🗊Презентация Грамматика. Морфология, синтаксис

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №1Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №2Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №3Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №4Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №5Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №6Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №7Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №8Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №9Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №10Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №11Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №12Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №13Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №14Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №15Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №16Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №17Грамматика. Морфология, синтаксис, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Грамматика. Морфология, синтаксис. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Грамматика
Описание слайда:
Грамматика

Слайд 2





Грамматика - 
это строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и способов словообразования.
это раздел языкознания, который изучает этот строй.
Описание слайда:
Грамматика - это строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и способов словообразования. это раздел языкознания, который изучает этот строй.

Слайд 3





Разделы
Морфология (слово)
Синтаксис (словосочетания, предложения)
Описание слайда:
Разделы Морфология (слово) Синтаксис (словосочетания, предложения)

Слайд 4





Грамматическая
 
форма и значение,
 
способы выражения.
Описание слайда:
Грамматическая форма и значение, способы выражения.

Слайд 5





Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения.
Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения.
  Пример: 1 л. ед., мн. числа -
                пишу, читаю, вижу
Описание слайда:
Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Пример: 1 л. ед., мн. числа - пишу, читаю, вижу

Слайд 6





    
    
     Грамматические значения противопоставлены лексическим по способам выражения значения: 
Грамматические значения имеют регулярное выражения в виде аффиксов, иногда в виде самих корней (явление супплетивизма), либо в виде повторов (редупликация), либо в виде служебных слов, в виде словосочетаний самостоятельных слов.
Лексическое значение не имеет регулярного выражения.
Абстрагированный характер грамматического значения проявляется в таких примерах, где значение предметности обнаруживается у слов, корни которых выражают действие.
         Пример: ход, бег
Лексическое значение всегда индивидуально, а грамматическое значение – повторяются.
Грамматические значения могут выражаться разными корнями – супплетивизм. 
         Пример: хороший - лучший
                         плохой - худший
                         я – мне
Описание слайда:
Грамматические значения противопоставлены лексическим по способам выражения значения: Грамматические значения имеют регулярное выражения в виде аффиксов, иногда в виде самих корней (явление супплетивизма), либо в виде повторов (редупликация), либо в виде служебных слов, в виде словосочетаний самостоятельных слов. Лексическое значение не имеет регулярного выражения. Абстрагированный характер грамматического значения проявляется в таких примерах, где значение предметности обнаруживается у слов, корни которых выражают действие. Пример: ход, бег Лексическое значение всегда индивидуально, а грамматическое значение – повторяются. Грамматические значения могут выражаться разными корнями – супплетивизм. Пример: хороший - лучший плохой - худший я – мне

Слайд 7






Кроме названных синтаксических способов используются внутренняя флексия и ударение.
Внутренняя флексия – это грамматическое средство, представленное чередованием фонем, исторических и грамматических, служащим для выражения грамматических значений.
         Пример:  man – men (англ.)
Иногда ударение служит единственным средством разграничения форм:
         Пример: пАруса (Р. п., ед . ч.) – парусА (Им. п., мн. ч.)
Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах:
         буду писать
         написал бы
Описание слайда:
Кроме названных синтаксических способов используются внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – это грамматическое средство, представленное чередованием фонем, исторических и грамматических, служащим для выражения грамматических значений. Пример: man – men (англ.) Иногда ударение служит единственным средством разграничения форм: Пример: пАруса (Р. п., ед . ч.) – парусА (Им. п., мн. ч.) Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать написал бы

Слайд 8






Редупликация – повторение корня, слога, целого слова.
         Пример: чуть-чуть
                        еле-еле
В некоторых языках Африки является средством выражения множественного числа. А в индоевропейском проязыке – для выражения длительности в глагольных основах.
Интонация:
         Направо? Налево!
Порядок слов:
         Два часа – конкретное
         Часа два - приблизительно
Описание слайда:
Редупликация – повторение корня, слога, целого слова. Пример: чуть-чуть еле-еле В некоторых языках Африки является средством выражения множественного числа. А в индоевропейском проязыке – для выражения длительности в глагольных основах. Интонация: Направо? Налево! Порядок слов: Два часа – конкретное Часа два - приблизительно

Слайд 9





Словоформы одного слова составляют парадигму. Они могут быть полными и частными, полными и неполными. Падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. 
Словоформы одного слова составляют парадигму. Они могут быть полными и частными, полными и неполными. Падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. 
Падежные форма, объединённые грамматическим значением единственного и множественного числа являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из нескольких частных парадигм. Но какая-то частная парадигма может отсутствовать: у собирательных существительных отсутствует форма мн. числа, её называют неполной парадигмой.
Описание слайда:
Словоформы одного слова составляют парадигму. Они могут быть полными и частными, полными и неполными. Падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Словоформы одного слова составляют парадигму. Они могут быть полными и частными, полными и неполными. Падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные форма, объединённые грамматическим значением единственного и множественного числа являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из нескольких частных парадигм. Но какая-то частная парадигма может отсутствовать: у собирательных существительных отсутствует форма мн. числа, её называют неполной парадигмой.

Слайд 10





Грамматические категории.
 
Части речи. 

Члены предложения.
Описание слайда:
Грамматические категории. Части речи. Члены предложения.

Слайд 11





Грамматические категории
Категория – от греческого katēgoria – «доказательство», «показание»; применительно к мышлению, языку, искусству – основные разряды, группы явлений в данной области.
Грамматические категории – это объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных грамматических слов при различии их форм.
Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения, а общим грамматическим значением.
Категории в грамматике могут быть более широкие, например части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа, грамматические категории собирательности, абстрактности, вещественности и т. п., в переделах глагола – категории залога, вида и т. д.
Описание слайда:
Грамматические категории Категория – от греческого katēgoria – «доказательство», «показание»; применительно к мышлению, языку, искусству – основные разряды, группы явлений в данной области. Грамматические категории – это объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных грамматических слов при различии их форм. Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения, а общим грамматическим значением. Категории в грамматике могут быть более широкие, например части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа, грамматические категории собирательности, абстрактности, вещественности и т. п., в переделах глагола – категории залога, вида и т. д.

Слайд 12





Части речи
Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.
Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские учёные; с небольшими изменениями эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку.
В разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи, а определять их следует грамматически.
Части речи – это грамматические категории, состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а отнюдь не своими лексическими свойствами.
Описание слайда:
Части речи Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские учёные; с небольшими изменениями эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. В разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи, а определять их следует грамматически. Части речи – это грамматические категории, состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а отнюдь не своими лексическими свойствами.

Слайд 13





Члены предложения.
Предложение – это высказывание, содержащее предикативную синтагму.
Члены предложение обычно делят на главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство).
Подлежащее – это абсолютное определяемое, определяемый член предикативной синтагмы.
Сказуемое – это определяющий член предикативной синтагмы.
Определение – это определяющий член атрибутивной синтагмы.
Обстоятельство – это определяющий член релятивной синтагмы.
Члены предложения могут быть простыми и составными.
Простой член выражается лексемой или лексемой в сопровождении служебного слова (на полу, буду ждать, начал петь), а также лексикализованными сочетаниями (спустя рукава, через пень колоду).
Составные члены выражаются сочетанием лексем при помощи предлогов и союзов.
Описание слайда:
Члены предложения. Предложение – это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Члены предложение обычно делят на главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство). Подлежащее – это абсолютное определяемое, определяемый член предикативной синтагмы. Сказуемое – это определяющий член предикативной синтагмы. Определение – это определяющий член атрибутивной синтагмы. Обстоятельство – это определяющий член релятивной синтагмы. Члены предложения могут быть простыми и составными. Простой член выражается лексемой или лексемой в сопровождении служебного слова (на полу, буду ждать, начал петь), а также лексикализованными сочетаниями (спустя рукава, через пень колоду). Составные члены выражаются сочетанием лексем при помощи предлогов и союзов.

Слайд 14





Словосочетание
 
и 

предложение.
Описание слайда:
Словосочетание и предложение.

Слайд 15





Словосочетание
Это номинативная единица, которая в расчленённом виде передаёт единое понятие.
          Пример:  письменный стол
                           четырёхэтажный дом
Спецификой сочетания как синтаксической единицы является её производство непосредственно в речи. Производство сочетаний осуществляется по определённым моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний.
Модель субстантивного сочетания: яркий свет. Можно выделить модели наречных, глагольных сочетаний.
Словосочетание – это любое сочетание слов, между которыми существует формально выраженная смысловая связь.
Сочинительная и подчинительная связь.
Описание слайда:
Словосочетание Это номинативная единица, которая в расчленённом виде передаёт единое понятие. Пример: письменный стол четырёхэтажный дом Спецификой сочетания как синтаксической единицы является её производство непосредственно в речи. Производство сочетаний осуществляется по определённым моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний. Модель субстантивного сочетания: яркий свет. Можно выделить модели наречных, глагольных сочетаний. Словосочетание – это любое сочетание слов, между которыми существует формально выраженная смысловая связь. Сочинительная и подчинительная связь.

Слайд 16





Предложение
Более сложная единица синтаксиса – это предложение. Выполняет коммуникативную функцию.
Каждое предложение соотнесено с определённой ситуацией, эта соотнесённость проявляется в темпоральности и модальности.
Темпоральность – это выражение предложения относительно ко времени.
Модальность – отношение к действительности.
В тех предложениях, где нет глагольных форм, темпоральность тоже присутствует.
           Пример: Ночь. Тишина.
Модальность и темпоральность составляют предикативность, характеризующую каждое предложение. Очень часто в понятие предикативности включают значеение персональности, т. е. отношение к лицу. 
           Пример: ребёнок читает
Предложение может реализовываться в одном или нескольких словах. Интонацией будет передаваться предикативность.
          Пример: Пожар (!), (?),(.)
Отличие сочетания слов от предложения связано так же с наличием или отсутствием предикативности: зелёное платье
                                      платье зелёное
Описание слайда:
Предложение Более сложная единица синтаксиса – это предложение. Выполняет коммуникативную функцию. Каждое предложение соотнесено с определённой ситуацией, эта соотнесённость проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение предложения относительно ко времени. Модальность – отношение к действительности. В тех предложениях, где нет глагольных форм, темпоральность тоже присутствует. Пример: Ночь. Тишина. Модальность и темпоральность составляют предикативность, характеризующую каждое предложение. Очень часто в понятие предикативности включают значеение персональности, т. е. отношение к лицу. Пример: ребёнок читает Предложение может реализовываться в одном или нескольких словах. Интонацией будет передаваться предикативность. Пример: Пожар (!), (?),(.) Отличие сочетания слов от предложения связано так же с наличием или отсутствием предикативности: зелёное платье платье зелёное

Слайд 17





Высказывание
Понятие в синтаксисе.
На основе одного и того же предложения могут быть образованы разные высказывания. Это происходит в результате разного актуального членения одного и того же предложения.
Актуальное членение – это деление высказывания на 2 части, тему и рему.
Тема – предмет сообщения.
Рема – коммуникативный центр высказывания, основное содержание сообщения. 
Основным средством выражения актуального членения является интонация. Обычно интонационно выделяется рема.
Описание слайда:
Высказывание Понятие в синтаксисе. На основе одного и того же предложения могут быть образованы разные высказывания. Это происходит в результате разного актуального членения одного и того же предложения. Актуальное членение – это деление высказывания на 2 части, тему и рему. Тема – предмет сообщения. Рема – коммуникативный центр высказывания, основное содержание сообщения. Основным средством выражения актуального членения является интонация. Обычно интонационно выделяется рема.

Слайд 18





Валентность
Это способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом. 
Считается, что этот  термин ввёл Теньер. Термин означал только глагольную валентность.
           Пример: просить 
                           - указание просителя
                           - предмет просьбы              глагол 3-х валентный
                           - адресат просьбы
Множество валентностей образуют валентную структуру глагола. Валентности заполняются, заполнители называют – актантами. 
           Пример: Герцог просил короля о милосердии. 
Некоторые говорят только о синтаксической валентности, кто-то о семантической. Слово, обладающее синтаксической валентностями, всегда соотносится с ситуацией, имеющей некоторый набор обязательных участков. Эти участки будут заполнять синтаксические валентности и тем самым синтаксические валентности выражают те семантические выражения, которые связывают имя ситуации и имена участников ситуации.  
Семантические валентности соответствуют обязательным переменным в толковании слова.
Сирконстант – второстепенный член предложения, фоновый участок ситуации, косвенно связанный с тем словом, у которого мы определяем валентность.
Описание слайда:
Валентность Это способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом. Считается, что этот термин ввёл Теньер. Термин означал только глагольную валентность. Пример: просить - указание просителя - предмет просьбы глагол 3-х валентный - адресат просьбы Множество валентностей образуют валентную структуру глагола. Валентности заполняются, заполнители называют – актантами. Пример: Герцог просил короля о милосердии. Некоторые говорят только о синтаксической валентности, кто-то о семантической. Слово, обладающее синтаксической валентностями, всегда соотносится с ситуацией, имеющей некоторый набор обязательных участков. Эти участки будут заполнять синтаксические валентности и тем самым синтаксические валентности выражают те семантические выражения, которые связывают имя ситуации и имена участников ситуации. Семантические валентности соответствуют обязательным переменным в толковании слова. Сирконстант – второстепенный член предложения, фоновый участок ситуации, косвенно связанный с тем словом, у которого мы определяем валентность.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию