🗊Презентация Информационно-семиотическое понимание культуры

Нажмите для полного просмотра!
Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №1Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №2Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №3Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №4Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №5Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №6Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №7Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №8Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №9Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №10Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №11Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №12Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №13Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №14Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №15Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №16Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №17Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №18Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №19Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №20Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №21Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №22Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Информационно-семиотическое понимание культуры. Доклад-сообщение содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





 
  
 
ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ    КУЛЬТУРЫ
Описание слайда:
       ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Слайд 2





Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию. 
Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию.
Описание слайда:
Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию. Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке было в значительной мере следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию.

Слайд 3





Основные направления  разработки теоретических взглядов на культуру в XX веке
1. Адаптационизм
Описание слайда:
Основные направления разработки теоретических взглядов на культуру в XX веке 1. Адаптационизм

Слайд 4


Информационно-семиотическое понимание культуры, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





Информационно-семиотическая концепция культуры
Исходный пункт: в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности (адаптационистский тезис ).  
Особенности человеческой деятельности:
Сознательная постановка цели;
Создание средств деятельности.
Описание слайда:
Информационно-семиотическая концепция культуры Исходный пункт: в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности (адаптационистский тезис ). Особенности человеческой деятельности: Сознательная постановка цели; Создание средств деятельности.

Слайд 6





В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства.
В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства.
Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную» среду обитания. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего не зависимо от него мира природы и созданного им мира материальной куль туры, причем в ходе исторической развития человеческого общества пер вый все больше заслоняется вторым.
Артефакты (феномены культуры) - сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий.
Описание слайда:
В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную» среду обитания. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего не зависимо от него мира природы и созданного им мира материальной куль туры, причем в ходе исторической развития человеческого общества пер вый все больше заслоняется вторым. Артефакты (феномены культуры) - сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий.

Слайд 7





Предметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением».
Предметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением».
Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека (тезис идеационизма).
Описание слайда:
Предметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Предметы культуры обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека (тезис идеационизма).

Слайд 8





Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.
Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.
Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, все более общих и абстрактных смыслов.
Основные виды смыслов:
знания (то, что дается познанием);
ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) ;
регулятивы (то, чем регулируются действия).
Описание слайда:
Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, все более общих и абстрактных смыслов. Основные виды смыслов: знания (то, что дается познанием); ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) ; регулятивы (то, чем регулируются действия).

Слайд 9





Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.
Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.
Знак - предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.
Семиотика – наука о знаках и системах знаков.
Описание слайда:
Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак - предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Семиотика – наука о знаках и системах знаков.

Слайд 10





Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. 
Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. 
Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.
Описание слайда:
Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.

Слайд 11





Культура – особый тип информационного обмена
С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма хранения и передачи информации.
Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования — социальную наследственность.
Описание слайда:
Культура – особый тип информационного обмена С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма хранения и передачи информации. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования — социальную наследственность.

Слайд 12





С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: 
С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: 
как мир артефактов, 
мир смыслов 
и мир знаков. 
Феномены культуры - это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация
Описание слайда:
С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномены культуры - это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация

Слайд 13





Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:  
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:  
естественные; 
функциональные; 
конвенциональные; 
вербальные (естественные языки); 
знаковые системы записи.
Описание слайда:
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: естественные; функциональные; конвенциональные; вербальные (естественные языки); знаковые системы записи.

Слайд 14





1. Естественные знаки
Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы.
Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки.
Пример: дым – знак огня.
Описание слайда:
1. Естественные знаки Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки. Пример: дым – знак огня.

Слайд 15





2. Функциональные знаки
Связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют в деятельности людей.
Примеры систем функциональных знаков:
производственная техника (любой механизм или деталь — знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является);
предметы обстановки городского или сельского быта;
одежда;
«язык тела» — мимика, жесты, позы.
Описание слайда:
2. Функциональные знаки Связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Примеры систем функциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь — знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является); предметы обстановки городского или сельского быта; одежда; «язык тела» — мимика, жесты, позы.

Слайд 16





Иконические знаки
Знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают;
Функция знака является главной и основной;
Как правило, создаются искусственно.
Описание слайда:
Иконические знаки Знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; Функция знака является главной и основной; Как правило, создаются искусственно.

Слайд 17





3. Конвенциональные знаки
Служат обозначением предмета «по условию» – потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. 
Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.
Описание слайда:
3. Конвенциональные знаки Служат обозначением предмета «по условию» – потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Слайд 18





Основные виды конвенциональных знаков 
Сигналы — знаки извещения или предупреждения. 
Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других.
Символы – это знаки, которые не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. 
Всякий символ имеет двуслойное строение. Его внешний, «первичный» слой – образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.
Описание слайда:
Основные виды конвенциональных знаков Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Символы – это знаки, которые не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Всякий символ имеет двуслойное строение. Его внешний, «первичный» слой – образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.

Слайд 19





4. Вербальные (словесные) знаковые системы
Важнейшие из созданных людьми знаковых систем. 
Любой из нескольких тысяч естественных языков - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа.
Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни, т.е. является социальным феноменом.
История развития культуры отражается в истории развития языка. Наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд - лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками.
Описание слайда:
4. Вербальные (словесные) знаковые системы Важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Любой из нескольких тысяч естественных языков - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни, т.е. является социальным феноменом. История развития культуры отражается в истории развития языка. Наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд - лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками.

Слайд 20





6. Знаковые системы записи
Важнейшим из знаковых систем записи выступает  - письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. 
Знаковые системы этого типа возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца, - и вторичны по отношению к ним.
Стадии развития письменности:
Пиктография – письмо в рисунках;
Иероглифы;
Алфавитное письмо.
Описание слайда:
6. Знаковые системы записи Важнейшим из знаковых систем записи выступает - письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. Знаковые системы этого типа возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца, - и вторичны по отношению к ним. Стадии развития письменности: Пиктография – письмо в рисунках; Иероглифы; Алфавитное письмо.

Слайд 21





Гипотеза лингвистической относительности
(гипотеза Сепира - Уорфа)
Язык есть не просто средство выражения и оформления мыслей - он определяет ход наших мыслительных процессов и их результаты. 
Различия между языками наиболее заметно проявляются в том, что в каждом из них есть так называемая безэквивалентная лексика, т.е. слова, которые не переводятся на другие языки однословно.
Отсутствие в языке слов, соответствующих безэквивалентной лексике другого языка, называют лакунами.
Описание слайда:
Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира - Уорфа) Язык есть не просто средство выражения и оформления мыслей - он определяет ход наших мыслительных процессов и их результаты. Различия между языками наиболее заметно проявляются в том, что в каждом из них есть так называемая безэквивалентная лексика, т.е. слова, которые не переводятся на другие языки однословно. Отсутствие в языке слов, соответствующих безэквивалентной лексике другого языка, называют лакунами.

Слайд 22





Факты, опровергающие гипотезу
Содержание наших мыслей и представлений определяется их предметом, а не языком. Язык обслуживает культуру, а не определяет ее. 
Языки отличаются друг от друга, но не настолько сильно, как предполагает гипотеза Сепира - Уорфа. На одном языке может быть легче выразить одни свойства и отношения вещей, а на другом - другие.

Категорично утверждать, что мышление и создаваемая в той или иной культуре картина мира всецело зависят от языка неверно. Но если ограничиться тезисом о том, что язык оказывает влияние на наше мышление и наши представления о мире, то в этом виде гипотеза представляется оправданной.
Описание слайда:
Факты, опровергающие гипотезу Содержание наших мыслей и представлений определяется их предметом, а не языком. Язык обслуживает культуру, а не определяет ее. Языки отличаются друг от друга, но не настолько сильно, как предполагает гипотеза Сепира - Уорфа. На одном языке может быть легче выразить одни свойства и отношения вещей, а на другом - другие. Категорично утверждать, что мышление и создаваемая в той или иной культуре картина мира всецело зависят от языка неверно. Но если ограничиться тезисом о том, что язык оказывает влияние на наше мышление и наши представления о мире, то в этом виде гипотеза представляется оправданной.

Слайд 23





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию