🗊Презентация Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №1Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №2Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №3Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №4Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №5Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №6Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №7Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №8Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №9Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №10Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №11Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №12Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №13Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №14Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №15Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №16Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №17Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №18Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №19Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №20Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №21Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №22Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №23Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №24Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №25Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №26Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №27Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №28Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №29Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №30Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №31Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №32Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №33Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №34Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №35Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №36Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №37Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №38Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №39Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №40Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №41Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №42Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №43Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №44Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №45Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №46Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №47Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №48Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №49Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №50Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №51Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №52Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №53Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №54Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №55Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №56

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5). Доклад-сообщение содержит 56 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Культура речи. Синтаксические нормы. (Лекция 5), слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Культура речи
тема Синтаксические нормы
преподаватель Н.П. Павлова, 
канд. филол.н., доцент
Описание слайда:
Культура речи тема Синтаксические нормы преподаватель Н.П. Павлова, канд. филол.н., доцент

Слайд 3





Нормы 
русского литературного языка
План
Понятие синтаксической нормы
Порядок слов в предложении
Согласование подлежащего и сказуемого
Варианты форм управления
Употребление предлогов
Употребление причастных оборотов
Употребление деепричастных оборотов
Употребление прямой и косвенной речи
Описание слайда:
Нормы русского литературного языка План Понятие синтаксической нормы Порядок слов в предложении Согласование подлежащего и сказуемого Варианты форм управления Употребление предлогов Употребление причастных оборотов Употребление деепричастных оборотов Употребление прямой и косвенной речи

Слайд 4





Синтаксические нормы
Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. 
Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).
Описание слайда:
Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Слайд 5





Синтаксические нормы
1. Порядок слов в предложении
В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студенты пишут лекцию. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации.
 Как понять фразу Хозяин дома спал? То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении В древних документах подобного рода термин отсутствует сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 1. Порядок слов в предложении В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студенты пишут лекцию. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Как понять фразу Хозяин дома спал? То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении В древних документах подобного рода термин отсутствует сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.

Слайд 6





Синтаксические нормы
1. Порядок слов в предложении
Примеры: Велосипед разбил трамвай. Кто был виновником аварии?
Солнце закрыло облако. Что чем было закрыто?
Если бы мы сказали: Трамвай разбил велосипед. Облако закрыло солнце, - то никаких неясностей бы не было.
Сопоставим два предложения: Он мне подал руку на прощание. / Руку мне подал на прощание (Чехов).
В первом примере, с обычным для прямого дополнения положением после глагола-сказуемого (подал руку), ничего не подчеркивается, сообщение носит чисто логический характер, эмоционально не окрашено. А в примере из Чехова приводятся слова мелкого чиновника, потрясенного тем, что высокое начальство снизошло до рукопожатия. И автор приведенных слов выражает свое волнение при помощи особого построения предложения.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 1. Порядок слов в предложении Примеры: Велосипед разбил трамвай. Кто был виновником аварии? Солнце закрыло облако. Что чем было закрыто? Если бы мы сказали: Трамвай разбил велосипед. Облако закрыло солнце, - то никаких неясностей бы не было. Сопоставим два предложения: Он мне подал руку на прощание. / Руку мне подал на прощание (Чехов). В первом примере, с обычным для прямого дополнения положением после глагола-сказуемого (подал руку), ничего не подчеркивается, сообщение носит чисто логический характер, эмоционально не окрашено. А в примере из Чехова приводятся слова мелкого чиновника, потрясенного тем, что высокое начальство снизошло до рукопожатия. И автор приведенных слов выражает свое волнение при помощи особого построения предложения.

Слайд 7





Синтаксические нормы
Изменения в порядке слов называется инверсией. Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов)
Речевая ошибка: неоправданная инверсия –
Неправильно: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии.
Норма: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Изменения в порядке слов называется инверсией. Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов) Речевая ошибка: неоправданная инверсия – Неправильно: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии. Норма: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами.

Слайд 8





Синтаксические нормы
1. Порядок слов в предложении
Однако нарушение правил расположения членов предложения может стать источником стилистической ошибки.
Примеры: 
После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина.
Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
В университете Ломоносов боролся против чужеземцев, за развитие русской науки, ее разных направлений, которые всячески ему мешали.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 1. Порядок слов в предложении Однако нарушение правил расположения членов предложения может стать источником стилистической ошибки. Примеры: После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. В университете Ломоносов боролся против чужеземцев, за развитие русской науки, ее разных направлений, которые всячески ему мешали.

Слайд 9





Синтаксические нормы
3. Согласование подлежащего и сказуемого
Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу.
Речевая ошибка: Детвора благодарны шефам за подарок.
Норма: Детвора благодарна шефам за подарок. Или: Дети благодарны шефам за подарок.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 3. Согласование подлежащего и сказуемого Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Речевая ошибка: Детвора благодарны шефам за подарок. Норма: Детвора благодарна шефам за подарок. Или: Дети благодарны шефам за подарок.

Слайд 10





Синтаксические нормы
2. Согласование подлежащего и сказуемого
Как правильно?
Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.
Но: Большинство предметов лежало в беспорядке.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 2. Согласование подлежащего и сказуемого Как правильно? Большинство учеников хорошо отвечали на уроке. Но: Большинство предметов лежало в беспорядке.

Слайд 11





Синтаксические нормы
Современные нормы координации главных членов предложения допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало /уехали; трое проголосовало/ проголосовали; инженер выступил/ выступила и т. д. Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации:
Описание слайда:
Синтаксические нормы Современные нормы координации главных членов предложения допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало /уехали; трое проголосовало/ проголосовали; инженер выступил/ выступила и т. д. Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации:

Слайд 12





Синтаксические нормы
а) при подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных (большинство студентов сдали экзамены);
б) в единственном числе, если речь идет о неодушевленных (ряд столов стоял);
в) при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано?
Описание слайда:
Синтаксические нормы а) при подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных (большинство студентов сдали экзамены); б) в единственном числе, если речь идет о неодушевленных (ряд столов стоял); в) при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано?

Слайд 13





Синтаксические нормы
Сравните. 
На столе было три телефона. Но: Три телефона зазвонили одновременно.
Для таких предложений еще следует учитывать и характер числительного, употребленного в составе подлежащего:
Правила:
Числительное один согласуется с единственным числом сказуемого:
Двадцать один человек подтвердил это.
Числительное два, три, четыре чаще других требуют употребления сказуемого во множественном числе:
Три дома на вечер зовут.
У сарая стояли три тройки (Пушкин).
Чем большее количество указывается, тем легче оно осмысливается как единое целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа:
Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Сравните. На столе было три телефона. Но: Три телефона зазвонили одновременно. Для таких предложений еще следует учитывать и характер числительного, употребленного в составе подлежащего: Правила: Числительное один согласуется с единственным числом сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это. Числительное два, три, четыре чаще других требуют употребления сказуемого во множественном числе: Три дома на вечер зовут. У сарая стояли три тройки (Пушкин). Чем большее количество указывается, тем легче оно осмысливается как единое целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали.

Слайд 14





Синтаксические нормы
3. Варианты форм управления
Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении. 
Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1986. 304 с. 
Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем- либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 3. Варианты форм управления Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении. Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем- либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.

Слайд 15





Синтаксические нормы
Речевая ошибка: 
Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.
Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку.
Норма:
Уделять внимание можно чему-то, а не на что-то.
Управляемое слово стоит не в том падеже, которого требует управляющее слово:
заведующая (чем?) — кафедрой,
согласно (чему?) — приказу.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Речевая ошибка: Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку. Норма: Уделять внимание можно чему-то, а не на что-то. Управляемое слово стоит не в том падеже, которого требует управляющее слово: заведующая (чем?) — кафедрой, согласно (чему?) — приказу.

Слайд 16





Синтаксические нормы
Возможные речевые отклонения:  
•Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.
В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба этих слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. 
Сказуемые придумал и восхищается имеют одно зависимое слово теорией, которое стоит в т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п. (придумал (кем? чем?)…) – следовательно, данное предложение построено неверно. Норма: Раскольников придумал (что?) свою теорию и восхищается (чем?) ею.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Возможные речевые отклонения: •Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово. В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба этих слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Сказуемые придумал и восхищается имеют одно зависимое слово теорией, которое стоит в т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п. (придумал (кем? чем?)…) – следовательно, данное предложение построено неверно. Норма: Раскольников придумал (что?) свою теорию и восхищается (чем?) ею.

Слайд 17





Синтаксические нормы
4. Употребление предлогов
Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют употребления дательного падежа. Речевая ошибка:  согласно расписания.  Норма: согласно расписанию
2. Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др. и родительного падежа сущ. Речевая ошибка:  Вследствие печальным  обстоятельствам. Норма: Вследствие печальных обстоятельств
3. Предлог ПО  значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом: 
Речевая ошибка: по окончанию,  по прибытию, по приезду, по истечению срока
Норма: по окончании, по приезде, по прибытии, по истечении срока
Описание слайда:
Синтаксические нормы 4. Употребление предлогов Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют употребления дательного падежа. Речевая ошибка: согласно расписания. Норма: согласно расписанию 2. Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др. и родительного падежа сущ. Речевая ошибка: Вследствие печальным обстоятельствам. Норма: Вследствие печальных обстоятельств 3. Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом: Речевая ошибка: по окончанию, по прибытию, по приезду, по истечению срока Норма: по окончании, по приезде, по прибытии, по истечении срока

Слайд 18





Синтаксические нормы
Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе?
Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. 
Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога (по ком?) по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе? Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога (по ком?) по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.

Слайд 19





Синтаксические нормы
 Особого внимания требуют предлоги на и в. Неправильный выбор предлогов в или на влияет на значение высказывания, хотя оба предлога имеют общее значение направления дви­жения (куда?) или местонахождения (где?): в море (в глубине моря) и на море (на поверхности моря).
В настоящее время в употреблении этих предлогов нет однозначного выбора. Так, например, в одних случаях, указывая направление движения, правильно говорить в Одессу, в Сибирь, в горы, а в другом — на Кавказ, на море, на Байкал. Правильность выбора можно проверить через подбор предлогов-антонимов.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Особого внимания требуют предлоги на и в. Неправильный выбор предлогов в или на влияет на значение высказывания, хотя оба предлога имеют общее значение направления дви­жения (куда?) или местонахождения (где?): в море (в глубине моря) и на море (на поверхности моря). В настоящее время в употреблении этих предлогов нет однозначного выбора. Так, например, в одних случаях, указывая направление движения, правильно говорить в Одессу, в Сибирь, в горы, а в другом — на Кавказ, на море, на Байкал. Правильность выбора можно проверить через подбор предлогов-антонимов.

Слайд 20





Синтаксические нормы
Приведем еще несколько примеров предложного управления:
беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
•возмутиться его словам – обидеться на его слова;
•вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
•дивиться терпению – восхищаться терпением;
•добраться до села – подъехать к селу;
•идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
•извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
•неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
•обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
•обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью; 
•озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
•опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
•осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
•отзыв о монографии – рецензия на монографию;
Описание слайда:
Синтаксические нормы Приведем еще несколько примеров предложного управления: беспокоиться о сыне – тревожиться за сына; •возмутиться его словам – обидеться на его слова; •вопрос о строительстве – проблемы со строительством; •дивиться терпению – восхищаться терпением; •добраться до села – подъехать к селу; •идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой; •извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир; •неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой; •обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом; •обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью; •озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела; •опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования; •осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге; •отзыв о монографии – рецензия на монографию;

Слайд 21





Синтаксические нормы
Приведем еще несколько примеров предложного управления:
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
•отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
•показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
•превосходство над ним – преимущество перед ним;
•предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
•преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
•препятствовать развитию – тормозить развитие;
•привычный для нас – знакомый нам;
•прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
•приоритет в открытии – патент на открытие;
•разобраться в делах – распутаться с делами;
•сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
•типично для него – свойственно ему;
•уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
•характерно для него – присуще ему;
•истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Приведем еще несколько примеров предложного управления: отразиться на результатах – оказать влияние на результаты; •отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу; •показывать мощь – свидетельствовать о мощи; •превосходство над ним – преимущество перед ним; •предостеречь от опасности – предупредить об опасности; •преисполненный тревоги – проникнутый тревогой; •препятствовать развитию – тормозить развитие; •привычный для нас – знакомый нам; •прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу; •приоритет в открытии – патент на открытие; •разобраться в делах – распутаться с делами; •сказаться на экономике – оказать влияние на экономику; •типично для него – свойственно ему; •уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме; •характерно для него – присуще ему; •истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.

Слайд 22





Синтаксические нормы
Возможные речевые отклонения:  
•Пропуск предлога при однородных членах.
Речевая ошибка: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить предлог в, так как это слово не употребляется с предлогом на. Норма: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
•Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
Речевая ошибка. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
Апельсины и бананы являются видовыми понятиями по отношению к слову фрукты, следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Норма: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Возможные речевые отклонения: •Пропуск предлога при однородных членах. Речевая ошибка: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Перед словом скверах необходимо добавить предлог в, так как это слово не употребляется с предлогом на. Норма: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. •Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. Речевая ошибка. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. Апельсины и бананы являются видовыми понятиями по отношению к слову фрукты, следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Норма: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

Слайд 23





Синтаксические нормы
Возможные речевые отклонения:  
•Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
•Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.
Мужчины и дети также являются жителями села.
Описание слайда:
Синтаксические нормы Возможные речевые отклонения: •Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. •Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. Мужчины и дети также являются жителями села.

Слайд 24





Синтаксические нормы
5. Употребление причастных оборотов
1.Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Речевая ошибка: Выполненный план заводом. Норма: План, выполненный заводом или Выполненный заводом план). 
2. Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени. Речевая ошибка: Он пошёл по пути, проложенным его отцом. Норма: по проложенному. В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
Как правильно?
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Норма: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 5. Употребление причастных оборотов 1.Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Речевая ошибка: Выполненный план заводом. Норма: План, выполненный заводом или Выполненный заводом план). 2. Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени. Речевая ошибка: Он пошёл по пути, проложенным его отцом. Норма: по проложенному. В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты: Как правильно? Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Норма: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

Слайд 25





Синтаксические нормы
6. Употребление деепричастных оборотов
При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими действие обозначает действие подлежащего:
Пример: 
Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, я вспомнил)
Но нельзя. Почему?
Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела шляпа.
Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи.
Следовательно, недопустимо использование одиночного деепричастия или деепричастного оборота, в следующих случаях:
Описание слайда:
Синтаксические нормы 6. Употребление деепричастных оборотов При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими действие обозначает действие подлежащего: Пример: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, я вспомнил) Но нельзя. Почему? Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела шляпа. Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи. Следовательно, недопустимо использование одиночного деепричастия или деепричастного оборота, в следующих случаях:

Слайд 26





Синтаксические нормы
6. Употребление деепричастных оборотов
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
1. Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. (Но можно деепричастный оборот заменить придаточным предложением: когда я проезжал ...)
2. Если в безличном предложении есть логическое подлежащее. Выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива:
Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно (можно заменить придаточным предложением).
Но возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении и при инфинитиве, так как в них нет ни логического, ни грамматического подлежащего:
Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.
Переходя улицу, нужно быть внимательным.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 6. Употребление деепричастных оборотов Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях: 1. Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. (Но можно деепричастный оборот заменить придаточным предложением: когда я проезжал ...) 2. Если в безличном предложении есть логическое подлежащее. Выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива: Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно (можно заменить придаточным предложением). Но возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении и при инфинитиве, так как в них нет ни логического, ни грамматического подлежащего: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль. Переходя улицу, нужно быть внимательным.

Слайд 27





Синтаксические нормы
6. Употребление деепричастных оборотов
3. Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием:
Убежав из дома, мальчик был найден родителями. (Два субъекта: убежал мальчик, нашли родители).
Норма: Убежавший из дома мальчик...
Исправьте ошибки в следующих предложениях:
Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.
Починив карандаш, он опять сломался.
Осмелившись выступить с критикой в адрес отдельных лженаучных исследований, молодой ученый был уволен.
Описание слайда:
Синтаксические нормы 6. Употребление деепричастных оборотов 3. Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием: Убежав из дома, мальчик был найден родителями. (Два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Норма: Убежавший из дома мальчик... Исправьте ошибки в следующих предложениях: Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры. Починив карандаш, он опять сломался. Осмелившись выступить с критикой в адрес отдельных лженаучных исследований, молодой ученый был уволен.

Слайд 28





Синтаксические нормы
7. Употребление прямой и косвенной речи
Чужая речь в общении чаще всего передается:
Норма: а) с помощью бессоюзного сложного предложения с особой интонацией – оформляется как прямая речь: Например, Студенты сказали профессору: «Нам нужна консультация перед экзаменом»;
б) сложноподчиненным предложением – косвенной речью: Студенты сказали профессору, что им нужна консультация перед экзаменом;
Описание слайда:
Синтаксические нормы 7. Употребление прямой и косвенной речи Чужая речь в общении чаще всего передается: Норма: а) с помощью бессоюзного сложного предложения с особой интонацией – оформляется как прямая речь: Например, Студенты сказали профессору: «Нам нужна консультация перед экзаменом»; б) сложноподчиненным предложением – косвенной речью: Студенты сказали профессору, что им нужна консультация перед экзаменом;

Слайд 29





Синтаксические нормы
в) точным цитированием или вводной конструкцией со значением источника информации (в книжных стилях);
Речевая ошибка: распространена при передаче чужой речи ошибка, вызванная смешением прямой и косвенной речи: Студенты сказали профессору, что нам нужна консультация перед экзаменом; Родители сказали детям, что мы поедем на дачу. 
•Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Норма: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
Описание слайда:
Синтаксические нормы в) точным цитированием или вводной конструкцией со значением источника информации (в книжных стилях); Речевая ошибка: распространена при передаче чужой речи ошибка, вызванная смешением прямой и косвенной речи: Студенты сказали профессору, что нам нужна консультация перед экзаменом; Родители сказали детям, что мы поедем на дачу. •Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Норма: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».

Слайд 30





Синтаксические нормы
•Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. 
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
Норма: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
•Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.
Я не заметил, что находится ли он в комнате.
Норма: Я не заметил, находится ли он в комнате.
Описание слайда:
Синтаксические нормы •Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Норма: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье. •Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли. Я не заметил, что находится ли он в комнате. Норма: Я не заметил, находится ли он в комнате.

Слайд 31





Культура речи
тема Стили русского языка
преподаватель Н.П. Павлова, 
канд. филол.н., доцент
Описание слайда:
Культура речи тема Стили русского языка преподаватель Н.П. Павлова, канд. филол.н., доцент

Слайд 32





Стили русского языка
План
Понятие функционального стиля языка
Сравнение разных стилей
Характеристика разговорного стиля
Характеристика официально-делового стиля
Характеристика научного стиля 
Характеристика публицистического стиля
Характеристика литературно- художественного стиля
Описание слайда:
Стили русского языка План Понятие функционального стиля языка Сравнение разных стилей Характеристика разговорного стиля Характеристика официально-делового стиля Характеристика научного стиля Характеристика публицистического стиля Характеристика литературно- художественного стиля

Слайд 33





Стили русского языка
Описание слайда:
Стили русского языка

Слайд 34





Стили русского языка
Стиль (греч. стило — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию.
Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, используемая в определенной сфере человеческого общения и частично отличающаяся от других разновидностей по основным параметрам – лексическим, грамматическим, фонетическим.
Описание слайда:
Стили русского языка Стиль (греч. стило — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, используемая в определенной сфере человеческого общения и частично отличающаяся от других разновидностей по основным параметрам – лексическим, грамматическим, фонетическим.

Слайд 35





Стили русского языка
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют функциональные стили:
•	научный,
•	официально-деловой,
•	газетно-публицистический,
•	художественный (выделяется не всеми лингвистами),
•	разговорно-обиходный.
Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным.
Описание слайда:
Стили русского языка В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют функциональные стили: • научный, • официально-деловой, • газетно-публицистический, • художественный (выделяется не всеми лингвистами), • разговорно-обиходный. Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным.

Слайд 36





Стили русского языка
Пример:
Разговорный стиль — Знаете, я вот как-то раз в степи побывал...
Научный стиль — Степями принято называть равнинные пространства, которые...
Художественный стиль — Степь чем далее, тем становилась прекраснее...
Публицистический стиль — Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?...
Официально-деловой стиль — Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.
Описание слайда:
Стили русского языка Пример: Разговорный стиль — Знаете, я вот как-то раз в степи побывал... Научный стиль — Степями принято называть равнинные пространства, которые... Художественный стиль — Степь чем далее, тем становилась прекраснее... Публицистический стиль — Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?... Официально-деловой стиль — Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.

Слайд 37





Стили русского языка
Особенности стиля проявляются:
в сфере применения (где используется?)
в функциях стиля (зачем используется?)
в ведущих стилевых чертах
в используемых языковых средствах
в жанрах
Описание слайда:
Стили русского языка Особенности стиля проявляются: в сфере применения (где используется?) в функциях стиля (зачем используется?) в ведущих стилевых чертах в используемых языковых средствах в жанрах

Слайд 38





Стили русского языка
Сравнение стилей
Описание слайда:
Стили русского языка Сравнение стилей

Слайд 39





Стили русского языка
Сравнение стилей
Описание слайда:
Стили русского языка Сравнение стилей

Слайд 40





Стили русского языка
Описание слайда:
Стили русского языка

Слайд 41





Стили русского языка
Сравнение стилей
Описание слайда:
Стили русского языка Сравнение стилей

Слайд 42





Стили русского языка
Сравнение стилей
Описание слайда:
Стили русского языка Сравнение стилей

Слайд 43





Стили русского языка
Сравнение стилей
Описание слайда:
Стили русского языка Сравнение стилей

Слайд 44





Стили русского языка
Разговорный стиль
Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только устную.
Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь – некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, участие коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность.
Описание слайда:
Стили русского языка Разговорный стиль Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только устную. Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь – некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, участие коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность.

Слайд 45





Стили русского языка
Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. (- Пойдешь на зачет? - Ну...) В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.
Описание слайда:
Стили русского языка Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. (- Пойдешь на зачет? - Ну...) В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.

Слайд 46





Стили русского языка
Пример разговорного стиля:
Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?
Описание слайда:
Стили русского языка Пример разговорного стиля: Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

Слайд 47





Стили русского языка
Научный стиль:
Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию.
Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.
Описание слайда:
Стили русского языка Научный стиль: Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию. Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

Слайд 48





Стили русского языка
Пример научного стиля:
Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.
Описание слайда:
Стили русского языка Пример научного стиля: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Слайд 49





Стили русского языка
Официально-деловой стиль:
Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила.
Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.
Описание слайда:
Стили русского языка Официально-деловой стиль: Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила. Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

Слайд 50





Стили русского языка
Пример официально-делового стиля:
Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».
Описание слайда:
Стили русского языка Пример официально-делового стиля: Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Слайд 51





Стили русского языка
Публицистический стиль:
В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах. 
Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль.
Описание слайда:
Стили русского языка Публицистический стиль: В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах. Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль.

Слайд 52





Стили русского языка
Пример публицистический стиль:
Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.
Описание слайда:
Стили русского языка Пример публицистический стиль: Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Слайд 53





Стили русского языка
Художественный стиль:
Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль.
Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.
Описание слайда:
Стили русского языка Художественный стиль: Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль. Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Слайд 54





Стили русского языка
Пример художественного стиля:
Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города. 
Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:
– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.
Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…
Описание слайда:
Стили русского языка Пример художественного стиля: Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города. Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены: – Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком. Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

Слайд 55





Стили русского языка
Взаимодействие стилей:
В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение лексических средств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственные им сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова в несвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью (например, создание положительной оценочности высказывания, эффекта наглядности — разумная ценовая политика, гибкая система скидок (официально-деловая речь), оно является оправданным, усиливает воздействующую силу высказывания. Если же стилистически окрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определенной коммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка (например; областной форум тружеников животноводческих ферм; задействовать человеческий фактор (официально-деловая речь).
Описание слайда:
Стили русского языка Взаимодействие стилей: В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение лексических средств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственные им сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова в несвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью (например, создание положительной оценочности высказывания, эффекта наглядности — разумная ценовая политика, гибкая система скидок (официально-деловая речь), оно является оправданным, усиливает воздействующую силу высказывания. Если же стилистически окрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определенной коммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка (например; областной форум тружеников животноводческих ферм; задействовать человеческий фактор (официально-деловая речь).

Слайд 56





Стили русского языка
Вывод: 
Итак, стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом и выступают как формы существования языка.
Описание слайда:
Стили русского языка Вывод: Итак, стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом и выступают как формы существования языка.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию