🗊Презентация Математические парадоксы и софизмы

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Математические парадоксы и софизмы, слайд №1Математические парадоксы и софизмы, слайд №2Математические парадоксы и софизмы, слайд №3Математические парадоксы и софизмы, слайд №4Математические парадоксы и софизмы, слайд №5Математические парадоксы и софизмы, слайд №6Математические парадоксы и софизмы, слайд №7Математические парадоксы и софизмы, слайд №8Математические парадоксы и софизмы, слайд №9Математические парадоксы и софизмы, слайд №10Математические парадоксы и софизмы, слайд №11Математические парадоксы и софизмы, слайд №12Математические парадоксы и софизмы, слайд №13Математические парадоксы и софизмы, слайд №14Математические парадоксы и софизмы, слайд №15Математические парадоксы и софизмы, слайд №16Математические парадоксы и софизмы, слайд №17Математические парадоксы и софизмы, слайд №18Математические парадоксы и софизмы, слайд №19Математические парадоксы и софизмы, слайд №20Математические парадоксы и софизмы, слайд №21Математические парадоксы и софизмы, слайд №22Математические парадоксы и софизмы, слайд №23Математические парадоксы и софизмы, слайд №24Математические парадоксы и софизмы, слайд №25Математические парадоксы и софизмы, слайд №26Математические парадоксы и софизмы, слайд №27Математические парадоксы и софизмы, слайд №28Математические парадоксы и софизмы, слайд №29

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Математические парадоксы и софизмы. Доклад-сообщение содержит 29 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Математические парадоксы и софизмы
	МОАУ «Гимназия №2»
	 г.Оренбург
Описание слайда:
Математические парадоксы и софизмы МОАУ «Гимназия №2» г.Оренбург

Слайд 2






Песенка, сочинённая английским студентом
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?
 
      Не философия, а мечта лентяев!
Описание слайда:
Песенка, сочинённая английским студентом Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. Чем больше забываешь, тем меньше знаешь. Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться? Не философия, а мечта лентяев!

Слайд 3





Почему я взялся за эту работу?
Описание слайда:
Почему я взялся за эту работу?

Слайд 4







Цель: изучить данную тему и создать презентацию
            для использования ее на уроках.
Задачи:
Дать определение понятиям «софизм» и «парадоксы»; узнать, в чем их отличие. 
 Классифицировать различные виды софизмов и парадоксов.
Понять, как найти в них ошибку.
Составить компьютерную презентацию
Описание слайда:
Цель: изучить данную тему и создать презентацию для использования ее на уроках. Задачи: Дать определение понятиям «софизм» и «парадоксы»; узнать, в чем их отличие. Классифицировать различные виды софизмов и парадоксов. Понять, как найти в них ошибку. Составить компьютерную презентацию

Слайд 5





Математические софизмы
Описание слайда:
Математические софизмы

Слайд 6





              Парадоксы
Описание слайда:
Парадоксы

Слайд 7





А теперь немного истории…
        В Греции софистами называли и простых ораторов- философов-учителей, задачей которых было научить своих учеников «мыслить, говорить и делать».  
		Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения.
           Парадоксы были типичными способами постановки вопроса в античном мышлении. За свою историю математика испытала три сильнейших потрясения, три кризиса, которые касались ее основ. И все три сопровождались обнаружением парадоксов.
Описание слайда:
А теперь немного истории… В Греции софистами называли и простых ораторов- философов-учителей, задачей которых было научить своих учеников «мыслить, говорить и делать». Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения. Парадоксы были типичными способами постановки вопроса в античном мышлении. За свою историю математика испытала три сильнейших потрясения, три кризиса, которые касались ее основ. И все три сопровождались обнаружением парадоксов.

Слайд 8






В своей работе я рассмотрел
много математических софизмов
и сейчас приведу примеры
некоторых из них.
Описание слайда:
В своей работе я рассмотрел много математических софизмов и сейчас приведу примеры некоторых из них.

Слайд 9





Алгебраические софизмы.
Описание слайда:
Алгебраические софизмы.

Слайд 10





 «Два неодинаковых натуральных числа равны между собой»
 «Два неодинаковых натуральных числа равны между собой»
решим систему двух уравнений
                                          


Сделаем это подстановкой у из 2-го уравнения в 1, получаем х+8-х=6, откуда 8=6
Где ошибка
Уравнение (2) можно записать как  х+2у=8, так что исходная система запишется в виде:
     Х+2у=6, Х+2у=8
В этой системе уравнений коэффициенты при переменных одинаковы, а правые части не равны между собой, из этого следует, что система несовместна, т.е. не имеет ни одного решения. Графически это означает, что прямые
 у=3-х/2 и у=4-х/2 параллельны и не совпадают. 
Перед тем, как решать систему линейных уравнений, полезно проанализировать, имеет ли система единственное решение, бесконечно много решений или не имеет решений вообще.
Описание слайда:
«Два неодинаковых натуральных числа равны между собой» «Два неодинаковых натуральных числа равны между собой» решим систему двух уравнений Сделаем это подстановкой у из 2-го уравнения в 1, получаем х+8-х=6, откуда 8=6 Где ошибка Уравнение (2) можно записать как х+2у=8, так что исходная система запишется в виде: Х+2у=6, Х+2у=8 В этой системе уравнений коэффициенты при переменных одинаковы, а правые части не равны между собой, из этого следует, что система несовместна, т.е. не имеет ни одного решения. Графически это означает, что прямые у=3-х/2 и у=4-х/2 параллельны и не совпадают. Перед тем, как решать систему линейных уравнений, полезно проанализировать, имеет ли система единственное решение, бесконечно много решений или не имеет решений вообще.

Слайд 11





 
«Уравнение x-a=0 не имеет корней»
   Дано уравнение x-a=0. Разделив обе части этого уравнения на x-a, получим, что 1=0. Поскольку это равенство неверное, то это означает, что исходное уравнение не имеет корней. 
   Где ошибка?
   Поскольку x=a – корень уравнения, то, разделив на выражение x-a обе его части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0.
Описание слайда:
«Уравнение x-a=0 не имеет корней» Дано уравнение x-a=0. Разделив обе части этого уравнения на x-a, получим, что 1=0. Поскольку это равенство неверное, то это означает, что исходное уравнение не имеет корней. Где ошибка? Поскольку x=a – корень уравнения, то, разделив на выражение x-a обе его части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0.

Слайд 12





 
  
 «Все числа равны между собой»

    .
 возьмём числа    a < b, 
тогда существует такое c > 0, что: a + c = b 
умножим обе части на (a − b), имеем:  (a + c)(a − b) = b(a − b) 
 a2 + ca − ab − cb = ba − b2 
cb переносим вправо, имеем:
a2 + ca − ab = ba − b2 + cb 
  a(a + c − b) = b(a − b + c) отсюда a = b 
Где ошибка?
По определению : a + c = b
Значит, a + c − b = 0 
И выражение   a(a + c − b) = b(a + c − b) 
Тождественно  a ∙ 0 = b ∙ 0.
Описание слайда:
  «Все числа равны между собой» . возьмём числа a < b, тогда существует такое c > 0, что: a + c = b умножим обе части на (a − b), имеем: (a + c)(a − b) = b(a − b) a2 + ca − ab − cb = ba − b2 cb переносим вправо, имеем: a2 + ca − ab = ba − b2 + cb a(a + c − b) = b(a − b + c) отсюда a = b Где ошибка? По определению : a + c = b Значит, a + c − b = 0 И выражение a(a + c − b) = b(a + c − b) Тождественно a ∙ 0 = b ∙ 0.

Слайд 13











 Арифметика - (греч. arithmetika, от arithmys — число), наука о числах, в первую очередь о натуральных (целых положительных) числах и (рациональных) дробях, и действиях над ними. Так что же такое арифметические софизмы? 
Арифметические софизмы – это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, не заметную с первого взгляда.
Описание слайда:
Арифметика - (греч. arithmetika, от arithmys — число), наука о числах, в первую очередь о натуральных (целых положительных) числах и (рациональных) дробях, и действиях над ними. Так что же такое арифметические софизмы? Арифметические софизмы – это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, не заметную с первого взгляда.

Слайд 14





    «Дважды два  -  пять»
  Напишем тождество 4:4=5:5. 
  Вынесем из каждой части тождества общие
  множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или 
   Так как 1:1=1, то сократим и получим  
  
 Где ошибка?
   Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).
Описание слайда:
«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5. Вынесем из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или Так как 1:1=1, то сократим и получим Где ошибка? Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).

Слайд 15





       «Пять равно шести»
   Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.
   В  каждой  части вынесем за скобки общий множитель: 
   5(7+2-9)=6(7+2-9).
   Теперь, получим, что 5=6. 
Где ошибка?
   Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число 
   7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать. 
   Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
Описание слайда:
«Пять равно шести» Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54. В каждой части вынесем за скобки общий множитель: 5(7+2-9)=6(7+2-9). Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка? Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число 7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать. Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

Слайд 16





 
«Один рубль не равен ста копейкам»
    Известно, что любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т. е.если
     а = b и c = d, то ac = bd.
    Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам  и 
                      10 рублей = 1000 копеек
   Перемножая эти равенства почленно, получим
                      10 рублей = 100 000 копеек
    и разделив последнее равенство на 10, получим, что
                       1 рубль = 10 000 копеек
   Таким образом, 
           один рубль не равен ста копейкам.
Описание слайда:
«Один рубль не равен ста копейкам» Известно, что любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т. е.если а = b и c = d, то ac = bd. Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам и 10 рублей = 1000 копеек Перемножая эти равенства почленно, получим 10 рублей = 100 000 копеек и разделив последнее равенство на 10, получим, что 1 рубль = 10 000 копеек Таким образом, один рубль не равен ста копейкам.

Слайд 17





«Один рубль не равен ста копейкам»
Где ошибка? 
Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
Описание слайда:
«Один рубль не равен ста копейкам» Где ошибка? Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.

Слайд 18





Геометрические  софизмы 
             Это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или противоречивое утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними
Описание слайда:
Геометрические софизмы Это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или противоречивое утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними

Слайд 19


Математические парадоксы и софизмы, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20






 
            «Все треугольники равнобедренные»
Описание слайда:
  «Все треугольники равнобедренные»

Слайд 21





 «Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра»
 «Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра»
Описание слайда:
«Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра» «Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра»

Слайд 22





      Задача о треугольнике
Описание слайда:
Задача о треугольнике

Слайд 23





       Парадокс  «Разность квадратов»
1) а²-а² = а²-а² - имеем равенство
2) а(а-а) = (а+а)(а-а) – в первой части вынесем общий множитель за скобки, а во второй воспользуемся формулой
3) а = а+а – сократим на общий множитель (а-а)
4) а = 2а.
Описание слайда:
Парадокс «Разность квадратов» 1) а²-а² = а²-а² - имеем равенство 2) а(а-а) = (а+а)(а-а) – в первой части вынесем общий множитель за скобки, а во второй воспользуемся формулой 3) а = а+а – сократим на общий множитель (а-а) 4) а = 2а.

Слайд 24





Парадокс  «Закономерность»
Какое число следующее?
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, ...
Ответ:  144, т.к.
данный ряд является числами Фибоначчи, где каждое число – сумма двух предыдущих.
Описание слайда:
Парадокс «Закономерность» Какое число следующее? 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, ... Ответ: 144, т.к. данный ряд является числами Фибоначчи, где каждое число – сумма двух предыдущих.

Слайд 25





Анкетирование

 1. Укажите ваш пол. 
2.Знакомы  ли вам понятия математический «софизм» и «парадокс»?
3. Если, отвечая на предыдущий вопрос, вы ответили  
    положительно, постарайтесь дать определения этих 
    понятий.
4. Приводились ли примеры софизмов и парадоксов на уроках математики?  
     (Ответ при условии положительного ответа на предыдущий вопрос)   
 5. Хотели бы вы больше узнать о математических парадоксах и софизмах? 
 
Описание слайда:
Анкетирование 1. Укажите ваш пол. 2.Знакомы ли вам понятия математический «софизм» и «парадокс»? 3. Если, отвечая на предыдущий вопрос, вы ответили положительно, постарайтесь дать определения этих понятий. 4. Приводились ли примеры софизмов и парадоксов на уроках математики? (Ответ при условии положительного ответа на предыдущий вопрос) 5. Хотели бы вы больше узнать о математических парадоксах и софизмах?  

Слайд 26





Вывод!
Описание слайда:
Вывод!

Слайд 27





Заключение
   Я познакомился с увлекательной  темой, узнал  много нового, научился решать задачки на софизмы, находить в них ошибку, разбираться в парадоксах. 
    Тема моей работы далеко не исчерпана. Я рассмотрел лишь некоторые, самые известные примеры софизмов и парадоксов. На самом деле их намного больше.  
   Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но еще может пригодиться в жизни.
Описание слайда:
Заключение Я познакомился с увлекательной темой, узнал много нового, научился решать задачки на софизмы, находить в них ошибку, разбираться в парадоксах. Тема моей работы далеко не исчерпана. Я рассмотрел лишь некоторые, самые известные примеры софизмов и парадоксов. На самом деле их намного больше. Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но еще может пригодиться в жизни.

Слайд 28





Литература 

 

1. Lietzman W.  Wo steckt der Fehler? Mathematische Trugschlüsse und Warnzeichen. – Leipzig? 1952  

2. Аменицкий Н. Математические развлечения и любопытные приемы мышления. – М., 1912 

3. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность. – М.; Л., 1934 

4. Больцано Б.  Парадоксы бесконечного. – Одесса, 1911 

5. Брадис В. М., Харчева А. К. Ошибки в математических рассуждениях. – М., 1938 

6. Горячев Д. Н., Воронец А. М. Задачи, вопросы и софизмы для любителей математики. – М., 1903 

7. Литцман В., Трир Ф. Где ошибка? – СПб., 1919 

8. Лямин А. А.  Математические парадоксы и интересные задачи. – М., 1911 

9.  Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. – М.: Просвещение, 2003  

10. Обреимов В. И. Математические софизмы. – 2-е изд. – СПб., 1889.
Описание слайда:
Литература 1. Lietzman W.  Wo steckt der Fehler? Mathematische Trugschlüsse und Warnzeichen. – Leipzig? 1952  2. Аменицкий Н. Математические развлечения и любопытные приемы мышления. – М., 1912 3. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность. – М.; Л., 1934 4. Больцано Б.  Парадоксы бесконечного. – Одесса, 1911 5. Брадис В. М., Харчева А. К. Ошибки в математических рассуждениях. – М., 1938 6. Горячев Д. Н., Воронец А. М. Задачи, вопросы и софизмы для любителей математики. – М., 1903  7. Литцман В., Трир Ф. Где ошибка? – СПб., 1919 8. Лямин А. А.  Математические парадоксы и интересные задачи. – М., 1911 9.  Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. – М.: Просвещение, 2003   10. Обреимов В. И. Математические софизмы. – 2-е изд. – СПб., 1889.

Слайд 29


Математические парадоксы и софизмы, слайд №29
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию