🗊Презентация Как писать сочинения

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Как писать сочинения, слайд №1Как писать сочинения, слайд №2Как писать сочинения, слайд №3Как писать сочинения, слайд №4Как писать сочинения, слайд №5Как писать сочинения, слайд №6Как писать сочинения, слайд №7Как писать сочинения, слайд №8Как писать сочинения, слайд №9Как писать сочинения, слайд №10Как писать сочинения, слайд №11Как писать сочинения, слайд №12Как писать сочинения, слайд №13Как писать сочинения, слайд №14Как писать сочинения, слайд №15Как писать сочинения, слайд №16Как писать сочинения, слайд №17Как писать сочинения, слайд №18Как писать сочинения, слайд №19Как писать сочинения, слайд №20Как писать сочинения, слайд №21Как писать сочинения, слайд №22Как писать сочинения, слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Как писать сочинения. Доклад-сообщение содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





"РАЗУМ И ЧУВСТВА"
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Описание слайда:
"РАЗУМ И ЧУВСТВА" Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Слайд 2





"Разум и чувство"
"Слово о полку Игореве" (эгоистичные чувства князя Игоря привели Русскую землю к беде);
А.Е. Гаврюшкин "Разум и чувства";
М. Ю.Лермонтов "Мцыри" (разум и чувство любви к Родине бедного Мцыри);
С. -А. Экзюпери "Маленький принц" (всё в Маленьком принце – и разум, и чувства);
А. П. Чехов "Ионыч", "Человек в футляре".
М. Булгаков "Мастер и Маргарита" (образ Понтия Пилата: отдав на казнь мирного философа Иешуа, поступил в соответствии с разумными доводами, но вопреки своим чувствам, впоследствии терзался муками совести даже после смерти)
Н. С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (любовь может и разрушать)
И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
К. Г. Паустовский "Простая клеёнка" 
А. Солженицын "Матрёнин двор"
Описание слайда:
"Разум и чувство" "Слово о полку Игореве" (эгоистичные чувства князя Игоря привели Русскую землю к беде); А.Е. Гаврюшкин "Разум и чувства"; М. Ю.Лермонтов "Мцыри" (разум и чувство любви к Родине бедного Мцыри); С. -А. Экзюпери "Маленький принц" (всё в Маленьком принце – и разум, и чувства); А. П. Чехов "Ионыч", "Человек в футляре". М. Булгаков "Мастер и Маргарита" (образ Понтия Пилата: отдав на казнь мирного философа Иешуа, поступил в соответствии с разумными доводами, но вопреки своим чувствам, впоследствии терзался муками совести даже после смерти) Н. С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (любовь может и разрушать) И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" К. Г. Паустовский "Простая клеёнка" А. Солженицын "Матрёнин двор"

Слайд 3





А.Е. Гаврюшкин
Описание слайда:
А.Е. Гаврюшкин

Слайд 4





"Честь и бесчестие"
Описание слайда:
"Честь и бесчестие"

Слайд 5





"Честь и бесчестие"
Н. В. Гоголь "Тарас Бульба"
А. Грин "Зелёная лампа"
В. Распутин "Живи и помни"
Описание слайда:
"Честь и бесчестие" Н. В. Гоголь "Тарас Бульба" А. Грин "Зелёная лампа" В. Распутин "Живи и помни"

Слайд 6





"Победа и поражение"
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Описание слайда:
"Победа и поражение" Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Слайд 7





"Победа и поражение"
"Слово о полку Игореве" (поражение позволяет осмыслить ошибки и выбрать правильный путь);
Эпизод "Совет в Филях" из романа "Война и мир": решение Кутузова оставить Москву и отступить из поражения в дальнейшем превращается в  победу;
И. А. Гончаров "Обломов"
Описание слайда:
"Победа и поражение" "Слово о полку Игореве" (поражение позволяет осмыслить ошибки и выбрать правильный путь); Эпизод "Совет в Филях" из романа "Война и мир": решение Кутузова оставить Москву и отступить из поражения в дальнейшем превращается в победу; И. А. Гончаров "Обломов"

Слайд 8





"Опыт и ошибки"
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Описание слайда:
"Опыт и ошибки" В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Слайд 9






К. Г.Паустовский "Телеграмма"
Б.Екимов "Гооври, мама, говори..."
А. С. Пушкин "Евгений Онегин":
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан...
Описание слайда:
К. Г.Паустовский "Телеграмма" Б.Екимов "Гооври, мама, говори..." А. С. Пушкин "Евгений Онегин": Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан...

Слайд 10





Тезисы к направлению
Умение признавать ошибки – свидетельство силы. 
"Слово о полку Игоерве"
 "Повесть о Петре и Февронии"
Ошибка-шаг к опыту, познанию, духовному развитию, самосовершенствованию
Ирина Курамшина "Сыновний долг"
Всё относительно: ошибка может оказаться сильнее истины
А. Куприн "Анафема"
Описание слайда:
Тезисы к направлению Умение признавать ошибки – свидетельство силы. "Слово о полку Игоерве" "Повесть о Петре и Февронии" Ошибка-шаг к опыту, познанию, духовному развитию, самосовершенствованию Ирина Курамшина "Сыновний долг" Всё относительно: ошибка может оказаться сильнее истины А. Куприн "Анафема"

Слайд 11





Алгоритм работы над сочинением
1.Выбор темы ( обдумать все  5  тем, выбрать наиболее близкую).
Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ. 
Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения. Так, в теме 2015/16 учебного  года «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?» ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет).
Описание слайда:
Алгоритм работы над сочинением 1.Выбор темы ( обдумать все 5 тем, выбрать наиболее близкую). Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ. Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения. Так, в теме 2015/16 учебного года «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?» ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет).

Слайд 12





2. Определение проблемы будущего высказывания, то есть формулирование главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. (Согласны/несогласны/почему).
2. Определение проблемы будущего высказывания, то есть формулирование главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. (Согласны/несогласны/почему).
Главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы.
«Время»: Какого человека можно назвать героем своего времени? - Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других.
    «Дом»:Что дом может рассказать о своем хозяине? - Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина.
«Любовь»:Какие качества раскрывает в человеке любовь? - Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.
«Путь»:Каким может быть путь к познанию самого себя? - Познать самого себя – значит понять свою нравственную сущность.
Описание слайда:
2. Определение проблемы будущего высказывания, то есть формулирование главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. (Согласны/несогласны/почему). 2. Определение проблемы будущего высказывания, то есть формулирование главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. (Согласны/несогласны/почему). Главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. «Время»: Какого человека можно назвать героем своего времени? - Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других. «Дом»:Что дом может рассказать о своем хозяине? - Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина. «Любовь»:Какие качества раскрывает в человеке любовь? - Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа. «Путь»:Каким может быть путь к познанию самого себя? - Познать самого себя – значит понять свою нравственную сущность.

Слайд 13





3. Подбор литературного материала.
3. Подбор литературного материала.
Литературный материал должен служить доказательству основной мысли конкретного сочинения, а не иллюстрацией наличия в нём  понятий, указанных в направлении.
Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.
Описание слайда:
3. Подбор литературного материала. 3. Подбор литературного материала. Литературный материал должен служить доказательству основной мысли конкретного сочинения, а не иллюстрацией наличия в нём понятий, указанных в направлении. Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.

Слайд 14





4. Выстраивание текста сочинения (композиции)
4. Выстраивание текста сочинения (композиции)
Для этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывания или написаны отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. Отсутствие умения редактировать собственный текст, продумывая его композиционно, ведет к погрешностям в структуре и композиции сочинения. Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.
Описание слайда:
4. Выстраивание текста сочинения (композиции) 4. Выстраивание текста сочинения (композиции) Для этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывания или написаны отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. Отсутствие умения редактировать собственный текст, продумывая его композиционно, ведет к погрешностям в структуре и композиции сочинения. Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.

Слайд 15





Советы
Соответствие теме (Критерий №1)
Многие темы, предлагаемые выпускникам, сформулированы в виде вопросов, поэтому наиболее распространенным является сочинение-ответ, в котором автор периодически возвращается в той или иной форме к заданному вопросу. Нередко сама формулировка темы упоминается во вступлении и других частях работы.  Автор сочинения как бы сверяется с темой по мере развития своих размышлений, подтягивает к ней отдельные части сочинения, отталкивается от нее в итоговом выводе. Для этого могут использоваться специальные фразы: «Задумался над этим вопросом», «Этот вопрос привлек мое внимание», «Нередко люди размышляют над вопросом», «Возвращаясь к заданному мне вопросу, хочу сказать…».
Описание слайда:
Советы Соответствие теме (Критерий №1) Многие темы, предлагаемые выпускникам, сформулированы в виде вопросов, поэтому наиболее распространенным является сочинение-ответ, в котором автор периодически возвращается в той или иной форме к заданному вопросу. Нередко сама формулировка темы упоминается во вступлении и других частях работы. Автор сочинения как бы сверяется с темой по мере развития своих размышлений, подтягивает к ней отдельные части сочинения, отталкивается от нее в итоговом выводе. Для этого могут использоваться специальные фразы: «Задумался над этим вопросом», «Этот вопрос привлек мое внимание», «Нередко люди размышляют над вопросом», «Возвращаясь к заданному мне вопросу, хочу сказать…».

Слайд 16






Типичным путем раскрытия темы является движение от собственного размышления, составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (вторая часть). Одни участники шли путем обогащения основного тезиса в процессе рассуждения с попутным привлечением литературного материала. Другие формулировали ключевые вопросы темы с последующим поиском ответов в произведениях классической и современной литературы. Некоторые авторы сочинений использовали синтез указанных подходов.
Описание слайда:
Типичным путем раскрытия темы является движение от собственного размышления, составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (вторая часть). Одни участники шли путем обогащения основного тезиса в процессе рассуждения с попутным привлечением литературного материала. Другие формулировали ключевые вопросы темы с последующим поиском ответов в произведениях классической и современной литературы. Некоторые авторы сочинений использовали синтез указанных подходов.

Слайд 17






В ходе анализа сочинений были выявлены оригинальные пути раскрытия темы:
– автор сочинения не пытается сразу дать готовый ответ на вопрос темы, хотя бы в общем виде, а на примере нескольких литературных источников рассматривает разные грани темы по принципу «один пример – один аспект», собирая постепенно из них развернутое рассуждение;
– автор сочинения также идет по пути постепенного «накопления» тезисов своего ответа на основе сочетания «за» и «против», положительных и отрицательных примеров из литературных произведений.
Описание слайда:
В ходе анализа сочинений были выявлены оригинальные пути раскрытия темы: – автор сочинения не пытается сразу дать готовый ответ на вопрос темы, хотя бы в общем виде, а на примере нескольких литературных источников рассматривает разные грани темы по принципу «один пример – один аспект», собирая постепенно из них развернутое рассуждение; – автор сочинения также идет по пути постепенного «накопления» тезисов своего ответа на основе сочетания «за» и «против», положительных и отрицательных примеров из литературных произведений.

Слайд 18





Ошибки
Слабо подготовленные обучающиеся оказались не в состоянии правильно осмыслить тему и выстроить в соответствии с ней свое высказывание: они подменяли ее другой, отчасти созвучной, немотивированно отклонялись от темы, включали в сочинение избыточную информацию о писателях и их произведениях вне связи с содержательным аспектом, указанным в задании.
1. Непонимание темы:
а)Невнимание к формулировке темы
б)Неумение выявить ключевое слово в теме и в соответствии с ним определить ракурс раскрытия темы во вступлении к работе 
в)Неумение рассуждать по предложенной проблеме
Описание слайда:
Ошибки Слабо подготовленные обучающиеся оказались не в состоянии правильно осмыслить тему и выстроить в соответствии с ней свое высказывание: они подменяли ее другой, отчасти созвучной, немотивированно отклонялись от темы, включали в сочинение избыточную информацию о писателях и их произведениях вне связи с содержательным аспектом, указанным в задании. 1. Непонимание темы: а)Невнимание к формулировке темы б)Неумение выявить ключевое слово в теме и в соответствии с ним определить ракурс раскрытия темы во вступлении к работе в)Неумение рассуждать по предложенной проблеме

Слайд 19






3. Незнание формата итогового сочинения
4.Неумение подтвердить тезисы доказательствами
Описание слайда:
3. Незнание формата итогового сочинения 4.Неумение подтвердить тезисы доказательствами

Слайд 20






Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения. 
Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
Описание слайда:
Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения. Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

Слайд 21






2. Соответствие сочинения не конкретной теме, а открытому тематическому направлению
Некоторые обучающиеся оказываются не в состоянии скорректировать заученный ими материал в соответствии с более частной формулировкой темы; в ряде случаев можно наблюдать частичное соответствие материала заданной теме: вступление отвечает поставленной задаче, а литературный материал (а значит, и аргументация) – нет.
В итоге получается текст о доме «вообще», любви «вообще» и т.п. Попадаются и такие работы, текст которых несет на себе следы вторичной авторской правки, призванной скорректировать материал в сторону заданной темы (вписанные между строк фразы и «пришитая» в конце сентенция, выполненные мелким шрифтом, свидетельствуют о том, что автор «спохватился» и попытался исправить положение с помощью нескольких коротких вставок).
Описание слайда:
2. Соответствие сочинения не конкретной теме, а открытому тематическому направлению Некоторые обучающиеся оказываются не в состоянии скорректировать заученный ими материал в соответствии с более частной формулировкой темы; в ряде случаев можно наблюдать частичное соответствие материала заданной теме: вступление отвечает поставленной задаче, а литературный материал (а значит, и аргументация) – нет. В итоге получается текст о доме «вообще», любви «вообще» и т.п. Попадаются и такие работы, текст которых несет на себе следы вторичной авторской правки, призванной скорректировать материал в сторону заданной темы (вписанные между строк фразы и «пришитая» в конце сентенция, выполненные мелким шрифтом, свидетельствуют о том, что автор «спохватился» и попытался исправить положение с помощью нескольких коротких вставок).

Слайд 22






4. Редактирование черновика
обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания; 
обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам; 
заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты; 
проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками; 
выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.
Описание слайда:
4. Редактирование черновика обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания; обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения; исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам; заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты; проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками; выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.

Слайд 23





Дружба и вражда
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Описание слайда:
Дружба и вражда Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию