🗊Презентация Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7)

Нажмите для полного просмотра!
Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №1Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №2Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №3Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №4Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №5Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №6Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №7Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №8Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №9Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №10Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №11Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №12Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №13Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №14Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №15Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №16Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №17Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №18Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №19Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №20Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №21Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №22Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №23Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №24Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №25Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №26Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №27Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №28Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №29Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №30Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №31Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №32Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №33Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №34Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №35Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №36Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №37Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №38Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №39Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №40Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №41Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №42Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7), слайд №43

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7). Доклад-сообщение содержит 43 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция Т№ 7 Экспертные системы
Обобщенная структура экспертной системы
Классификация ЭС
Инструментальные средства построения ЭС
Описание слайда:
Лекция Т№ 7 Экспертные системы Обобщенная структура экспертной системы Классификация ЭС Инструментальные средства построения ЭС

Слайд 2






Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и   тиражирующие   этот   эмпирический   опыт   для   консультаций квалифицированных пользователей.
Описание слайда:
Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций квалифицированных пользователей.

Слайд 3





Структура экспертной системы
Описание слайда:
Структура экспертной системы

Слайд 4






Пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена сис­тема. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.
Описание слайда:
Пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена сис­тема. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.

Слайд 5






Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик.
Описание слайда:
Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик.

Слайд 6






Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.
Описание слайда:
Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.

Слайд 7






База знаний (БЗ) - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представ­лению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении.
Описание слайда:
База знаний (БЗ) - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представ­лению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении.

Слайд 8






Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода.
Описание слайда:
Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода.

Слайд 9






Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" - это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умо­заключений. Ответ на вопрос "почему" - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.
Описание слайда:
Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" - это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умо­заключений. Ответ на вопрос "почему" - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.

Слайд 10






Интеллектуальный редактор БЗ - программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" - режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.
Описание слайда:
Интеллектуальный редактор БЗ - программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" - режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

Слайд 11






В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека:
эксперт;
инженер по знаниям;
программист;
пользователь. 
Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем, основанных на знаниях.
Описание слайда:
В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека: эксперт; инженер по знаниям; программист; пользователь. Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем, основанных на знаниях.

Слайд 12





КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
По задаче:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Диагностика
Мониторинг
Проектирование
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Планирование
Обучение
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ По задаче: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ Диагностика Мониторинг Проектирование ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Планирование Обучение

Слайд 13






По связи с реальным временем:
Статические 
Квазидинамические
Динамические
Описание слайда:
По связи с реальным временем: Статические Квазидинамические Динамические

Слайд 14






По степени интеграции:
Автономные 
Гибридные
Описание слайда:
По степени интеграции: Автономные Гибридные

Слайд 15





Классификация по решаемой задаче

Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.
обнаружение и идентификация различных типов океанских судов - SIAP;
определение основных свойств личности по результатам психодиагностического
тестирования в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР и др.
Описание слайда:
Классификация по решаемой задаче Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных. обнаружение и идентификация различных типов океанских судов - SIAP; определение основных свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР и др.

Слайд 16





Диагностика.
Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность - это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы.
Описание слайда:
Диагностика. Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность - это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы.

Слайд 17





Мониторинг.
Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допус­тимые пределы. Главные проблемы - "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста.
контроль за работой электростанций СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора - REACTOR;
контроль аварийных датчиков на химическом заводе - FALCON и др.
Описание слайда:
Мониторинг. Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допус­тимые пределы. Главные проблемы - "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста. контроль за работой электростанций СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора - REACTOR; контроль аварийных датчиков на химическом заводе - FALCON и др.

Слайд 18





Проектирование.
Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание "объектов" с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертеж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема "следа",  организации эффективного проектирования - необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения
Описание слайда:
Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание "объектов" с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертеж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема "следа", организации эффективного проектирования - необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения

Слайд 19





Прогнозирование.
Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.
Описание слайда:
Прогнозирование. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.

Слайд 20





Планирование.
Под планированием понимается нахождение планов действий относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности
Описание слайда:
Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности

Слайд 21






Обучение. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой - либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом ученике и его характерных ошибках.
Описание слайда:
Обучение. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой - либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом ученике и его характерных ошибках.

Слайд 22






В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. В задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально строится из решений компонентов или подпроблем. Задача анализа - это интерпретация данных, диагностика; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование. Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.
Описание слайда:
В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. В задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально строится из решений компонентов или подпроблем. Задача анализа - это интерпретация данных, диагностика; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование. Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.

Слайд 23





Классификация по связи с реальным временем

Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.
Описание слайда:
Классификация по связи с реальным временем Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.

Слайд 24






Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с неко­торым фиксированным интервалом времени 
Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.
Описание слайда:
Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с неко­торым фиксированным интервалом времени Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.

Слайд 25





Классификация по степени интеграции

Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфически "экспертных" задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т.д.).
Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, линейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Это может быть интеллектуальная надстройка над ППП или интегрированная среда для решения сложной задачи с элементами экспертных знаний.
Описание слайда:
Классификация по степени интеграции Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфически "экспертных" задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т.д.). Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, линейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Это может быть интеллектуальная надстройка над ППП или интегрированная среда для решения сложной задачи с элементами экспертных знаний.

Слайд 26





ЭТАП ИДЕНТИФИКАЦИИ
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УЧАСТНИКИ РАЗРАБОТКИ ЭС И ИХ РОЛИ, КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА. ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ РЕСУРСЫ И ЦЕЛИ. ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ ЭС И ИХ РОЛЕЙ СВОДИТСЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ЭКСПЕРТОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ, ПРОГРАММИСТОВ, А ТАКЖЕ ФОР­МЫ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. ИСТОЧНИКАМИ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АК­ТЫ, ИНСГРУКЦИИ И Т.Д.
Описание слайда:
ЭТАП ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УЧАСТНИКИ РАЗРАБОТКИ ЭС И ИХ РОЛИ, КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА. ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ РЕСУРСЫ И ЦЕЛИ. ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ ЭС И ИХ РОЛЕЙ СВОДИТСЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ЭКСПЕРТОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ, ПРОГРАММИСТОВ, А ТАКЖЕ ФОР­МЫ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. ИСТОЧНИКАМИ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АК­ТЫ, ИНСГРУКЦИИ И Т.Д.

Слайд 27






ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАЗРАБОТКЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОБЛЕМЫ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОТНОШЕНИЯ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ХОД РЕШЕНИЯ И Т.П. ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭС НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ЕЕ СОЗДАНИЮ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ВРЕМЯ РАЗРАБОТКИ, СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, БАЗЫ ЗНАНИЙ. ЗАДАЧА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЦЕЛЕЙ
Описание слайда:
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАЗРАБОТКЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОБЛЕМЫ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОТНОШЕНИЯ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ХОД РЕШЕНИЯ И Т.П. ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭС НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ЕЕ СОЗДАНИЮ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ВРЕМЯ РАЗРАБОТКИ, СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, БАЗЫ ЗНАНИЙ. ЗАДАЧА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЦЕЛЕЙ

Слайд 28





ЭТАП КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ УЧИТЫВАЮТСЯ: ТИП ВВОДИМЫХ ДАННЫХ; ВЫВОДИМЫЕ ДАННЫЕ; ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СТРАТЕГИИ И ГИПОТЕЗЫ; ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ РАССМАТРИВАЕМОЙ ОБЛАСТИ; ТИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ (ИЕРАРХИЯ, ПРИЧИНА/СЛЕДСТВИЕ, ЧАСТЬ/ЦЕЛОЕ И Т.Д.); ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. ПРИ СОЗДАНИИ ЭС ПО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ НЕОБХОДИМО СОСТАВИТЬ ПРОТОКОЛ ДЕЙСТВИЙ И РАССУЖДЕНИЙ ЭКСПЕРТА.
Описание слайда:
ЭТАП КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. НА ЭТОМ ЭТАПЕ УЧИТЫВАЮТСЯ: ТИП ВВОДИМЫХ ДАННЫХ; ВЫВОДИМЫЕ ДАННЫЕ; ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СТРАТЕГИИ И ГИПОТЕЗЫ; ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ РАССМАТРИВАЕМОЙ ОБЛАСТИ; ТИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ (ИЕРАРХИЯ, ПРИЧИНА/СЛЕДСТВИЕ, ЧАСТЬ/ЦЕЛОЕ И Т.Д.); ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. ПРИ СОЗДАНИИ ЭС ПО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ НЕОБХОДИМО СОСТАВИТЬ ПРОТОКОЛ ДЕЙСТВИЙ И РАССУЖДЕНИЙ ЭКСПЕРТА.

Слайд 29






НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО ПРОТОКОЛА СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗНАНИЯМ ПОЛУЧАЕТ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ ЭКСПЕРТА. НА ЭТАПЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТНОСТИ И ДОСТАТОЧНОЙ ПОЛНОТЫ    СОЗДАВАЕМОЙ СИСТЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НАЛИЧИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ДРУГИХ ХАРАКТЕРИСТИК БЫЛО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОПИСАНИЯ ВСЕХ ИМЕЮЩИХСЯ КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ РЕШЕНИЙ РАССМАТРИВАЕМОЙ ЗАДАЧИ.
Описание слайда:
НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО ПРОТОКОЛА СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗНАНИЯМ ПОЛУЧАЕТ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ ЭКСПЕРТА. НА ЭТАПЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТНОСТИ И ДОСТАТОЧНОЙ ПОЛНОТЫ СОЗДАВАЕМОЙ СИСТЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НАЛИЧИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ДРУГИХ ХАРАКТЕРИСТИК БЫЛО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОПИСАНИЯ ВСЕХ ИМЕЮЩИХСЯ КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ РЕШЕНИЙ РАССМАТРИВАЕМОЙ ЗАДАЧИ.

Слайд 30





ЭТАП ФОРМАЛИЗАЦИИ
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВСЕ ИСХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ВВЕДЕННЫЕ НА ЭТАПЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ, ВЫРАЖАЮТСЯ НА НЕКОТОРОМ ФОРМАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, ПРЕДЛОЖЕННОМ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ЗНАНИЯМ. ЗДЕСЬ ЖЕ ЭТИМ СПЕЦИАЛИСТОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ , ПОДХОДЯТ ЛИ ИМЕЮЩИЕСЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАСС­МАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ ЭТАПА ФОРМАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ РАСС­МАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ НА ПРЕДЛОЖЕННОМ ФОРМАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ.
Описание слайда:
ЭТАП ФОРМАЛИЗАЦИИ НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВСЕ ИСХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ВВЕДЕННЫЕ НА ЭТАПЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ, ВЫРАЖАЮТСЯ НА НЕКОТОРОМ ФОРМАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, ПРЕДЛОЖЕННОМ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ЗНАНИЯМ. ЗДЕСЬ ЖЕ ЭТИМ СПЕЦИАЛИСТОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ , ПОДХОДЯТ ЛИ ИМЕЮЩИЕСЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАСС­МАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ ЭТАПА ФОРМАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ РАСС­МАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ НА ПРЕДЛОЖЕННОМ ФОРМАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ.

Слайд 31






ПРОЦЕСС ФОРМАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТРЕМЯ ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ: СТРУКТУРОЙ ПРОСТРАНСТВА ПОИСКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ; ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДАННЫХ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ; МОДЕЛЬЮ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ СПОСОБ РЕШЕ­НИЯ ПРОБЛЕМЫ. НА ЭТАПЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ВЕСЬМА ВАЖНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ (ХАРАКТЕРИСТИК) ДАННЫХ , КОТОРЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА РЕШЕНИЕ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ: ДАННЫЕ ДОСТОВЕРНЫ/ НЕДОСТОВЕРНЫ; ДАННЫЕ ПОЛНЫ, СОГЛАСОВАННЫ/НЕСОГЛАСОВАННЫ, ИЗБЫТОЧНЫ/НЕПОЛНЫ и т.д.
Описание слайда:
ПРОЦЕСС ФОРМАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТРЕМЯ ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ: СТРУКТУРОЙ ПРОСТРАНСТВА ПОИСКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ; ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДАННЫХ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ; МОДЕЛЬЮ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ СПОСОБ РЕШЕ­НИЯ ПРОБЛЕМЫ. НА ЭТАПЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ВЕСЬМА ВАЖНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ (ХАРАКТЕРИСТИК) ДАННЫХ , КОТОРЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА РЕШЕНИЕ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ: ДАННЫЕ ДОСТОВЕРНЫ/ НЕДОСТОВЕРНЫ; ДАННЫЕ ПОЛНЫ, СОГЛАСОВАННЫ/НЕСОГЛАСОВАННЫ, ИЗБЫТОЧНЫ/НЕПОЛНЫ и т.д.

Слайд 32





ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ.
ЭТОТ ЭТАП ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗРАБОТКУ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ЭС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТРЕБУ­ЕМОЙ ЗАДАЧИ. ДАЛЕЕ ПУТЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВАРИАНТ ЭС. КАЖДЫЙ РАЗРАБОТАННЫЙ ВАРИАНТ, ЯВЛЯЯСЬ МЕНЕЕ СЛОЖНЫМ, ЧЕМ КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ВАРИАНТ, ДОЛЖЕН НА ОПРЕДЕЛЕННОМ УРОВНЕ ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ ЧАСТИ ЗАДАЧ ИЗ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ.
Описание слайда:
ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ. ЭТОТ ЭТАП ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗРАБОТКУ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ЭС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТРЕБУ­ЕМОЙ ЗАДАЧИ. ДАЛЕЕ ПУТЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВАРИАНТ ЭС. КАЖДЫЙ РАЗРАБОТАННЫЙ ВАРИАНТ, ЯВЛЯЯСЬ МЕНЕЕ СЛОЖНЫМ, ЧЕМ КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ВАРИАНТ, ДОЛЖЕН НА ОПРЕДЕЛЕННОМ УРОВНЕ ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ ЧАСТИ ЗАДАЧ ИЗ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Слайд 33






В ПЕРВЫХ ВАРИАНТАХ ЭС РЕШАЕТСЯ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОСТЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА ВЫВОДА, ПРИ ЭТОМ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, НЕ ЗАБОТЯСЬ ПОКА О ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫ­ШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ.
Описание слайда:
В ПЕРВЫХ ВАРИАНТАХ ЭС РЕШАЕТСЯ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОСТЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА ВЫВОДА, ПРИ ЭТОМ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, НЕ ЗАБОТЯСЬ ПОКА О ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫ­ШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ.

Слайд 34






ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕОБ­ХОДИМО РАСШИРИТЬ КРУТ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ СИСТЕМОЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЧЕСТЬ ЗАМЕЧАНИЯ И   ПОЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ УЧТЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАЗРАБОТКАХ ЭС, ГДЕ КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЗАДАЧ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ: ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМ РАСШИРЕНИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ; ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ В РЕШЕНИИ БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ЗАДАЧ; АНАЛИЗ  МНЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ О НЕДОСТАТКАХ СИСТЕМЫ;
Описание слайда:
ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕОБ­ХОДИМО РАСШИРИТЬ КРУТ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ СИСТЕМОЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЧЕСТЬ ЗАМЕЧАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ УЧТЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАЗРАБОТКАХ ЭС, ГДЕ КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЗАДАЧ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ: ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМ РАСШИРЕНИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ; ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ В РЕШЕНИИ БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ЗАДАЧ; АНАЛИЗ МНЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ О НЕДОСТАТКАХ СИСТЕМЫ;

Слайд 35





ЭТАП ТЕСТИРОВАНИЯ.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОЦЕНКА ВЫБРАННОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ВСЕЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ. ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗНАНИЯМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОДБОРЕ ПРИМЕРОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВСЕСТОРОННЯЯ ПРОВЕРКА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИЧИНАМИ НЕЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ЭС ЯВЛЯЮТСЯ: ТЕСТЫ; ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА/ВЫВОДА; ПРАВИЛА ВЫВОДА; УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИИ. НЕПРАВИ­ЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕСТОВ СВЯЗАН С ТЕМ, ЧТО ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ДРУГОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИЛИ ЖЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ИССЛЕДУЕМОЙ ОБЛАСТИ, НО ОНИ ОДНОРОДНЫ И НЕ ОХВАТЫВАЮТ ВСЮ ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ.
Описание слайда:
ЭТАП ТЕСТИРОВАНИЯ. НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОЦЕНКА ВЫБРАННОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ВСЕЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ. ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗНАНИЯМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОДБОРЕ ПРИМЕРОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВСЕСТОРОННЯЯ ПРОВЕРКА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИЧИНАМИ НЕЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ЭС ЯВЛЯЮТСЯ: ТЕСТЫ; ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА/ВЫВОДА; ПРАВИЛА ВЫВОДА; УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИИ. НЕПРАВИ­ЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕСТОВ СВЯЗАН С ТЕМ, ЧТО ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ДРУГОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИЛИ ЖЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ИССЛЕДУЕМОЙ ОБЛАСТИ, НО ОНИ ОДНОРОДНЫ И НЕ ОХВАТЫВАЮТ ВСЮ ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ.

Слайд 36





 НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ВВОДА/ВЫВОДА ОБЫЧНО СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСЫ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ НЕ ВСЯ НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВВОДА/ВЫВОДА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОШИБОЧНОСТЬЮ, НЕПОЛНОТОЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРАВИЛ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ, КОГДА РАБОТА СИСТЕМЫ ПРОТЕКАЕТ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЛЯ ЭКСПОРТА, ИЛИ ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕЙ СИСТЕМЫ.
 НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ВВОДА/ВЫВОДА ОБЫЧНО СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСЫ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ НЕ ВСЯ НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВВОДА/ВЫВОДА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОШИБОЧНОСТЬЮ, НЕПОЛНОТОЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРАВИЛ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ, КОГДА РАБОТА СИСТЕМЫ ПРОТЕКАЕТ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЛЯ ЭКСПОРТА, ИЛИ ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕЙ СИСТЕМЫ.
Описание слайда:
НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ВВОДА/ВЫВОДА ОБЫЧНО СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСЫ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ НЕ ВСЯ НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВВОДА/ВЫВОДА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОШИБОЧНОСТЬЮ, НЕПОЛНОТОЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРАВИЛ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ, КОГДА РАБОТА СИСТЕМЫ ПРОТЕКАЕТ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЛЯ ЭКСПОРТА, ИЛИ ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕЙ СИСТЕМЫ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ВВОДА/ВЫВОДА ОБЫЧНО СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСЫ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ НЕ ВСЯ НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВВОДА/ВЫВОДА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОШИБОЧНОСТЬЮ, НЕПОЛНОТОЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРАВИЛ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ, КОГДА РАБОТА СИСТЕМЫ ПРОТЕКАЕТ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЛЯ ЭКСПОРТА, ИЛИ ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕЙ СИСТЕМЫ.

Слайд 37





ЭТАП ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРОВЕРКА ПРИГОДНОСТИ ЭС ДЛЯ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. ГОТОВНОСТЬ СИСТЕМЫ К РАБОЧЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ОСНОВНОМ УДОБСТВОМ РАБОТЫ С НЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И ЕЕ ПОЛЕЗНОСТЬЮ. ПОЛЕЗНОСТЬ СИСТЕМЫ - ЭТО ЕЕ СПОСОБНОСТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.
Описание слайда:
ЭТАП ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ЭТОМ ЭТАПЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРОВЕРКА ПРИГОДНОСТИ ЭС ДЛЯ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. ГОТОВНОСТЬ СИСТЕМЫ К РАБОЧЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ОСНОВНОМ УДОБСТВОМ РАБОТЫ С НЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И ЕЕ ПОЛЕЗНОСТЬЮ. ПОЛЕЗНОСТЬ СИСТЕМЫ - ЭТО ЕЕ СПОСОБНОСТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Слайд 38





ПОД УДОБСТВОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНИМАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ (ОБЩЕНИЕ В ПРИВЫЧНОМ, НЕ УТОМЛЯЮЩЕЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВИДЕ), ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ (НАСТРАИВАЕМОСТЬ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ (ПО КВАЛИФИКАЦИИ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ К ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ (СПОСОБНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)).
ПОД УДОБСТВОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНИМАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ (ОБЩЕНИЕ В ПРИВЫЧНОМ, НЕ УТОМЛЯЮЩЕЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВИДЕ), ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ (НАСТРАИВАЕМОСТЬ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ (ПО КВАЛИФИКАЦИИ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ К ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ (СПОСОБНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)).
Описание слайда:
ПОД УДОБСТВОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНИМАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ (ОБЩЕНИЕ В ПРИВЫЧНОМ, НЕ УТОМЛЯЮЩЕЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВИДЕ), ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ (НАСТРАИВАЕМОСТЬ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ (ПО КВАЛИФИКАЦИИ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ К ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ (СПОСОБНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)). ПОД УДОБСТВОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНИМАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ (ОБЩЕНИЕ В ПРИВЫЧНОМ, НЕ УТОМЛЯЮЩЕЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВИДЕ), ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ (НАСТРАИВАЕМОСТЬ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ (ПО КВАЛИФИКАЦИИ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ К ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ (СПОСОБНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)).

Слайд 39





ЭТАП МОДИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ.
ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ МОДИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ:
 ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЙ; 
ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТОТИПА.
КАЖДОГО ЭТАПА ТЕСТИРОВАНИЯ.
Описание слайда:
ЭТАП МОДИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ. ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ МОДИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ: ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЙ; ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТОТИПА. КАЖДОГО ЭТАПА ТЕСТИРОВАНИЯ.

Слайд 40





ПОНЯТИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ. 
ПРИОБРЕТЕНИЕ   ЗНАНИЙ (ПРАВИЛ, ДАННЫХ) В ТЕРМИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ПОНЯТИЙ ДЛЯ ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЬ ОСНОВА БАЗЫ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТА­ЦИИ СИСТЕМЫ МОЖЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ НОВЫМИ ДАННЫМИ И ПРАВИЛАМИ, НЕИЗВЕСТНЫМИ РАНЕЕ.
ДЛЯ ЭС ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ.
Описание слайда:
ПОНЯТИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ. ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ (ПРАВИЛ, ДАННЫХ) В ТЕРМИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ПОНЯТИЙ ДЛЯ ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЬ ОСНОВА БАЗЫ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТА­ЦИИ СИСТЕМЫ МОЖЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ НОВЫМИ ДАННЫМИ И ПРАВИЛАМИ, НЕИЗВЕСТНЫМИ РАНЕЕ. ДЛЯ ЭС ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ.

Слайд 41





СИСТЕМА ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЯ И УПРАВЛЯЕТ БАЗОЙ ЗНАНИЙ В ТЕРМИНАХ ЭКСПЕРТА, ТАК КАК САМА СИСТЕМА ХРАНИТ ЗНАНИЯ О СВОЕМ СОБСТВЕННОМ   ПРЕДСТАВЛЕНИИ.
СИСТЕМА ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЯ И УПРАВЛЯЕТ БАЗОЙ ЗНАНИЙ В ТЕРМИНАХ ЭКСПЕРТА, ТАК КАК САМА СИСТЕМА ХРАНИТ ЗНАНИЯ О СВОЕМ СОБСТВЕННОМ   ПРЕДСТАВЛЕНИИ.
КАЖДОЕ ИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ (ЗНАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ДАННЫЕ), ИЗ КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРАВИЛА И ДРУГИЕ СТРУКТУРЫ, РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК РАСШИРЕННЫЙ ТИП ДАННЫХ - В ВИДЕ СХЕМЫ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ.
Описание слайда:
СИСТЕМА ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЯ И УПРАВЛЯЕТ БАЗОЙ ЗНАНИЙ В ТЕРМИНАХ ЭКСПЕРТА, ТАК КАК САМА СИСТЕМА ХРАНИТ ЗНАНИЯ О СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ. СИСТЕМА ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЯ И УПРАВЛЯЕТ БАЗОЙ ЗНАНИЙ В ТЕРМИНАХ ЭКСПЕРТА, ТАК КАК САМА СИСТЕМА ХРАНИТ ЗНАНИЯ О СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ. КАЖДОЕ ИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ (ЗНАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ДАННЫЕ), ИЗ КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРАВИЛА И ДРУГИЕ СТРУКТУРЫ, РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК РАСШИРЕННЫЙ ТИП ДАННЫХ - В ВИДЕ СХЕМЫ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ.

Слайд 42





МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЗ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ЭТАПОМ СОЗДАНИЯ ЭС, ТАК КАК БЫВАЕТ ТРУДНО ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЭКСПЕРТА И СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗНАНИЯМ, ХОРОШО ВЛАДЕЮЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКИМ АППАРАТОМ.
Описание слайда:
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЗ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ЭТАПОМ СОЗДАНИЯ ЭС, ТАК КАК БЫВАЕТ ТРУДНО ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЭКСПЕРТА И СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗНАНИЯМ, ХОРОШО ВЛАДЕЮЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКИМ АППАРАТОМ.

Слайд 43






ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОДИФИКАЦИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ.
МОДИФИКАЦИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ -ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМЕ, ВОСПРИНИМАЕМОЙ ЭКСПЕРТНОй СИСТЕМОЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО УПРОЩАЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДЕЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОДИФИКАЦИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ. МОДИФИКАЦИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ -ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМЕ, ВОСПРИНИМАЕМОЙ ЭКСПЕРТНОй СИСТЕМОЙ. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО УПРОЩАЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДЕЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию