🗊Презентация Геометрия в одной задаче

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Геометрия в одной задаче, слайд №1Геометрия в одной задаче, слайд №2Геометрия в одной задаче, слайд №3Геометрия в одной задаче, слайд №4Геометрия в одной задаче, слайд №5Геометрия в одной задаче, слайд №6Геометрия в одной задаче, слайд №7Геометрия в одной задаче, слайд №8Геометрия в одной задаче, слайд №9Геометрия в одной задаче, слайд №10Геометрия в одной задаче, слайд №11Геометрия в одной задаче, слайд №12Геометрия в одной задаче, слайд №13Геометрия в одной задаче, слайд №14Геометрия в одной задаче, слайд №15Геометрия в одной задаче, слайд №16Геометрия в одной задаче, слайд №17Геометрия в одной задаче, слайд №18Геометрия в одной задаче, слайд №19Геометрия в одной задаче, слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Геометрия в одной задаче. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания»
               Исследовательская работа
«Геометрия в одной задаче»
                                   СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКИ
                                                                                            Автор – Семенников Николай Викторович,
                                                                                            обучающийся 10 класса
                                                                                            МБОУ «Краснобогатырская СОШ» 
                                                                                            Судогодского района Владимирской области
                                                                                            Научный руководитель -
                                                                                            Урум Елена Николаевна,
                                                                                            учитель математики
                                                                                            МБОУ «Краснобогатырская СОШ»
Описание слайда:
Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания» Исследовательская работа «Геометрия в одной задаче» СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКИ Автор – Семенников Николай Викторович, обучающийся 10 класса МБОУ «Краснобогатырская СОШ» Судогодского района Владимирской области Научный руководитель - Урум Елена Николаевна, учитель математики МБОУ «Краснобогатырская СОШ»

Слайд 2





Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов).
Предлагаемая  исследовательская работа посвящена изучению различных методов решения одной задачи планиметрии.
Геометрия – наиболее сложное звено школьной математики. Решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся. Это связано с обилием различных типов  задач, с многообразием методов их решения.
Описание слайда:
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов). Предлагаемая исследовательская работа посвящена изучению различных методов решения одной задачи планиметрии. Геометрия – наиболее сложное звено школьной математики. Решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся. Это связано с обилием различных типов задач, с многообразием методов их решения.

Слайд 3





Проблема исследования заключается в изучении различных методов решения планиметрических задач и нахождении задач, решаемых разными методами, для того чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ. 
Проблема исследования заключается в изучении различных методов решения планиметрических задач и нахождении задач, решаемых разными методами, для того чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ.
Описание слайда:
Проблема исследования заключается в изучении различных методов решения планиметрических задач и нахождении задач, решаемых разными методами, для того чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ. Проблема исследования заключается в изучении различных методов решения планиметрических задач и нахождении задач, решаемых разными методами, для того чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ.

Слайд 4





Объектом исследования является геометрическая задача из раздела «Планиметрия».
Объектом исследования является геометрическая задача из раздела «Планиметрия».
Предметом исследования являются различные методы  решения.
Гипотеза состоит в том, что изучать различные методы решения геометрических задач лучше на примере одной задачи, если она будет иметь их несколько.
Описание слайда:
Объектом исследования является геометрическая задача из раздела «Планиметрия». Объектом исследования является геометрическая задача из раздела «Планиметрия». Предметом исследования являются различные методы решения. Гипотеза состоит в том, что изучать различные методы решения геометрических задач лучше на примере одной задачи, если она будет иметь их несколько.

Слайд 5





Цель исследования - поиск рациональных методов решения геометрических задач из раздела планиметрии. 
Цель исследования - поиск рациональных методов решения геометрических задач из раздела планиметрии. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать разнообразные методы решений планиметрических задач;
найти и решить геометрическую задачу всеми возможными изученными методами;
проанализировать и сравнить полученные решения с целью нахождения наиболее эффективного подхода.
Описание слайда:
Цель исследования - поиск рациональных методов решения геометрических задач из раздела планиметрии. Цель исследования - поиск рациональных методов решения геометрических задач из раздела планиметрии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать разнообразные методы решений планиметрических задач; найти и решить геометрическую задачу всеми возможными изученными методами; проанализировать и сравнить полученные решения с целью нахождения наиболее эффективного подхода.

Слайд 6





Актуальность темы моей работы определяется  необходимостью уметь решать задачи при сдаче ЕГЭ. Большинство задач по планиметрии не решается с помощью жестких алгоритмов, почти каждая из предложенных требует своего подхода. Здесь уже мало иметь те или иные знания, нужно уметь применять их в каждом конкретном случае. Особое значение имеет выработка разнообразных подходов, которые могут быть успешно применены при решении многих геометрических задач. Задача выступает не только в качестве иллюстрации теории, но и рассматривается как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской деятельности. 
Актуальность темы моей работы определяется  необходимостью уметь решать задачи при сдаче ЕГЭ. Большинство задач по планиметрии не решается с помощью жестких алгоритмов, почти каждая из предложенных требует своего подхода. Здесь уже мало иметь те или иные знания, нужно уметь применять их в каждом конкретном случае. Особое значение имеет выработка разнообразных подходов, которые могут быть успешно применены при решении многих геометрических задач. Задача выступает не только в качестве иллюстрации теории, но и рассматривается как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской деятельности.
Описание слайда:
Актуальность темы моей работы определяется необходимостью уметь решать задачи при сдаче ЕГЭ. Большинство задач по планиметрии не решается с помощью жестких алгоритмов, почти каждая из предложенных требует своего подхода. Здесь уже мало иметь те или иные знания, нужно уметь применять их в каждом конкретном случае. Особое значение имеет выработка разнообразных подходов, которые могут быть успешно применены при решении многих геометрических задач. Задача выступает не только в качестве иллюстрации теории, но и рассматривается как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской деятельности. Актуальность темы моей работы определяется необходимостью уметь решать задачи при сдаче ЕГЭ. Большинство задач по планиметрии не решается с помощью жестких алгоритмов, почти каждая из предложенных требует своего подхода. Здесь уже мало иметь те или иные знания, нужно уметь применять их в каждом конкретном случае. Особое значение имеет выработка разнообразных подходов, которые могут быть успешно применены при решении многих геометрических задач. Задача выступает не только в качестве иллюстрации теории, но и рассматривается как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской деятельности.

Слайд 7





В математике известно множество методов решения разных задач, к ним относятся: 
В математике известно множество методов решения разных задач, к ним относятся: 
Методы с использованием дополнительных построений.
Методы, основанные на подобии треугольников.
Методы, использующие соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника.
Координатный метод.
Методы, использующие векторный аппарат.
Описание слайда:
В математике известно множество методов решения разных задач, к ним относятся: В математике известно множество методов решения разных задач, к ним относятся: Методы с использованием дополнительных построений. Методы, основанные на подобии треугольников. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника. Координатный метод. Методы, использующие векторный аппарат.

Слайд 8





В данной работе предлагается несколько методов  решения одной задачи по планиметрии, детальный анализ которой позволит убедиться в реальной и существенной пользе проделанной работы. 
Задача. В трапеции ABCD диагонали AC и BD взаимно перпендикулярны, причем AC = 16, BD = 12. Найти среднюю линию трапеции.
Описание слайда:
В данной работе предлагается несколько методов решения одной задачи по планиметрии, детальный анализ которой позволит убедиться в реальной и существенной пользе проделанной работы. Задача. В трапеции ABCD диагонали AC и BD взаимно перпендикулярны, причем AC = 16, BD = 12. Найти среднюю линию трапеции.

Слайд 9





1. Методы, использующие дополнительные построения
 1.1 Построение прямой, параллельной диагонали.
Проведем CFBD, CAD = F
2. BCFD – параллелограмм (BCDF, т. к. ABCD - трапеция, BD по построению), значит BC = DF, BD = CF.
3. AF = AD + DF = AD + BC.
4. Рассмотрим ACF: AC = 16, CF = 12, ACF = 90 (AKD = ACF = 90(соответственные углы при CFBD и секущей AC)), тогда AF =  =   = 20
5. MN =  (AD + BC) =  AF = 10.
Ответ: 10
Описание слайда:
1. Методы, использующие дополнительные построения 1.1 Построение прямой, параллельной диагонали. Проведем CFBD, CAD = F 2. BCFD – параллелограмм (BCDF, т. к. ABCD - трапеция, BD по построению), значит BC = DF, BD = CF. 3. AF = AD + DF = AD + BC. 4. Рассмотрим ACF: AC = 16, CF = 12, ACF = 90 (AKD = ACF = 90(соответственные углы при CFBD и секущей AC)), тогда AF = = = 20 5. MN = (AD + BC) = AF = 10. Ответ: 10

Слайд 10





1. Методы, использующие дополнительные построения
 1.2  Построение средних линий треугольников.
1. Проведем средние линии: ∆ABD (MEBD) и ∆ACD (NEAC)
2.  Рассмотрим ∆ABD: ME=BD = =6; ∆ACD: NE== =8.
3. Рассмотрим ∆MEN:NEM=90° (MEBD, NEAC и BD⊥AC, значит ME⊥NE) MN== = 10
Ответ: 10
Описание слайда:
1. Методы, использующие дополнительные построения 1.2 Построение средних линий треугольников. 1. Проведем средние линии: ∆ABD (MEBD) и ∆ACD (NEAC) 2. Рассмотрим ∆ABD: ME=BD = =6; ∆ACD: NE== =8. 3. Рассмотрим ∆MEN:NEM=90° (MEBD, NEAC и BD⊥AC, значит ME⊥NE) MN== = 10 Ответ: 10

Слайд 11





1. Методы, использующие дополнительные построения.
1.3  Применение признаков равенства треугольников (1 признак)
1. Продлим AC на AE=KC, BD на DL=BK. 
2. Рассмотрим  ∆EKL: KE = AC = 16, KL = BD = 12, EKL = 90. EL =  =  = 20.
3. Проведем EOBD, EO∩AD=O. 
4. ∆OEA=∆BKC (по 1 признаку: OE = BK, EA=CK (по построению), OEA=BKC = 90 (соответственные при BL OE и секущей CE) из этого следует  AO=BC. 
5. ODLE - параллелограмм, значит OE = DL = BK.
6. MN =  (BC + AD) =  (OA + AD)  EL = 10.
Ответ: 10
Описание слайда:
1. Методы, использующие дополнительные построения. 1.3 Применение признаков равенства треугольников (1 признак) 1. Продлим AC на AE=KC, BD на DL=BK. 2. Рассмотрим ∆EKL: KE = AC = 16, KL = BD = 12, EKL = 90. EL = = = 20. 3. Проведем EOBD, EO∩AD=O. 4. ∆OEA=∆BKC (по 1 признаку: OE = BK, EA=CK (по построению), OEA=BKC = 90 (соответственные при BL OE и секущей CE) из этого следует AO=BC. 5. ODLE - параллелограмм, значит OE = DL = BK. 6. MN = (BC + AD) = (OA + AD) EL = 10. Ответ: 10

Слайд 12





1. Методы, использующие дополнительные построения
1.3  Применение признаков равенства треугольников (2 признак)
1. Продлим AC на AE=KC и BD на DL=KB. 
2.  Рассмотрим ∆EKL: EKL=90°, EK = 16, KL = 12, тогда по теореме Пифагора EL =  =  = 20.
3.  Постоим: AF⊥EL, DO⊥EL, HK⊥BC. 
4.  ∆EAF=∆HKC (EAF=HKC,AEF=HCK (накрест лежащие при BCEL и секущей EC), тогда EF =HC.
5. ∆DOL=∆KHB (ODL=HKB, (HBK=OLD (накрест лежащие при BCEL и секущей BL), тогда BH = OL.
6. EL = EF + FO + OL = AD + BC = 20.
 Значит MN = 10.
Ответ: 10.
Описание слайда:
1. Методы, использующие дополнительные построения 1.3 Применение признаков равенства треугольников (2 признак) 1. Продлим AC на AE=KC и BD на DL=KB. 2. Рассмотрим ∆EKL: EKL=90°, EK = 16, KL = 12, тогда по теореме Пифагора EL = = = 20. 3. Постоим: AF⊥EL, DO⊥EL, HK⊥BC. 4. ∆EAF=∆HKC (EAF=HKC,AEF=HCK (накрест лежащие при BCEL и секущей EC), тогда EF =HC. 5. ∆DOL=∆KHB (ODL=HKB, (HBK=OLD (накрест лежащие при BCEL и секущей BL), тогда BH = OL. 6. EL = EF + FO + OL = AD + BC = 20. Значит MN = 10. Ответ: 10.

Слайд 13





1. Методы, использующие дополнительные построения
 1.4 Построение середин сторон трапеции.
1. BO = OC, AL = LD.
2. Проведем ML, LN, ON, MO. MONL – параллелограмм.
3. MOAC, MO = AC = 8, LNAC, LN =AC = 8.
4. ONBD, ON = BD = 6, MLBD, ML = BD = 6.
5. Так как AC⊥BD, то (MON = 90, значит MONL – прямоугольник
6. Рассмотрим ∆MLN: MLN = 90, ML = 6, LN = 8. По теореме Пифагора MN = = 10.
Ответ: 10.
Описание слайда:
1. Методы, использующие дополнительные построения 1.4 Построение середин сторон трапеции. 1. BO = OC, AL = LD. 2. Проведем ML, LN, ON, MO. MONL – параллелограмм. 3. MOAC, MO = AC = 8, LNAC, LN =AC = 8. 4. ONBD, ON = BD = 6, MLBD, ML = BD = 6. 5. Так как AC⊥BD, то (MON = 90, значит MONL – прямоугольник 6. Рассмотрим ∆MLN: MLN = 90, ML = 6, LN = 8. По теореме Пифагора MN = = 10. Ответ: 10.

Слайд 14





2. Метод, основанный на подобии треугольников.
1. ∆ BKC~∆AKD (по 2-м углам BKC=AKD=90° и BCK=DKA (накрест лежащие при BCAD и секущей AC)
2. Пусть BK = x, KC = y, тогда  KD = 12 – x, AK = 16 – y, y= 4/3x.
3. ∆AKD: по теореме Пифагора  AD=  = 20 - x
4.  ∆ BKC: по теореме Пифагора  BC=  = x
5. BC + AD =  x + 20 - x = 20,  а значит MN = 10.
Ответ: 10.
Описание слайда:
2. Метод, основанный на подобии треугольников. 1. ∆ BKC~∆AKD (по 2-м углам BKC=AKD=90° и BCK=DKA (накрест лежащие при BCAD и секущей AC) 2. Пусть BK = x, KC = y, тогда KD = 12 – x, AK = 16 – y, y= 4/3x. 3. ∆AKD: по теореме Пифагора AD= = 20 - x 4. ∆ BKC: по теореме Пифагора BC= = x 5. BC + AD = x + 20 - x = 20, а значит MN = 10. Ответ: 10.

Слайд 15





3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника.
3.1 Метод площадей и тригонометрия.
1. Проведем высоты BB1=CC1=h
2. SABCD=d1d2sinα=96. 
3.  SABCD=  (BC + AD)h = MNh 
4. Рассмотрим ∆BB1D: sinα=(90-α)=, тогда cosα=. 
5. Рассмотрим ∆CC1A: sinα=. 
6. sin2α+cos2α=1(основное тригонометрическое тождество): + = 1, h = 
7. Приравняв обе формулы площади трапеции, получаем: MN=10. 
Ответ: 10.
Описание слайда:
3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника. 3.1 Метод площадей и тригонометрия. 1. Проведем высоты BB1=CC1=h 2. SABCD=d1d2sinα=96. 3. SABCD= (BC + AD)h = MNh 4. Рассмотрим ∆BB1D: sinα=(90-α)=, тогда cosα=. 5. Рассмотрим ∆CC1A: sinα=. 6. sin2α+cos2α=1(основное тригонометрическое тождество): + = 1, h = 7. Приравняв обе формулы площади трапеции, получаем: MN=10. Ответ: 10.

Слайд 16





3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника.
3.2 Метод высот.
1. Проведем высоты BB1=CC1=h
2. ∆ACC1: по теореме Пифагора АС1 = = 
3. ∆DBB1: по теореме Пифагора DB1 = = 
4.  AC1+DB1= + =AB1+B1C1+B1C1+C1D=AD + BC. 
5.  MN=(AD + BC)/2 =+  )/2. 
6.  ∆BKC~∆AKD, тогда tgCAD=3/4
7. ∆ACC1: tgCAD =  =  = . Решаем это уравнение, h = 9,6
8. Подставим h = 9,6 в уравнение: 
MN=(+ )/2 =
= (12,8+7,2)/2 = 10.
Описание слайда:
3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника. 3.2 Метод высот. 1. Проведем высоты BB1=CC1=h 2. ∆ACC1: по теореме Пифагора АС1 = = 3. ∆DBB1: по теореме Пифагора DB1 = = 4. AC1+DB1= + =AB1+B1C1+B1C1+C1D=AD + BC. 5. MN=(AD + BC)/2 =+ )/2. 6. ∆BKC~∆AKD, тогда tgCAD=3/4 7. ∆ACC1: tgCAD = = = . Решаем это уравнение, h = 9,6 8. Подставим h = 9,6 в уравнение: MN=(+ )/2 = = (12,8+7,2)/2 = 10.

Слайд 17





4. Метод координат.
1. Зададим оси координат по прямым: BD и AC точка О(0; 0) 
2. Координаты вершин: A(0; y-16); B(x-12; 0); C(0;y ); D(x; 0). 
3.  Найдем координаты точек M, N: 
M(; ), N(; )
 4. Найдем длину MN =  = 10
Ответ: 10.
Описание слайда:
4. Метод координат. 1. Зададим оси координат по прямым: BD и AC точка О(0; 0) 2. Координаты вершин: A(0; y-16); B(x-12; 0); C(0;y ); D(x; 0). 3. Найдем координаты точек M, N: M(; ), N(; ) 4. Найдем длину MN = = 10 Ответ: 10.

Слайд 18





5. Векторный метод.
1. AD=AK+KD, BC=BK+KC (правило треугольника) 
2. AD+BC = AK+KD+BK+KC = AC+BD = 2AD*BC*cos0+BC2+AD2 = =AC2+2AC*BD*cos90+BD2 AD+BC =20.
3. MN = (AD+BC)/2=10.
Ответ: 10.
Описание слайда:
5. Векторный метод. 1. AD=AK+KD, BC=BK+KC (правило треугольника) 2. AD+BC = AK+KD+BK+KC = AC+BD = 2AD*BC*cos0+BC2+AD2 = =AC2+2AC*BD*cos90+BD2 AD+BC =20. 3. MN = (AD+BC)/2=10. Ответ: 10.

Слайд 19





Заключение  
В ходе моей  работы было выявлено 10 различных методов решения одной конкретной задачи из раздела «планиметрия». На примере этой задачи можно увидеть многообразие геометрической теории. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Самым понятным и простым является метод, в котором используются дополнительные построения. Подробный разбор способов решения задач является хорошим подспорьем для того, чтобы освежить в памяти пройденный материал. При работе над задачей формируется логическое мышление, развивается интуиция, систематизируются знания.  Овладевая основными методами решения задач, можно рационально планировать поиск решения задачи, выполнять полезные преобразования условия задачи, а также использовать известные приемы познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, обобщение.
Все перечисленное создает условия для формирования навыков исследовательской деятельности, способствующей накоплению творческого потенциала. 
 
Описание слайда:
Заключение В ходе моей работы было выявлено 10 различных методов решения одной конкретной задачи из раздела «планиметрия». На примере этой задачи можно увидеть многообразие геометрической теории. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: Самым понятным и простым является метод, в котором используются дополнительные построения. Подробный разбор способов решения задач является хорошим подспорьем для того, чтобы освежить в памяти пройденный материал. При работе над задачей формируется логическое мышление, развивается интуиция, систематизируются знания. Овладевая основными методами решения задач, можно рационально планировать поиск решения задачи, выполнять полезные преобразования условия задачи, а также использовать известные приемы познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, обобщение. Все перечисленное создает условия для формирования навыков исследовательской деятельности, способствующей накоплению творческого потенциала.  

Слайд 20





 Список использованных источников и литературы
1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия 7-9», Москва, «Просвещение», 2005г. 
2.Э.Г.Готман, З.А.Скопец. «Задача одна - решения разные».
3.А.И. Громов, В.М. Савчин «Пособие - репетитор по математике», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
4.Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский «Пособие для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2000г. 
5.Д.Ф.Изаак. «Поиски решения геометрической задачи». «Математика в школе»№6,1998.
6.Я.П.Понарин. «Задача одна – решений много».  «Математика в школе» №1,1992.
Описание слайда:
Список использованных источников и литературы 1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия 7-9», Москва, «Просвещение», 2005г. 2.Э.Г.Готман, З.А.Скопец. «Задача одна - решения разные». 3.А.И. Громов, В.М. Савчин «Пособие - репетитор по математике», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г. 4.Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский «Пособие для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2000г. 5.Д.Ф.Изаак. «Поиски решения геометрической задачи». «Математика в школе»№6,1998. 6.Я.П.Понарин. «Задача одна – решений много». «Математика в школе» №1,1992.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию