрость. Какое из значений, на ваш взгляд, является прямым, исконным значением слова, а какое – переносным? Поясните свой ответ. Обозначьте современный и этимологический (исторический) состав морфем в словоформе изумлена.

Слайд 11





Ответ
а) Указанный глагол употреблялся (вплоть до XVIII века) в двух значениях: 1) «обезуметь, лишиться рассудка, заболеть психически»; 2) «удивиться, изумиться» – это значение совпадает с современным. 
Первоначальным, прямым значением является значение «сойти с ума, потерять разум», что подтверждается этимологическим составом морфем: из-ум-и-ть(ся) – буквально «выйти из ума». Из-умл-ен-а (истор.). Изумл-ен-а (совр.). Наблюдается чередование м//мл’.
Описание слайда:
Ответ а) Указанный глагол употреблялся (вплоть до XVIII века) в двух значениях: 1) «обезуметь, лишиться рассудка, заболеть психически»; 2) «удивиться, изумиться» – это значение совпадает с современным. Первоначальным, прямым значением является значение «сойти с ума, потерять разум», что подтверждается этимологическим составом морфем: из-ум-и-ть(ся) – буквально «выйти из ума». Из-умл-ен-а (истор.). Изумл-ен-а (совр.). Наблюдается чередование м//мл’.

Слайд 12





Вопрос
Переведите на современный русский язык фрагмент поучения из Изборника князя Святослава (1076 г.), используя фразеологизм, соотносимый с указанным глаголом.
Чадо, заступи въ старость отьця своего и не оскърби его въ животh его, и аште (если) изумляеть ся, то … не укори его.
Описание слайда:
Вопрос Переведите на современный русский язык фрагмент поучения из Изборника князя Святослава (1076 г.), используя фразеологизм, соотносимый с указанным глаголом. Чадо, заступи въ старость отьця своего и не оскърби его въ животh его, и аште (если) изумляеть ся, то … не укори его.

Слайд 13





Ответ
Чадо, защити своего отца в старости, не оскорби его при его жизни (пока он жив), и если он выживает из ума, то не укори его.
Описание слайда:
Ответ Чадо, защити своего отца в старости, не оскорби его при его жизни (пока он жив), и если он выживает из ума, то не укори его.

Слайд 14





ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
Описание слайда:
ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ?

Слайд 15





Расставьте ударение в словах:
Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать
Проверь себя!
Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать
Описание слайда:
Расставьте ударение в словах: Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать Проверь себя! Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать

Слайд 16





ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
Описание слайда:
ПИШИ ПРАВИЛЬНО!

Слайд 17





Списать, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы и знаки препинания
Как раз св…тало за вербами ярко с…нел край неба и серело овся(н,нн)ое поле а откуда(то) спереди от головы коло(н,нн), их начали ра(с,сс)треливать танки. (Не)успел Сотников соск…чить с трактора как рядом запылал т…гач трет…ей б…тареи, пр…валилась в в…ронку гаубица. Оглуш…(н,нн)ый бли…кими ударами взрывов он скомандовал б…т…ре… развернут…ся (в)право и (в)лево но не так просто было вывернут…ся с гр…мо…кими орудиями на у…кой дорог… . Второй ра(с,сс)чёт бросился через канаву в овёс и тут(же) получил два снаряда в трактор гаубица опрокинулась задрав (в)верх колесо.
Описание слайда:
Списать, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы и знаки препинания Как раз св…тало за вербами ярко с…нел край неба и серело овся(н,нн)ое поле а откуда(то) спереди от головы коло(н,нн), их начали ра(с,сс)треливать танки. (Не)успел Сотников соск…чить с трактора как рядом запылал т…гач трет…ей б…тареи, пр…валилась в в…ронку гаубица. Оглуш…(н,нн)ый бли…кими ударами взрывов он скомандовал б…т…ре… развернут…ся (в)право и (в)лево но не так просто было вывернут…ся с гр…мо…кими орудиями на у…кой дорог… . Второй ра(с,сс)чёт бросился через канаву в овёс и тут(же) получил два снаряда в трактор гаубица опрокинулась задрав (в)верх колесо.

Слайд 18





Как раз светало, за вербами ярко синел край неба и серело овсяное поле, а откуда-то спереди, от головы колонн, их начали расстреливать танки. Не_успел Сотников соскочить с трактора, как рядом запылал тягач третьей батареи, провалилась в воронку гаубица. Оглушённый близкими ударами взрывов, он скомандовал батарее развернуться вправо и влево, но не так просто было вывернуться с громоздкими орудиями на узкой дороге . Второй расчёт бросился через канаву в овёс и тут_же получил два снаряда в трактор, гаубица опрокинулась, задрав вверх колесо.
Как раз светало, за вербами ярко синел край неба и серело овсяное поле, а откуда-то спереди, от головы колонн, их начали расстреливать танки. Не_успел Сотников соскочить с трактора, как рядом запылал тягач третьей батареи, провалилась в воронку гаубица. Оглушённый близкими ударами взрывов, он скомандовал батарее развернуться вправо и влево, но не так просто было вывернуться с громоздкими орудиями на узкой дороге . Второй расчёт бросился через канаву в овёс и тут_же получил два снаряда в трактор, гаубица опрокинулась, задрав вверх колесо.
Описание слайда:
Как раз светало, за вербами ярко синел край неба и серело овсяное поле, а откуда-то спереди, от головы колонн, их начали расстреливать танки. Не_успел Сотников соскочить с трактора, как рядом запылал тягач третьей батареи, провалилась в воронку гаубица. Оглушённый близкими ударами взрывов, он скомандовал батарее развернуться вправо и влево, но не так просто было вывернуться с громоздкими орудиями на узкой дороге . Второй расчёт бросился через канаву в овёс и тут_же получил два снаряда в трактор, гаубица опрокинулась, задрав вверх колесо. Как раз светало, за вербами ярко синел край неба и серело овсяное поле, а откуда-то спереди, от головы колонн, их начали расстреливать танки. Не_успел Сотников соскочить с трактора, как рядом запылал тягач третьей батареи, провалилась в воронку гаубица. Оглушённый близкими ударами взрывов, он скомандовал батарее развернуться вправо и влево, но не так просто было вывернуться с громоздкими орудиями на узкой дороге . Второй расчёт бросился через канаву в овёс и тут_же получил два снаряда в трактор, гаубица опрокинулась, задрав вверх колесо.

Слайд 19





ПЕРЕВЕДИ!
Описание слайда:
ПЕРЕВЕДИ!

Слайд 20


История буквы ять - презентация для начальной школы, слайд №20
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию